Анализ торговой деятельности с помощью отчета «Валовая прибыль предприятия»

Толщина и сложность отчета надежно защищают его от опасности быть прочитанным. Уинстон Черчилль, брит. премьер-министр

Большинство компаний скрывают свое финансовое положение не потому, что они боятся конкурентов, а оттого, что опасаются своих владельцев. Джек Стэк, амер. бизнесмен

Фундаментальный анализ немыслим без изучения прибыли компании. В бытовом понимании прибыль — очень простой показатель: посчитали все доходы, посчитали все расходы, отняли второе от первого, получили величину прибыли. Для грамотной оценки финансового состояния компании такого подхода недостаточно.

Существует немало показателей прибыли: валовая прибыль, операционная, чистая, до налогов, на акцию и так далее. Грамотный инвестор должен понимать, что стоит за этими словами и аббревиатурами.

Формула расчета

Для расчета ВП принято использовать следующую формулу:

ВП = В – С, где:

  • В – выручка;
  • С – себестоимость с учетом амортизационных отчислений.

Для торговых организаций больше подходит вариант:

ВП = ВД – С, где:

  • ВД – валовый доход.

Выручка – денежные средства, полученные за реализацию услуги/работы/товара. Это сумма, которую покупатель оставляет в магазине и тем самым оплачивает себестоимость самой продукции, расходы на предпродажную подготовку, сумму налогов (НДС, акцизы), сервис. К выручке относятся только те поступления, которые возникли в результате ведения основной деятельности. Это денежный поток, который проходит через организацию.

Валовый доход – сумма выручки при реализации товаров/услуг, основных средств, акций, нематериальных активов, прав интеллектуальной собственности, рассчитывается по формуле:

ВД = (Т х СПН)/100, где:

  • Т – товарооборот;
  • СПН – средний процент надбавки.

Справка! Главное отличие валового дохода от выручки состоит в том, что в валовый доход входит оборот от других видов деятельности.

Себестоимость – стоимость расходов производства и реализации продукции. В нее включены:

  • Суммы, потраченные на закупку сырья и материалов для изготовления продукции, или расходы на приобретение товаров для дальнейшей перепродажи.
  • Амортизация основных средств.
  • Оплата труда и социальные отчисления работникам, прямо и косвенно задействованным в процессе производства/перепродажи.
  • Расходы на рекламу и маркетинг.

В себестоимость не включаются управленческие и коммерческие расходы.

Справка! Амортизация основных средств – постепенное списание стоимости закупки основных фондов (зданий, сооружений, оборудования, патентов и т. д.) в последующие после приобретения периоды. Иными словами, если компания купила станок за 10 млн руб., то в балансе она не отражает всю стоимость, иначе получится убыток, а списывает сумму приобретения в течение нескольких лет малыми долями.

Валовый доход на предприятии

Определение 1
Валовый доход – индекс результативности финансовой деятельности, который показывает размер прибыли, которая была получена в следствие основной деятельности без вычета расходов на управление и коммерческую деятельность.

Валовую прибыль еще называют маржинальной прибылью или маржинальным доходом. По сути это показатель разницы между выручкой предприятия и разными затратами предприятия.

Эта разница рассчитывается с помощью такой формулы:

\(ВП=В-С\)

\(ВП\) – это валовая прибыль, уровень которой измеряется в рублях, \(В\) – это выручка (тоже считается в рублях), \(С\) – это себестоимость продаж предприятия (в рублях).

При подаче отчета бухгалтерией, а конкретнее, отчета о результатах финансовой деятельности предприятия, этот коэффициент отображен в строке \(2100\).

Данную формулу можно отобразить с использованием строк программы: \(ВП=2110-2120\), где

\(2110\) – страница, на которой отображен показатель выручки в рублях, а 2120 – себестоимость продаж в рублях. Стоит учесть, что себестоимость показывается без учета расходов на коммерческую и управленческую деятельность.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Расчет коэффициента валовой прибыли организации делается не просто так. Он необходим для оценки эффективности деятельности предприятия, так как является основным ее показателем. Этот показатель дает возможность определить, стоит ли заниматься выпуском нового продукта или продолжать выпуск старых, вести контроль уровня переменных трат, разрабатывать возможности понижения этих трат, а также отследить взаимную связь в понятий «затраты – производственные масштабы – доход».

От чего зависит размер ВП

На размер ВП оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Определяющее значение имеет сфера и специфика деятельности компании, место ее расположения, размеры предприятия, охват аудитории, востребованность продукта.
Таблица 1. Факторы, влияющие на EBIT

Внутренние Внешние
Цена товара/услуги Размер налогов
Затраты на рекламу и продвижение Меры по регулированию спроса
Конкурентоспособность Изменение покупательского спроса
Выручка от реализации товаров Политический климат
Затраты на доведение продукции/услуги до конечного потребителя Появление новых конкурентов
Объем выпуска продукции Судебные разбирательства
Скорость оборота товаров Отзыв лицензии

Внутренние факторы зависят от действий, предпринятых самой организацией, внешние – от других независимых сторон рыночной экономики. Все они влияют на себестоимость и объемы продаж.

Рис. 1. Рост валовой прибыли
Рис. 1. Рост валовой прибыли

Особое место занимают нереализованные товары. Они находятся на складах и приносят убытки. Непроданными они могут быть по разным причинам: падение спроса, была большая поставка, человеческий фактор (не выставили в продажу), сезонность, смена модных течений. Чтобы быстрее реализовать такие товары, применяют маркетинговые уловки: назначают скидки, устраивают акции. Можно вернуть товары поставщику, если они брались на реализацию.

Детализация по номенклатуре в отчете «Валовая прибыль предприятия»

Предположим, что нам требуются данные о прибыли и рентабельности по каждой товарной позиции. В форме отчета по кнопке «Настройки» откроем окно настроек. На вкладке «Структура» доступно включение некоторых дополнительных аналитических разрезов. Поставим флаг «Номенклатура, Характеристика, Серия» в группе «По подразделениям».

Затем нажмем «Закрыть и сформировать»:

Сохраняем настройки

Отчет сформирован заново, в разделе «По подразделениям» появились данные по номенклатуре. Мы видим, что процент рентабельности продаж по разным товарам существенно отличается – от 11,94% до 34,28%:

Отчет по подразделениям

Распределение ВП

ВП включает в себя все расходы, которые связаны с основной деятельностью компании. Поэтому полученные от реализации продукции/услуг средства нужно грамотно распределить, чтобы не упустить ни одну статью расходов.

Издержки, покрываемые за счет ВП:

  • Аренда площадей.
  • Проценты по обязательствам (кредиты, займы).
  • Уплата налогов (налог на прибыль).
  • Другие обязательные расходы.

В конечном остатке получается чистая прибыль, из которой формируется доход предприятия. Уже он направляется в резервные фонды, на обучение персонала, расширение, диверсификацию, развитие компании.

Сальдо остальных расходов и доходов

Прочая деятельность предприятия в финансовой отчетности является аналитическим показателем, который называется «сальдо прочих расходов и доходов». Измеряется этот коэффициент разницей между этими показателями.

При подаче бухгалтерского отчета о финансовых результатах деятельности организации это отображается таким образом:

Прочие доходы отображены в таких строчках:

  • 2310- прибыль от участия в иных организациях;
  • 2320- проценты дохода;
  • 2340- остальные доходы.

Расходы (прочие) отображены в таких строчках:

  • 2330- сумма процентов, которые необходимо уплатить;
  • 2350- остальные расходы.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Решение задач Контрольные работы Эссе

Сальдо этих коэффициентов можно рассчитать с помощью такой формулы:

\(Спр=2310+2320+2340-2330-2350\) (числовой показатель указывает на номер строки в отчете), где \(Спр\) – это сальдо прочих доходов и расходов. Измеряется это показатель также в рублях.

Пример расчета

Для анализа используют данные баланса за год, квартал или месяц. расчета можно в Excel.
Таблица 2. ВП в динамике, тыс. руб.

Месяц Выручка Себестоимость Валовая прибыль Валовая прибыль 2021 к 2016
2016 2017 2016 2017 2016 2017 Отклонение Рост,%
Январь 125 000 185 000 65 000 98 000 60 000 87 000 27 000 145,0
Февраль 134 000 210 000 75 000 110 000 59 000 100 000 41 000 169,5
Март 119 000 176 000 55 000 99 000 64 000 77 000 13 000 120,3
Апрель 95 000 148 000 45 000 75 000 50 000 73 000 23 000 146,0
Май 75 000 129 000 40 000 78 000 35 000 51 000 16 000 145,7
Июнь 87 000 125 000 42 000 67 000 45 000 58 000 13 000 128,9
Июль 116 000 166 000 46 000 68 900 70 000 97 100 27 100 138,7
Август 127 000 175 000 60 000 75 000 67 000 100 000 33 000 149,3
Сентябрь 141 000 187 000 75 000 98 500 66 000 88 500 22 500 134,1
Октябрь 156 000 197 000 85 000 115 000 71 000 82 000 11 000 115,5
Ноябрь 177 000 240 000 91 000 135 000 86 000 105 000 19 000 122,1
Декабрь 195 000 275 000 95 000 167 000 100 000 108 000 8 000 108,0
Год 1 547 000 2 213 000 774 000 1 186 400 773 000 1 026 600 253 600 132,8

По таблице видно, что показатель ВП за каждый месяц 2021 года больше, чем он был в 2016-м. Значит, у компании дела идут лучше, несмотря на сезонную просадку с марта по июнь. Рост за год составил 253 600 тыс. руб. или 132,8%.

Рис. 2. ВП в динамике
Рис. 2. ВП в динамике

Важно! При расчетах выручки и себестоимости нужно иметь в виду реальный уровень инфляции, т. к. он напрямую влияет на рост цен.

Прибыль на акцию

Рост прибыли это хорошо. Но инвесторов интересуют собственные доходы. Сколько компания заработала для меня лично? Для приблизительной оценки используется показатель прибыли на акцию (Earnings per Share, EPS). Этот показатель использует теорию, гласящую, что вся прибыль компании так или иначе достается акционерам — либо выплачивается в виде дивидендов, либо вкладывается в развитие бизнеса, что приводит к росту курсовой стоимости акций. Других источников дохода у инвестора нет, так что долгосрочный рост стоимости акций будет равен EPS минус дивиденды на акцию (DPS).

EPS Кока-Колы равен 1,90 доллара, а дивиденд 1,48 долларов. Компании некуда развиваться, деньги она просто отдает акционерам в виде наличности. Неудивительно, что аналитики прогнозируют рост котировок компании в районе 2-6% годовых. Возьмем теперь Wal-Mart: EPS = 4,35, DPS = 2,04. Компания продолжает экспансию, поэтому аналитики предсказывают 7-11% годовых роста.

Если я сравню EPS с ценой акции, то смогу «оценить» приемлемую для меня цену покупки. Допустим я хочу купить Wal-Mart и рассчитываю на 10% годовых. Если EPS так и останется на уровне 4,35, то моя приемлемая цена акции составит 43,5 доллара. Если я рассчитываю, что компания будет увеличивать прибыль на 10% в год, то приемлемая цена составит 69,3 доллара. Если же я уверен, что компания сможет поддерживать темпы роста прибыли на уровне 20% в год, то моя цена составит 112,9. Как видите, вместо анализа текущей ситуации мы занимаемся предсказаниями и предположениями. Строить на таком фундаменте свое финансовое будущее я не рекомендую.

А вот сравнить динамику чистой прибыли в целом и EPS бывает полезно. Например, компания может выкупать свои акции с рынка или же проводить допэмиссию. В этих случаях рост чистой прибыли в абсолютных показателях может сопровождаться ухудшением прибыльности для каждого инвестора.

Детализация по клиентам в отчете «Валовая прибыль предприятия»

Для настройки детализации по клиентам снова откроем в отчете форму настроек. На вкладке «Структура» нет поля «Клиент». Включим расширенный вид настройки, тогда станет возможным добавление полей. Выделим курсором поле «Организация» (чтобы в отчете детализация по клиентам была развернута внутри организации), нажмем «Добавить» и в списке доступных полей выберем «Клиент»:

Выбираем поле отчета Клиент

В настройках структуры отчета появится поле «Клиент».

Нажимаем «Закрыть и сформировать». Отчет сформирован заново, с данными по каждому клиенту (в нашем примере пока один клиент).

Отчет по клиентам

Сохранение варианта настройки отчета

Чтобы не задавать каждый раз настройку, сохраним ее в отчете. По кнопке «Варианты отчета» выберем «Сохранить вариант отчета». В открывшейся форме укажем наименование нашего отчета (произвольное) и его доступность – только для автора или всем пользователям. Затем нажмем «Сохранить».

Варианты сохранения настройки

После закрытия отчета мы увидим, что сохраненный вариант появился в панели отчетов по продажам:

Сохраненный вариант отчета

Существуют и уже заданные в программе варианты настройки отчета. Они доступны по той же кнопке «Варианты отчета». Для включения вариантов в панель отчетов следует нажать кнопку «Настройки» в панели отчетов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: