Письмо ФНС от 10.08.2015 №ЕД-4-15/[email protected] О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ


Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 № ЕД-4-15/[email protected]

«О направлении разъяснений в отношении риск-ориентированного подхода к проведению камеральных налоговых проверок налоговых деклараций, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению НДС в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 149 НК РФ»
ФНС России в целях повышения эффективности администрирования НДС, при одновременном сокращении объема истребуемых у налогоплательщиков документов, направляет рекомендации по проведению с применением риск-ориентированного подхода камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие (освобождаемые от налогообложения) налогообложению НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 Кодекса и подпадающие под понятие налоговая льгота с учетом пункта 1 статьи 56 Кодекса и позиции Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», изложенной в пункте 14 Постановления от 30 мая 2014 г. № 33 (далее – налоговая льгота).

При проведении камеральных налоговых проверок целесообразно учитывать совокупность следующих факторов:

уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2» (далее – СУР),

результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот.

В соответствии с пунктом 6 статьи 88 Кодекса необходимо истребовать у проверяемого налогоплательщика пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы (далее – Пояснения). Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее – Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам. Рекомендуемая форма Реестра приведена в приложении № 1 к настоящему письму.

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговому органу в порядке статьи 93 Кодекса следует истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот. В целях настоящего письма под документами понимается комплект документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по отдельным операциям (далее – Документы).

Объем подлежащих истребованию Документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении № 2 к настоящему письму. При этом не менее 50% от объема Документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.

При непредставлении налогоплательщиком Реестра или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме (в случае невозможности идентификации подтверждающих документов, невозможности их соотнесения с используемыми льготами, невозможности выполнения требований настоящего письма, неуказания в реестре суммы операции) истребование Документов производится без использования риск-ориентированного подхода.

При наличии в налоговом органе сведений, свидетельствующих о возможном неправомерном применении льготы по отдельным операциям, налоговому органу необходимо истребовать документы, подтверждающие правомерность применения льгот по указанным операциям.

Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести вышеизложенное до территориальных налоговых органов и обеспечить его исполнение. Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса Д. В. Егоров

Приложение № 1

Реестр документов, подтверждающих обоснованность применения

____________________________________________
(наименование налогоплательщика)

налоговых льгот в разрезе кодов операций, к Декларации по налогу на добавленную стоимость за ___ квартал ____ года

Код операции в том числе: Сумма необлагаемых операций в разрезе видов

(групп, направлений) необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации, руб.

Наименование контрагента (покупателя) ИНН КПП Документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот
вид (группа, направление) необлагаемой операции Тип документа (договор и т. д.) Дата Сумма операции, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Приложение № 2

Порядок определения объема Документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций

Уровень налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2» Объем Документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций, % (но не более 500 Документов)*** Условия определения объема Документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций
1 2 3
Высокий 40% в обязательном порядке по каждому коду операции
Средний 40% по коду операции, по которому налоговая льгота применена впервые*
по коду операции, по результату предыдущей проверки которого выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах
не более 10% по коду операции, по результату предыдущей проверки которого не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах

При отражении в налоговых декларациях по НДС налоговой льготы по конкретному коду операции в течение четырех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, и по которому в данных периодах не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, Документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). При этом Пояснения (Реестр) истребуются каждый налоговый период.

не более 5% по коду операции, по результату предыдущей проверки которого не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, при условии представления формы типового договора (договоров)**

При отражении в налоговых декларациях по НДС налоговой льготы по конкретному коду операции в течение четырех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, и по которому в данных периодах не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, Документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). При этом Пояснения (Реестр) истребуются каждый налоговый период.

Низкий 40% по коду операции, по результату предыдущей проверки которого выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах
не более 10% по коду операции, по которому налоговая льгота применена впервые*
по коду операции, по результату предыдущей проверки которого не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах

При отражении в налоговых декларациях по НДС налоговой льготы по конкретному коду операции в течение трех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, и по которому в данных периодах не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, Документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). При этом Пояснения (Реестр) истребуются каждый налоговый период.

не более 5% по коду операции, по которому налоговая льгота применена впервые*, при условии представления формы типового договора (договоров)**
по коду операции, по результату проверки которого в предыдущем налоговом периоде не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, при условии представления формы типового договора (договоров)

При отражении в налоговых декларациях по НДС налоговой льготы по конкретному коду операции в течение трех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, и по которому в данных периодах не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, Документы по такому коду могут не истребоваться (не более четырех налоговых периодов подряд). При этом Пояснения (Реестр) истребуются каждый налоговый период.

* Неотражение в налоговых декларациях по НДС налоговой льготы по конкретному коду операции в течение трех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому.
** В случае, если внутри одного кода операции типовая форма договора используется налогоплательщиком не для всех операций, то по этому коду следует истребовать 10%.

*** В случае, если количество Документов, подтверждающих совершение операций, по которым применена налоговая льгота по определенному коду операции составляет менее 30, Документы истребуются в полном объеме.

Приложение № 3

Пример заполнения реестра документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот (направляется только в налоговый орган)

Реестр документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот ООО «Барбарис» в разрезе кодов операций, к Декларации за ___ квартал ____ года Пример расчета объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций
На примере представленного Реестра
Код операции в том числе: Сумма необлагаемых операций в разрезе видов (групп, направлений) необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации, руб. Наименование контрагента ИНН КПП Документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот Порядковый № документа «под операцию» (в разрезе видов (групп, направлений) необлагаемой операции) Типовой договор представлен (1 – да; 2 – нет) Уровень налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2» (высокий, средний, низкий) Код операции применен впервые Статус кода операции (1 – применен впервые, 2 – применялся ранее) Наличие нарушений по коду операции в предыдущих налоговых декларациях (1 – да, 2 – нет) Определение объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций (согласно Приложению № 2 к письму) Статус истребования документа (да/нет)
вид (группа, направление) необлагаемой операции Тип документа (договор, платежное поручение и т. д.) Дата Сумма операции, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7
Вариант 1 Вариант 1
1010245 (Реализация услуг в сфере образования) Основное образование 106 672 500 Георгин1 7709255073 770901001 Договор 402 25.07.2016 100 000 000 1 1 средний 1 2 18 x 40% = 7 да
П/п 125 26.07.2016 2 да
Георгин2 7709255074 770901001 Договор 747 06.09.2016 5 000 000 3 да
Документ1 126 10.09.2016 4 да
Георгин3 7709255070 770901001 Договор 211 08.08.2016 1 000 000 5 нет
Документ1 127 08.08.2016 6
Георгин4 7709255071 770901001 Договор 413 10.09.2016 500 000 7 нет
Документ1 152 10.09.2016 8
Георгин5 7709255072 770901001 Договор 182 10.07.2016 120 000 9 нет
Документ1 96 10.07.2016 10
Георгин6 7709255075 770901001 Договор 667 10.09.2016 45 000 11 да
Документ1 852 11.09.2016 12 да
Георгин7 7709255073 770901001 Договор 55а 11.08.2016 2 500 13 нет
Документ1 369 11.08.2016 14
Георгин8 7709256073 770901001 Договор 55б 10.09.2016 2 500 15 нет
Документ1 569 10.09.2016 16
Георгин9 7709255075 770901001 Договор 55в 10.07.2016 2 500 17 да
Документ1 56 10.07.2016 18
Дополнительное образование 35 558 333 ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ 1___15 ___ ___ ___ ___ 15 x 40% = 6 ___
Повышение квалификации 26 666 250 ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ 1___20 ___ ___ ___ ___ 20 x 40% = 8 ___
Всего по коду: x 168 897 083 x x x x x x 168 897 083 53 x x x x 53 x 40% = 21 (7 + 6 + 8) x
Вариант 2 Вариант 2
1010245 (Реализация услуг в сфере образования) Основное образование 106 667 500 Ромашка4 7709255073 770901001 Документ1 400 25.07.2016 100 000 000 1 1 средний 2 2 28 x 10% = 2,8 ≈ 3 да
Ромашка5 7709255074 770901001 Документ2 500 06.09.2016 5 000 000 2 1 да
Ромашка1 7709255070 770901001 Документ3 100 08.08.2016 1 000 000 3 1 нет
_________ _________ _________ Документ4 _________ _________ _________ _________ _________ _________
Ромашка2 7709255071 770901001 Документ5 200 10.09.2016 500 000 25 2 да
Ромашка3 7709255072 770901001 Документ6 300 10.07.2016 120 000 26 1 нет
Ромашка6 7709255075 770901001 Документ7 600 10.09.2016 45 000 27 2 нет
Ромашка7 7709255073 770901001 Документ8 25а 11.08.2016 2 500 28 2 нет
Дополнительное образование 29 555 833 ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ 1___20 ___ ___ ___ ___ 20 x 10% = 2 ___
Повышение квалификации 24 789 213 ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ 1___30 ___ ___ ___ ___ 27 x 10% = 2,7 ≈ 3 ___
Всего по коду: 161 012 546 x x x x x x 161 012 546 78 x x x x 78 x 10% ≈ 8 (3 + 2 + 3) x
Вариант 3 Вариант 3
1010245 (Реализация услуг в сфере образования) Основное образование 26 845 000 Лютик1 7716024323 770901001 Документ1 200 10.07.2016 23 000 000 1 1 низкий 1 2 10 x 10% = 1 да
Лютик0 7716024322 770901001 Документ2 100 10.09.2016 3 000 000 2 1 нет
Лютик2 7716024324 770901001 Документ3 300 10.09.2016 745 000 3 1 нет
Лютик4 7716024325 770901001 Документ4 400 11.08.2016 15 000 4 1 нет
Лютик5 7716024326 770901001 Документ5 407 10.09.2016 15 000 5 1 нет
Лютик6 7716024327 770901001 Документ6 414 10.07.2016 15 000 6 1 нет
Лютик7 7716024328 770901001 Документ7 421 10.09.2016 15 000 7 1 нет
Лютик8 7716025325 770901001 Документ8 428 24.07.2016 15 000 8 1 нет
Лютик9 7716028324 770901001 Документ9 435 11.08.2016 15 000 9 1 нет
Лютик3 7716024325 770901001 Документ10 300а 24.07.2016 10 000 10 1 нет
Дополнительное образование 15 386 974 ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ 1___10 ___ ___ ___ ___ 10 x 10% = 1 ___
Повышение квалификации 8 523 732 ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ 1___20 ___ ___ ___ ___ 20 x 10% = 2 ___
Всего по коду: 50 755 706 x x x x x x 50 755 706 40 x x x x 40 x 10% = 4 (1 + 2 + 1) x
Вариант 4 Вариант 4
1010211 (медицина) 4 447 499 Гортензия1 7716066255 771601001 Документ1 100 10.07.2016 2 000 000 1 2 средний 2 2 x8 10% = 0,8 ≈ 1 да
Гортензия2 7716067244 771601001 Документ2 200 10.09.2016 100 000 2 2 нет
Гортензия3 7716022594 771601001 Документ3 300 06.09.2016 900 000 3 2 нет
Гортензия4 7716023597 771601001 Документ4 400 08.08.2016 333 444 4 2 нет
Гортензия5 7718026654 771801001 Документ5 401 08.08.2016 327 500 5 2 нет
Гортензия6 7710022544 771001010 Документ6 4021 08.08.2016 286 555 6 2 нет
Гортензия7 7734058111 773401001 Документ7 43 23.07.2016 250 000 7 2 нет
Гортензия8 7716022111 771601001 Документ8 600 24.07.2016 250 000 8 2 нет
Всего по коду: 4 447 499 x x x x x x 4 447 499 8 x x x x x x

Когда требуются пояснения в ИФНС по декларации НДС

Инспекция потребует пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ), если:

  • обнаружены ошибки внутри декларации (их группируют по девяти признакам) или противоречия между информацией налогоплательщика и его партнеров;
  • в ИФНС направлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате ниже по сравнению с исчисленной первоначально;
  • в отчете имеются данные о льготируемых операциях.

Разъяснять необходимо лишь ту информацию, которой интересуются налоговики, иных данных представлять не нужно. Разные виды расхождений требуют разных форматов пояснений — для некоторых он определен НК РФ, другие подаются в произвольной форме. К ним могут быть приложены подтверждающие документы.

О получении требования предприятию необходимо в 6-тидневный срок уведомить ИФНС и подтвердить его прием электронно, отправив в ИФНС квитанцию.

Представить пояснения налогоплательщик должен в течение 5 дней. Но в связи с нерабочими днями, объявленными Указами Президента в марте-мае 2021 г., срок представления пояснений по требованиям ИФНС, полученным в период с 1 марта по 31 мая 2021 г., продлен на 20 рабочих дней (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409).

Пояснения по нулевой декларации НДС

Инспекторов ИФНС может заинтересовать и представленная нулевая декларация по НДС. В этом случае, возможно, придется давать объяснения, почему данные в отчете отсутствуют. В пояснении необходимо перечислить причины отсутствия показателей, например, указав, что в отчетном периоде предприятие остановило или приостановило свою работу.

Напомним, что пояснения по НДС-декларации направляются исключительно в электронном виде. Подача бумажных вариантов разъяснений равносильна непредставлению пояснений, что может обернуться для налогоплательщика штрафом в 5000 руб., а при повторении нарушения на протяжении одного года – в 20000 рублей (п.п.1, 2 ст. 129.1 НК РФ).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]