Кто обязан заполнять и сдавать отчет 4-ОС?
К тем, кто должен сдавать форму 4-ОС, относятся субъекты:
- Предпринимательской деятельности – юридические и физические лица;
- У которых в эксплуатации находятся фонды природоохранного значения, а также объекты, которые наносят вред окружающей среде;
- Осуществляющие мероприятия, направленные на защиту атмосферы, вод и недр от негативного воздействия со стороны этих или других объектов.
По старому приказу (от 24.08.2017 № 545) в перечень лиц, которые обязаны подавать форму 4-ОС включались все те же субъекты, у которых в эксплуатации находятся очистные сооружения.
Совокупность всех этих факторов обязывает такие субъекты заполнять указанную форму и своевременно подавать ее в контролирующие органы. Это должны делать не только отечественные субъекты, но и филиалы иностранных компаний, их филиалы, которые официально осуществляют деятельность на территории России.
Важно знать! Объем затрат на природоохранные мероприятия должен составлять не менее 100 т.р. Сюда включается стоимость услуг с аналогичным целевым назначением.
Заполняется и подается форма 4-ОС за отчетный период до 25 января следующего года. Документ направляется в территориальный орган Росстата. Здесь же можно посмотреть образец заполнения формы 4-ОС с примером.
Бланк отчета по форме 4=ОС (429 Загрузок) Указания по заполнению отчета по форме 4-ОС (312 Загрузок)
Когда используется форма ОС-4
Прекращение эксплуатации зданий и оборудования в ходе работы организации — обычная практика. В процессе работы возникают ситуации, когда ремонт, реставрация или модернизация объекта являются экономически нецелесообразными. В этом случае принимается решение о списании объекта ОС.
Процедура списания непригодного объекта описана в ПБУ 6/01 и ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Проводится в несколько этапов:
- Созыв специальной комиссии с целью установления факта непригодности здания или оборудования для дальнейшего использования в компании. Комиссия состоит минимум из трех человек, в ее состав обязательно включают материально ответственное за объект лицо. Юридическое лицо вправе пригласить в состав комиссии стороннего эксперта.
- Комиссия выносит свое заключение, на основании которого руководитель издает приказ о выбытии основного средства.
- Члены комиссии составляют акт о списании.
Документ составляется в двух экземплярах, один из которых остается у лица, ответственного за инспектируемый объект ОС, второй передается в бухгалтерию для отражения факта выбытия в бухгалтерском и налоговом учете. В учете расходы и доходы, возникающие при выбытии основного средства, включаются в состав «прочих» и отражаются на счете 91 в корреспонденции со счетом 01.
На основании акта о списании прекращается начисление амортизации основного средства, и объект не учитывается в целях исчисления налога на имущество.
Порядок заполнения и подачи отчетности 4-ОС
Новая форма отчетности 4-ОС утверждена Приказом Росстата от 18.07.19 №412.
При заполнении отчета по форме 4-ОС нужно указать:
- Полное наименование субъекта в соответствии с данными, указанными в ЕГРЮЛ, юридический и фактический адрес, если они различаются. Вся эта информация вписывается в строки титульного листа;
- Объем средств, которые пошли на мероприятия по охране окружающей среды;
- Денежные поступления от продажи побочной продукции;
- Список всех эксплуатируемых природоохранных объектов;
- Список видов деятельности, направленных на защиту окружающей среды.
Для справки! В последнем случае виды деятельности указываются в соответствии с международным классификатором СЕ 2000.
Подробная инструкция по заполнению формы 4-ОС содержится в Приказе Росстата от 18.07.19 №412. Там даны подробные разъяснения по каждому пункту, в который необходимо внести информацию.
Заполненный отчет подается, как указано выше, в территориальный орган Росстата. Он направляется ценным письмом или лично через ответственного сотрудника органа под роспись и с указанием даты принятия.
Законодательная база Российской Федерации
действует Редакция от 09.08.2012
Подробная информация
Наименование документ | ПРИКАЗ Росстата от 09.08.2012 N 441 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ И ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДОЙ» |
Вид документа | приказ |
Принявший орган | росстат |
Номер документа | 441 |
Дата принятия | 09.08.2012 |
Дата редакции | 09.08.2012 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
ПРИКАЗ Росстата от 09.08.2012 N 441 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ И ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДОЙ»
Указания по заполнению формы N 4-ОС
Юридические лица, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), имеющие очистные сооружения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), а также производящие плату за негативное воздействие на окружающую среду, заполняют настоящую форму и предоставляют ее в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Сведения предоставляются по юридическому лицу (обособленному подразделению), индивидуальному предпринимателю с объемом затрат и (или) с платой за негативное воздействие на окружающую среду более 10 тыс. руб. в год.
Заполненные формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений). В случае, когда юридическое лицо (его обособленное подразделение) не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления им деятельности. Индивидуальные предприниматели предоставляют первичные статистические данные в территориальные органы Росстата по месту своего нахождения.
Организации-банкроты, на которых введено конкурсное управление, не освобождаются от предоставления сведений по указанной форме. Только после вынесения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации (п. 3 ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») организация-должник считается ликвидированой и освобождается от предоставления сведений по указанной форме.
Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица.
В адресной части указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках — краткое наименование. На бланке формы, содержащей сведения по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица, к которому оно относится.
По строке «Почтовый адрес» указываются наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом; если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается также фактический почтовый адрес. Для обособленных подразделений, не имеющих юридического адреса, указывается почтовый адрес с почтовым индексом.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель проставляет в кодовой части формы код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО, направляемого (выдаваемого) им территориальными органами Росстата.
По территориально-обособленным подразделениям юридического лица указывается идентификационный номер, который устанавливается территориальным органом Росстата по месту расположения территориально-обособленного подразделения.
В кодовой части формы по графе 3 респонденты, осуществляющие деятельность по кодам 01 — 99 ОКВЭД, за исключением кода 75, а также деятельности специализированных поставщиков (кода 90), должны указать — 1 (коммерческий сектор).
Респонденты, осуществляющие деятельность по коду 90 ОКВЭД, в графе 3 должны указать — 2 (специализированные поставщики природоохранных услуг).
Респонденты, которые предоставляют специализированные природоохранные услуги, такие как сбор и очистку сточных вод, сбор и переработку твердых отходов, ассенизацию, уборку территории и т.д., однако эти услуги не относятся к основному виду экономической деятельности, должны составлять два отчета, один — по специализированным природоохранным услугам, предоставляемым предприятием, и второй — по другим видам экономической деятельности, которым занимается юридическое лицо. Например, юридические лица, осуществляющие деятельность по коду ОКВЭД 41, представляют два отчета (один по основной деятельности, который включается в коммерческий сектор, второй — по деятельности, связанной с природоохранными услугами (очисткой сточных вод), который включается в сектор специализированных поставщиков природоохранных услуг). В отчет по основной деятельности не должны включаться услуги по очистке сточных вод.
Мероприятия и затраты, показываемые в данной форме, должны иметь преимущественно природоохранный характер и быть направлены главным образом на охрану окружающей среды.
В данной форме не отражаются мероприятия и затраты на их проведение:
— по охране здоровья, улучшению условий труда и повышению техники безопасности, реализованные по техническим соображениям, но дающие положительный экологический эффект;
— по непосредственному использованию природных ресурсов (например, водоснабжение);
— по предотвращению или борьбе с последствиями стихийных бедствий и природных катастроф. В частности, не включается деятельность по прогнозу (профилактике) и устранению последствий засухи, заморозков, землетрясений, лавин, оползней и т.п.
Кроме того, в данной форме не учитываются: налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, платежи за водопользование по договорам, лесные подати, налоги и сборы за пользование биоресурсами, другие аналогичные налоги и платежи за природопользование и при природопользовании, за исключением платежей, приведенных в разделе 3 формы.
Форма заполняется на основании данных первичного учета фактических затрат на охрану окружающей среды и экологических платежей. Данные представляются в тысячах рублей.
Раздел 1. Текущие затраты на охрану окружающей среды и выручка (поступления) от продажи побочной продукции
В разделе 1 отражаются фактическая сумма текущих затрат, образующаяся в процессе внутрипроизводственной деятельности и покрываемая за счет собственных средств, средств бюджетов всех уровней и других источников, а также дополнительные затраты и поступления, связанные с охраной окружающей среды.
Текущие затраты указываются без налога на добавленную стоимость.
Сумма текущих затрат на охрану окружающей среды включает расходы на проведение мероприятий, обеспечение текущей работы технологических процессов и производств, а также на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, которые разработаны и функционируют в целях предотвращения, уменьшения, очистки (переработки) и/или устранения загрязняющих веществ (продуктов) или самого загрязнения.
В разделе отражаются данные о следующих текущих затратах на охрану окружающей среды:
— содержание и эксплуатация основных фондов по охране окружающей среды: сырье, материалы и другие продукты, топливо и электроэнергия, используемые при эксплуатации природоохранных фондов; затраты на текущий ремонт этих фондов, на содержание персонала, обслуживающего данные фонды; рентные (лизинговые) платежи, платежи по страховке, касающиеся природоохранных сооружений и оборудования (перечень фондов природоохранного назначения приведен в Приложении 2);
— затраты на сбор, хранение/захоронение и переработку/обезвреживание, уничтожение, размещение отходов производства и потребления собственными силами;
— организацию самостоятельного контроля за вредным воздействием на окружающую среду и мониторинговые мероприятия, научно-технические исследования, управление природоохранной деятельностью в организации;
— на текущие мероприятия по сохранению и восстановлению качества окружающей среды, нарушенной в результате ранее проводившейся хозяйственной деятельности;
— прочие текущие мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую среду.
В разделе не отражаются данные о затратах на:
строительство объектов по охране окружающей среды,
капитальный ремонт природоохранных основных фондов,
амортизационные отчисления по основным фондам природоохранного назначения,
закупки природоохранных услуг у внешних организаций (выплаты сторонним организациям за прием и очистку сточных вод, а также за вывоз, переработку, захоронение и т.д. отходов производства и потребления, за оказание других услуг по охране окружающей среды).
По строке 01 показываются текущие (эксплуатационные) затраты в целом на все мероприятия по охране окружающей среды, которые в строках 02 — 10 распределяются по направлениям природоохранной деятельности в соответствии с «Перечнем основных фондов природоохранного назначения» (приложение 1) и «Перечнем видов природоохранной деятельности» (приложение 2).
По строке 02 указываются текущие затраты, направленные на деятельность по охране атмосферного воздуха и предотвращению изменения климата, входящие в состав текущих (эксплуатационных) затрат:
— на содержание и эксплуатацию основных фондов по охране атмосферного воздуха и предотвращению изменения климата,
— на осуществление контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая контроль за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах механическими транспортными средствами), лабораторные исследования,
— на организацию наблюдения и контроля за качественным состоянием атмосферного воздуха,
— на модификацию (совершенствование) производственных процессов, переход на другие виды топлива, сырья, материалов с целью уменьшения (ликвидации) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
— на администрирование и экологический менеджмент, информационное обеспечение, образовательную деятельность в области охраны атмосферного воздуха и предотвращению изменения климата,
— на прочие текущие мероприятия в области охраны атмосферного воздуха и предотвращению изменения климата.
По строке 03 включаются текущие затраты, направленные на деятельность по сбору и очистке сточных вод, входящие в состав текущих (эксплуатационных) затрат:
— на содержание и эксплуатацию основных фондов для сбора, транспортировки, очистки сточных вод, систем оборотного и повторного водоснабжения, локальных очистных сооружений,
— на снижение образования загрязненных сточных вод в производственном процессе,
— на повторное использование охлаждающей воды и очистке охлаждающей воды перед сбросом,
— на осуществление контроля за качеством сбрасываемых сточных вод, лабораторные исследования,
— на администрирование и экологический менеджмент, информационное обеспечение, образовательную деятельность по сбору и очистке сточных вод,
— на прочие текущие мероприятия по сбору и очистке сточных вод.
В текущие затраты по сбору и очистке сточных вод не включаются:
затраты на содержание и эксплуатацию промышленных и коммунальных водопроводов, включая сооружения по предварительной очистке забираемой воды (водоподготовке) и ее транспортировке до потребителя,
затраты на содержание и эксплуатацию городских, промышленных и других канализационных сетей, не подведенных к очистным сооружениям и осуществляющим сброс загрязненных сточных вод непосредственно в естественные водные объекты.
По строке 04 указываются текущие затраты, направленные на деятельность по обращению с отходами (включая переработку низкорадиоактивных отходов, компостирование, смет при уборке улиц, утилизацию), входящие в состав текущих (эксплуатационных) затрат:
— на содержание и эксплуатацию основных фондов по охране окружающей среды от отходов производства и потребления (для сбора, разделения на виды (сортировки), размещения, обезвреживания и (или) использования отходов производства и потребления,
— на мероприятия по осуществлению сбора, разделения по видам, хранения и транспортирования отходов производства и потребления к специально организованным местам их размещения, обезвреживания или использования, находящиеся в ведении отчитывающегося объекта или других организаций (свалки, полигоны, мусороперерабатывающие и мусоросжигающие установки и заводы), также к местам их санкционированного неорганизованного хранения,
— на осуществление инструментальных измерений и контроля за величиной и структурой образования и размещения отходов производства и потребления, лабораторные исследования в сфере обращения с отходами,
— на определение физико-химического состава отходов и (или) на определение класса опасности отходов,
— на администрирование и экологический менеджмент, информационное обеспечение, образовательную деятельность в области обращения с отходами,
— на прочие текущие мероприятия по обращению с отходами.
По строке 05 указываются текущие затраты, направленные на деятельность по защите и реабилитации земель, поверхностных и подземных вод, входящие в состав текущих (эксплуатационных) затрат:
— на содержание и эксплуатацию основных фондов по защите и реабилитации земель, поверхностных и подземных вод, включая общестроительную и специальную технику,
— на ликвидацию свалок, полигонов, отстойников, отвалов, «хвостов» обогатительных организаций,
— на предотвращение инфильтрации загрязнителей в почвы, поверхностные и подземные водные объекты,
— на мероприятия по поддержанию в установленном порядке водоохранных зон, по регулированию стока и поддержанию благоприятного гидрологического режима и санитарного состояния малых рек,
— на очистку почв и водных объектов от загрязнения и засорения,
— на предотвращение эрозии и других видов деградации почвы,
— по предотвращению засоления и по рассолению почв,
— по рекультивации нарушенных земель,
— инструментальные измерения и контроль, лабораторные исследования качественного состояния земель, поверхностных и подземных водных объектов,
— на администрирование и экологический менеджмент, информационное обеспечение, образовательную деятельность в области охраны земель, поверхностных и подземных водных объектов,
— на прочие текущие мероприятия по защите и реабилитации земель, поверхностных и подземных вод.
По строке 06 указываются текущие затраты, направленные на деятельность по защите окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия, входящие в состав текущих (эксплуатационных) затрат:
— на содержание и эксплуатацию основных фондов по защите окружающей среды, предотвращению и снижению шумового, вибрационного и других видов физического воздействия на транспорте, на промышленных производствах и других стационарных источниках шума и вибрации, по применению антишумовых и виброизолирующих конструкций,
— инструментальные измерения и контроль, лабораторные исследования в области шумового, вибрационного и других видов физического воздействия на окружающую среду,
— на администрирование и экологический менеджмент, информационное обеспечение, образовательную деятельность в области защиты окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия,
— на прочие текущие мероприятия.
В строку 07 включаются текущие затраты, направленные на деятельность по сохранению биоразнообразия и охрану природных территорий, входящие в состав текущих (эксплуатационных) затрат:
— по защите и восстановлению видов животных, растений и грибов и по сохранению среды их обитания (по сохранению и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, по осуществлению искусственного воспроизводства природных популяций, по реинтродукции (реакклиматизации), по предотвращению неконтролируемого распространения инвазивных чужеродных видов, по сохранению и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов посредством применения технологий криоконсервации и создания других типов хранилищ генетического материала для восстановления исчезнувших популяций и видов, а также для поддержания или восстановления генетического разнообразия в сильно нарушенных популяциях, по проведению мониторинга, по проведению инвентаризации (учета), по ведению Красных книг и т.д.),
— по сохранению и восстановлению природных территорий,
— инструментальные измерения и контроль, лабораторные исследования в области сохранения биоразнообразия и охраны природных территорий,
— на администрирование и экологический менеджмент, информационное обеспечение, образовательную деятельность в области сохранения биоразнообразия и охраны природных территорий,
— на прочие текущие мероприятия по сохранению биоразнообразия и охрану природных территорий.
По строке 08 указываются текущие затраты, направленные на деятельность по обеспечению радиационной безопасности окружающей среды, входящие в состав текущих (эксплуатационных) затрат:
— по снижению радиационного воздействия на окружающую среду (по реабилитации природных территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению лесов, водных объектов, земель),
— по обращению с радиоактивными отходами (по осуществлению сбора, транспортированию, переработке, хранению (локализации) радиоактивных отходов, захоронению радиоактивных отходов),
— инструментальные измерения и контроль, лабораторные исследования в области обеспечения радиационной безопасности,
— на администрирование и экологический менеджмент, информационное обеспечение, образовательную деятельность в области радиационной безопасности окружающей среды,
— на прочие текущие мероприятия в области радиационной безопасности окружающей среды.
В текущие затраты, направленные на деятельность по обеспечению радиационной безопасности окружающей среды, не включаются:
затраты на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций,
затраты по сбору и переработке низкорадиоактивных отходов.
По строке 09 указываются текущие затраты, направленные на научно-исследовательскую деятельность и разработки по снижению негативных антропогенных воздействий на окружающую среду, входящие в состав текущих (эксплуатационных) затрат. Они включают затраты на разработки в сфере охраны атмосферного воздуха, предотвращения изменения климата и защиты озонового слоя, в области сбора и очистки сточных вод, включая предотвращение (или очистку) сбросов в поверхностные воды, в области обращения с отходами, защиты и реабилитации почвы, подземных и поверхностных вод, защиты окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия, сохранения биоразнообразия и охраны природных территорий и др.
По строке 10 указываются текущие затраты на другие направления деятельности в сфере охраны окружающей среды, входящие в состав текущих (эксплуатационных) затрат. Они включают затраты на охрану окружающей среды и не включенные в другие классы: общая административная и управленческая деятельность, деятельность по экологической сертификации и экологическому аудиту, по экологическому менеджменту и консалтингу, по экологическому просвещению и информационному обеспечению в области охраны окружающей среды, по информационному обеспечению гражданского общества о состоянии окружающей среды, по организации и развитию системы экологического образования, по воспитанию и формированию экологической культуры, по обучению, подготовке и повышению квалификации специалистов в области охраны окружающей среды и др. Сюда включаются затраты, не подпадающие под другие группировки видов природоохранной деятельности.
В графе 3 отражаются сведения о фактических текущих (эксплуатационных) затратах на охрану окружающей среды, произведенных за год.
В графе 4 отражаются сведения о текущих (эксплуатационных) затратах на охрану окружающей среды за счет собственных средств предприятий.
По графе 5 указываются материальные затраты, включающие затраты на приобретение сырья и (или) материалов; инструментов, приспособлений, инвентаря; комплектующих изделий и (или) полуфабрикатов; топлива, энергии всех видов, необходимых для функционирования основных фондов природоохранного назначения и выполнения других работ по охране окружающей среды. К материальным затратам приравниваются также расходы на рекультивацию земель. При заполнении графы 5 используются данные форм первичной бухгалтерской отчетности (приходные накладные на приобретаемые сырье и материалы, платежные документы, товарно-транспортные накладные и др.).
В графе 6 отражаются затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды (включая единый социальный налог) работникам, связанных с эксплуатацией природоохранного оборудования и проведением других мероприятий по охране окружающей среды, которые включают сумму заработной платы и выплаты социального характера, начисленных работникам списочного состава и внешним совместителям. Сюда входят работники, непосредственно занятые по эксплуатации и обслуживанию природоохранных объектов. Кроме того, включается оплата труда и социальные выплаты при проведении других средозащитных мероприятий (рекультивации нарушенных земель, вывозу и захоронению отходов производства и потребления и др.). В данном показателе также отражается оплата труда работников заводских лабораторий, осуществляющих мониторинг (контрольные замеры, учет, контроль и др.) в области охраны окружающей среды.
При обслуживании одновременно как природоохранных, так и других объектов, не связанных с защитой окружающей среды (например, ремонтными бригадами, электриками и т.п.), соответствующая зарплата и выплаты при этом должны определяться расчетно — по доле времени, затраченной на обслуживание природоохранного оборудования или проведение природоохранных мероприятий, и/или другими методами.
В графу 7 включается сумма фактической оплаты текущих услуг сторонним организациям за: а) прием, транспортировку и очистку сточных вод; б) сбор, транспортировку (вывоз), временное хранение, переработку (обезвреживание), уничтожение и/или захоронение отходов производства и потребления; в) другие услуги по охране окружающей среды, в т.ч. за посадку и уход за зелеными насаждениями на территории отчитывающегося предприятия, проведение инвентаризации источников загрязнения, разработку проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), разработку проектов санитарно-защитных зон предприятий, работы по оценке рисков для здоровья населения при воздействии факторов окружающей среды, разработку проектов нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (НДС), разработку проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, экологическую сертификацию и аудит, другие аналогичные услуги и работы.
В этой графе не отражаются бюджетные платежи за негативное воздействие на окружающую среду, другие налоги и платежи, штрафы и выплаты за возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде, и т.д.
В графу 8 включаются затраты на осуществление капитального ремонта основных фондов природоохранного назначения по направлениям природоохранной деятельности.
По графе 9 показывается выручка (поступления) от продажи побочной продукции, полученной в ходе природоохранной деятельности.
Такого рода доходы, т.е. дополнительные поступления, связаны со специфическим характером некоторых работ природоохранного назначения (и, соответственно, затрат на охрану окружающей среды). Выручка от реализации побочной продукции представляет собой суммарный объем продаж (совокупную стоимость реализации) побочной продукции. Кроме того, доходы могут выражаться через суммарное уменьшение издержек (снижение себестоимости производства), если побочная продукция используется на том же предприятии, где она была получена.
Энерго- и материалосбережение, которые являются следствием применения более эффективных производственных процессов, а также иные производственные выгоды от природоохранной деятельности не относятся к рассматриваемой группе поступлений от побочной продукции.
Примерами поступлений от продажи побочной продукции могут быть:
— стоимость энергии, полученной от сжигания отходов, которые в свою очередь образовались на данном предприятии;
— стоимость собранных, реализованных на сторону, вторично использованных отходов (только по отходам, образовавшимся на данном предприятии, например, образовавшийся и проданный на сторону металлолом).
Сюда же включается стоимость возвратных отходов, вновь поступивших в собственное основное производство.
Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходного ресурса (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (понижением выходом продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению.
Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.
Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
— по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции);
— по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.
Данное указание касается, в частности, отходов деревообработки, уловленных пылеосадительными камерами или другими пылеулавливающими устройствами и использованных в дальнейшем в качестве топлива на отчитывающемся предприятии, проданных другим потребителям, включая население. Сюда же могут относиться нефтепродукты, полученные при очистке сточных вод и также использованные на собственном производстве (для собственных нужд) или реализованные на сторону.
Если отходы (продукты) передаются не на коммерческой основе (например, отдаются работникам того же предприятия в качестве топлива), соответствующий оборот не отражается в графе 4.
Капитальным ремонтом машин, оборудования и транспортных средств считается вид ремонта с периодичностью свыше одного года, при котором, как правило, производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата. При капитальном ремонте зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и т.п.).
Раздел 2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (экологические платежи)
В разделе 2 отражаются денежные средства, фактически выплаченные в соответствии с действующим законодательством за сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов производства и потребления, штрафы за нарушение природоохранного законодательства.
По строкам 20, 25, 30 приводятся фактические выплаты, производимые за загрязнение окружающей среды (выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов производства и потребления). Эти показатели складываются из сумм фактических выплат, произведенных в течение отчетного года.
В строке 20 показываются средства, фактически выплаченные за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления в границах предельно допустимых нормативов и в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
В строках 21 — 24 указываются соответственно фактические выплаты за допустимые (не превышающие предельно допустимые нормативы и установленные лимиты (временно согласованные нормативы) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (строка 21) и подземные горизонты (строка 24), выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (строка 22), за размещение отходов производства и потребления (строка 23).
По строке 25 отражаются фактические выплаты за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (строка 26) и подземные горизонты (строка 29), выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (строка 37), за сверхнормативное размещение отходов производства и потребления (строка 28).
По строке 30 отражается общая сумма платежей (за исключением штрафных санкций и исков), фактически перечисленных в отчетном году за загрязнение окружающей среды (допустимое и сверхнормативное).
По строке 31 показываются все штрафы и выплаты, взысканные специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды по искам за возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде вследствие нарушения природоохранного законодательства. К ним относятся штрафные санкции за залповое или аварийное загрязнение окружающей среды (кроме установленных текущих выплат за экологическое загрязнение). Штрафы, взысканные в административном порядке с должностных лиц, работающих в организации, здесь не учитываются.
В случае выплаты средств по добровольному или обязательному экологическому страхованию соответствующие величины в данный отчет не включаются.
Арифметические и логические контроли
Раздел 1
1. стр. 01 = стр. 02 + стр. 03 + стр. 04 + стр. 05 + стр. 06 + стр. 07 + стр. 08 + стр. 09 для всех граф
2. гр. 4 < гр. 3 по всем строкам
3. гр. 5 < гр. 3 по всем строкам
4. гр. 6 < гр. 3 по всем строкам
5. гр. 5 + гр. 6 гр. 3 по всем строкам
Раздел 2
7. стр. 20 = стр. 21 + стр. 22 + стр. 23 + стр. 24
Zakonbase: В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.
8. стр. 25 = стр. 26 + стр. 27 + стр. 28 + стр. 29
9. стр. 30 = стр. 20 + стр. 25
Особенности при заполнении отчета 4-ОС
Есть некоторые особенности, как заполнять отчет 4-ОС в разных случаях.
Как указано выше, по филиалам он предоставляется отдельно на каждый. Это касается и других обособленных подразделений.
Но есть и исключения, когда по филиалам подается один отчет. Допускается в следующих случаях:
- Они находятся по одному юридическому или фактическому адресу;
- Адреса у них разные, но филиалы расположены в непосредственной близости друг с другом, а их деятельность тесно взаимосвязана между собой.
Филиалом или обособленным подразделением признается любая часть предприятия, оборудованная стационарными рабочими местами, которая находится отдельно от головного офиса.
Допускается, что отчет по форме 4-ОС за обособленные подразделения может направляться в территориальный орган Росстата как по месту его нахождения, так и по месту расположения головного офиса компании.
Положения на 2021 год
Отчетность по экологии за 2021 год включает в себе около 10 видов документов, формируемых в зависимости от рода деятельности предприятия. Сведения могут предоставляться как в бумажном, так и в электронном виде. Если предпочтителен второй вариант, то форма доступна на сайте Росприроднадзора или на портале государственных услуг.
Правовым основанием для 4 ОС отчетность по экологии 2018 является Федеральный Приказ Министерства Природы № 30 от февраля 2010 года. Отчет носит уведомительный характер. Он обязателен для представителей малого и среднего бизнеса, чья деятельность взаимодействует с природными ресурсами. Сведения касаются отходов от деятельности предприятий, их использования, переработки, размещения, утилизации или обезвреживания. Отчет должен содержать информацию об объемах отходов, специальный код по классификатору, сведения о степени опасности и разновидность.
К заполненной форме прилагаются копии лицензий, договоров о передаче отходов, а также копия лицензии принимающего предприятия, если субъект бизнеса пользуется услугами других фирм.
Штраф за нарушения сдачи отчетности 4-ОС
Предприятие и должностные лица привлекаются к административной ответственности в следующих случаях:
- Несвоевременная подача отчетности (ст.13.19 КоАП РФ);
- В форму внесены неточные или неправдивые данные (ст. 8.5 КоАП РФ);
- В отчет включена заведомо неправдивая информация (аналогичная статья).
В первом случае размер штрафа составляет от 20 до 150 т.р. Во втором – от 20 до 80 т.р. Кроме того, Росстат может понести убытки из-за отсутствия отчета или внесенной в него недостоверной информации. Их компенсация возлагается на нарушителя.
Приложение N 13. Форма N 1-фермер «Сведения об итогах сева под урожай»
Закона Российской Федерации от 13.05.92 N 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности». Статья 3 N 2761-1 гласит, предприятия, учреждения и объединения возмещают органам статистики ущерб, который возник в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.
Для справки! В последнем случае виды деятельности указываются в соответствии с международным классификатором СЕ 2000.
Составление акта по форме ОС-4 происходит тогда, когда организации необходимо списать с учета какие-то основные средства.
В соответствии с вышеприведенным приказом, отчетность по форме 4-ОС в обязательном порядке необходимо сдавать следующим предприятиям:
- имеющие очистные сооружения;
- осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг);
- производящие плату за негативное воздействие на окружающую среду, при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) платы за негативное воздействие на окружающую среду более 100 тыс. руб. в год.
Сведения предоставляются по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках — краткое наименование.
У компаний, которые оказывают природоохранные услуги может возникнуть ситуация, когда они будут нести затраты на охрану природы, не связанные с оказываемыми услугами. Тогда заполните и сдайте отчеты по каждому сектору. Для сектора 26 указывайте все затраты, связанные с вашей деятельностью.
Мы долго и успешно сотрудничаем с различными контролирующими органами. Подавляющее большинство проектов, разрабатываемых нами, проходят согласование в надзорных органах с первого раза.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Форма 4-ОС связана с экологией и охраной окружающей среды. В ней раскрывается информация о затратах на защиту природы и о доходах от продажи побочных продуктов. Отчетность небольшая. Кто, как и в какие сроки заполняет и сдает 4-ОС, расскажем в статье.
Все расходы и доходы указывайте без НДС. В таблице 10 строк и 9 граф, которые нужно заполнить. В графе 3 укажите затраты на охрану природы за год, а в графе 4 отдельно выделите траты за счет собственных средств. В графах 5 и 6 дается расшифровка графы 3.
В открывшемся списке выбирается нужное подразделение и далее, кликнув по строке с его названием, заполняется открывшийся по этому подразделению отчет в соответствии с порядком, рассмотренным ниже. Аналогично заполняются отчеты по самой организации и другим подразделениям.
Многие наши клиенты являются не просто заказчиками, — со многими клиентами у нас выстраиваются надежные и долгосрочные партнерские отношения. Нам доверяют уже более 500 различных компаний. Самое важное для нас — это долгосрочные отношения с заказчиком, поскольку это залог стабильности и уверенности в завтрашнем дне для обеих сторон.
Если одна промплощадка находится в одном районе области, а другая в другом районе, то сдаются для каждой свои отчеты в свои территориальные органы Росстата.
Титульник похож на другие статотчеты. Впишите отчетный год, полное наименование, почтовый адрес. Не забудьте про ОКПО. Затем переходите к табличной части.
Если одна промплощадка находится в одном районе области, а другая в другом районе, то сдаются для каждой свои отчеты в свои территориальные органы Росстата.
Отчитывайтесь отдельно по филиалам и головной компании, но только при наличии события. Если в 4-ОС вносить нечего, ничего не сдавайте. Готовый отчет предоставьте в территориальный Росстат на бумаге или электронно.
Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, не освобождаются от предоставления сведений по указанной форме.
В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть всё для удобной работы
При этом должно соблюдаться одно из условий:
- в течении 2021 года было израсходовано на природоохранные мероприятия более 100,0 тыс руб. за год,
- в течении 2021 года было израсходовано на природоохранные мероприятия по обособленному подразделению менее 100,0 тыс. руб, но при этом если сумма по всем обособленным подразделениям, расположенным в одном субъекте РФ превысила 100,0 тыс. руб.
Целью отчета является отражение отчислений со стороны предприятий на возмещение вреда окружающей среде, расходы на постройку и эксплуатацию очистных сооружений, и другие меры, направленные на сохранность природных ресурсов. Также сюда относится защита атмосферного воздуха, утилизация и очистка стоков, эксплуатация отходов и реабилитация почв.
Решение о ликвидации основных средств необходимо оформить приказом руководителя. Данные о выбытии ОС также необходимо внести в документы, которые оформляются компанией для учета наличия и движения основных средств (например, можно использовать инвентарную карточку учета объекта основных средств по форме № ОС-6).
Отчет должен содержать информацию об объемах отходов, специальный код по классификатору, сведения о степени опасности и разновидность.
Шаблон отчета состоит из 2 разделов со следующими данными:
- На главной странице указываются регистрационные и юридические сведения предприятия: название, адрес, код ОКУД и ОКПО.
- Текущие траты на природоохранные мероприятия и поступления от реализации побочной продукции. Раздел состоит из пяти столбцов: названия мер по защите природы, траты за отчетный период. Последний пункт включает в себя социальные и материальные и отчисления на зарплату. Сумма указывается без НДС.
- Плата за негативное влияние на природу. Экологически платежи отражаются в двух столбцах: название нанесенного вреда и фактическая сумма за них, выплаченная за отчетный период.
- Выручка от продажи побочной продукции.
Мы поможем вам разработать и сдать отчет по форме 4-ОС по Москве, Московской области и Республике Татарстан. Умеренные цены. Короткие сроки. Ждем вашего звонка.
Отчет по форме «4-ОС» сдается в территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации. Возможна сдача отчета в электронном виде.
N 420, и во исполнение Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г.
На оборотной стороне бланка содержится 2 таблица «Краткая характеристика объекта ОС», которая состоит из 7 столбцов:
- название объекта ОС;
- количество;
- наименование драгоценных материалов;
- номенклатурный номер;
- единица измерения;
- количество;
- масса.
В числе обязательных для бизнеса числится отчет по экологии. За 2017 год он сдается по апрель 2018-го включительно. Принимающие органы – Росприроднадзор и Росстат. Субъекты – коммерческие предприятия и индивидуальные предприниматели.
Отчет предоставляют также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц.