Транспортный налог за 2014 год
С этого года вступают в силу изменения в законодательстве, касающиеся транспортного налога. Например, теперь налогоплательщики должны ориентироваться на ставки, порядок и сроки уплаты этого налога, установленные в регионе. При этом расчет транспортного налога за 2014 год остался прежним.
Ряд изменений, не влияющих на расчет налога, вступил в силу с 2015 года. В частности, уточнено, что, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 28 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. Также законодатель конкретизировал две категории налогоплательщиков транспортного налога: это организации и физические лица. Индивидуальные предприниматели теперь будут платить налог как физические лица; кстати, для данной категории налогоплательщиков налог теперь уплачивается в срок не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, независимо от фактической эксплуатации транспортного средства.
Кроме того, с 2015 года налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу с учетом повышающего коэффициента, указанного в п. 2 ст. 362 НК РФ. Срок уплаты авансовых платежей не изменяется (по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки).
Также во многих регионах повысились налоговые ставки. Например, в Волгоградской области налоговая ставка на автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно составляет 9,00 руб. с каждой лошадиной силы.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Декларация по транспортному налогу
Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу (п. 1 ст. 363.1 НК РФ). С 01 января 2011 года в течение налогового периода расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу в налоговый орган не представляются.
Налоговые декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Право изменять этот срок субъектам РФ не предоставлено (письмо Минфина России от 15.03.2006 № 03-06-04-04/08).
При отсутствии у организации транспортных средств, являющихся объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, организация налогоплательщиком не признается, соответственно, представлять декларации по транспортному налогу не должна. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, декларацию по транспортному налогу не представляют.
Форма налоговой декларации по транспортному налогу, а также порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/[email protected] За 2014 год необходимо отчитываться по этой форме с учетом изменений, внесенных приказом ФНС России от 25.04.2014 № ММВ-7-11/[email protected]
Особенности подачи декларации при реорганизации
ВАЖНО В РАБОТЕ
Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) в порядке, установленном ст. 50 НК РФ.
Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов его правопреемником (правопреемниками). Следовательно, правопреемник (правопреемники) уплачивает транспортный налог в сроки, установленные законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ). Также правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков (п. 2 ст. 50 НК РФ).
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 80 НК РФ). Таким образом, при реорганизации юридического лица налоговая декларация по транспортному налогу в налоговый орган представляется правопреемником (правопреемниками) в порядке, предусмотренном ст. 363.1 НК РФ. При этом последний налоговый период для реорганизованной организации определяется в порядке, установленном п. 3 ст. 55 НК РФ.
Если транспортные средства реорганизованной организации переходят правопреемнику, правопреемник реорганизованной организации обязан представить единую декларацию по транспортному налогу за весь налоговый период. В декларации необходимо исчислить сумму транспортного налога в отношении всех транспортных средств, ранее принадлежавших реорганизованной организации и принятых на баланс вновь возникшими юридическими лицами (письма ФНС России от 11.11.2010 № ШС-37-3/15203, УФНС России по г. Москве от 24.05.2011 № 16-15/[email protected]).
При представлении в налоговый орган по месту учета организацией-правопреемником декларации за последний налоговый период и уточненных деклараций за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое) в Титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «260» или «216» (приложение № 3 к Порядку заполнения декларации, утвержденному приказом ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/[email protected]), а в верхней его части указываются ИНН и КПП правопреемника. В реквизите «налогоплательщик» указывается наименование реорганизованной организации. Код ОКТМО указывается того муниципального образования, на территории которого находилась реорганизованная организация или ее обособленные подразделения. В реквизите «ИНН/КПП реорганизованной организации» указываются, соответственно, ИНН и КПП, которые были присвоены организации до реорганизации налоговым органом по месту ее нахождения. Коды форм реорганизации и код ликвидации организации приведены в приложении № 2 к Порядку.
Налоговая база по транспортному налогу
Налоговая база по транспортному налогу определяется:
1) как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (л. с.) – в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ.
Мощность двигателя устанавливается исходя из технической документации на соответствующее ТС и указывается в регистрационных документах, в частности, в паспорте транспортного средства (ПТС) (п. 18 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177).
Согласно п. 19 Методических рекомендаций в случае, если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), соответствующий перерасчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в киловаттах, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент: 1 кВт = 1,35962 л. с.). Это равносильно выражению 1 л. с. = 0,73549875 кВт (письмо Минпромторга России от 18.10.2012 № 20-3729). При этом округление конечного результата должно производиться с точностью до второго знака после запятой.
Мощность двигателя автомобиля в ПТС в лошадиных силах не указана. Согласно ПТС мощность двигателя в метрических единицах мощности составляет 184 кВт.
Налоговая база в целях исчисления транспортного налога составит:
184 кВт х 1,35962 = 250,17 л. с.
2) как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы – в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя (пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ);
3) как валовая вместимость в регистровых тоннах – в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость (пп. 2 п. 1 ст. 359 НК РФ). Валовая вместимость устанавливается исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах (п. 21 Методических рекомендаций);
4) как единица транспортного средства в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пп.пп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ. К водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, например, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения (п. 23 Методических рекомендаций).
ПЕРВОИСТОЧНИК
Налоговая база определяется по каждому транспортному средству в отношении транспортных средств, указанных в пп.пп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ. В отношении транспортных средств, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно.
— Пункт 2 ст. 359 НК РФ.
В случае расхождения сведений, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на ТС, принимаются данные, содержащиеся в технической документации. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на ТС для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, представленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ (п. 22 Методических рекомендаций, п. 2 письма УМНС РФ по г. Санкт-Петербургу от 26.06.2003 № 07-04/1307). По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством (п. 20 Методических рекомендаций).
ПОЗИЦИЯ МИНФИНА
В целях исчисления транспортного налога по гибридным автомобилям (автомобилям, имеющим двигатели, работающие на разных видах энергии, например, бензиновый и электродвигатель) учитывается совокупная или суммарная мощность двух двигателей в качестве налоговой базы по транспортному налогу.
— Письмо Минфина России от 31.10.2012 № 03-05-07-04/18.
Порядок исчисления транспортного налога
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено ст. 362 НК РФ.
Формула для исчисления транспортного налога:
ТН = НБ х СТН,
где
ТН – транспортный налог (за налоговый период) (руб.);
НБ – налоговая база, определенная в соответствии со ст. 359 НК РФ;
СТН – ставка транспортного налога (руб.).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями за налоговый период, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении транспортного налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).
Налогоплательщиками-организациями, исчисляющими и уплачивающими авансовые платежи по отчетным периодам, сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется по формуле:
ТН = ( НБ х СТН) – САП,
где
ТН – транспортный налог (за налоговый период) (руб.);
НБ – налоговая база, определенная в соответствии со ст. 359 НК РФ;
СТН – ставка транспортного налога (руб.);
САП – сумма авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (руб.).
Коэффициент, учитывающий период владения транспортным средством
В случае регистрации транспортного средства и(или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа) производится с учетом коэффициента. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Коэффициент, учитывающий период владения транспортным средством, определяется по формуле:
К = МП : МК,
где
МП – число полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика;
МК – число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за один полный месяц (письма Минфина России от 19.09.2012 № 03-05-06-04/163, от 31.08.2011 № 03-05-06-04/269).
Если в течение налогового периода собственник менялся, налог уплачивается и прежним, и новым владельцем транспорта исходя из количества полных месяцев, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на каждого из них (письмо Минфина России от 04.10.2013 № 03-05-06-04/41284). Получается, что за месяц, в котором ТС было продано и куплено, налог уплачивают и прежний, и новый владельцы. Специалисты финансового ведомства разъясняют, что уплата налога каждым из собственников за одно и то же ТС не приводит к двойному налогообложению, поскольку объект налогообложения возникает у разных налогоплательщиков (письма Минфина России от 01.02.2013 № 03-05-06-04/21, от 18.10.2011 № 03-05-06-04/298). Исключением являются случаи перерегистрации одного и того же транспортного средства, осуществленные на одного и того же налогоплательщика в одном месяце, например при договоре лизинга (письмо Минфина России от 25.12.2007 № 03-05-06-04/45).
Транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом обложения налогом на период розыска автомобиля при наличии подтверждающих документов (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Причем месяцы угона и возврата автомобиля включаются в период нахождения транспортного средства у владельца.
Пример 1.
В июле текущего года у организации (г. Саратов) угнан автомобиль с мощностью двигателя 127 л. с., о чем заявлено в соответствующий орган и получены документы, подтверждающие факт угона. В ноябре текущего года автомобиль найден и возвращен владельцу. Ставка транспортного налога для данного автомобиля ст. 2 Закона Саратовской области от 25.11.2002 № 109-ЗСО установлена в размере 30 руб./л. с. Предположим, что авансовые платежи по транспортному налогу в данном регионе не предусмотрены.
Период нахождения автомобиля у владельца в целях исчисления транспортного налога составляет 9 месяцев (с января по июль и с ноября по декабрь).
Рассчитаем корректирующий коэффициент для расчета транспортного налога за год:
9 мес. : 12 мес. = 0,75.
Транспортный налог за год составит:
127 л. с. х 30 руб./л. с. х 0,75 = 2857,5 руб.
Если транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, транспортный налог за данный месяц следует уплачивать по месту нахождения транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно будет уплачивать начиная со следующего месяца (письма Минфина России от 27.08.2009 № 03-05-05-04/11, от 27.03.2007 № 03-05-06-04/16).
Пример 2.
На 01 января на балансе организации находился легковой автомобиль, который был зарегистрирован по месту нахождения головной организации. Автомобиль снят с учета в регистрирующих органах 10 июля того же года и передан в обособленное подразделение, находящееся на территории другого субъекта РФ. Автомобиль зарегистрирован 15 июля того же года по месту нахождения обособленного подразделения.
В этом случае уплата транспортного налога и авансовых платежей производится в бюджет по месту нахождения головной организации с января по июль, а по месту нахождения обособленного подразделения – с августа.
Вводная информация
Транспортная декларация, по сути, является отчетом перед налоговой инспекцией о сумме транспортного налога по всем имеющимся у организации транспортным средствам. Сумму транспортного налога, которая отражена в декларации, необходимо уплатить в бюджет.
Плательщиками транспортного налога являются компании, на которых зарегистрированы транспортные средства. Чтобы выяснить, необходимо ли уплачивать налог, следует обратиться к статье 358 НК РФ, где приведен перечень транспорта, являющегося объектом налогообложения.
Подробнее см. статью «Глава 28 НК РФ. Транспортный налог» из серии «Налоговый кодекс для “чайников”».
Ставки на легковые машины в Москве
Налог на легковой автотранспорт рассчитывается следующим образом:
- до 100 лошадиных сил – 12 рублей за единицу;
- от 100 до 125 л.с. – 25 рублей за единицу;
- от 125 до 150 л.с. – 35 рублей за единицу;
- от 150 до 175 л.с. – 45 рублей за единицу;
- от 175 до 200 л.с. – 50 рублей за единицу;
- от 200 до 225 л.с. – 65 за единицу;
- от 225 до 250 л.с. – 75 рублей за единицу;
- больше 250 л.с. – 150 рублей за единицу.