Локальный нормативный акт (ЛНА) «Положение об оплате труда»

Согласно Трудовому кодексу положение об оплате труда работников не является документом, который в обязательном порядке должен присутствовать у работодателя, так как в общем случае вопросы, касающиеся оплаты труда, регулирует трудовой договор. Однако принятие единого локального акта, в котором бы подробно описывались все вопросы, касающиеся системы оплаты труда работников, каким и является положение об оплате труда и материальном стимулировании, оказывает положительное влияние на дисциплину коллектива.

В трудовом законодательстве не содержится каких-либо определенных или строгих требований к содержанию документа. В положение об оплате труда стоит включить следующие разделы:

  • Раздел с общими положениями, в котором работодатель очертит основные цели данного документа, сотрудников, на которых распространяется действие документа, требования к работникам для начисления заработной платы и т.д.
  • Порядок выплаты заработной платы, сроки выплат;
  • Описание системы оплаты труда, которая применяется в компании;
  • Минимальный размер оплаты труда, который установлен в компании;
  • Размеры окладов, установленные для определенных работников компании в зависимости от выполняемой работы или занимаемой должности;
  • Условия премирования работников (в случае, если данный вопрос не регулируется отдельным локальным актом, например, Положением о премировании);
  • Условия удержания денежных выплат, ограничения размера удержаний, правила и т.д.;
  • Другие особенности, имеющие место в данной компании.

Перечисленные условия носят рекомендательный характер. Главное, о чем должен помнить работодатель: положение об оплате труда ни в коем случае не должно ухудшать положение сотрудников организации и не должно противоречить законодательству.

Что это такое

Положение об оплате труда работников – локальный нормативный акт, включающий в себя особенности, порядок и сроки выплаты заработной платы, системы оплаты труда, установленные в организации, механизмы начисления зарплаты, порядок ее индексации и иные существенные вопросы, связанные с начислением и выплатой работнику всех видов пособий, материальной помощи, компенсаций и т.п.

Положение об оплате труда не является обязательным документом и его отсутствие ничем не грозит работодателю, но в целом оно существенно облегчает жизнь как работодателю, так и его сотрудникам.

Положение не имеет унифицированной формы и составляется каждым работодателем самостоятельно, с учетом норм законодательства и специфики деятельности организации (ИП).

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 августа 2008 г. № 583

г. Москва

О введении новых систем оплаты труда работников федеральныхбюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.09.2008 № 725, от 17.12.2010 № 1045, от 16.05.2012 № 482, от 26.09.2012 № 975, от 28.01.2013 № 55, от 14.01.2014 № 20, от 10.12.2016 № 1339, от 10.11.2017 № 1349, от 09.11.2018 № 1338, от 19.01.2019 № 17)

Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Ввести с 1 декабря 2008 г. новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (далее соответственно — работники, гражданский персонал). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1045; с 1 января 2021 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2016 г. № 1339)

2. Установить, что введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществляется:

федеральными государственными органами — в отношении работников этих органов и подведомственных им учреждений;

руководителями учреждений — главных распорядителей средств федерального бюджета — в отношении работников этих учреждений, а также подведомственных им учреждений; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 г. № 20)

федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации — в отношении гражданского персонала.

3. Установить, что заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.

4. Установить, что объем бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций федеральных казенных учреждений (определяемый с учетом положений пунктов 22 — 24 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного настоящим постановлением), воинских частей, федеральных казенных учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в части оплаты труда работников и гражданского персонала, предусматриваемый соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, а также объем ассигнований, предусматриваемый в бюджетных сметах подведомственных им федеральных казенных учреждений (определяемый с учетом положений пунктов 22 — 24 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного настоящим постановлением), воинских частей, федеральных казенных учреждений и подразделений, могут быть уменьшены только при условии уменьшения объема предоставляемых ими государственных услуг. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1045, от 19.01.2019 № 17)

5. Утвердить прилагаемое Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1045; от 14.01.2014 г. № 20)

6. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

а) до 10 августа 2008 г. утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами;

б) до 15 августа 2008 г. утвердить:

рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников учреждений (включая рекомендации по дифференциации уровней оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, порядку определения и размерам выплат компенсационного характера, а также порядку определения выплат стимулирующего характера и критериев их установления);

рекомендации по заключению трудового договора и его примерной форме;

в) до 1 сентября 2008 г. утвердить методические рекомендации по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда для работающих в них и в их территориальных органах работников;

г) до 1 ноября 2008 г. организовать и провести обучение специалистов федеральных государственных органов и учреждений — главных распорядителей средств федерального бюджета в связи с введением новых систем оплаты труда.

7. Федеральным государственным органам и учреждениям — главным распорядителям средств федерального бюджета (за исключением указанных в пункте 8 настоящего постановления) по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить:

до 15 августа 2008 г. — перечни основного персонала по видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений;

до 1 сентября 2008 г. — примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности с учетом рекомендаций, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

8. Федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации до 1 сентября 2008 г. утвердить:

а) порядок утверждения штатных расписаний (штатов) гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений;

б) размеры окладов (тарифных ставок) гражданского персонала с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), а также порядок определения должностных окладов руководителей воинских частей, учреждений и подразделений, их заместителей и главных бухгалтеров;

в) условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, но не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством;

г) условия и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу, а также их размеры в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

д) порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала, включая порядок направления средств на выплату окладов (тарифных ставок) гражданского персонала, в том числе должностных окладов руководителей, а также доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера;

е) (Утратил силу 01.01.2012 — Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1045)

81. Условия оплаты труда гражданского персонала федеральных автономных учреждений, функции и полномочия учредителей которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, с учетом установленных в соответствии с пунктом 8 настоящего постановления систем оплаты труда, имеющих для указанных федеральных автономных учреждений рекомендательный характер. (Дополнен с 1 января 2021 г. — Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2016 г. № 1339)

82. Федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации в отношении подведомственных им федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, воинских частей (подразделений) устанавливают предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников указанных учреждений, воинских частей (подразделений) (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) с учетом особенностей комплектования личным составом (военнослужащими и гражданским персоналом) и уровня оплаты его труда (денежного довольствия, денежного содержания). (Дополнен с 1 января 2021 г. — Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2016 г. № 1339)

9. Федеральным государственным органам по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить до 15 сентября 2008 г. условия оплаты труда работающих в них и в их территориальных органах работников (включая размеры окладов (тарифных ставок), а также порядок и условия выплат компенсационного характера и порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера), вводимые с 1 декабря 2008 г.

10. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций федеральных казенных учреждений, воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в части оплаты труда работников и гражданского персонала, а также на предоставление федеральным бюджетным и автономным учреждениям субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам, с учетом увеличения объема этих ассигнований с 1 декабря 2008 г. на 30 процентов в связи с введением новых систем оплаты труда. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1045; с 1 января 2021 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2016 г. № 1339)

11. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2012 г. № 975)

давать разъяснения по вопросам, связанным с применением настоящего постановления, за исключением положений, предусмотренных пунктами 22 — 24 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного настоящим постановлением; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2019 № 17)

внести в месячный срок в установленном порядке предложения по приведению нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим постановлением.

111. Министерству финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам, связанным с применением пунктов 22 — 24 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного настоящим постановлением. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2019 № 17)

12. Министерству обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации внести в месячный срок в установленном порядке предложения по приведению нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к сфере их ведения, в соответствие с настоящим постановлением.

13. Федеральным государственным органам привести нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к сфере их ведения, в соответствие с настоящим постановлением.

14. Признать утратившими силу с 1 декабря 2008 г. акты Правительства Российской Федерации согласно прилагаемому перечню.

Председатель Правительства

Российской Федерации В.Путин

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 5 августа 2008 г. N 583

ПОЛОЖЕНИЕ об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.09.2008 № 725, от 17.12.2010 № 1045, от 16.05.2012 № 482, от 26.09.2012 № 975, от 28.01.2013 № 55, от 14.01.2014 № 20, от 10.12.2016 № 1339, от 10.11.2017 № 1349, от 09.11.2018 № 1338, от 19.01.2019 № 17)

1. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее соответственно — работники федеральных учреждений, федеральные учреждения), которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1045; от 14.01.2014 г. № 20)

Настоящее Положение не распространяется на гражданский персонал воинских частей, федеральных учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, на работников федеральных государственных органов, система и условия оплаты труда которых устанавливаются в соответствии с пунктами 8, 81, 82 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 и иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также на работников федеральных учреждений, в которых нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации определен иной порядок установления систем оплаты труда. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 г. № 20; с 1 января 2021 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2016 г. № 1339; с 1 января 2021 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2017 г. № 1349)

2. Системы оплаты труда работников федеральных учреждений устанавливаются с учетом: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 г. № 20)

а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 г. № 20)

б) (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 г. № 20)

в) государственных гарантий по оплате труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях, утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1045; от 26.09.2012 г. № 975; от 14.01.2014 г. № 20)

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных и казенных учреждениях, утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1045; от 26.09.2012 г. № 975)

е) (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 г. № 20)

ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

з) мнения представительного органа работников.

21. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и федеральными учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и (или) автономные учреждения. Указанные примерные положения носят для федеральных бюджетных и автономных учреждений рекомендательный характер. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 10.12.2016 г. № 1339; с 1 января 2021 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2017 г. № 1349)

Системы оплаты труда работников федеральных казенных учреждений устанавливаются положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений. Указанные положения носят для федеральных казенных учреждений обязательный характер. (С 1 января 2017 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2016 г. № 1339; с 1 января 2021 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2017 г. № 1349)

(Пункт дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 г. № 20)

22. Федеральные государственные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей подведомственных федеральных учреждений, при утверждении положений (примерных положений) об оплате труда работников подведомственных федеральных учреждений по видам экономической деятельности предусматривают условие о непревышении расчетного среднемесячного уровня заработной платы работников указанных учреждений над расчетным среднемесячным уровнем оплаты труда федеральных государственных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы, указанных федеральных государственных органов в отношении учреждений, осуществляющих исполнение государственных функций, наделенных в случаях, предусмотренных федеральными законами, полномочиями по осуществлению государственных функций, возложенных на указанные федеральные государственные органы, а также обеспечивающих деятельность указанных федеральных государственных органов (административно-хозяйственное, информационно-техническое и кадровое обеспечение, делопроизводство, бухгалтерский учет и отчетность).

При утвержд

Особенности составления

При составлении положения об оплате труда необходимо учесть следующие особенности:

  • оно может включать в себя порядок и особенности выплаты премий работникам, в связи с чем необходимость в принятии положения о премировании отпадает;
  • документ составляется сотрудниками кадровой службы или бухгалтерии с учетом мнения представительного органа работников и утверждается руководителем компании (ИП);
  • если положение об оплате труда содержит нормы, противоречащие действующему трудовому законодательству, работодателю грозит существенный штраф;
  • cрок действия положения, а также порядок его обязательного пересмотра, законодательством не определен, поэтому составлять новый документ без необходимости не нужно.

Кто должен составлять положение

Существующие правила устанавливают, что Положение по оплате труда или иной локальный акт в сфере регулирования начисления зарплаты становится обязательным к разработке и принятию в том случае, если у субъекта бизнеса заключены трудовые контракты.

В общем порядке Положение может быть и необязательным документом, если вопросы по регулированию оплаты труда, отражены в Правилах внутреннего распорядка, Коллективного договора и иных нормативных документах.

В связи с тем, что нормы трудового права предусматривают несколько вариантов по решению вопросов, то обязательно должно быть установлено, какой из них применяется в данной организации. Это можно сделать только лишь путем издания соответствующего нормативного акта локального характера, действующего внутри фирмы.

Внимание: важность конкретизации начисления зарплаты имеет особое значение тогда, когда условия работы сотрудников отличаются от нормальных.

Решение о том, какой именно нормативный акт и сколько их должно быть издано, администрация компания принимает самостоятельно.

К тому же для малого бизнеса характерно объединение в одном акте нескольких. Например, у такого субъекта может существовать Положение об оплате труда и премировании работников, которое включает в себя сразу и Положение об оплате и Положение о премировании.

На больших предприятиях со значительным числом трудящихся, издаются отдельно подобные положения. Поэтому у крупной компании может существовать одновременно сразу значительное количество локальных нормативных документов.

Внимание: в этих случаях нормы права по регулированию оплаты труда могут содержаться сразу в нескольких актах. Поэтому важно при их составлении обязательно проверять их согласованность, так как в случае противоречия, документы могут быть признаны недействительными.

Разработкой Положения занимаются специалисты экономического отдела, после этого проект согласовывается с органами профсоюза и т.д.

Содержание положения об оплате труда

Четких указаний на то, какие разделы должны обязательно входить в положение об оплате труда – нет, однако, рекомендуется включить в него следующую информацию:

  • Общие положения (нормативные акты, регламентирующие вопросы оплаты труда в компании или у ИП, круг лиц, на которых распространяется действие данного документа, лица, ответственные за выдачу заработной платы и премии, порядок направления работнику расчетного листка).
  • Сведения о порядке выплаты заработной платы (применяемые в организации системы оплаты труда, размеры з/п, порядок, место и срок выплаты зарплаты, особенности выплаты з/п сезонным работникам, сотрудникам, занятым на работе в условиях Крайнего Севера и иным категориям работников, чьи условия труда, отклоняются от нормальных).
    Примечание

    : особенности оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, могут быть выделены в отдельный раздел.

    Обратите внимание

    , что с 3 октября изменились сроки выплаты заработной платы. Если ранее работодатель мог выдавать ее в любой промежуток времени, но не реже 2 раз в месяц, то теперь заработная плата должна быть перечислена сотруднику не позднее 15 числа следующего месяца. Разрыв между авансом и зарплатой по-прежнему не должен превышать 15 дней. За нарушение сроков выплаты зарплаты также были ужесточены штрафные санкции.

  • Порядок премирования работников. Данный раздел включается в Положение, если отдельного документа о премировании сотрудников в организации или у ИП не установлено.
  • Иные условия оплаты труда.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: