За что штрафуют
Формальных оснований для штрафа два:
- отчет сдали не вовремя;
- отчитались в срок, но указали данные не по всем сотрудникам и людям, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.
В обоих случаях штраф составляет 500 рублей за каждого указанного в отчете человека.
Как высчитывать сумму штрафа? В частных разъяснениях специалисты ПФР предлагают такой алгоритм.
Если опоздали с отчетом хотя бы на один календарный день, штраф считают исходя из численности указанных в отчете людей. То есть если СЗВ-М за 10 сотрудников представили не вовремя, штраф будет 5000 рублей (500 руб. × 10 чел.).
Если указали сведения не обо всех застрахованных лицах, штрафуют только за «забытых» сотрудников. Например, в отчете за октябрь указали данные по 10 работникам, а про двоих уволенных в середине месяца не отчитались. Тогда штраф составит 1000 рублей (500 руб. × 2 чел.).
Это общие правила. На деле же все бывает гораздо интереснее, о чем свидетельствует судебная практика. Об этом ниже. Но сначала надо разобраться в процессуальных вопросах и выяснить, как подавать жалобы.
Образец ходатайства об уменьшении штрафа в налоговую
Разберемся в особенностях составления ходатайства в ИФНС об уменьшении налогового штрафа или его полной отмене, образцы документов заполним на конкретных примерах.
Служба по налогам и сборам администрирует своевременность и правильность исчисления налоговых обязательств в бюджет РФ, представление отчетности и требуемой документации. ИФНС вправе наказать организацию или частного предпринимателя за нарушение фискального законодательства по многим основаниям, но остановимся на наиболее широко распространенных:
- нарушение сроков предоставления отчетности;
- нарушение сроков перечисления платежей в бюджетную систему РФ;
- ошибочное определение налоговой базы при расчете обязательств;
- непредставление требуемой документации;
- сокрытие информации о расчетных счетах, о смене руководителя и прочее.
В Налоговом кодексе предусмотрены отдельные статьи, регламентирующие размеры штрафных санкций. Но не многие знают, что сумму, указанную в требовании об уплате штрафа, можно уменьшить в несколько раз. Для этого потребуется составить ходатайство в налоговую о снижении суммы штрафа.
Как проводят проверки
Алгоритм проверки сведений по форме СЗВ-М такой же, как и расчета РСВ-1 ПФР. То есть общий срок «камералки» – 3 месяца с момента получения отчетности.
Найдя ошибки или неточности, ревизоры запросят пояснения. В нагрузку они направят требование о представлении уточненных сведений (сдать дополняющие и/или отменяющие формы СЗВ-М). Исполните такое требование в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за тем, когда получили требование по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки на почтовом штампе. Вместе с пояснениями можете дополнительно представить в Фонд документы, которые подтверждают достоверность данных. Например, выписки из регистров бухучета.
Также ревизоры могут в ходе «камералки» вызвать представителя фирмы для дачи пояснений.
По итогам проверки сотрудниками ПФР найдены ошибки? Тогда будет оформлен акт. На это у контролеров 10 рабочих дней после того, как закончилась проверка.
Затем идет вручение акта. На это отводится пять рабочих дней. Если акт направили по почте заказным письмом, то он считается полученным через шесть дней.
Если есть возражения, их можно направить в течение 15 рабочих дней с даты, когда получили акт. Далее Фонд рассматривает возражения и принимает решение – либо оштрафовать, либо отказаться от санкций. Возможен вариант и с частичной отменой штрафа.
Решение должны вручить фирме по аналогии с актом. Еще через 10 дней решение вступает в силу. Если дело дошло до штрафа, тут уже надо выбирать – или заплатить или идти судиться. В любом случае, на вручение требования об уплате штрафа отводится 10 рабочих дней с даты, когда решение по итогам «камералки» вступило в силу. Если организация не заплатит штраф, Фонд спишет его со счетов принудительно.
Обратите внимание
С 2021 года сдавать СЗВ-М надо не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Это предусмотрено новой редакцией пункта 2.2 статьи 11 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ.
Вся эта драма в нескольких действиях предусмотрена частью 4 статьи 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, статьями 19, 20, 29, 38, 39 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, постановлением Правления ПФР от 29.07.2016 № 684П.
Вывод простой: сначала подаем возражения. Если «отбиться» не удалось, платим штраф и идем в суд. Конечно, судиться имеет смысл, только если есть весомые аргументы.
Пояснения и возражения: разница понятий
Страхователь имеет право изложить свое мнение о результатах проверки представителем ПФР, составив пояснение или возражение на акт ПФР. В чем отличия этих документов, если их суть, в принципе, существенных различий не имеет?
Пояснения подаются страхователем на устный или письменный запрос ревизора Фонда в ходе проверки. Такие пояснения представитель Фонда имеет право запросить в случае, если:
- обнаружены ошибки в расчете в начислениях и уплате страховых взносов;
- выявлены несоответствия между сведениями, поданными плательщиком в отчетах Фонду и сведениями, отраженными в документах, представленными в ходе проверки;
- обнаружены противоречия в содержании документов, представленных аудитору для проверки.
Возражение на акт проверки ПФР подается страхователем только после его вручения. Подать возражения страхователь может в тех случаях, когда он не согласен с выводами, указанными в акте, либо в ходе проверки аудитором были допущены ошибки по существу или процессуальные.
Как подготовить возражения
Если решили оспорить штраф, надо первым делом разобраться в причинах санкций. Все это ревизоры должны описать в акте. Естественно, если в акте вообще нет фактов, ставших поводом для штрафа, именно это и указывайте в возражениях. Ведь если вообще проигнорировать акт, механизм будет действовать дальше без участия компании. То есть в установленные сроки ревизоры вынесут решение и оформят требование об уплате штрафа.
Самый частый повод для штрафа – вовремя не представлены сведения. Кстати, обычно проблема со штрафами касается фирм, которые отчитываются в электронном виде. Это и неудивительно. Ведь тогда цена вопроса 12 500 рублей минимум! Да и . Не то что фирма с гендиром-учредителем, которая деятельности фактически не ведет. Неудивительно, что от таких «конторок» ПФР ничего не ждет в принципе и даже тратить на них свое время не хочет (письмо от 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856). А вот с активной и действующей компании интерес взыскать деньги есть всегда.
Итак, внимательно изучите акт и оцените фактуру в пользу штрафа. Например, фонд штрафует за опоздание с электронной отчетностью. При этом фирма точно отправляла отчет в срок, и СЗВ-М ушла только со второй или третьей попытки. Тут надо смотреть протоколы спецоператора и квитанцию о приеме их ПФР. Если сами xml-файлы одинаковые и у спецоператора все проходило без проблем все два-три раза, то явно проблема с приемным комплексом фонда.
Это и надо указать в возражениях. Заодно к тексту возражений приложите сам xml-файл, квитанцию о доставке отчета в орган ПФР и положительный протокол о приемке отчета.
Как составить возражения по акту проверки ПФР: образец оформления документа
Если с выводами по акту проверки страхователь не согласен, либо проверяющими Фонда были нарушены проверяемые периоды (с 01.01.2017 г. администрирование по взносам на пенсионное страхование было передано ФНС, поэтому специалисты ПФР могут подвергать проверке страхвзносы только за периоды не позднее 31.12.2016 г.), он имеет право направить в адрес ПФР возражения.
Документ составляется по типовой структуре, согласно которой образец возражения на акт ПФР выглядит следующим образом:
- шапка
- указывается наименование отделения ПФР, проводившего проверку, и его адрес, регистрационные данные страхователя;
- заголовок документа
- включает в себя наименование документа, дату составления, номер акта, на который составлены возражения;
- преамбула
- часть, в которой необходимо указать основные сведения – указание на акт, на который представляются возражения, сведения о действиях, предписанных страхователю ревизором Фонда, и предмете возражений, основания представления возражений.
- мотивировочная часть
- раздел документа, в котором страхователь излагает свои возражения на акт, обоснование своего мнения, указания на правовые акты;
- резюмирующая часть
- часть документа, в которой страхователь излагает просьбу о рассмотрении возражений на акт ПФР, о вынесении решения об отмене выводов Фонда и решения о привлечении страхователя к ответственности;
- приложения
- указывается перечень документов, подтверждающих доводы страхователя.
Рассмотрим на примерах как пишется возражение на акт ПФР (образец по СЗВ-М), в каждой из частей.
- Шапка
В Управление Пенсионного Фонда РФ № 4 по г. Москве
ООО «Прогресс»
рег. № 111-222-345678
ИНН № 7703123456
гор. Москва, пр. Мира,158, корп.2, офис 96
- Заголовок документа
ВОЗРАЖЕНИЯ на Акт выездной (камеральной) проверки от 15 октября 2021 года № 734
- Преамбула
По результатам проверки ПФР, согласно Акта № 734 от 15 октября 2018 года, ООО «Прогресс» решено привлечь к ответственности в виде уплаты штрафа в сумме 50000 рублей, согласно ч. 3 ст. 17 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок «Сведений о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М) за сентябрь 2018г. ООО «Прогресс» не согласно с фактами, выводами и предложениями, изложенными в Акте, и представляет следующие возражения:
- Мотивировочная и резюмирующая части
В этой части мы рассмотрим несколько примеров, чтобы обозначить, как правильно составить возражения на акт ПФР (СЗВ-М), применительно к различным ситуационным событиям. Для наглядности объединим в примерах мотивировочную и резюмирующие части.
При нарушении сроков сдачи
|