Что выгодно проверить в расчетах по нормируемым расходам

К представительским расходам относятся (абз. 1 п. 2 ст. 264 НК РФ):

  • расходы на проведение официального приема (завтраки, обеды или проведение иного аналогичного мероприятия) для представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
  • затраты на транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
  • расходы на буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

В течение отчетного (налогового) периода представительские расходы включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% расходов компании на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период (абз. 3 п. 2 ст. 264 НК РФ).
А в каком порядке применяются налоговые вычеты к подобным расходам?

В силу п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Поскольку представительские расходы учитываются в налоговых расходах по нормам, вычет «входного» НДС также нормируется.

Законодательно определенные признаки рекламы

Рекламная деятельность предпринимателей регулируется федеральным законодательством – Федеральным законом «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38. Там дано определение рекламе как виду информации, направленной на создание и поддержание внимания и интереса к объекту, и указаны ее юридические признаки:

  • способ, форма и средства распространения не имеют значения – они могут быть любыми;
  • круг лиц-адресатов информации не определяется, то есть она предназначена для всех и каждого.

ВАЖНО! Последний критерий является определяющим. Так, например, сувенирные изделия с логотипом фирмы, которые дарятся партнерам и клиентам, нельзя отнести к рекламе, как и расходы на них, поскольку заранее известно, для кого они предназначаются.

Рекламные расходы: нормировать или не нормировать?

Законодательно также определены объекты, не относимые к рекламе:

  • данные, которые нужно обнародовать по закону;
  • вывески с названием, адресом, режимом работы фирмы;
  • сведения о составе товара, производителе, экспортере (импортере), нанесенные на упаковку;
  • элементы оформления упаковки товара.

Вопрос: Учитывается ли реализация основных средств, используемых ранее для осуществления основного вида деятельности организации, при определении выручки от реализации в целях нормирования расходов на рекламу при исчислении налога на прибыль (а именно расходов на приобретение призов, которые будут вручены по результатам розыгрыша во время проведения рекламной кампании)? Посмотреть ответ

Зачем нужна норма в рекламных расходах

Организация может тратить на рекламу значительные суммы, какие именно – решает руководство с учетом эффективности принятых на этот счет управленческих решений и финансовых возможностей организации. Так как реклама – не только информация, но еще и предпринимательская деятельность, она отражается в соответствующем учете и подлежит налогообложению.

Как признаются в налоговом учете расходы на рекламу?

С этой целью траты на рекламу принято делить на два вида:

  • нормируемые – те, которые признаются таковыми только в соответствии с определенными критериями;
  • ненормируемые – безусловно учитываемые как расходы на рекламу, не ограничиваясь при налогообложении.

От этого разделения зависит, какую сумму затрат фирма может учесть при определении базы для налога на прибыль: в лимитированных границах или полностью.

СПРАВКА! Расходы, предназначенные на рекламу, принято учитывать в составе «Прочих расходов» среди трат на производство или реализацию товара.

Как отразить рекламные расходы в бухгалтерском учете?

Рекламные расходы отражаются в составе коммерческих затрат как расходы по обычным видам деятельности. В плане счетов они отражаются по дебету счета 44 “Расходы на продажу” и для целей бухгалтерского учета не имеют нормируемого характера.

Что касается налога на прибыль, то сумма рекламных расходов в налоговой декларации отражается всегда в одном месте, независимо от используемого метода определения доходов и расходов. Эта сумма формирует данные, указываемые в строке 040 приложения 2 к листу 02 декларации.

НДС по рекламным расходам принимается к вычету в общеустановленном порядке.

Если рекламные расходы обусловлены оплатой услуг сторонних компаний, то их можно учесть 2 различными способами: на последний день отчетного или налогового периода и на момент предъявления документов, на основании которых следует произвести расчеты (счет-фактура и акт выполненных работ).

Расходы на рекламу, которые не нормируются

Ненормируемые рекламные расходы – те, которые относятся к рекламе во всех случаях и не могут быть расценены как иные. Закон «О рекламе» и Налоговый кодекс РФ (абзацы 2–4 п. 4 ст. 264) приводят закрытый перечень таких расходов.

  1. Затраты на мероприятия по рекламе, для которых используются средства массовой информации:
      объявления в печатных изданиях;
  2. радиопередачи;
  3. телевизионные передачи;
  4. интернет;
  5. другие коммуникационные средства.
  6. Затраты на рекламу в СМИ могут трактоваться достаточно широко, к ним относят такие показатели, как:

  • стоимость эфирного времени;
  • оплата за создание и размещение рекламного ролика;
  • зарплата рекламного агента и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Созданный рекламный продукт, если он будет существовать и действовать определенное время, становится нематериальным активом, а значит, будет иметь первоначальную балансовую стоимость и подвергаться амортизационным отчислениям в течение всего срока использования.

  • Затраты на наружную рекламу, к которой относят: рекламные стенды;
  • щиты;
  • баннеры;
  • растяжки;
  • световые панели и табло;
  • воздушные шары, аэростаты и др.

ВНИМАНИЕ! В состав этих расходов полностью включаются не только траты на саму рекламную информацию, но и на ее носитель. Если носитель принадлежит фирме, значит, является ее активом, со стоимости которого списывается амортизация.

  • Средства для участия в выставочных мероприятиях, таких как:
      ярмарки;
  • экспозиции;
  • выставки-продажи;
  • демонстрационные витрины и т.п.
  • ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В рамках этих мероприятий расходы на вступительные взносы, оформление разрешений, изготовление брошюр и каталогов, оформление витрин и демонстрационных комнат не нормируются, тогда как затраты, связанные с участием, но необязательные, например, раздача сувениров, дегустация, рассылка рекламных изданий и т.п., подлежат нормированию.

    Чтобы рекламные расходы были признаны нормируемыми

    Налоговая инспекция пристально следит за включением или исключением расходов в базу налога на прибыль. Во избежание налоговых споров следует строго соблюдать требования к обоснованию ненормируемых рекламных расходов:

    • затраты должны осуществляться именно на рекламу, то есть деятельность должна быть строго информационной и не иметь конкретных адресатов;
    • нужно иметь подтверждающие рекламное использование информации первичные документы.

    НАПРИМЕР. Приведем несколько спорных моментов отнесения расходов к ненормируемым:

    1. Фирма создала свой сайт и размещает на нем рекламу своих товаров. Расходы на создание сайта признаются рекламными в полном объеме. А вот расходы на создание и работу интернет-магазина, даже если он будет содержать рекламную информацию, относятся к «прочим, связанным с реализацией».
    2. Мебельная фирма принимает участие в выставке-продаже, для чего оборудовала демонстрационную спальню. Помимо мебели, принадлежащей фирме, в оформление вошли и другие предметы для создания уюта (скатерть, постельное белье, ваза и др.) Затраты на их приобретение и доставку можно отнести к ненормируемым рекламным расходам.
    3. Фирма-производитель кондитерских изделий устраивает дегустацию. Девушки в фирменных костюмах с логотипом фирмы угощают посетителей печеньем и раздают им рекламные листовки. Затраты на печать листовок – ненормируемые, а на фирменную одежду и дегустационные образцы – нет.
    4. Фирма провела тренинг по грамотному рекламированию своего товара, правилам вручения образцов клиенту и т.п. Расходы на проведение тренинга не относятся к рекламным.

    Нормируемые расходы на рекламу

    Все остальные рекламные траты, не обозначенные в НК РФ, подлежат нормированию. Их можно списать с базы налога на прибыль, если они не превышают 1% от выручки за продукцию, реализованную в отчетный период.

    Расчет нормы рекламных расходов

    Чтобы найти искомый 1%, надо знать, от какой суммы нужно его вычислять. Выручка считается с учетом всех поступлений на баланс за данный период, как финансовых, так и натуральных:

    • своя проданная продукция;
    • реализация ранее приобретенных товаров;
    • полученные имущественные права.

    От полученной суммы следует вычесть НДС, акцизы и поступления по выданным компанией займам (они относятся к внереализационным, а выручка предусматривает только доходы от реализации).

    Перенос НДС на более поздние периоды

    По общему правилу, действующему с 2015 года, компания вправе заявить налоговые вычеты, указанные в п. 2 ст. 171 НК РФ, в пределах трех лет после принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных ею на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Таким образом, начиная с 2015 года компании вправе самостоятельно выбирать период, в котором можно заявить вычет.
    А можно ли перенести НДС на более поздний период по командировочным и представительским расходам? Ведь данные вычеты поименованы в п. 7 ст. 171 НК РФ, а не в п. 2 ст. 171 НК РФ.

    Как видится, последняя из представленных (п. 2 ст. 171 НК РФ) является общей нормой, а в первой (п. 7 ст. 171 НК РФ) установлены особенности для отдельных видов вычетов. Поэтому вычеты можно использовать в пределах трех лет с момента принятия командировочных и представительских расходов.

    Однако налоговики, отвечая на вопрос о возможном переносе вычетов по командировочным расходам, отметили, что права заявлять вычеты в течение трех лет у компании нет. В связи с этим такие вычеты следует осуществлять в том периоде, в котором у компании возникло право на них. Налоговики подчеркнули, что в подобной ситуации компания может подать уточненную декларацию в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором возникло право на вычет (Письмо ФНС России от 09.01.2017 № СД-4-3/[email protected]).

    Несмотря на то, что речь в письме идет о командировочных расходах, вывод налоговиков можно распространить и на иные вычеты, не приведенные в п. 2 ст. 171 НК РФ.

    Но с таким формальным подходом налоговиков нельзя согласиться. Если речь идет об иных видах вычетов, не подпадающих под действие п. 2 ст. 171 НК РФ, на них можно распространить порядок, применявшийся до вступления в силу п. 1.1 ст. 172 НК РФ, с учетом п. 2 ст. 173 НК РФ и п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33. Как отмечено в Пленуме ВАС, вычеты НДС, по которым соблюдены все условия, могут быть отражены компанией в декларации за любой налоговый период в пределах трех лет с момента окончания периода, в котором возникло право на уменьшение НДС.

    Документальное подтверждение рекламных расходов для налогового учета

    Итак, база по налогу на прибыль уменьшается на сумму трат по ненормируемым расходам полностью, а по нормируемым – в размере 1% от выручки за данный период. Чтобы признать такие расходы рекламными, их нужно подтвердить документально. Такими подтверждениями могут быть:

    • годовые или квартальные планы рекламных кампаний;
    • смета расходов на ту или иную рекламную акцию;
    • документы на приобретение и/или списание материальных активов, имеющих отношение к рекламной деятельности;
    • эфирные справки (при размещении рекламы в эфире).

    Работа с иностранными компаниями

    Для того, чтобы не получалось двойного налогообложения со стороны двух стран, существуют особые принципы, основанные на договорных положениях. В случае с каждой отдельной страной необходимо рассматривать их отдельно, т.к. правила списания рекламных расходов могут значительно отличаться.

    Для примера можно привести соглашение между РФ и ФРГ: рекламные расходы, которые понесла российская компания с участием предприятия из Германии, учитываются при расчете налога на прибыль в полном объеме.

    Бухучет рекламных расходов

    В отличие от налогового, в бухучете не происходит разделение расходов на нормируемые и ненормируемые. Они полностью отражаются в той сумме, какая значится в подтверждающей документации.

    Для проводок используется счет 44 «Расходы на продажу» или 26 «Общехозяйственные расходы». В зависимости от вида рекламы, вид проводки может быть различным:

    • за услуги рекламного агентства, размещение рекламы в СМИ – кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
    • списание брошюр, каталогов и другой продукции, не относящейся к основным средствам, – кредит 10 «Материалы»;
    • списание амортизации по рекламным конструкциям, признанным основными средствами – кредит 02 «Амортизация ОС»;
    • списание амортизации по используемым рекламным роликам, признанным нематериальными активами – кредит 05 «Амортизация нематериальных активов».
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]