Автор:Иван Иванов
Акциз на табачные изделия представляет собой косвенный налог, который включается в себестоимость товара. Полный перечень подакцизной продукции указан в статье 193 Налогового кодекса РФ.
Итак, к подакцизной табачной продукции относится табак:
- курительный;
- трубочный (имеет форму тонкой сигары);
- жевательный;
- сосательный;
- насвай;
- нюхательный;
- для использования в кальянах;
- для сигарет с фильтром и без него;
- папирос.
Не относится к подакцизной продукции табак, который используется в виде сырья для непосредственного изготовления табачной продукции.
Дым станет роскошью. На сколько и почему подорожают сигареты в 2021 году
Рассмотрим расчет стоимости на примере. Предположим, что табачной фабрикой «Бриз» было продано в течение налогового периода порядка 4000 сигар. Ставка, которая действовала на момент продажи товара этой категории в 2021 году – 233 руб. за 1 шт.
Определим размер акцизного налогообложения к уплате:
233 * 4000 сигар = 932 000 рублей.
Однако производить расчет не так просто, если речь идет о продаже табачных изделий с разными ставками. Стоимость можно определить с учетом специфической составляющей, адвалорной комбинированной ставки, а также суммарной стоимости акциза путем сложения всех показателей.
К примеру, табачная фабрика в 2021 году реализовала 5000 сигарет (250 пачек). Ставка на реализацию этой продукции на момент продаж была 1718 рублей за 1000 штук + 14,5% расчетная цена.
Розничная себестоимость составляет 36 руб.
Исходя из таких сведений, производим расчет:
- при специфической ставке: 8590 рублей (1718 руб. * 5000 сигарет);
- при адвалорной ставке: 9000 рублей (36 руб. * 250 пачек сигарет). Стоимость акциза: 1305 рублей (9000 * 14,5% / 100%);
- общий показатель: 9895 рублей (8590 + 1305).
При наличии необходимой информации произвести расчет стоимости акциза будет несложно.
В 2021 году заниматься реализацией табачных изделиях можно на площади, отвечающей определенным требованиям, а именно:
- Реализация сигарет в магазине. Магазином принято считать помещение с наличием бытовой и подсобной комнаты, а также выделение отельного места для реализации табачных изделий.
- Реализация табачных изделий в павильоне. Павильоном принято считать строение, в котором есть торговый зал и возможность обустроить рабочие места.
Действующим законодательством категорически запрещается реализация табачных изделий в других местах, однако допускается возможность продажи развозным способом.
Кроме того, категорически запрещается реализация табачных изделий:
- на общественных вокзалах (железнодорожных, авиа, авто и так далее);
- на станциях метрополитена;
- в гостиницах.
^К началу страницы
При представлении заявителем в Управление (Инспекцию) Заявления и вышеуказанных документов должностное лицо структурного подразделения Управления (Инспекции), ответственное за прием документов, регистрирует Заявление и документы в порядке, предусмотренном пунктом 35 Административного регламента. Копия Заявления с отметками о его принятии передается заявителю непосредственно после регистрации Заявления. В случае получения Заявления и документов по почте копия Заявления с отметками о его принятии направляется заявителю по почте в течение одного рабочего дня со дня его регистрации. Представленные Заявление и документы рассматриваются в течение трех рабочих дней со дня поступления в Управление (Инспекцию), после чего устанавливается наличие либо отсутствие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
При установлении основания и в случае отсутствия документов, Управление (Инспекция) в течение одного рабочего дня, следующего за днем регистрации Заявления и документов, по системе межведомственного электронного взаимодействия формирует и направляют межведомственный запрос о внесении заявителем платы за приобретаемые специальные марки.
^К началу страницы
По завершению административной процедуры по рассмотрению Заявления и документов в случае отсутствия при рассмотрении Заявления и документов оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 28 Административного регламента, Управление (Инспекция) в течение 4 (четырех) рабочих дней со дня поступления в Управление (Инспекцию) Заявления и документов принимает решение о выдаче специальных марок и направляет по почте или вручает заявителю письменное уведомление о начале изготовления специальных марок, подписанное руководителем (заместителем руководителя) Управления (Инспекции). Уведомление о начале изготовления специальных марок должно содержит наименование заявителя, местонахождение, информацию о дате направления Заявления организации-изготовителю.
В случае выявления при рассмотрении Заявления и документов одного из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 28 Административного регламента, Управление (Инспекция) выдает соответствующую Справку, форма которой приведена в Приложении N 6 к Административному регламенту. Справка с приложением документов, представленных заявителем, направляется заявителю по почте либо вручается лично руководителю заявителя — юридического лица (физическому лицу — индивидуальному предпринимателю) или его уполномоченному представителю под расписку.
В случае возврата представленных документов, внесенная заявителем сумма оплаты за специальные марки, предусмотренная пунктом 32 Административного регламента, возвращается Управлением (Инспекцией) заявителю в полном объеме в течение 3 (трех) банковских дней со дня подписания Справки.
Общие характеристики
Если компания с целью производства подакцизного табачного изделия произвела закупку табака по себестоимости без акциза, но при этом использовала его не по назначению (к примеру, совершила перепродажу другой фирме), в таком случае возлагается обязанность возместить в бюджет страны денежные средства в объеме стоимости акциза. Данное правило предусматривается пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса РФ.
Изготовление сигарет с фильтром либо без него осуществляется согласно установленным стандартам ГОСТа 3935-2000 «Сигареты. Общие ТУ», предусматривающие возможность производства продукции различных марок.
Согласно Постановлению Правительства РФ №27 «О специальных марках для маркированного табачного изделия», табак и его продукция, которая изготавливается на территории РФ (исключением является экспортный товар согласно подписанным контрактам), подлежит обязательной маркировке, способной подтвердить законное производство на территории РФ.
На компании, занимающиеся производством табачной продукции, возлагается ответственность за нанесение маркировки специальными марками. Оплата за них осуществляется на основании затрат на покупку сырья. Кроме того, Налоговым кодексом предусматривается возможность получения возврата финансовых затрат.
Все денежные средства, затраченные на покупку специальных марок, перечисляются в объединение «Гоззнак» для покрытия затрат на производство. Исходя из этого, обязательный платеж, производимый за специальные марки, относится ко всем изготовителям табака и сопутствующей продукции и не имеет отношения к федеральным сборам.
Ставка акциза на сигареты в России выросла сразу на 20%
^К началу страницы
Срок рассмотрения Управлением (Инспекцией) заявления о выдаче специальных марок (далее — Заявление) и документов в соответствии с перечнем предусмотренным пунктом 22 Административного регламента (далее — документы) — не более 3 (трех) рабочих дней со дня их представления в Управление (Инспекцию).
Срок направления Управлением (Инспекцией) Заявления организации-изготовителю — не более 4 (четырех) рабочих дней со дня его представления в Управление (Инспекцию). Срок изготовления специальных марок организацией-изготовителем — не более 18 (восемнадцати) дней со дня представления заявителем в Управление (Инспекцию) Заявления и документов.
Срок выдачи специальных марок заявителю — не более 25 (двадцати пяти) рабочих дней со дня представления заявителем в Управление, Инспекцию Заявления и документов.
^К началу страницы
Производители табачной продукции представляют в территориальный налоговый орган, выдавший специальные марки (в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации (Управление) или межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (Инспекция)), ежемесячно, не позднее 25-го числа, отчет об использовании специальных марок, форма которого утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
^К началу страницы
Производители табачной продукции хранят специальные марки в помещениях, которые размещаются в зданиях по месту нахождения производителей табачной продукции, служат для хранения марок и для проведения операций, связанных с получением и выдачей марок, изолированы от других служебных и подсобных помещений капитальными стенами, имеют прочные перекрытия пола и потолка (бетонные), закрываются на внешнюю и внутреннюю двери и соответствуют правилам пожарной безопасности, в том числе оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения.
^К началу страницы
Специальные марки, полученные, но не использованные производителем табачной продукции, а также специальные марки, поврежденные во время транспортировки от территориального налогового органа до производителя табачной продукции, хранения у производителя табачной продукции или при нанесении на табачную продукцию, подлежат уничтожению производителем табачной продукции в присутствии должностного лица территориального налогового органа.
Уничтожение специальных марок производителем табачной продукции осуществляется на основании акта об уничтожении специальных марок. К акту прилагаются подлежащие уничтожению листы бумаги со специальными марками, наклеенными на них в следующем порядке:
- специальные марки наклеиваются без складок и неровностей;
- специальные марки наклеиваются так, чтобы четко просматривалась центральная часть марки;
- при разрыве специальной марки отдельные ее части должны быть соединены.
Акт об уничтожении специальных марок составляется в 2 экземплярах и подписывается должностным лицом территориального налогового органа и материально ответственным лицом производителя табачной продукции.
Первый экземпляр акта остается у производителя табачной продукции, второй вручается должностному лицу территориального налогового органа.
На это есть несколько веских причин:
- По законам маркетинга небольшие товары располагаются у кассы. К ним относятся жевательные резинки, конфетки, драже и сигареты.
- Так как реклама табачной продукции запрещена, то они должны располагаться в закрытом модуле, который вывешивают у кассы.
- Для контроля – у кассы проще всего предъявить документы, подтверждающие возраст.
- Снижение риска кражи. Мелкий товар просто украсть особенно, если он располагается в центре или начале зада. Если он находится у кассы, то охранник и кассир смогут своевременно обнаружить пропажу.
Акциз на сигареты начнет расти с 2021 года
Фото 19101
Фото 17161
Фото Видео 16584
- Налог
- Бухгалтерский учет
- Бухгалтерский баланс
- Оборотные активы
- Юридическое лицо
- Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
- Гражданско-правовой договор (ГПХ)
- На какой импорт отменен акциз и как это скажется на ценах
- Как изменятся цены на импортные легковые авто с 1 августа
- Вся импортная никотиносодержащая продукция станет подакцизной
- На что поднимут акцизы с 1 октября
- Импортное холодильное оборудование освободили от акциза
- Акцизы на сжатый газ, алкоголь и табак поднимут
Как рассчитать
Для расчета себестоимости акциза на сигареты необходимо использовать формулу, предусмотренную статьей 194 НК РФ:
Са = Атс + Апнс, где
Са – себестоимость акциза, Атс – акциз, который определяется по фиксированной ставке, Апнс – акциз, который определяется по адвалорной налоговой ставке (проценты).
В свою очередь, Атс рассчитывается путем умножения объема проданных сигарет (Опс) на фиксированную ставку налога (Фсн):
Атс = Опс * Фсн
Апнс подразумевает под собой адвалорную ставку (Ас) доли максимальной розничной себестоимости сигарет (Спс), умноженной на объем табачной продукции (Отп):
Апнс = Спс * Отп * Ас
В процессе определения стоимости акциза необходимо быть более чем внимательным, что позволит избежать проблем с налоговым и другим контролирующим органом в случае наличия ошибок.
Госдума приняла закон о новых ставках акцизов на подакцизные товары до 2023 года
На изделие (меховую, лекарственную, алкогольную) наносится специальный штрихкод, где предмету торговли присваивается свой идентификационный номер. Это необходимо для отслеживания движения его от начала производства до конечного пункта потребления. Это делается для того, чтобы население не пользовалось недоброкачественным товаром, который либо подделывается, либо ввозится неправомерно из других республик. Изготовители контрафакта нигде официально не зарегистрированы и не покупают лицензии. Поэтому проверяющие органы не в состоянии контролировать процесс производства и определять качество сырья.
Успешный эксперимент по обороту спиртосодержащей продукции подтолкнул думу внести поправки в закон и записать новые правила продажи и обязательной маркировки сигарет в 2021 году. Это делается для того, чтобы государство могло контролировать процесс производства, перемещение каждой пачки от оптовика до магазина, а потом и до потребителя. В конечном итоге правительство заинтересовано, чтобы продукт дошел надлежащего качества и оригинального содержимого. Контрафакт без нанесения штрихкода не попадет на прилавки магазинов.
С 2021 года маркирование было необязательным. В это время проводился эксперимент, в ходе которого давался срок для перестройки бизнеса, где можно было без спешки разобраться в технологическом процессе, подготовить персонал к работе по новым правилам. Также оценивались механизмы, по которым определялась задача, нужно ли чипировать сигареты акцизными марками или вводить новые форматы. Немаловажным вопросом задавались бизнесмены: сколько инвестиций придется вкладывать в проект?
Этот год показал, что дополнительных капиталовложений не понадобилось, вреда компаниям нормативы не принесли. Поэтому с 1 марта обязали всех производителей и продавцов подключится к системе и зарегистрироваться в налоговой инспекции. Маркирование станет необходимым условием. Остатки необозначенной продукции можно распродавать до 1 июля девятнадцатого года. С этого момента реализация будет караться штрафными санкциями.
С марта месяца правительство выпустило и утвердило три основополагающих норматива, по которым производителей обязали установить оборудование, а розничные сети — адресовать в ИС МОТП сведения о передвижении каждой пачки:
- федеральные за № 272 и № 487;
- распоряжение за номером 792.
Внедрение структуры чипирования обеспечит обеление коммерческой деятельности, подстегнет конкурентную борьбу и значительно снизит уровень контрабандной продукции на территории РФ. Опыт показал, что после этой процедуры и перехода на онлайн-кассы увеличился оборот на 50 процентов меховых и на 30% — спиртосодержащих товаров.
Для частных предпринимателей оборудование по считыванию кода помогает в больших супермаркетах уменьшить количество сотрудников, оптимизировать рабочее время.
Для маленьких магазинов, торгующих продуктами, водкой и табаком не очень выгодно иметь три системы:
- ЕГАИС для реализации спиртосодержащих товаров.
- ФГИС «Меркурий» для продовольствия с животно содержащим составом.
- ИС МОТП для сигарет.
Они между собой не контактируют. Приходится закупать разное оборудование и устанавливать три программы. Кроме этого, необходимо обзавестись онлайн-кассой для передачи информации в ФМС (налоговая инспекция) обо всех операциях купли-продажи. Для объединения всех нормативов в одну платформу законодательные власти решили с 2024 года ввести единый механизм нанесения меток для всех видов.
Акцизы на сигареты и табачную продукцию 2019-2020 года
С начала года все участники процесса производства и сбыта могли принять участие в отладке технологий, обеспечивающих оборот с индивидуальными шифрами.
Заводы установили новое оборудование, розничные сети приобрели сканеры и устройства для передачи информации. С осени к этому процессу подключились импортеры.
Для того чтобы быть готовым к тотальному чипированию, необходимо:
- Иметь двумерный сканер, способный считывать DataMatrix.
- Убедиться, что ваша касса допускает перепрошивку под новое требование.
- Проверить готовность вашего учетного аппарата работать с ЭДО.
С 1 марта по 1 июля следует установить оборудование, настроить программное обеспечение и обучить персонал новым операциям. С 1. 07. всем розничным точкам надлежит подключиться к ИС. К этому времени реализовываются все немаркированные изделия. Полностью прекращается их производство.
С 2021 года идентификационные знаки наносятся не только на пачку, но и на весь ассортимент сигарет. Бухгалтерия должна отказаться от бумажных носителей и перейти на работу с УПД при помощи операторов электронного документооборота. С 1 июля 2021 года табак без нанесения радиочастотной метки категорически нельзя продавать.
Чтобы рассчитать акциз на сигареты (Ас), необходимо применить следующую формулу (ст. 194 НК РФ):
Ас = АТНС + ААНС,
где:
АТНС — акциз, рассчитанный по твердой ставке;
ААНС — акциз, рассчитанный по адвалорной (процентной) налоговой ставке.
АТНС определяется перемножением объема реализованных сигарет (Орс) с твердой налоговой ставкой (ТНС):
АТНС = Орс × ТНС.
ААНС представляет собой соответствующую адвалорной ставке (АНС) долю максимальной розничной цены сигарет (МЦр), помноженной на количество табачных изделий (Кп):
ААНС = МЦр × Кп × АНС.
Кто устанавливает МЦр и можно ли ее изменять — узнайте из представленной ниже схемы.
ООО «Табак» в январе 2021 года реализовало сигареты с фильтром в количестве 50 000 000 шт. (количество пачек сигарет составляет 2,5 млн по 20 сигарет в каждой).
Для расчета акциза за указанный период использованы следующие исходные данные:
- максимальная розничная цена 1 пачки сигарет (МЦр) — 74 руб.;
- налоговая ставка — 1 562 руб. за 1 000 шт. + 14,5% расчетной стоимости, определяемой из МЦр (но не менее 2 123 руб. за 1 000 шт.).
Расчеты приведены в таблице:
Показатель
Формула (расчет) | |
Сумма акциза по твердой налоговой ставке (АТНС) | АТНС = Орс × ТНС 1 562 руб. × 50 000 000 шт./1 000 шт. = 78 100 000 руб. |
Сумма акциза по адвалорной налоговой ставке (ААНС) | ААНС = МЦр × Кп × АНС 74 руб. × 2 500 000 пач. × 14,5% = 26 825 000 руб. |
Сумма акциза (Ас) | Ас = АТНС + ААНС 78 100 000 руб. + 26 825 000 руб. = 104 925 000 руб. |
Расчет суммы акциза по минимальной ставке | 2 123 руб./1 000 шт. × 50 000 000 = 106 150 000 руб. |
Сравнение Ас с суммой акциза, рассчитанного по минимальной ставке | 106 150 000 руб. > 104 925 000 руб. |
Сумма акциза к уплате (наибольшее из сравниваемых значений) | 106 150 000 руб. |
В начале февраля Общественная палата предлагала установить минимальную цену сигарет по аналогии с бутылкой водки, зафиксировав ее на уровне 62–65 рублей. По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, акциз должен составлять порядка 70 процентов в структуре розничной цены табачной продукции, в 2015 году в РФ эта доля составляла всего 38%. Ни в одной другой высокоразвитой стране мира нет столь низких акцизов на табак. По подсчетам ВОЗ, повышение налоговой ставки для достижения 10%-го повышения цен на табачные изделия приводит к сокращению потребления табачных изделий на 4-6 процентов. ВОЗ подсчитала: в мире в среднем каждые восемь секунд умирает один человек от заболеваний, связанных с курением табака, а ежегодно по этой причине погибают пять миллионов человек.
Сроки и ставки
Ставки акцизов на табачные изделия ежегодно увеличиваются Правительством РФ и закрепляются Налоговым кодексом. В 2021 году ставка составляет:
- сигары – 233 руб. за 1 шт.;
- табак либо табачные изделия, предназначенные для курения методом нагревания – 6040 рублей за 1 кг.;
- сигариллы – 3055 за 1000 шт.;
- электронные никотиновые системы – 20 рублей за 1 шт.;
- жидкость для электронных систем – 13 руб. за 1 мл.;
- сигареты и папиросы – 1966 рублей за 1000 штук и дополнительно 14,5% расчетной цены, отталкиваясь от максимальной себестоимости в розницу, но не меньше 2671 рублей за 1000 шт.;
- остальные виды табака и табачных изделий (жевательный, трубчатый и так далее) – 3172 рублей за 1 кг.
Акцизный налог в обязательном порядке должен быть уплачен в государственный орган в такие периоды:
- товар был реализован до 15 числа месяца – не позднее 30 числа месяца, следующего после отчетного;
- товар реализуется после 15 числа текущего месяца – не позднее 15 числа второго месяца, следующего после завершения отчетного.