Какова безопасная доля вычетов по НДС в вашем регионе в 2021 — 2021 годах?

Прежде чем сдавать декларацию, узнайте, какая безопасная доля вычета НДС установлена в вашем регионе. Это поможет избежать лишнего внимания со стороны налоговиков и проверок.

Если данные у компании выше данных по региону, налоговики заинтересуются организацией. Доля уменьшения НДС является одним из критериев при назначении выездной проверки.

Расчет безопасной доли вычетов по регионам России производится на основании формы 1-НДС, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы.

Регион Доля вычетов, %*
Центральный ФО
Белгородская область 92,0
Брянская область 93,8
Владимирская область 84,9
Воронежская область 92,9
Ивановская область 91,3
Калужская область 87,3
Костромская область 85,2
Курская область 93,5
Липецкая область 104,2
Московская область 88,5
Орловская область 91,6
Рязанская область 82,0
Смоленская область 92,8
Тамбовская область 94,9
Тверская область 88,7
Тульская область 95,8
Ярославская область 86,7
Город Москва 88,9
Северо-Западный ФО
Республика Карелия 79,0
Республика Коми 78,4
Архангельская область 85,0
Вологодская область 98,7
Калининградская область 64,3
Ленинградская область 88,4
Мурманская область 188,8
Новгородская область 96,6
Псковская область 89,7
Город Санкт-Петербург 87,9
Ненецкий АО 149,2
Северо-Кавказский ФО
Республика Дагестан 82,9
Республика Ингушетия 92,9
Кабардино-Балкарская Республика 90,7
Карачаево-Черкесская Республика 90,1
Республика Северная Осетия — Алания 86,7
Чеченская Республика 96,5
Ставропольский край 90,0
Южный ФО
Республика Адыгея 84,6
Республика Калмыкия 79,5
Республика Крым 86,5
Краснодарский край 90,7
Астраханская область 76,5
Волгоградская область 91,6
Ростовская область 92,7
Город Севастополь 81,2
Приволжский ФО
Республика Башкортостан 91,4
Республика Марий-Эл 88,4
Республика Мордовия 89,1
Республика Татарстан 90,8
Удмуртская Республика 80,7
Чувашская Республика 83,6
Кировская область 88,3
Нижегородская область 90,4
Оренбургская область 74,3
Пензенская область 88,8
Пермский край 86,9
Самарская область 84,0
Саратовская область 84,6
Ульяновская область 88,5
Уральский ФО
Курганская область 85,2
Свердловская область 91,0
Тюменская область 84,6
Челябинская область 90,0
Ханты-Мансийский АО — Югра 67,0
Ямало-Hенецкий АО 72,4
Сибирский ФО
Республика Алтай 88,9
Республика Тыва 81,5
Республика Хакасия 87,0
Алтайский край 89,6
Красноярский край 76,5
Иркутская область 78,4
Кемеровская область — Кузбасс 94,1
Новосибирская область 88,9
Омская область 84,9
Томская область 80,6
Дальневосточный ФО
Республика Бурятия 97,3
Республика Саха (Якутия) 94,4
Приморский край 94,2
Хабаровский край 90,4
Амурская область 131,2
Камчатский край 92,7
Магаданская область 103,0
Сахалинская область 95,0
Забайкальский край 91,4
Еврейская автономная область 82,7
Чукотский АО 136,5
Байконур
Байконур 65,1

* Безопасная доля рассчитана по операциям, которые облагаются НДС по ставкам 10 и 20 процентов, без учета сумм налога и вычетов по операциям с нулевой ставкой.

Безопасный вычет по НДС по вашему региону: где посмотреть

Вся необходимая информация публикуется на веб-сайтах налоговых служб регионов. Мы настоятельно рекомендуем сверять значение доли вычетов в налоге, начисленном вашей организацией, со средним значением этого параметра по вашему региону (о том, почему это важно, читайте далее).
На 01.01.2021 ФНС обновила региональную статистику по вычетам. Актуальные данные по безопасной доле вычетов по НДС приведены в таблице ниже:

Регион Безопасная доля вычетов на 01.01.2021 Безопасная доля вычетов на 01.11.2020 Безопасная доля вычетов на 01.08.2020 Безопасная доля вычетов на 01.06.2020 Безопасная доля вычетов на 01.02.2020 Безопасная доля вычетов на 01.11.2019 Безопасная доля вычетов на 01.08.2019
Республика Адыгея 84,5 84,6 85,3 86,2 86,6 85,9 86,3
Республика Алтай 88,8 88,9 90,9 94,0 101,8 90,8 91,8
Республика Башкортостан 91.4 91,4 92,2 93,2 94,2 91,1 89,4
Республика Бурятия 97,0 97,3 97,5 95,2 93,1 90,6 91,6
Республика Дагестан 83,4 82,9 83,6 83,6 80,4 83,6 84,6
Республика Ингушетия 93,0 92,9 92,3 91,6 93,0 93,3 94,3
Кабардино-Балкарская Республика 90,4 90,7 89,6 87,5 93,2 91,6 91,9
Республика Калмыкия 79,5 79,5 84,5 93,3 71,0 80,9 83,2
Карачаево-Черкесская Республика 89,9 90,1 91,3 92,4 91,6 92,2 92,3
Республика Карелия 78,8 79,0 79,9 79,9 78,4 74,9 76,7
Республика Коми 78,5 78,4 79,4 79,1 80,1 76,4 76,5
Республика Марий Эл 88,5 88,4 87,9 88,4 88,3 87,3 87,1
Республика Мордовия 89,0 89,1 89,7 90,7 90,0 92,5 93,1
Республика Саха (Якутия) 94,3 94,4 93,4 89,5 88,7 91,0 90,1
Республика Северная Осетия – Алания 86,2 86,7 86,6 86,5 85,4 89,1 89,5
Республика Татарстан 90,8 90,8 90,8 90,9 91,3 87,9 87,5
Республика Тыва 81,0 81,5 80,7 78,9 78,0 78,4 77,2
Удмуртская Республика 80,7 80,7 80,1 78,0 78,2 80,0 79,4
Республика Хакасия 87,0 87,0 88,0 88,0 89,6 89,7 90,1
Чеченская Республика 96,9 96,5 97,7 97,1 97,4 97,7 100,5
Чувашская Республика 83,5 83,6 83,2 82,9 82,0 83,7 84,3
Алтайский край 89,5 89,6 90,5 91,1 90,4 89,9 89,7
Забайкальский край 91,3 91,4 91,0 90,0 88,3 89,6 87,4
Камчатский край 92,7 92,7 94,0 92,1 88,4 90,2 89,8
Краснодарский край 90,7 90,7 90,9 91,5 93,2 90,6 90,6
Красноярский край 76,5 76,5 74,2 73,5 72,5 78,1 79,6
Пермский край 86,9 86,9 87,1 87,6 87,2 82,1 80,9
Приморский край 94,2 94,2 94,1 94,7 96,5 94,6 93,5
Ставропольский край 90,0 90,0 89,6 88,8 89,4 88,8 88,9
Хабаровский край 90,4 90,4 90,0 89,8 91,9 92,9 92,3
Еврейская автономная область 82,9 82,7 82,5 83,2 89,8 87,2 90,9
Ненецкий АО 148,9 149,2 142,6 139,3 157,7 148,5 141,5
Ханты-Мансийский АО – Югра 67,0 67,0 67,7 64,6 64,0 58,7 57,0
Чукотский АО 132,8 136,5 137,2 126,0 116,1 120,7 115,5
Ямало-Hенецкий АО 72,6 72,4 72,4 70,9 69,4 64,4 62,9
Тверская область 88,8 88,7 87,7 87,9 88,4 90,2 89,7
Томская область 80,7 80,6 79,8 76,5 76,5 77,2 76,8
Тульская область 95,9 95,8 96,0 96,1 97,1 97,0 97,5
Тюменская область 84,8 84,6 85,3 84,4 87,1 84,2 84,6
Ульяновская область 88,4 88,5 88,5 88,4 89,2 91,0 90,8
Челябинская область 90,0 90,0 90,5 90,1 91,1 91,0 90,7
Ярославская область 86,6 86,7 90,1 88,3 86,1 89,3 89,9
Москва 89,0 88,9 89,1 89,8 89,0 88,7 88,0
Санкт-Петербург 87,8 87,9 88,1 88,5 89,0 87,9 87,7
Амурская область 130,7 131,2 131,7 128,4 136,0 130,1 127,3
Архангельская область 85,0 85,0 91,1 93,7 108,3 77,0 83,0
Астраханская область 76,0 76,5 74,3 72,0 71,8 65,9 64,5
Белгородская область 92,0 92,0 92,6 92,9 93,3 91,6 91,8
Брянская область 93,7 93,8 94,5 94,6 93,7 90,0 88,6
Владимирская область 84,9 84,9 84,4 83,8 85,1 85,3 85,8
Волгоградская область 91,6 91,6 92,9 94,6 96,3 90,7 88,3
Вологодская область 98,7 98,7 100,0 98,7 101,3 98,9 99,3
Воронежская область 92,8 92,9 93,0 92,8 92,7 93,0 92,8
Ивановская область 91,3 91,3 91,3 92,0 91,9 92,5 92,5
Иркутская область 78,4 78,4 78,1 77,1 77,7 77,1 77,2
Калининградская область 64,4 64,3 64,3 62,9 63,6 60,3 60,3
Калужская область 87,3 87,3 88,0 87,3 86,9 90,0 89,9
Кемеровская область — Кузбасс 94,1 94,1 94,3 95,4 97,7 90,8 89,4
Кировская область 88,3 88,3 89,3 91,2 98,0 87,2 87,6
Костромская область 85,0 85,2 85,8 86,2 86,0 86,5 86,2
Курганская область 85,1 85,2 85,1 84,3 85,0 85,8 86,1
Курская область 93,4 93,5 94,0 91,9 93,4 90,0 90,8
Ленинградская область 88,9 88,4 88,9 90,9 88,8 86,2 87,0
Липецкая область 104,3 104,2 104,8 103,8 103,2 104,7 105,6
Магаданская область 102,5 103,0 104,3 101,1 97,0 98,0 98,8
Московская область 88,5 88,5 88,5 88,4 88,4 89,2 89,2
Мурманская область 188,8 188,8 193,3 193,4 232,4 122,1 103,2
Нижегородская область 90,4 90,4 91,2 91,3 92,1 89,0 88,3
Новгородская область 96,6 96,6 96,0 95,7 98,6 95,8 95,1
Новосибирская область 88,9 88,9 88,9 88,9 88,8 89,7 89,7
Омская область 84,9 84,9 84,6 86,3 89,4 88,4 88,7
Оренбургская область 74,3 74,3 74,1 71,6 73,7 71,5 69,9
Орловская область 91,6 91,6 91,8 91,4 91,3 93,1 92,6
Пензенская область 88,7 88,8 89,2 89,9 90,8 91,1 91,1
Псковская область 89,6 89,7 90,3 89,3 90,7 89,2 88,1
Ростовская область 92,5 92,7 92,0 92,2 91,0 92,7 92,9
Рязанская область 82,0 82,0 81,8 81,7 82,2 82,1 83,9
Самарская область 84,2 84,0 82,4 83,5 84,5 83,4 83,2
Саратовская область 68,4 84,6 85,2 85,6 87,6 84,1 83,6
Сахалинская область 95,2 95,0 94,9 93,8 72,0 98,9 97,2
Свердловская область 90,9 91,0 91,2 91,0 91,1 91,7 91,5
Смоленская область 92,6 92,8 92,7 91,5 91,7 95,4 94,6
Тамбовская область 95,5 94,9 95,3 95,8 96,6 96,3 97,2
Республика Крым 86,1 86,5 86,8 86,2 86,8 85,9 86,4
Город Севастополь 81,0 81,2 81,4 80,9 81,1 81,4 81,3
Город Байконур 65,1 62,1 71,7 74,1 72,1 93,4 71,5

Как подсчитать свою долю вычетов? Об этом вы можете узнать в КонсультантПлюс. Эксперты не только дали формулу и комментарии к ней, но и привели пример расчета. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в Готовое решение.

Расчет доли расходов по необлагаемым НДС операциям

Доля определяется как выраженное в процентах частное от деления:

Знаменатель: Дт 90.02, Дт 90.07, Дт 90.08, Дт 91.02 (по статьям учета расходов на реализацию активов минус НДС, начисленный при их продаже).

Налоговики долгое время оспаривали право применения «правила 5%» для расходов по деятельности, переведённой на ЕНВД, поскольку не считали возможным распространить на плательщиков ЕНВД порядок, утверждённый п.4 ст.170 НК РФ для плательщиков НДС (письмо ФНС от 31 мая 2005 г. № 03-1-03/897/[email protected], письмо Минфина России от 08.07.2005 № 03-04-11/143).

Однако судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30.07.2008 г. № А23-247/06А-14-38, Постановление ФАС Поволжского округа от 05.02.2008 по делу № А65-28667/06-СА2-11).

Что надо иметь в виду в отношении доли вычетов?

Превышение вышеуказанных величин безопасной доли вычетов не является нарушением. Однако оно чревато повышенным интересом налоговых органов к данным, внесенным в декларацию. Как минимум, инспекция может запросить у вас пояснения.

Важно! Рекомендация от «КонсультантПлюс» Рекомендуем дать подробные пояснения и представить подтверждающие документы, даже если налоговый орган их не истребовал. Это снизит риск отбора вашей организации для выездной проверки. Пример письменных пояснений по факту высокой доли налоговых вычетов по НДС смотрите в К+. Это можно сделать бесплатно.

Подробнее переносе вычета на более поздний срок читайте здесь.

Как оправдать превышение доли вычетов

Итак, если показатель доли вычетов по фирме будет выше, нужно быть готовыми к тому, что инспекция запросит пояснения. Вы можете сослаться на такие обстоятельства:

  • вы закупили большой объем товаров, но реализация будет только в следующем квартале;
  • вы приобрели дорогостоящее оборудование для производства;
  • вас «подвел» заказчик. Он отказался от приобретения крупной партии продукции, когда были закуплены все необходимые комплектующие для ее производства и т. д.

Разумеется, все объяснения нужно подкрепить документами.

Итоги

Налоговые органы систематически обрабатывают статистическую информацию по вычетам НДС. Результаты такой обработки позволяют, в частности, определить среднюю для каждого региона долю вычетов. Превышение величины этой доли чревато повышенным интересом ИНФС к процессу формирования налоговой базы по НДС.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Перенос вычета

В некоторых случаях есть возможность переносить НДС-вычеты на следующие периоды. То есть при необходимости и по возможности, чтобы не допустить превышение «безопасных» показателей, вы можете регулировать суммы, на которые уменьшаете начисленный к уплате в бюджет НДС.

Это позволяет делать пункт 1.1 статьи 172 НК. Налоговый вычет можно заявить не позднее 3 лет после принятия на учет приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Это правило касаются вычетов НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ):

  • предъявленного поставщиками при покупке товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ;
  • уплаченного при ввозе товаров на территорию РФ в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;
  • уплаченного при ввозе в РФ товаров, которые перемещаются через ее таможенную границу без таможенного оформления.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Какие суммы НДС можно принять к вычету

Главное, что нужно хорошо знать, — это как правильно отсчитывать 3 года для переноса НДС-вычета.

Расчет суммы НДС, включаемой в состав объектов ОС и НМА

Сумма налога, подлежащая включению в стоимость основных средств и нематериальных активов, определяется как произведение суммы НДС, предъявленного продавцами указанных объектов, участвующих одновременно в облагаемой и необлагаемой деятельности (абз.4 п.4 ст.170 НК РФ) на долю НДС (пп.а) п.3 настоящего порядка) и включается в стоимость объектов проводками:

Дт 08.04 «Приобретение объектов основных средств» Кт 19.01 «НДС при приобретении основных средств»; Дт 01 «Основные средства» Кт 08.04.

Дт 08.05 «Приобретение нематериальных активов» Кт 19.02 «НДС по приобретенным нематериальным активам»; Дт 04 «Нематериальные активы» Кт 08.05.

Расчет суммы НДС, включаемой в состав расходов

Сумма НДС, рассчитанная как произведение суммы НДС, предъявленного продавцами работ, услуг, относящихся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям (абз.4 п.4 ст.170 НК РФ), на долю НДС (пп.а) п.3настоящего порядка) и включается в состав расходов проводками:

для производственных предприятий:

Дт 26.01 Кт 19.04 «НДС по приобретенным услугам»;

для предприятий торговли:

Дт 44.01 Кт 19.04 «НДС по приобретенным услугам».

Расчет суммы НДС, включаемой в стоимость ТМЦ

Сумма налога, подлежащая включению в стоимость материалов, определяется как произведение:

суммы НДС, предъявленного продавцами материалов, признанных в составе расходов налогового периода и относящихся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям (абз.4 п.4 ст.170 НК РФ), *

* на долю НДС (пп.а) п.3 настоящего порядка.

Сумма НДС включается в состав материалов проводками:

Дт 10 Кт 19.03 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам».

Рекомендуем утвердить в учетной политике

Включать в расчёт расходы, признанные для целей составления отчёта о финансовых результатах.

Значение «совокупные расходы» законодательством не урегулировано, следовательно, подлежит утверждению учётной политикой. Рекомендация определять указанные расходы на основании данных бухгалтерского учета дана в соответствии с письмом Минфина России от 29 мая 2014 г. № 03-07-11/25771.

Расходы, относящиеся как облагаемым, так и к необлагаемым операциям, распределять пропорционально (выбрать: расходам или доходам).

Вопрос участия косвенных расходов в расчёте по «правилу 5%» в настоящее время является спорным. По мнению налоговиков, долю расходов по необлагаемым НДС операциям необходимо рассчитывать с учетом всех расходов, распределяя относящиеся к обоим видам операций расходы методом, закрепленным в учетной политике (письмо ФНС России от 13.11.2008 № ШС-6-3/[email protected]), письмо ФНС России от 22.03.2011 № КЕ-4-3/4475). В пользу налогоплательщика есть Постановление ФАС Поволжского округа от 23.07.2008 № А06-333/08, признавшее правомерным утверждение в учетной политике расчет «правила 5%» только по прямым расходам.

1.3. При приобретении основных средств или нематериальных активов, используемых для осуществления как облагаемых, так необлагаемых НДС операций, учёт входящего НДС вести в общем порядке.

По используемым для осуществления как облагаемых, так и необлагаемых НДС операциям основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала, определять пропорцию исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных за месяц товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав (пп.1 п.4.1 ст.170 НК РФ).

Рекомендуем для налогоплательщиков, исчисляющим ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли согласно п.2 ст.285 НК РФ.

1.4. Для крупных организаций, ведение учёта в которых формализовано, рекомендуем в учётной политике или приложении к ней составить и регулярно пересматривать перечень актуальных видов деятельности, а также расходов, «приносящих НДС» и понесённых при осуществлении как облагаемых, так и необлагаемых НДС операций.

Таблица 1. Примерный перечень необлагаемых НДС операций

Продажа долей в уставном (складочном) капитале организаций, ценных бумаг
Продажа лома и отходов черных и цветных металлов
Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности (**)Для расчетов принимается сумма расхода,
Дт 91.02 Кт 10, 41, и пр.
Получение процентов по займам выданным (*)По обычным видам деятельности
Переуступка прав требования по займам в денежной форме и процентов по ним
Продажи, переведённые на уплату единого налога на вменённый доход (ЕНВД)По обычным видам деятельности
(**) в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров.

Не принимаются в расчеты по распределению НДС операции, доходы от которых не являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг) (п.1 ст.39 НК РФ, письмо Минфина РФ от 17.03.2010 № 03-07-11/64):

Другой вариант группировки расходов, относящиеся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям – утверждение списка подразделений, деятельность которых направлена на осуществление как облагаемых, так и необлагаемых НДС операций (например, Таблица 2).

Таблица 2. Примеры подразделений, деятельность которых направлена на осуществление как облагаемых, так и необлагаемых НДС операций

Прочие в соответствии с организационной структурой
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]