Планирование выездных налоговых проверок по критериям №№ 1, 11 и 12


Блог

Любой налогоплательщик может оценить вероятность включения организации в план выездных налоговых проверок.

Для этого существует документ, описывающий 12 критериев налоговых рисков.

В компьютеры налоговых органов заложена программа, которая автоматически отбирает налогоплательщиков. Например, если

  • организация имеет налоговую нагрузку ниже среднеотраслевой,
  • отражает убытки в течение 2х и более лет,
  • опережающий темп роста расходов над доходами,
  • выплата среднемесячной заработной платы ниже среднего уровня,
  • непредоставление пояснений на уведомления налоговых органов,
  • неоднократное снятие с учета и постановка на учет в разных районах (ИФНС),
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (использование контрагентов фирм-однодневок, цепочка контрагентов для минимизации налогов) и т.д.

12 критериев налоговых рисков

Связанный курс



Продвинутый бухгалтер
Узнать подробнее
Критерий № 1: Налоговая нагрузка ниже чем средний уровень налоговой нагрузки по другим организациям (предпринимателям) в конкретной сфере торговли или производства. Налоговая нагрузка – это отношение суммы всех уплаченных налогов к выручке организации (без учета НДС). Показатели налоговой нагрузки можно посмотреть на сайте налогового органа и скачать налоговый паспорт каждого региона. В разделе 9 и 10 этого документа — данные о налоговой нагрузке.

Критерий № 2:В течении двух и более лет организация в бухгалтерской отчетности и налоговой отчетности организация показывает убыток.

Критерий № 3. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость равна или больше 89% за период 12 месяцев.

Пример: Выручка (без учета НДС) 10 млн. руб, НДС — 1,8 млн. руб. Организация уплатила НДС в бюджет менее 100 тысяч рублей – она попала в зону риска для проведения выездной налоговой проверки. Почему? Максимальная доля вычетов 89% — в рублях это составляет 1 602 тыс. руб. Значит для того, что бы организация не попала в зону риска по данному критерию она должна уплатить в бюджет не менее 198 тыс. руб. Налоговый орган при расчете данного показателя ориентируется на сложившейся процент в каждом регионе. Информацию о максимальной доле вычетов по НДС можно найти на сайте налогового органа.

Критерий важен для организаций, применяющих общую систему налогообложения.

Критерий № 4: Доходы растут медленнее чем расходы. Темп роста расходов опережает темп роста доходов. Критерий важен для организаций, применяющих общую систему налогообложения.

Критерий №5: Заработная плата работника организации ниже среднего уровня заработной платы по аналогичному виду экономической деятельности в городе, районе, области или краю.

Критерий № 6:Неоднократное (более 1 раза) приближение к предельному значению таких показателей как выручка, численность сотрудников, остаточная стоимость основных средств, дающих право применять спецрежим. Во внимание принимается приближение на 5 процентов и менее.

Критерий № 7: Предприниматель за год в книге учета доходов и расходов отражает суммы расхода максимально приближенные к сумме дохода. Доля налоговых вычетов в общей сумме доходов больше 83%.

Критерий №8:Заключение договоров с контрагентами посредниками либо несколькими контрагентами посредниками без наличия деловой цели. Создание цепочки контрагентов с целью уменьшения суммы начисляемых налогов .

Критерий №9:На уведомление (требование) налоговых органов о выявлении несоответствия показателей деятельности организацией не дается ответ. Либо организаия не может пояснить налоговому органу выявленные ошибки в налоговых декларациях и отчетах.

Критерий №10: Если организация два раза и более производила снятия с учета и постановку на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения.

Критерий №11: Уровень рентабельности продаж и активов по данным бухгалтерской отчетности отклоняется более чем на 10 процентов от уровня рентабельности продаж и активов аналогичных предприятий (одинаковой сферы деятельности).

Критерий №12:Ведение деятельности с высоким налоговым риском.Организация ведет деятельность, которая направлена на получение необоснованной налоговой выгоды . Например совершение фактов хозяйственной жизни не характерных для деятельности данной организации или отражение в учете и отчетности операций, которых не было, с целью занижения сумм начисленных налогов.

/ «Бухгалтерская энциклопедия «Профироста» 24.03.2017

Информацию на странице ищут по запросам: Курсы бухгалтеров в Красноярск, Бухгалтерские курсы в Красноярске, Курсы бухгалтеров для начинающих, Курсы 1С:Бухгалтерия, Дистанционное обучение, Обучение бухгалтеров, Обучение курсы Зарплата и кадры, Повышение квалификации бухгалтеров, Бухгалтерский учет для начинающих Бухгалтерские услуги, Декларация НДС, Декларация на прибыль, Ведение бухгалтерского учета, Отчетность в налоговую, Бухгалтерские услуги Красноярск, Внутренний аудит, Отчетность ОСН, Отчетность в статистике, Отчетность в Пенсионный Фонд, Бухгалтерское обслуживание, Аутсорсинг, Отчетность ЕНВД, Ведение бухгалтерии, Бухгалтерское сопровождение, Оказание бухгалтерских услуг, Помощь бухгалтеру, Отчетность через интернет, Составление деклараций, Нужен бухгалтер, Учетная политика, Регистрация ИП и ООО, Налоги ИП, 3-НДФЛ, Организация учета

Общедоступные критерии налогового риска: нормативная база

Под «налоговыми рисками» следует понимать факторы, при наличии которых хозяйствующий субъект с достаточно высокой вероятностью допустит уклонение от уплаты налогов (получит необоснованную налоговую выгоду). Эти факторы систематизировала Федеральная налоговая служба.

В приказе ФНС о концепции планирования выездных проверочных мероприятий от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] содержатся критерии риска налоговой проверки: при обнаружении соответствия им деятельности предприятия налоговики «диагностируют» вероятное снижение платежеспособности или платежной дисциплины хозяйствующего субъекта, возможное участие в схемах ухода от налогообложения и назначают выездное контрольно-надзорное мероприятие.

Изначально ФНС (в первой редакции приказа № ММ-3-06/[email protected]) выделяла 11 критериев, по которым оценивалась хозяйственная деятельность налогоплательщиков на предмет налоговых рисков. Но уже во второй редакции нормативного акта появился 12 критерий налогового риска. С тех пор количество соответствующих критериев остается неизменным. Рассмотрим их подробнее.

Управление рисками компании: зачем необходима проверка контрагентов?

Налоговые проверки направлены на контроль за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств, а также на выявление нарушений налогового законодательства РФ, допущенных налогоплательщиками при осуществлении деятельности. С 2021 года налоговые органы наделены правом проверки достоверности сведений, содержащихся или вновь вносимых в ЕГРЮЛ. В нашей статье «Должная осмотрительность налогоплательщика в 2017-2018 году: понятие, проявление, грядущие изменения» мы упоминали о необходимости проявления налогоплательщиками «должной осмотрительности» при выборе контрагента, в том числе рассказывали о том, как необходимо проверять своих новых и действующих контрагентов во избежание поверок со стороны налоговых органов. Как отмечалось в указанной статье, в июне 2021 года ФНС России снова напомнила налогоплательщикам о необходимости проявления должной осмотрительности и способах проверки добросовестности контрагентов, утвердив Письмо ФНС России от 24.06.2016г. № ЕД-19-15/104. И на сегодняшний день основными фактами, подтверждающими бездействие налогоплательщика по проявлению должной осмотрительности, для налоговиков могут стать:

  • отсутствие государственной регистрации контрагента или регистрация по утерянному паспорту, на недееспособное лицо;
  • отсутствие контрагента по указанному юридическому адресу;
  • сдача контрагентом нулевой отчетности, в том числе ее непредставление в налоговую инспекцию;
  • подписание документов по сделкам и хозяйственным операциям не установленными лицами.

Напомним, что Приказом ФНС России от 11 февраля 2021 года № ММВ-7-14/[email protected] утверждены основания для проведения налоговыми органами мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ. Поэтому если налогоплательщик будет ссылаться на отсутствие в действующем законодательстве РФ обязанности по проверке контрагентов, в случае налогового спора судом такие доводы налогоплательщика будут отклонены, поскольку каждый налогоплательщик при ведении предпринимательской деятельности обязан проявлять должную осмотрительность. Помимо этого суды указывают, что налогоплательщики в своей деятельности сами выбирают своих контрагентов, также самостоятельно вступают с ними в правоотношения, именно поэтому налогоплательщику следует проявлять такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволит ему работать только с благонадежными и добросовестными контрагентами, и такая работа не должна приводить к нарушению налогового законодательства РФ (см. Постановления АС Западно-Сибирского округа от 31 мая 2021 года № А75-10708/2015, Уральского округа от 27 мая 2021 года №А07-9933/2015, Северо-Кавказского округа от 25 мая 2021 года № А53-15222/2015). Таким образом, не проявляя должную осмотрительность и не проверяя своих контрагентов, налогоплательщик рискует получить отказ в вычете НДС и в учете налоговых расходов.

Специальные системы и открытые источники

Система управления рисками (СУР) АСК НДС-2. Принцип работы данной программы строится на выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты НДС, в том числе потенциальных «фирм-однодневок». Программа АСК НДС-2 анализирует связи с такими компаниями других налогоплательщиков. Так, например, СУР АСК НДС-2 в автоматическом режиме делит налогоплательщиков на три категории:

  • с низким налоговым риском (когда налогоплательщик уплачивает НДС, не имеет взаимоотношений с потенциальными «фирмами-однодневками», а также имеет собственные средства для осуществления деятельности);
  • со средним налоговым риском (те налогоплательщики, которые по тем или иным причинам не попали в категорию налогоплательщиков с низким налоговым риском);
  • с высоким налоговым риском (налогоплательщики, которые не уплачивают НДС, либо платят его в минимальном размере, ведут взаимоотношения с потенциальными «фирмами-однодневками», и вовсе не имеющие собственных средств для ведения деятельности).

Благодаря программе АСК НДС-2 стало возможным выявить разрывы по НДС в цепочке контрагентов, а так же стала доступной информация о цепочке собственников контрагента включая бенефициаров. Такой поиск осуществляется в автоматическом режиме на основании сведений из отчётности налогоплательщика сопоставленных с данными контрагентов налогоплательщика. Если в цепочке контрагентов имеется какое-либо расхождение, программа автоматически направляет такой компании требование о предоставлении соответствующих пояснений. Также о работе программы СУР АСК НДС-2 мы рассказывали в нашей статье: «Как программа АСК НДС-2 выявляет «расхождения» и «разрывы» по НДС. Цепочки контрагентов: почему они больше не работают?».

«Ручной» анализ. Таким способом налоговая инспекция выявляет операции, совершенные налогоплательщиками с целью получения необоснованной налоговой выгоды. В частности «ручной» анализ позволяет осуществлять:

  • поиск в цепочке «проблемных» контрагентов;
  • выявление подконтрольных субъектов, находящихся на упрощенной системе налогообложения, в том числе выявление признаков искусственного дробления.

Информационная база ПИК «Однодневка» – это специальный реестр юридических лиц, с признаками анонимных структур. С помощью данной базы и сведений о контрагентах налогоплательщика, налоговый инспектор может отследить всю цепочку или конкретных интересующих его контрагентов, и проверить сделки по ним. Все действия инспекторов с использованием базы ПИК «Однодневка» осуществляются для выявления в налоговых связях налогоплательщика «фирм-однодневок». После выявления «фирм-однодневок» и анализа совершенных с ними сделок налогоплательщиком, налоговый инспектор подсчитывает ориентировочную сумму налога, подлежащую доначислению.

Программа по проверке контрагентов «СПАРК» – разработка ЗАО «Интерфакс», эта программа предназначена для управления рисками. Используется для проверки контрагентов, проведения анализа потенциальных (будущих) контрагентов для всецелого управления финансовыми и налоговыми рисками. Информационная база данной программы сформирована на основании множества источников данных, включая ФНС России и даже Высший арбитражный суд РФ. Основные возможности и преимущества программы по проверке контрагентов СПАРК:

  • проверка и оценка рисков контрагента, в том числе длительность осуществления деятельности, наличие кредиторской задолженности, проверка адреса контрагента на массовость, количества смены руководителей и т.п.;
  • формирование готовых списков неблагонадежных и недобросовестных компаний, не предоставляющих налоговую отчетность, в том числе имеющих задолженность перед бюджетом, уровня его платежеспособности;
  • сведения о намерениях потенциального контрагента внести изменения в свои учредительные документы, предоставляемые на основе запроса в инспекцию ФНС;
  • актуальность информации за счет регулярного обновления программы;
  • получение сравнительного анализа;
  • список компаний, находящихся в процедуре банкротства;
  • быстрый поиск взаимоотношений с сомнительными налогоплательщиками;
  • проверка контрагента в ЕГРЮЛ по номеру ИНН, формирование выписки из ЕГРЮЛ в отношении контрагента;
  • получение информации о кредитной истории юридических и физических лиц, участвующих в сделке.

Из всего вышеперечисленного программа по проверке контрагентов «СПАРК» – имеет гораздо больший функционал, который позволяет налоговикам увидеть каждого контрагента буквально насквозь. Используя данные из этих систем, налоговый орган выстраивает схему группы взаимосвязанных лиц. Так становится понятно, в какую сторону двигаться. Выявив связи, инспектор принимается за анализ открытых источников информации: сайт компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях. Здесь проверяющий хочет найти фразы «Группа , «Холдинг…» и другую информацию, которая прямо или косвенно указывает на взаимозависимость субъектов и/или их подконтрольность одному лицу. Собственники бизнеса в большинстве своем люди амбициозные, поэтому большие развернутые статьи в ключе «я вложил последние 10 тыс. долларов, а теперь это группа компаний с оборотом в 1 млрд.» не редкость. Опасной может стать информация, например, о размере выручки удачливого бизнесмена, о статусе «официального представителя в РФ такого-то бренда» при отсутствии прямого импорта, а также перечне сотрудников компании, крупных контрактах и т.п.

Критерии налогового риска: актуализация

Актуализацию показателей, при которых задействуются рассматриваемые критерии оценки налоговых рисков, ФНС осуществляет ежегодно. В числе ключевых типов таких показателей — налоговая нагрузка и рентабельность в среднем по отрасли. Налогоплательщик может сравнить их со своими показателями, и если заметит расхождения, у него появятся основания ожидать повышенного внимания со стороны налоговиков.

Информирование налогоплательщиков о факте актуализации тех или иных показателей по критериям оценки рисков ФНС осуществляет, как правило, по завершении года — по которому и собирается среднеотраслевая статистика. Критерии налоговых рисков (выездной налоговой проверки, как следствие) по итогам 2021 года еще готовятся. Но в достаточной степени актуальными правомерно считать ранее исчисленные показатели для 2021 года. Доступны они на сайте ]]>ведомства]]> в виде таблицы Excel.

Можно загрузить данные и по предыдущим годам. Статистика, подготовленная ФНС по отраслям, оформлена в виде приложений к приказу № ММ-3-06/[email protected] Таким образом, всякий раз актуализируется по существу сам нормативный акт, устанавливающий критерии налоговых рисков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: