Основные виды и функции налогов в государстве: Подробный анализ

  1. Система налогообложения и ее основные принципы
  2. По каким критериям оценивается налоговая система

Налоги выступают основным источником доходов государственного бюджета разного уровня. Это обязательный, регулярный и безвозмездный платеж, который изымается из физических и юридических лиц.

Определение

Налоговая система — это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей, а также вкладов в государственный бюджет и целевой фонд, которая действует согласно законодательству.

Определенные задачи государства испытывают необходимость в создании системы налогов. История государства на каждом этапе своего развития и становления влияли на налоговую систему, тем самым изменяя порядок налогов, вид и способ оплаты. Поэтому на основе организации системы налогов можно сделать характеристику ее развития.

Разработка и создание системы налогообложения были в основном построены на Конституции РФ и Налогового кодекса. Система налогов в России состоит из трех уровней, где устанавливаются отдельные налоги. К ним относят региональные, федеративные и муниципальные.

В основе налоговой системы России лежит Налоговый кодекс и до сегодняшнего дня он продолжает действовать как основной нормативный документ, который состоит из двух частей:

  1. Общая часть, где представлены: управление налогами, принципы налоговой системы, порядок начисления налогов, налоговая отчетность и ее контроль.
  2. В специальной части Налогового кодекса представлен порядок начисления отдельных налогов каждого из трех уровней.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Что считается налогом?

Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина.
Налог — это индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый принудительно специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций. Цель такого сбора — обеспечение финансовой деятельности как государства вообще, так и его муниципальных образований.

При этом налоги отличают от всевозможных сборов и пошлин, взимание которых не безвозмездно, а является условием совершения плательщиками определенных действий, предоставления им государственных услуг, оформления какой-либо документации и проч.

Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом. Все они разделяются на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК.

Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения — это налоговая система государства.

Важно выделять и такие элементы налога, как:

  • Налогоплательщики.
  • Налоговая база.
  • Объекты налогообложения.
  • Налоговые льготы.
  • Единицы налогообложения.
  • Порядки исчисления.
  • Налоговые ставки.
  • Источники налога.
  • Налоговые периоды.
  • Порядки уплаты.
  • Налоговые оклады.
  • Сроки уплаты налогов.

Данные взносы в государственную казну — весьма распространенная категория. Поэтому в отношении налогов введено несколько классификаций:

  • Прямые и косвенные.
  • Аккордные и подоходные.
  • Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.

Прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги

В этом типе классификации (по соотношению налоговой ставки к объекту налогообложения) различают три вида, схематично показанных и кратко описанных на расположенном ниже рисунке:

Рассмотрим на примерах, как исчисляются указанные виды налогов:

  1. Пропорциональный вид – тарифная ставка неизменна:
    доход (руб.)налоговая ставка (%)сумма налога (руб.)Соотношение суммы налога и дохода
    100001010000,1
    200001020000,1
    300001030000,1

    Вывод: чем выше доход, тем больше сумма налога. Она пропорциональна доходу. Пример: НДФЛ с единой ставкой 13 % (кроме выигрышей).

  2. Регрессивный вид – налоговая ставка уменьшается с увеличением дохода:
    доход (руб.)налоговая ставка (%)сумма налога (руб.)Соотношение суммы налога и дохода
    100001515000,15
    2000012,525000,125
    300001030000,1

    Вывод: чем выше доход, тем меньше соотношение суммы налога и дохода. В качестве примера можно привести страховые отчисления в Пенсионный фонд: 22 % — если налогооблагаемая база не превышает 1150000 руб., 10 % нужно уплатить при превышении указанной суммы.

  3. Прогрессивный вид – налоговая ставка возрастает с увеличением дохода:
    доход (руб.)налоговая ставка (%)сумма налога (руб.)Соотношение суммы налога и дохода
    100001010000,1
    2000012,525000,125
    300001545000,15

    Вывод: чем выше доход, тем больше сумма налога. Причем увеличивается и соотношение суммы налога и дохода (сравните с пропорциональным принципом налогообложения).

Виды

  1. Прямые – налоги на доходы от факторов производства (налоги на доходы, налоги на прибыль).
  2. Косвенные – налоги, скрытые в цене товара (НДС, акцизы).
  3. Аккордные – независящие от уровня доходов.
  4. Подоходные – представляющие из себя какой-то процент от дохода:
      прогрессивные (налоговая ставка повышается с повышением дохода);
  5. регрессивные (при увеличении доходов ставка падает – типа скидка за опт);
  6. пропорциональные (ставка не зависит от величины дохода).

Прямые и косвенные

Взимаемые с налогоплательщиков налоги можно разделить на следующие виды:

  • по месту поступления (ст. 12 НК РФ): федеральные (п. 2);
  • региональные (п. 3);
  • местные (п. 4)
  • по применимости:
      общие;
  • специальные;
  • по изъятию средств (методу взимания):
      прямые;
  • косвенные;
  • по субъектам взимания:
      с физических лиц;
  • с юридических лиц.
  • Система налогообложения Российской Федерации построена с использованием сочетания прямых и косвенных налогов. Взимание прямых налогов производят непосредственно с получаемого дохода или стоимости имущества налогоплательщика. Такие налоги поступают в соответствующий бюджет сразу после перечисления. Для них законом определен процент изъятия дохода. По ряду прямых налогов предусмотрены льготы по оплате, а иногда и полное освобождение.

    Косвенными налогами облагаются товары и услуги. В стоимость вводят либо весь налог, либо его часть. Продающий товары или услуги собственник получает эти суммы налога, которые затем возмещает государству. Тем самым косвенные налоги практически оплачивает покупатель, а продавец является посредником при оплате косвенного налога, но именно с него спрашивают о своевременности и правильности его перечисления. Косвенные налоги связаны с потреблением товаров или услуг.

    Прямые налоги легче рассчитывать и контролировать (в отличие от косвенных). При этом косвенные налоги позволяют гибко распределять налоговую нагрузку.

    Примеры прямых налогов

    Наиболее обширной группой прямых налогов является налог на имущество. К таким относятся:

    • Налоговые платежи, которые устанавливаются за пользование юридическими лицами движимого и недвижимого имущества. Его устанавливают в годовом выражении. Эти деньги напрямую идут в бюджет конкретного региона.
    • Налогообложение имущества физических лиц – обязывает граждан, владеющих земельными участками или жилым помещением выплачивать установленный государством ежегодный платеж.
    • Налог на транспорт. В отличие от остальных платежей пошлина изначально носила региональный характер. Это означает, что конкретные регионы по своему усмотрению правомочны изменить налоговую ставку или условия взимания платежа.
    • Налог от ведения игорного бизнеса. Так, все казино или букмекерские конторы, которые имеют лицензию на ведение игорного бизнеса, должны выплачивать в казну государства определенный размер финансовых средств.
    • Налогообложение прибыли от добычи полезных ископаемых. В нашей стране эти платежи пополняют свыше 30% от всего объема бюджетных средств. Сумма устанавливается в зависимости от цен на добываемое сырье. К примеру, налог на добычу нефти устанавливается пропорционально текущим ценам за баррель.

    Другая группа тоже обеспечивает стабильный приток финансов в казну государство. Это налоги на доходы. К ним можно отнести:

    • Общегосударственный платеж от месячного дохода физического лица. Надо отметит, что в этом плане отечественные граждане находятся в боле профилированном положении, чем те же европейцы. В среднем от заплаты Россиянина удерживается всего 13%.
    • Взнос от прибыли юридических лиц. Каждая организация, которая осуществляет предпринимательскую действительность, обязана уплачивать налог, размер которого определяется из объема прибыли организации за определенный отрезок.

    Примеры косвенных налогов

    Наибольшую собираемость обеспечивают НДС и акцизы. Акцизы по российскому законодательству устанавливаются: на спиртные напитки, табачные товары, на проводимое топливо и т.д. Устанавливая дополнительную цену на готовый товар, государство устанавливает своеобразную гарантию поступления финансов для своего бюджета.

    Таблица с примерами прямых и косвенных налогов

    Прямые налоги Косвенные налоги
    Для юридических лиц:
    • Земельный;
    • Транспортный;
    • С прибыли;
    • Имущественный;
    • Водный;
    • На полезные ископаемые;
    • Игорный.

    Для физических лиц:

    • На доходы;
    • Имущественный;
    • Транспортный;
    • Земельный.
    Виды:
    • НДС;
    • Акцизы;
    • Пошлины.

    Налоговый процесс обеспечивает своеобразный «симбиоз» между государственными и коммерческими структурами. Получая периодические взносы от деятельности различных финансовых организаций, государство имеет возможность формировать свой бюджет. Коммерческие структуры в свою очередь могут получить кредиты от государственных банковских организаций. Рассмотренные способы налогообложения позволяют выстроить баланс в распределении поступивших финансов, который, в свою очередь, помогает достичь максимальной эффективности всей налоговой системы.

    Аккордные и подоходные

    Подоходные налоги зависят от величины полученного дохода. Ранее в статье мы рассмотрели пример с НДФЛ (что это?).

    Возьмем еще один: налог на прибыль компании. Налогооблагаемой базой в данном случае является доход за вычетом производственных и прочих издержек, затрат на рекламу, обучение, научно-исследовательские мероприятия. На оставшуюся после вычетов сумму прибыли начисляется налог с тарифной ставкой 20 %.

    Аккорд в музыке – это одновременное звучание нескольких звуков. Аккордное налогообложение предполагает, что размер выплат не зависит от величины налогооблагаемой базы. Образно говоря – это несколько налогов, рассчитанных усреднено и уплаченных «аккордом» (одновременно).

    Терминология

    Для улучшения восприятия материала рассмотрим основные термины, принятые в налоговой сфере:

    1. Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, обязанное в силу налогового законодательства уплачивать налоги. Например, у вас есть квартира, принадлежащая по праву собственности. Это автоматически делает вас налогоплательщиком имущественного налога;
    2. Налоговый агент – физическое или юридическое лицо, которое должно рассчитать сумму налоговых выплат, удержать ее с налогоплательщика и перечислить в бюджет соответствующего уровня.
      Например, если гражданин трудоустроен, то его налоговым агентом является работодатель, он (или бухгалтер предприятия) рассчитывает налог, удерживает ее с заработной платы работника и перечисляет в бюджет;
    3. База налогообложения – это денежная сумма или денежный эквивалент имущества, находящегося в собственности, с которой нужно уплатить налог. Он рассчитывается путем умножения налогооблагаемой базы на налоговый тариф.
      Например, гр. Иванов сдавал квартиру по договору найма в течение года. Полученная сумма дохода является базой налогообложения, и в нашем примере, допустим, составляет 180 тыс. руб. Следовательно, гр. Иванов должен уплатить в казну государства налог на доход физического лица (НДФЛ) = 13 % (утвержденная ставка). Сумма выплат составит 23400 руб.;
    4. Объект налогообложения – это объект (проданная услуга, товар, имущество и пр. в денежном эквиваленте), за который нужно уплатить сбор в казну;
    5. Налоговая ставка – это норма налоговых отчислений на единицу налогообложения. Например, для НДФЛ утверждена ставка 13 %. Это значит, что за полученный доход (Д) физическое лицо должно уплатить налог (Н), размер которого составляет: Н = Д х 13 %.
    6. Налоговый период – временной интервал, за который нужно провести выплаты на имеющиеся объекты налогообложения. Этот период для разных видов налогов отличается (от квартала до года). Так, налог на имущество физических лиц рассчитывается и уплачивается 1 раз в год, а на добавленную стоимость (НДС) – раз в квартал.

    Функции

    Экономисты различают четыре основных функции налогов:

    1. Фискальная функция – ключевая функция налогообложения , то есть пополнение государственного бюджета.
    2. Распределительная функция – распределение общественных доходов, передача средств в пользу социально незащищенных слоев населения (она же – социальная функция).
    3. Регулирующая функция – решение проблем и задач экономической политики (стимулирование или наоборот подавление различных экономических процессов: роста, инфляции, безработицы и т.д.).
    4. Контрольная функция – отслеживание поступления денег в бюджет, учет и сопоставление финансовых ресурсов государства.

    Фискальная

    Назначение налогов ‒ это изъятие законодательно установленной части доходов организаций и граждан в государственную казну. Денежные массы служат основой для реализации правительством своих обязанностей перед народом определенной страны. Фискальная функция характерна для всей мировой налоговой системы. В ее основе лежат исторические события образования государств.

    В рыночной среде налогообложение играет важную роль. Экономические показатели, развитие отраслей, социальная сфера зависят от количества собранных денег в бюджет.

    Интересно. Чем устойчивее государство, тем больше налогов оно собирает посредством высоких ставок. Например, в Нидерландах подоходные отчисления составляют от 25 до 52%, в зависимости от размера заработных выплат. Это связано с большими расходами на все сферы жизни. В России показатель НДФЛ фиксированный – 13%.

    Фискальная легла в основу всех остальных функций. Каждая из них существенна для страны. Важно не только собирать финансы, но и эффективно их распределять, контролировать.

    Справка. При недостаточности средств в казне местные, региональные, федеральные органы прибегают к внутренним/внешним займам. Это приводит к образованию госдолга, что становится причиной нового повышения уровня налогообложения. Достаточно вспомнить 90-е гг. в России, когда займы привели страну к сокращению производства, бюджетному кризису, дефолту, падению уровня жизни населения.

    Эффективность управления достигается умением правильно выстраивать систему взаимодействия всех составляющих общественной структуры.

    Распределительная

    Социально-экономическая суть налога выражена в его дальнейшем направлении на решение государственных задач. Снижение неравенства между гражданами, поддержание стабильности ‒ это важный элемент распределительного процесса. Правительством могут быть приняты меры:

    • обложение лиц с большим объемом потребления косвенными налогами (НДС, акцизы);
    • введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов, когда размер ставки зависит от величины зарплаты, чем выше получаемая гражданами сумма, тем больше процент сбора;
    • применение адресных льгот (в РФ вычеты на детей при начислении НДФЛ). К этой категории также относят: необлагаемые минимальные выплаты (во Франции, Великобритании и др.), снижение ставок (в России на продукты питания НДС ‒ 10%, на лекарства ‒ 0%) и др.;
    • наложение обязательств по соцвзносам на работодателя (во внебюджетные фонды: пенсионный, соц и медстрах).

    Смысл распределительной функции заключен в том, что наименее защищенные слои населения могут освобождаться или платить меньше налогов. При этом они не теряют социальных благ, закрепленных законами (образование, здравоохранение и др.). Потребности общества компенсируются за счет наиболее обеспеченных слоев населения. Распределительная функция позволяет перенаправить с помощью трансфертов средства от «богатых к бедным» или из обеспеченных отраслей в неокупаемые.

    Контрольная

    Наблюдение и выявление фактов нарушения налогового права ‒ неотъемлемая обязанность государства. Для этого созданы специальные органы. Структуры следят за финансово-хозяйственной деятельностью юридических и физических лиц, выявляют незаконные источники доходов, направления расходов.

    Сущность контроля заключается в обеспечении выполнения налоговых обязательств для своевременного формирования госбюджета. Это важный элемент, способный предотвратить серьезные нарушения, перенаправив выявленные средства в казну. В стране, где налажена эффективная система контроля, теневой сектор экономики отсутствует.

    Функция способствует повышению собираемости финансовых сумм, нормализации их потоков. Развитие технических средств позволяет более качественно выявлять нарушения и вовремя пресекать попытки обмануть государство. Современные банковские, налоговые и бухгалтерские электронные системы взаимосвязаны, относительно открыты и оперативны. Их сложно обмануть или обойти.

    Регулирующая

    Действия в сфере взимания обязательных платежей позволяют усилить роль государства в общих хозяйственных процессах. Регулирование экономики помогает предотвратить спады промышленных потенциалов, мощностей, способствует росту производств, валового внутреннего продукта (ВВП), технического прогресса.

    Суть функции состоит в возможности воздействовать на общие экономические процессы, а также на хозяйствующих субъектов, в том числе граждан. Регулирование влияет на многие аспекты деятельности: от построения системы бухгалтерского учета, администрирования до форм заключения договорных обязательств.

    Выделяют три подфункции:

    1. Стимулирующая создает систему определенных факторов, влияющих на плательщиков налогов с целью повышения уровня платежной дисциплины.К элементам давления относят: льготные режимы, пониженные ставки, налоговые кредиты, каникулы, вычеты и т.д.
      Как правило, стимулы нацелены на микро- и малые предприятия, различные фонды, общественные объединения граждан и др. Часто под систему льготирования попадают некоторые территории (оффшорные зоны) и целые отрасли. Например, сельское хозяйство, наука, прочие.
    2. Дестимулирующая подфункция создает максимальное количество барьеров для работы экономических субъектов.Повышенные ставки налогов применяются для отдельных видов деятельности. Например, акцизы на алкоголь, табак способствуют поднятию их цены, что должно «отпугнуть» потребителя.

      Если сосредоточить усилия на снижении спроса на какой-либо товар, услугу, то достаточно поднять на эту группу ставки налогов. Например, повышая пошлины, можно сократить потребление импортных товаров. Но эти процедуры служат причиной появления «черного рынка» с поддельной продукцией либо аналогами.

    3. Воспроизводственная подфункция призвана направить потоки денег на восстановление ресурсов.Примером служит процесс амортизации основных средств, который позволяет собрать некоторую сумму для замены, ремонта, реконструкции старого оборудования. Отчисления накапливаются на счетах формирования себестоимости продукции. Эти суммы уменьшают налоговую базу по расчету прибыли, высвобождая средства для воспроизводства.

    Социальная

    Множество споров возникает по поводу социальной функции налогов. С одной стороны, любой обязательный платеж подразумевает перераспределение, поскольку подразумевает изъятие средств в пользу государства. С другой, невозможно достоверно установить социальную функцию или мотивацию таких действий.

    В отношении налога на игорный бизнес (глава 29 Налогового кодекса) существуют противоположные мнения:

    • внедрен для угнетения игорного бизнеса, что является альтернативной его полного запрещения;
    • имеет целью справедливое налогообложение сверхдоходов в этой сфере; не предназначен для искоренения игорного бизнеса, поскольку это привело бы к сокращению поступлений в бюджет.

    Социальная функция налогов заключается в поддержании равновесия, корректировке соотношения доходов самых бедных и богатых граждан. Такая деятельность имеет вид:

    • сглаживания социального неравенства;
    • унификации медицинских и образовательных услуг;
    • предоставлении льгот, дотаций, пособий.

    Важно:функции налогов в государстве – уменьшить дифференциацию доходов разных слоев населения, способствовать снижению недовольства и социальной напряженности.

    Левоцентриские силы традиционно считают справедливой систему налогообложения с прогрессивной шкалой подоходного налога, акцизами на предметы роскоши.

    Табак, алкоголь, носильное золото, антиквариат будут пользуются спросом у богатых вопреки росту цен.

    Влияние налогов на экономику

    Этот раздел не завершён.

    Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

    Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

    С точки зрения макроэкономики

    Снижение налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения[16].

    Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растёт совокупное потребление, а следовательно, и совокупный спрос[16]. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику

    , то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно,
    сдерживающая экономическая политика
    подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики»[16].

    Фирмы воспринимают повышение налогов как дополнительные издержки, что приводит к тому, что они сокращают предложение своего товара[16]. В общем, сокращение предложений фирм ведёт к сокращению совокупного предложения[16]. Таким образом, размер налога обратно пропорционален величине совокупного предложения. Зависимость между внедрением налогов и состоянием совокупного предложения подробно описал в своих работах экономический советник Президента США Рональда Рейгана Артур Лаффер, ставший основателем теории «экономики предложения» («supply-side economics»)[16].

    С точки зрения финансового менеджмента

    Налоговое бремя влияет на величину финансового левериджа самих бизнес-систем двумя путями: прямым и косвенным[17]:

    1) Прямое влияние формируется на уровне расходов, исчисляемых в уменьшение налогооблагаемой базы самим хозяйствующим субъектом. Если в данную сумму можно включать высокий процент расходов на погашение платежей по заемным средствам хозяйствующим субъектом — то это будет стимулировать рост предприятий, применяющих агрессивную финансовую стратегию развития и, соответственно, вытеснение с рынка предприятий, применяющих консервативную финансовую стратегию развития; снижение данного процента со стороны налогового законодательства приведет к росту банкротств хозяйствующих субъектов с агрессивной финансовой стратегией развития и умеренному процветанию, особенно в краткосрочной перспективе, субъектов, применяющих консервативную финансовую стратегию развития[17].

    2) Косвенное влияние формируется за счет увеличения или уменьшения налоговой нагрузки для поставщиков заемного капитала: соответственно, увеличение налоговой нагрузки приведет к удорожанию стоимости заемного капитала для бизнес-систем и, соответственно, к сдерживанию развития предприятий, применяющих агрессивную стратегию развития (в данном случае бенефициаром выступят компании с консервативной стратегией развития); снижение налоговой нагрузки приведет к удешевлению стоимости заемного капитала при условии наличия на рынке нормальной конкуренции, что приведет к росту процветания компаний с агрессивной финансовой стратегией развития и, соответственно, будет стимулировать угасание компаний с консервативной финансовой стратегией развития[17].

    Налоговые подфункции

    Контрольная функция налогов состоит в том, чтобы оценивать эффективность налоговых каналов и в дальнейшем корректировать на этой базе соответствующее законодательство.

    Но кроме этой и иных функций, выделяются и подфункции налогов. Они проистекают из регулирующей. Их три:

    • Воспроизводственная.
    • Стимулирующая.
    • Дестимулирующая.

    Разберем эти подкатегории детально.

    Стимулирующая

    Задача этой налоговой подфункции — поддержка развития различных экономических процессов. Реализация происходит через систему льгот и налоговых освобождений.

    Например, современная налоговая система РФ предоставляет целый набор преференций малым предприятиям, объединениям инвалидов, предпринимателям, занятым в сфере с/х, организациям, занимающимся благотворительностью и проч.

    Воспроизводственная

    Главная задача такой налоговой подфункции — накапливать средства на восстановление общегосударственных ресурсов.

    Примерами тут будут отчисления взносов на воспроизводство минерально-сырьевой базы, восстановление водных ресурсов страны и проч.

    Дестимулирующая

    Как видно из названия, она обратна предыдущей, стимулирующей налоговой подфункции. В чем тут суть? При помощи дестабилизирующей подфункции государство, наоборот, затормаживает некоторые экономические процессы.

    История развития налоговой системы

    В древности налогами и сборами были обременены только некоторые группы населения. Налоговая система в древнем Египте заключалась в том, что землевладельцы делились частью своего урожая, ремесленники – частью своих изделий на нужды армии и администрации (остальное продавали), а купцы расплачивались деньгами.

    В древнем Риме благодаря военным походам и получению дани с побеждённых были введены денежные пособия. В результате войн и богатой добычи к 167 г. до н. э. налог с римских граждан был снят.

    В раннем средневековье, в условиях натуральной экономики и действующих монархических законодательств, большая часть налогов представляла собой дань, оброк. Денежные налоги существовали только на территориях с функционирующей товарно-денежной экономикой.

    В высоком и позднем средневековье налоги имели небольшое значение, поскольку доходы правители извлекали в основном от земных владений и военных побед. Под влиянием быстрого роста крупной земельной собственности и расширения товарно-денежной системы дань поддалась дезинтеграции. Угас принцип пропорционального разделения доходов между отдельными звеньями монархии.

    В XV веке налоговая система наиболее активно развивалась во Франции и Англии. Подоходный налог был введён в Великобритании уже в XVIII веке, а в Пруссии только в 1891 г.

    В XIX веке бремя налогов значительно выросло, а налоги стали инструментом финансовой политики.

    История возникновения

    Люди еще в прошедшие тысячелетия принимали необходимость выплачивать часть своих доходов для пополнения казны. Каждый житель государства должен понимать, зачем нужны налоги, и обязан отдавать периодически небольшую сумму на развитие образования, медицины, содержание армии. Общество не может нормально функционировать без определенного потока денежных средств.

    Полезная функция налогов очевидна, хотя и не очень приятна некоторым индивидам. Ранее за счет податей реализовывались безумные идеи правителей по захвату мира. Но существовали в истории и положительные государства, в которых строились медицинские, философские организации, осуществлялась забота о малоимущих, возводились детские дома для сирот.

    Для функционирования всех институтов государства требуется непрерывный поток денежных средств. Причем, чем более социально-значимая политика проводится, тем выше становится процент уплаты в казну. Зачем нужны налоги, если власти могут сами напечатать необходимое количество денег? Ответом на этот вопрос может быть аналогия сравнения с внутренней отдельной структурой общества. Возьмем сферу ЖКХ.

    В чем заключается суть налогов

    Для того чтобы эффективно действовать в интересах общества, государство разрабатывает и реализует различные направления политики: экологическое, социальное, демографическое, экономическое и др. В свою очередь, благодаря налоговым взносам происходит формирование финансовых ресурсов страны, которые аккумулируются в государственном бюджете, равно как и во внебюджетных фондах. Поэтому сущность и функции налогов всегда будут актуальной темой.

    В основе нынешнего налогообложения лежит 15 социальных законов, а также закон о бюджете и налоговом кодексе.

    Непосредственно сами налоги — это не что иное, как платежи и сборы, которые взимает государство с юридических и физических лиц в бюджеты и внебюджетные фонды согласно ставке, фиксируемой в законодательном порядке. Налоги также можно определить как гибкий инструмент воздействия на экономику, находящуюся в постоянном движении. Именно при помощи системы налогообложения становится возможным эффективное сдерживание и поощрение определенных видов деятельности.

    Функции налогов и сборов позволяют корректировать развитие различных отраслей промышленности, приводить в состояние баланса платежеспособный спрос, оказывать грамотное воздействие на экономическую деятельность предпринимателей и осуществлять регулирование количества денег, находящихся в обращении.

    Элементы системы налогообложения

    Элементы налогообложения – это составляющие, без которых невозможно функционирования налоговой системы, и они есть в каждом государстве. На них основывается организация налогов и принципы ее работы. Среди составляющих налогообложения следует отметить:

    Налогоплательщика

    – им является каждый человек, который имеет доход или ценное имущество, а также организации.

    Объект налогообложения

    – то самое имущество или доход, которые подлежат обложению налогами.

    Налоговую базу

    – она определяет ценностные характеристики того или иного объекта налогообложения.

    Единицу налогообложения

    – это числовой показатель, который выражает налоговую базу.

    Налоговые льготы

    – послабление в выплатах определенной категории налогоплательщиков, может предоставляться как на федеральном, так на региональном и мест-ном уровнях.

    Налоговую ставку

    -размер начисления налога за единицу налогообложения.

    Порядок исчисления

    – это расчет и начисление налоговой выплаты.

    Налоговый оклад

    – это сумма, которую вносит плательщик за определенный период.

    Налоговый источник

    – значение, отражающее резерв дохода плательщика.

    Период налога и срок уплаты

    – отрезок времени, на протяжении которого формируется налоговый оклад, по истечении которого совершается платеж.

    Срок уплаты – отрезок времени, на протяжении которого гражданин или организация может осуществить платеж по истечении налогового периода.

    Показатель «налоговая нагрузка» в России

    Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

    Согласно Письму ФНС РФ от 31 июля 2007 г. № 06-1-04/505 «О соответствии хозяйствующих субъектов общедоступным критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок» налоговые органы уделяют более пристальное внимание налогоплательщикам, чьи показатели финансовой отчётности существенно отличаются от среднестатистических.

    «Налоговая нагрузка» рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата). Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

    Также подвергаются анализу показатели «рентабельность активов» и «рентабельность реализации продукции».

    Для чего нужны налоги Государству?

    Отчисление различных налогов в пользу государства необходимо для финансирования системы здравоохранения, культуры, образование, оборону, социальную поддержку, содержание различных аппаратов управления. Для создания действенных государственных институтов необходим постоянный поток денежных средств.

    За счет налоговых сборов население России получает бесплатную медицинскую помощь, отремонтированные дороги, школы, детские сады, также строятся социальные учреждения, например, детские дома, государство выплачивает пособие по безработице, адресную помощь, финансирует программы молодым семьям на приобретение жилья, материнский капитал и т.д. Систематически уплачивая налоги население выступает соинвесторами своей благоустроенной жизни.

    Примечания

    1. «Яндекс». Словари», определения налогов Архивная копия от 30 октября 2013 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1809 дней])
    2. 1234567891011Матвеева Т. Ю.
      10.2 Виды налогов // Введение в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. — С. 404—408. — 511 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7598-0611-0.
    3. Налоги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    4. 12
      НК РФ Статья 8. Понятие налога, сбора, страховых взносов (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) (рус.).
      «КонсультантПлюс»
      . Дата обращения: 27 марта 2021.
    5. Налоговая система — это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов
    6. Сергеев В. С.
      Принципат Тиберия // Вестник древней истории. — 1940. — № 2 (11). — С. 78—95.
    7. Этика свободы (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 апреля 2010. Архивировано 26 января 2013 года.
    8. «Яндекс. Словари», Определение прогрессивного налога Архивная копия от 24 сентября 2014 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1809 дней])
    9. «Яндекс. Словари», Определение регрессивного налога Архивная копия от 24 сентября 2014 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1809 дней])
    10. «Яндекс. Словари», Определение пропорционального налога Архивная копия от 24 сентября 2014 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1809 дней])
    11. С. Г. Пепеляев, 2015, с. 46.
    12. OECD Tax Database Архивировано 6 декабря 2010 года.
    13. Основные направления налоговой политики на 2015—2017 гг.
    14. Какаулина, М. О.
      Графическая интерпретация кривой Лаффера с учетом налоговой «миграции» : pdf // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление : журн.. — 2021. — Т. 16, № 3. — С. 336–356. — УДК 336.221.264(G). — ISSN 412-5784. — doi:10.15826/vestnik.2017.16.3.017.
    15. С. А. Пелих, Д. Ч. Табала.
      Финансы. — 2004. — С. 73—76.
    16. 123456Матвеева Т. Ю.
      10.3 Воздействие налогов на экономику // Введение в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. — С. 410—412. — 511 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7598-0611-0.
    17. 123Шеметев А.А.
      Самоучитель по комплексному финансовому анализу и прогнозированию банкротства; а также по финансовому менеджменту-маркетингу. — Научное. — Екатеринбург: Полиграфист, 2010. — 841 с. — ISBN 978-5-88425-243-1.

    Права и обязанности налогоплательщиков

    Права налогоплательщика:

    • получать сведения о налогах, пошлинах, сборах и сроках их оплаты;
    • пользоваться налоговыми льготами при наличии законных оснований;
    • защищать свои интересы при спорных налоговых правовых вопросах;
    • находиться на объекте выездной проверки налоговой службы;
    • требовать от налоговой службы соблюдения налоговой тайны и др.

    Обязанности налогоплательщика:

    • платить законно установленные налоги;
    • посылать декларацию о доходах в налоговые органы;
    • предоставлять проверяющим из налоговой службы свою бухгалтерскую отчётность в ситуациях, предусмотренных законом.

    Выбери ответ

    Понятие и признаки сбора

    Понятие «сбор» определяется в статье 8 НК. Федеральный кодекс определяет его как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенного права или выдачу разрешений (лицензий).

    Сбор имеет 8 основных признаков. Эти признаки частично совпадают с признаками налога:

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]