Кто платит минимальный налог
По итогам каждого года все ИП и организации на УСН «Доходы минус расходы» рассчитывают два
налога:
- Обычный налог, т.е. (доходы – расходы) x 15%.
- Минимальный налог, т.е. (доходы) x 1%.
Именно тот налог, который получился больше другого, ИП и организации должны заплатить в налоговый орган. Таким образом, единый налог УСН «Доходы минус расходы» (обычный налог) не может быть меньше
минимального налога, т.е. одного процента с доходов.
Обратите внимание
, что разницу между обычным и уплаченным минимальным налогом, можно будет включить в расходы в следующих налоговых периодах (по итогам следующих лет).
УСН «доходы минус расходы»: когда уплачивать минимальный налог
Налоговая база по единому «упрощенному» налогу – это разница между доходами и расходами, признаваемыми в порядке, установленном ст.ст. 346.15 – 346.17 НК РФ. Полученный результат, (если он положительный) умножается на налоговую ставку 15% или иную, принятую в регионе. Ставки налога по регионам вы можете посмотреть в нашем материале. Ежеквартально рассчитываются и уплачиваются авансовые платежи (до 25 числа месяца после квартала). Сам налог рассчитывается по итогам года.
Минимальный налог при УСН «доходы минус расходы» рассчитывается в размере 1% от суммы полученных за год доходов (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). Уплачивается он, если сумма «обычного» налога по итогам года окажется меньше 1% от облагаемых доходов за этот же период. Минимальный налог не обойти даже при убытке, когда расходы превышают доходы, и нет базы для расчета обычного УСН-налога. По минимальному налогу база отсутствует только в одном случае – когда у «упрощенца» в налоговом периоде не было доходов вообще.
Крайние сроки перечисления минимального налога те же, что и для обычного «упрощенного» налога, учитывая перенос выходных и праздничных дат:
- юрлица – 31 марта следующего за отчетным года (для уплаты за 2017 г. – 02.04.2018г.);
- ИП – 30 апреля следующего года (налог за 2021 г. уплачивается не позднее 03.05.2018г.).
Обратите внимание, минимальный налог при УСН «доходы» в 2021 г., как и прежде, налоговым законодательством не предусмотрен.
Пример расчета минимального налога
ИП или организация по окончании года имеют показатели: доходы – 1 000 000 рублей, расходы – 940 000 рублей.
- Налог по УСН равен (1 000 000 рублей – 940 000 рублей) x 15% = 9 000 рублей.
- Минимальный налог равен 1 000 000 рублей x 1% = 10 000 рублей.
Вывод:
в данном случае заплатить придется минимальный налог (10 000 рублей), так как он получился больше единого налога УСН (9 000 рублей). Также не стоит забывать, что разницу между обычным и минимальным налогом (1 000 рублей), можно будет учесть в качестве расходов в следующем году.
О том, как оплатить налоги онлайн, читайте здесь.
Поручить сдачу отчётности специалистам
Роль налоговой нагрузки в оценке налогоплательщика
Определение налоговой нагрузки в отношении работы с налогоплательщиками введено ФНС РФ и содержится в двух основных ее документах:
- Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], посвященном совокупной налоговой нагрузке, рассчитываемой как доля всех причитающихся к уплате налогов в бухгалтерской (без НДС) сумме выручки от реализации.
- Письме ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, рассматривающем налоговую нагрузку более детально (в разрезе конкретных налогов и определенных налоговых режимов с вариантами их расчета).
Обратите внимание! В настоящее время письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 не действует. Оно было отменено письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected] В то же время приводимый в нем принцип расчета налоговой нагрузки контролеры могут использовать и сейчас. Поэтому мы все же расскажем о нем детально далее.
Оба документа ФНС посвящены вопросам проверки и анализа отчетности, представляемой налогоплательщиками, с целью выявления в ней ошибок или преднамеренных искажений, в результате которых происходит отбор кандидатов на дополнительные проверочные мероприятия. При этом в первый из них регулярно вносятся результаты обработки фактических данных этой отчетности, позволяющие судить об усредненных значениях уровня налоговой нагрузки и показателях рентабельности отраслей.
Несмотря на явную ориентированность на налоговые органы, в обоих этих документах содержится информация, представляющая собой вполне определенную ценность и для налогоплательщика, поскольку позволяет ему при применении этой информации самостоятельно делать следующее:
- Оценивать отклонение показателей своего бизнеса от средних данных по стране и по отрасли.
- Рассчитывать те показатели составляемой отчетности, которые важны для ИФНС при оценке кандидатов на выездную налоговую проверку.
- Подготавливать убедительные аргументы в поддержку правильности своей позиции в отношении организации учета и расчета налогов.
- Делать прогнозные расчеты налоговых платежей с учетом перспектив развития своей деятельности.
- Сопоставлять варианты доступных систем налогообложения с целью снижения налогового бремени.
Как платить налоги на УСН в течение года
Ниже представлена инструкция по уплате налога УСН:
- В течение года нельзя точно сказать придется или нет платить минимальный налог, ведь он рассчитывается только по итогам года. Поэтому каждый отчетный период (квартал) необходимо в обычном порядке уплачивать авансовые платежи, т.е. (доходы – расходы) x 15%.
- После окончания года ИП и организации определяют, какой налог им нужно заплатить. Сроки оплаты минимального и обычного налога одинаковые и совпадают с крайним сроком подачи декларации УСН. Для индивидуальных предпринимателей – не позднее 30 апреля, для организаций – не позднее 31 марта.
- Если выяснится, что необходимо заплатить минимальный налог, то его сумму можно уменьшить на уже уплаченные авансовые платежи. Кроме того, если их сумма окажется больше минимального налога, то его платить не нужно. Оставшуюся часть авансовых платежей можно будет учесть при уплате налогов в следующем году либо вернуть, написав заявление в налоговую инспекцию.
- С 2021 года минимальный налог необходимо будет платить на тот же КБК, который установлен для единого налога УСН с объектом «доходы минус расходы» – 182 1 0500 110
. По данному КБК необходимо будет уплатить итоговый налог за 2021 год.
Будут ли пени за неуплату авансов?
Если в течение года доходы превышают расходы, вы должны платить авансовые платежи, несмотря на убыточные прогнозы2. На сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени3.
Внимание! Если по итогам года сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, то уплатить надо минимальный налог1.
Вместе с тем по итогам года размер пеней должен быть скорректирован. Они могут быть начислены только на сумму, не превышающую минимальный налог4. К примеру, вы перечислили в бюджет авансовый платеж в размере 20 000 руб. за I квартал. И больше авансы в бюджет не перечисляли (ни за полугодие, ни за 9 месяцев). По итогам полугодия и 9 месяцев исчисленные авансовые платежи составили 30 000 руб. (нарастающим итогом с начала года). А по итогам года минимальный налог равен 15 000 руб. Тогда пеней за неуплату авансов не должно быть вовсе (15 000 руб. < 20 000 руб.). А вот если бы минимальный налог получился равным 25 000 руб., то пени должны были быть начислены лишь на сумму 5000 руб. (25 000 руб. — 20 000 руб.), а не 10 000 руб. (30 000 руб. — 20 000 руб.).
Пени за неуплату авансов подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога5.
Что определяет величину нагрузки по прибыли
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль напрямую связана с величиной показателей, образующих формулу ее вычисления:
- Рассчитанного налога, сумма которого, в свою очередь, непосредственно зависит от примененной ставки. Обычная ставка – 20%, но в ряде случаев может снижаться (ст. 284 НК РФ). Чем меньше налог, тем ниже нагрузка.
- Дохода от реализации, определяемого по данным налогового учета и зависящего от объемов обычной деятельности налогоплательщика. При одинаковых суммах налога чем выше окажется доход, тем ниже будет налоговая нагрузка.
- Внереализационных доходов, учтенных в целях налогообложения. Для одной и той же суммы налога чем выше будет этот доход, тем ниже налоговая нагрузка.
Кроме того, на нагрузку оказывают влияние такие факторы:
- Объемы расходов по реализации и внереализационных расходов, чьи величины непосредственно сказываются на сумме налоговой базы, от которой считают налог. Чем выше расходы, тем меньше налог.
- Наличие убытков предшествующих лет, которые в случае учета их в рассматриваемом периоде даже при наличии доходов (от реализации и внереализационных) могут уменьшить налоговую базу и, соответственно, сам налог до нуля.
- Применение налоговых льгот, которые так же, как и убытки предшествующих лет, могут, несмотря на наличие доходов, существенно снизить сумму налога.
В случае определения нагрузки от иной базы (например, от бухгалтерских доходов) ее влияние на величину нагрузки будет таким же, как и у показателей, составляющих знаменатель формулы расчета, приведенной в письме ФНС.
Главные критерии при ОСНО
Основную долю поступлений в бюджет приносят два налога, уплачиваемых при применении ОСНО: налог на прибыль и НДС. Поэтому именно им была посвящена основная часть текста письма № АС-4-2/[email protected]
При рассмотрении налога на прибыль внимание ИФНС привлекают:
- Убытки, отраженные в декларации.
- Низкое значение налоговой нагрузки по нему: для юрлиц сферы производства – меньше 3%, для торговых фирм – меньше 1%.
По НДС рассматривают в совокупности два показателя:
- Процент вычетов в налоге, рассчитываемом от налоговой базы. Он не вызывает вопросов, если оказывается ниже среднего уровня по субъекту РФ или величины 89%. В расчете этого соотношения не участвуют начисления и вычеты НДС налогового агента, по авансам и СМР.
- Низкое значение налоговой нагрузки. Количественные показатели ее в указанном письме не приведены. При отсутствии реализации по ставке 0% можно считать их низкими при таких же цифрах, как и по налогу на прибыль: меньше 3% для сферы производства и меньше 1% для торговли. Высокая доля реализации со ставкой 0% существенно изменит картину расчета величины налоговой нагрузки по этому налогу, но в то же время послужит объяснением отклонений от средних цифр по региону или отрасли.
По процентному соотношению суммы этих двух налогов (при необходимости к ним прибавляют иные уплачиваемые налоги) и величины выручки, показанной в отчете о прибылях и убытках, судят о величине общей налоговой нагрузки налогоплательщика, использующего систему ОСНО.
Формула налоговой нагрузки по налогу на прибыль
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль, согласно формулировке, содержавшейся в письме № АС-4-2/12722 в разделе, посвященном критериям отбора налогоплательщиков для рассмотрения на комиссиях, представляет собой выраженное в процентах частное от деления величины начисленного по декларации к уплате налога на общую сумму доходов, отраженных в той же декларации (от реализации и внереализационных). В виде формулы это отобразится так:
ННприб = 100 × Нприб / (Дреал + Двнер),
где:
ННприб – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нприб – налог на прибыль, отраженный к уплате по строке 180 листа 02 декларации;
Дреал – доход от реализации, указанный в строке 010 листа 02 декларации по прибыли;
Двнер – внереализационный доход, указанный в строке 020 листа 02 декларации по прибыли.
Именно в отношении этого расчета в том же разделе текста письма ФНС были приведены те значения налоговой нагрузки по прибыли, которые служат критериями отнесения ее к низкой.
Аналогичную формулу расчета этого показателя содержит также приложение № 3 к указанному письму ФНС. Другие варианты его определения ФНС не рассматривает. А налогоплательщику ничто не мешает для собственных целей сделать аналогичный расчет применительно, например, к базе, состоящей из аналогичных доходов, взятых из данных бухгалтерского, а не налогового учета. Для этого в знаменателе нужно поставить сумму выручки от реализации и прочих доходов, включая проценты, получив их из отчета о прибылях и убытках или из бухгалтерских регистров.
Минимальный налог: проблемы зачета авансовых платежей
Подходит к концу календарный год, а вместе с ним и налоговый период по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО. Пора подводить итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия за год и, конечно, оптимизировать налоговые платежи в бюджет. Для «упрощенцев», применяющих объект налогообложения «доходы минус расходы», актуален вопрос зачета авансовых платежей в счет уплаты минимального налога в случае возникновения обязанности по уплате минимального налога. Когда возникают данные обязанности и можно ли произвести такой зачет налогов на практике?
Налогоплательщик, который выбрал объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 346.18 НК РФ. По окончании года налогоплательщики-«упрощенцы», избравшие налоговой базой доходы, уменьшенные на величину расходов, должны сравнить начисленный единый налог с его минимальной суммой и, если первая сумма окажется меньше второй, уплатить в бюджет минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.
Обратите внимание : обязанность рассчитать минимальный налог, сравнить его размер с начисленным в общем порядке налогом и в случае превышения первого над вторым уплатить его в бюджет возникает у налогоплательщика лишь по итогам налогового периода. Это указано в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики МФ РФ от 15.07.2004 № 03-03-05/2/50 «О минимальном налоге при упрощенной системе налогообложения». По итогам I квартала, полугодия или девяти месяцев такой обязанности у налогоплательщика не возникает, а в декларациях, подаваемых по итогам отчетных периодов, строку 100 раздела 2 необходимо прочеркивать. И только по итогам года в нее могут быть внесены смысловые значения.
Так как минимальный налог установлен в размере 1% от налоговой базы, налогоплательщики, не осуществляющие в налоговом периоде деятельность и не имеющие в связи с этим данной базы, его не уплачивают. Разъяснения по указанному вопросу даны в Письме УМНС по г. Москве от 26.01.2004 № 21-09/05150: при отсутствии доходов, определяемых в установленном порядке, у налогоплательщика не возникает налоговой базы для исчисления минимального налога и, соответственно, обязанности по его уплате.
Алгоритм определения необходимости уплаты минимального налога следующий. Необходимо:
1) определить размер дохода;
2) сформировать налоговую базу (из доходов вычесть расходы);
3) рассчитать сумму налога (налоговую базу умножить на 15%);
4) определить сумму минимального налога (доходы умножить на 1%);
5) сравнить единый налог и минимальный налог;
6) в случае превышения минимального налога уплатить его в бюджет.
С данным расчетом, как правило, не возникает никаких трудностей. В соответствии с п. 7 ст. 346.21 и п. 1 ст. 346.23 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Также проблем не возникнет и у организаций, которые в отчетных периодах получили убытки. Авансовые платежи эти налогоплательщики по итогам отчетных периодов не уплачивали, следовательно, перечислить в бюджет они должны всю начисленную сумму минимального налога.
На практике так бывает крайне редко. Чаще у налогоплательщиков хотя бы в одном отчетном периоде возникала налоговая база, и они уплачивали в бюджет авансовые платежи. Те предприятия, которые вынуждены уплачивать минимальный налог в финансовом отношении трудно назвать благополучными, поэтому для них остро стоит вопрос эффективного использования оборотных средств. А на момент возникновения обязанности по уплате минимального налога данные организации уже уплатили авансовые платежи по единому налогу за этот налоговый период. И было бы логичным произвести зачет уплаченных авансовых платежей в счет уплаты минимального налога и доплатить недостающую разницу. Но проблема в том, что данные налоговые платежи имеют различные КБК. Согласно Приказу Минфина РФ от 08.12.2006 № 168н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»:
–18210501020011000110 – единый налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов;
–18210501030011000110 – единый минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Коды бюджетной классификации, действующие в 2007 году, приведены также в Письме ФНС РФ от 22.12.2006 № ШС-6-10/[email protected] «О направлении перечня кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемых федеральной налоговой службой в 2007 году» .
Таким образом, в силу различий в кодах КБК возникает проблема проведения зачета авансовых платежей по единому налогу, уплачиваемому при УСНО, в счет уплаты минимального налога.
Порядок зачета налогов
В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога может считаться исполненной, в частности, после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.
Кроме того, ст.78 НК РФ определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. При этом зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произведена переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
При этом п. 5 ст. 78 НК РФ предусмотрено направление суммы излишне уплаченного налога на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ) при отсутствии задолженности по налогам, штрафам, пеням. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая сверка проводилась (п. 7, 8 ст. 78 НК РФ).
Однако финансовые органы заняли позицию, согласно которой осуществить такой зачет невозможно. Они настаивают на том, что, несмотря на уже уплаченные суммы квартальных авансовых платежей, налогоплательщику нужно уплатить минимальный налог в полном размере. Чем они мотивируют свои требования?
Согласно п. 2 ст. 56 и п. 1 ст. 146 Бюджетного кодекса единый налог, взимаемый в связи с применением УСНО, и минимальный налог по уровням бюджетной системы распределяются следующим образом:
Показатель | Субъект РФ | ПФР РФ | ФФОМС | ТФОМС | ФСС РФ |
Единый налог | 90% | — | 0,5% | 4,5% | 5% |
Минимальный налог | — | 60% | 2% | 18% | 20% |
Согласно ст. 346.22 НК РФ суммы налогов (единого и минимального) зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Таким образом, на основании того, что единый и минимальный налоги распределяются по разным нормам отчислений, финансистами и налоговиками сделан вывод о том, что это разные налоги. В качестве доказательства они указывают на то, что данные налоги имеют различные коды КБК. Это несоответствие в распределении налогов между бюджетами и вызывает яростное нежелание налоговиков проводить зачеты авансовых платежей в счет уплаты минимального налога.
Таким образом, при возникновении у налогоплательщиков по итогам налогового периода обязанности по уплате минимального налога суммы ранее уплаченных ими за истекшие отчетные периоды квартальных авансовых платежей единого налога подлежат возврату таким налогоплательщикам либо зачету в счет предстоящих им авансовых платежей по единому налогу за следующие отчетные периоды в порядке, предусмотренном ст.78 НК РФ. При этом минимальный налог должен быть уплачен в полном размере. Такое мнение финансистов и налоговиков содержится в письмах Минфина РФ от 28.03.2005 № 03-03-02-04/1/92, от 29.12.2004 № 03-03-02-04/1/110, УФНС по г. Москве от 20.12.2004 № 21-09/81642, от 09.11.2004 № 21-09/72180.
Арбитражная практика по данному вопросу неоднородная. Сторону налогоплательщиков приняли, в частности:
–ФАС УО (Постановление от 09.02.2005 № Ф09-163/05АК);
–ФАС ДО (Постановление от 27.04.2005 № Ф03-А51/05-2/667);
–ФАС ЦО (Постановление от 28.02.2005 № А09-7485/04-12).
Данные суды пришли к выводу о том, что уплаченные налогоплательщиком авансовые платежи по единому налогу по итогам налогового периода должны быть зачтены в уплату минимального налога.
Не все арбитражные суды были на стороне налогоплательщиков. Например, защитил налоговые органы ФАС СЗО, указав в Постановлении от 23.09.2005 № А42-3386/2005-29 на то, что налоговая инспекция правомерно предложила центру уплатить минимальный налог и не произвела зачет сумм авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога.
Единообразие в решение судов ввело Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2005 № 5767/05, с выходом которого судебных решений в пользу налоговых органов больше не будет.
Удовлетворяя заявление общества, суды пришли к выводу о допустимости зачета сумм авансовых платежей в счет уплаты минимального налога и признали отказ инспекции неправомерным.
Исчисленная по итогам года сумма налога подлежит уменьшению на сумму внесенных в течение налогового периода авансовых платежей (пункт 5 статьи 346.21 Кодекса).
Минимальный налог является единым налогом, размер которого определяется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, независимо от порядка исчисления единого налога.
Следовательно, по итогам налогового периода налогоплательщик уплачивает единый налог, исчисленный по правилам, предусмотренным статьей 346.21 Кодекса, либо пунктом 6 статьи 346.18 Кодекса – для минимального налога, с учетом внесенных в этом налоговом периоде авансовых платежей.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области – без удовлетворения.
Казалось бы, вопрос зачета авансовых платежей в счет уплаты минимального налога решился. Но Минфин имеет свою позицию по данному вопросу, ссылаясь на мнение ВАС: принятие решения о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты минимального налога возможно только в пределах средств, поступающих в указанные государственные внебюджетные фонды.
Суммы уплаченных авансовых платежей, которые зачислены в иные бюджеты (государственные внебюджетные фонды), при отсутствии недоимки и задолженности по пеням, начисленным по тем же бюджетам (государственным внебюджетным фондам), подлежат возврату налогоплательщику (Письмо Минфина РФ от 28.12.2005 № 03-11-02/83).
И в этом году принципиального изменения позиции налоговиков по данному вопросу не произошло: по-прежнему предлагается переплату по авансовым платежам либо вернуть на расчетный счет налогоплательщика, либо зачесть в счет уплаты сумм авансовых платежей за последующие отчетные периоды согласно ст. 78 НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 15.01.2007 № 18-11/3/[email protected]).
Письмо Минфина РФ от 21.09.2007 № 03-11-04/2/231 посвящено вопросу зачета авансовых платежей в счет уплаты минимального налога при «упрощенке». На первый взгляд может показаться, что финансисты наконец-то дали добро на проведение зачета авансовых платежей по единому налогу при УСНО в счет уплаты минимального налога. Но так ли это?
Последнее письмо Минфина не придает уверенности в решении данного вопроса. Ссылка на Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2005 № 5767/05 в нем, конечно, содержится. Но финансисты напоминают, что в соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога (Письмо Минфина РФ от 21.09.2007 № 03-11-04/2/231). Видимо, они уверены в том, что решение налоговых органов о зачете авансовых платежей в счет уплаты минимального налога налогоплательщик получить все равно не сможет. А Минфин вроде бы и не отказал в такой возможности, как и постановил Президиум ВАС РФ.
Налоговики вряд ли изменят свой подход при проведении зачета налогов, и практика отказа зачета авансовых платежей в счет уплаты минимального налога продолжится. Единственным способом отстоять свои права для налогоплательщиков будет обращение в суд.
У налогоплательщиков, которые не хотят проблем с налоговой инспекцией, есть два пути: зачесть сумму излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по налогам и сборам или вернуть переплату на свой расчетный счет на основании ст. 78 НК РФ.И при этом полностью уплатить всю сумму минимального налога.