Статья 1484 ГК РФ. Исключительное право на товарный знак (действующая редакция)


Товарный знак или торговая марка

Определения для такого понятия как «торговая марка» в нашем законодательстве нет. Как правило под ней понимают незащищенный с юридической точки зрения элемент индивидуализации какого-либо товара ил компании. По сути это просто термин маркетологов, который применяют к таким понятиям как товарный знак, торговые названия и др. Торговая марка представлена каким то изображением, сочетанием букв или оригинальным названием. Если организация, которая создала торговую марку, решит зарегистрировать товарный знак в госреестре, то она будет являться исключительным правообладателем товарного знака. То есть, товарный знак представляет собой уже юридически защищенный элемент индивидуализации компании или товара. Право на знак подтверждается специальным свидетельством.

Зачем ещё нужен товарный знак

Запрет ввоза контрафакта. У таможенников есть специальный реестр интеллектуальной собственности, в который можно внести свой товарный знак. Тогда таможня будет проверять все импортные товары и искать этот знак в маркировке. Когда найдёт – попросит у импортёра разрешение от правообладателя. Если разрешения нет, товары не пропустят, а на импортёра составят протокол. У одного импортёра недавно так отобрали почти 5 тысяч хлопушек с Микки-Маусом.

Запуск франшизы. Чтобы продавать франшизу, компании нужен зарегистрированный товарный знак. Когда его нет, то и передавать по договору франчайзинга нечего. Те, кто запускают франшизу без регистрации товарного знака или продают чужие названия, сильно рискуют – покупатель может подготовить иск и возместить причинённые убытки. Один ИП так и сделал. Он купил франшизу, а потом узнал, что продавец не имел на это права. Покупатель подал иск и отсудил у компании больше 3 млн рублей возмещения.

Постановка на баланс. Товарный знак – нематериальный актив, который ставят на баланс. Это повышает стоимость бизнеса и привлекает инвесторов. Неслучайно с каждым годом количество зарегистрированных ТЗ становится всё больше.

Продажа товаров в маркетплейсах. Обычно торговые площадки, такие как Ламода и Озон, предупреждают продавцов о запрете продавать контрафакт. Например, Ламода запрашивает у продавцов сведения про товарный знак на продукцию ещё до начала работы. Пойти на такие меры вынудил судебный иск, поданный к маркетплейсу. Компания Highlander нашла на сайте чужие товары под своим товарным знаком и обратилась в суд. На первый раз Ламода отделалась суммой всего в 50 тысяч рублей. Но чтобы это больше не повторилось, теперь площадка проверяет всех контрагентов.

Кредитование под залог по госпрограмме. В России есть национальная программа поддержки малого и среднего бизнеса. В рамках этой программы некоторые банки кредитуют малые и средние предприятия под залог нематериальных активов, включая товарные знаки по льготным ставкам – в 2021 году это 7% годовых. Пока это большая редкость – в сентябре 2021 выдали первый такой кредит в истории России. Но если больше заложить нечего, а деньги нужны – стоит попробовать.

Порядок признания НМА

Для того, чтобы объект был принят к учету в качестве НМА, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

  • Принимаемый к учету объект должен в будущем приносить экономическую выгоду организации. Объект признается экономически выгодным в том случае, если он предназначается либо для производства продукции, либо для управленческих нужд компании. Товарный знак отвечает такому требованию, то есть способен приносить организации выгоду в будущем;
  • Компания вправе получать экономические выгоды, к таким выгодам имеют доступ ограниченное количество лиц. Данное условие можно применить только по отношению к торговому знаку, по отношению к торговой марке применяется оно не всегда. Если исключительные права на торговый знак не зарегистрированы, то другая любая компания вправе применять схожий знак индивидуализации. А зарегистрировав такой знак в Роспатенте, такая организация вправе подать исковое заявление о защите своих прав. То есть контролировать актив будет сторонняя организация. Наличие юрправа на НМА – это не обязательный критерий для признания актива в учете, но их наличие может ограничивать доступ других лиц к экономической выгоде от использования данного НМА;
  • Объект может быть идентифицирован. Актив отвечает этому условию, если он является отделимым, то есть его можно продать, обменять и прочее, а также если возникает он в результате юридических прав вне зависимости от того, передаваемые эти права или обособленные от организации;
  • Объект предназначается для длительного использования (более 1 года);
  • Продажа объекта в ближайший год не предполагается;
  • Стоимость объекта можно достоверно определить;
  • У объекта отсутствует материально-вещественная форма.

Как принять к учету товарный знак в 1С 8.3

Добрый день, Альбина. Товарный знак — это НМА 1. В бухгалтерском учете исключительные права на товарный знак учитываются в составе нематериальных активов, если одновременно выполняются следующие условия (п.3 ПБУ 14/2007): • организация является обладателем исключительных прав на товарный знак; • организация не планирует продавать (передавать) исключительные права в течение ближайших 12 месяцев; • объект интеллектуальной собственности используется в производстве продукции (работ, услуг) или для управленческих нужд; • использование объекта может приносить экономическую выгоду (доходы); • срок использования объекта интеллектуальной собственности превышает 12 месяцев; • организация может отделить этот актив от других и определить его фактическую (первоначальную) стоимость. Для признания исключительного права на объект интеллектуальной собственности в составе НМА в бухгалтерском учете ограничений по стоимости законодательством не предусмотрено. В состав нематериальных активов Вы товарный знак учитываете по первоначальной стоимости (п. 6 ПБУ 14/2007). В первоначальную стоимость НМА включаются следующие расходы: — расходы, связанные с созданием товарного знака; — госпошлина за регистрацию, за экспертизу заявки и т.д.: — оплату организации, осуществляющей регистрацию товарного знака. Стоимость исключительных прав, учтенных в составе НМА, по которым был определен срок полезного использования, списывайте через амортизацию (п. 23 ПБУ 14/2007). Амортизацию начинайте начислять со следующего месяца после отражения исключительных прав на счете 04 (п. 31 ПБУ 14/2007). Если условия признания объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов не выполняются (например, Вы планируете продать исключительные права в ближайшие 12 месяцев), учитывайте их в том же порядке, что и неисключительные права: в составе расходов будущих периодов или в текущих расходах (п. 38, 39 ПБУ 14/2007 и п. 18 ПБУ 10/99). 2. Критерии для учета товарного знака в составе нематериальных активов в налоговом учете указаны в п. 3 ст. 257 НК РФ: • организация является обладателем исключительных прав на объект; • исключительные права зарегистрированы; • организация не планирует продавать (передавать) исключительные права; • объект интеллектуальной собственности используется в производстве продукции (работ, услуг) или для управленческих нужд; • использование объекта может приносить экономические выгоды (доходы); • срок использования объекта интеллектуальной собственности превышает 12 месяцев. Расходы, связанные с приобретением исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности стоимостью свыше 100 000 руб. в налоговом учете, списываются через амортизацию (п. 1 ст. 256 НК РФ). Амортизацию начинайте начислять со следующего месяца после начала использования объекта (п. 4 ст. 259 НК РФ). Срок полезного использования товарного знака определите исходя из срока действия исключительного права на него (письма Минфина России от 27 мая 2016 г. № 03-03-06/1/30730, от 9 сентября 2011 г. № 03-03-10/86 и ФНС России от 1 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18192). Если стоимость товарного знака меньше 100 000 руб., то в НУ расходы можно списать единовременно при вводе нематериальных активов в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, п. 5 ст. 262, п. 3 ст. 257 НК РФ, п. 7 ст. 5 Закона от 8 июня 2015 г. № 150-ФЗ, письмо Минфина России от 9 сентября 2011 г. № 03-03-10/86 и ФНС России от 1 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18192). Как в 1С принять к учету НМА можно посмотреть здесь: Приобретение и принятие к учету нематериального актива (исключительное право)

При заполнении ПП на уплату госпошлины, за регистрацию товарного знака: — Вид операции — Уплата налога; — Налог — Прочие налоги и сборы; — КБК — 000 1 1500 140 Вам будет полезен материал: Приобретение и принятие к учету нематериального актива (исключительное право) Амортизация НМА .
1

Инвентарный объект

В качестве инвентарного объекта НМА признают совокупность прав, которые возникают от патента, свидетельства или договора об отчуждении исключительного права на какое либо средство индивидуализации. Также в качестве инвентарного объекта актива может быть признан сложный объект, который включает в себя несколько результатов интеллектуальной деятельности. В качестве примера можно привести кинофильм, единую технологию или театральное представление.

Если создавая одну торговую марту организация регистрирует несколько средств (товарный знак, знак обслуживания и др.), то признавать лучше НМА по каждому объекту.

Услуги по оценке товарных знаков и знаков обслуживания

Наша компания специализируется на оценке товарных знаков и лицензий на товарные знаки уже более 20 лет

. За это время нами накоплен большой опыт работы с различными отраслями промышленности — такими как фармацевтика, пищевая промышленность, авиастроение, легкая промышленность, машиностроение, издательская деятельность и многие другие.

Для подробной консультации о стоимости и сроках проведения оценки обращайтесь к нашим специалистам по телефону +7 (495) 726-86-74

.

Основные проводки

Хозяйственная операцияДебетКредит
Отражены затраты по разработке товарного знака0870,69,60
Товарный знак принят к учету0408
Начислена амортизация2005
Списана амортизация при выбытии0504
Отражена сумма дооценки НМА0483
Коррекция суммы амортизации НМА при дооценке8305

Учет прав на товарный знак — типовые проводки

Типовые бухгалтерские проводки по учету ТЗ в качестве НМА приведены в таблице 1.

Необходимо учесть, что в плане счетов бухгалтерского учета отдельного субсчета на счете 08-5 «Приобретение нематериальных активов» для учета затрат по созданию НМА не предусмотрено, хотя такие затраты по общему правилу должны учитываться обособленно. Можно рекомендовать создание дополнительного субсчета «создание НМА», что должно быть отражено в учетной политике компании.

Таблица учета

№ п/пСодержание бухгалтерской проводкиСчета учета
ДебетКредит
1Приобретено исключительное право на ТЗ за плату (по договору мены)
1.1расходы на приобретение исключительных прав08-560 (76…)
1.2НДС по затратам, связанным с приобретением исключительных прав1960 (76…)
2Отражена рыночная стоимость исключительного права на ТЗ, полученного по договору дарения08-0598-2
3Отражено исключительное право на ТЗ, полученное в качестве вклада в уставный капитал08-0575-1
4ТЗ создано компанией самостоятельно
4.1.Расходы на создание объекта интеллектуальной собственности08 (субсчет «создание НМА)10 (60, 76, 68, 69, 70….)
4.2НДС по затратам, связанным с созданием НМА1960 (76…)
5ТЗ признан в качестве НМА0408-5, 08 (субсчет «создание НМА)
6Начислена амортизация НМА (ежемесячно)20 (26, 44…)05

Необходимые документы

Для проведения оценки товарного знака (исключительного права на товарный знак) нужно предоставить следующие документы и информацию:

  1. Наименование и описание товарного знака.
  2. Копия свидетельства.
  3. Перечень и характеристики товаров и/или услуг, реализуемых под оцениваемым товарным знаком.
  4. Ежегодные объемы продаж товаров (услуг), реализуемых под товарным знаком за период 3-5 лет.
  5. Источники получения и размеры доходов от использования товарного знака, кроме реализации товаров (услуг) – если есть.

После ознакомления с основными документами, в зависимости от специфики объекта и задач оценки, могут также понадобиться:

  1. Сведения о затратах, произведенных для создания (приобретения) товарного знака.
  2. Сведения о цене реализации каждого наименования товаров, производимых (продаваемых) под оцениваемым знаком и годовые объемы такого производства (продаж).
  3. Бизнес-план продвижения товаров (услуг) под оцениваемым знаком на ближайшие 3-5 лет.

Для оценки лицензии на товарный знак (использования товарного знака по лицензионному договору) потребуются следующие документы и информация:

  1. Копия охранного документа на ТЗ.
  2. Копия действующего лицензионного договора на использование ТЗ (или проекта такого договора).
  3. Номенклатура товаров/услуг, производимых или планируемых к производству лицензиатом с использованием ТЗ.
  4. Количественные данные о выручке, себестоимости и чистой прибыли от продажи товаров/услуг под оцениваемым ТЗ, полученной лицензиатом за прошедший период 3-5 лет (если ТЗ уже используется при производстве товаров/услуг).
  5. Количественные данные о планируемой выручке, себестоимости и чистой прибыли от продажи товаров/услуг под оцениваемым ТЗ, которую лицензиат планирует получить в течение срока действия лицензионного договора (если ТЗ еще не используется лицензиатом, а только планируется к использованию).

Эти перечни информации носят предварительный характер и могут быть изменены в зависимости от задания на оценку и специфики использования товарного знака.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]