Прибыльные расходы, относящиеся к нескольким видам деятельности

Любое предпринимательство предусматривает определенные виды затрат. Среди них значительное место занимают так называемые коммерческие расходы. От их формирования и управления зависит эффективность всей хозяйственной и производственной системы предприятия.

Рассмотрим, что представляют собой коммерческие расходы организации, на что влияет их распределение и анализ, как их правильно отражать при финансовом учете, а также приведем конкретные примеры расчетов, касающихся коммерческих расходов.

Как отразить в учете производственной организации расходы на продажу (коммерческие расходы), если учетной политикой для целей бухгалтерского учета предусмотрено полное списание таких расходов на себестоимость продаж?

Расшифруем термин коммерческие расходы

Если организация занимается производством и реализацией товаров и/или услуг, у нее непременно возникают затраты, непосредственно связанные с ее прямой деятельностью. Затраты непосредственно на производство учитываются отдельно, остальные же и называются коммерческими, иначе внепроизводственными.

Какие расходы включаются в состав коммерческих?

К таким видам трат относятся:

  • расходы, связанные с отгрузкой реализуемого товара;
  • траты, связанные с процессом реализации;
  • стоимость упаковки или тары, если ее не производят, а приобретают в другой организации;
  • оплата сторонним упаковщикам, если используются их услуги;
  • затраты на доставку товара до места назначения, определенного договором;
  • рекламные и маркетинговые расходы;
  • комиссии и отчисления посредникам;
  • аренда складских помещений, магазинов и т.п.;
  • обеспечение хранения товара;
  • представительские издержки;
  • расходы на лицензирование и/или сертификацию;
  • заработная плата реализаторам;
  • иные траты, близкие по назначению.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Допускается включение в коммерческие расходы затрат не только на реализацию, но и на покупку товаров. Такие затраты называются транспортно-заготовительными (ТЗР). Их распределяют между уже проданным и пока еще не реализованным товаром.

Направления деятельности

Если организация ведет учет по направлениям деятельности, необходимо занести их в специальный справочник:

Раздел: Финансовый результат и контроллинг – См. также – Направления деятельности

Для направления деятельности указывают его наименование и статус – «Используется» или «Не используется». При необходимости можно создать в справочнике группы, которые можно будет выбрать в поле «Группа направлений»:

Роль коммерческих расходов в хозяйственном механизме организации

Успешной будет лишь та предпринимательская деятельность, которая ведет эффективный учет и управление своих финансовых результатов деятельности, к которым относятся и коммерческие расходы. Факторы их влияния на механизм хозяйствования весьма значительны и разноплановы.

  1. Прямая связь с рентабельностью производства – анализ динамики коммерческих расходов и способов управления ими показывает пути повышения эффективности предпринимательства, а также «слабые места», которым следует уделить повышенное внимание.
  2. Определение резервов снижения себестоимости продукции. Рост или падение коммерческих затрат ясно показывает финансовый потенциал по разным видам деятельности и типам производимых товаров.
  3. Ценовая политика – учет коммерческих расходов позволяет верно устанавливать расценки на продукцию предприятия.
  4. Расчет экономической эффективности в случае изменений технологий, модернизации, приобретения нового оборудования и т.п.
  5. Формирование ассортимента продукции – обоснование принятия решений о снятии каких-либо товаров с производства или внедрении новых.
  6. Доминантное положение в финансовом учете организации – именно коммерческие показатели являются главными бухгалтерскими отчетными единицами.
  7. Влияние на национальный доход в масштабах всего государства.

Какие данные бухучета используются при заполнении строки 2210 «Коммерческие расходы»?

Настройки финансового учета

Для ведения финансового учета в программе «1С:Управление торговлей» необходимо настроить его параметры в соответствии с потребностями предприятия. Сделать это можно в специальной форме.

Раздел: НСИ и администрирование – Настройки разделов – Финансовый учет и контроллинг

По ссылке открывается форма настроек «Финансовый результат и контроллинг», которая содержит разделы для настроек финансового результата, учета товаров и целевых показателей. Рассмотрим раздел настроек «Финансовый результат»:

Здесь находятся флажки, которые включают или выключают следующие функции:

  • «Учитывать прочие доходы и расходы» – учет доходов и расходов, не связанных с основной деятельностью, а также расходов будущих периодов и дополнительных расходов по товарам.
  • «Финансовый результат по направлениям деятельности» – возможность регистрировать в программе направления деятельности компании и затем учитывать доходы и расходы в разрезе этих направлений.
  • «Группы настроек финансового учета» – дополнительные настройки для номенклатуры и расчетов, позволяющие сгруппировать объекты по правилам отражения в бухучете.
  • «Группы аналитического учета номенклатуры» – дополнительная аналитика для номенклатуры, позволяющая пользователю самостоятельно создавать параметры аналитического учета, указывать их при операциях и затем формировать отчеты в их разрезе.
  • «Учитывать прочие активы и пассивы» – возможность отражать прочие операции (не относящиеся к основной деятельности), связанные с активами или пассивами, например операции с объектами основных средств.
  • «Формировать управленческий баланс» – возможность формировать отчет «Управленческий баланс», для анализа финансового состояния предприятия и контроля баланса активов и пассивов.

Как учитываются коммерческие расходы

Одна из ключевых коммерческих характеристик товара – его себестоимость. Определить ее можно только в процессе производства, поскольку она состоит из суммы средств, затраченных на само изготовление (производственные расходы) и на реализацию (коммерческие расходы).

Бухгалтерия организации должна учитывать такие затраты на счете 43 «Коммерческие расходы». Дебет показывает расходы на сбыт продукции по отчетному месяцу, кредит – суммы, которые были списаны на продукцию, проданную в отчетном месяце, а сальдо – затраты на отгруженную продукцию, которая еще не оплачена на начальные даты месяца.

Дебет счета 43 «Коммерческие расходы» позволяет учитывать этот тип затрат, проходящий по кредитам следующих счетов:

  • затраты на тару и упаковку – счет 10 «Материалы»;
  • расходы на транспортную доставку реализуемой продукции на склад покупателя или в пункт дальнейшего отправления (аэропорт, порт, железнодорожную станцию) – счет 23 «Вспомогательные средства»;
  • плата за доставку покупателю, если она осуществляется сторонней организацией – счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • зарплата сотрудникам, сопровождающим продукцию, продавцам и т.д. – счет 70 «расчеты с персоналом по оплате труда».

Ведомость 15 по учету общехозяйственных расходов, будущих и внепроизводственных, отражает результат аналитического учета коммерческих расходов.

Когда истекает отчетный месяц, эти виды расходов списываются на себестоимость проданных товаров. Можно использовать для этого прямой путь (на конкретные виды продукции), а допустимо распределить расходы пропорционально себестоимости и количеству проданных товаров (если затруднительно отнести продукцию к той или иной группе). Для этого применяется следующая проводка по бухгалтерии:

  • дебет 46 «Реализация продукции, работ, услуг»;
  • кредит 43 «Коммерческие расходы».

К СВЕДЕНИЮ! Если за отчетный месяц продана не вся планируемая продукция, а только какая-то ее часть, то коммерческие расходы по реализованной и нереализованной части продукции целесообразно распределить, например, по себестоимости товаров или иным приемлемым способом.

Новый план счетов и коммерческие расходы

Одно из новшеств бухучета предусматривает проведение коммерческих расходов по счету 44 «Расходы на продажу». Дебет этого счета накапливает суммы средств, затраченных на реализацию товаров, услуг, произведенных работ. Списание активов по этому счету идет по дебету счета 90 «Продажи».

Коммерческие расходы в бухгалтерском балансе

Баланс не предусматривает специальной статьи для коммерческих расходов. При составлении баланса остаток средств на счете 43 «Коммерческие расходы» приплюсовывается к остаткам, накопившимся на счете 45 «Отгруженные товары».

Способы распределения доходов и расходов по направлениям деятельности

Чтобы доход или расход можно было отнести к какому-либо направлению деятельности, в программе следует задать один или несколько способов распределения. Для этого нужно занести их в соответствующий справочник:

Раздел: Финансовый результат и контроллинг – См. также – Способы распределения доходов и расходов по направлениям деятельности

При занесении способа необходимо выбрать правило распределения: пропорционально доходам, расходам, валовой прибыли или коэффициентам. Кроме того, в табличной части указывают направления деятельности, по которым будет производиться распределение данным способом. Если табличную часть оставить пустой, распределение дохода или расхода произойдет по всем направлениям.

При выборе правила «Пропорционально коэффициентам» необходимо для каждого направления деятельности указать коэффициент. Если же занести только одно направление и указать для него любой коэффициент, то доход или расход будет полностью отнесен на это направление.

В дальнейшем способ распределения может быть использован при распределении как прочих доходов или расходов, так и продаж по основной деятельности.

При отражении прочих доходов или расходов «работает» статья доходов и расходов, которую выбирают в документ (например, платежный документ, реализация или поступление услуг и прочих активов и др.). Если в статье указан вариант распределения «По направлениям деятельности», то в ней должен быть выбран и способ распределения. Сумма дохода или расхода будет распределена между направлениями деятельности согласно этому способу. Подробнее о прочих доходах и расходах см. в наших материалах по управленческому учету в УТ – «Прочие доходы» и «Прочие расходы».

Также способы распределения могут использоваться в настройке автоматического распределения продаж.

Коммерческие расходы и налогообложение

Сложность состоит в том, что приходится отделять затраты на сбыт продукции и траты на рекламу, которые также являются внереализационными, но нормируются по другой статье Налогового Кодекса (п. 4 ст. 264 НК РФ).

В налоге на прибыль доля налога на рекламу составит не более 1% выручки, что составит разницу в налоговом и бухгалтерском учете.

НАПРИМЕР. ООО «Примавера» за отчетный период по нарастающей получила выручку в размере 6 500 000 руб. без учета налога на добавленную стоимость. Расход на рекламу по данным бухгалтерского учета составил 70 000 руб. Рассчитаем, в каком количестве может использоваться затраты на рекламу для вычисления налога на прибыль.

По норме расходов на рекламу, приведенной в п. 4 ст. 264 НК РФ, рекламные траты не могут превышать 1% от выручки: 6 500 000 х 1% = 65 000 руб. Этот процент меньше, чем реально затраченные на рекламу средства – 70 000 руб. Следовательно, налог на прибыль будет считаться только с 65 000 руб., а разница в налоговом и бухгалтерском учете составит 5 тыс. руб.

Оптимизация коммерческих расходов

Эффективное снижение затрат на реализацию – прямой путь к повышению прибыльности и рентабельности. Можно выделить следующие пути оптимизации данного типа расходов:

  • уменьшение затрат не должно быть самоцелью, гораздо важнее организовать эффективное управление;
  • любая единица трат должна приносить максимально эффективный итог;
  • следует помнить, что расходы – результат как действий, так и бездействий;
  • снижение расходов невозможно без соответствующих затрат, вложенных в это;
  • поддержание уровня трат на оптимальном уровне уже считается удачным с точки зрения экономической эффективности;
  • не следует жалеть расходы, которые помогут застраховаться от более существенных затрат;
  • аналитическая работа по оптимизации коммерческих затрат должна быть постоянной.

Финансовые результаты

После выполнения регламентных операций закрытия месяца продажи будут распределены согласно настройкам. Это отразится в отчетах. Рассмотрим отчет «Финансовые результаты».

Раздел: Финансовый результат и контроллинг – Отчеты по финансовому результату – Финансовые результаты

Отчет формируется в валюте управленческого учета. Выручка от продаж и себестоимость продаж распределены по направлениям деятельности. Обратите внимание, что на направление «Доп. услуги» распределена только выручка, а себестоимость отсутствует (так как для услуги ее не может быть).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]