Ликвидационная комиссия
После решения о прекращении деятельности организации, учредители (участники), назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки проведения необходимых в связи с этим мероприятий. (п.3 ст.62 ГК РФ). С этого момента к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами компании. (п.4 ст.62 ГК РФ).
Следующий шаг — публикация сообщения о ликвидации компании, порядке и сроке заявления требований кредиторов в журнале «Вестник государственной регистрации». Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации (п.1 ст.63 ГК РФ). После окончания срока для предъявления требований кредиторами сотрудники фирмы должны заполнить специальную форму бухгалтерской отчетности — промежуточный ликвидационный баланс.
Ликвидация и ликвидационная комиссия
Ликвидация — это процедура закрытия ООО, которая состоит из нескольких мероприятий. Поэтому учредители выбирают членов ликвидационной комиссии или ликвидатора, который занимается подготовкой бизнеса к закрытию. После сдачи формы Р15001 все полномочия руководителя возлагаются на комиссию.
После подачи заявления ликвидатор публикует в «Вестнике государственной регистрации» сообщение о закрытии бизнеса и порядке принятия требований кредиторов. Срок на принятие требований — не менее 2 месяцев. Когда срок окончится, составляется промежуточный ликвидационный баланс.
Процедура ликвидации сопровождается двумя заявлениями: в начале — Р15001, а по итогам — Р16001.
Уведомление о ликвидации юридического лица форма Р15001
До июля 2013 года на каждое перечисленное действие в регистрирующий орган нужно было заполнить и подать в регистрирующую службу ФНС отдельный документ:
- Р15001 (уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица),
- Р15002 (уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего)),
- Р15003 (о составлении промежуточного ликвидационного баланса).
Однако, сегодня кажое из трех действий сопровождается заполенением и подачей в регистрирующий орган всего одной формы Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица».
Требования к заполнению формы Р15001: пошаговое заполнение
Так как формы Р15001 и Р16001 являются основными для регистрации ликвидации, рассмотрим основные требования к их заполнению, которые установлены приказом ФНС России N ММВ-7-6/[email protected] Общие требования к заполнению обеих бланков содержатся в разделе I такого документа, как «Общие требования к оформлению представляемых документов». В этом же приложении к приказу ФНС РФ есть образец заполнения формы Р15001 и Р16001 построчно.
Итак, при заполнении данных форм юрлица должны:
- следует использовать черные чернила и при заполнении вручную, и при распечатывании на принтере);
- писать необходимо только заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов, каждая из которых, а также кавычки, тире, дефисы и цифры ставятся в отдельную ячейку;
- не допускать исправлений и дописок, так как они запрещены;
- не допускать переносов, не уместившееся слово нужно продолжить писать на следующей строке (если оно закончилось в последней ячейке первой строки), следующая строчка начинается с пустой ячейки (пробел между словами);
- не распечатывать и не прикладывать к уведомлениям незаполненные листы;
- при распечатывании заявления на принтере изменение расположения полей и размеров знакомест не допускается;
- не применять двустороннюю печать заполненных бланков, так как она запрещена.
Требования к заполнению формы Р15001 содержатся в разделе IX Требований. Этот бланк включает в себя первую страницу, состоящую из двух разделов, а так же два отдельных листа: лист А и лист Б.
Требования по заполнению Р15001
Требования к заполнению Р15001 идентичны тем, которые предъявляются при заполнении других регистрационных форм:
- заполняя от руки — пишем прописные буквы черными чернилами;
- на компьютере — шрифт Courier New, размер шрифта 18;
- нельзя ставить переносы;
- нельзя печатать заявление на двух сторонах;
- нельзя исправлять ошибки и делать дописки;
- каждый символ пишите в отдельной клетке — даже запятые, тире и пробелы.
Форму обрабатывает программа, поэтому все требования должны быть соблюдены. Иначе система укажет, что бланк заполнен неверно.
Если вы не думаете закрывать бизнес, то начните вести бухгалтерский и налоговый учет в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Начисляйте зарплату, контролируйте уплату налогов и взносов в нашей программе. Всем новичкам мы дарим 14 дней бесплатного доступа.
Заполняем раздел 2 формы Р15001
В данном листе следует поставить «галочку» (знак «V») в соответствующих пунктах, в связи с которыми подается уведомление:
- если принято решение о ликвидации юридического лица, то голочку ставим в п.2.1., в этом поле указывается также дата его принятия;
- если сформирована комиссия, назначен ликвидатор, то галочку ставим в п.2.2.;
- если составлен промежуточный ликвидационный баланс, то галочку стаавим в п.2.3;
- если принято решение об отмене ранее принятого решения о прекращении деятельности, то ставим галочку в п.2.4.
Запрета на одновременное заполнение нескольких пунктов требования не содержат. Поэтому можно, например, поставить две галочки: о принятии решения о прекращении работы (п.2.1.) и формировании ликвидационной комиссии (п.2.2.).
Если принято решение о продолжении работы фирмы(п.2.4.), то к уведомлению необходимо приложить само решение об отмене решения о ликвидации юридического лица.
Раздел «Для служебных отметок регистрирующего органа» не заполняется.
Заполняем лист Б
Первая страница и лист Б заполняются, если в заявлении отмечены пункты 2.1 (решение о ликвидации), 2.3 (промежуточный ликвидационный баланс) или 2.4. (решение об отмене решения о ликвидации). Первую страницу, листы А и Б следует оформлять при назначении комиссии (п.2.2).
Что заполняем в листе А «Сведения о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора»? В разделе 1 проставляется «1», если назначена комиссия, и «2», если назначен ликвидатор. В разделе 2 указывается дата формирования ликвидационной комиссии или назначения ликвидатора. В разделе 3 на русском языке указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя ликвидационной комиссии или ликвидатора. При наличии у него ИНН, указываем его в разделе 4. В разделе 5 указываются дата и место рождения ликвидатора, номер телефона, по которому можно с ним связаться.
Лист А
Заполняйте, если на первой странице вы поставили галочку в пункте 2.2, то есть создали ликвидационную комиссию. В разделе 1 выберите лицо, по которому заполняются данные — по ликвидатору или руководителю ликвидационной комиссии. В разделах 2-5 листа А укажите данные о ликвидаторе или руководителе комиссии.
При заполнении раздела 6 вам пригодится Приложение 3. А в разделе 7 — Приложение 2.
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе
Заполняем лист Б
В листе Б «Сведения о заявителе» в разделе 1 отмечаем цифрой, кто является заявителем:
- «1» — для учредителя (участника) — физического лица;
- «2» — для учредителя (участника) — юридического лица;
- «3» — для органа, принявшего решение о ликвидации;
- «4» — для руководителя ликвидационной комиссии.
Важно правильно определить, в каких случаях и кто из перечисленных выше субъектов может выступать заявителем. Как разъясняет ФНС России в письме от 15.10.2014 N СА-4-14/[email protected], при представлении в регистрирующий орган формы Р15001 в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица заявителями выступают учредители (участники) юридического лица либо орган, принявший решение о ликвидации организации. Если документ направлен в связи с принятием решения о ликвидации компании и формированием ликвидационной комиссии (назначением ликвидатора), а также в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса, то заявителем выступают учредители (участники) организации либо также сам орган, который принял соответствующее решение. Также в качестве заявителя может выступить руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).
Разделы 2-5 следует заполнять в зависимости от того, кто выступает заявителем. Раздел 6 заполняется от руки в присутствии нотариуса. Далее следует указать наиболее приемлемый способ получения документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ, или решение об отказе в государственной регистрации (документ нужно доставить лично заявителю, лицу, действующему на основании доверенности, или по почте). Раздел 7 заполняет нотариус, указывая свой статус и ИНН. Скачать бесплатно форму р15001 2021 образец заполнения можно в конце статьи.
Требования к заполнению формы Р16001
Форма Р16001 подается, когда составлен ликвидационный баланс. Требования к заполнению формфы Р16001 содержит раздел Х Требований Это более простая форма, состоящая из одной страницы и листа А на заявителя (четыре страницы).
На первой странице вносится информация о ликвидированной организации по данным из ЕГРЮЛ. В разделе 2 указывается дата публикации сообщения о принятом решении о ликвидации в органе печати. В листе А ставим цифру, соответствующую заявителю. Сведения о нем заполняются по правилам, аналогичным указанным выше для бланка Р15001. Раздел 3 заполняется от руки черными чернилами и в присутствии нотариуса.
Правильное заполнение уведомлений Р15001 и Р16001 значительно сократит период регистрации ликвидации организации. Возможность заполнить такие бланки самостоятельно естественно сократит финансовые расходы организации. Внимательное прочтение изложенного материала и документов по указанным в нем ссылкам, поможет разрешить обе эти трудности. Скачать бесплатно форму Р15001 2021 и образец заполнения ее строк можно в конце данного материала. Это приложение №20 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»(зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2012 N 24139).
Р15001 2021 в excel
Бланк Р15001 2021 в формате .pdf
Бланк Р16001 2021 в формате .pdf
Общие требования к оформлению ликвидационных форм
По новому порядку ликвидация юридического лица регистрируется в 2 этапа:
- Организация извещает налоговые органы о своем намерении закрыться в трехдневный срок с момента принятия такого решения. В уведомлении по форме р15001 юрлицо сообщает о проведенных ликвидационных мероприятиях: о решении общего собрания участников, назначении ликвидаторов, составлении промежуточного баланса. На этом этапе процесс закрытия предприятия еще можно отменить.
- После выполнения всех шагов, декларированных в форме р15001, организация составляет окончательный баланс и сообщает в ИФНС о завершении процедуры ликвидации на бланке уведомления р16001.
По заполнению ликвидационных форм Приложение №20 к Приказу ММВ-7-6/[email protected] дает следующие рекомендации:
- при компьютерной печати – шрифт Courier New 18 пт, заглавные буквы;
- при «ручном» оформлении – пишем ручкой с черными чернилами, все буквы – заглавные;
- пустые ячейки не прочеркиваем;
- незаполненные листы не распечатываем.
Как правильно заполнить новые формы р15001 и р16001 при ликвидации, рассмотрим подробней.