Тема необходимости проявления должной осмотрительности при выборе контрагента активно звучит со стороны налоговой уже многие годы, однако последнее время ФНС обращается к ней все чаще, выпуская различные письма и пояснения.
Все чаще фигурирует словосочетание «отчет по контрагенту». Вопрос о статусе данного отчета «витает в воздухе»: в какие сроки его сдавать, по какой форме, требуется ли вообще его сдача с налоговую инспекцию? Подробнее о том, как подготовить отчет по контрагенту и когда его предъявлять – читайте в нашей статье.
Риторика ФНС в отношении должной осмотрительности заметно меняется. Приведем для примера два отрывка из документов налоговой по этой теме 2012 и 2021 годов. Очевидно, что груз ответственности компании за выбор контрагента увеличился.
2012 год:
ФНС России рекомендует
налогоплательщикам проверять реальность деятельности лиц, с которыми осуществляются или планируются к осуществлению сделки.
2018 год:
В случае привлечения контрагента для выполнения работ либо оказания услуг, организация должна
располагать сведениями и первичными документами о лицах, выполняющих работы либо оказывающих услуги (квалификация, график и условия работы, паспортные данные и т.п.).
Контрагент лишился прикрытия в виде коммерческой тайны
Все идет к тому, что, выбирая контрагента, вы должны знать о нем больше, чем его родная мать. Матери все знать не обязательно, а вот вам о контрагенте надо знать все. Тем более, что от понятия коммерческой тайны в последние годы мало что осталось. С июля 2017 года, согласно изменениям, внесенным в 102-ю статью Налогового кодекса РФ, с существенной части информации, предоставляемой налогоплательщиками в ФНС, был снят гриф секретности.
Контрагент не может прикрываться коммерческой тайной в отношении следующих сведений:
- содержащихся в учредительных документах юридического лица,
- подтверждающих факт внесения записей о юрлице или ИП в соответствующие государственные реестры,
- дающих право на осуществление предпринимательской деятельности,
- о нарушениях законодательства Российской Федерации и привлечении к ответственности за такие нарушения,
- о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.
- данных о среднесписочной численности работников,
- данных об уплаченных организацией суммах налогов и сборов,
- данных о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам,
- данных о суммах доходов и расходов по материалам бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Одна из причин раскрытия данных о налогоплательщиках, согласно официальным заявлениям ФНС, это как раз прозрачность для потенциальных партнеров. Снятие режима налоговой тайны на часть информации о налогоплательщиках дает компаниям возможность больше узнать потенциального партнера и оценить риски еще на этапе его выбора.
Раздел Данные программы
Раздел Данные программы заполняется только для внесенных в базу контрагентов.
В разделе Данные программы выводится информация по этому контрагенту, внесенная в программу:
- Наименование,
- ИНН, КПП, ОГРН,
- Юридический адрес,
- Фактический адрес,
- Почтовый адрес,
- Контактные лица,
- Банковские счета,
- Договоры,
- Телефон,
- email,
- Группа контрагентов,
- Комментарий.
Где брать информацию о контрагенте. Рекомендации ФНС
Чтобы обезопасить себя от заключения сделки с недобросовестными деловыми партнерами, ФНС рекомендует провести самостоятельную проверку по нескольким направлениям.
Источники информации о контрагенте:
- электронные сервисы ФНС и другие официальные ресурсы, среди которых различные сервисы налоговой, данные Вестника госрегистрации, база данных службы судебных приставов и т.п.
- данные из открытых источников, в том числе размещенные в СМИ и на просторах интернета, например, на официальном сайте компании, на ее страницах в соцсетях, на сайтах отзывов и т.п.
- если есть подписки, использовать для проверки контрагента различные базы данных, например «СПАРК» и т.п.
- адрес контрагента должен быть реальным. Для его проверки нужно не полениться и отправиться по указанному адресу. Вы должны быть уверены, что должностные лица компании находятся там, где официально заявлено.
- документы, подтверждающие право контрагента осуществлять заявленный вид деятельности (лицензии, сертификаты), полномочия должностного лица, подписывающего договор, и первичные учетные документы (внутренние приказы, протоколы об избрании руководителя организации, доверенности). А также документы, позволяющие оценить ресурсы контрагента, то есть его производственные мощности, персонал и т.п. Вы должны быть уверены, что у контрагента хватит ресурсов для осуществления контракта. Эти документы нужно запросить у потенциального контрагента. Помните, перечисленная выше информация не является коммерческой тайной компании.
Раздел Финансовый анализ
В разделе Финансовый анализ дается анализ предприятия по четырем критериям:
- Оценка риска банкротства.
- Кредитоспособность.
- Рентабельность активов.
- Рентабельность продаж.
По ссылке Показать расчет можно получить подробный расчет показателя.
Оценка риска банкротства
Степень риска банкротства контрагента оценивается по формулам Альтмана. В зависимости от того, в какой диапазон значений попадает исчисленный индекс Альтмана Z, программа оценивает вероятность риска банкротства контрагента:
- Если индекс Альтмана меньше или равен 1.1, то вероятность банкротства высока.
- Если индекс Альтмана меньше 2.6, но больше 1.1, то вероятность банкротства не исключается.
- Если индекс Альтмана не меньше 2.6, то вероятность банкротства низкая.
Кредитоспособность
Для оценки кредитоспособности контрагента используется анализ отчетности по методике, утвержденной Комитетом Сбербанка России по предоставлению кредитов и инвестиций от 30.06.2006 N 285-5-р.
По данным отчетности определяются финансовые коэффициенты и рентабельность, а Показатель кредитоспособности S рассчитывается по специальной формуле. В зависимости от того, в какой диапазон значений попадает исчисленный показатель S, программа оценивает кредитоспособность контрагента:
- Если Показатель кредитоспособности меньше или равен 1.25, то организация кредитоспособна.
- Если Показатель кредитоспособности меньше или равен 2.35, но больше 1.25, то кредитование организации требует взвешенного подхода.
- Если Показатель кредитоспособности больше 2.35, то кредитование связано с риском.
Рентабельность активов
Рентабельность активов является показателем организации эффективно получать прибыль.
Рентабельность активов вычисляется по формуле:
Рассчитанный показатель сравнивается со среднестатистическим показателем по отрасли. Данные отрасли для сравнения определяются из показателя ОКВЭД.
Рентабельность продаж
Одним из самых важных показателей является Рентабельность продаж, отражающая чистый доход с продаж организации. Рентабельность продаж вычисляется по формуле:
Рассчитанный показатель сравнивается со среднестатистическим показателем по отрасли. Данные отрасли для сравнения определяются из показателя ОКВЭД.
Рентабельность ниже 90% от средней рентабельности по отрасли является одним из критериев назначения выездной налоговой проверки!
Комплексный подход к проявлению осмотрительности
ФНС рекомендует сделать скриншоты страниц из интернета с информацией о контрагенте, сохранить эти скрины, а также распечатать их. Однако нужно знать, что, если сам факт исполнения сделки не подтвердится, распечатка с сайта не будет считаться весомым доказательством при оценке налоговыми органами правомерности включения в состав налогооблагаемой базы расходов по налогу на прибыль либо применения вычетов по НДС. Необходим комплексный подход в вопросе проявления должной осмотрительности при выборе контрагента. Именно частью этого комплексного подхода и является отчет по контрагенту.
Как поставить работу по выбору контрагента:
- Разработать документ о порядке работы с контрагентами.
- Создать внутренний регламент по проявлению должной осмотрительности и закрепить за этим направлением ответственного сотрудника.
- Собрать информацию о контрагенте.
- Запросить у потенциального контрагента пакет документов.
- Подготовить отчет по контрагенту, свидетельствующий о проявленной должной осмотрительности.
Что может включать в себя отчет по контрагенту:
- Адрес, телефон и электронная почта организации, имена контактных лиц;
- Имена учредителей, наличие аффилированных структур;
- Выписки из ЕГРИП, ЕГРЮЛ, Росстата;
- Финансовые показатели;
- Год основания компании;
- Количество сотрудников;
- Участие в торгах, наличие государственных контрактов;
- Судебные разбирательства.
Раздел Бухгалтерская отчетность
В разделе показывается бухгалтерская отчетность российских организаций за три года по данным базы Росстата. Но обновление этих сведений в отчете может запаздывать. Данные должны появиться сначала в открытом доступе Росстата, потом в ближайшем обновлении программы обновится актуальный год для построения анализа отчетности в Досье контрагента.
Можно посмотреть бухгалтерскую отчетность контрагента в составе:
- Бухгалтерского баланса. PDF
- Отчет о прибылях и убытках. PDF
- Отчет об изменениях капитала. PDF
- Отчет о движении денежных средств. PDF
- Расчет стоимости чистых активов. PDF
Зачем нужна проверка контрагента и отчет
- Для безопасности компании. Выбирая партнера, вы должны быть уверены в его надежности и в том, что взятые им обязательства будут выполнены.
- Для проверки ФНС. Отчет по контрагенту необходимо предъявить налоговой в ходе проверки ил по запросу.
- Для налоговых вычетов. Если ФНС удастся доказать, что компания не проявила должную осмотрительность при выборе контрагента, последует обвинение в получении необоснованной налоговой выгоды и доначисление налогов: входящий НДС, который был принят к возмещению из бюджета и налог на прибыль.
Формирование досье
Отчет Досье контрагента можно сформировать по:
- контрагентам, внесенным в базу;
- контрагентам, которых нет в базе.
По контрагентам, внесенным в базу
Для введенных в базу контрагентов формирование досье выполняется прямо из карточки контрагента по кнопке Досье.
Это удобно делать, когда нужно оценить, имеет ли смысл продолжать отношения с контрагентом, который есть в справочнике Контрагенты.Отчет поможет собрать для этого всю необходимую информацию.
По контрагентам, которых нет в базе
Информацию по контрагенту можно получить, не вводя его в базу, по строке ввода ИНН или Наименования:
- Раздел Продажи — Расчеты с контрагентами — Досье контрагента. PDF
- Раздел Покупки — Расчеты с контрагентами — Досье контрагента. PDF
Этот способ подходит для новых контрагентов, которых еще нет в базе. Прямо из отчета по кнопке Добавить в справочник можно записать нового контрагента в справочник Контрагенты.
Нужно ли сдавать отчет по контрагенту в налоговую?
Вся нормативно-правовая база, касаемая темы проявления должной осмотрительности при выборе контрагента фокусируется на том, что налогоплательщик должен самостоятельно провести проверку потенциального партнера и при необходимости доказать факт проведенной проверки. Документов, устанавливающих обязанность руководителей или должностных лиц, ответственных за ведение бухгалтерского и налогового учета, отправлять в ФНС отчет по контрагенту, подтверждающий проведение проверки контрагента на добросовестность, в настоящее время не существует. Инструкции по данной теме, исходящие от ФНС, все детальнее прописывают алгоритмы проявления должной осмотрительности, источники информации о контрагенте, однако пока отчетность о проделанной работе по проверке контрагента предоставляется ФНС по ее запросу, а не систематически, в установленные сроки и в обязательном порядке.
Раздел Анализ отчетности
В разделе Анализ отчетности выводятся сводные показатели из бухгалтерской отчетности контрагента:
- Продажи.
- Прибыль.
- Деньги.
- Материалы, товары, полуфабрикаты (запасы).
- Здания, оборудование, автомобили, земля (ОС).
- Авансы выданные, задолженность контрагентов.
- Авансы полученные, задолженность поставщикам.
- Полученные кредиты и займы.
- Чистые активы.
Данная информация очень наглядна и понятна даже тем пользователям, которые не являются специалистами бухгалтерского учета.