Формула расчета ТЗР на остаток товара
Большинство компаний при этом пользуются методикой, прописанной в статье 320 Налогового Кодекса РФ. Эта формула расчета ТЗР должна распространяться исключительно на транспортные расходы. Остальные же издержки, связанные с продажей, списываются в полном объеме. Таким образом предприятию удастся максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет на предприятии.
Для распределения ТЗР будет справедливо использование следующего варианта расчета:
К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) * 100%, где:
- К – это средний процент транспортных расходов на оставшиеся товары по окончанию месяца;
- ТР0 – это те транспортные расходы, которые приходятся на остаток нереализованных изделий на начало периода;
- ТР1 – транспортные расходы, понесенные в рассматриваемом месяце;
- Т1 – цена приобретения продукции, реализованной в этом периоде;
- Т2 – стоимость приобретения изделий, которые остались нереализованными.
После чего производится расчет транспортных расходов на остаток товара путем перемножения показателей Т2 и К.
Пример. рассчитывает транспортные расходы на остаток товара. За апрель 2021 года было продано изделий общей себестоимостью 800 000 рублей. Нереализованными остались товары на сумму 200 000 рублей. Остаток ТЗР на начало месяца составлял 25 000 рублей, а общая сумма ТЗР за апрель – 45 000 рублей. Как рассчитать ТЗР на остаток в таком случае?
Воспользуемся ранее приведенной формулой:
П = (25 000 + 45 000) / (800 000 + 200 000) * 100% = 7%. Следовательно, транспортные расходы на остаток составят: 200 000 * 0,07 = 1 400 рублей.
Причем оставшиеся от прошлого месяца и понесенные расходы за минусом тех, что приходятся на остаток, можно будет списать на себестоимость. То есть предварительно нужно провести расчет ТЗР к списанию: 25 000 + 45 000 – 1 400 = 68 600 рублей.
Что включают в себя транспортные расходы?
Суть ТР зависит от деятельности организации. К примеру, компания производит оборудование, технику, сырье, различные товары. Все единицы продукции предназначены для продажи клиентам. При заключении договора с покупателем нужно транспортировать продукцию из точки А в точку Б. Обычно это ответственность именно продавца. Также компания может приобретать сырье для производства своей продукции. Его доставка тоже потребует средств. Итак, к транспортным расходам относятся:
- Траты на доставку покупаемых объектов (продукции, сырья, ОС).
- Траты на доставку продукции клиентам.
- Затраты на обслуживание собственного автопарка (к ним относятся траты на аренду авто, бензин, ремонт и диагностику машин).
Вопрос: Может ли покупатель потребовать от поставщика возместить убытки в виде оплаты транспортных расходов на возврат некачественного товара и оплаты его хранения по цене, превышающей рыночную? Посмотреть ответ
Транспортные расходы могут быть очень большими. В этом случае они немедленно привлекают к себе внимание управляющего состава компании, налоговых органов. Поэтому бухгалтеру нужно уделять время именно учету трат, связанных с транспортировкой.
ВАЖНО! Обычно затраты на перевозку включаются в стоимость итоговой продукции. Если менеджерский состав принимает решение о снижении стоимости товаров, то имеет смысл оптимизировать транспортные расходы. Выполняется этот процесс на основании информации о тратах, которую можно получить из бухучета. Все данные тщательно анализируются, после чего принимается решение об исключении некоторых источников трат.
К примеру, предприятие содержит собственный автопарк, но машины используются относительно редко. Однако их редкая эксплуатация не исключает сопутствующие траты. Поэтому менеджер принимает решение о расформировании автопарка. Доставка продукции будет осуществляться по договору со сторонней компанией.
Вопрос: Требуется ли для подтверждения транспортных расходов в налоговом учете транспортная накладная, если покупатель для доставки груза заключил договор с экспедитором? Посмотреть ответ
Как рассчитать ТЗР по материалам?
Транспортные расходы предприятия могут быть связаны с покупкой не только готовых товаров, но и материалов, которые в последствии используются в производстве. При этом нужно верно распределить понесенные ТЗР. Сделать это можно несколькими способами в соответствии с ПБУ 5/01:
- применив 15 счет (списываются ТЗР в счет заготовления и приобретения материалов);
- используя отдельный субсчет для ТЗР на счете 10 «Материалы»;
- напрямую включив понесенные ТЗР в стоимость материалов.
Последний вариант позволяет минимизировать расчеты. А в первых двух случаях как рассчитать ТЗР? Формула для списания указана в Методических указаниях отклонения или ТЗР (пункт 87). Расчет нужно производить следующим образом:
К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) * 100%, где:
- К – процент списания ТЗР;
- Откл0 – сумма оставшегося ТЗР на начало периода;
- Откл1 – размер ТЗР, понесенных в рассматриваемом месяце;
- М0 – оставшиеся материалы на начало месяца;
- М1 – сумма приобретенных за месяц материалов.
Причем стоимость материалов берется та, что указана в учетных документах. После чего производится расчет ТЗР по материалам путем перемножения полученного процента на учетную стоимость материалов, списываемых в затраты производства.
Какие виды транспортно-заготовительных расходов подлежат распределению?
Согласно ст. 320 НК РФ порядок списания расходов на реализацию товаров можно представить в виде схемы:
Расходы, отмеченные зелеными кружочками, полностью списываются в месяце их осуществления. А вот расходы, которые отмечены красными кружочками, можно списывать только в части, относящейся к реализованным товарам. Иными словами, стоимость покупки товара и транспортные расходы по его доставке до места хранения (перепродажи) в конце месяца должны распределяться между реализованными и нереализованными товарами.
В стоимость покупки товаров (их фактическую себестоимость) могут быть включены (п. п. 11, 12 ФСБУ 5/2019):
- суммы, уплачиваемые продавцу с учетом всех скидок и накидок (без учета НДС);
- затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования);
- затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (на доработку, сортировку, фасовку, улучшение технических характеристик);
- иные зараты.
С 2021 года учет МПЗ регулирует новый ФСБУ 5/2019 «Запасы», ПБУ 5/01 утратило силу. Какие изменения принес новый стандарт, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности.
Покупная стоимость реализованных товаров списывается одним из способов, который должен быть зафиксирован в учетной политике:
- по стоимости покупки тех товаров, которые были приобретены раньше по отношению к другим товарам (ФИФО);
- по покупной стоимости единицы товара;
- по средней стоимости купленных товаров.
С подробными разъяснениями по списанию стоимости товаров методом средней стоимости вы можете ознакомиться в нашей статье «Порядок списания материалов по средней стоимости».
К транспортным расходам по доставке товара до места его складирования (перепродажи) могут относиться:
- транспортные услуги сторонних организаций;
- услуги по погрузке-выгрузке товаров, их сопровождению;
- материальные расходы на дооборудование транспортных средств (утепление, фиксирующие стеллажи, защитные материалы и др.);
- услуги по краткосрочному хранению товара на ж/д станциях, в речных (морских) портах, аэропортах. Сроки такого хранения должны быть указаны в договоре по транспортировке товара.
С порядком определения суммы транспортных расходов, подлежащих списанию по итогам месяца, подробнее ознакомимся в следующем разделе статьи.
Как рассчитать ТЗР по доставке груза?
Нередко предприятия вынуждены самостоятельно осуществлять доставку груза или оплачивать эту услугу поставщику. В результате конечная стоимость их увеличивается. В связи с этим и появляется необходимость произвести расчет транспортных расходов по доставке груза.
Не все предприятия готовы по каждой партии рассчитывать ТЗР и учитывать их – это требует большого количества времени, да и в подобных расчетах можно легко допустить ошибку. В связи с этим некоторые организации определяют транспортные тарифы в зависимости от расстояния перевозок. Это позволяет быстро производить расчеты. Некоторые даже пользуются государственной системой тарифов.
Можно произвести расчет транспортно-заготовительных расходов в этом случае и более точно, определив стоимость доставки 1 тонны груза на 1 км маршрута.
Похожие статьи
- Нюансы проводок дебет 10 кредит 10
- Транспортно-заготовительные расходы
- Учет транспортных расходов
- Учет транспортных расходов в смете
- Общепроизводственные расходы: формула расчета
Состав транспортных расходов
Согласно пункту 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга в
бухгалтерском учете
в состав транспортных расходов включаются следующие виды затрат:
— оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
— оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
— стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т. п.) и их утепление (солома, опилки, мешковина и т. п.);
— плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;
— плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.
Состав транспортных расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли
, налоговым законодательством не установлен. Попробуем определить перечень этих расходов на основании других нормативных актов. Такое право предоставляет пункт 1 статьи 11 НК РФ. В нем сказано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства России, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Разумеется, если иное не предусмотрено Кодексом.
При определении состава транспортных расходов в налоговом учете организации могут применять Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Так, согласно ОКВЭД класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» включает погрузку и разгрузку грузов и багажа (группа 63.11 «Транспортная обработка грузов»), а также хранение и складирование всех видов грузов (группа 63.12 «Хранение и складирование») и другие виды деятельности, связанные с транспортировкой грузов. Получается, что к транспортным расходам относятся и сопутствующие услуги.
Таким образом, в целях налогового учета можно принять такой же состав транспортных расходов, как и в бухучете. Однако перечень этих расходов надо утвердить в учетной политике по налогообложению.
Если часть товара утрачена в пути
Наталья Гашеева, руководитель отдела методологии и контроля качества аутсорсингового подразделения BDO Россия дала комментарий для журнала «Бухгалтерия: просто, понятно, практично». Если перевозчик уплатил сумму компенсации за утраченный сверх норм товар, налоговой базы не возникает. Отражать сумму компенсации в налоговом учете в составе доходов нет необходимости, поскольку в данном случае владелец товара не получает никакой экономической выгоды. Соответственно, и стоимость утраченного товара не формирует в налоговом учете расходов. ПО УСЛОВИЯМ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ТОВАР ПЕРЕШЛО К ПОКУПАТЕЛЮ В МОМЕНТ ПЕРЕДАЧИ ПЕРЕВОЗЧИКУ. К ПОКУПАТЕЛЮ ТОВАР ПРИШЕЛ С НЕДОСТАЧЕЙ. В ТАКОЙ СИТУАЦИИ ПОСТАВЩИК НИКАКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ НЕСЕТ. ПОЭТОМУ ПОКУПАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПОЛНОСТЬЮ ОПЛАТИТЬ ДОГОВОРНУЮ СТОИМОСТЬ ТОВАРА. ПРИ ЭТОМ НА СКЛАД ПРИХОДУЕТСЯ ТОЛЬКО ФАКТИЧЕСКИ ПОСТУПИВШИЙ ТОВАР, КОТОРЫЙ ПО АССОРТИМЕНТУ И КАЧЕСТВУ СООТВЕТСТВУЕТ УСЛОВИЯМ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ. РАЗБЕРЕМСЯ, КАК ОТРАЗИТЬ НЕДОСТАЧУ В УЧЕТЕ БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ. ЕСЛИ ЧАСТЬ ТОВАРА УТРАЧЕНА В ПУТИ. Бухгалтерский учет При отражении недостач товара нужно руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н). Сначала необходимо определить, какая часть утраченного приходится на естественную убыль, а какая – сверх нее. Для каждой из них предусмотрен свой порядок учета. Естественная убыль Чтобы определить сумму недостач в пределах норм естественной убыли, нужно прежде рассчитать количество (объем), которое утрачено «естественным образом». Нормы естественной убыли различны для разных материально-производственных запасов и разного вида транспорта. Они разрабатываются и утверждаются министерствами и ведомствами (постановление Правительства РФ от 12.11.2002 № 814). К примеру, норма естественной убыли щебня при перевозке автомобильным транспортом навалом составляет 1,3 процента массы перевозимого груза (постановление Госснаба СССР от 08.06.1987 № 78 «Об утверждении норм естественной убыли строительных материалов при перевозках автомобильным транспортом»). Если перевозится, к примеру, 100 000 кг, то естественная убыль составит 1300 кг (100 000 кг × 1,3%). Затем рассчитываем сумму недостачи. Для этого количество недостающих товаров (в пределах норматива) нужно умножить на договорную (продажную) цену поставщика. Другие расходы, в том числе транспортные расходы и НДС, относящийся к ним, при этом не учитываются. Недостача в пределах норм естественной убыли в сумму претензии, выставляемой перевозчику, не включается. Она списывается с кредита счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Одновременно недостающие товары списываются со счета 94 и относятся на транспортно-заготовительные расходы торговой компании. Сверх норм естественной убыли Недостачи товаров сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости.В фактическую себестоимость включаются (п. 58 Методических указаний по учету МПЗ):
- Стоимость недостающих товаров. Чтобы ее определить, нужно количество недостающих товаров сверх норм естественной убыли умножить на договорную (продажную) цену поставщика (без НДС). По подакцизным товарам в договорную цену включаются акцизы.
- Сумма транспортно-заготовительных расходов, которую должен оплатить покупатель – в доле, относящейся к недостающим товарам. Чтобы определить эту долю, нужно сумму транспортных расходов (без НДС) по этой поставке разделить на общую стоимость товаров (по продажным ценам поставщика) без НДС. Затем полученный результат умножается на стоимость недостающих товаров.
- Сумма НДС, относящаяся к основной стоимости недостающих товаров и к транспортным расходам, связанным с их приобретением.
Фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (п. 59 Методических указаний по учету МПЗ).
Если к моменту обнаружения недостачи компания еще не оплатила услуги перевозчика, то из оговоренной суммы оплаты вычитается часть, приходящаяся на недостающий товар сверх норм естественной убыли. В этом случае неоплаченные суммы не отражаются на счете учета расчетов по претензиям. Налог на прибыль Потери от недостачи товара при его транспортировке в пределах норм естественной убыли учитываются в составе материальных расходов (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). «Сверхнормативные» потери, по мнению Минфина, учесть можно только в случае, когда виновники не установлены, и у компании есть официальный документ, подтверждающий этот факт (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ, письмо Минфина России от 28.04.2010 № 03-03-06/1/300).
Если компания выставила претензию перевозчику, он ее признал и уплатил компенсацию, то, по общему правилу, последнюю нужно признать внереализационным доходом и учесть на дату признания задолженности (п. 3 ст. 250, подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). При этом если в договоре не установлен размер возмещения, и компания не обращалась в суд с иском о возмещении убытков, то компенсацию в доходах учитывать нет необходимости (ст. 317 НК РФ).
НДС Сумму НДС по оприходованному товару компания принимает к вычету после принятия на учет товара при наличии счета-фактуры поставщика (подп. 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Также она имеет право на вычет НДС, относящийся к товарным потерям в пределах норм естественной убыли (абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ, письмо Минфина России от 15.08.2006 № 03-03-04/1/628). НДС, приходящийся на потери сверх норм естественной убыли, к вычету принять нельзя (п. 7 ст. 171 НК РФ). Пример из практики Допустим, компания-покупатель приобрела 100 т щебня по цене 1770 руб./т на общую сумму 177 000 руб. (в том числе НДС – 27 000 руб.). По договору поставки право собственности переходит к покупателю в момент передачи товара со склада продавца перевозчику. Доставка осуществляется сторонней организацией, стоимость доставки 10 620 руб. (в том числе НДС – 1620 руб.). Оплата за доставку производится после приемки товара покупателем. В момент приемки выявлена недостача в размере 8 т. Перевозчик признал претензию и вернул денежные средства в сумме выявленной недостачи. Норма естественной убыли щебня при перевозке автомобильным транспортом навалом составляет 1,3 процента массы перевозимого груза (постановление Госснаба СССР от 08.06.1987 № 78). Эта норма не зависит от расстояния перевозки и применяется только в случае фактической недостачи груза. Перед тем как оформить проводки, бухгалтеру придется произвести некоторые расчеты:
- Норма естественной убыли составит 1300 кг (100 000 кг × 1,3%). Значит, потери сверх норматива равны 6700 кг (8000 кг — 1300 кг.)
- Сумма недостачи щебня в пределах норм естественной убыли.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Компенсация в доходы не включается Наталья Гашеева, руководитель отдела методологии и контроля качества аутсорсингового подразделения BDO Россия: В случае, когда компания получила от перевозчика компенсацию за утраченный сверх норм товар, то налоговой базы по налогу на прибыль у нее не возникает. Отражать сумму компенсации в налоговом учете в составе доходов нет необходимости, поскольку в данном случае владелец товара не получает никакой экономической выгоды. Соответственно, и стоимость утраченного товара не формирует расходов в налоговом учете. Полную версию статьи вы можете прочитать в журнале «Бухгалтерия: просто, понятно, практично», №18, сентябрь 2012