Базовый вариант налогообложения прибыли и отклонения от него
Пунктом 1 ст. 284 НК РФ установлена основная ставка налога на прибыль в 2021г. в размере 20%. В базовом варианте она распределяется между бюджетами следующим образом:
- бюджет РФ – 2%;
- бюджеты регионов – 18%.
Однако с 2021 по 2021 годы действует другой порядок, согласно которому федеральный бюджет получает 3%, а региональные – 17%
Это отклонение установлено законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений…».
Также 20% налог взимается:
- С организаций, добывающих углеводородное сырье на новом морском месторождении.
- С контролирующих лиц по прибыли контролируемых иностранных компаний.
Для двух последних категорий распределение между бюджетами не применяется, все 20% налога зачисляются в федеральный бюджет.
Субъекты РФ имеют право понижать ставки по зачислению в их бюджеты для отдельных категорий налогоплательщиков. В общем случае «региональная» ставка может быть уменьшена до 13,5% (в 2017-2020 г.г. – до 12,5%), а для резидентов особых экономических зон – и до более низких значений.
Кроме того, пониженные «региональные» ставки (от 0% до 10%) применяются для организаций, участвующих в региональных инвестиционных проектах (п. 3 ст. 284.3 и п. 3 ст. 284.3-1 НК РФ).
Образец заполнения платежки по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет в 2021г. можно скачать здесь.
Другие варианты заполнения будут отличаться назначением платежа (вид бюджета) и КБК.
Поступление налогов в 2021 году составило 772,5 млрд рублей
Дата публикации: 28.01.2019 12:36
Поступление налоговых доходов в 2021г. составило 772,5 млрд руб., это на 32,3% (+188,6 млрд руб.) больше поступлений 2021г. – в основном, за счет роста поступлений по НДПИ в 1,5 раза (+130,2 млрд рублей).
При этом в федеральный бюджет зачислено 521,3 млрд руб., это в 1,5 раза (+165,8 млрд руб.) больше поступлений 2021г., в консолидированный бюджет Республики Татарстан – 251,2 млрд руб., рост на 10,0% (+22,9 млрд руб.), в том числе:
- в бюджет республики поступило 213,0 млрд руб., рост на 10,9% (+20,9 млрд рублей);
- в местный бюджет – 38,2 млрд руб., рост на 5,4% (+2,0 млрд рублей).
Поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование за 2021г. составили 151,2 млрд. руб. и возросли относительно 2021г. на 7,4% (+10,4 млрд руб.), в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование составили 112,4 млрд руб., рост на 7,1% (+7,5 млрд руб.);
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 25,9 млрд руб., рост на 8,1% (+1,9 млрд руб.);
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства — 12,9 млрд руб., рост на 8,4% (+1,0 млрд рублей).
Поступление налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в 2021г. составило 358,4 млрд руб. и увеличилось относительно 2021г. в 1,5 раза (+130,2 млрд руб.). Рост поступлений по НДПИ обусловлен увеличением мировых цен на нефть, а также дополнительного слагаемого в формуле для исчисления НДПИ, установленного с 01.01.2018г. в размере 357 рублей (в 2021 году было 306 рублей).
Поступление налога на прибыль организаций за 2018г. увеличилось по сравнению с 2021г. на 25,8% (+26,4 млрд рублей) и составило 128,7 млрд рублей. Увеличение поступлений налога обусловлено ростом мировых цен на нефть, увеличением выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе за счет увеличения объемов производства и роста цен на них.
При этом, в федеральный бюджет зачислено 25,0 млрд руб., увеличение в 1,2 раза (+4,8 млрд руб.), в бюджет республики – 103,7 млрд руб., увеличение на 26,2% (+21,6 млрд рублей).
Поступление налога на добавленную стоимость (с учетом НДС на товары, ввозимые из республик Беларусь и Казахстан) за 2021г. составило 96,8 млрд руб., что в 1,4 раза (+27,2 млрд руб.) больше поступлений 2021 года. Рост платежей по налогу обусловлен ростом объемов реализации произведенной продукции (оказанных работ, услуг), увеличением выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе в связи с ростом цен на них
Поступление акцизов за 2021г. составило 28,7 млрд руб., сократившись относительно 2021г. на 28,3% (- 11,4 млрд рублей).
Наибольшее снижение поступлений, отмечается по акцизам на спирт и алкогольную продукцию – на 31,9% (- 7,3 млрд рублей) – в результате досрочной уплаты акцизов в декабре 2021г. в размере 2,7 млрд руб. и уменьшения в январе-ноябре 2021г. на 3% объемов розничной реализации алкогольной продукции, произведенной предприятиями республики.
На 21,0% или на 1,1 млрд. руб. уменьшились поступления по акцизам на бензин автомобильный, составив 4,0 млрд.рублей – в связи с увеличением объемов реализации бензина автомобильного на экспорт в 4,6 раза (ставка акциза при реализации на экспорт равна 0%), что и повлияло на уменьшение поступлений акцизов на бензин автомобильный в 2021 году.
Поступления акцизов на дизельное топливо увеличились на 6,0% (+688,3 млн. руб.) и составили 12,2 млрд рублей – в связи с увеличением объемов производства в январе-ноябре 2021г. на 34,7%.
По акцизам на пиво, также наблюдается рост поступлений на 7,0% или на 526,4 млн.руб., всего за 2021 г. поступило акцизов на пиво 8,0 млрд рублей.
Поступление налога на доходы физических лиц в 2018г. возросло по сравнению с 2021г. на 8,8% (+6,1 млрд руб.), составив 75,5 млрд руб. — за счет увеличения заработной платы, выплаты премиальных и дивидендов.
По земельному налогу поступило 8,2 млрд. руб. с ростом относительно 2021г. на 0,9% (+72,6 млн.руб.). В том числе, поступление земельного налога с организаций составило 7,1 млрд руб. и возросло на 0,9% (+64,0 млн.руб.), с физических лиц – 1,1 млрд руб. и возросло на 0,8% (+8,5 млн. рублей).
По налогу на имущество физических лиц поступления в 2021г. по сравнению с 2021г. возросли на 15,1% (+214,7 млн. рублей) и составили 1,6 млрд рублей, что обусловлено увеличением значения коэффициента, применяемого при расчете налога на имущество физических лиц с 0,2 – в 2021 (за 2015 год) до 0,6 – в 2018 году (за 2021 год), ростом налоговой базы, проведением перерасчетов за 2014-2015гг. и принимаемыми в республике мерами по взысканию задолженности.Поступление транспортного налога с физических лиц составило 3,8 млрд руб. и увеличилось на 3,7% (+134,9 млн.руб.) – в связи с увеличением общего количества зарегистрированных транспортных средств.
Поступление налога на имущество организаций в 2018г. составило 26,5 млрд руб. и возросло относительно 2021г. на 17,7% (+ 4,0 млрд рублей) – в связи с изменениями, внесенными в Закон РТ «О налоге на имущество организаций», с 1 января 2021г. движимое имущество вновь стало объектом налогообложения и облагается по ставке 1,1 процента. Кроме того, в соответствии с законом РТ от 23.06.2017г. № 42-ЗРТ с 2021 года для организаций установлена ставка в размере 1,5% в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость (в 2015-2017 годах действовала ставка 1,2 процента). Также, увеличена ставка налогообложения по имуществу в отношении магистральных трубопроводов и железнодорожных путей.
Поступление транспортного налога с организаций увеличилось на 11,9% (+133,6 млн. руб.) и составило 1,3 млрд рублей.
По утилизационному сбору наблюдается рост поступлений на 15,0% или на 4,0 млрд руб. (2017 г. – 26,8 млрд руб., 2021 г. – 30,9 млрд руб.) — в связи с увеличением выпуска грузовых автомобилей и шасси.
Поступление налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, составило 8,8 млрд. руб. и возросло относительно 2021г. на 22,0% (+1,6 млрд рублей) — в связи с увеличением производства товаров, работ и услуг и ростом цен на них. По единому налогу на вмененный доход поступления составили 1,8 млрд. руб. и уменьшились относительно 2017г. на 7,0% (-138,1 млн. рублей) — главным образом, в связи с тем, что с 01.01.2018г. на основании п.2.2 ст. 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики — индивидуальные предприниматели вправе уменьшить сумму единого налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники.
Поступление единого сельскохозяйственного налога составило 99,0 млн. руб. и возросло на 13,8% (+12,0 млн. рублей), налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения – 72,4 млн. рублей и увеличилось в 1,3 раза (+18,5 млн. руб.).
Налогообложение доходов по дивидендам
Налог на прибыль 2021 г. в виде дивидендов облагается в соответствии с п.3 ст. 284 НК РФ:
- Для российских организаций – 13% от доходов, полученных как от резидентов РФ, так и от иностранных компаний, а также по доходам от акций, права на которые удостоверены депозитарными расписками.
- Для иностранных компаний – 15% от доходов, полученных от участия в капитале российских организаций.
Если российская организация в течение года перед выплатой дивидендов владела более чем 50% уставного капитала компании-плательщика, то доход по ним облагается по ставке 0%. Если плательщиком дивидендов является компания – нерезидент, то она не должна входить в т.н. «черный список» офшоров (приказ Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н).
Какие компании считаются плательщиками
Законодательно налогом на прибыль, как правило, облагаются все юридические, а также предприниматели физические лица (ИП), работающие по ОСН. При этом он распространяется как на российские компании, так и на иностранные предприятия, работающие на территории РФ и фактически получающие свою прибыль за счет российского рынка.
С другой стороны, существуют определенные категории компаний и предпринимателей, доход которых не облагается этим типом налога. В их число входят следующие организации:
- компании, работающие по ЕНВД;
- сельхозпредприятия, уплачивающие ЕСХН;
- ИП и ООО, перешедшие на УСН;
- компании, ведущие деятельность в категории азартных игр и уплачивающие соответствующий налог на игорный бизнес;
- компании стартапы, работающие в сфере исследований, инновационных разработок и последующей коммерциализации их результатов, зарегистрированные в рамках проекта «Сколково».
Налогообложение доходов по долговым обязательствам
Налог на прибыль за 2021 год по долговым обязательствам исчисляется в соответствии с п.4 ст. 284 НК РФ:
- В размере 15% для доходов по следующим видам ценных бумаг:
– государственные ценные бумаги стран – участников Союзного государства, субъектов РФ и муниципальные ценные бумаги;
– облигации с ипотечным покрытием, выпущенные после 1 января 2007г.;
– облигации компаний-резидентов РФ, выпущенные в период 2017-2021г. и обращающиеся на организованном рынке
– доходов, полученных от доверительного управления ипотечным покрытием, если соответствующие сертификаты были выданы после 01 января 2007г.
- В размере 9% действует для следующих видов ценных бумаг:
– муниципальных ценных бумаг, выпущенных до 1 января 2007г. на срок более 3 лет;
– облигаций с ипотечным покрытием, выпущенные до 1 января 2007г.;
– доходов, полученных от доверительного управления ипотечным покрытием, если сертификаты были выданы до 01 января 2007г.
- По ставке 0% облагаются доходы от следующих долговых обязательств:
– государственные и муниципальные облигации, выпущенные до 20 января 1997г.
– облигациям государственного валютного займа 1999г., выпущенным для обеспечения условий урегулирования валютного долга бывшего СССР и РФ.
- Повышенная ставка 30% применяется для доходов по ценным бумагам российских организаций, учитываемых на счетах депо иностранных держателей, если информация о них не была предоставлена налоговому агенту (п. 4.2 ст. 284 НК РФ).
Таблица со сроками
Если предприятие совершает авансовые переводы по результатам квартала, будут актуальны следующие сроки сдачи отчетности по налогу на прибыль.
Период, за который перечисляется аванс/налог | Срок уплаты (ст. 287 НК РФ) | Срок уплаты по периодам 2021 года |
За I квартал | Не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным кварталом | Не позднее 30.04.2018 |
За полугодие | Не позднее 30.07.2018 | |
За 9 месяцев | Не позднее 29.10.2018 | |
За год | Не позднее 28 марта года, следующего за отчетным годом | Не позднее 28.03.2019 |
Если компании платят авансы каждый месяц, доплачивая по итогам квартала, налог оплачивается в следующие сроки.
Период, за который перечисляется аванс/налог | Срок уплаты (ст. 287 НК РФ) | Срок уплаты по периодам 2021 года |
Платеж по 1-ому сроку за I квартал | Не позднее 28 числа каждого месяца отчетного периода | Не позднее 29.01.2018 |
Платеж по 2-ому сроку за I квартал | Не позднее 28.02.2018 | |
Платеж по 3-ому сроку за I квартал | Не позднее 28.03.2018 | |
Доплата за I квартал | Не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным кварталом | Не позднее 30.04.2018 |
Платеж по 1-ому сроку за II квартал | Не позднее 28 числа каждого месяца отчетного периода | Не позднее 30.04.2018 |
Платеж по 2-ому сроку за II квартал | Не позднее 28.05.2018 | |
Платеж по 3-ому сроку за II квартал | Не позднее 28.06.2018 | |
Доплата за полугодие | Не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным кварталом | Не позднее 30.07.2018 |
Платеж по 1-ому сроку за III квартал | Не позднее 28 числа каждого месяца отчетного периода | Не позднее 30.07.2018 |
Платеж по 2-ому сроку за III квартал | Не позднее 28.08.2018 | |
Платеж по 3-ому сроку за III квартал | Не позднее 28.09.2018 | |
Доплата за 9 месяцев | Не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным кварталом | Не позднее 29.10.2018 |
Платеж по 1-ому сроку за IV квартал | Не позднее 28 числа каждого месяца отчетного периода | Не позднее 29.10.2018 |
Платеж по 2-ому сроку за IV квартал | Не позднее 28.11.2018 | |
Платеж по 3-ому сроку за IV квартал | Не позднее 28.12.2018 | |
За год | Не позднее 28 марта года, следующего за отчетным годом | Не позднее 28.03.2019 |
При внесении авансовых переводов в пользу фискальных органов с учетом размера фактической выручки налоговые агенты применяют следующие сроки для уплаты налога на прибыль организаций.
Период, за который перечисляется аванс/налог | Срок уплаты (ст. 287 НК РФ) | Срок уплаты по периодам 2021 года |
За январь | Не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным | Не позднее 28.02.2018 |
За февраль | Не позднее 28.03.2018 | |
За март | Не позднее 30.04.2018 | |
За апрель | Не позднее 28.05.2018 | |
За май | Не позднее 28.06.2018 | |
За июнь | Не позднее 30.07.2018 | |
За июль | Не позднее 28.08.2018 | |
За август | Не позднее 28.09.2018 | |
За сентябрь | Не позднее 29.10.2018 | |
За октябрь | Не позднее 28.11.2018 | |
За ноябрь | Не позднее 28.12.2018 | |
За год | Не позднее 28 марта года, следующего за отчетным годом | Не позднее 28.03.2019 |
Налогообложение доходов иностранных компаний
Если компания-нерезидент работает в РФ через постоянное представительство, то его прибыль облагается на общих основаниях, аналогично российским организациям
Если представительства нет, то налог взимается в зависимости от вида дохода:
- В размере 10% – по доходам от использования или сдачи в аренду транспортных средств для осуществления международных перевозок.
- В размере 20% – для всех иных доходов иностранной компании, кроме дивидендов и доходов по долговым обязательствам.
Все суммы налога по дивидендам, долговым обязательствам и доходам нерезидентов, не имеющих постоянного представительства, зачисляются в федеральный бюджет (п. 6 ст. 284 НК РФ).
«Нулевая» льгота по налогу на прибыль
Для отдельных категорий юридических лиц или видов доходов действует льготная ставка налога на прибыль за 2021г., а именно – 0%. Некоторые случаи ее применения (для дивидендов и долговых обязательств) были рассмотрены выше.
Кроме них, «нулевая» льгота применяется в следующих случаях:
- Для образовательных и медицинских организаций (ст. 284.1 НК РФ).
- Для резидентов туристско-рекреационных экономических зон, объединенных в кластер – в части налога, зачисляемого в федеральный бюджет.
- Для сельскохозяйственных и рыбохозяйственных производителей в части произведенной ими с/х продукции и продуктов ее переработки.
- Для участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 284.3, п. 2 ст. 284.3-1 НК РФ), участников свободной экономической зоны, резидентов территории опережающего развития и свободного порта Владивосток (ст. 284.4 НК РФ). Для всех категорий, перечисленных в этом пункте, льгота распространяется только на «федеральную» часть налога.
- Для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан (ст. 284.5 НК РФ).
- Для Центрального банка РФ.
- Для участников проекта «Сколково» после прекращения использования права на освобождение и до превышения установленного лимита (п. 2 ст. 246 НК РФ и п. 5.1 ст. 284 НК РФ).
- Для доходов по операциям от реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале российских компаний (п. 4.1 ст. 284 НК РФ).