Как пересчитать страховые взносы в случае потери права на применение пониженной ставки?


В каких случаях требуется пересчёт страховых взносов за прошлые периоды

Обычно уточнённые данные подают контролирующим органам, если сумма получилась больше или меньше указанных нормативов из-за ошибок, допущенных при составлении документа. Вот некоторые примеры оснований для подачи уточнённой информации:

  1. При предварительном расчёте отсутствуют сведения о том, что профессия сотрудника – вредная, что требует применения дополнительных тарифов. Из-за этого возникла недоплата страховых взносов.
  2. Право на применение льготных тарифов потеряно подразделением. Бухгалтерия получила информацию с некоторым запозданием. В итоге после пересчёта сумма увеличится.
  3. Премия из расчётной базы не включена при первоначальной настройке компьютерных программ.
  4. Сотрудника перевели из одного подразделения в другое, при этом у обоих применяются разные тарифы и коэффициенты при выплатах.
  5. Неверное заполнение третьего раздела, несвоевременная передача личных данных.

Полезно также почитать: Облагается ли больничный лист страховыми взносами

«Прошлые» ошибки по взносам в ФСС — все поправимо

Автор: беседовала А.В. Хорошавкина

Ошибки не всегда замечаются сразу. Нам поступают вопросы от читателей о том, как исправить ошибки прошлых периодов, связанные с уплатой страховых взносов в ФСС. Мы обратились за консультацией к руководителю профильного отдела Фонда.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ермолаева Наталья Николаевна, начальник отдела методологического обеспечения бюджетного учета и отчетности Финансового департамента ФСС РФ

Окончила Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Работала главным бухгалтером организации

В Фонде социального страхования работает с 1994 г.

А.В. Хорошавкина:

Наталья Николаевна, как исправить ошибки, которые привели к недоплате взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2010 г.?

Н.Н. Ермолаева:

Если оказалась заниженной база по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2010 г., страховые взносы за этот год надо доначислить и перечислить в ФСС. Кроме того, надо уплатить и пени, а от штрафа организация освобождается <1>. Следует также составить уточненный расчет 4-ФСС за 2010 г. по форме, действовавшей в том году <2>. Этот отчет специалисты Фонда будут использовать при контрольных мероприятиях. В нем все данные, в том числе остаток на конец периода, надо указать правильно.

Необходимо напомнить, что таблица 1 «Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам…» формы-4 ФСС заполняется на основе записей в бухгалтерском учете <3>. Остатки на 1 января 2011 г. по данным бухучета сформированы и отражены уже в отчете за I квартал 2011 г. Эти остатки (строки 1 и 12 таблицы 1) на протяжении расчетного периода не меняются <4>. Поэтому остатки на начало 2011 г. сейчас, когда вы обнаружили ошибку (например, в ноябре 2011 г.), изменить уже нельзя.

Понятно, что с учетом доначисления сумм страховых взносов расчеты с Фондом изменятся. Но это не страшно, и сумму доначисленных взносов за 2010 г. нужно отразить в текущем периоде (в отчете за 2011 г.) по строке 4 «Начислено страховых взносов страхователем за прошлые расчетные периоды» таблицы 1 раздела I формы-4 ФСС. То есть на конец текущего периода все данные будут указаны правильно.

А.В. Хорошавкина:

А если обнаружена ошибка за прошедший отчетный период текущего года (например, в ноябре 2011 г. нашли ошибку за апрель 2011 г.)?

Н.Н. Ермолаева:

Надо составить уточненный расчет за I полугодие 2011 г. Ошибка отражается в том отчетном периоде, когда она была выявлена. Если бухгалтер нашел ошибку за апрель в ноябре, бухгалтерскую запись по доначислению страховых взносов за апрель он тоже сделает в ноябре. Следовательно, в отчете за 2011 г. это исправление найдет отражение по ноябрю 2011 г.

А.В. Хорошавкина:

А как исправить ошибку, если бухгалтер обнаружил, что недоплатил в 2009 г. взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? Надо доплатить взносы и представить в ФСС уточненный расчет по форме 4-ФСС за 2009 г. или отразить доначисленные взносы в расчете за текущий год?

Н.Н. Ермолаева:

Закон N 125-ФЗ не предусматривает возможности представления уточненного расчета по страховым взносам <5>. Если вы обнаружили недоплату страховых взносов за прошлые годы, рекомендую отразить это в форме-4 ФСС в таблице 7 по строке 5 «Начислено взносов страхователем за прошлые расчетные периоды», за период, в котором была выявлена недоплата <6>. Тем не менее нужно начислить и уплатить пени на сумму недоплаты <7>.

А.В. Хорошавкина:

Может быть и такая ошибка, когда работнику выплатили пособие по временной нетрудоспособности в меньшем размере, чем полагается. Как надо поступить бухгалтеру, когда он обнаружит ошибку? Обязан ли он подавать уточненный расчет и зависит ли это от того, обнаружена ошибка за прошлый отчетный или за расчетный период?

Н.Н. Ермолаева:

Пособие работнику, конечно, надо доплатить. А отражается это в расчете в том периоде, когда вы доплатили ему пособие. Уточненный расчет вы обязаны представить в Фонд только тогда, когда обнаружена ошибка, приводящая к занижению страховых взносов. Если, как в этом случае, ошибка не привела к занижению взносов — бухгалтер может, но не обязан представить уточненный расчет <8>.

——————————-

<1> п. 1 ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

<2> утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н

<3> п. 5.2 Порядка заполнения формы расчета… утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 156н (далее — Порядок)

<4> пп. 5.3, 5.12 Порядка

<5> ст. 24 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

<6> п. 17.6 Порядка

<7> п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ

<8> ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале «Главная книга» N23, 2011

Как сделать пересчёт в 1С ЗУП

Рассмотрим один из практических примеров для наглядности. Имеются условия, которые можно описать следующим образом.

Пример:

Сотрудница работает кладовщиком, её стандартный оклад – 10 тысяч рублей. Сам склад причисляют к подразделениям, для которых применяют льготный тариф по страховым взносам под названием «Резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны». Сначала сдали расчёт за полугодие 2021 года, потом выяснили, что с февраля 2021 года право на льготный режим потеряно.

Конкретные рекомендации

Раньше использовали код тарифа 05, когда рассчитывали страховые взносы с помощью программ. На 2021 год по этому тарифу в ПФР отчисляют 13%. ФСС нужно 2,9%, ФФОМС – 5,1%. Раньше расчёт взносов за указанную сотрудницу производился на основе информации, приведённой выше.

Сумма страховых отчислений за месяц составила, учитывая тариф:

  • 290 рублей в ФСС.
  • 510 рублей на ФФОМС.
  • 1 300 рублей для ПФР.

В расчёте за 1 квартал 2021 года отражены именно эти суммы. Когда эта информация обнаружилась – возникла необходимость по составлению уточнённого Расчёта. Это значит, что страховые взносы пересчитываются с новыми ставками.

Поле «Льготный тариф страховых взносов» в карточке «Подразделений» очищают полностью. После выбирают стандартный тариф, установленный для организации. Обычно информация о нём располагается в карточке «Организации». Интересующая пользователей Закладка носит название «Учётная политика и другие настройки», далее переходят по ссылке на Учётную политику, смотрят вид тарифа.

Согласно установленному ранее тарифу, указанная ранее фирма должна перечислять:

  1. ФФОМС 5,1%.
  2. 2,9% для ФСС.
  3. 22% для ПФР.

Код тарифа должен измениться, кроме того, ПФР недополучил 9%.

Порядок учёта доходов надо обязательно пересмотреть, чтобы вносить корректировки согласно всем правилам. Для этого пользуются документом под названием «Перерасчёты страховых взносов», из меню «Налогов и взносов». Все доходы сотрудников уточняются вручную, на вкладке «Сведения о доходах».

Перерасчёт страховых взносов производится автоматически на соответствующей вкладке.

При ежемесячном окладе в 10 тысяч рублей после пересчёта сумма взносов стала такой:

  • 290 и 510 рублей, соответственно, для ФСС и ФФОМС.
  • 2 200 рублей для ПФР.

За 1 квартал готовят Расчёты с уточнениями. За исправляемые периоды создают новые документы с помощью программы 1С. Титульный лист должен содержать информацию относительно номера корректировки. Пример – когда изменения касаются всех сотрудников Раздела, поэтому и корректировки требуются всем.

В уточнённом расчёте третьи Разделы формируются по каждому из сотрудников. Если нужен только один из них – то информацию корректируют соответствующим образом. Остальные разделы полностью заполняют новыми данными, вне зависимости от сложившейся ситуации.

Как пособия отражаются в РСВ

Заполняя форму РСВ, пособия следует отразить в Приложении 2 к Разделу 1:

  • по строке 080 отражается сумма возмещения, полученная страхователем из Фонда;
  • по строке 090 — разница между суммой выплаченных застрахованным лицам пособий и суммой начисленных взносов.

О том, как именно отражается сумма взносов в строке 090, Налоговая служба рассказала в письме от 23.08.17 № БС-4-11/[email protected] Расчет производится по такой формуле (показатели берутся из соответствующих строк Приложения 2 к Разделу 1):

Сумма в строке 090 = Строка 060 — Строка 070 + Строка 080

Результат интерпретируется следующим образом:

  1. Если он положительный, значит, за страхователем числится долг. В графе «Всего с начала расчетного периода» строки 090 указывается исчисленное значение, а в графе «Признак» — 1.
  2. Если результат отрицательный, значит, задолженность за Фондом. В графе «Всего с начала расчетного периода» указывается значение без знака «-», а в графе «Признак» — 2.

Уточнённый расчёт и право представления

Если Страхователь обнаружил ошибки, из-за которых сумма отличается от нормативов – значит, он и имеет право предоставить уточнённую информацию. В таких ситуациях отсутствуют дополнительные законодательные требования к заполняемым документам. Все пересчёты выполняются очередным периодом. Но организация имеет право уточнить документы и за полугодие.

Внимание! Не стоит делать поспешных выводов и совершать действия до конца отчётного периода. Ведь бывает и так, что потом разные результаты перекрывают друг друга, поэтому нет необходимости что-то менять кардинально.

Как проверить

При возникновении сомнений в правильности заполнения РСВ рекомендуется провести сверку расчетов с бюджетом. Это самый надежный способ, который даст стопроцентную гарантию отсутствия ошибки.

Также проверку сальдо расчетов по социальному страхованию можно провести при помощи справки-расчета (приложение 1 к письму ФСС России от 07.12.16 № 02-09-11/04-03-27029). Такая справка вместе с другими документами подается в Фонд теми страхователями, которые хотят получить возмещение.

В документе есть поля, которые отражают задолженности на начало и конец отчетного периода за страхователем и за Фондом. Таким образом, упомянутая справка-расчет отражает реальное состояние расчетов с ФСС.

В заключение упомянем, что при проверке инспекторы не ориентируются на содержание строки 090 Приложения 2 к Разделу 1. Документ, из которого они получают данные о взаиморасчетах — Карточка расчета с бюджетом. Сверка по страхователю проводится именно на основании этой карточки, а вовсе не по данным из РСВ.

Что ещё нужно учесть

Иногда обязанность подавать Уточнёнку отсутствует, но у страхователя нет другого варианта, чтобы сообщить важную информацию контролирующим органам.

Например — при образовании отрицательной суммы. Такой отчёт нельзя подавать налоговым органам, требуется сформировать новые бумаги.

Или если сотрудник работает на вредном производстве. Но потом его перевели на обычную работу, а информация поступила с задержкой. Тогда начисления не могут компенсировать сумму. Тоже нужно разработать отчёты.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]