Образец приказа о принятии учетной политики на 2021 год

Положения учетной политики предприятия формируются главным бухгалтером или лицом, уполномоченным вести бухгалтерский учет. Данные положения оформляются приказом по предприятию. Согласно российским стандартам бухгалтерского учета, учетная политика должна обязательно актуализироваться на следующий отчетный год в том случае, если в текущем году в нее вносились изменения. Если изменения отсутствуют, то издание приказа не обязательно.

Базовая конфигурация программного комплекса «1С:Бухгалтерия 8» предусматривает возможность автозаполнения приказа по предприятию «О положениях учетной политики» со всеми необходимыми приложениями.

Главные бухгалтера большинства отечественных предприятий относятся к разработке учетной политики и составлению приказов об ее принятии и дальнейшей актуализации как к рутинной работе. Нередко их работа над подготовкой приказа сводится к копированию из интернета типовых положений. Такой подход редко приводит к каким-либо санкциям со стороны проверяющих органов, но напрочь лишает руководителей возможности оптимизировать работу бухгалтерской службы в частности, и всего предприятия в целом.

Основные положения для бухгалтера, сдающего отчетность за 1 квартал 2021 года

  • Во–первых, обязательно необходимо ознакомиться с новым перечнем КБК и скачать их.
  • Во–вторых, невозможно избежать ошибок без знания точных сроков сдачи бухгалтерской отчетности в 2021 году.
  • Пособия ФСС.
  • Требуется подтвердить основной вид хозяйственной деятельности предприятия в службе ФСС.
  • И наконец, не обойтись без понимания, какие именно подотчетные документы следует предоставлять в органы статистики по состоянию ни 1 квартал 2021 года.
Хозяйственные операцииОбщий счетСчета, которые можно объединить
Учет производственных запасов10 «Материалы» 10 «Материалы»

07 «Оборудование к установке»

11 «Животные на выращивании и откорме»

Учет затрат, связанных с производством и продажей продукции 20 «Основное производство»

44 «Расходы на продажу»

20 «Основное производство»

23 «Вспомогательное производство»

25 «Общепроизводственные расходы»

26 «Общехозяйственные расходы»

28 «Брак в производстве»

29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

Учет готовой продукции и товаров41 «Товары» 41 «Товары»

43 «Готовая продукция»

Учет дебиторской и кредиторской задолженности76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

75 «Расчеты с учредителями»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

79 «Внутрихозяйственные расчеты»

Учет денежных средств в банках51 «Расчетные счета» 51 «Расчетные счета»

52 «Валютные счета»

55 «Специальные счета в банках»

57 «Переводы в пути»

Учет капитала 80 «Уставный капитал»

82 «Резервный капитал» 83

«Добавочный капитал»

Учет финансовых результатов99 «Прибыли и убытки» 90 «Продажи»

91 «Прочие доходы и расходы»

99 «Прибыли и убытки»

2. Не использовать ПБУ 2/2008 под наименование «Учет соглашений строительного подряда», введенных в действие приказом Минфина в 2008 году.

3. Не показывать в бух. учете оценочные, условные обязательства и активы, не формировать резервные суммы по будущей затратной части, к примеру, на возможную оплату отпускных дней сотрудникам, выплату сумм по вознаграждениям по результатам деятельности организации за последний календарный год, сюда также может входить гарантийное обслуживание или ремонт, произведенный по гарантии.

4. Если отсутствуют основные сведения, без понимания которых оценить финансового состояние или результаты деятельности предприятия не представляется возможным, следует сформировать бухгалтерскую документацию таким образом, чтобы сокращенный объем включал:

форму № 1 – баланс, без которого по сути бухгалтерского учета не существует; отчет, в котором отражены все виды хозяйственной деятельности, работы и услуги, приходящиеся на текущий подотчетный период. 5. Отражать в балансе и отчете о доходах значения исключительно по категориям статей без расписывания детальной информации по счетам.

6. Оставить недоступной сведения относительно связанных сторон в подотчетной документации.

7. Не предоставлять сведения относительно прекращаемого типа хозяйственной деятельности субъекта.

8. Описывать в бухгалтерской документации последствия, которые придут вслед за изменениями учетной политики на предприятии, которые могут оказать или уже оказали определенное влияние на финансовое состояние бизнеса, позволили получить новые финансовые результаты или еще позволят в будущем.

9. Вносить исправления в допущенные ошибки, если имеют большое значение для бух. учета предыдущего года, выявленные позже. При этом ретроспективный пересчет проводить не требуется.

10. Внести перечень первичной документации по бух. учету, которые используются для отражения хозяйственной деятельности организации. На сегодняшний день нет необходимости заполнять абсолютно все имеющиеся, закон этого не предусматривает, поэтому предпринимателю предоставляется право выбирать, безусловно получив перед этим консультацию у работников налоговой службы. Обязательными к заполнению остаются только кассовые документы.

Составляет и заверяет список первичной документации сам руководитель фирмы, здесь же указывается перечень должностей и конкретных физических лиц, которые могут в отсутствии учредителя подписывать первичные документы. Все права этих субъектов указаны в 1 части статьи 7 и статьи 9 в Законе %402–ФЗ.

Ввод в действие

Принятые локальные нормативные акты подлежат обязательной регистрации с присвоением им в структурном подразделении организации, ответственном за осуществление делопроизводства, порядкового номера и указанием даты введения в действие. Локальные нормативные акты вводятся в действие в срок, обозначенный в решении об их принятии (утверждении), а если этот срок не прописан, то на следующий день со дня их принятия (утверждения). О принятии актов должны быть обязательно извещены сотрудники организации, на деятельность которых распространяется локальный нормативный акт. Форма извещения может быть определена общими требованиями к порядку разработки локальных нормативных актов, может быть установлена самим локальным нормативным актом, например, путем вывешивания публичного объявления в трехдневный срок с момента принятия данного акта, путем объявления на собрании работников структурного подразделения, путем личного ознакомления под подпись. Акты, в отношении которых не соблюдены указанные требования, признаются не действующими для тех лиц, которые не были соответствующим образом извещены. Изменения, дополнения или отмена локальных нормативных актов подлежат обязательной регистрации в том же порядке, что и первоначальный документ.

Учетная политика для задач бухгалтерского учета

Учетная политика для решения задач бухгалтерского учета сформирована на основе Закона «О бухгалтерском учете», который вышел в свет в 2011 году, и подкреплена рядом не менее важных Положений, Планом счетов и Инструкцией по правильному его использованию.

Согласно заявленных законодательных актов, учетная политика насчитывает такие принципы и компоненты:

1. Бух. учет организован специальным отделом, подразделением, которое имеется на каждом предприятии. Возглавляет такую важную структуру главный бухгалтер.

2. В бух. учете применяется двойная запись. Что это значит? Любое изменение в расходной части отражается сразу по 2 строкам, что позволяет добиться целостного баланса составляющих.

3. Бухгалтерский учет всегда подчиняется и соответствует Плану счетов, которые указаны в Приложении 1.

4. Если грядут изменения в учетной политики, их следует показывать попунктно и последовательно.

5. Для ведения отдельного баланса не нужны отдельные работники или подразделения.

6. Формы первичной отчетности всегда постоянны и разработаны в едином формате.

7. Люди, занимающие определенные должности, могут претендовать на право подписи документов в случае если начальство отсутствует. Их перечень вносится в приложение 2.

8. Регистром бух. учета является Книга учета хоз. деятельности, обозначенная в Приложении, которое также описывает действующие принципы учетной политики в организации.

9. В качестве отчетного периода принято брать 1 календарный месяц.

10. Насколько существенен уровень, обозначено в величине 5% от общего размера объекта, по которому ведется учет, или соответствующей статьи бух. учета.

11. Если есть потребность избавиться от ошибки, допущенной в прошлом отчетном периоде, выявленной бухгалтером самостоятельно, необходимо внести соответствующую запись в текущий отчетности, где обозначить должные проводки и счета.

12. Что касается инвентаризации, которая затрагивает имущество и обязательства организации, она инициируется не реже 1 раза за год и является подготовительным этапом к составлению баланса за год.

13. Не необходимости переоценивать основные средства.

14. Объект, принятый бухгалтером на баланс, всегда считается основным средством, но только если он используется в уставной работе предприятия или для нужд управления и контроля. В данном случае обратите внимание на условия:

  • объект должен подходить под применение на протяжении длительного временного отрезка, сроком от 1 года и более;
  • предприятие не рассматривает в перспективе продажу объекта;
  • цена на объект в том виде, в котором он поступил в организацию, больше 40000 рублей.

15. Сколько по времени можно применять основные средства, указано в Классификации основных средств от 2002 года.

16. Амортизационные расчеты ведутся без учета понижающих коэффициентов.

17. Амортизация подсчитывается линейным методом.

18. Если имущество числится на предприятии более 1 года, а его первоначальная цена составляла 40000 рублей, списание происходит постепенно.

19. Расходы, затрагивающие имущественный ремонт, относятся к затратам организации, однако сюда никогда не включают расходы на регулярные, запланированные ремонтные работы, которых требуют технологические требования.

20. Производственные запасы, находящиеся на складе, распределяются на счете 10.

21. Готовую продукцию следует относить на счет 41.

22. В качестве единицы подсчета запасов принимается номер каждого отдельного материального запаса.

23. Приобретенные запасы относят с учетом реальной себестоимости, счет 16 не применяется.

24. Если материальные запасы выходят из учета, их следует отражать в бух. учете исходя из усредненной себестоимости.

25. Себестоимостью для материальных запасов является цена, по которой имущество было куплено у поставщика, желательно подтвердить стоимость документом.

26. В себестоимость также входят транспортные и заготовительные издержки.

27. Нет необходимости отражать переоценку нематериальных активов.

28. Если нематериальный актив обесценился, показывать это на счетах и в балансе не тоже не нужно.

29. Амортизация в разрезе нематериальных активов показывается так, как и амортизация материальных.

30. Расходы, имеющие отношение к производству и реализации товара, услуг, распределяются на счете 20.

31. Дебиторскую и кредиторскую задолженность следует включать в счет 76.

32. Долговые обязательства являются разновидностью прочих затрат.

33. Объем денежной массы, находящейся на банковских счетах, оценивается на счете 51.

34. Учет капитала возможен с помощью счета 80.

35. Выручка определяется в соответствии с порядком поступления денег от заказчиков или клиентов, если соблюдены основные условия, описанные в категориях а, б, в и д п. 12 ПБУ 9/99.

36. Учет результатов хозяйственной деятельности фирмы включает отражение на счете 99.

37. Если есть оформленное и подписанное соглашение относительно строительного подряда, прибыль и затратная часть обеспечиваются без использования ПБУ 2/2008.

38. Вкладываемые средства предполагают единицей учетной политики серию.

39. Расходы, полученные вследствие приобретения финансовых вложений, по своей величине меньше уровня существенности, зафиксированного в п. 10 действующей учетной политики на предприятии, относятся к прочим затратам.

40. Текущая рыночная цена финвложений, исходя из которой обозначается рыночная оценка, подлежит корректировке и изменениям каждые 3 месяца.

41. Если по финансовым вложениям невозможно понять рыночную цену, тогда вложения нужно отобразить в бухгалтерском учете, ориентируясь на отчетное число по первичной себестоимости.

42. Стоимость финвложений учитывает каждую единицу отдельно.

43. Насколько потеряли в весе финансовые вложения, нужно отслеживать ежегодно, делается это с целью своевременного формирования резерва.

44. Взносы в резерв по сомнительной задолженности вносятся каждый квартал.

45. Не нужно формировать резерв на будущую оплату по отпускным для работников.

46. Не действует ПБУ 18/02.

47. Не используется ПБУ 11/2008.

48. Не применяется ПБУ 16/02.

49. Те лица, которые имеют право по указанию начальства получать подотчетные деньги, вносятся в приложение 3. Авансовые отсчеты формируются, а потом показываются не позднее срока в 30 календарных суток. Когда работник вернулся домой, на протяжении 3 дней он обязан положить перед начальством отчет о тратах.

50. График движения и отображения документов обусловливается приказом руководителя организации. Ответственность за соблюдение графика несет главный бухгалтер.

51. Формирование промежуточной отчетности и документации за год подразумевает использование форм баланса отчета по бланку 2.

52. Обязательная документация по желанию собственника может быть дополнена добавочными бумагами, к примеру, отчетом об изменении капитала и о движении денежной массы. Подобные документы помогают составить более полную картину о финансовом положении организации на текущий момент.

Особенности текущего периода

В настоящее время на рассмотрении Госдумы РФ находится проект федерального закона № 620132-7 о внесении изменений в Закон № 402-ФЗ, подготовленный Правительством РФ. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что изменения в Законе № 402-ФЗ подготовлены по результатам анализа практики его применения в части бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы. Можно предположить, что проведенный анализ выявил заметные различия в части организации и ведения бухгалтерского учета в государственных, муниципальных учреждениях и коммерческих организациях. Об этих различиях экспертному сообществу было известно и ранее. Проведя определенные реформы и проанализировав накопленный опыт, Правительство РФ решило вернуться к ранее действовавшим нормам. И это очень хороший признак!

Основные предложения Правительства РФ сводятся к следующему:

  • вместо понятия «государственный сектор» вновь будет использоваться понятие «бюджетная сфера»;
  • возвращается норма о том, что требования главбухов в части ведения учета обязательны для всех работников учреждения;
  • создается отдельный совет по стандартам бухучета государственных финансов.

Первые два предложения Правительства РФ – из разряда «хорошо забытого старого», ведь это все когда-то уже было в Законе № 402-ФЗ. Видимо, для возвращения на исходные позиции появились веские причины. А решение о создании отдельного совета по стандартам для бюджетной сферы вполне логично. Только теперь, скорее всего, все утвержденные стандарты будут пересмотрены таким советом. Кроме того, законопроектом предполагается дополнить ст. 19 Закона № 402-ФЗ ч. 3

, согласно которой
порядок организации и осуществления организациями бюджетной сферы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни устанавливается с учетом положений бюджетного законодательства РФ о внутреннем финансовом контроле. В настоящее время организация внутреннего контроля регулируется рекомендациями Минфина и ведомственными нормативными документами, а также локальными актами учреждений
. А в случае принятия данной поправки к Закону № 402-ФЗ будет установлен единый для всей бюджетной сферы порядок организации и осуществления внутреннего контроля. Все предлагаемые изменения в Законе № 402-ФЗ, согласно законопроекту, вступят в силу с момента официального опубликования соответствующего федерального закона. Вполне вероятно, что это произойдет в I полугодии.

Обратите внимание!

Все предполагаемые изменения в Законе № 402-ФЗ непосредственно касаются основных положений учетной политики, указанных в ФСБУ «Учетная политика». Поэтому после принятия такого закона главным бухгалтерам придется задуматься о соответствии некоторых положений учетной политики и иных локальных актов учреждения требованиям федерального законодательства.

Но в 2021 году изменения будут вноситься не только в законодательные акты! Согласно Приказу Минфина РФ от 31.10.2018 № 223н
«Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019 – 2021 гг.»
в начале этого года следует ожидать новой редакции некоторых положений ФСБУ «Концептуальные основы» . Проект изменений в данном стандарте, а также проект поправок к ФСБУ «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» уже подготовлены Минфином. Согласно им изменения в указанных стандартах вступят в силу с момента опубликования соответствующих приказов. Можно предположить, что в течение 2021 года будет немало других причин для внесения изменений в учетную политику государственных и муниципальных учреждений в связи с изменением законодательства и нормативных документов. Вот почему главному бухгалтеру следует внимательно следить за событиями, касающимися нормативной базы, и своевременно на них реагировать. При этом очень важно откорректировать положения учетной политики и других локальных актов правильно.

План счетов для бухгалтера

СинтетическийсчетНаименование счета
01Основные средства
02Амортизация основных средств
03Доходные вложения в материальные ценности
04Нематериальные активы
05Амортизация нематериальных активов
08Вложения во внеоборотные активы
08-1Приобретение земельных участков
08-3Строительство объектов основных средств
08-4Приобретение объектов основных средств
08-5Приобретение нематериальных активов
10Материалы
19НДС по приобретенным ценностям
20Основное производство
21Полуфабрикаты собственного производства
41Товары
45Товары отгруженные
50Касса
50-1Касса организации
50-2Операционная касса
50-3Денежные документы
51Расчетные счета
58Финансовые вложения
60Расчеты с поставщиками и подрядчиками
63Резервы по сомнительным долгам
66Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
66-1-1Основная сумма долга по краткосрочным кредитам и займам (в рублях)
66-1-2Основная сумма долга по краткосрочным кредитам и займам (в валюте)
66-2-1Проценты по краткосрочным кредитам и займам (в рублях)
66-2-2Проценты по краткосрочным кредитам и займам (в валюте)
67Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
67-1-1Основная сумма долга по долгосрочным кредитам и займам (в рублях)
67-1-2Основная сумма долга по долгосрочным кредитам и займам (в валюте)
67-2-1Проценты по долгосрочным кредитам и займам (в рублях)
67-2-2Проценты по долгосрочным кредитам и займам (в валюте)
68Расчеты по налогам и сборам
68-1Налог на доходы физических лиц
68-2Налог на добавленную стоимость
68-3Акцизы
68-4Налог на прибыль
68-5Транспортный налог
68-6Налог на имущество
68-7Земельный налог
69Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
69-1Расчеты с ФСС России по социальному страхованию
69-1-1Взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
69-1-2Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
69-2Расчеты по обязательному пенсионному страхованию (страховые взносы на страховую часть пенсии)
69-3Расчеты по обязательному медицинскому страхованию
70Расчеты с персоналом по оплате труда
76Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
80Уставный капитал
81Собственные акции (доли)
84Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
86Целевое финансирование
94Недостачи и потери от порчи ценностей
98Доходы будущих периодов
99Прибыли и убытки
001Арендованные основные средства
002Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение
003Материалы, принятые в переработку
004Товары, принятые на комиссию
005Оборудование, принятое для монтажа
006Бланки строгой отчетности
007Списанная в убыток задолженность неплатежных дебиторов
008Обеспечения обязательств и платежей полученные
009Обеспечения обязательств и платежей выданные
011Основные средства, сданные в аренду
012Программы для ЭВМ

ГЛАВБУХ-ИНФО

ПБУ 1/08 и другие Положения по бухгалтерскому учету устанавливают правила форми­рования учетной политики организации для целей бухгалтерского учета. При этом объек­тами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйст­венные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

После вступления в силу гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ у организа­ций возникла обязанность по формированию учетной политики для целей налогообло­жения и включению ее в систему внутреннего нормативного регулирования. Это вы­звано тем, что в налоговое законодательство были введены нормы, позволяющие ор­ганизациям производить выбор одного из нескольких альтернативных вариантов и ме­тодов, учитываемых для целей налогообложения.

Учетная политика организации для целей налогообложения применяется с 1 января го­да, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации.

Применительно к налогу на прибыль и согласно ст. 313 гл. 25 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения организация должна установить порядок ведения налогового учета.

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Данные налогового учета должны отражать:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в те­кущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета признаются первичные учетные документы (включая справки бухгалтера), аналитические регистры налогового учета и расчет налого­вой базы.

При этом налоговые органы не вправе устанавливать для организаций обязательные формы документов для налогового учета. Лишь в случаях, когда в регистрах бухгалтерско­го учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, органи­зация вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета до­полнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

В случае ведения самостоятельных регистров налогового учета в них должны содержаться следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дата) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных ре­гистров.

Ведение налогового учета предусматривается в тех случаях, когда порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка группировки и учета объектов и хозяйственных операций, установленного прави­лами бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета должны обеспечивать лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна быть обеспечена их защита от не­санкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета долж­но быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправле­ние, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и/или объектов в целях налогообложения осуществляется организацией в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.

Решение о внесении изменений в учетную политику, для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступле­ния в силу изменений норм указанного законодательства.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обя­зательной для всех обособленных подразделений организации.

В случае если организация начала осуществлять новые виды деятельности, она также обязана определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Рассмотрим элементы учетной политики организации для целей налогообложения.

Порядок признания доходов от реализации товаров (работ, услуг). Согласно ст. 271 и 273 гл. 25 НК РФ организация должна отразить в учетной политике один из воз­можных методов признания доходов для целей налогообложения:

  • метод начисления;
  • кассовый метод.

В соответствии с методом начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств или иного имущества (работ, услуг) (данный метод аналогичен методу по моменту отгрузки, используемому в бухгалтерском учете).

В соответствии с кассовым методом доходы признаются после поступления денежных средств на счета в банках и/или в кассу или после поступления иного имущества (работ, услуг) (данный метод аналогичен методу по моменту оплаты, используемому в бухгалтер­ском учете).

Порядок определения даты получения доходов от реализации. Согласно ст. 271 и 273 гл. 25 НК РФ организация для определения даты получения доходов от реализации товаров (работ, услуг) может выбрать одну из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) — для организаций, принявших в учетной политике для целей налогообложения порядок признания доходов по методу начисления;
  • день поступления денежных средств на счета в банках и/или в кассу или день поступ­ления иного имущества — для организаций, принявших в учетной политике для целей нало­гообложения порядок признания доходов по кассовому методу.

Порядок признания расходов для целей налогообложения. Согласно ст. 272 и 273 гл. 25 НК РФ организация должна отразить в учетной политике один из возможных спосо­бов признания расходов для целей налогообложения:

  • независимо от времени фактической выплаты денежных средств и/или иной формы оплаты расходов;
  • после фактической выплаты денежных средств и/или иной формы оплаты расходов.

Первый способ признания расходов могут применять организации-налогоплательщики, использующие метод начисления для признания доходов.

Второй способ признания расходов могут применять организации, использующие кас­совый метод для признания доходов.

Порядок распределения расходов на прямые и косвенные расходы при примене­нии метода начисления. Расходы на производство и реализацию продукции должны под­разделяться на прямые и косвенные расходы,

В соответствии со ст. 318 гл. 25 НК РФ организация может самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Для производственных организаций к прямым расходам могут быть отнесены, в частно­сти, следующие расходы:

  • материальные затраты;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров (работ, услуг), а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пен­сионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части тру­довой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при произ­водстве товаров (работ, услуг) и др.

Все иные суммы расходов, которые не войдут в сформированный организацией Пере­чень прямых затрат, должны быть отнесены к косвенным расходам, за исключением вне­реализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 гл. 25 НК РФ.

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода.

В соответствии со ст. 320 гл. 25 НК РФ для организаций торговли расходы текущего ме­сяца также подразделяются на прямые и косвенные расходы.

К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в дан­ном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада организации-покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

Все остальные расходы, за исключением, внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 гл. 25 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется организацией в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух на­логовых периодов.

Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается организацией в состав прямых расходов, связанных с производством и реа­лизацией, до момента их реализации.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам не­реализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в порядке, установленном со ст. 320 гл. 25 НК РФ.

Порядок распределения прямых расходов на производство и реализацию при применении метода начисления. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчет­ного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости кото­рых они учтены в соответствии со ст. 319 гл. 25 НК РФ.

Для целей налогообложения прибыли сумма прямых расходов, осуществленных в от­четном (налоговом) периоде, также уменьшает доходы от реализации отчетного (налогово­го) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых:

  • на остатки незавершенного производства;
  • остатки готовой продукции на складе;
  • отгруженную, но не реализованную в отчетном (налоговом) периоде готовую продукцию.

Распределение суммы прямых расходов на остатки незавершенного производства мо­жет производиться:

  • исходя из расчета по методу плановой (нормативной) себестоимости;
  • в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в натуральных из­мерителях), за минусом технологических потерь (в случае, если организация не использует метод нормативной (плановой) себестоимости).

Распределение суммы прямых расходов на остатки готовой продукции на складе может производиться:

исходя из расчета по методу плановой (нормативной) себестоимости; пропорционально доле таких остатков в общем объеме выпущенной за текущий ме­сяц продукции (в натуральных измерителях) (в случае, если организация не использует метод нормативной (плановой) себестоимости). Распределение суммы прямых расходов на отгруженную, но не реализованную на ко­нец текущего месяца продукцию может производиться исходя из доли отгруженной, но не­реализованной продукции в общем объеме отгруженной продукции за данный месяц.

Согласно изменениям, внесенным в ст. 319 гл. 25 НК РФ, организации могут самостоя­тельно определять порядок распределения прямых расходов на незавершенное производ­ство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (вы­полненным работам, оказанным, услугам).

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости неза­вершенного производства) должен отражаться организацией в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

Если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготов­лению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, то организация в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно может определить механизм рас­пределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Организации, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осущест­вленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Порядок учета сырья и материалов в составе расходов для целей налогообложе­ния. Согласно ст. 272 и 273 гл. 25 НК РФ организация может использовать один из воз­можных способов учета сырья и материалов в составе расходов, учитываемых для целей налогообложения:

  • отнесение сырья и материалов в состав расходов после даты их списания в произ­водство (независимо от их оплаты);
  • отнесение сырья и материалов в состав расходов после их обязательной оплаты и списания в производство.

Первый способ учета сырья и материалов в составе расходов для целей налогообло­жения могут использовать организации, применяющие метод начисления для признания доходов.

Второй способ учета сырья и материалов в составе расходов для целей налогообложе­ния должны использовать организации, применяющие кассовый метод для признания до­ходов.

Методы оценки сырья и материалов при их списании в производство. Согласно ст. 254 гл. 25 НК РФ для определения размера материальных расходов при списании сы­рья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки сырья и мате­риалов:

  • метод оценки по стоимости единицы запасов;
  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

Методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.

Согласно ст. 259 гл. 25 НК РФ при начислении амортизации основных средств и нематери­альных активов для целей налогообложения организация может использовать один из следующих методов:

  • линейный метод;
  • нелинейный метод.

В отличие от бухгалтерского учета, предусматривающего четыре способа начисления амортизации объектов основных средств и три способа начисления амортизации объектов нематериальных активов, для целей налогообложения можно использовать лишь два ме­тода начисления амортизации.

Организация вправе самостоятельно выбрать тот или иной метод начисления аморти­зации для группы однородных объектов и должна использовать его в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Исключение составляют только входящие в восьмую — десятую амортизационные груп­пы здания, сооружения и передаточные устройства, по которым амортизация может начис­ляться только линейным методом (методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов для целей налогообложения изложены в «Учет ОС и НМА»).

Порядок учета расходов на ремонт основных средств. Согласно ст. 260 гл. 25 НК РФ предусмотрены следующие варианты признания расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения:

  • фактические затраты на ремонт списываются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены;
  • фактические затраты на ремонт равномерно списываются за счет ранее созданного резерва под предстоящие расходы на ремонт основных средств.

Порядок определения расходов по торговым операциям. Согласно ст. 320 гл. 25 НК РФ предусмотрены следующие варианты учета расходов торговых организаций на достав­ку товаров (транспортные расходы) для целей налогообложения:

  • без включения в сумму издержек обращения расходов организации на доставку това­ров в случае, если такая доставка включается в цену приобретения товаров по условиям договора;
  • с включением в сумму издержек обращения расходов организации на доставку това­ров в случае, если такая доставка не включается в цену приобретения товаров по услови­ям договора.

Таким образом, для налогового и бухгалтерского учета расходы на доставку товаров могут быть включены либо в цену приобретения товаров, либо в издержки обращения.

Порядок списания на расходы, стоимости выбывших ценных бумаг. Согласно ст. 280 гл. 25 НК РФ предусмотрены следующие методы списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг для целей налогообложения:

  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • по стоимости единицы.

Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Согласно ст. 266 гл. 25 НК

РФ организация вправе в порядке, предусмотренном этой статьей:

  • создавать резервы по сомнительным долгам;
  • не создавать резервы по сомнительным долгам.

Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов равномерно в течение отчетного (налогового) периода.

Порядок создания резервов на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Согласно ст. 267 гл. 25 НК РФ организация вправе в по­рядке, предусмотренном этой статьей:

  • создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийно­му обслуживанию;
  • не создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантий­ному обслуживанию.

Отчисления на формирование таких резервов принимаются для целей налогообложе­ния прибыли в порядке, предусмотренном ст. 267 НК РФ.

Для целей налогового учета организация самостоятельно принимает решение о созда­нии такого резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет пре­дельный размер отчислений в этот резерв.

При этом резерв создается в отношении той продукции, по которой в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены ремонт и обслуживание в течение гарантийного срока.

В целом налоговый учет осуществляется для формирования полной и достоверной ин­формации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуще­ствленных организацией в течение отчетного (налогового) периода, обеспечения инфор­мацией внутренних и внешних пользователей, а также для контроля правильности исчис­ления, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налогов.

Примерное содержание приказа по учетной политике организации для целей налогооб­ложения может выглядеть следующим образом.

ПРИКАЗ № от «___________ » 20__ г.

ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

на 20__г.

В соответствии нормами Налогового кодекса РФ в целях формирования полной и дос­товерной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных опера­ций, осуществленных организацией в течение отчетного (налогового) периода,

ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить учетную политику организации для целей налогообложения на 20__г., уста­навливающую следующее:

1. Налоговый учет осуществляется группой в составе: созданной из числа

сотрудников бухгалтерской службы организации.

2.Для целей налогового учета организация дополняет применяемые регистры бухгал­терского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета. В необходимых случаях организация применяет самостоятельные регистры налого­вого учета (формы регистров прилагаются).

3. Подтверждение данных налогового учета осуществляется организацией на основе первичных учетных документов (включая справки бухгалтера), аналитических регистров налогового учета и расчетов налоговой базы (формы аналитических регистров и расчетов налоговой базы прилагаются*).

4.В качестве метода признания доходов для целей налогообложения прибыли избрать метод начисления (ст. 271 и 273 гл. 25 НК РФ).

5. Для определения размера материальных расходов при списании сырья и материа­лов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), применять метод оценки по средней стоимости (ст. 254 гл. 25 НК РФ).

6. При начислении амортизации основных средств и нематериальных активов для це­лей налогообложения прибыли использовать линейный метод начисления амортизации (ст. 259 гл. 25 НК РФ).

7. При проведении ремонта основных средств фактические затраты на ремонт списы­вать в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены (ст. 260 гл. 25 НК РФ).

8. Согласно ст. 320 гл. 25 НК РФ предусмотреть следующий вариант учета расходов на доставку товаров (транспортные расходы) для целей налогообложения прибыли: с включением в сумму издержек обращения расходов организации на доставку товаров в случае, если такая доставка не включается в цену приобретения товаров по условиям договора.

9. Организация не создает резервы по сомнительным долгам (ст. 266 гл. 25 НК РФ).

10.Организация не создает резерв на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 гл. 25 НК РФ).

11. При реализации и ином выбытии ценных бумаг их стоимость для целей налогообложения определять по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО) (ст. 280 гл. 25 НК РФ).

12. Хранение и ведение регистров налогового учета осуществлять в соответствии с нормами ст. 314 гл. 25 НК РФ.

13.Согласно ст. 313 гл. 25 НК РФ изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и/или объектов в целях налогообложения осуществляется организацией в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.

14. Внесение изменений в учетную политику для целей налогообложения производится на основании приказа руководителя организации.

Следующая >

Учетная политика ООО на 2021 год при УСН доходы, образец

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

ПРИКАЗ № 125

об утверждении учетной политики для целей налогообложения

г. Москва 31.12.2015

В целях организации налогового учета на предприятии

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить разработанную учетную политику для целей налогообложения согласно приложению 1 к настоящему приказу.
  2. Применять учетную политику для целей налогообложения в работе начиная с 1 января 2021 года.
  3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера А.С. Глебову.

Генеральный директор А.В. Львов

С приказом ознакомлен (а): А.С. Глебова

31.12.2015

В идеале налоговая учетная политика должна оформляться в те же сроки, когда оформляется бух. учет, предпочтительно не затягивать с процедурой и вложиться в термин 90 дней поле официальной регистрации организации. Налоговая учетная политика не требует ежегодного пересмотра и утверждения, хотя если планируются изменения, их необходимо засвидетельствовать соответствующим документом. Официально подписанная и заверенная начальством бумага вступает в действие с 1 января.

Если у вас сформировались новые виды хозяйственной деятельности, запишите их в дополнения к основному документу о налоговой политике на предприятии. В соответствии с действующим законодательством такие дополнения не относятся к изменениям, поэтому ждать определенной даты не нужно, вносите их по своему желанию. Но составлять приказ все–таки придется.

Основополагающими документами, на которых и основывается налоговая учетная политика, является налоговой законодательство России.

Что должно быть в документе по определению особенностей налоговой политики?

  1. Вопросы, которые законодательство не затронуло. К примеру, последовательность действий, которые помогут верно распределить затраты, не относящиеся к работе на УСН или ЕНВД. Самостоятельно выдумывать ничего не нужно, полагайтесь на рекомендации работников контролирующих и аудиторских учреждений, судебной практики.
  2. Последовательный порядок формирования и учета объектов и хоз. операций, выбрать оптимальный способ.
  3. Учитывать необходимо те варианты, которые описывают действительные обязательства и активы. Нет надобности переписывать все способы, которые предложены законодательством, выбор метода только за бухгалтером и руководителем предприятия.

К приказу следует приложить Приложение 1, в котором описывается учетная политика, решающая основные задачи налогообложения на данной фирме.

Процедурные вопросы

Ни ФСБУ «Учетная политика», ни Методические рекомендации (или иные нормативные и законодательные акты) не содержат разъяснений относительно процедуры внесения изменений в учетную политику учреждения. Поэтому главному бухгалтеру придется:

  • либо самостоятельно разработать соответствующую процедуру;
  • либо руководствоваться порядком внесения изменений в учетную политику, установленным учредителем.

В любом случае такая процедура должна быть утверждена в составе учетной политики учреждения. Наиболее целесообразным представляется изложить порядок внесения изменений в приложении к учетной политике. При разработке процедуры внесения изменений в учетную политику главный бухгалтер должен будет найти ответы на два основных вопроса:

  • с какой даты вносить изменения, а с какой применять их в работе;
  • каким образом корректировать уже утвержденный локальный акт?

Попробуем ответить на эти вопросы.

Прежде всего отметим, что сроки и порядок разработки проекта локального нормативного акта, порядок согласования его с другими подразделениями организации должны быть установлены инструкцией по делопроизводству. Локальные нормативные акты должны оформляться с учетом ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденного Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст

.

Учетная политика для решения задач налогообложения

  1. Ведением налогового учета занимается главный бухгалтер и подразделение, находящееся у него в подчинении.
  2. Вычисление размера единого налога происходит на основе объекта в качестве прибыли.
  3. Книга, в которой ведется учет расходной и прибыльной частей, определяет налоговую базу, касающуюся единого налога. А вот имущество в этой книге не показывается
  4. Книга ведется при помощи компьютерной программы «1С: УСН».
  5. Каждая отдельная хоз. операция проводится в учетной книге и параллельно вносится в первичную документацию.
  6. Налоговая учетная политика не требует отражения прибыли и затрат от переоценки имущества, если они представлены в качестве валютных ценностей.
  7. Величину авансового платежа нужно уменьшить на размер взносов, регулярно отчисляемых на счета страховых государственных фондов.

Особенности учетной политики при УСН «прибыль за минусом затрат» на 2021 год

ИП Петров К.Л.

Приказ № 7

об утверждении учетной политики для целей налогообложения

г. Каменец–Подольский 20.12.2015

ПРИКАЗЫВАЮ

  1. Утвердить данную налоговую учетную политику для решения целей налогообложения по состоянию на 2021 год, опираясь на приложение.
  2. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

ИП Петров К.Л.

Ниже следует приложить приложение 1, в котором необходимо описать важные составляющие налоговой политики:

  1. пояснить саму учетную политику.
  2. привести порядок учета имущества, поддающегося износы и начислению амортизации;
  3. привести учет товарно–материальных ценностей, которыми владеет организация;
  4. учет расходов;
  5. определить особенности учета убыточной части.

Внесение изменений

Допустим, что главный бухгалтер определился с формулировками изменяемых положений учетной политики и получил согласие на них учредителя. Что делать дальше? Первое и, как правило, ошибочное, желание – это распечатать страницу с измененным текстом учетной политики и заменить ее на страницу с устаревшей редакцией. Но если это производится в течение отчетного периода, то в некоторых случаях такие действия могут быть квалифицированы как подлог документов, за что виновный понесет суровое наказание. Кроме того, очевидно, что простая «подмена» текста может привести к пересмотру ряда хозяйственных операций, корректировке первичных документов и т. д., если изменения учетной политики касались непосредственно порядка ведения учета, оформления документов и т. п. «Переделка» учета с начала отчетного периода в связи с изменившейся учетной политикой может привести к неоправданным трудовым затратам и путанице в документах. Поэтому вносить изменения в учетную политику надо строго в определенном порядке. Кроме того, при разработке (корректировке) локальных нормативных актов необходимо учитывать общие требования к порядку разработки проектов локальных нормативных актов, основные требования к содержанию локальных нормативных актов, их согласованию подразделениями организации, порядку принятия указанных актов, а также внесению в них дополнений и изменений, утвержденные экономическим субъектом. Локальные нормативные акты могут быть изменены путем внесения в них дополнительных положений, признания утратившими силу отдельных положений, утверждения новой редакции существующих положений только по решению органа, принявшего (утвердившего) данный акт. Внесение изменений в локальные акты осуществляется путем издания нормативного акта (приказа, распоряжения).

Учетная политика в отношении амортизируемого имущества

5. Первичная ценность основного средства в материальном эквиваленте обозначается в сумме фактически понесенных расходов на его покупку, изготовление, обустройство в той последовательности, которая указана в законодательстве.

6. Если основное средство оплачивается, первичная цена вместе с затратами на его оборудование входит в книгу учета доходов и затратов одинаковыми частями, начиная с квартала, когда основное средство введено в эксплуатацию, и до завершения календарного года.

7. Часть цены основного средства, купленного во время действия УСН, которая признается в данном периоде, вычисляется путем деления первичной стоимости на численность кварталов, которые остаются до завершения года, в том числе и 3 месяца, когда выполняются правила и требования по списыванию цены объекта в сумму затрат.

Формы первичных учетных документов (ПУД)

Все первичные учетные документы должны быть утверждены руководителем в учетной политике:

  • ПУД, установленные уполномоченными органами на основании других законов, обязательны к применению. Например, кассовые документы.
  • ПУД могут быть разработаны самостоятельно, в том числе утверждены из альбомов унифицированных форм «первички».
  • ПУД могут быть рекомендованы к применению, например форма «Универсальный передаточный документ» в силу Письма ФНС от 21.10.2013 №ММВ-20-3/96.

Каждая форма первичного учетного документа должна содержать 7 обязательных реквизитов в силу ч.2 ст.9 № 402-ФЗ. Дополнительные реквизиты не запрещается включать в форму.

На сайте ПРОФБУХ8 Вы можете посмотреть другие наши бесплатные статьи и материалы по конфигурациям: 1C:Бухгалтерия 1C:ЗУП 1C:УТ: Полный список наших предложений:

Поставьте вашу оценку этой статье: (
1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Зарегистрированным пользователям доступны более 300 видеоуроков по работе в 1С:Бухгалтерия 8, 1С:ЗУП

Зарегистрированным пользователям доступны более 300 видеоуроков по работе в 1С:Бухгалтерия 8, 1С:ЗУП
Я уже зарегистрирован
После регистрации на указанный адрес Вы получите ссылку на просмотр более 300 видеоуроков по работе в 1С:Бухгалтерия 8, 1С:ЗУП 8 (бесплатно)

Отправляя эту форму, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных

Войти в кабинет

Забыли пароль?

Учет товарно–материальных ценностей

8. Материальные затраты состоят из стоимости покупки материалов, затрат на премиальные, выданные работникам, таможенных сборов, транспортных расходов, а также убытки, понесенные от необходимости воспользоваться компьютерными и информационными услугами. НДС, удержанный при закупке материальных запасов, следует вынести отдельной графой тогда, когда они признаются материалами, входящими в состав расходов.

9. Материальные затраты учитываются по мере оплаты и подлежат корректировке на цену материалов, еще не применимых в коммерческой деятельности.

10. Расходы, связанные с ГСМ, учитываются по норме в материальных затратах.

11. Нормативы для признания затрат по ГСМ распределяются и указываются в порядке осуществления поездок, основанием для составления документации выступают путевые листы. Суммы, вносимые в книгу, не могут превышать установленные лимиты.

12. Цена продукции, купленной в целях последующей реализации, обозначается, полагаясь на цену приобретения согласно заключенного соглашения.

13. Цена товаров, пущенных на перепродажу, включается в состав расходов по мере реализации продукции, выбранный метод оценки – средней стоимости.

14. НДС также описывается по мере реализации товаров.

15. Затраты, имеющие отношение к покупке продукции, записываются в состав расходов по мере фактического погашения задолженности.

16. Запись в книге учета ведется, опираясь на платежное поручение или накладную на отпуск продукции клиенту.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]