Определение понятия
К местным налогам относятся обязательные платежи, которые направлены на пополнение муниципального бюджета. Размеры и ставки определяются региональными органами власти. Но поскольку местные налоги являются составляющей частью государственных, то расчеты должны производиться на основании норм законодательства.
При установлении определенного налога и его ставки, объект, база период и формула расчета определяется строго федеральным законодательством. К полномочиям местных органов власти можно отнести определение конечного значения ставки, срока уплаты и порядок ее осуществления, льготных категорий лиц, которые освобождаются от уплаты муниципальных налогов и сборов.
Какие налоги относятся к местным
К местным налогам в РФ относятся следующие виды платежей:
- земельный (взимается с владельцев земельных участков);
- налог на имущество физических лиц;
- сбор, взимаемый с лиц, осуществляющих некоторые виды предпринимательской деятельности;
- туристический (уплачивают лица, пребывающие в регион через посредников, в роли которых выступают гостиничные организации, лица и предприятия, сдающие в аренду жилье);
- сбор за организацию платных парковочных участков.
Стоит отметить, что установление местных налогов относится к компетенции муниципальных органов власти, которые определяют потребность региона или населенного пункта в денежных средствах. Тем не менее все расчеты должны проводиться в строгом соответствии с федеральным налоговым законодательством.
Местное налогообложение
Местное налогообложение — группа налогов, которые взимаются не центральными органами власти, а муниципалитетом (местными органами). Местное налогообложение может иметь различные формы — налог на имущество, местный подоходный налог, налог на продажи, подушевой налог и так далее.
Местное налогообложение: история формирования
Появление местного налогообложения в РФ приурочено еще к созданию первых местных самоуправлений (земств). Земские повинности (налоги) внедрялись постепенно. При этом в начале 19 столетия они взимались с населения без каких-либо особых правил, а их объемы устанавливались муниципалитетом (местной властью).
Первым актом, в котором упорядочивалось местное налогообложение, был Указ императора Александра 1 мая 1805 года. В основу этого документа легло прошлое Положение о земских повинностях. Разница была лишь в том, что теперь появлялись временные и ежегодные взносы. Кроме этого, было принято решение о разделении на добровольные обязательные налоги.
В дальнейшем с 1808 по 1816 года в системе земских повинностей было множество изменений, которые касались натуральных и финансовых повинностей. В частности, они были разделены на две формы — частичные и общие.
В 19 веке действовала в России и другая форма земских повинностей — натуральная. В этом случае выплаты производились не деньгами, а личной работой с учетом поставленных муниципалитетом и правительством задач. Одной из главных была дорожная повинность, исполнение которой учитывалось в качестве местного налогообложения. Подобный вид налогов являлся обязательным для обычных людей (мещан и крестьян). Что касается купцов и других почетных граждан, то они от подобных работ освобождались.
В 1851 году на территории России начинают действовать новые законы в отношении земской повинности. С этого года все они были разделены на государственные (общие) и местные. Первые направлялись на покрытие нужд населения империи в целом, а вторые — на губернии (группы областей).
После отмены крепостного права в 1864 год была проведена земская реформа, которая подразумевало упорядочение местных налогов. При этом в части земских повинностей остались только местные налоги, не входящую в общую финансовую систему страны и не подчиняющиеся общему управлению. Также с 1864 года был увеличен список земских повинностей, разделяемых на две категории — обязательных и необязательных. К первой относились удержание закладов и мировых судей, военные повинности и так далее. Также увеличился объем губернских налогов (повинностей), к примеру, удержание на медицинские заклады, опекунские органы и так далее.
Сразу по завершении Октябрьской революции в 1917 году старая форма земского самоуправления перестала действовать. На ее место пришла другая — местные советы. К середине 1918 года были созданы Временные правила, касающиеся регулирования земского налогообложения. На тот период они имели наиболее простую форму по причине неразвитости местного аппарата. Так, существовали только поголовные налоги, сборы со скота и жилых зданий (помещений) вне города.
В 1923 году список внешних налогов был уточнен и в нем появилось пять новых надбавок к государственным налогам и еще 20 самостоятельных сборов и налогов. Уже в 1926 году появляется Положение о местных финансах (в нем предусматривалось четыре основных налога). При этом местные власти получали право вводить дополнительные налоги на основании законов (всего их было 14).
В 1930-1932 года была организована мощная реформа, которая подразумевала упразднение многих несущественных моментов. Так, список местных налогов был сокращен до двух — налога на строения и земельную ренту. В 1942 году к ним был подключен и колхозный сбор.
В дальнейшем перечень налогов долго время не менялся до 80-х годов 20-го века. Так, в 1981 году возникло три вида местных налога — на землю, на транспорт и на имущество. В ряде стран СССР появился и единоличный сбор на колхозных рынках. Таким образом, в течение более чем полсотни лет в стране действовало всего четыре налога, которые не имели какого-то особого фискального значения. Их удельный вес в общей группе доходов составлял лишь пару процентов.
Местное налогообложение: виды и особенности
Местное налогообложение на территории РФ и в других странах имеет некоторые отличия.
Так, за рубежом можно выделить четыре основные группы налогов:
1. Личные (собственные) местные налоги. Они устанавливаются муниципалитетом и действуют лишь на определенной территории (как правило, местного союза). К таким налогам относятся прямые и косвенные налоги. К примеру, к ним причисляются налоги на личные доходы и прибыль организации (фирмы, компании), налоги на землю, налоги на покупки и профессии, местные акцизы и так далее. Наибольшую роль играет имущественное налогообложение и налоги на прибыль (для компаний и частных лиц).
2. Надбавки к налогам государственного уровня в пользу муниципалитета. К этой группе относятся отчисления от общих для государства налогов, остающихся в местных бюджетах. Максимальный размер отчислений и надбавок, как правило, регулируют центральные органы власти.
3. Группа налогов, которые берутся в форме выплат за услуги. Они взимаются муниципалитетом за определенные услуги, предоставленные населению (канализация, газ, водопровод, электроэнергия, связь, организация автомобильных стоянок и так далее).
4. Группа налогов, отображающих особенности политики местной власти. К примеру, к таковым можно отнести экологические налоги. Особого фискального значения они не имеют, но оказывают существенное действие на охрану окружающей среды и возможность применения естественных ресурсов (в ограниченной форме).
Что касается Российской Федерации на данном этапе, то в стране (согласно норм, прописанных в статье 12) местные налоги — это те, которые установлены правовыми актами муниципалитета и Налоговым кодексом РФ. Такие налоги обязательны к выплате на территории определенных регионов.
В России с учетом статьи 15 Налогового кодекса есть два местных налога. Первый вид — это налог, который начисляется на имущество граждан (физических лиц). Второй — налог на землю (земельных налог).
Муниципальные органы власти (местное самоуправление) не могут устанавливать те виды налогов, которые не предусмотрены на законодательном уровне (Федеральным законодательством). В наиболее крупных городах, к примеру, Санкт-Петербурге или Москве налоги должны быть установлены и введены действием субъектов Федерации. При этом местные налоги всегда наполняют местные бюджеты.
Если брать долю местных налогов в общем консолидированном бюджете страны, то она несущественна и составляет до 2%. При этом средства, полученные от местного налогообложения — это всего часть доходов муниципалитета. Основным источником являются выплаты региональных и федеральных налогов.
На территории России есть 83 разных муниципальных формирования. Практически у всех них есть одинаковая проблема — прямая зависимость от центрального аппарата, а именно федеральной власти. В большинстве случаев регионам недостаточно личных средств для покрытия текущих расходов. Как следствие, местные власти могут не справляться со своими обязательствами. При достаточном обеспечении в плане финансов муниципалитет может гарантировать успешное решение многих вопросов.
В дальнейшем на законодательном уровне планируется убрать два вида налога (на имущество и на землю), заменив их одним — на недвижимость. Но пока данный процесс в зависшем состоянии по причине недостаточной развитости отрасли недвижимости.
Налог, который накладывается на имущество для граждан (физических лиц), регулируется на законодательном уровне. Плательщиками налогов являются все граждане, не относящиеся к юрлицам и имеющие во владении объекты налогообложения — гаражи, дачи, квартиры, дома и другие сооружения. Сюда же можно отнести механизмы, самоходные машины, пневмоходы и прочую технику.
Налоговые поборы с первой категории берутся с учетом стоимости объектов и обычно не превышают 0.1%. Что касается транспортного налога, то он зависит от мощности автомобиля. Вычисление размера налогов производят налоговые органы власти. Выплаты гражданами должны производиться в два периода — до 15 сентября и до 15 ноября.
Если постройка или транспортное средство новое, то налог должен быть выплачен в более ранее сроки — с начала года, который следует за годом покупки имущества. Если у автомобиля есть несколько хозяев, то налог платит тот человек, на которого произведена регистрация ТС.
За недвижимое имущество (сооружения, строения, помещения), которые перешли во владение по наследству, налог берется с наследников в момент вступления закона в силу. Если объект, который подлежит налогообложению, физически уничтожен, то налог можно не выплачивать с месяца, когда произошло событие.
Если права на объект налогообложения (сооружение, помещение, строение) переходят от одного лица другому, первоначальный владелец должен уплатить налог в срок с начала года до месяца, когда он потерял право собственности на имущество. Для нового владельца отсчет начинается с месяца, когда у него, соответственно, это право возникло.
Налог на имущество физических лиц
Применительно к данному виду обязательных платежей выделяют две категории имущества:
- недвижимое: дома и квартиры, дачные постройки, гаражи и прочие сооружения;
- движимое: все транспортные средства, кроме автомобилей и мотоциклов.
Плательщиками данного вида налога являются лица, имеющие в собственности указанные объекты. Причем это могут быть как резиденты Российской Федерации, так и иностранные граждане. Базой же для налогообложения служит оценочная инвентарная стоимость, которая умножается на соответствующий коэффициент, определяемый муниципальными органами власти и налоговыми службами.
Ряд категорий лиц освобождается от уплаты налога на имущества. К таковым относятся:
- люди, приставленные к государственным наградам различных степеней;
- участники Великой Отечественной войны и прочих боевых действий;
- лица, участвовавшие в мероприятиях по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- действующие военнослужащие, а также уволившиеся со стажем свыше 20 лет;
- семьи военнослужащих, погибших при выполнении служебных обязанностей, в результате болезни или несчастного случая;
- пенсионеры;
- деятели культуры и искусств, а также лица, чье имущество используется в качестве музеев, галерей, любительских театров и так далее;
- с владельцев строений площадью менее 50 кв. м, расположенных на территории садоводческих хозяйств или кооперативов.
Период уплаты налогов составляет 365 дней. При этом если в течение календарного года у имущества сменился владелец, обязательства по данному виду платежей возлагаются на предыдущего собственника.
Характеристика местных налогов
Из перечня статьи 15 НК очевидно, что объем местных налогов в общей налоговой системе РФ довольно невелик, по сравнению с федеральными. Рассмотрим их более подробно.
Земельный налог
Местным налогом является земельный налог (глава 31 НК РФ). Его уплачивают юрлица и граждане, у которых в собственности имеются земельные участки.
Участок земли, расположенный в границах муниципального образования, является налоговым объектом. Налоговая база определяется из кадастровой стоимости участка на 1 января отчетного года.
Налоговые ставки по местным налогам устанавливаются в пределах, принятых нормами НК РФ. Для налога на землю максимальная ставка, в зависимости от категории земли, может быть дифференцированной и варьироваться от 0,3% до 1,5% (ст. 394 НК РФ):
- ставка до 0,3% применима к землям сельхозназначения, участкам, приобретенным для личного подсобного хозяйства, занятых жильем и сопутствующей инфраструктурой, а также к землям, ограниченным в обороте и предоставленных для нужд обороны, безопасности и таможни;
- ставка до 1,5% допускается в отношении прочих участков земли.
Порядок уплаты местных налогов устанавливается муниципальными органами власти, они же устанавливают сроки уплаты для организаций-налогоплательщиков. При этом, по земельному налогу местные органы вправе сами определять отчетные периоды и необходимость уплаты авансовых платежей, но могут этого и не делать (ст. ст. 393, 396, 397 НК РФ).
Муниципальными властями, устанавливающими местные налоги и сборы, вводятся и льготы по этим налогам. По налогу на землю НК РФ перечисляет категории организаций и физлиц, которые налог не платят (ст. 395 НК РФ), на местном же уровне могут применяться дополнительные виды льгот, от частичного уменьшения налоговой базы до полного освобождения от уплаты налога.
Налог на имущество физлиц
Местные налоги, перечень которых приведен выше, включают также налог на имущество физлиц (глава 32 НК РФ). Налогоплательщики — граждане, имеющие в собственности недвижимость: жилые дома и помещения, гаражи, незавершенные строительством объекты и прочие здания, строения и сооружения (ст. 401 НК РФ). База по налогу определяется из кадастровой, а в некоторых случаях из инвентаризационной стоимости имущества.
Налог на имущество физлиц, как и прочие местные налоги и сборы, вводится муниципальными нормативными актами. Органы власти сами могут установить порядок определения налоговой базы и конкретные налоговые ставки.
Предельные ставки по местным налогам и сборам устанавливает НК РФ, для налога на имущество физлиц они следующие (ст. 406 НК РФ):
- 0,1% для жилья, недостроенных жилых домов, гаражей, хозпостроек до 50 кв. м на личном участке; местными властями эта ставка может быть снижена до 0%, или увеличена не более чем в 3 раза;
- 2% для объектов кадастровой стоимостью более 300 млн.руб. и объектов из перечня п. 10 ст. 378.2 НК РФ;
- 0,5% для прочей недвижимости.
Поскольку льготы на местные налоги устанавливаются не только НК РФ, но и муниципальными актами, по налогу на имущество каждый регион может определить их сам в дополнение к уже указанным в кодексе.
Земельный налог
Земельный налог относится к местным налогам, которые призваны пополнять муниципальные бюджеты. Стоит отметить, что размер данного платежа никак не связан с результатами коммерческой деятельности владельца. Данный показатель определяется исключительно исходя из ценности земель: их химического состава, плодородия, а также месторасположения и прочих критериев.
Обязанности по уплате земельного налога возлагаются как на юридических, так и на физических лиц. Причем это могут быть как непосредственные собственники или землевладельцы, так и арендаторы, которые эксплуатируют данный ресурс на основе соответствующих прав. Говоря о последних, стоит отметить, что они не несут ответственности по уплате налоговых платежей, а лежит она на арендодателе.
Определенные земельные участки, в соответствии с нормами законодательства, не могут считаться объектами налогообложения. К ним можно отнести:
- земли, изъятые из хозяйственного оборота (в основном речь идет о тех, что были переданы военным ведомствам);
- земли, на которых расположены культурные и исторические объекты;
- участки вблизи таможенных зон;
- лесничества;
- земли около водных объектов.
К льготным категориям относятся:
- государственные службы и предприятия;
- организации религиозного характера;
- общественные объединения инвалидов;
- художественные и прочие культурные организации;
- лица, а также общины, которые представляют этнические группы Северного и Дальневосточного регионов;
- организации, работающие в особых экономических зонах.
Налог на недвижимость
Помимо прочих платежей, к местным налогам относятся сборы с владельцев недвижимости. Стоит отметить, что если собственниками жилых объектов являются несколько лиц, то они оплачивают сумму, соответствующую доле, им принадлежащей. Не подлежат налогообложению следующие объекты:
- недвижимые жилые строения, которые не были приватизированы (находятся в собственности государства);
- дома на территориях отчуждения;
- недвижимость, которая эксплуатируется детскими домами семейного типа (купленная или специально возведенная для данных целей);
- небольшие дачные постройки;
- недвижимое имущество, находящееся в собственности многодетных семей (если объектов более одного, то они облагаются налогом);
- общежития учебных заведений, а также производственных и непроизводственных предприятий.
Парковочный сбор
К местным налогам относятся сборы с владельцев платных парковок. Стоит отметить, что данный вид платежа исчисляется исходя из того, какая территория отведена под данные коммерческие цели. Установленный законодательством коэффициент умножается на количество квадратных метров, которые занимает парковка (процент от минимальной заработной платы, установленной в отчетном году). Платежи по данному виду налога производятся ежеквартально.
Налог на предпринимательскую деятельность
К местным налогам относятся также сборы с некоторых видов предпринимательской деятельности, а именно:
- продажа всевозможных видов товаров;
- предоставление бытовых услуг (занесенных в перечень КМУ);
- проведение обменных операций с валютными ценностями;
- развлекательный бизнес (аттракционы, концертные программы, кинопрокат и прочее).
Установление местных налогов относится к компетенции региональных или городских органов власти. Именно они определяют процент, который будет взиматься с предпринимателей в отчетном периоде (он может зависеть от экономического состояния и потребностей той или иной области). Кроме того, размер платежа также может возрастать в зависимости от вида деятельности, а также дислокации предприятия. Также коммерческая организация обязана приобрести торговый патент.
Какие сборы попали в местный перечень?
Налоги и сборы местного характера вводятся в действие согласно государственным и локальным нормативным актам. Для городов с особым статусом – Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга фискальные платежи устанавливаются в локальных законодательных постановлениях. Ст. 15 НК РФ установлены виды сборов, которые не изменились на 2018 год:
- Регистрационный. Им облагается деятельность физлица, как предпринимателя. Сумма привязана к размеру зарплаты и льгот;
- На возведение объектов в курортной зоне. Заказчик и подрядчик оплачивают право на строительные работы по местной ставке;
- Курортный. Его оплачивают туристы и отдыхающие по ставкам конкретной местности;
- Целевой. Тип и ставка определяется муниципальной властью. Юридические и физические лица оплачивают 3 % от годовых трудовых фондов на благоустройство, уборку территории, содержание полиции и т.д.;
- Рекламный. Сумму в размере 5 % цены рекламы в местных сми оплачивают юридические и физические лица;
- Перепродажа машины, оргтехники, компьютеров. В бюджет муниципального образования поступает 10 % от суммы сделки;
- Владение собакой. Выплачивается за год в размере 1/7 месячного оклада;
- Торговля алкогольной продукцией. Юридические лица оплачивают 50 мрот, а физические – 25 мрот ежегодно. Временные торговые точки облагаются налогом в 50 % минимальной ежедневной зарплаты.
Это не полный перечень местных налогов и сборов-2018. В список входят пошлина за парковку, организацию лотерей и розыгрышей призов, квартирные ордера, использование государственной символики, организацию коммерческих съемок. Налоги на предпринимательскую деятельность и недвижимость имеют некоторые нюансы.
Подробно о косвенных налогах можно прочитать в нашей статье по ссылке
Что нужно знать о местном налоге на недвижимость?
Какие налоги идут в местный бюджет от деятельности предпринимателя? В данную группу входят сборы со всех видов операций:
- продажа товаров и изделий различного вида;
- бытовые услуги для населения согласно списку КМУ;
- обменные операции с валютой и ценными бумагами;
- бизнес развлекательного характера – проведение аттракционов, концертов, работа кинотеатров и коммерческих музеев.
Налоговую ставку устанавливают региональные и городские органы власти. Процент зависит от конкретного отчетного периода, экономического состояния региона. Сумма фискальной выплаты также определяется основным видом деятельности, месторасположением компании. Покупка торгового патента в данном случае обязательна.
Нюансы местного налога на недвижимость
К местным налогам и сборам относятся также платежи от собственников недвижимости. В региональный и городской фонд денежные средства вносят владельцы:
- жилых неприватизированных построек;
- домов на местах отчуждения;
- здания детских семейных домов;
- дачные хозпостройки;
- недвижимость, которой владеют многодетные семьи;
- общежития вузов, техникумов, предприятий.
Сроки фискальных платежей регулируются на местном уровне, но период уплаты налога на имущество устанавливается как до 15 сентября или 25 ноября 2021 года.
Похожие статьи
- Какие налоги относятся к косвенным?
- Таблица федеральных, региональных и местных налогов
- В какой бюджет зачисляется земельный налог?
- Налоги в 2021 году — федеральные, региональные и местные
- Учет расчетов по налогам и сборам
Туристический налог
К местным налогам и сборам относится и туристический, решение о взимании которого принимается властями соответствующего региона, города или другого населенного пункта. Стоит отметить, что данный платеж ложится на плечи лиц, которые прибывают в конкретный пункт с туристическими или любыми другими целями. Отдельные категории граждан освобождаются от данного налога, а именно:
- лица, прибывшие в служебную командировку;
- инвалиды, а также их сопровождающие;
- ветераны Великой Отечественной войны;
- лица, прибывшие для лечения в санатории, имеющие соответствующую лицензию;
- дети, не достигшие совершеннолетия на момент прибытия.
Сумма налога включается в стоимость проживания, а потому можно сказать, что посредниками по его уплате являются:
- гостиницы, отели, хостелы, кемпинги и прочие заведения, принимающие и размещающие гостей;
- агентства, а также владельцы квартир, сдающие жилплощадь в аренду на законных основаниях.
Общая характеристика местных налогов
Если часть налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет (НДС, НДФЛ, налог на прибыль и т.д.), позднее возвращается в регионы в виде дотаций, то налоги регионального и местного уровня полностью поступают в соответствующий бюджет напрямую. Местные налоги и сборы формируют доходную часть бюджета муниципальных образований.
При уплате налогов, их распределение по соответствующим бюджетам происходит на основании КБК, присвоенных каждому виду налогового платежа. Какие налоги идут в местный бюджет, можно определить по коду «03» в составе 20-значного КБК (12 и 13 знаки).
Органы власти на местах не могут самостоятельно «создавать» новые налоги, поскольку их круг уже определен Налоговым кодексом РФ, и контролируется государством. Местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ, а действуют и отменяются на основании нормативных актов, принятых властями муниципальных образований. Обычно о местных налогах принимаются решения, а в городах федерального значения — законы. Каждый нормативный акт о таком налоге, принимаемый на местном уровне, затем направляется для контроля в ФНС и Минфин РФ.
На муниципальной территории, принявшей соответствующий нормативный акт, местные налоги вводятся в действие и являются обязательными к уплате, кроме случаев, когда на той же территории действует специальный налоговый режим, предусматривающий освобождение от уплаты определенных местных налогов (п. 4, 7 ст. 12 НК РФ).