Заказчики имеют право проводить закупки у единственного поставщика при определен-ной сумме контракта. Здесь рассматривается на кого это правило распространяется и как его применять.
Закон № 44-ФЗ о контрактной системе четко определяет, что заказчикам предоставляется право проводить закупки у единственного поставщика при сумме контракта, не превышающей 100 тысяч рублей. В этой статье рассматривается, на кого это правило распространяется, а также каким образом его применять.
Когда проводится закупка 44 ФЗ:
Новые требования при закупке ТРУ у единственного поставщика |
22 октября 2021 г. вступило в силу постановление Правительства РФ № 1649. Оно предусматривает возможность приобретать у единственного поставщика ТРУ для государственных нужд только после проведения экспертизы. |
Обращение государственного заказчика в Правительство обязательно должно содержать:
|
Каждое подобное обращение теперь должно сопровождаться тремя экспертными заключениями:
|
На основании представленных заключений Правительством принимается решение о целесообразности проведения закупки неконкурентным способом. |
В результате реализации постановления ожидается не только повышение эффективности осуществления госзакупок, но и сокращение случаев выбора единственным поставщиком тех исполнителей, которые не обладают достаточными возможностями и компетенциями для надлежащего исполнения контракта. |
Случаи применения Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ строго регламентированы статьей 93 Закона № 44-ФЗ и допускаются в отношении определенных видов закупок, так как при таком способе определения поставщика возможно возникновение целого ряда коррупционных составляющих.
Минусы и плюсы работы с единственным поставщиком
В заметке «Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: что нужно учитывать» приводятся наглядные доводы «за» и «против» работы по такой схеме:
Преимущества:
- Если заказчик (регион) хорошо знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним, то механизм единственного поставщика позволяет страховать риски входа в проект слабого и недобросовестного исполнителя.
- Риск нарушения процедуры заключения контракта или его затягивания сведен к минимуму.
- Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
- Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.
Недостатки:
- Заказчик не сможет значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
- Заказчику сложно будет обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
- ФАС уделяет особое внимание закупкам у единственных поставщиков, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов ему, по сути, гарантировано повышенное внимание к неконкурентной процедуре. В связи с этим он ясно должен представлять свою ответственность в случае нарушений.
Сумма закупки по 44 ФЗ
Одним из наиболее распространенных случаев закупки у единственного поставщика является заключение контракта в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, позволяющим совершить разовую закупку на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом Закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо разъяснений относительно предмета закупки и количестве контрактов, заключаемых с одним и тем же исполнителем. Общий объем закупок, осуществляемый таким способом, не должен превышать двух миллионов рублей или пяти процентов от общего объема закупок заказчика и в совокупности не более 50 миллионов рублей в год.
Как работать с «Единственным поставщиком»
Заключить контракт с единственным поставщиком можно только в тот период и для тех предметов закупки, которые будут установлены соответствующим постановлением Правительства.
Для того, чтобы воспользоваться правом закупки у единственного поставщика, заказчик должен отразить намерения о таких закупках в соответствующих документах, таких как план-график закупок.
Контрактный управляющий или работник контрактной службы, который проведет незапланированную закупку у единственного поставщика, может заплатить штраф 30 000 руб. при выявлении факта проведения такой закупки (часть 11 статьи 21 Закона N 44-ФЗ, часть 1.6 статьи 7.30 КоАП). (См. решение Руднянского районного суда Волгоградской области от 21.11.2017 по делу 12-39/2017.)
Заказчики обязаны корректно определять объект закупки, чтобы должностному лицу заказчика не вменили административное правонарушение по части 1 статья 7.29 (штраф 30 000 рублей) или части 2 статьи 7.29 КоАП РФ (штраф 50 000 рублей).
Возможность включить закупку в план-график закупок до момента доведения лимитов бюджетных обязательств отсутствует (см. решение АС г. Москвы от 22.08.2017 по делу N А40-17771/2017). Данным судебным решением также указана возможность заключения контракта заказчиком только при наличии самого нормативного акта, как основания, и обязательность содержания в них актуальных сведений в части наименования контрагента, с которым заключается контракт.
На закупки у единственного поставщика в полной мере распространяются нормы ч. 5 ст. 96 44-ФЗ, согласно которой в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. Также заказчику необходимо в контракт обязательно включить условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (части 27 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
В связи с тем, что цена контракта по таким закупкам ограничена только наличием финансирования, то стоит также при составлении проекта контракта заказчиками учесть норму ч. 23 ст. 34 44-ФЗ. В случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 775, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Подписывая контракт, контрагент надлежащим образом осведомляется об условиях заключаемого контракта, в том числе об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение, а также просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, и соглашается с ними. В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и односторонний отказ от исполнения обязательства, а также одностороннее изменение условий обязательства недопустимы (Постановление 9АСС от 08.06.2017 по делу N А40-200720/2016).
При осуществлении закупки у единственного поставщика в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение может быть размещено и более чем за пять дней до заключения контракта, законодательно установлен минимальный срок между извещением и заключением контракта.
Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 44-ФЗ, а также в п. 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну.
По извещению предусмотрена электронная форма в ЕИС.
Заказчикам стоит быть предельно внимательными при размещении извещений по закупкам у единственного поставщика в связи с тем, что по таким закупкам ст. 36 44-ФЗ не предусмотрена отмена извещений по решению заказчика. При внесении ошибочных или недостоверных сведений заказчик вынужден будет обращаться в антимонопольные органы с просьбой отменить извещение о закупке (например, решение УФАС по Тамбовской области от 07.12.2017 по делу N ВП-103/17).
Обратим внимание, что имеется судебная практика, когда контракт с единственным поставщиком должен был заключен строго в соответствии с условиями проведенной закупки и условиями извещения и что контрагенты единственного поставщика определены на основании Постановления Правительства РФ и у них отсутствует возможность отказаться от заключения контракта и (или) изменить его условия.
В этой связи заказчикам во избежание в дальнейшем конфликтных ситуаций следует грамотно составлять проект контракта, учитывая все возможные сроки заключения контракта и выполнения контрактных обязательств сторонами.
При осуществлении таких закупок подготовка документально оформленного отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также обоснования цены и иных существенных условий контракта законодательно не предусмотрена (часть 3 статьи 93 Закона N 44-ФЗ).
До заключения контракта заказчик проводит проверку обеспечения, предоставленного единственным поставщиком, только в том случае, если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении (проекте контракта).
Оцените статью
( 4.31 из 5,
оценили: 13)
Ваша оценка: Не ставилась
Применение Закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ
Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.
Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.
закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);
контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;
закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;
контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;
заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;
закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);
закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;
некоторые виды закупок в области культуры и спорта;
закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.
Основные сведения о «Единственном поставщике»
Начнем с графоманского комментария о том, что чаще всего звучит термин не «Единственный поставщик», а «Единственный исполнитель». Это неправильно – в федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2019 №44-ФЗ (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ ) предусмотрен термин — «единственный поставщик (подрядчик, исполнитель)», определение которого, к сожалению, законом не дано. Поэтому здесь и далее мы будем использовать именно термин «Единственный поставщик», а не «Единственный исполнитель».
Под единственным поставщиком мы будем понимать физическое или юридическое лицо, с которым можно заключить государственный контракт без проведения конкурентной процедуры, проще говоря – без конкурса. Это определение мы основываем на п.1 ст. 24, который разрешает проведение закупок всего 2мя способами: «конкурентным» или путем «… закупки у … единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Эта фраза означает именно законную возможность, не более того.
Согласно п.2 ч. 1 ст. 93 №44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если он (поставщик) определен указом, распоряжением или поручением Президента РФ или постановлением / распоряжением Правительства РФ.
Согласно письму Минэкономразвития РФ № ОГ-Д28-1522 от 14.02.2017, при наличии соответствующего постановления или распоряжения Правительства РФ, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ является правом заказчика, а не его обязанностью.
Часто бытует мнение, что присвоение статуса единственного поставщика автоматически означает, что теперь все заказчики против своей воли обязаны отдать выделенные на ту или иную закупку финансовые средства той компании, которая была объявлена таким исполнителем. Это не совсем так: останется ли работа с единственным поставщиком правом заказчика или станет таки его обязанностью, можно будет уверенно сказать только на основании тех формулировок, которое Правительство пропишет в своем постановлении о наделении статуса «Единственного исполнителя» соответствующую компанию.
Согласно действующего законодательства, такое постановление должно содержать предмет закупки (что, собственно говоря, можно закупать без конкурентной борьбы) и предельный срок, в течении которого можно заключить такой контракт. Этим документом также должна быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта.
При подготовке проекта постановления Правительства исполнителем, претендующим на заключение государственного контракта, в обязательном порядке представляется обоснование цены услуг (пп. 2 п. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Правом закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) могут воспользоваться только государственные заказчики для обеспечения государственных нужд и только при соблюдении ряда процессуальных особенностей, описанных далее.
Особые случаи. Закупка 44 ФЗ
Особым случаем Закупки у единственного поставщика является заключение госконтрактов в отношении поставок для обеспечения мероприятий по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, когда применение аукционов невозможно в связи с длительностью процедуры (пункт 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
Также такой способ госзакупок проводится в случае признания проведенных процедур конкурентного открытого или закрытого отбора поставщиков несостоявшимися и публикации их результатов на портале госзакупок. В данном случае госконтракт заключается напрямую с участником конкурса, удовлетворяющим требованиям извещения, на условиях, предусмотренных документацией о закупке (пункты 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
В отдельных случаях закупки в данной форме проводятся в соответствии с постановлениями и решениями правительства РФ, определяющих конкретного поставщика и перечень приобретаемых товаров и услуг (пункт 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
Кто относится к субъектам естественных монополий:
Субъекты естественных монополий – это субъекты, которые занимаются производством и реализацией товаров, работ или услуг в условиях естественной монополией, т.е. никто другой таким производством не занимается. Существует утвержденный Реестр субъектов естественных монополий. В него включены субъекты естественных монополий в сфере водоснабжения, в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в области связи, в сфере захоронения радиоактивных отходов. Наиболее ярким примером субъекта естественной монополии в области почтовой связи является ФГУП «Почта России», в области электросвязи – «Ростелеком». Для того чтобы найти нужный заказчику субъект, необходимо обратиться к данному Реестру, выбрать соответствующую заказчику область местонахождения и посмотреть какая организация на данной территории является субъектом естественной монополии.
Подписи членов Приемочной комиссии:
Председатель Приемочной комиссии
Зам. председателя Приемочной комиссии
Секретарь Приемочной комиссии
Члены Приемочной комиссии
Мы, нижеподписавшиеся:
От лица Государственного заказчика — руководитель Федерального агентства по образованию ————————
От лица Поставщика Закупка 44 ФЗ –
- Обязательства Поставщика по государственному контракту исполнены в полном объеме.
- Обязательство государственного заказчика по авансовому платежу исполнено в полном объеме.
В рамках исполнения обязательств государственного заказчика по окончательным расчетам с Поставщиком следует к перечислению сумма по государственному контракту № ________ от ________ с учетом дополнения № __________ от _____________ в размере: ____________________ (____________________) рублей _______ копеек, в том числе НДС ____ %, что составляет _____________ (__________________) рублей _____ копейки.
«Государственный заказчик» | «Поставщик» |
Федеральное агентство по образованию | |
Руководитель ______________________ | |
М.П. | М.П. |
Закупка 44 ФЗ
Вам будет интересно:
- ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА
- ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКУПКАХ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА 2020
- ЗАКУПКА УСЛУГ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ И ЗАКУПКА УСЛУГ ПО АРЕНДЕ АВТОМОБИЛЕЙ С ВОДИТЕЛЕМ
- Риски поставщика в госзакупках
- ЗАКУПКА ДРАГМЕТАЛОЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
- ЗАКУПКА ДЛЯ ТЕХ КТО НИЧЕГО НЕ УМЕЕТ
- ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКУПКАХ: ВАЖНОЕ ДЛЯ ПОСТАВЩИКА
- Страница поставщика
- ЧТО МЕНЯЕТСЯ В РАБОТЕ ПОСТАВЩИКА С 1 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА
- ЗАКУПКА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ПО 44-ФЗ
Уведомление о подписании контракта с ЕП
В некоторых случаях заказчик заключает контракт с ЕП после уведомления контролирующего органа. Рассмотрим эти случаи.
Случай №1. Закупка работ или услуг у исполнителя, которым может быть только орган исполнительной власти обладающий соответствующими полномочиями или подведомственным унитарным предприятием или учреждением.
Случай №2. Закупка товаров, работ или услуг необходимых для ликвидации последствий аварии, иных ЧП природного или техногенного характера, либо для оказания неотложной медицинской помощи. Но есть одна оговорка: при условии, если указанные ТРУ не включены в перечень утвержденный Правительством РФ необходимых для оказания гуманитарной помощи или ликвидации ЧС, при этом применение других способов закупок нецелесообразно из-за больших временных затрат. Случай №3. Запрос предложений предметом контракта которого является оказание услуг по лечению гражданина РФ за пределами РФ иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами РФ признан заказчиком федеральным органом исполнительной власти несостоявшимся. В этом случае заказчик уведомляет контролирующий орган не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта, направляя при этом копию подписанного контракта с обеих сторон и обоснованием заключения контракта.
Приемущества и недостатки закупки у ЕП
Преимущества закупки у ЕП
- минимальные временные на заключение контракта
- проверенный поставщик, в котором уверен заказчик
- отсутствие риска сорвать процедуру закупки и как следствие не заключить вовремя контракт
Отрицательные стороны закупки у ЕП
- повышенное внимание и контроль со стороны уполномоченных контролирующих органов
- отсутствие конкуренции и как следствие невысокая экономия средств
- контракты доступны только «своим» поставщикам