Алгоритм работы АСК НДС-2
- Программа сопоставляет НДС, начисленный продавцом (по данным его книги продаж), и НДС, принятый к вычету покупателем (по данным его книги покупок).
- Если эти данные не совпадают, программа выясняет, что не так: отразил ли реализацию продавец и насколько правомерно покупатель заявил вычеты по налогу.
- Все происходит без участия инспектора: в адрес покупателя и продавца налоговая автоматически отправляет требования пояснений.
- На ответ есть пять дней, а после местная инспекция начинает проверку.
- В итоге налогоплательщики либо сами исправляют ошибки по выплатам, либо получают уведомление о доначислении.
Схема работы АСК НДС-2
ИТОГ:
Внедрив ПК АСК НДС-2 налоговики фактически автоматизировали классическую «встречную проверку», для большей эффективности еще и внеся необходимые поправки в Налоговый кодекс, которые начали работать с начала 2015 года. Использование новых технологий «Больших данных» позволяет автоматически сопоставлять данные контрагентов, оперативно выявлять и пресекать незаконную деятельность компаний-мошенников, не исполняющих свои налоговые обязательства. Теперь ФНС, выявив несоответствия в отчетности покупателя и продавца, может истребовать у компаний счета-фактуры и первичную документацию. А у компании, которая не подтвердила получение налоговых требований или уведомлений, налоговики могут заблокировать счета.
Для чего используются полученные результаты?
1. Чтобы определить, на какие компании, заявляющие о возмещении НДС, нужно обратить особенное внимание. Раньше, чтобы определить «сомнительные» заявления о возмещении НДС, нужно было перелопатить массу документов, а СУР АСК НДС-2 делает всё очень быстро и в автоматизированном режиме.
2. Если в налоговых декларациях «цепочки» поставщиков и покупателей есть расхождения, то СУР АСК НДС-2 используется, чтобы определить, чем эти расхождения вызваны. Налоговики начинают искать в цепочке выгодоприобретателя — компанию, которая каким-то образом извлекает незаконную налоговую прибыль. И тогда будет камеральная проверка, а там уже — почти 100% вероятность доначислений по налогам.
Тут ещё надо заметить, что когда в какой-то цепочке обнаруживается «разрыв» — то есть кто-то что-то не отразил в декларации, какие-то цифры не совпали, то ФНС начинает «трясти» всю цепочку. И в первую очередь интересуется — ведь им можно доначислить больше налогов и реально их взыскать.
АСК НДС-2: узнайте о своих потенциальных НДС-рисках и способах их снижения!
Вся информация накапливается в системе Big data
, которая используется для обработки данных ПК АСК НДС-2. Таким образом, все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) теперь попадают в общероссийскую базу (ЦОД ФНС России в Дубне). Программа нацелена на сравнение данных о каждой операции по цепочке движения товара.
Big Data
(Большие данные) — система обработки огромных объёмов данных, сформировавшаяся в конце 2000-х годов, альтернативная традиционной системе управления базами данных (СУБД) .
Определяющие характеристики Больших данных (Big Data):
- объём данных,
- скорость обработки данных,
- многообразие одновременной обработки различных типов данных.
С 2013 года «большие данные» как академический предмет изучаются в появившихся вузовских программах по науке о данных, вычислительным наукам и инженерии.
Алгоритм работы АСК НДС-2
- Программа сопоставляет НДС, начисленный продавцом (по данным его книги продаж), и НДС, принятый к вычету покупателем (по данным его книги покупок).
- Если эти данные не совпадают, программа выясняет, что не так: отразил ли реализацию продавец и насколько правомерно покупатель заявил вычеты по налогу.
- Все происходит без участия инспектора: в адрес покупателя и продавца налоговая автоматически отправляет требования пояснений.
- На ответ есть пять дней, а после местная инспекция начинает проверку.
- В итоге налогоплательщики либо сами исправляют ошибки по выплатам, либо получают уведомление о доначислении.
Схема работы АСК НДС-2
ИТОГ:
Внедрив ПК АСК НДС-2 налоговики фактически автоматизировали классическую «встречную проверку», для большей эффективности еще и внеся необходимые поправки в Налоговый кодекс, которые начали работать с начала 2015 года. Использование новых технологий «Больших данных» позволяет автоматически сопоставлять данные контрагентов, оперативно выявлять и пресекать незаконную деятельность компаний-мошенников, не исполняющих свои налоговые обязательства. Теперь ФНС, выявив несоответствия в отчетности покупателя и продавца, может истребовать у компаний счета-фактуры и первичную документацию. А у компании, которая не подтвердила получение налоговых требований или уведомлений, налоговики могут заблокировать счета.
Как работают налоговики и АСК НДС-2
- Вы сдаете декларацию по НДС.
- Система самостоятельно анализирует данные по каждой операции по цепочке движения товара и выявляет налоговые разрывы в операциях, по которым вычет есть, а НДС не уплачен.
- Автоматически фиксируются недобросовестные плательщики НДС, выстраивается древо связей с остальными участниками товарооборота.
- Совокупность полученных данных позволяет налоговикам установить выгодоприобретателя по налоговым вычетам НДС. Им может стать совершенно любая организация или ИП, претендующие на налоговый вычет — ведь право на вычеты получает тот, кто покупает товары (работы или услуги) у своих контрагентов, предъявляющих сумму налога (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Что означает «налоговый разрыв»?
Это когда ваш контрагент:
- Либо сдал нулевую декларацию по НДС.
- Либо вообще ее не сдал.
- Либо сдал декларацию, но в книге продаж не отразил счет-фактуру, выданную в ваш адрес (или исказил данные).
Таким образом, зачастую вся головная боль от АСК НДС-2 вызвана ошибочным действием/бездействием наших контрагентов или наличием взаимоотношений у них с фирмами-однодневками.
- При выявлении в НДС-декларации противоречий система автоматически формирует требование о представлении пояснений.
- Далее следуют иные мероприятия налогового контроля. Допустим, выявлен налоговый разрыв. Для установления получателя необоснованной налоговой выгоды уже в рамках камералки проверяющие могут использовать расширенный перечень мероприятий налогового контроля: запрос объемного перечня документов, осмотра помещений, территорий, опрос сотрудников и т.п. …
- Добросовестные налогоплательщики тоже под прицелом. Большинство проверок после выявления налоговых разрывов заканчиваются неблагоприятно. Претензии проверяющих по нарушениям третьих лиц могут быть предъявлены именно к добросовестным компаниям и с большей вероятностью к тем, у кого есть имущество. Даже в случаях, когда вы сами взаимодействуете с добросовестным контрагентом, но в цепочке есть «серые» или «черные» компании.
- Количество налоговых проверок, инициированных благодаря АСК НДС-2 растет и, как показывает судебная практика, большинство этих проверок увенчались победой налоговиков в форме доначислений или отказов в вычетах.
- Налоговики продолжают совершенствовать налоговое администрирование НДС. На подходе новый программный комплекс АСК НДС-3
.
Налогоплательщики сдаютэлектронные декларации по НДС
, содержащие показатели книги покупок и книги продаж. В 2015 году ФНС запустила ПК АСК НДС-2 для контроля деклараций.
Copyright © Москва Краткий Справочник Бухгалтера: сайт КСБух |
Как образуется сумма НДС, подлежащая возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета
Особенность НДС в том, что налогоплательщик по итогам квартала определяет разницу между налогом, полученным от покупателей (т.е. исчисленным по налогооблагаемым операциям), и налогом, перечисленным своим поставщикам (налоговый вычет по НДС).
Если сумма налоговых вычетов НДС превысит общую сумму налога, исчисленную по налогооблагаемым операциям, то полученная разница подлежит возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета после проведения камеральной налоговой проверки поданной им налоговой декларации по НДС.
Для чего налоговая использует АСК НДС-3
Как отмечено выше, АСК НДС-3 – новый сервис ФНС
, применяемый в тестовом режиме с 1 февраля 2021 года. Новая версия программы позволяет отслеживать движение денежных потоков по счетам как организаций, так и физлиц.
Обратите внимание, что с 2021 года банки тоже включили в работу АСК НДС-3, поэтому налоговая служба получает информацию с банковских счетов налогоплательщиков. С практической стороны это означает, что поиск взаимозависимых организаций и связанных с ними гражданских лиц перестал быть проблемой для ФНС.
Как работает система контроля за возмещением НДС из бюджета
Система автоматизирует налоговые процедуры и позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний.
Это помогает налоговым органам отделять добросовестных налогоплательщиков от недобросовестных, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС из бюджета.
Система на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Все налоговые декларации проходят камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев.
При этом налоговые органы вправе истребовать документы не только по декларациям, в которых заявлено возмещение налога. По всем декларациям по НДС налоговые органы вправе истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы в случаях выявления расхождений между сведениями налогоплательщика и его контрагентов, свидетельствующие о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении возмещения из бюджета НДС при образовании налогового разрыва по НДС.
В случае расхождения моментально отправляется письмо с просьбой разъяснить причину несоответствия.
Что происходит?
Почему же доначисления растут? Стали ли бизнесмены чаще нарушать налоговое законодательство? Возможно и так. Желая «сэкономить на налогах» на фоне кризисных явлений последних лет, часть из них, вполне вероятно, могла решиться и на это. Кроме того, не стоит откидывать такой момент: налоговое законодательство, в частности, касательно НДС, в последнее время совершенствуется и изменяется. Наверняка часть предпринимателей попросту упускает из виду эти изменения. Но вероятнее всего, львиная доля увеличившихся доначислений образовалась за счет более эффективной работы налоговых органов. Предприниматели не столько стали чаще нарушать, сколько инспекторы стали чаще выявлять эти нарушения.
Как налоговые органы контролируют уплату НДС
Сейчас налоговая использует более 20 информационных комплексов, с помощью которых проверяется деятельность налогоплательщиков. Среди них АИС «Налог-3», ПИК «Однодневки», ПИК «Счета-фактуры», «ВНП-Отбор», ПИК «Доход», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы», ПП «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») и другие, позволяющие инспекторам выявлять схемы незаконного ухода от налогов.
ПК «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») отслеживает цепочку движения товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость (НДС), от создания или пересечения российской границы до продажи конечному потребителю.
Система выявляет следующие расхождения:
1. Расхождение вида «разрыв»:
- непредставление налоговой декларации организациями;
- представление организациями декларации с «нулевым показателем»;
- отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;
- значительное искажение данных.
2. Расхождение вида «НДС»:
- превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком — покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом — продавцом с операций по реализации.
Если у покупателя отраженная в книге покупок счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца, то возникает «разрыв», т.е. система установила, что возмещаемый покупателем НДС (принятый к вычету) продавцом в бюджет не уплачен (не исчислен и не отражен к уплате).
Таким образом, если данные об одной и той же операции (счет-фактуре) не совпадают — системой автоматически формируется требования в адрес продавца и покупателя по разрыву, который свидетельствует либо о завышении налоговых вычетов покупателем или же о занижении суммы налога к уплате продавцом. Требования выставляются системой автоматически, и инспектор не принимает в этом никакого участия.
«ВНП-Отбор» (подсистема АИС «Налог-3»)
С помощью информационного комплекса «ВНП-Отбор» инспекторы сопоставляют данные о деятельности компании (рентабельность, прибыльность) с информацией о деятельности похожих по масштабу и локализации компаний и сравнивают показатели исследуемого налогового периода с данными прошлых лет. Система «ВНП-Отбор» выставляет баллы налогоплательщикам, и если нестыковок у компании много, рекомендует ее к налоговой проверке. При этом анализируется платежеспособность налогоплательщика (наличие имущества) и его владельцев.
ПК «ВАИ»
Программный комплекс «ВАИ» («Визуальный анализ информации») используется налоговиками для того, чтобы представить данные о компаниях, их владельцах и осуществляемых компаниями выплатах в графическом виде.
ПИК «Доход», ПИК «Однодневка», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы» и т.д.
В этих программно-информационных комплексах собираются данные об уже проводившихся камеральных проверках, результаты сравнения компаний-аналогов в регионе, объяснения, которые давались сотрудниками компании в прошлые периоды.
Вся информация о налогоплательщиках собирается в центрах обработки данных (ЦОД). В мае 2015 года первый ЦОД был открыт в подмосковной Дубне. В декабре 2015 года ФНС запустила второй Центр обработки данных в Городце. ЦОДы в Дубне и Городце в автоматическом режиме формируют «единый налоговый файл» о каждом налогоплательщике в России. Данные о налогооблагаемых операциях собираются и обрабатываются роботами и хранятся в облаке. Участие человека минимизируется. Все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) попадают в общероссийскую базу.
В своей контрольной деятельности налоговая использует технологию, которая основывается на создании так называемой «оптимальной модели» представителя какой-либо отрасли или вида деятельности, соответствующей своего рода эталону с усреднёнными показателями. Это результат большой аналитической работы.
Такие показатели определяются в результате обработки информации по тому или иному виду деятельности. Например, чётко определяется, что по этому виду деятельности на сегодняшний день норма рентабельности 12 процентов. Исходя из этого выясняют, а какие тогда налоговые платежи по налогу на прибыль организаций должны поступать в бюджет? Или, соответственно, при каких оборотах выручки по данному виду деятельности должны поступать в бюджет соответствующие данные по налогу на добавленную стоимость, исходя из нормы добавленной стоимости по виду деятельности?
Опять-таки, это где-то близко к рентабельности. Исходя из этого, определяются и соответствующие нормы возмещения НДС, потому что, как известно, на сегодняшний день практически 99 процентов проверок дают результат, по которому налоговые органы знают, сколько именно должно быть возмещено НДС, а не столько, сколько затребовано в налоговых декларациях.
Это очень серьёзная работа в результате внедрения НДС-2, ну и сейчас уже АСК НДС-3.
Сравнение с этими показателями позволяет выявить рисковые звенья и раскрутить цепочки связей весьма глубоко. То есть, если раньше говорили о фирмах-однодневках, которые скрывали операции за двумя-тремя звеньями, то сейчас это доходит до 15 и более уровней.
Как с помощью «цифры» налоговый контроль становится тотальным
Журнал «Генеральный директор», №4, апрель 2019 г.
ФНС — одно из самых технологичных ведомств в России. Однако многих бизнесменов почему-то все еще удивляет, что налоговый контроль становится тотальным, а фискальные органы могут узнавать о нас все в режиме реального времени.
Можно сказать, что для бизнеса налоговая служба стала примером для подражания. Экономика в стагнации, доходы бизнеса и потребителей не растут, но собираемость налогов каждый год ставит рекорды. Рост сборов в 2021 году составил 114 процентов. В 2017 году динамика была примерно такая же. Растет ли бизнес двукратными темпами?
Такой успех ФНС принесла цифровая трансформация. Однако ведомство не собирается останавливаться на достигнутом и продолжает совершенствовать системы контроля над бизнесом. Расскажу, как будут контролировать компании и предпринимателей через 5–10 лет.
Три главные технологии для контроля над бизнесом сегодня
ФНС успешно использует и развивает три основные системы контроля.
АСК НДС-2. С помощью этой системы налоговики мониторят весь процесс создания добавленной стоимости в режиме реального времени. Система автоматически сопоставляет декларации, находит разрывы в цепочке НДС, составляет риск-профиль каждого налогоплательщика.
Система демонстрирует феноменальную эффективность. За три года среднероссийский налоговый разрыв по НДС сократился в девять раз: с 9 процентов в начале 2021 года до 1 процента на конец 2018-го. В результате не платить НДС или заниматься незаконным возмещением из бюджета стало практически нереально.
Компании взялись за оптимизацию других налогов, но через три-пять лет не останется и такой возможности.
В 9 раз сократилось количество нарушений, связанных с НДС, за последние три года
АСК НДС-2 — часть более широкой автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-3». В эту систему также входят данные о регистрации юрлиц и ИП, о банковских счетах юридических и физлиц, IP-адресах от операторов связи. Плюс информация от таможни, которая позволяет контролировать импорт по ЕАЭС.
Вскоре фискальные органы применят принципы АСК НДС-2 к другим видам налогов и всей системе «Налог-3». Как это будет работать, в ФНС не говорят ни официально, ни в частных беседах.
Онлайн-кассы. С их помощью анализируют оптовые и розничные продажи. В ближайшей перспективе они помогут обеспечить контроль наличности на уровне 100 процентов.
Наши источники в ФНС говорят, что в ведомстве рассматривается вопрос об отказе практически от всей отчетности для розничной торговли. А налоговую базу для налогоплательщика будут формировать не по налоговым периодам, а в режиме реального времени.
Национальная информационная система маркировки и прослеживаемости товаров. Маркировка — средство идентификации, чтобы проследить весь путь товара от производителя или от границы до конечного потребителя. Система вытесняет с рынка контрафакт и фальсификат, а также пресекает серые схемы. Благодаря этому государство сможет управлять поставками и быстро выводить из оборота недоброкачественные партии товаров.
Сейчас уже обязательна маркировка меховых изделий, алкоголя, лекарств. В этом году перечень товаров расширится. Маркировать начнут: сигареты, обувь, духи, шины, фотоаппараты, постельное белье, верхнюю одежду.
Помимо этого, готовится запуск пилотного проекта по маркировке пива, минеральной воды, чая, а также готовой молочной продукции. До 2024 года должна заработать единая система маркировки товаров.
проконсультироваться
Тотальный контроль в будущем
По нашим сведениям, ФНС в конце 2021 года объединила потоки данных из АИС «Налог-3», онлайн-касс, системы маркировки и прослеживаемости товаров в единую информационную мегасистему на основе Big Data. Это целая сеть больших информационных центров по сбору, обработке и анализу огромного объема данных. Нам известно о трех таких дата-центрах: основном в Подмосковье (Дубна) и резервных-дополнительных в Волгоградской и Нижегородской областях. Используются искусственный интеллект, машинное обучение, межмашинный обмен данными и другие передовые технологии.
Мегасистема не ограничится только перечисленными компонентами. Туда же будут передаваться данные всех загсов и архивов, то есть информация обо всем населении. Уже сейчас туда возможно подгрузить всю сетевую аналитику, данные из соцсетей, компьютеров и телефонов, которые мы открыто сообщаем.
Пока система работает в пилотном режиме — данные не систематизированы и не сопоставлены должным образом. Но это вопрос ближайших трех-пяти лет. А в следующие год-два ФНС будет тестировать и отлаживать работу своих дата-центров.
Уже сейчас в США искусственный интеллект предсказывает время и место совершения возможного преступления. В России цифровые технологии будут выявлять сведения о налоговых обязательствах и правонарушениях.
В итоге налоговые обязательства будут исполняться полностью автоматически. Сегодня мы настраиваем автоплатежи за услуги ЖКХ, а через три-пять лет налоги будут автоматически списывать с расчетных счетов компаний. Пени, штрафы и недоимки за нарушения — тоже. А если не согласен, то доказывать это придется скорее в офлайне, чтобы было сложнее.
Такие перемены не фантастика — подобное мы уже проходили во взаимоотношениях с ГИБДД. Гаишников сократили, зато увеличили количество видеокамер, которые фиксируют нарушения. В итоге «отмазаться» взятками больше не получается, приходится платить в бюджет бешеные штрафы. Аналогично перестраивается работа ФНС.
Есть в таких переменах и положительные стороны. У бизнеса появится простой и быстрый доступ к господдержке и госуслугам, включая получение налоговых вычетов и возмещений. То же самое относится к банковским и другим услугам. Значительно уменьшится объем отчетности.
Наверняка бонусом станет серия внутренних налоговых амнистий — как сейчас это делается для возврата в Россию активов из-за рубежа.
Что говорит ФНС
В декабре 2021 года глава ФНС Михаил Мишустин анонсировал следующий этап развития налоговой службы. После полной цифровизации будет создана «адаптивная платформа» налогового администрирования. Платформа будет работать только с цифровыми источниками данных и оперировать в режиме реального времени. Это станет переходом к новой форме взаимодействия с налоговой.
Первая стадия цифровизации ФНС выражалась в создании веб-сайтов, веб-порталов и персональных электронных сервисов. Вторая стадия, которая реализуется сейчас, — это мобильные приложения, индивидуальные проактивные сервисы. Процесс займет еще несколько лет.
По словам главы ФНС, налоговые сервисы должны быть интегрированы в бизнес-среду. Все налоговые обязательства будут исполняться автоматически, а экономика станет прозрачной. ФНС считает, что границей перехода к «новой прозрачности» станет практическая реализация в экономике интернета вещей (IoT) в 2025–2035 годах.
Через 10–15 лет ФНС видит себя как сервисную службу, которая постоянно тесно взаимодействует с «цифровыми процессами» внутри компании-налогоплательщика. В том же режиме будет проверяться корректность уплаты налогов.
ФНС сообщила, что стремится перейти к более доверительным отношениям с налогоплательщиками, снизить административную нагрузку на бизнес, сократить количество и срок проверок. Сейчас их число снижается за счет применения методов аналитики. В 2021 году только благодаря «аналитическим системам» бюджет получил дополнительные 345 млрд руб. Налоговый контроль смещается в сторону риск-ориентированных моделей и профилактики нарушений.
Пример партнерских отношений с налогоплательщиками — введение такого вида контроля, как налоговый мониторинг. Это замена традиционных проверок на онлайн-взаимодействие, когда компания предоставляет ФНС удаленный доступ к своим информационным системам.
Участники налогового мониторинга могут выбрать способ взаимодействия с ФНС в зависимости от собственной технической оснащенности.
ФНС приводит следующие данные по участникам налогового мониторинга:
- 36% предоставляют доступ в учетную систему организации;
- 25% обеспечивают доступ в аналитическую витрину данных, где организация публикует информацию для налогового органа;
- 39% обмениваются информацию по телекоммуникационным каналам связи.
проконсультироваться
Останутся ли преступные схемы в будущем?
Через 10 лет исчезнут все старые схемы по уходу от налогов и отмыванию денег. С учетом тенденций мы вовсе перестанем пользоваться наличными деньгами.
Исчезнут серые зарплаты. Контроль поступлений на счет работника вызовет вопросы к компании при любых подозрительных выплатах. Исчезновение наличных скажется на теневом секторе.
Номинальных руководителей будут вычислять сразу, как и реальных бенефициаров. Анализ данных из электронных источников сделает поиск настоящих выгодоприобретателей моментальным.
Вывести деньги без налогов будет невозможно. Офшорные зоны исчезнут или станут прозрачными. Каждая внутренняя и внешняя операция компании будет видна налоговикам в режиме реального времени, поэтому схемы с займами, завышением стоимости и прочие махинации бухгалтерии тоже исчезнут. Большое количество промежуточных операций потеряет эффективность, так как искусственный интеллект сможет мгновенно их обработать.
Но можно предположить, что на смену старым придут новые модели легализации доходов. Вероятно, будут использоваться криптовалюты или иные виды валют.
Обнальщиков заменят хакеры, а схемы по выводу денег — системы для взлома. Как сейчас некоторые люди с помощью proxy обходят блокировки сайтов, так в будущем акцент сделают на обходе систем контроля. Технический прогресс не только на стороне ФНС. На рынке появятся услуги теневых программистов, а валютные операции будут проводиться через аналог нынешнего даркнета.
Появятся новые законы и лазейки в них. Вряд ли в ближайшие 20 лет законодательство станет совершенным, а коррупция исчезнет. Изменения в законах будут не только перекрывать старые варианты вывода денег, но и создавать новые.
Остались вопросы по этим и другим темам?
Свяжитесь с нами, мы поможем:
проконсультироваться
Риск-ориентированный подход при контроле за возмещением НДС
Всем декларациям по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, автоматически присваивается свой уровень риска: высокий, средний или низкий:
- высокий уровень риска – налогоплательщики, в работе которых имели место зафиксированные правонарушения, уровень выполнения ими налоговых обязательств низок, а потому особенно высока вероятность назначения выездных проверок.
- cредний уровень риска – в эту группу входят налогоплательщики, частично не выполняющие налоговые обязательства;
- низкий уровень риска налоговых правонарушений – налогоплательщики, выполняющие свои обязательства по начислению и уплате налогов.
Декларации, которым присвоен высокий и средний налоговый риск, получают «особое внимание» со стороны налоговой инспекции, в которой проводится камеральная налоговая проверка.
Внедрение нового автоматизированного риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС с использованием системы АСК НДС стало одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС.
Система выявляет расхождения в декларациях
АСК НДС-2 позволяет налоговикам сравнить сведения из книг покупок и книг продаж по цепочке от поставщика до конечного покупателя. Программа сверяет контрагентов, счета-фактуры и указанные в них суммы налогов. Система может выявить несколько видов расхождений.
Расхождения вида «НДС». Эти расхождения программа выявляет, когда налог указан в декларациях, но в них имеются ошибки. Перечень таких ошибок известен многим бухгалтерам. Это расхождения по коду операций, по неверному номеру или дате счета-фактуры, а также расхождения в сумме НДС у продавца к уплате и у покупателя к вычету.
Некоторые бухгалтеры соглашаются с требованиями инспекторов и подают уточненные декларации. Однако при наличии технических ошибок, не влияющих на сумму налога, достаточно предоставить пояснения. К ним нужно приложить счета-фактуры и прочие документы. В этом случае предоставление уточненки является правом, а не обязанностью налогоплательщика ( абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ). Это относится к опечаткам в номерах и датах счетов-фактур и к неверным кодам операций. Если же у компании не совпадает сумма НДС, заявленная к вычету по счету-фактуре от поставщика, то самым распространенным случаем является предъявление НДС к вычету в более позднем периоде. Например, поставщик отразил счет-фактуру в I квартале 2021 года, а покупатель принял НДС к вычету во II квартале 2016 года.
Расхождения вида «разрыв». Речь идет о так называемом налоговом разрыве. При сравнении данных из книг покупок и продаж выясняется, что контрагент, чей счет-фактура заявлен в декларации, просто отсутствует в ЕГРЮЛ. Или не сдает налоговую отчетность, или сдает ее с нулевыми показателями. При таком виде разрыва у налогоплательщика образуется счет-фактура, сумма налога по которому не отражена в декларации контрагента. Если компания является поставщиком и НДС заявлен к уплате, то, скорее всего, подозрений это не вызовет, поскольку НДС уплачен в бюджет. А вот если компания является покупателем и заявила этот НДС к вычету, то инспекция, скорее всего, тут же сформирует требование о представлении документов ( п. 8.1 ст. 88 НК РФ).
Однако если компания представила весь пакет документов, то отказать в вычетах на основании расхождений, выявленных по данным АКС НДС-2, пока нельзя. Признак вычета — это наличие счета-фактуры ( ст. 169 НК РФ). И если проверяющие намерены отказать в вычетах, то они обязаны провести мероприятия налогового контроля. Эти мероприятия должны доказать фиктивность операций с однодневками или наличие иной необоснованной налоговой выгоды.
В судебной практике встречаются интересные случаи проигрыша налоговиков, когда они отказывали компаниям в вычетах по счетам-фактурам контрагентов, отсутствующих в ЕГРЮЛ. В одном из дел бухгалтер исключенного из ЕГРЮЛ общества продолжал в течение двух лет выставлять счета-фактуры от имени несуществующей компании ( решение АС г. Москвы от 20.06.13 № А40-18764/13).
Налоговый орган отказал в вычетах. Компания счета-фактуры переделала и представила в суд. Арбитры указали: организация не подозревала о том, что счета-фактуры являются недействительными, и не могла проверить этот факт. Суд отменил доначисления. В то же время компания могла проверить статус контрагента с помощью общедоступных сервисов на сайте ФНС России. Поэтому такие судебные решения, скорее, единичны, и на них нельзя ориентироваться.
Налогоплательщики сталкиваются с налоговым разрывом, когда АСК НДС‑2 не может сопоставить счета-фактуры по выданным авансам и при зачете этих авансов. Связано это с тем, что компания, заплатившая контрагенту аванс, сама составляет счет-фактуру. Даже при наличии правильного кода операции АСК НДС-2 часто формирует требование, где указывает на отсутствие счета-фактуры «близнеца». В данном случае достаточно представить письменные пояснения и приложить к ним документы.
Цель внедрения АСК НДС-2 — борьба с однодневками
АСК НДС-2 помогает налоговикам выявить в торговой цепочке недобросовестное звено — однодневку. Этап, на котором налог не дошел до бюджета. Это необходимо для поиска конечного выгодоприобретателя, получающего необоснованную выгоду от налоговых разрывов. За поиск выгодоприобретателей отвечает система управления рисками «СУР АСК НДС-2». Ее основные задачи описаны в письме ФНС России от 03.06.16 № ЕД-4-15/[email protected]«Об оценке признаков риска СУР». Налогоплательщики могут попадать в группы низкого, среднего и высокого рисков. Компании с низким налоговым риском имеют материальные и трудовые ресурсы, ведут реальную деятельность, уплачивают налоги. У них проходят выездные проверки.
К высокорисковым относят организации с устойчивыми признаками однодневок. Они не имеют активов и персонала, платят мало налогов при высоких оборотах, используют третьих лиц для осуществления платежей. Инспекторы отмечают группу риска компании в программе с помощью цветовых индикаторов. Результаты «СУР АСК НДС-2» налоговики используют при решении вопроса о возмещении НДС и планировании выездных проверок.
Для эффективного использования АСК НДС-2 инспекторы получили расширенные полномочия на камералках. Они используют практически тот же перечень мероприятий контроля, что и при выездных проверках. Инспекторы могут потребовать от компании представить:
- документы из-за расхождения в операциях ( п. 8.1 ст. 88, ст. 93НК РФ, приложение № 15к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]);
- пояснения ( п. 3 ст. 88 НК РФ, приложение № 1к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]).
Если организация получила требование, необходимо в течение шести рабочих дней отправить по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме электронного документа. В противном случае инспекция может заблокировать счета в банках ( подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Ответ на требование о представлении документов налогоплательщики направляют в инспекцию в течение 10 рабочих дней с даты получения требования ( п. 8.1 ст. 88, ст. 93НК РФ). А письменные пояснения — в течение пяти рабочих дней ( п. 3 ст. 88 НК РФ).
Компании редко игнорируют требования о представлении документов. Это чревато штрафом ( ст. 126 НК РФ) и отказом в вычетах по формальным основаниям.
Пояснения лучше тоже представить. Иначе инспектор составит акт камеральной проверки ( п. 5 ст. 88 НК РФ). Тогда отбивать доначисления придется уже путем подачи возражений или в суде.
Однако подтверждение права на вычет в ходе камералки не дает гарантий, что компании не назначат выездную проверку ( ст. 89 НК РФ). Срок камеральной проверки ограничен тремя месяцами, поэтому инспекторы часто не успевают собрать доказательства, способные устоять в суде. Суды считают, что инспекторы вправе назначить выездную проверку периода, уже проверенного камерально. Налогоплательщики при этом не освобождаются от ответственности за выявленные правонарушения ( постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.06.11 № А75-8783/2010).
Налоговики могут назначить выездную проверку и после мероприятий налогового контроля, которые будет проводить отдел предпроверочного анализа. Максимальный срок выездной проверки достигает 15 месяцев. С учетом продления (до шести месяцев) и приостановления (на шесть или девять месяцев). За такой внушительный срок инспекторы точно соберут необходимые доказательства.
Как защититься от объединения АСК НДС-2 с базой таможенной службы? Интервью на Бизнес FM
Данные автоматического отчета этой программы способны возбудить уголовное дело (если сумма нарушений превышает установленный законом размер).
В последнее время налоговики наловчились сразу после камералки направлять информацию в ОБЭП ─ нас постепенно приучают к мысли, что проведение любой налоговой проверки автоматически означает проверку силовиков и уголовное преследование. Причем обвинить налоговиков в незаконности действий не получится (ст. 4 «Соглашения о взаимодействии между МВД РФ и ФНС» от 13.10.2010 N ММВ-27-4/11, Письмо ФНС РФ от 22.04.2015 N ПА-4-6/6929).
Количество налоговых проверок, инициированных благодаря АСК НДС-2 растет и, как показывает судебная практика, большинство этих проверок увенчались победой налоговиков в форме доначислений или отказов в вычетах.
Не хотите стать очередной «жертвой»?
Более подробно с программой мероприятия можно ознакомиться здесь
Просьба подтвердить свое участие, пройдя регистрацию по ссылке
Судебная практика по АСК НДС-2 еще не сформировалась
Аргумент о «налоговых разрывах» в базе АСК НДС-2 для судебной практики новый. Пока он встречается нечасто. Этому есть несколько причин.
Во-первых, АСК НДС-2 — внутренняя база налоговых органов, к ней нет публичного доступа. Суды не признают сведения из внутренних информационных ресурсов должным доказательством ( постановление АС Московского округа от 28.12.15 № Ф05-18124/2015). О выводах фискалов, сделанных на основании внутренней информации, компания может узнать не ранее, чем наступят негативные налоговые последствия.
Во-вторых, сам по себе налоговый разрыв не доказывает, что налоговая выгода необоснованна. Этот разрыв представляет собой лишь математический результат контрольных соотношений чисел в двух декларациях. Если числа отличаются, это лишь повод для проверки.
Тем не менее сведения из АСК НДС‑2 уже начали фигурировать в судебной практике. Причем не только в спорах, связанных с вычетами по НДС.
Например, в постановлении АС Поволжского округа от 24.06.16 № Ф06-9933/2016компания оспаривала отказ налогового органа зарегистрировать в ЕГРЮЛ ликвидацию юрлица*. Компания составила ликвидационный баланс и представила его в инспекцию. Однако инспекция по результатам двух камералок деклараций по НДС отказала обществу в вычетах на внушительную сумму и вручила акты проверок.
После вступления решений по камералкам в силу налоговый орган мог бы провести задолженность по НДС на лицевом счете и стать кредитором общества. Кроме того, на момент подачи заявления о ликвидации компания не представила еще одну декларацию по НДС. В результате инспекция признала баланс общества недостоверным и отказала в госрегистрации изменений. В решении апелляционной инстанции судьи указали, что налоговый орган с помощью АСК НДС-2 установил наличие налогового разрыва в виде неправомерно заявленного вычета по НДС ( постановление Двенадцатого ААС от 15.04.16 № 12АП-2681/2016).
Налоговики выставили требования о представлении документов. Компания требования проигнорировала, документы не представила. Руководитель общества от явки на допрос также уклонился.
Компания считала, что на момент подачи ликвидационного баланса налоговый орган не имел решения по камеральным проверкам. Поэтому сумма НДС к уплате была ему неизвестна. Однако суд учел факт противодействия и уклонения общества от представления документов. И пришел к выводу, что заявление о ликвидации было подано для избежания доначислений по проверкам.
Суд решил, что общество заведомо представило недостоверные сведения, при этом процедуру ликвидации нельзя считать соблюденной. Правомерность доначислений по камеральным проверкам не являлась предметом рассмотрения спора. Поэтому в отношении недостоверности баланса суд поддержал инспекцию.
Необычное дело рассмотрел Девятнадцатый ААС ( постановление от 31.08.16 № А14-16854/2015). Доказательства, найденные в АСК НДС‑2, одна из сторон заявила в гражданском споре. Он был между двумя юрлицами в отношении фальсификации подписи руководителя в договоре.
Компания обратилась в суд с требованием взыскать с контрагента задолженность по договору поставки за 12 тонн рыбной муки. Однако покупатель неожиданно заявил в суде, что подпись руководителя на договоре поддельная. Значит, сделка не заключалась и оснований для возмещения продавцу убытков нет.
В качестве доказательств реальности отгрузки поставщик представил договор, накладную о приемке товара, электронные письма в адрес покупателя и ответы на них. Помимо этого продавец представил письмо из инспекции о том, что по результатам камеральных проверок деклараций обеих компаний налоговый орган обнаружил счет-фактуру на поставку рыбной муки и в декларации продавца, и в декларации покупателя. Счет-фактуру налоговики нашли путем встречного сопоставления деклараций в системе АСК НДС-2.
Налоговые органы подтвердили, что покупатель заявил вычет в связи с тем, что продавец отразил в декларации сделку и уплатил с нее НДС в бюджет. Суд пришел к выводу, что покупатель скрыл от суда сведения о поставке, а также не заявлял о фальсификации доказательства. В связи с чем суд постановил взыскать с нерадивого покупателя всю сумму задолженности и неустойку.
Налоговый разрыв по НДС
Налоговый разрыв – это разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.
Выявление расхождений производится в автоматизированном режиме после получения от налогоплательщиков деклараций за очередной отчетный период.
Цель поиска таких разрывов заключается в обнаружении фирм-однодневок и отнесении налогоплательщиков к соответствующим «группам риска».
АСК НДС выявляет следующие расхождения:
1. Расхождение вида «разрыв»:
- непредставление налоговой декларации организациями;
- представление организациями декларации с «нулевым показателем»;
- отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;
- значительное искажение данных.
2. Расхождение вида «НДС»:
- превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком – покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом – продавцом с операций по реализации.
Итак, если у покупателя отраженная в книге покупок счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца, то возникает «разрыв», т.е. система установила, что возмещаемый покупателем НДС (принятый к вычету) продавцом в бюджет не уплачен (не исчислен и не отражен к уплате).
Таким образом, если данные об одной и той же операции (счет-фактуре) не совпадают – системой автоматически формируется автотребования в адрес продавца и покупателя по разрыву, который свидетельствует либо о завышении налоговых вычетов покупателем или же о занижении суммы налога к уплате продавцом. Автотребования выставляются системой автоматически, и инспектор не принимает в этом никакого участия.
Доначислять стали больше
В текущем году произошло резкое увеличение сумм дополнительных начислений, которые инспекторы осуществляют после проведения проверок. В результате своих выездов к налогоплательщику, число которых, напомни, уменьшилось на 10%, совокупная сумма начислений выросла почти на треть! За первое полугодие 2015 года было доначислено свыше 140 млрд рублей, а за аналогичный период 2016 года – более 184 млрд рублей.
Еще более впечатляющий рост показала сумма дополнительных начислений по результатам камеральных проверок. На 1 июля 2015 года инспекторы начислили налогоплательщикам порядка 33 млрд рублей, а за тот же период текущего года – уже более 62 млрд рублей. Таким образом, доначисления по камеральным проверкам выросли более чем на 85% всего лишь за год!
Сложные налоговые разрывы по НДС и углубленная камеральная проверка
В случае, если при возникновения разрыва по результатам отработки направленных системой автотребований проблема не устранена, то возникают так называемые «сложные расхождения». То есть система устанавливает, что на месте разрыва со стороны покупателя и продавца стоят транзитеры – иначе «технические . Установленные системой АСК НДС сложные расхождения централизованно направляются Межрегиональной инспекцией по камеральному контролю в инспекции, где возник разрыв, для установления в цепочке формальных поставок организаций выгодоприобретателей/выгодополучателей.
При проведении углубленной камеральной проверки налоговыми органами устанавливается, кто при возникновении разрыва в цепочке поставок является транзитером, а кто выгодоприобретателем с учетом сведений:
- о руководителе и учредителях, в том числе определение признака «массовый руководитель/учредитель»;
- о среднесписочной численности;
- о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица;
- о наличии в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности информации о руководителе, учредителе, адресе регистрации;
- о наличии и содержании протоколов допросов руководителей и учредителей;
- о дисквалифицированных лицах;
- о наличии расчетных счетов и их количества, сведений о приостановке операций по банковским счетам;
- об адресах постановки на учет (регистрации), постановке на учет по месту «массовой регистрации»;
- об активах организации и предоставляется ли декларация по налогу на имущество организаций;
- о налоговой нагрузке и доле налоговых вычетов;
- о дате постановки на учет (возрасте организаций);
- о сопоставлении налоговой базы в декларациях и оборотом денежных средств по расчетным счетам;
- о наличии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей;
- об оборотах по расчетному счету организаций и назначением, наличие характерных для реальных организаций операций;
- о способах предоставления деклараций, сведениями об ЭЦП;
- и т.п. в зависимости от глубины контроля.
Как автоматизировать бухучет в торговле
Чтобы обеспечить прозрачность вашего бизнеса для налоговиков, используйте решения для автоматизации бухгалтерского учета (например, 1С или Контур). Если у вас подключена товароучетная программа, вы можете настроить обмен данными. Например, товароучетный сервис LiteBox (Лайтбокс) интегрируется с 1С и программой “Контур.Эльба” через файловый обмен или либо по API.
Обмен данными позволяет упростить работу бухгалтера: синхронизировать справочники номенклатуры и контрагентов, операции со счетами. Отчеты в бухгалтерской программе формируются на основании данных товароучета. Например, после приемки товара выгрузка в 1С происходит в разрезе номенклатуры, количества, наименования поставщика. Дальнейшие проводки осуществляются в 1С в требуемой унифицированной форме.
Автоматизация бухучета и товароучета помогает бухгалтеру оперативно получать данные о товарных остатках, денежном обороте и поставщиках, делать выгрузку данных в Excel. В результате ведение бухгалтерской отчетности становится удобнее и проще, уменьшается риск ошибок и налоговых проверок.
Что это значит для бизнеса?
Правила игры ужесточаются, и чтобы оставаться на плаву, нужно вовремя перестроиться. Учитывая более эффективную работу ФНС, сегодня становится выгоднее вести честную игру, а также обеспечивать ведение учета в соответствии с установленными требованиями. Ведь в случае выявления налоговых нарушений, заплатить придется не только доначисленную сумму, но также пени и штрафа. А вот на то, что серая схема по НДС или пренебрежение правилами ведения бухгалтерского и налогового учета останутся незамеченными, рассчитывать точно не стоит!