ФСБУ 6/2020 — новый порядок учета основных средств

Л. М. Золина автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Формулировка п. 2 Приказа Минфина России от 15.11.2019 № 180н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» (далее — Стандарт) предписывает применение Стандарта начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.

Некоторые хозяйствующие субъекты прочитывают этот пункт буквально так: Стандарт требует применения в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следовательно, все пересчеты запасов можно сделать на 31 декабря 2021 года.

Однако, согласно п. 3 Приказа № 180н, с 1 января 2021 г. признаются утратившими силу не только ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», но целый ряд сопутствующих нормативных документов.

Таким образом, применять ФСБУ 5/2019 следует с 1 января 2021 года.

А вот в отношении ФСБУ 6/2020 ситуация иная.

П. 2 Приказа Минфина России от 17.09.2020 N 204н «Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» устанавливает обязательное применение ФСБУ 6/2020 начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация может принять решение о применении настоящих Стандартов до указанного срока. Но ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и соответствующие НПА утрачивают силу с 1 января 2022 г. (п. 3 ФСБУ 6/2020).

Как предсказуемый результат: ряд организаций перешли на ФСБУ 5/2019 в силу обязанности, но отложили на год применение ФСБУ 6/2020 в силу предоставленной возможности.

Какую цель преследовал Минфин России, предоставив возможность хозяйствующим субъектам не применять ФСБУ 6/2020 одновременно с началом применения ФСБУ 5/2019 , я не берусь комментировать. Но и чиновники не комментируют последствия, возникающие по ряду ситуаций, в связи с одновременным применением ФСБУ 5/2019 и ПБУ 6/01.

Наиболее проблемным является учет активов, которые по ФСБУ 5/2019 уже не запасы, а по ПБУ 6/01 — еще не основные средства. При этом достаточно дорогие и долговечные.

Пример

Инвентарь со сроком службы более 12 месяцев не может учитываться в составе запасов. Однако, если организация не применяет с 01.01.2021 ФСБУ 6/2020, то она должна вести учет ОС по нормам ПБУ 6/01, которым предусмотрен ценовой предел для ОС – 40 000 руб.

Возникает ситуация, когда актив стоимостью менее 40 000 руб., но с СПИ более 12 месяцев не может быть учтен в качестве ОС по ПБУ 6/01, а в качестве запасов — по ФСБУ 5/2019.

Таким образом, при применении ФСБУ 5/2019 и ПБУ 6/01 (до перехода на ФСБУ 6/2020) активы учитываются следующим образом:

1 — стоимостью менее 40 000 руб. и сроком службы менее 12 месяцев — в числе запасов;

2 — стоимостью более 40 000 руб. и сроком службы менее 12 месяцев – в числе запасов;

3 — стоимостью более 40 000 руб. и сроком службы более 12 месяцев — в числе ОС;

4 — стоимостью менее 40 000 руб. и сроком службы более 12 месяцев — в числе активов, стоимость которых может быть списана на дату их ввода в эксплуатацию (утвердить в Положении по учетной политике).

Первые два условия не вызывают проблем. Например, если приобретен инструмент стоимостью 60 000 руб., но организация уверена, что он полностью износится в течение 10 месяцев, то его следует учитывать в составе запасов.

Третье условие также понятно. Это ПБУ 6/01.

А на 4 условии я хочу остановиться подробнее. Недорогой компьютер стоимостью до 40 000 руб. прослужит не один год, значит, это не запасы. Но и не основное средство по ПБУ 6/01. И таких активов может набраться целая группа.

Ситуация, когда организация применяет ФСБУ 5/2019 и не применяет ФСБУ 6/2020, законодательно не урегулирована. Какие-либо переходные правила в таком случае действующими НПА по бухгалтерскому учету не установлены.

Проанализировав действующие положения по бухгалтерскому учету, я прихожу к выводу, что в этот переходный период можно применить принцип существенности к таким активам и учитывать их стоимость в расходах да дату приобретения (причем без акта ввода в эксплуатацию).

Но при этом необходимо очень осторожно подойти к определению уровня существенности.

Бухучет основных средств

Основные средства ПБУ 6/01 2021 — это основной нормативный документ, который закрепляет критерии, правила, условия и действующий порядок учета имущественных объектов, отнесенных в состав основных средств. Напомним, что не все имущество может считаться ОС. Именно Положение по бухгалтерскому учету устанавливает ключевые моменты определения объекта.
Данный норматив был утвержден еще в 2001 году (Приказ Министерства финансов № 26н от 30.03.2001). Последние изменения были внесены 16.05.2016. Его обязаны применять все российские организации в целях ведения бухучета и составления отчетности, начиная с 2001 года. Все, кроме кредитных организаций, а также государственных и муниципальных учреждений.

Обратите внимание, что для учреждений госсектора действуют иные нормативы. Так, с 01.01.2018 вступил в силу новый федеральный стандарт «Основные средства».

Учетная политика

Нельзя не обратить внимание, что новые ФСБУ основаны на положениях МСФО, и рекомендации по их применению все чаще дает не Минфин России, а Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (НРБУ БМЦ).

Фонд регулярно размещает свои Рекомендации на официальном сайте Бухгалтерского методологического центра www.bmcenter.ru. Не являясь официальным методологическим органом, НРБУ БМЦ, тем не менее, на сегодняшний день помогает адаптироваться к понятиям МСФО, поскольку новые ФСБУ, если и основаны на нормах МСФО, но не дают разъяснений в их применении, а только позволяют ими воспользоваться.

Это в первую очередь и касается Положения по учетной политике.

Учетная политика организации должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (требование рациональности) (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Понятие «рациональность» в ФСБУ 5/2019 отсутствует. В связи с этим я опять рекомендую обратить внимание на Рекомендацию НРБУ БМЦ Р-100/2019-КпР «Реализация требования рациональности».

Как правило, оценка потенциального влияния, которое может оказать применение конкретного способа бухгалтерского учета, установленного ФСБУ, на решения пользователя бухгалтерской отчетности, связана с конкретными обстоятельствами. В этой связи возможность формирования учетной политики исходя из требования рациональности без применения установленного ФСБУ способа обычно определяется исходя из конкретных условий отражаемых фактов хозяйственной жизни.

Однако это утверждение справедливо не для всех предусмотренных ФСБУ способов бухгалтерского учета. В ряде положений по бухгалтерскому учету содержатся требования технического либо формального характера, выполнение которых не имеет непосредственной связи с формированием информации, включаемой в бухгалтерскую отчетность организации.

Необходимо определить рациональные подходы к формированию учетной политики в части применения указанных норм ФСБУ с тем, чтобы соблюсти оптимальный баланс между затратами на формирование информации о таком объекте бухгалтерского учета, как основные средства, и полезностью (ценностью) этой информации.

В 2021 году положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» дополнено пунктом 7.4, позволяющим организациям формировать учетную политику без применения способов бухгалтерского учета, установленных ФСБУ, в той степени, в которой их применение приводит к формированию несущественной информации. При этом под несущественной понимается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности.

Таким образом, на основании п. 7.4 ПБУ 1/2008 предприятие вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения п. 7, 7.1 ПБУ 1/2008). К несущественной предприятие относит информацию самостоятельно, исходя как из ее масштаба, так и из ее характера.

Содержание

Действующее ПБУ 18 «Основные средства» имеет следующую структуру:

Раздел нормативного документа Содержание, ключевые аспекты
Общие положения Данный раздел раскрывает следующие вопросы:
  1. Ключевые условия признания имущественного актива объектом основных средств.
  2. Виды и категории имущества, которые не могут быть отнесены в состав ОС организации. Также содержит примеры таких активов.
  3. Определена единица бухучета таких активов.
Оценка Вторая глава НПА определяет следующие направления в части проведения оценки объектов:
  1. Порядок определения первоначальной стоимости объекта. ПБУ закрепляет, что данный порядок зависит от способа поступления актива в собственность (на баланс) организации.
  2. Обозначены случаи, при которых требуется изменение первоначальной стоимости объекта.
  3. Ситуации, при которых необходимо проведение переоценки стоимости имущественных активов. Также определены способы и порядок проведения переоценки.
Амортизация Раздел раскрывает:
  1. Суть и понятие, что такое амортизация.
  2. Определяет способы начисления амортизации.
  3. Правила и порядок определения суммы амортизационных начислений для каждого из способов.
  4. Порядок и ключевые правила определения срока полезного использования объектов.
  5. Виды имущественных активов, по которым не должна начисляться амортизация.
Восстановление Глава определяет:
  1. Порядок проведения восстановления ОС в организации.
  2. Способы проведения восстановления.
  3. Алгоритм и общие условия признания затрат предприятия на проведения модернизации и реконструкции ОС.
Выбытие Раздел регламентирует:
  1. Поименованные случаи выбытия активов из состава ОС.
  2. Порядок выбытия ОС в части признания доходов и расходов, которые возникают у субъекта при выбытии активов.
Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности В данной части ПБУ определен ключевой перечень требований информации, которая должна быть раскрыта в финансовой бухгалтерской отчетности в отношении объектов ОС.

Определение уровня существенности

Уровень существенности является одним из самых значимых в бухгалтерском учете. Он являет собой показатель, отклонение в пределах которого ошибкой не считается. В связи с этим уровень существенности приравнивается к возможно допустимой ошибке, при котором отчетность признается достоверной. Уровень существенности организация определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике (абз. 2 п. 11 ПБУ 4/99, п. 3 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, Письмо Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01 (раздел «Существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности»)).

Существенность стоимости активов организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и из характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010) (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н) (далее — ПБУ 22/2010)).

Обратите внимание, что на практике уровень существенности устанавливают в пределах до 5 процентов от доходов или расходов или до 10 процентов от статьи баланса.

Пример

Согласно ФСБУ 5/2019, активы со сроком службы более 12 месяцев должны учитываться в составе ОС, в том числе и спецодежда. Следовательно, уровень существенности по данным активам может быть определен относительно стоимости ОС по балансу.

Например, стоимость ОС, отраженная в балансе по состоянию на 1 января 2021 года, составляет 3 000 000 руб. При уровне существенности 10% стоимость группы активов, не превышающая 300 000 руб., может быть единовременно списана на затраты. При этом установить уровень существенности для каждого актива в размере 10% стоимости ОС неправомерно, так как при списании нескольких активов с разной стоимостью, каждая из которых не превышает 10% от балансовой стоимости ОС может в совокупности за год привести к превышению 10-процентного уровня существенности, а это уже будет признаваться ошибкой. Следовательно, в учетной политике нужно установить уровень существенности по группе активов и контролировать его соблюдение.

В то же время единовременное списание на затраты стоимости активов является расходом согласно нормам ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Следовательно, уровень существенности может быть определен на основе разных показателей.

1-й способ: при установлении уровня существенности возможно принять за основу уровень доходов (расходов). Необходимость установления данного показателя содержится в п. 18.1 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н) и в п. 21.1 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Данные документы требуют обособленно отражать доходы (расходы) организации, превышающие 5 процентов.

2-й способ: при установлении уровня существенности возможно ориентироваться на правило признания грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету, закрепленное в КоАП РФ (ст. 15.11 КоАП РФ). Так, в учетной политике возможно признать, что уровень существенности равен не менее 10 процентам.

3-й способ: возможно установить уровень существенности в зависимости от удельного веса статьи баланса; конкретного вида деятельности; в зависимости от конкретного случая (см. пример выше).

Методические указания по применению

Помимо ПБУ по основным средствам, чиновники разработали и утвердили специальные Методические рекомендации по применению действующих положений. Данные НПА закреплены Приказом Минфина 391н от 13.10.2003.

Данный норматив рассматривается в совокупности с действующими ПБУ. Содержание методических рекомендаций затрагивает вопросы, которые уже учтены в действующих Положениях по бухучету ОС. Также чиновники осветили отдельные аспекты в учете, которые не были раскрыты в Положении на должном уровне. К тому же методические рекомендации содержат большое количество наглядных примеров расчетов амортизации по отдельным категориям ОС.

ФСБУ 6/2020 — новый порядок учета основных средств

Изменены даты начала и окончания начисления амортизации

По ПБУ 6/01 начало и прекращение начисления амортизации допускается исключительно с первого числа месяца признания (списания) объекта (п. 21, п. 22 ПБУ 6/01). По ФСБУ 6/2020 дата начала амортизации — дата признания в бухучете. Например, организация приняла к учету объект ОС 12 февраля. По правилам ПБУ 6/01 начисление амортизации по этому ОС в размере 1/12 годовой суммы амортизационных отчислений производится с 1 марта (то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к учету). Получается, что объект ОС работал уже в феврале (пусть и не полный месяц), а в себестоимость продукции (работ, услуг) за февраль его стоимость не включена. По правилам ФСБУ 6/2020 организация может не дожидаться начала следующего месяца, а начать начисление амортизации с 12 февраля пропорционально сроку полезного использования. Таким образом, обеспечивается более точное формирование расходов на выпуск продукции.
При этом для организации допустимо принять решение начать начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта основных средств в бухгалтерском учете. Дата прекращения начисления амортизации ОС — момент его списания с бухгалтерского учета. По решению организации допускается прекращать начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем списания объекта основных средств с бухгалтерского учета (п. 33 ФСБУ 6/2020). То есть теперь у организации есть выбор по этим датам. Применявшийся ранее подход к определению момента начала и прекращения начисления амортизации является также допустимым.

Согласно п. 30 ФСБУ 6/2020 начисление амортизации по ОС не приостанавливается (в том числе в случаях простоя или временного прекращения использования основных средств), за исключением случая, когда ликвидационная стоимость объекта основных средств становится равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость такого объекта основных средств становится меньше его балансовой стоимости, начисление амортизации по нему возобновляется. В отличие от новых правил, в ПБУ 6/01 прописана возможность приостановления начисления амортизации в случае перевода объекта ОС по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3 месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев (п.23 ПБУ 6/01).

Проверить достоверность бухучета

Поможем найти ошибки и резервы, устранить риски и оптимизировать работу
Узнать стоимость аудита

Новшества Федерального закона № 402-ФЗ.

В Федеральный закон № 402-ФЗ внесены следующие изменения:

  • к документам в области регулирования бухгалтерского учета будут относиться в том числе нормативные акты ЦБ РФ (пп. 2.1 п. 1 ст. 21);
  • ФСБУ независимо от вида экономической деятельности устанавливают план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением планов счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения (пп. 3 п. 5 ст. 21);
  • теперь планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций устанавливаются нормативными актами ЦБ РФ (п. 6 ст. 21);
  • соответствующие изменения о полномочиях ЦБ РФ нормативных актах внесены в п. 15 ст. 21 и пп. 1 п. 2 ст. 23, а также указано, что нормативные акты ЦБ РФ могут вступать в противоречие с федеральными стандартами (п. 1.1 ст. 30).

Приведенные новшества не затрагивают интересы коммерческих организаций, не относящихся к кредитным и некредитным финансовым организациям. Но следующее изменение, внесенное в Федеральный закон № 402-ФЗ, будет, безусловно, важным для указанных организаций: ст. 30 дополнена п. 1.1. Теперь положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ – 1 января 2013 года, признаются федеральными стандартами. А если учесть, что после 1 января 2013 года новые ПБУ не принимались, все действующие ПБУ одномоментно стали федеральными стандартами. Возникает вопрос: так будут ли разрабатываться и приниматься действительно новые ФСБУ? Об этом далее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: