В каких случаях требуется пересчёт страховых взносов за прошлые периоды
Обычно уточнённые данные подают контролирующим органам, если сумма получилась больше или меньше указанных нормативов из-за ошибок, допущенных при составлении документа. Вот некоторые примеры оснований для подачи уточнённой информации:
- При предварительном расчёте отсутствуют сведения о том, что профессия сотрудника – вредная, что требует применения дополнительных тарифов. Из-за этого возникла недоплата страховых взносов.
- Право на применение льготных тарифов потеряно подразделением. Бухгалтерия получила информацию с некоторым запозданием. В итоге после пересчёта сумма увеличится.
- Премия из расчётной базы не включена при первоначальной настройке компьютерных программ.
- Сотрудника перевели из одного подразделения в другое, при этом у обоих применяются разные тарифы и коэффициенты при выплатах.
- Неверное заполнение третьего раздела, несвоевременная передача личных данных.
Полезно также почитать: Облагается ли больничный лист страховыми взносами
«Прошлые» ошибки по взносам в ФСС — все поправимо
Автор: беседовала А.В. Хорошавкина
Ошибки не всегда замечаются сразу. Нам поступают вопросы от читателей о том, как исправить ошибки прошлых периодов, связанные с уплатой страховых взносов в ФСС. Мы обратились за консультацией к руководителю профильного отдела Фонда.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ермолаева Наталья Николаевна, начальник отдела методологического обеспечения бюджетного учета и отчетности Финансового департамента ФСС РФ
Окончила Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Работала главным бухгалтером организации
В Фонде социального страхования работает с 1994 г.
А.В. Хорошавкина:
Наталья Николаевна, как исправить ошибки, которые привели к недоплате взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2010 г.?
Н.Н. Ермолаева:
Если оказалась заниженной база по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2010 г., страховые взносы за этот год надо доначислить и перечислить в ФСС. Кроме того, надо уплатить и пени, а от штрафа организация освобождается <1>. Следует также составить уточненный расчет 4-ФСС за 2010 г. по форме, действовавшей в том году <2>. Этот отчет специалисты Фонда будут использовать при контрольных мероприятиях. В нем все данные, в том числе остаток на конец периода, надо указать правильно.
Необходимо напомнить, что таблица 1 «Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам…» формы-4 ФСС заполняется на основе записей в бухгалтерском учете <3>. Остатки на 1 января 2011 г. по данным бухучета сформированы и отражены уже в отчете за I квартал 2011 г. Эти остатки (строки 1 и 12 таблицы 1) на протяжении расчетного периода не меняются <4>. Поэтому остатки на начало 2011 г. сейчас, когда вы обнаружили ошибку (например, в ноябре 2011 г.), изменить уже нельзя.
Понятно, что с учетом доначисления сумм страховых взносов расчеты с Фондом изменятся. Но это не страшно, и сумму доначисленных взносов за 2010 г. нужно отразить в текущем периоде (в отчете за 2011 г.) по строке 4 «Начислено страховых взносов страхователем за прошлые расчетные периоды» таблицы 1 раздела I формы-4 ФСС. То есть на конец текущего периода все данные будут указаны правильно.
А.В. Хорошавкина:
А если обнаружена ошибка за прошедший отчетный период текущего года (например, в ноябре 2011 г. нашли ошибку за апрель 2011 г.)?
Н.Н. Ермолаева:
Надо составить уточненный расчет за I полугодие 2011 г. Ошибка отражается в том отчетном периоде, когда она была выявлена. Если бухгалтер нашел ошибку за апрель в ноябре, бухгалтерскую запись по доначислению страховых взносов за апрель он тоже сделает в ноябре. Следовательно, в отчете за 2011 г. это исправление найдет отражение по ноябрю 2011 г.
А.В. Хорошавкина:
А как исправить ошибку, если бухгалтер обнаружил, что недоплатил в 2009 г. взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? Надо доплатить взносы и представить в ФСС уточненный расчет по форме 4-ФСС за 2009 г. или отразить доначисленные взносы в расчете за текущий год?
Н.Н. Ермолаева:
Закон N 125-ФЗ не предусматривает возможности представления уточненного расчета по страховым взносам <5>. Если вы обнаружили недоплату страховых взносов за прошлые годы, рекомендую отразить это в форме-4 ФСС в таблице 7 по строке 5 «Начислено взносов страхователем за прошлые расчетные периоды», за период, в котором была выявлена недоплата <6>. Тем не менее нужно начислить и уплатить пени на сумму недоплаты <7>.
А.В. Хорошавкина:
Может быть и такая ошибка, когда работнику выплатили пособие по временной нетрудоспособности в меньшем размере, чем полагается. Как надо поступить бухгалтеру, когда он обнаружит ошибку? Обязан ли он подавать уточненный расчет и зависит ли это от того, обнаружена ошибка за прошлый отчетный или за расчетный период?
Н.Н. Ермолаева:
Пособие работнику, конечно, надо доплатить. А отражается это в расчете в том периоде, когда вы доплатили ему пособие. Уточненный расчет вы обязаны представить в Фонд только тогда, когда обнаружена ошибка, приводящая к занижению страховых взносов. Если, как в этом случае, ошибка не привела к занижению взносов — бухгалтер может, но не обязан представить уточненный расчет <8>.
——————————-
<1> п. 1 ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ
<2> утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н
<3> п. 5.2 Порядка заполнения формы расчета… утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 156н (далее — Порядок)
<4> пп. 5.3, 5.12 Порядка
<5> ст. 24 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
<6> п. 17.6 Порядка
<7> п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ
<8> ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ
Впервые опубликовано в журнале «Главная книга» N23, 2011
Как сделать пересчёт в 1С ЗУП
Рассмотрим один из практических примеров для наглядности. Имеются условия, которые можно описать следующим образом.
Пример:
Сотрудница работает кладовщиком, её стандартный оклад – 10 тысяч рублей. Сам склад причисляют к подразделениям, для которых применяют льготный тариф по страховым взносам под названием «Резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны». Сначала сдали расчёт за полугодие 2021 года, потом выяснили, что с февраля 2021 года право на льготный режим потеряно.
Конкретные рекомендации
Раньше использовали код тарифа 05, когда рассчитывали страховые взносы с помощью программ. На 2021 год по этому тарифу в ПФР отчисляют 13%. ФСС нужно 2,9%, ФФОМС – 5,1%. Раньше расчёт взносов за указанную сотрудницу производился на основе информации, приведённой выше.
Сумма страховых отчислений за месяц составила, учитывая тариф:
- 290 рублей в ФСС.
- 510 рублей на ФФОМС.
- 1 300 рублей для ПФР.
В расчёте за 1 квартал 2021 года отражены именно эти суммы. Когда эта информация обнаружилась – возникла необходимость по составлению уточнённого Расчёта. Это значит, что страховые взносы пересчитываются с новыми ставками.
Поле «Льготный тариф страховых взносов» в карточке «Подразделений» очищают полностью. После выбирают стандартный тариф, установленный для организации. Обычно информация о нём располагается в карточке «Организации». Интересующая пользователей Закладка носит название «Учётная политика и другие настройки», далее переходят по ссылке на Учётную политику, смотрят вид тарифа.
Согласно установленному ранее тарифу, указанная ранее фирма должна перечислять:
- ФФОМС 5,1%.
- 2,9% для ФСС.
- 22% для ПФР.
Код тарифа должен измениться, кроме того, ПФР недополучил 9%.
Порядок учёта доходов надо обязательно пересмотреть, чтобы вносить корректировки согласно всем правилам. Для этого пользуются документом под названием «Перерасчёты страховых взносов», из меню «Налогов и взносов». Все доходы сотрудников уточняются вручную, на вкладке «Сведения о доходах».
Перерасчёт страховых взносов производится автоматически на соответствующей вкладке.
При ежемесячном окладе в 10 тысяч рублей после пересчёта сумма взносов стала такой:
- 290 и 510 рублей, соответственно, для ФСС и ФФОМС.
- 2 200 рублей для ПФР.
За 1 квартал готовят Расчёты с уточнениями. За исправляемые периоды создают новые документы с помощью программы 1С. Титульный лист должен содержать информацию относительно номера корректировки. Пример – когда изменения касаются всех сотрудников Раздела, поэтому и корректировки требуются всем.
В уточнённом расчёте третьи Разделы формируются по каждому из сотрудников. Если нужен только один из них – то информацию корректируют соответствующим образом. Остальные разделы полностью заполняют новыми данными, вне зависимости от сложившейся ситуации.
Как пособия отражаются в РСВ
Заполняя форму РСВ, пособия следует отразить в Приложении 2 к Разделу 1:
- по строке 080 отражается сумма возмещения, полученная страхователем из Фонда;
- по строке 090 — разница между суммой выплаченных застрахованным лицам пособий и суммой начисленных взносов.
О том, как именно отражается сумма взносов в строке 090, Налоговая служба рассказала в письме от 23.08.17 № БС-4-11/[email protected] Расчет производится по такой формуле (показатели берутся из соответствующих строк Приложения 2 к Разделу 1):
Сумма в строке 090 = Строка 060 — Строка 070 + Строка 080
Результат интерпретируется следующим образом:
- Если он положительный, значит, за страхователем числится долг. В графе «Всего с начала расчетного периода» строки 090 указывается исчисленное значение, а в графе «Признак» — 1.
- Если результат отрицательный, значит, задолженность за Фондом. В графе «Всего с начала расчетного периода» указывается значение без знака «-», а в графе «Признак» — 2.
Уточнённый расчёт и право представления
Если Страхователь обнаружил ошибки, из-за которых сумма отличается от нормативов – значит, он и имеет право предоставить уточнённую информацию. В таких ситуациях отсутствуют дополнительные законодательные требования к заполняемым документам. Все пересчёты выполняются очередным периодом. Но организация имеет право уточнить документы и за полугодие.
Внимание! Не стоит делать поспешных выводов и совершать действия до конца отчётного периода. Ведь бывает и так, что потом разные результаты перекрывают друг друга, поэтому нет необходимости что-то менять кардинально.
Как проверить
При возникновении сомнений в правильности заполнения РСВ рекомендуется провести сверку расчетов с бюджетом. Это самый надежный способ, который даст стопроцентную гарантию отсутствия ошибки.
Также проверку сальдо расчетов по социальному страхованию можно провести при помощи справки-расчета (приложение 1 к письму ФСС России от 07.12.16 № 02-09-11/04-03-27029). Такая справка вместе с другими документами подается в Фонд теми страхователями, которые хотят получить возмещение.
В документе есть поля, которые отражают задолженности на начало и конец отчетного периода за страхователем и за Фондом. Таким образом, упомянутая справка-расчет отражает реальное состояние расчетов с ФСС.
В заключение упомянем, что при проверке инспекторы не ориентируются на содержание строки 090 Приложения 2 к Разделу 1. Документ, из которого они получают данные о взаиморасчетах — Карточка расчета с бюджетом. Сверка по страхователю проводится именно на основании этой карточки, а вовсе не по данным из РСВ.
Что ещё нужно учесть
Иногда обязанность подавать Уточнёнку отсутствует, но у страхователя нет другого варианта, чтобы сообщить важную информацию контролирующим органам.
Например — при образовании отрицательной суммы. Такой отчёт нельзя подавать налоговым органам, требуется сформировать новые бумаги.
Или если сотрудник работает на вредном производстве. Но потом его перевели на обычную работу, а информация поступила с задержкой. Тогда начисления не могут компенсировать сумму. Тоже нужно разработать отчёты.