Изменение порядка проведения налоговых проверок в 2021 году

Статья 87 Налогового кодекса РФ определяет два вида налоговых проверок: камерные и выездные. Порядок проведения камеральных налоговых проверок регламентирован статьей 88 Налогового кодекса РФ. Она же дает определение термину «камеральная налоговая проверка» – это проверка, осуществляемая по месту нахождения соответствующего органа ФНС, на основании налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также иных данных, имеющихся у налогового органа. Данный вид налоговой проверки проводится не требует решения руководителя налогового органа. Что касается выездных налоговых проверок, порядок их проведения установлен 89 Налогового кодекса РФ.

Для проведения выездной налоговой проверки, налоговому инспектору необходимо получить специальное разрешение руководителя (его заместителя) налоговой инспекции. Выездная налоговая проверка осуществляется на территории налогоплательщика. Федеральным законом от 18.07.2017г. № 163-ФЗ была дополнена статья 82 Налогового кодекса РФ, которая определяет правила проведения налоговых проверок и налогового мониторинга. Об этом и пойдет речь в настоящей статье.

Новые правила налоговых проверок с августа 2021

ФНС с 2021 прекращает применение правил Пленума ВАС РФ 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» ?

Налоговый адвокат Гордон А.Э.

Москва

При проведении налоговых проверок в 2021 г. заявленных в декларациях налоговых вычетов и расходов налоговые органы России не должны применять критерии «обоснованной/необоснованной налоговой выгоды» и иные правила, установленные Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006г. №53.

По правилам новой статьи 54.1 НК РФ, в рамках налоговых проверок в 2021 обоснованность применения вычетов и расходов будет оцениваться налоговиками по критериям «злоупотребления правами», введенным этой статьей.

Если быть точным, то есть, с середины августа 2021г. налоговые органы помимо существовавших правил частей 1 и 2 НК РФ получили в свое распоряжение два новых основания для снятия вычетов и расходов, а налогоплательщики — новую обязанность: по каждой декларации, и в каждой выездной бизнесу придется доказывать право на применение вычетов и расходов.

Новые правила проведения налоговых проверок в 2021 применяются при проведении камеральных налоговых проверок деклараций по НДС — начиная с даты вступления в силу этой статьи (с 19 августа 2017), а по выездным проверкам — начиная с года назначения выездной проверки в котором вступила в силу статья 54.1 НК РФ. То есть, выездные проверки, назначенные после 19.08.2017, будут проводиться налоговиками с учетом правил статьи 54.1 НК РФ. Соответственно, правила Постановления №53 налоговики принимать во внимание не будут, даже по сделкам, совершенным до августа 2021.

Правила проведения налоговых проверок по статье 54.1 НК изложены в письме ФНС РФ от 31 октября 2021 г. N ЕД-4-9/[email protected] и формально носят рекомендательный характер, но ознакомление с полным текстом вывод не оставляет сомнений: с августа 2021 налоговики обязаны применять новые правила налоговых проверок.

Вместе с тем, в письме есть и пряники для налогоплательщиков:

1) С августа 2021 при составлении актов налоговых проверок выводы о налоговых нарушениях должны мотивироваться ссылками на правила статьи 54.1 НК РФ, а так же быть «вообще» мотивированными. Это значит, что для мотивировки решений инспекторов не могут применять термины Постановления №53, например, «необоснованная налоговая выгода» и «должная осмотрительность».

2) Теперь самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий: подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом; нарушение контрагентом налогового законодательства; наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).

До территориальных налоговых инспекций РФ доведены и разъяснены требования статьи 54.1 НК, чтобы исключить возможность предъявления налоговыми органами формальных претензий к налогоплательщикам при проведении налоговых проверок.

Из письма ФНС следует не двусмысленный вывод: инспекциям следует оформлять налоговые претензии мотивированно и системно, по совокупности доказательств. Например, в случае обнаружения «токсичных» счетов-фактур, акт налоговой проверки будет не просто мотивирован одним этим фактом, а в дополнение впишут и еще несколько обстоятельств, для системности и мотивированности.

Выездная налоговая проверка проводится на основании устного распоряжения, либо письменного решения?

Порядок проведения выездных проверок достаточно полно отражен в Письме ФНС России «О рекомендациях…» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (далее – Рекомендации).

Перед проверкой обязательно составляется программа мероприятий, которой руководствуются должностные лица ФНС. Она отражает полный перечень действий, которые позволят осуществить мониторинг возможных нарушений и собрать достаточное количество доказательств, их подтверждающих.

На основании устного распоряжения выездная проверка проводиться не может — без решения о проведении проверочных мероприятий она будет признана незаконной. Решение в силу п. 1.2 Рекомендаций выносится ФНС по месту учета проверяемой фирмы. Документ обязательно должен подписываться либо руководителем, либо заместителем руководителя ФНС.

Форма решения утверждена в Приложении № 3 к Приказу ФНС России «Об утверждении…» от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

В документе указываются следующие данные:

  1. Название проверяемого юридического лица.
  2. Предмет проверочных действий.
  3. Налоговые периоды, проверяемые в рамках проверочных мероприятий.
  4. Данные о лице, проводящем проверку, с указанием Ф.И.О. и должности.

Копия решения должна быть вручена руководителю или представителю проверяемой организации, о чем делается отметка в его копии, которая остается в ФНС.

Выявление и оценка искажений в учете в рамках налоговой проверки 2021

Правила п.1 ст.54.1 НК РФ

Пунктом 1 ст.54.1 НК РФ установлен запрет уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Пункт направлен на борьбу с уклонением от налогов через искажение …. .

ФНС разъясняет: Положения п.1 ст.54.1 НК предполагают умышленные действия самого налогоплательщика по внесению искажений. Это обстоятельство должно быть установлено налоговой проверкой 2021. Как будут устанавливать.

При проведении налоговой проверки в 2021 налоговый орган должен доказать: сознательное искажение налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика и цель таких действий — в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога, неправильного применения налоговой ставки, налоговой льготы, налогового режима, манипулирования статусом налогоплательщика, умышленных действий налогового агента по неудержанию (неполному удержанию) сумм налога, подлежащего удержанию налоговым агентом.

При отсутствии в материалах налоговой проверки 2018 доказательств такого умысла у налогоплательщика, методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ.

Какие действия ФНС будет считать умышленными искажениями для п.1 ст. 54.1 НК РФ:

В Тексте письма ФНС изложены конкретные признаки умышленного искажения, правда перечень открытый и очевидно оценочный, что ставит проверяемых в заведомо высокорискованное положение.

В налоговых проверках 2021г. инспекторы должны считать искажения умышленными и рассматривать их в качестве элементов налоговой схемы, если имеет место хотя бы один из признаков:

1)создание схемы «дробления бизнеса», направленной на неправомерное применение специальных режимов налогообложения;

2)совершение действий, направленных на искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения;

3)создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;

4)нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения).

Способами искажения сведений об объектах налогообложения, которые при проверке могут квалифицироваться по пункту 1 статьи 54.1 НК РФ, ФНС считает (в частности): неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц, а также отражение налогоплательщиком в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.

При этом подконтрольность может рассматриваться по разному — от «легальной» взаимозависимости, до использования однодневок. Соответственно, выявление однодневок в цепочке поставщиков, само по себе, не должно рассматриваться, как основание для снятия вычетов и расходов. Вместе с тем, учитывая рассматриваемые разъяснения ФНС и данные налоговой службой ранее, облегчения налоговых проверок ждать не стоит. Теперь снятие будут доказывать косвенными доказательствами и совокупностью доказательств.

Выездная проверка налоговой инспекции: что проверяют?

Документы, содержащие сведения, которые ФНС может получить у иных государственных органов чаще всего не исследуются в ходе проверки. В п. 5.3 Рекомендаций раскрывается огромный перечень информационных баз, которые должностные лица вправе изучать. К ним относятся сведения из реестров ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, данные из ЕГАИС, ФСС, Таможня Ф, Реестра ККТ, и многих других баз.

Основным направлением выездных проверочных мероприятий является проверка документов, находящихся у налогоплательщика. Их примерный перечень содержится в п. 5.1 Рекомендаций.

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

Москва: +7 (499) 938-49-02

Петербург: +7 (812) 467-39-58

Бесплатный звонок по России, доб. 453

Могут изучаться:

  1. Лицензии.
  2. Путевые листы.
  3. Данные бухучета.
  4. Данные бухгалтерской отчетности.
  5. Приказы, изданные в организации.
  6. Учредительные документы.
  7. Договоры с контрагентами.
  8. Договоры с клиентами.
  9. Накладные.
  10. Первичные учетные документы.
  11. Иные документы.

Таким образом, каких-либо ограничений по перечню возможных документов, которые вправе проверять сотрудники ФНС нет. В силу п. 12 ст. 89 НК РФ для должностных лиц открыт доступ ко всей документации, которая так или иначе связана с уплатой налогов.

Если организация препятствует проведению проверочных мероприятий, в том числе не предоставляет необходимые документы, чем лишает сотрудников ФНС возможности провести их анализ, возможно привлечение фирмы к административной ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ. Штраф – от 5 до 10 тысяч рублей. Если же по причине создания препятствий проверка не была завершена, размер штрафа может увеличиться и составить от 20 до 50 тысяч рублей.

Как в 2021г. налоговики будут доказывать нарушения п.1 ст.54.1 НК РФ

Элементы состава (Обстоятельства по вышеназванным пунктам 1, 2 и 4) выявляются документально, а потому методика их установления контролерами при проведении налоговой проверки в 2021г. очевидно не будет отличаться от применяемой ранее.

Умысел действий проверяемого на снижение налоговой базы и т.д. именно за счет искажений — доказать гораздо сложнее, и как правило, проверяющие к этом вопросу подходят формально. Традиционно в актах налоговых проверок контролеры подменяют доказывание перечислением некоторых обстоятельств. Указывая на это, ФНС в письме одновременно разъясняет недопустимость такого подхода.

Как будут доказывать умысел налогоплательщика на применение налоговой схемы в 2021:

ФНС предписывает инспекторам в рамках налоговой проверки в 2018г. доказывать умысел на применение налоговой схемы через выявление одновременного наличия обстоятельств, свидетельствующих о том, что:

1)лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) — использование незаконной схемы, в результате которой уменьшается налог

2)желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия) — уменьшение суммы налога.

Так, по мнению ФНС, одним из признаков противоправных умышленных действий налогоплательщика на незаконное снижение налогов являются факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему. По этому, налоговые проверки в 2021 году любых налогоплательщиков будут содержать обязательный элемент — проверку взаимозависимости и подконтрольности участников сделок.

Сейчас, при сдаче отчетности в электронной форме это сделать не сложно. На первом этапе выявление перечисленных признаков устанавливается автоматически — программой роботом. Еще в 2015 году была разработана а в 2021 полностью введена в эксплуатацию автоматизированная система контроля «АИС Налог-3» (Приказ Федеральной налоговой службы от 10 февраля 2021 г. N ММВ-7-15/[email protected]).

Каким образом может проводиться выездная налоговая проверка и как оформляются ее результаты?

Согласно НК РФ выездная налоговая проверка по общему правилу длится 2 месяца. Однако данный срок может продляться до 4, а иногда и 6 месяцев (при наличии исключительных обстоятельств).

Порядок проведения проверочных мероприятий содержится как в уже упомянутых Рекомендациях, так и ФЗ «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294.

При начале проверки должностные лица ФНС предъявляют служебное удостоверение и знакомят руководство организации, либо ее представителя с решением о проведении проверки (п. 4 ст. 12 ФЗ № 294). При отсутствии на месте представителя фирмы, проводить проверочные действия запрещено. Однако отсутствие руководства чревато возможностью последующей проверки без предварительного уведомления.

Перечень действий, которые могут быть произведены инспекторами, раскрывается в п. 5.4 Рекомендаций.

Сотрудники ФНС вправе:

  1. Направлять в иностранные государственные органы запросы, в случае, если сведения о регистрации иностранного контрагента, заключавшего сделки с проверяемой фирмой, не нашли подтверждения в базе данных иностранного государства, либо если есть основания полагать, что проверяемая фирма уклоняется от уплаты налоговых платежей путем заключения сделок с иностранными контрагентами.
  2. Запрашивать сведения о банковских счетах и движению по ним.
  3. Проводить инвентаризацию активов.
  4. Проводить допросы свидетелей.
  5. Осматривать как документы, так и территории, предметы.
  6. Истребовать документы.
  7. Производить выемку.
  8. Проводить экспертизу.
  9. Привлекать специалиста.
  10. Привлекать переводчика.
  11. Привлекать понятых.

По окончании проверки составляется справка в которой отражаются основные моменты, которые имели место в ходе проверочных мероприятия. К ним относятся срок проверки, данные о ее продлении и приостановлении, и т.д. В течение 2 месяцев после составления справки оформляется акт проверки, в котором отражаются нарушения, выявленные в ходе ее проведения.

Что должен доказывать налогоплательщик с 2021 года в каждой налоговой проверке

Обязанность доказывания для налогоплательщика фактически установлена в ч.2 ст.54.1 НК

С августа 2021, после введения ст.54.1 НК, налогоплательщикам при сдаче налоговой отчетности придется дополнительно всегда доказывать два обстоятельства:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Более правильно утверждение: у налоговиков в 2021г. появились два новых установленных законом (НК РФ) основания для снятия вычетов и расходов. По мнению ФНС по новым правилам ч.2 ст.54.1 НК расходы могут быть сняты при проверке если:

1) у налогового органа есть доказательства наличия у налогоплательщика основной цели совершения сделки (операции) — неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) налога (сбора) (п.1 ч.2 ст.54.1 НК);

2) если материалы проверки свидетельствуют, что товар (работа, услуга) исходят от иного лица, а не от заявленного контрагента (п.2 ч.2ст.54.1 НК).

Перечисленные признаки оценочные, и можно предполагать, как их будут применять контролеры. Например, в своем письме ФНС оценивает полученные в рамках проверок сведения (доказательства) не как прямые, а как косвенные.

В каких случаях может проводиться повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика?

Согласно п. 1.3.3 Рекомендаций максимальное количество проверок в год ограничивается двумя. Однако из этого правила имеется исключение. Если руководитель ФНС России примет решение о том, что необходимо провести большее количество проверок, то территориальная ФНС вправе это сделать. Решение принимается на основании запроса территориального органа налоговой службы.

Что касается ограничений на проведение повторных проверок, то они установлены в п. 3.1 Рекомендаций. Согласно данному пункту, повторные проверки по общему правилу невозможны, но имеются следующие исключения, когда допускается проведение повторных проверочных мероприятий:

  1. Когда проверку производит вышестоящая ФНС.
  2. Когда налогоплательщик представил уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога.
  3. Когда налогоплательщик ликвидируется или реорганизуется.

***

Таким образом, порядок проведения выездных проверочных мероприятий подробно отражен в различных нормативных актах, упомянутых в статье. Проверяемая организация, изучив публикацию, может подготовиться ко всем возможным проверочным действиям сотрудников ФНС.

Новое в налоговом контроле 2021

Настал новый 2021 год и государство в очередной раз демонстрирует то, как можно совершенствовать контроль за бизнесом. И справедливости ради надо сказать, что делает оно это всё более и более эффективно, что признают и западные специалисты, наведываясь порой в Россию для обмена опытом. Лидером же среди контролеров, как всегда, выступает Федеральная налоговая служба, которая научилась очень эффективно использовать возможности информационных технологий в фискальных целях. ФНС использует ИТ-технологии зачастую много эффективнее бизнеса, что, впрочем, не удивительно, учитывая какие средства «вкачиваются» государством в этом направлении.

Все мы с вами помним обещания государства, что проверять бизнес, особенно малый, будут не часто, без излишних придирок. Был даже выпущен отдельный закон №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по которому плановые проверки проводятся не чаще, чем 1 раз в 3 года. Но вот на налоговые проверки данный закон не распространяется. Оно и понятно, бюджет необходимо пополнять. Налоговый же кодекс постоянно дополняется. В августе 2021 были внесены поправки, серьёзно меняющие позицию государства в отношении необоснованной налоговой выгоды, а последнее дополнение (от 27 ноября 2021 года, вступило в силу с 1 января 2021 года) серьёзно изменило редакцию сразу двух частей Налогового кодекса, в том числе и в части налогового контроля.

На что надо пристально обращать внимание при повышенном интересе налоговой к вашему бизнесу:

1. На первом месте стоит поставить внедряемый программный комплекс АСК НДС-3. Напомним, что пока на нас с вами очень успешно обкатан АСК НДС-2. С его помощью налоговики в автоматическом режиме находят все разрывы по НДС в цепочках сделок – а соответственно выявляют, кто в этих самых «цепочках» уклонился от уплаты налогов.

АСК НДС-3 по своей сути намного более продвинутый, чем его предшественник. Новый комплекс позволяет полностью автоматизировать контроль за движением денег не только за счетами юридических лиц, но и физических. Внедрён механизм интеллектуального поиска, который позволяет очень быстро выявлять взаимосвязанные компании и связанные с ними физические лица – а значит видеть кто, где, как оптимизировал налоги и кому предъявлять претензии. В помощь контролёрам с 2021 года будет передана база ЗАГС, что позволит выявлять взаимосвязанных лиц и по признакам родства. Фактическую реализацию товаров в рознице фискалы смогут видеть при анализе данных поступающих от онлайн-касс. И хотя срок их внедрения для тех, кто применяет ЕНДВ или патентную систему, отложили еще на год, по большому счёту, этот факт мало на что повлияет. Просто полноценный контроль для этих компаний начнётся несколько позже.

Ещё хотелось бы отметить, что в некоторых отраслях активно внедряется система маркировки. Пока это коснулось меховых изделий, табачных и лекарственных средств. То есть тех отраслей, в которых по мнению государства присутствует серьёзный теневой оборот товаров. Тренд очевиден – собрать в электронную базу данных всю возможную информацию, касающуюся налогоплательщика. И вот после того как тотально соберутся все данные по движению товаров, движению денег и конечным бенефициарам бизнеса любая компания может оказаться в зоне риска.

Основная же опасность АСК НДС-3 состоит в том, что в нём автоматически начнёт формироваться отчёт, который сам по себе может являться основанием для возбуждения уголовного дела, если сумма нарушений превысит установленный законом размер. И если ранее Следственный комитет должен был проводить доследственную проверку, запрашивать у контрагентов документы, проводить опросы и допросы сотрудников налогоплательщика и его контрагентов, анализировать полученные данные и делать выводы, то с помощью нового программного комплекса для сбора достаточно большой части доказательств достаточно будет «нажатия одной кнопки».

Рекомендовать же можно то, что предлагалось и ранее, только делать это теперь надо с большим старанием, без формализма, не только «для галочки». Надо активно проверять своих контрагентов, руководителей этих компаний и их полномочия. Смотреть базы данных судебных приставов, судебных дел и любые иные подобные источники. Проверять бухгалтерские данные и активы организации на их соответствие действительности и непротиворечивость. И только после этого принимать решение о сотрудничестве с контрагентом.

2. Далее стоить поговорить про очень популярные у налоговых органов встречные проверки, совершенствованию которых конца и края не видно. По мнению Минфина и ФНС, многие недобросовестные фирмы живут менее трёх лет, а после этого перерегистрируются в другие регионы или ликвидируются разными «серыми» способами (присоединением или через смену участников и увод компании в другой регион, где она ликвидируется). Поэтому налоговые органы часто (особенно это касается московского региона) всеми правдами и неправдами препятствуют перемещению юридических лиц между инспекциями и регионами. Мешать же такому перемещению могут и проводимые мероприятия налогового контроля.

Особенно активно проводятся встречные проверки, ведь один из любимых и эффективных приёмов контролёров – затребовать документы у контрагентов. И очень часто такие мероприятия заканчиваются серьёзными доначислениями, порой с возбуждением уголовных дел. Рекомендации налогоплательщикам возможны следующие:

— Если ваш контрагент не отразил спорные сделки или отрицает сам факт их совершения, при оспаривании выводов налоговой инспекции упирать надо на то, что контрагент может быть заинтересован в утаивании информации по сделкам и строить выводы только на его показаниях нельзя. Ведь факт выполнения работ или оприходования товара не опровергнуты. И кроме этого налоговая не обеспечила, например, проведение почерковедческой экспертизы.

Налогоплательщик сам может ходатайствовать о проведении такой экспертизы и если она подтвердит подписание документов контрагентом, это будет весомым подкреплением ваших показаний. Такой позиции придерживаются многие арбитражные суды.


— Процедуры налогового контроля достаточно сильно регламентированы на уровне как закона, так и ведомственных инструкций. Поэтому необходимо досконально фиксировать все ошибки налоговиков при проведении мероприятий налогового контроля, чтобы ссылаться на них при оспаривании актов налоговых органов.

Допустим налоговая проводит осмотр складских помещений и делает вывод, что ваш контрагент или вы сами хранить товар там не могли, например, по причине непригодности данного помещения для этого. Но в нарушении статьи 92 Налогового кодекса контролёры забывают уведомить владельца помещения или пригласить понятых. А значит и результаты такого осмотра учитывать нельзя.

То же самое касается и деятельности полиции. Достаточно распространённый пример. Налоговая (часто совместно с полицией) допросила руководителей и сотрудников ваших контрагентов. Но не уведомили их об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, то есть налицо нарушение статьи 90 Налогового кодекса. А значит эти показании впоследствии нельзя учитывать, так как получены они с нарушением закона.

При допросах часто бывает, что налоговая или полиция слишком много внимания уделяют свидетельским показаниям, полученным по прошествии значительного периода времени, часто более двух-трёх лет. Память же свидетеля несовершенна и свидетели могли просто забыть о спорных операциях, что тоже надо учитывать и при формировании позиции защиты указывать на данное обстоятельство.

В одном из судебных дел сотрудники контрагента не подтвердили факт выполнения работ на территории проверяемой компании. Налоговая эти работы не признала. Но налогоплательщик смог представить и пропуска на данных работников, и подписанный лист их инструктажа по технике безопасности и это помогло компании доказать в суде реальность взаимоотношений и факт выполнения работ.

— Порой налоговики ссылаются на отсутствие вашего контрагента по его адресу. Но ведь это свидетельствует лишь о том, что его там нет на момент проверки. А в периоде сотрудничества с вами контрагент вполне мог там находится. Налицо ошибка в «умозаключениях» контролёров.

3. Важным событием августа прошлого года стала новая статья НК 54.1. Если ранее стандарты обоснования правоты налоговиков и налогоплательщиков содержались в Постановлении Пленума №53 (о необоснованной налоговой выгоде) ныне упраздненного Высшего Арбитражного суда, то сегодня надлежит напрямую обращаться к новой статье НК. Согласно этой статьи теперь налогоплательщику необходимо доказывать следующее:

  • не были искажены сведения о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения;
  • основной целью сделки не была неуплата налога;
  • обязательство по сделке исполнила именно сторона договора, которая была обязана её исполнить на основании договора или закона.

Здесь необходимо напомнить, что раньше вполне подходил аргумент, что если есть сомнения в контрагенте, то все равно контролёрам надо учитывать, что сделку кто-то исполнял (товар кем-то поставлялся или здание кем-то было построено) и нельзя произвольно снимать 100% затрат налогоплательщика. А вот текущая формулировка такое снятие сделать позволяет и доначислить огромные налоги и штрафы (учли-то вопреки норме закона нереальные операции), а инспекция теперь не должна определять реальные налоговые обязательства расчётным способом. По мнению налоговиков статья 54.1 НК – это новый подход к установлению и доказыванию злоупотребления налогоплательщиком своими правами.

4. Следующая новелла в области налогового контроля – вступление в конце 2021 года изменений в НК в части исполнения РФ принятых обязательств на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам. Констатируем, что фискальный мир становится всё прозрачнее и международный обмен информацией начал работать. Определено, как будут взаимодействовать налоговые органы разных стран при обмене информацией, налоговом мониторинге и при проведении совместных налоговых проверок. Видим, что налоговые органы последовательно движутся в направлении определения фактических, бенефициарных владельцев бизнеса, прозрачного налогообложения трансграничных компаний.

5. И в дополнение к предыдущему пункту особо следует остановиться на желании налоговых органов определять круг лиц, фактически управляющих бизнесом. Это является продолжением тенденции в привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. Верховный суд обобщил практику в данной сфере и указал, что теперь номинальному руководителю недостаточно просто указать на лиц, контролирующих должника, нужно ещё и определить степень вовлечённости каждого из реальных владельцев в управление бизнесом и их связь с наступившими последствиями.

6. Говоря о контроле налоговом нельзя обойти вниманием усиление в 2021 году контроля государства за личной перепиской и переговорами. На сегодняшний день налоговые и правоохранительные органы очень активно используют как доказательства злоупотреблений налогоплательщика его электронную переписку и результаты просушивания переговоров. И окончательное вступление в 2021 году в силу «пакета Яровой» (для того, чтобы он заработал на полную надо ещё принять постановление Правительства, но видимо, за этим дело не станет) сделает работу контролёров ещё более эффективной. Напомним, что с 1 июля этого года организаторы распространения информации в сети Интернет (провайдеры, операторы связи, WhatsApp, Viber и другие) должны будут хранить всю информацию о текстовых и голосовых сообщениях в течение полугода.

Что же можно сказать в завершение? Видимо то, что с бурным ростом информационных технологий мир стал совершенно иным. И налоговый контроль, и работа правоохранительных органов здесь не являются каким-то исключением. Бизнес использует ИТ в своих интересах. Налоговые и правоохранительные органы – в своих. Принять надо то, что прежние модели налогового планирования, налоговой безопасности уже попросту не работают. И надо подстраиваться под новую реальность, где будут совмещаться и методы налогового планирования, и приёмы информационной безопасности, и юридические конструкции, учитывающие всё вышесказанное.

Михаил Жолудев, генеральный директор
консалтинговой Читайте наши публикации насайтеhttps://www.kpfm.ru/

План выездных проверок ИФНС: критерии составления

График выездных налоговых проверок на 2021 годсоставляется сотрудниками ФНС на основании проведенной оценки ряда критериев, характеризующих каждое конкретное предприятие. Перечень таких критериев определен положениями Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]

Подпишитесь на рассылку

Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram

Исходя из сведений, приведенных в приложении № 2 указанной Концепции, налоговики могут обратить внимание на организацию или индивидуального предпринимателя в том случае, если:

  1. Размер налоговых платежей, вносимых налогоплательщиком в бюджет, существенно отличается от среднего уровня налоговой нагрузки на предпринимателей, сложившегося в целом по отрасли. Значения данного показателя для разных видов экономической деятельности приведены в приложении № 3 Концепции.
  2. В течение двух и более отчетных периодов организация работает в убыток.
  3. В отчетном периоде налогоплательщик получил один или несколько налоговых вычетов в существенном размере. При этом существенным вычет признается в том случае, если доля вычетов по НДС равна или превышает 89% от общей суммы налога, исчисленного за тот же отчетный период, продолжительность которого составляет 1 календарный год.
  4. Темп роста расходов превышает темп роста доходов.
  5. Результаты финансово-экономической деятельности предприятия неоднократно приближались к значениям, установленным в качестве ограничения для использования какого-либо режима налогообложения.
  6. Сумма расходов, понесенных за год осуществления предпринимательской деятельности, максимально приближена к сумме доходов, полученных за этот же год (данный критерий используется при оценке результатов работы индивидуальных предпринимателей).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]