Учет в качестве представительских расходов стоимости алкогольных напитков и сигарет

В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ к прочим относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества. В целях налогообложения указанные расходы подлежат нормированию (включаются в базу в размере четырех процентов от расходов на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период).

На заметку

К представительским расходам относятся затраты на проведение официального приема, транспортное обеспечение, буфетное обслуживание, оплата услуг переводчиков.

Конкретного перечня и форм первичных документов, подтверждающих указанные расходы, налоговое законодательство также не содержит. В свете последних тенденций налоговым органам предписано устранить избыточные требования о подтверждении представительских расходов. Так, в соответствии с пунктом 10 раздела IV («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрирования», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р, предусмотрено мероприятие, связанное с сокращением количества документов, которые требуются для подтверждения представительских расходов.

В письме ФНС России от 08.05.2014 № ГД-4- 3/8852 указано, что для обоснования представительских расходов помимо первичных учетных документов, подтверждающих факт приобретения товаров, работ, услуг (прилагаемых к авансовому отчету), достаточно любого первичного документа, из содержания которого следует, что данные приобретения использованы организацией при проведении представительских мероприятий. Это может быть отчет о представительских издержках, утвержденный руководителем компании. Все перечисленные в отчете затраты должны быть подкреплены соответствующими первичными документами (письмо Минфина России от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288).

Покупка алкоголя оптом по договору поставки

На продажу алкоголя у оптовой компании должна быть отдельная лицензия. При этом оптовую реализацию можно осуществить путем заключения договора поставки, которая регулируется статьей 506 ГК РФ. Приобретение алкоголя по договору поставки предполагает его применение в предпринимательских целях, что в принципе соответствует использованию алкоголя на представительские расходы. Оплата по договору поставки может быть произведена как в наличной, так и в безналичной форме.

Приобрести алкоголь у компании с лицензией на оптовую продажу по договору поставки возможно, лицензия при этом покупателю не потребуется. Декларировать закупку алкогольной продукции также не нужно в соответствии с пунктом 1 статьи 14 ФЗ № 171-ФЗ от 22.11.1995 г.

Обратите внимание!

С 01 июля 2021 года при приобретении алкоголя по договору поставки в чеке необходимо указать наименование покупателя, ИНН организации-покупателя, сумму акциза и регистрационный номер таможенной декларации (при наличии), страна происхождения товара.

Основные правила списания представительских

Представительские расходы (далее также – ПР) нормируются и учитываются обособленно только в целях налогового учета. В бухгалтерском они могут быть приняты как все аналогичные затраты.

Если за счет представительских плательщик уменьшает свою налоговую базу, к их проверке контролирующие органы подходят особенно тщательно. Поэтому важно соблюдать основные критерии по списанию ПР:

  1. Документальное оформление.
  2. Экономическое обоснование.
  3. Лимит в размере 4% от ФОТ.

Данные критерии утверждены в п. 1 ст. 252 и п. 2 ст. 264 НК РФ.

Грамотно оформить ПР поможет наша статья «Как правильно документально оформить представительские расходы в 2020 году».

С нормированием ПР можно ознакомиться также в следующих публикациях: «Как нормируются представительские расходы» и «Каким бывает нормирование представительских расходов».

Покупка алкогольных напитков в розницу по договору купли-продажи

Рассматриваем вариант приобретения алкоголя в розницу. У компании реализующей алкоголь в розницу должна быть отдельная лицензия на возможность его розничной продажи.

Приобрести алкоголь в розницу для собственных нужд можно на основании договора розничной купле-продаже, которая предполагает использование товара, для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом покупателем от организации будет являться представитель – физическое лицо – подотчетное лицо организации. Покупая алкоголь в розницу, компания не будет идентифицирована в документах.

Обратите внимание!

В связи с тем, что приобретает физическое лицо (подотчетное лицо организации), то в чеке при продаже алкоголя в розницу дополнительные реквизиты, введенные в действие с 01 июля 2021 года указываться не будут.

Таким образом, можно сделать вывод, что алкоголь можно приобрести как оптом, по договору поставки, так и в розницу. В случае закупки алкоголя на представительские расходы организации иметь лицензию или декларировать закупку товара не нужно.

Бухгалтерские услуги ИП и ООО — любой объем работ в зависимости от Ваших потребностей. Оставьте заявку на сайте, или узнайте стоимость по телефону!

Автор: Ширяева Наталья

Документальное обоснование является прерогативой

При оспаривании решений налогового органа о доначислении налога на прибыль в части понесенных представительских расходов на алкогольные напитки, у судей имеются следующие аргументы. Если налогоплательщик документально обосновал факт несения указанных расходов с целью установления и поддержания сотрудничества с контрагентами, а также подтвердил взаимосвязь с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, то у него имеются все шансы оспорить решение инспекции.

К представительским расходам относятся затраты на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для представителей других организаций, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия или заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. Поскольку статья 264 Налогового кодекса РФ не содержит перечня продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов, доводы заявителя являются обоснованными (постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 № А55-14189/2012).

Конкретного перечня и форм первичных документов, подтверждающих представительские расходы, налоговое законодательство не содержит…

А в постановлении ФАС Центрального округа от 27.08.2009 № А48-2871/08-18 судьи также ссылаются на то, что налоговое законодательство подробно не детализирует перечень затрат, которые относятся к представительским расходам, а также не определяет перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов. Поэтому при должном документальном обосновании такие представительские расходы, как затраты на приобретение продуктов питания, спиртных напитков, оплату завтраков, обедов и иных аналогичных мероприятий в организациях общественного питания, подтвержденные авансовыми отчетами сотрудников, программами проведения встреч, сметами, кассовыми чеками, могут быть отнесены к представительским.

В следующем споре доначисление налога на прибыль тоже было связано с отнесением в состав расходов представительских затрат на приобретение алкогольных напитков, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли.

Поскольку предметного списка продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов, не существует, судьи отменили решение инспекции о доначислении налога на прибыль. К тому же компания представила в подтверждение авансовые отчеты, товарные и кассовые чеки, акты о списании представительских расходов, служебные записки и исполнительские сметы (постановление ФАС Уральского округа от 10.11.2010 № Ф09-7088/10-С2).

Налоговый консультант А.П. Илюшин

, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

Алкоголь и представительские

Расходы на покупку алкогольной продукции тоже можно отнести к ПР, учитывая позицию Минфина, опубликованную в письме от 22.01.2019 № 03-03-06/1/3120. Как разъясняет ведомство, список продуктов Налоговым кодексом не закреплен. Поэтому расходы на алкоголь, приобретенный в рамках бизнес-мероприятия, можно включить в состав ПР.

Аналогичная точка зрения изложена и в постановлении ФАС Уральского округа от 10.11.2010 № Ф09-7088/10-С2 по делу № А60-2408/2010-С6. Здесь тоже сказано, что перечень ПР не исчерпывающий. К ним могут относиться расходы на приобретение алкогольных напитков.

Однако не стоит забывать об оформлении и обосновании данных расходов. Так, затраты на алкоголь в количестве 5 бутылок виски на пятерых участников встречи вряд ли проверяющие органы оставят в составе ПР, так как при таком количестве алкоголя важные вопросы обсуждать уже просто невозможно.

Кроме того, расходы на алкоголь необходимо заранее заложить в смету. Тогда у контролеров не будет вопросов, что эти расходы отнесены именно к данному деловому мероприятию.

Бухгалтерский учет

Алкоголь отражается в учете, прежде всего, по правилам, применяемым к МПЗ согласно ПБУ 5/01. В качестве примера рассмотрим проводки, применяемые организациями-производителями алкогольной продукции.

Согласно ПБУ алкоголь в данном случае – материальные запасы, предназначенные для продажи. Он учитывается на счете 43 «Готовая продукция» или 40 «Выпуск продукции». Теоретически можно учитывать алкоголь по фактической себестоимости или по нормативной, плановой, практически почти всегда применяются нормативные (плановые) цены.

Проводки (фактическая стоимость):

  • Д43 К20 — в течение месяца готовая продукция поступает на склад.
  • Д90/2 К43 — списывается себестоимость готовой продукции.

Способ применяется крайне редко: себестоимость в процессе выпуска продукции невозможно определить по факту, лишь в конце месяца, при подсчете всех затрат (прямых, косвенных).

Проводки (плановая стоимость). Плановые показатели и сумму отклонений можно учитывать на одном счете 43:

  • Д43 К20 — в течение месяца продукция поступает на склад по учетным ценам.
  • Д90/2 К43 — списана себестоимость в конце месяца по учетным ценам.
  • Д20 К10, 70, 02 и др. затраты — в конце месяца отражены затраты на производство.
  • Д43 К20 (сторно или прямая проводка) — отклонения фактической себестоимости от плановой.
  • Д90/2 К43 (сторно или прямая проводка) — сумма отклонений в части реализованного алкоголя.

Допустимо использовать и счет 40 по следующей схеме проводок:

  • Д20 К10, 70, 02 и др. затраты — в конце месяца отражены затраты на производство.
  • Д40 К20 — зафиксирована фактическая стоимость продукции.
  • Д43 К40 — учтена продукция по плановым ценам.
  • Д90/2 К43 — списана плановая себестоимость.
  • Д90/2 К40 — учтены в себестоимости отклонения: экономия или перерасход (сторно или обычная проводка).

При учете выручки могут использоваться следующие проводки:

  • Д90/1 К62 — зафиксирована в учете выручка от продаж.
  • Д90 К68 (по субсчетам) — начисление НДС и акцизов.

По аналогии, руководствуясь ПБУ 5/01 и иными нормативными актами, учитывают алкоголь и при его оптовой или розничной продаже. В этом случае используются стандартные проводки со счетами 41,42 и корреспондирующими им счетами.

Если организация использует алкоголь в розничной торговле, например, для приготовления коктейлей, можно пользоваться и счетом 10.

Главное

  1. С 1.07.2018 в России действует поштучный учет алкоголя.
  2. За нарушение предусмотрены крупные штрафы согласно ГК РФ.
  3. Участники алкогольного рынка, в частности, торговцы крепким алкоголем, освобождены от обязанности предоставлять декларацию по ф. 11.
  4. Обязанность предоставления «пивной» отчетности по ф.12 сохранилась.
  5. Бухгалтерский учет алкоголя ведется по правилам учета материальных запасов, готовой продукции, торговых операций, с использованием соответствующих счетов и их корреспонденций.

Документы на списание представительских расходов

Списание представительских расходов делают на основании документов, которые рекомендованы Минфином и самостоятельно разработаны налогоплательщиками. Среди них:

  • приказ на проведение ПР;
  • смета на деловое мероприятие;
  • программа деловой встречи;
  • отчет на ПР;
  • акт на списание ПР;
  • первичка и др.

Программа встречи может быть изложена в приказе на проведение официального мероприятия или оформлена его приложением. Если программа мероприятия обширная, то логичнее ее сделать отдельным приложением к приказу.

Чем лучше и подробнее описать обсуждаемые вопросы, тем меньше вопросов будет у проверяющих органов. Фразы типа «Обсуждение текущих вопросов», «Планы по реализации стратегии развития» и т. п. вряд ли смогут обосновать целесообразность деловой встречи.

Отчет о ПР должен подвести итоги состоявшейся встречи сторон, дать некое понимание эффекта, который может быть достигнут по результатам переговоров.

В отчете также следует прописать вопросы, которые обсудили и тезисно решения, которые приняты.

Вообще, основные документы на списание ПР – отчет и первичка к нему. Однако многие фирмы предпочитают готовить полный комплект документов на представительское мероприятие, подстраховывая себя. Заключительный документ в этом случае для них – акт на списание представительских расходов.

Подробно ознакомиться с данным документом можно в статье “Как списать представительские расходы: образец акта“.

Стоит отметить, что первичка по ПР должна быть оформлена в любом случае – несмотря на то, какой комплект документов вы выберете для списания представительских расходов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]