Как известно, во время проверки налоговые органы изучают первичные документы организации. Если будут выявлены определенные нарушения в их ведении, налогоплательщик может получить отказ в вычете НДС и признании расходов по налогу на прибыль. Кроме того, в последние годы налоговики огромное внимание уделяют процессу взаимодействия проверяемой организации с контрагентами. И теперь решающее значение в признании вычетов и расходов имеет не столько грамотное оформление первички, сколько то, как добросовестно компания готовилась к сделке и проверяла партнеров.
В этом смысле хозяйственные операции и действия уполномоченных лиц будут проверяться на предмет следующих подозрений:
- в получении необоснованной налоговой выгоды;
- в недобросовестности компании и контрагента;
- в сотрудничестве с однодневками;
- в непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагента;
- в создании нескольких взаимосвязанных организаций с целью оптимизировать налогообложение;
- в отсутствии деловых целей, для осуществления которых была проведена операция;
- в нереальности сделки.
Как видно, большая часть этих подозрений так или иначе связана со взаимодействием между компанией и ее деловыми партнерами. Просто тщательно выбирать контрагентов сегодня недостаточно — нужно документально убедить представителей ИФНС, что вы действовали осмотрительно и добросовестно.
Принцип проявления должной осмотрительности становится во главу угла при выборе контрагентов. Поэтому налогоплательщикам целесообразно разработать и утвердить некое положение по соблюдению этого принципа. Он может называться, например, Регламент проявления должной осмотрительности. Что же следует включить в этот документ?
Должная осмотрительность
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», налоговая выгода может быть признана необоснованной, если будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
Но за 13 лет сам термин и границы должной осмотрительности претерпели значительные изменения. Если раньше проявление должной осмотрительности могло сводиться к запросу у контрагента стандартного комплекта учредительных документов, то теперь этого для налоговых органов и суда недостаточно.
Доказывать реальность ведения хозяйственной деятельности и реальность сделок и их исполнения приходится многими документами: это бумаги о преддоговорном взаимодействии, а также документы, свидетельствующие о взаимном исполнении обязательств по договору (не только товаросопроводительные документы, но и, например, пропуски на склад, деловая переписка, заявки на отгрузки, сделанные посредством переписки в мессенджерах или по электронной почте и т.д.). Но даже безупречный документооборот может не помочь, если налоговые органы в ходе проверки получат показания сотрудников компаний, которые не будут соотноситься с документами.
Кроме всего прочего, если доначисление налогов или другие действия привели к банкротству компании, для ее руководителя и учредителя появляются довольно весомые риски привлечения к субсидиарной ответственности и необходимости возместить убыток всем кредиторам компании.
Куда следует «копать»
Чтобы тщательно проверять всю цепь НДС вплоть до n-ного звена, специалисты ИФНС должны доказать следующее:
- контрагент юридически либо экономически зависит от проверяемой компании, напрямую или через взаимозависимость с другими контрагентами;
- факты подтверждают, что стороны сделки действовали в сговоре либо что операция не была реальной.
Итак, первичным для налоговиков должно быть то, что проверяемая компания осмотрительно выбрала контрагента и осуществила с ним реальную сделку. При этом, например, тот факт, что подписавшее документ лицо это отрицает, еще не повод обвинять налогоплательщика в неосмотрительности.
Блокировка счетов банком
Банки за последние 3-4 года стали все чаще отказывать в проведении операций и отключать от дистанционного банковского обслуживания (ДБО) если, по их мнению, операции клиента носят сомнительный или подозрительный характер. Этого от них требует антиотмывочный закон № 115-ФЗ. Необходимость применить такие меры они оценивают по двум группам критериев. Это во-первых критерии, характеризующие самого клиента, то есть компанию — адрес, руководитель, налоговая нагрузка, наличие средств для ведения заявленного вида деятельности, а также оплата со счета аренды, канцелярских приборов, коммунальных услуг и т.д. Вторая группа – критерии, характеризующие проводимые операции, например, соотнесение заявленного вида деятельности и назначений платежей, периодичность платежей, объем снятия наличных или выплат физическим лицам, переводы организациям с повышенным уровнем риска и т. д. Именно контрагенты с повышенным уровнем риска чаще всего становятся причиной отключения от обслуживания и блокировки операций. Предвестник такого развития событий — запросы от банка. Если контрагент находится в «черном» списке Банка России – вероятность возникновения вопросов и проблем с банком очень высокая.
Судебные решения
Мобильный оператор заплатил за ошибку
Разбой разбою – рознь: как добиться мягкого приговора по «жесткой» статье
Неустойка от застройщика Дальпитерстрой
Дело о холодильнике с дефектом: лампочка ценой 53964 рубля
Магазин отказался вернуть деньги за нерабочий товар
Пропажа автомобиля со стоянки
Потенциальные убытки
В деятельности большинства компаний существуют риски неполучения оплаты от контрагентов, что влечет долгий переговорный процесс, зависшую дебиторскую задолженность и затраты на судебные разбирательства, после которых может выясниться, что платить должнику нечем. Такие ситуации помимо затрат на их обслуживание влекут изъятие средств из оборота компании и как следствие прямые убытки.
Оценка платежеспособности контрагента, даже если он был рекомендован к сотрудничеству доверенными лицами, может своевременно обратить внимание на риски и предотвратить убытки.
Как же проверять контрагента правильно?
Универсального решения нет: все зависит от размера компании, ее вида деятельности, частоты появления новых контрагентов и других факторов. Существует три схемы проверки:
- самостоятельная, силами своих сотрудников
- аутсорсинг на постоянной основе или привлечение по необходимости
- привлечение консультантов для настройки бизнес-процесса внутри компании, разработки индивидуальных регламентов и других документов, а также обучения сотрудников.
Самостоятельно
осуществлять проверку контрагентов целесообразно если есть достаточное количество квалифицированного персонала, необходимое программное обеспечение, разработанные регламенты (которые существуют не просто на бумаге из где-то найденных шаблонов, а реально работают как часть общего бизнес-процесса), четко организованный документооборот. Квалифицированный персонал необходим для понимания сути проверки, методологии, правильного фиксирования результатов и их доведения до лиц, принимающих решения. Как правило, в крупных и некоторых средних компаниях этим занимаются сотрудники службы безопасности с привлечением юристов.
Организованный документооборот и регламенты необходимы для быстрого и качественного выполнения преддоговорной и периодической проверки контрагентов. Как правило, начинается проверка с запроса у контрагента перечня документов, включающего, помимо уставных документов, сведения о задолженностях перед бюджетом, налоговые декларации, штатное расписание, справку о материально-технических ресурсах и другие. Параллельно контрагент проверяется по открытым источникам информации (быстро и качественно, с небольшой аналитикой по проверяемой компании это делают СПАРК, Контур-Фокус и т.д.).
Использование современного ПО существенно сокращает сроки проверки контрагента и помогает быстро проверить связи компании, оценить текущее финансовое состояние, судебные дела, получить сведения о проверках госорганов и их результатах. Отчеты из такого ПО становились одним из доказательств проявления должной осмотрительности в суде в споре с налоговыми органами (например, дела №№ А49-1953/2017; А03-2471/2017).
Привлечение сторонних организаций
имеет множество преимуществ: свои сотрудники не загружены побочной работой, вы получаете целостный отчет, включающий информацию, которой нет в открытых источниках (например, о наличии контрагента в «черном» списке Банка России). Этот вариант удобен и экономически выгоден небольшим компаниям, которым требуется проверить до 15-20 контрагентов в течение месяца. А вот компаниям, которые должны проверять несколько десятков контрагентов в день, аутсорсинг не подойдет: это будет нерентабельно по сравнению с настройкой процесса в самой компании и выделения нескольких штатных сотрудников.
Вариант привлечения консультантов для настройки бизнес-процесса по проверке контрагентов внутри компании
подойдет и крупным, и средним, и небольшим организациям. Это универсальное решение, позволяющее настроить работу и оптимизировав процессы и затраты на их реализацию получать быстрый и качественный результат на постоянной основе. Как правило, привлечение консультантов включает индивидуальную разработку внутренних актов компании (регламенты, приказы и т.д.), обучение ответственных сотрудников на реальных примерах и разбор всех вопросов, тестирование работоспособности внедренного механизма и при необходимости его отладка для повышения эффективности.
Отзывы клиентов
Благодарность от Евгения Н. Выражаю свою благодарность Павлюченко Александру Викторовичу за квалифицированное ведение моего дела, грамотную консультацию и обоснованные решения, которые привели к возмещению всех заявленных убытков.
С уважением, Евгений Н., 17.11.2017 г.
Благодарность от Пискунова И.Б. У меня нет просто слов, чтобы выразить благодарность Сергею Вячеславовичу. Спасибо, что есть такие юрист. Спасибо за помощь по возникшему вопросу по трудовому договору.
Пискунов И.Б. 12.12.2018г.
Благодарность Василию Анатольевичу Уважаемая Любовь Владимировна.
Хочу выразить благодарность Василию Анатольевичу в грамотной юридической помощи в решении моего непростого дела. Желаю Вам и Вашей компании дальнейшего процветания и успехов в Вашем нелегком труде.
От чистого сердца и с наилучшими пожеланиями. 03.05.2018 г.
Отзыв клиентов Благодарим сотрудников ООО «Юридическое агентство Санкт-Петербурга»и в первую очередь Матвееву Яну Максимовну и Ермакова Андрея Валерьевича за высококвалифицированное и тщательное рассмотрение нашего вопроса и оперативное решение нашей жилищной проблемы.
Также Кутузову Дарью Валентивну за внимательное и доброжелательное отношение к посетителям.
Благодарность от Тунновой Л. Сергей Вячеславович! Благодарю Вас за оказанную квалифицированную консультацию в отношении моего вопроса в сфере защиты прав потребителей (спор с ТК ОПТ, не привезли кухню)
Любовь Туннова 12.12.2018г.
Благодарственное письмо
Благодарность от Волкотруба Юрия Васильевича Огромное спасибо за качественную консультацию по интересующему меня вопросу. С наилучшими пожеланиями Степанову Денису Юрьевичу, консультировавшему меня.
Волкотруб Юрий Васильевич
Благодарность от Радхуан М.Р. Уважаемый Каваляускас Василий Анатольевич. Позвольте выразить искреннюю благодарность за оказанную квалифицированную юридическую помощь. Благодаря Вашему профессионализму удалось добиться решения в мою пользу. Желаю Вас дальнейшего процветания и профессионализма.
Радхуан М.Р. 08.06.2018 г.
Благодарность от Марины Кулешовой Выражаю огромную благодарность Павлюченко Александру Викторовичу за грамотную юридическую работу и профессионализм, а также его помощнице Елене Владимировне за оказанную квалифицированную помощь. Желаю Вам процветания и достижения профессиональных вершин.
С уважением, Марина Кулешова. 15.08.2018 г.
Благодарность Суховарову Я, Корчагин Дмитрий Владимирович, выражаю благодарность и признательность юристу Суховарову Юрию Владимировичу за качественную и квалифицированную консультацию. Спасибо.
На что обратить внимание при проверке контрагента
Настораживающих факторов при проверке контрагента очень много, все зависит от вида деятельности и от критериев отбора. Основными риск-факторами могут являться:
- массовый адрес;
- совмещение разных видов ОКВЭД;
- непродолжительный срок работы контрагента;
- совпадение учредителя и руководителя в одном лице;
- «порочные» связи с ранее ликвидированными фирмами;
- нахождение в «черном» списке Банка России;
- отсутствие штата сотрудников и ресурсов для выполнения предполагаемого договора;
- низкая налоговая нагрузка;
- отрицательные финансовые показатели;
- нарастание проверок госорганов и выявление нарушений;
- недействительный паспорт учредителя или руководителя;
- нахождение в стадии ликвидации;
- множество неисполненных исполнительных производств;
- факты блокировки счетов со стороны ИФНС.
Это далеко не полный перечень риск-факторов, которые могут повлиять на оценку возможности работы с контрагентом. У каждого показателя есть свой вес, и многие из них по отдельности не являются препятствием для сотрудничества, но если факторов несколько, то стоит задуматься. Например, если вас интересует только вопрос уменьшения налоговых рисков, то такие факторы, как нахождение в «черном» списке Банка России, отрицательные финансовые показатели или нарастающие проверки госорганов могут вообще не иметь никакого значения в оценке контрагента. Надлежащим образом проведенная проверка контрагента позволяет правильно выстроить работу, настроиться на возможное общение с банком по операциям, совершенным по заключенному договору, а также предотвратить потенциальные убытки.
А настройка бизнес-процесса по проверке контрагента позволяет подготовиться к изменениям «антиотмывочного» закона 115-ФЗ, который устанавливает ряд обязанностей для всех без исключения юридических лиц. Неисполнение процедур, направленных на установление добросовестности контрагентов, приводит к штрафам от 1 млн рублей.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Основные положения
Первое, что нужно указать в регламенте — это цель его составления, то есть предотвращение (снижение) рисков, связанных с выбором партнеров по бизнесу. Целесообразно дать описание этим рискам — это недоимка налогов, пени и штрафы, то есть те платежи, которые в результате проведения проверки могут грозить компании за неосмотрительность.
Стоит также отметить в регламенте, что он утверждается приказом и является обязательным для исполнения сторонами сделки как до заключения договора, так в процессе его исполнения. Это значит, что до того, как договор с контрагентом будет подписан, он должен быть ознакомлен с положениями регламента. Чтобы это обеспечить, целесообразно разместить регламент на официальном сайте компании в разделе для потенциальных партнеров.