Утвержденный прокуратурой план проверок на 2021 год

Фото с сайта www.coinfox.ru 14 декабря, на сайте Комитета госконтроля опубликован координационный план проверок на второе полугодие 2021 года. Скорее всего, последний: на первое и второе полугодие 2021 такие планы формироваться не будут. Несмотря на предусмотренный отказ от планового контроля, озвученный в Указе № 376, проверки все равно сохраняются — только теперь они будут выборочными. Мы взяли комментарий у юриста — как это трактовать.

А также сделали подборку материалов по теме: что нужно знать о проверках и как вести себя во время них, а также как на это повлияют изменения, обозначенные в вышедших недавно законодательных документах.

— Раньше было так: Указом № 510 были утверждены критерии, по которым компании относили к группам риска. Компании из высокой группы риска могли проверить раз в год, из средней — раз в 3 года, низкой группы риска — раз в 5 лет.
Александр Мелешкевич Адвокат адвокатского бюро «РЕВЕРА»
Теперь проверки стали выборочными: чтобы ее назначить, контролирующему органу нужно:

  • Иметь объективную информацию о высокой степени риска нарушений законодательства. Методика формирования системы оценки риска будет утверждена Совмином
  • Не иметь возможности выявить или устранить эти нарушения без проведения проверки

То есть, по сути, план остался, но это скорее не план, а список отобранных для проверки компаний. Он формируется для того, чтобы компании знали о проверке заранее и были готовы к ней.

Функции Генпрокуратуры РФ и сводный план проверок

Прокуратура РФ — это система органов надзора, предназначенных для осуществления контроля за тем, соблюдают ли в своей деятельности нормы действующего законодательства:

  • органы исполнительной власти федерального уровня;
  • органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления, военного управления, органы контроля и должностные лица всех перечисленных органов;
  • органы управления и руководители юрлиц;
  • органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность, осуществляющие дознание и следствие;
  • судебные приставы;
  • администрации мест исполнения наказаний.

Таким образом, прокуратура, в частности, контролирует правомерность действий органов госконтроля при проведении проверок налогоплательщиков на предмет ведения последними деятельности в рамках установленных законодательством требований. Основные требования к процедурам таких проверок содержит закон «О защите прав юридических лиц и ИП…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

В силу положений этого закона (ст. 9) контролирующие госорганы ежегодно представляют сформированные ими планы проверок в органы прокуратуры на согласование. Согласованные варианты планов сводятся прокуратурой в единый документ и до 1 декабря года, предшествующего тому, в отношении которого формируется план, направляются в Генеральную прокуратуру РФ, задачей которой становится создание единого сводного плана. Этот единый сводный план проверок Генпрокуратура должна не позже начала года его применения разместить на своем сайте. Не является исключением и сформированный Генеральной прокуратурой план проверок на 2021 год.

О том, где кроме сайта Генпрокуратуры можно увидеть план проверок, проводимых инспекцией по труду, читайте в публикации «План проверок трудовой инспекцией на 2021 год — где посмотреть?».

Система контрольных мероприятий в 2018 году

Налоговые проверки инспекторами ФНС проводятся согласно правилам и нормам осуществления контрольных действий за деятельностью предприятий и предпринимателей. План проверок, в том числе и налоговых, не должен включать в себя ИП или организации, которые подпадали под инспектирование на протяжении прошлых 3 лет с некоторыми исключениями. Стоит отметить, что в окончательном документе, который будет содержать информацию об объекте инспекции, обязательно указаны такие данные:

  • полное название организации, ИП согласно учредительным документам;
  • реальное местонахождение объекта контроля;
  • цель плановой инспекции;
  • время, которое займет данная налоговая ревизия, но она не может превышать полных 20 рабочих дней;
  • полное название органа налогового контроля, который будет проводить контрольные мероприятия.

Что касается исключений по предприятиям и ИП, где может проводиться ревизия, то постановление, которое ограничивает инспекции на объектах малого бизнеса, не распространяется на некоторые из них. Речь идет о тех юридических лицах и ИП, где были ранее зафиксированы нарушения, которые повлекли:

  • административные штрафы;
  • приостановление предпринимательской деятельности;
  • приостановление действия лицензии.

В любом случае во время плановой налоговой проверки должны соблюдаться все правила и нормы ее проведения. В случае выявления нарушений со стороны проверяющих результаты проведенных контрольных действий могут быть оспорены и аннулированы. Наиболее часто результаты контрольных действий считаются недействительными в таких случаях:

  • ревизия была инициирована без особых на это оснований, которые указаны в законодательных актах РФ;
  • низкий уровень квалификации проверяющих, которые не владеют полностью знаниями и правилами налогового законодательства;
  • уведомление о предстоящих контрольных действиях в компании или ИП было сделано несвоевременно, то есть, позже, чем за 3 дня до прихода проверяющих, либо вообще не уведомили о проверке представителей объекта инспекции;
  • контролеры запрашивали документацию, которая не касается темы текущей инспекции;
  • период ревизии был превышен.

Это интересно: В чем заключается отличие ООО от АО

В случае выявления подобных нарушений представителю объекта ревизии необходимо обратиться с заявлением в вышестоящий контролирующий орган или подать иск в суд об аннулировании результатов проверки.

Что значится в перечне прокурорских проверок?

По каким принципам составлен и какую информацию содержит созданный Генеральной прокуратурой РФ план проверок на 2018 год?

Правила, которым надлежит следовать при формировании этого документа, изложены в Порядке, утвержденном приказом Генпрокуратуры России от 11.08.2010 № 313. В т. ч. там содержится следующее:

  • указание общей для всех проверок периодичности (3 года), отсчет которой начинается с даты: регистрации налогоплательщика;
  • начала осуществления им подлежащего контролю вида деятельности;
  • завершения предшествующей плановой проверки по той же теме;
  • перечень сфер деятельности, для которых частота проверок увеличена (конкретная периодичность указана в постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944);
  • требования к форме, в которой создается план (типовой вариант утвержден постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489);
  • сроки, ограничивающие длительность проверок;
  • описание процедуры сбора прокуратурой данных для создания сводного плана;
  • принципы внесения изменений в сформированный план (подробности этой процедуры содержит постановление Правительства РФ № 489).
  • Какие конкретно сведения будут отражены в сформированном Генпрокуратурой плане проверок на 2021 год? Это данные:

    • о проводящем проверку органе госконтроля и органе, совместно с ним участвующем в этой проверке;
    • проверяемом лице (наименование или Ф. И. О., адрес, коды ОГРН и ИНН);
    • запланированной проверке (ее основание, дата начала, длительность и форма проведения);
    • санкциях, примененных к проверяемому лицу по итогам предыдущей проверки (это касается субъектов малого предпринимательства);
    • категории риска (если проводимая проверка основывается на такой оценке).

    О видах контроля, учитывающих категорию риска, читайте в материале «Уточните свою группу риска».

    План проверок прокуратуры на 2021 год – что такое плановые и внеплановые проверки

    Все проверки, проводимые контролирующими органами, можно разделить на две группы: плановые и внеплановые. Если вы, как юридическое лицо, оказались в списке плановых проверок, то необходимо помнить о некоторых нюансах этого мероприятия:

    • периодичность плановых проверок не должна быть чаще 1-го раза в 3 года;
    • допускается возможность более частых проверок (2-3 раза в течение трех лет) для компаний, работающих в области образования, медицины и фармацевтики. Связано это со сроком лицензий этих организаций, контроль которых является прямой обязанностью профильных проверяющих структур;
    • раз в год проверкам подвергаются компании, занимающиеся теплоснабжением и обслуживанием теплосетей, а также крупные потребители этого вида энергии и организации муниципального подчинения (перед началом каждого отопительного сезона).

    Контролирующие органы обязаны дополнительно извещать организацию о предстоящей плановой проверке, не позднее трех дней до указанного срока ее начала.

    Что касается внеплановых проверок, то их проведение разрешено только в строго определенных случаях:

    • при истечении сроков выполнения предписаний, сделанных компании органами, контролирующими ее деятельность;
    • при получении контролирующими органами жалоб на угрозу жизни и здоровью людей, возникшую в результате деятельности конкретной коммерческой структуры. Такие жалобы могут также касаться нарушения экологических норм, разрушения культурного наследия, нарушения прав потребителей, угрозы государственной безопасности и т. д.;
    • если правительством или президентом страны издан указ о проведении внеплановой проверки определенной организации или коммерческого предприятия.

    Как на сайте Генеральной прокуратуры найти список проверок?

    Как найти на сайте Генпрокуратуры сводный план проверок на 2018 год и как им воспользоваться?

    На главной странице сайта есть иконка с названием «Единый реестр проверок — Сводный план проверок». Кликнув на нее, попадаем на страницу, предлагающую на выбор 2 варианта сформированных списков:

    • для юрлиц и ИП;
    • для органов госвласти регионов РФ и их должностных лиц — в 2018 году на сайте он создан впервые.

    В каждом из них предлагается осуществить поиск по одному из следующих параметров:

    • наименованию лица, разыскиваемого в списке;
    • его коду (ОГРН или ИНН);
    • номеру поверки (для первого списка) или наименованию проверяющего органа (для второго списка)
    • адресу (только для второго списка).

    На странице, содержащей поисковую строку для первого списка, выбрав в меню предлагаемых для просмотра страниц имеющую название «Открытые данные», можно увидеть планы проверок, относящиеся к 2015, 2021 и 2021 годам.

    Составные части единого плана проверок также отражены на сайтах региональных прокуратур.

    В списке 2021 года будут отсутствовать юрлица и ИП, относимые к категории субъектов малого предпринимательства, в отношении которых в период 2016–2018 годов проведение плановых проверок со стороны органами госконтроля приостановлено (п. 1 ст. 26.1 закона № 294-ФЗ). Однако такое освобождение действует, только если указанные субъекты:

    • не заняты в отраслях, обязывающих к более частому проведению проверок;
    • не имеют взысканий по итогам ранее проводившихся проверок.

    Если субъект малого предпринимательства, ознакомившись с планом прокурорских проверок на 2021 год, обнаружит, что в нем отсутствуют сведения, дающие госоргану основания для проведения у него проверок, ему следует обратиться в этот орган для исключения проверки из плана (п. 3 ст. 26.1 закона № 294-ФЗ). Форма такого заявления утверждена постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268.

    О критериях, по которым налогоплательщика относят к числу субъектов малого предпринимательства, читайте здесь.

    Выездные налоговые проверки: что нового в 2018 году

    Юрист Денис Морозов объясняет, какие изменения претерпели налоговые проверки в этом году, на какие особенности должны обращать внимание предприниматели и как лучше всего подготовиться к выездной проверке.

    19 августа 2021 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым введена ст. 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». В 2021 году налоговые органы в полной мере используют эту статью при проведении мероприятий налогового контроля. Основной причиной доначислений является невозможность налогоплательщика доказать проявление должной осмотрительности при выборе контрагентов.

    Налогоплательщикам запрещено уменьшать налогооблагаемую базу и принимать вычеты при наличии одного из следующих оснований:

    1. Искажены сведения о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
    2. Основной целью совершения сделки являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
    3. Обязательство по сделке исполнено не лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком. Исключением является, передача обязательств по исполнению сделки иному лицу по закону или договору.

    Обстоятельства, которые не могут сами по себе служить основанием для предъявления налоговых претензий (п. 3 ст. 54.1 НК РФ):

    1) первичные учетные документы подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом;

    2) контрагент нарушил налоговое законодательство;

    3) налогоплательщик мог получить тот же результат экономической деятельности при совершении иных сделок (операций).

    Положения п. 2 ст. 54.1 Кодекса не предусматривают для налогоплательщиков негативных последствий за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев.

    Налоговые претензии возможны только при доказывании налоговым органом факта нереальности исполнения сделки (операции) контрагентом и несоблюдении налогоплательщиком установленных п. 2 ст. 54.1 Кодекса условий (Письмо ФНС РФ от 16.08.2017 N СА-4-7/[email protected]).

    Обязанность проверять контрагента в законе не установлена. Тем не менее, с учетом ст. 54.1 НК РФ и рекомендаций по применению положений ст. 54.1 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 31.10.2017 N ЕД-4-9/[email protected]) проявление должной осмотрительности важно для доказательства добросовестности налогоплательщика и контрагента.

    В целях самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов налогоплательщики могут использовать общедоступные критерии оценки рисков, отраженные в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

    На что обращает внимание налоговая

    1. Отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров.
    2. Отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность.
    3. Отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность.
    4. Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей.
    5. Отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам.
    6. Отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

    Какие документы и какую информацию затребует налоговая служба относительно действий налогоплательщика при осуществлении выбора контрагента

    1. документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагента;
    2. источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
    3. результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
    4. документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
    5. деловую переписку с контрагентом.

    8 изменений в налоговом администрировании 2021 года

    Годом ранее произошло много других изменений, о которых рассказывал на вебинаре «Выездные налоговые проверки в 2021 году» аудитор и налоговый адвокат Александр Матиташвили.

    Уплатить налоги и сборы за компанию праве третьи лица (поправки в п. 1 ст. 45 НК РФ).

    Такое правило действует с 30 ноября 2021 года. Также с 1 января 2017 года третьи лица могут уплатить за компанию страховые взносы.

    В настоящее время в п. 1 ст. 45 НК РФ сказано, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом, но это лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы уплаченного налога за налогоплательщика.

    С 1 января 2021 года процесс взыскания налогов с поручителей для налоговиков упростился (поправки в п. 3 ст. 74 НК РФ).

    Теперь инспекторы вправе взыскать неуплаченный налог с поручителей во внесудебном порядке. В 2021 году такое взыскание налоговый орган мог произвести только с привлечением судов.

    С 1 октября 2021 года сумма пени за просрочку по налогу будет зависеть от периода просрочки (поправки в п. 4 ст. 75 НК РФ).

    Организация, которая опоздала с уплатой налога более чем на 30 дней, должна будет заплатить пени исходя из расчета 1/150 ставки рефинансирования. За период просрочки до 30 дней включительно пени рассчитываются исходя из старой ставки — 1/300 ставки рефинансирования.

    До 1 октября 2021 года при расчете пени количество дней просрочки роли не играет.

    С 1 января 2021 года компания, не подав пояснения в инспекцию, рискует получить штраф по ст. 129.1 НК РФ.

    Размер штрафа составляет 5 000 руб. Если в течение календарного года допускается повторное нарушение, то штраф увеличивается до 20 000 руб.

    Инспекторы вправе запросить у компании пояснение в трех случаях (п. 3 ст. 88 НК РФ): 1) если компания заявляет в декларации убыток; 2) если организация показывает в уточненной декларации налог к уменьшению; 3) если инспекторы находят в декларации ошибки и противоречия.

    Налоговики получили полный доступ к информации о движении денежных средств не только проверяемого налогоплательщика, но и всех его контрагентов.

    Благодаря Федеральному закону от 03.07.2016 № 240-ФЗ инспекторы имеют право запрашивать в банках справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций, которые являются контрагентами тех лиц, в отношении которых проводится налоговая проверка либо у которых истребуются документы.

    Со 2 июня 2021 года организации получили возможность направить жалобу в вышестоящий налоговый орган, в управление ФНС по региону, через интернет.

    Согласно Федеральному закону от 01.05.2016 № 130-ФЗ организация вправе направить как простую жалобу, так и апелляционную жалобу.

    Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ дает право налогоплательщикам лично участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы.

    Такое правило касается не всех решений по выездным налоговым проверкам и применяется в двух случаях: когда при рассмотрении апелляционной жалобы выявлены противоречия в сведениях, которые содержатся в материалах налоговиков, и если информация, представленная компанией, не соответствует тем данным, которые есть у налоговой инспекции.

    Начали действовать более строгие правила для компаний, обязанных представлять налоговые декларации по телекоммуникационным каналам связи.

    Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ устанавливает срок, в течение которого налогоплательщики обязаны организовать электронный документооборот с инспекцией, — не более 10 дней со дня возникновения обязанности по сдаче налоговой отчетности в электронном виде.

    За эти 10 дней налогоплательщику надо успеть: заключить договор с оператором электронного документооборота; получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи; если за онлайн-взаимодействие налогоплательщика с налоговой инспекцией отвечает уполномоченный представитель организации, представить в инспекцию документ, подтверждающий полномочия этого представителя. Если за 10 дней налогоплательщик не успевает выполнить все требования, налоговики могут заблокировать его расчетный счет.

    Дополнительные мероприятия налогового контроля в рамках выездных налоговых проверок

    Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ со 2 июня 2021 года разрешил налогоплательщикам подавать возражения по результатам дополнительного контроля. Благодаря этому закону в Налоговом кодексе теперь четко прописано, что, если налогоплательщик пишет заявление о том, что хочет ознакомиться с материалами дополнительного контроля, то налоговая инспекция в двухдневный срок должна обеспечить ему такую возможность.

    Сформировать и отправить любые виды отчетности во все контролирующие органы

    Попробовать прямо сейчас

    В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения фактов совершения налоговых правонарушений либо руководитель налоговой инспекции, либо заместитель руководителя вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

    В решении о назначении дополнительных мероприятий указываются:

    • обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения дополнительных мероприятий;
    • конкретный срок;
    • форма проведения дополнительных мероприятий.

    В качестве дополнительных мероприятий производится истребование документов, допрашиваются свидетели, заказывается проведение экспертизы.

    Форма решения о проведении дополнительных мероприятий утверждена Приказом ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] Один экземпляр решения передается налогоплательщику, второй остается у налоговой.

    В Письме Минфина РФ от 06.11.2009 № 03-02-08/82 уточняется, что налоговые органы обязаны обеспечить в установленном порядке участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налогового контроля, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. В настоящее время срок для ознакомления налогоплательщика с материалами — не позднее 10 дней с момента завершения дополнительных мероприятий.

    Что касается результатов дополнительного контроля, то в Налоговом кодексе ничего не говорится о необходимости налоговиков оформлять какой-либо документ по результатам такого контроля. Хотя суды считают, что инспекция должна оформить письменный документ (акт или справку), в котором бы излагалось, какие процедуры проводились в ходе дополнительного контроля, какие документы были составлены, как документы, добытые в ходе дополнительного контроля, влияют на выводы, которые будут в решении по итогам налоговой проверки (Пост. ФАС УО от 03.09.2008 № Ф09-6220/08-С3; Пост. ФАС СКО от 09.02.2010 № А53-12505/2009).

    Если налогоплательщик не согласен с актом, он может представить письменные возражения. Отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика права давать устные пояснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, а также представлять документы, опровергающие выводы налоговиков, изложенные в акте налоговой проверки. Инспекция может принять решение о проведении дополнительных мероприятий. Когда налогоплательщика знакомят с документами, добытыми в ходе дополнительных мероприятий, налоговики составляют протокол ознакомления налогоплательщика с результатами дополнительного контроля (Письмо ФНС РФ от 07.08.2013 N СА-4-9/[email protected]).

    В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 15726/10 говорится, что, если в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция обнаруживает какие-то существенные подтверждения своих выводов о нарушениях налогового законодательства, то налогоплательщику обязательно нужно дать время на ознакомление с результатами дополнительного контроля и на подготовку возражений. Если же в ходе дополнительных мероприятий инспекция не нашла существенных аргументов, то тогда решение выносится без обсуждений и возражений.

    В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция не вправе выявлять новые нарушения и записывать в решения новые основания для доначисления налогов (Пост. ФАС МО от 14.05.2010 № КА-А40/3565-10). Она может только перепроверять ранее выявленные нарушения и находить новые аргументы для уже найденных нарушений, описанных в акте.

    Количество мероприятий, которые может провести инспекция в рамках дополнительного контроля, не ограничено, главное — уложиться в срок, который отведен для дополнительных мероприятий (Письмо Минфина от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

    Итоги

    Проверки, проводимые органами госконтроля в отношении налогоплательщиков (юрлиц и ИП), подлежат надзору со стороны прокуратуры. С этой целью сформированный проверяющим органом план проверок на грядущий год обязательно согласовывается с прокуратурой и в окончательном варианте попадает в сводный реестр проверочных мероприятий, сформированный региональной прокуратурой по субъекту РФ. Прокуратура региона направляет этот сводный реестр в Генеральную прокуратуру РФ, где формируется единый сводный план проверок, подлежащий опубликованию на сайте Генпрокуратуры не позднее начала года, в котором будут проводиться эти проверки.
    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]