Экологический класс в декларации по транспортному налогу

Предложение замминистра промышленности и торговли РФ Александра Морозова о том, чтобы с 1 января 2021 года кардинально повысить базовую ставку транспортного налога для транспорта с экологическим классом «Евро-3» и ниже, коснутся только коммерческой техники. Об этом NEWS.ru рассказали в самом ведомстве. Эксперты уже высказали своё недоумение по поводу грядущих налоговых перемен в отношении автовладельцев, зарабатывающих на жизнь нелёгким перевозочным трудом.

В соответствии с имеющимися поручениями правительства Минпромторг совместно с федеральными органами исполнительной власти готовит предложения по увеличению ставок транспортного налога в отношении коммерческой техники экологического класса 3 и ниже, количество которой, по нашей оценке, превышает 3 млн штук. Указанная техника ежедневно наносит непоправимый ущерб экологии и здоровью граждан Российской Федерации, — сказали NEWS.ru в министерстве.

По мнению чиновников, предлагаемая мера позволит повысить привлекательность новых и более экологичных транспортных средств, что окажет позитивное воздействие на окружающую среду.

В свою очередь в Госдуме инициативу Минпромторга предлагают расширить и ввести запрет в отношении машин класса «Евро-0» и «Евро-1». Об этом NEWS.ru рассказал председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству и президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Евгений Москвичёв.

Я хочу, чтобы машины классов «Евро-0» и «Евро-1» в течение двух лет были выведены из эксплуатации вовсе. Я говорю о коммерческом транспорте. Речь о машинах, которым по 30–35 лет. Или же им следует перейти на экологический двигатель (установить его в старый автомобиль), или полностью запретить их эксплуатацию. Нам нужна чистая страна и чистая природа. Мы должны детям и внукам оставить чистую страну.

Евгений Москвичев

председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству и президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков

Важен ли для транспортного налога экологический класс автомобиля?

Величина параметров, участвующих в расчете транспортного налога, в существенной степени зависит от правил, установленных в субъектах РФ (ст. 356 НК РФ). Регионам дана возможность не только самостоятельно вводить льготы, устанавливать порядок и сроки уплаты, но и определять величину ставки для исчисления налога.
Размер ставки в зависимости от вида транспорта привязывается к разным параметрам. Для авто-, мото-, нереактивного авиа-, самоходного водного транспорта он зависит от мощности двигателя. Базовые величины ставок приведены в НК РФ (п. 1 ст. 361), но в регионе они могут меняться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения и дифференцироваться. Важно, чтобы конечный результат не отклонялся от базового более чем в 10 раз и не касался авто с мощностью, не превышающей 150 л. с. (п. 2 ст. 361 НК РФ).

Дифференцирование ставок может быть связано (п. 3 ст. 361 НК РФ):

  • с категорией транспорта;
  • его возрастом;
  • экологическим классом.

Таким образом, экологический класс транспортного средства для транспортного налога приобретает значение при выборе ставки, если такая зависимость установлена законом региона. В декларации по налогу на транспорт для указания экологического класса отведена строка 110 в разделе 2. Если ставка не привязана к этому показателю, то в соответствующей строке будет проставлен прочерк (письмо ФНС России от 20.07.2012 № БС-4-11/12083).

Подробнее о процедуре заполнения декларации читайте в статье «Порядок заполнения декларации по транспортному налогу».

Уплата экологического налога на транспорт в 2021 году

Формула расчета уплачиваемой в Налоговую службу суммы включает показатели мощности установленного в автомобиль двигателя. Полученная величина уменьшается или увеличивается в зависимости от региона регистрации транспортного средства. На окончательный размер экологического налога влияет состояние окружающей среды, количество автомобилей у местного населения и состояние дорожного полотна.

Применяя налоговую ставку, работники ФНС обратят внимание на следующие показатели:

  • объем двигателя;
  • класс экологичности машины;
  • возраст автомобиля.

Экологический налог планировали ввести в 2014 году, но помешал разразившийся кризис. По мере выхода экономики в стабильную фазу развития разговоры о спасении экологии мерами финансового воздействия возобновились. К 2021 году введение налога – дело практически решенное.

Зачем это делается? Автомобили в возрасте 10 или более лет не только отравляют воздух. Они небезопасны для хозяев. Со временем механизмы изнашиваются, да и современные технологии предлагают больше сберегающих человеческую жизнь опций. Ведь начиналось все с телеги, а тогда не знали про ремни и подушки безопасности.

На практике замена автопарка в России займет не меньше 5 лет. Это дорого людям со средним достатком. Многие видят в нововведении способ подорвать их семейный бюджет. Среди аргументов против экологического налога приводятся и такие:

  • многократное увеличение взимаемой суммы;
  • рост затрат по эксплуатации подержанных авто, на ремонт которых, итак, приходится постоянно тратиться;
  • если автопарк предпринимателей устарел, они не потянут его обновления и разорятся;
  • увеличатся и государственные расходы, так как придется менять машины организациям с бюджетным финансированием.

Повезет владельцам машин с электрическими двигателями. Экологический налог они не платят. Из-за того, что он заменяет налог транспортный, теперь они ничего не должны государству за использование автомобиля.

Экологический класс транспортного средства — что это?

Что характеризует учитываемый при расчете транспортного налога экологический класс автомобиля?

Работа авто сопровождается выбросом загрязняющих веществ. Их состав определяется:

  • вредными веществами, содержащимися в выхлопных газах;
  • испарениями, образующимися от топлива определенного вида.

Объем этих веществ создает вполне конкретный уровень загрязнения, возникающий при эксплуатации легкового или грузового авто. По нему-то автотранспорт и поделили на экологические классы.

В РФ в настоящее время применяется деление, установленное решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (подп. 1.4 п. 1 приложения № 1). Согласно ему выделяется 6 экологических классов (от 0 до 5). Каждый из них привязан к автотранспорту определенных типов и виду топлива, на котором работает их двигатель, и соотнесен с правилами, определяющими допустимый уровень выбросов, возникающих при работе исправного авто. Более высокому экологическому классу соответствует более низкий уровень выбросов.

Чего ждать и что планируется учитывать при расчете?

Экологический сбор планируется вводить, опираясь на пример стран, в котором аналогичная система уже действительна, поэтому можно предположить основные параметры расчета и возможные проблемы, с которыми придется столкнуться и автомобилистам, и региональным властям.

О типе и классе авто

Тип, а точнее класс транспорта должен стать одним из основных показателей для расчета экологического налога. Так, в России большинство машин относят к классу «Евро-1», что означает высокий уровень выделения CO2.

При таком подходе оптимальными классами для транспорта станут «Евро-3» и «Евро-4». Больше всего выиграют владельцы машин на электродвигателях – для них пошлина будет равна нулю.

Разумеется, изменение налоговых ставок потребует замены автопарков. Для грузовых автомобилей и автобусов называют сроки замены в 15-20 лет, а для коммерческого транспорта – 20-25 лет.

О выбросах

Сумма сборов будет рассчитываться, исходя из количества углекислого газа на 1 км пути: чем меньше количество выбросов, тем меньше сумма налога. Это определяется, исходя из класса машины и типа используемого топлива.

Согласно предварительным расчетам сумма экологического сбора будет существенно больше транспортного налога.

Планируется также изменение акцизных ставок на бензин – чем выше экологический класс топлива, тем ниже ставка, что тоже должно привести к обновлению автопарка страны и улучшению экологической ситуации.

О возрасте транспорта

Чем старше автомобиль, тем больше СО2 он выделяет в атмосферу. Возраст транспортного средства тоже, вероятнее всего, станет одним из параметров расчета сбора. Предположительные сроки, после которых транспорт признают приносящим угрозу экологии региона, известны, хотя в этом отношении возможны и определенные перемены.

Так, называют следующие рекомендованные сроки для плановой замены автотранспорта:

  • для легкового транспорта – 10 лет;
  • для грузовых авто – 15 лет;
  • для автобусов – 15 лет;
  • для коммерческого транспорта – 20-25 лет.

Как узнать экологический класс?

Однако для того, чтобы узнать, к какому классу относится автомобиль, нет необходимости обращаться к вышеуказанному решению Комиссии Таможенного союза. Сделать это можно более простым способом.

Экологический класс указывается в специально отведенной для этого строке (№ 13) современного бланка паспорта транспортного средства (ПТС). Номер экологического класса здесь приводится не цифрой, а прописью. В старом варианте ПТС, не предусматривающем наличия специальной строки, отметка о номере экологического класса может стоять в графе «Особые отметки» в левом верхнем углу документа.

О том, как мощность двигателя авто, указанную в ПТС в киловаттах, перевести в лошадиные силы, читайте в материале «Транспортный налог на автомобили в России 2021 — 2020 годы».

Примерные расчеты и сравнение с транспортным сбором

Поскольку точные налоговые ставки и механизмы расчета еще не известны, можно только предполагать, в какие суммы обойдется гражданам вводимый сбор. Однако очевидно, что его сумма увеличится по сравнению с транспортным налогом. Существует несколько версий относительно расчёта пошлины.

  1. Маловероятная. Согласно ей, налог будет складываться из количества выделяемого углекислого газа, помноженного на ставку и на годовой пробег. Почему этот вариант маловероятен? Даже если предположить, что ставка составит 0,5 р. за 1 г СО2, то сумма получается внушительной. Минутка математики: предположим, что автомобиль выделяет 100г СО2 на 1 км, а годовой пробег составил 1000 км. Тогда сумма, которую нужно будет уплатить владельцу, составит 50000 рублей.
  2. Сбор также может рассчитываться, исходя из класса автомобиля, объема двигателя и срока службы. В этом случае, наибольший платеж придется на владельцев подержанных автомобилей. Эксперты предполагают, что закон будет предусматривать скидки для владельцев автомобилей высокого эко-класса.

Точно сказать, как будет рассчитываться сумма сбора, повлияет ли на нее пробег автомобиля и введут ли дополнительные льготы, невозможно.

Существует не только экологический налог, но и на роскошь, выигрыш, ввоз ТС. О нюансах этих видов налога, а также о налогах за старые авто, самоходный транспорт, мотоцикл, грузовые и электромобили можно прочитать на нашем сайте.

Итоги

Одним из показателей, влияющих на величину применяемой ставки по транспортному налогу, может оказаться экологический класс, к которому принадлежит конкретное транспортное средство. Вопрос о его использовании зависит от решения, принятого при установлении ставок в регионе.

Номер класса указывается в ПТС транспортного средства современного образца в специально отведенной для этого строке. Если ПТС оформлен на старом бланке, то сведения о номере экологического класса могут отражаться в графе «Особые отметки».

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Экологичные автомобили могут освободить от транспортного налога по всей стране

В Министерстве экономического развития всерьез рассматривают возможность снижения или отмены транспортного налога на экологичные автомобили по всей стране, сообщают «Известия». При этом в качестве экологичного транспорта рассматривают как электромобили, так и машины, работающие на газомоторном топливе.

На самом деле на данный момент такие льготы для газомоторных и электрических автомобилей уже существуют, однако они вводятся конкретным регионом, а потому в рамках страны применяются разрозненно. В то время как, например, в Сахалинской области владельцы электрокаров платят вдвое меньшую сумму налога, в Башкортостане они от него полностью освобождены.

То же самое и с газомоторной техникой: каждый регион самостоятельно решает, какие именно льготы (полную или частичную отмену), на какой срок и в отношении каких владельцев вводить, и вводить ли вообще… Потому что где-то послабления могут распространяться на весь экологический транспорт вне зависимости от того, кому он принадлежит, а где-то (как, например, в Нижегородской области) — на автомобили юридических лиц и ИП.

Таким образом, Министерство экономического развития хочет ввести единый подход для всей страны, прописав снижение или отмену транспортного налога для электромобилей и газомоторных машин на федеральном уровне. Считается, что это должно повысить спрос на экологичные виды транспорта и тем самым впоследствии снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Ранее, кстати, в Правительстве рассматривали и другой подход к замене автопарка на более экологичный — кратное увеличение транспортного налога на автомобили Евро-3 и более низкого экологического класса. Правда, эта инициатива касалась только коммерческой техники.

В Министерстве экономического развития, кроме того, предлагают стимулировать спрос на автомобили с низким расходом топлива. Для этого, как считают в ведомстве, можно ввести специальные субсидии на покупку машин с объемом двигателя до 1 литра.

Свой перечень мер для экологичного транспорта министерство должно подготовить и представить на рассмотрение до конца II квартала этого года.

При этом, стоит отметить, в некоторых регионах уже действуют программы, поддерживающие перевод транспорта на газомоторное топливо: за счет федерального бюджета покрывается 60% стоимости переоборудования автомобиля.

В целом, по планам, к 2024-му году количество газомоторных машин должно увеличиться как минимум до 274 тыс. единиц, в то время как к середине прошлого года таковых насчитывалось почти в 2 раза меньше — порядка 155 тыс. Для этого также намерены развивать и заправочную инфраструктуру, которая на данный момент никак не может обеспечить свободное передвижение по стране электрических и газомоторных автомобилей.

Так, например, к 2024-му году в стране рассчитывают построить около 1,3 тыс. газозаправочных станций (пока их число находится где-то в районе 500). К этому же сроку до 1,3 тыс. зарядных станций хотят расширить свою инфраструктуру и «Россети» (сейчас они обслуживают 263 станции).

На новый уровень

Минпромторг давит на газ: в России разочаровались в электромобилях

Власти существенно скорректировали стратегию развития национального автопрома

Новые меры поддержки должны позитивно сказаться на развитии экологически чистого транспорта, считает первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

— Мы поддерживаем указанные инициативы. В части поддержки владельцев автомобилей, использующих газ и газовые смеси в качестве моторного топлива, в некоторых регионах транспортный налог уже отменен или существенно снижен. Это дает хорошие темпы роста парка такого транспорта, — заявил он.

Льгота по транспортному налогу в размере 50% для организаций и ИП предоставляется в Нижегородской области, для физических лиц — в Республике Башкортостан, напомнил Владимир Гутенев. В Новосибирской области транспортные компании платят сбор в размере 10% от установленных ставок. В Республике Татарстан утверждена госпрограмма развития рынка газомоторного топлива, предусматривающая как налоговые льготы, так и компенсации на приобретаемое оборудование, отметил эксперт.

Энергичные меры


Фото: Depositphotos

Старикам здесь не ездить: депутаты предложили запретить автохлам

Автомобилям преклонного возраста хотят запретить выезжать на дороги

Различные налоговые послабления для владельцев газомоторного транспорта также действуют в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Они есть и во Владимирской, Калужской, Костромской, Калининградской, Кировской, Кемеровской, Курганской, Самарской, Сахалинской, Смоленской и Челябинской областях, а также в ХМАО, Адыгее, Забайкалье, Чувашии и Башкортостане, отметил автоэксперт Петр Баканов.

Обсуждаемые меры положительно скажутся на состоянии окружающей среды, считает председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов. На практике они уже показали эффективность в Челябинской области, отметил он. Спрос у автовладельцев на экологизацию личного транспорта есть, добавил эксперт.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]