Актуальные вопросы взыскания налоговой задолженности с третьих лиц

Налоговый кодекс РФ установил порядок взыскания налога и сроки их уплаты. Казалось бы, если последовательно выполнять условия и платить, то проблем — не возникнет. Однако возникают вопросы:

  • почему платить именно столько?
  • правильно ли начислен платеж?

Истина рождается в судебном порядке.

Имущество, на которое нужно платить налоги:

  • транспорт (п. 3 ст. 363 НК);
  • земля (ст. 397 НК);
  • имущество (ст. 409 НК).

Как происходит взыскание платежей с граждан?

На взыскание налогов с граждан направляется уведомление фискального органа.

Когда должно быть направлено уведомление? Закон отводит для этого – 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 Налогового кодекса).

Для взыскания налогов с физических лиц отводится не больше, чем 3 налоговых периода до календарного года, когда направлено уведомление. Основание – п. 4 ст. 357 НК.

В какой налоговой службе сделать платеж?

Платите по месту, где находится транспортное средство, земля, дом, иной объект для обложения платежом – п. 2 ст. 409 НК.

Взыскание налога в судебном порядке для тех, кто не является предпринимателями

  1. Суд принимает исковое заявление о взыскании неуплаченных сумм.
    Налоговая инспекция подает исковое заявление о взыскании долга с физ. лица.
  2. 6 месяцев составляет срок исковой давности по взысканию налогов с момента, как истечет срок для исполнения требования оплатить долги (п. 2 ст. 48 НК).
  3. Вы задолжали в бюджет более 3 тысяч рублей? Исковое заявление о взыскании последует от инспекции согласно абз. 4 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса.

Условия для судебного разбирательства:

  • прошло три года со дня, как нужно было выполнить самое раннее требование выплатить долг;
  • размер долга выше 3 тысяч рублей;
  • 6 месяцев со дня, когда общая сумма неуплаченных долгов превысила 3 тысячи рублей, есть у налоговиков для обращения в суд (абз. 2 п. 2 ст. 48 НК);

Долг не превысил три тысячи рублей. Если задолженность не погашали три года, происходит принудительное взыскание налога. Условие, по которому производится принудительное взыскание налога: инспекция подает в суд, когда с момента истечения срока в три года пройдет 6 месяцев (абз. 3 п. 2 статьи 48 НК).

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Материал подготовил юрист ЮФ»Логос» Золотухина Ольга


В статье раскрыт порядок принудительного взыскания Федеральной налоговой службой РФ и Федеральной службой судебных приставов РФ налогов, подлежащих уплате физическими лицами. Обращено внимание на обязательные требования, предъявляемые действующим законодательством к действиям и документам налогового органа по взысканию налогов
Под принудительным исполнением налоговой обязанности понимается деятельность специализированных государственных органов, осуществляемая в соответствии с законодательством, направленная на наиболее полное и своевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, а также пеней и штрафов, наложенных на должника.

Принудительное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в Российской Федерации осуществляется Федеральной налоговой службой РФ и Федеральной службой судебных приставов РФ.

Определяющим документом для принудительного взыскания по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц является налоговое уведомление.

Налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока платежа должны направить налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. По всем вышеуказанным налогам обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Исходя из этого следует, что объем налогового обязательства, подлежащего исполнению налогоплательщиком — физическим лицом по вышеуказанным налогам, определяется в налоговом уведомлении. Налоговое уведомление определяет сумму, подлежащую внесению в бюджет, и никакой иной документ его заменить не может.

На практике имеется множество примеров, когда налоговые органы не могут представить налоговое уведомление и представляют в суд только требование об уплате налога, что является неправомерным.

Другим важным моментом для установления наличия обязанности по уплате вышеуказанных налогов является вручение налогового уведомления теми способами, которые указывались выше. На практике имеется множество примеров, когда налоговый орган не представляет доказательств вручения налогового уведомления. Исходя из этого следует, что если не представлено доказательство вручения налогового уведомления, то не имеется доказательства возникновения обязанности по уплате вышеперечисленных поимущественных налогов. Установление факта вручения налогового уведомления является юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения требования налоговых органов по поимущественным налогам, уплачиваемым физическими лицами.

Другим важным документом для реализации процедуры принудительного взыскания недоимок является требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Данным документом определяются следующие юридически значимые обстоятельства для принудительного взыскания недоимок:

— направление требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов является обязательным условием, предшествующим подаче в суд заявления о взыскании недоимок. Юридически данным документом определяется внесудебное и досудебное разрешение разногласий между налоговым органом и налогоплательщиком — физическим лицом. Суд не может принять исковое заявление или заявление о взыскании недоимок в приказном порядке без указанного документа и доказательства его вручения способами, указанными выше; — требованием об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов определяется объем требований, заявляемых налоговым органом в суд. Согласно ст. 48 НК РФ объем заявляемых в суд требований по недоимкам определяется теми суммами, которые указывались в требовании, т.е. налоговый орган в заявлении о взыскании недоимки не вправе требовать взыскания сумм более того, чем указанно в требовании об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов; — требование об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов не может подменить собой налогового уведомления. Имеющиеся многочисленные примеры, когда налоговые органы представляют в суд только требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и не представляют доказательства вручения налоговых уведомлений либо представляют только требование об уплате недоимки, должны влечь только одно последствие — отказ в удовлетворении заявлений (отказ в выдаче судебного приказа). Поскольку это свидетельствует о том, что доказательства возникновения налогового обязательства у налогоплательщика — физического лица по вышеуказанным поимущественным налогам не представлены. Другим юридически значимым обстоятельством является наличие доказательств вручения требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов теми способами, которые указывались ранее. Определение момента вручения требования необходимо для правильного исчисления срока обращения налогового органа с заявлением о взыскании недоимок и правильного установления факта соблюдения сроков, установленных ст. 48 НК РФ.

Обязательным условием для обращения налогового органа с заявлением о взыскании недоимок является представление доказательства направления копии заявления о взыскании недоимки налогоплательщику — физическому лицу. Копия заявления о взыскании недоимки согласно ст. 48 НК РФ должна направляться налогоплательщику до подачи заявления в суд.

При этом само заявление подается в суд по месту жительства или месту пребывания налогоплательщика.

Наряду с вышеуказанными документами к заявлению о взыскании недоимки должны прикладываться доказательства наличия объектов налогообложения, в частности это документы, которые представляются уполномоченными органами налоговому органу для исчисления поимущественных налогов. Имеются многочисленные примеры, когда налоговые органы обращаются с требованиями о взыскании недоимок по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за налоговые периоды, за которые объекты налогообложения уже не принадлежали налогоплательщикам. Как следствие, это приводит к вынесению судебных актов о взыскании недоимок, которые существовать не могут.

Алгоритм взыскания

  • Начинает действовать порядок принудительного взыскания налогов. За ходом исполнения решения суда следят приставы. Действия приставов описаны в Законе об исполнительном производстве.
  • Оповестить директора компании, что его сотрудники не платят добросовестно. В этом поможет фискальный орган. Оповещение работодателя направлено на принудительное взыскание налоговой задолженности. Организация, где получаете зарплату, пособия, иные платежи получит исполнительный документ от фискального органа. Такой порядок принудительного взыскания налогов установлен письмом ФНС № ГД-4-8/[email protected] от 21 октября 2015 г. Для взыскания задолженности по налогам инспектора выезжают на предприятия для встречи с руководителем, проведения разъяснительных бесед с работниками, уклоняющимися от уплаты.

Почему налоговые сотрудники прибегают к такому способу для взыскания задолженности по налогам, чтобы настоять на уплате долгов? Полагают, что осведомленность работодателя, что работник задолженность не платит, простимулирует сотрудника заплатить долги.

Какие доводы привела организация в свою защиту

В суде организация указала, что налоговики нарушили процедуру взыскания налога.

По ее мнению, она должна состоять из ряда последовательных взаимосвязанных этапов.

Начало процесса принудительного взыскания заключается в выставлении налоговиками требования об уплате налога.

После выставления требования налоговики должны приступить к бесспорному взысканию задолженности.

Для этого в течение 2-х месяцев момента истечения срока для добровольного исполнения требования им надо принять решение о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке, и направить банку инкассовое поручение.

И только в случае пропуска 2-х месячного срока для инициирования процедуры бесспорного взыскания, налоговики могут обратиться в суд. Сделать это они должны в течение 6-ти месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налога.

Ранее по теме:

Приостановка решения о доначислении налога не отменяет требования об уплате

Исполнение требования по уплате налога не означает его добровольную уплату

Как происходит взыскание задолженности с юридических лиц?

Уплата платежей с юридических лиц происходит самостоятельно. Если взносы с юридических лиц не уплачены, налоговая служба использует способы взыскания налогов:

  • согласно ст. 46 НК, если налог не уплачен или уплачен не полностью, то платеж с юридических лиц взыскивается принудительно. Обращается взыскание на деньги на счете или электронные деньги предприятия;
  • на основе решения инспекции о списании в бюджет средств со счета компании принимается налоговое поручение;
  • Кодекс отводит два месяца на принятие решения о взыскании с момента, как закончится срок, указанный в требовании уплатить платеж. Нарушение срока означает, что решение можно не исполнять;
  • если закончился срок принятия решения — инспекция подает иск в суд. На подачу иска есть 6 месяцев, с момента, как закончится срок исполнения требования для выплаты налога с юридических лиц (п. 3 ст. 46 НК);
  • деньги списываются с лицевых счетов компании, если на расчетном счете их недостаточно. Списать можно не больше 5 млн. рублей.

Требование об уплате

^К началу страницы

Требование об уплате налога — извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченные суммы.

Пунктом 1 статьи 70 НК РФ установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате со дня ДВН. В случае, если сумма недоимки составляет менее 500 рублей — не позднее одного года со дня ДВН, по результатам налоговой проверки — в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Требование об уплате формируется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected] (приложение №2).

Срок исполнения 8 рабочих дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4 статьи 69 НК РФ).

Способы доставки: вручается лично под расписку, направляется по почте заказным письмом, передается в электронной форме по ТКС или через ЛК налогоплательщика.

Какой срок давности взыскания налога?

Чтобы выяснить, какой срок давности взыскания налога для юридических лиц и физ. лиц обращаемся к Налоговому кодексу. А именно к п.п. 4.1 п. 1 ст. 59.

Напишет пристав постановление, что производство закончено? Долг спишут. Неисполненные документы пристав обратно вернут в инспекцию по Закону об исполнительном производстве;

Срок взыскания налоговой задолженности — должен превысить 5 лет с момента образования долга. Сумма долгов не выше, чем требования к должнику по Закону о банкротстве.

Решение принимается налоговой службой в месте, где налогоплательщик поставлен на учет;

Когда долг списывается для юридических лиц и граждан? Срок взыскания налоговой задолженности, который просуществовала больше 5 лет списывается, если суд примет решение прекратить дело о банкротстве, поскольку средств на возмещение суд. расходов — недостаточно.

Какой порядок взыскания и возврата налога?

Обращаемся к ст. 231 НК. В ней прописан порядок взыскания и возврата налога.

  • если налоговый агент удержал излишнюю сумму, то на основании письменного заявления плательщика ее надлежит вернуть;
  • срок для возврата – три месяца с момента получения заявления налогоплательщика;
  • платеж возвращается из суммы, которую должен уплатить этот налогоплательщик и иные плательщики налога, из доходов которых удерживается платеж;
  • возврат происходит безналичным способом. Каждый день просрочки возврата — начисление пени;
  • если налоговый агент отсутствует, налогоплательщик подает заявление о возврате платежа в налоговую инспекцию одновременно с предоставлением налоговой декларации за соответствующий период.

У вас возникли разногласия с налоговой службой? Обращайтесь на сайт «33 Юриста.ру». Опытные юристы анализируют проблему, найдут оптимальное решение в сложившейся ситуации, помогут выиграть спор, минимизировать расходы.

Приостановление операций по счетам

^К началу страницы

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться рядом способов, одним из которых является приостановление операций по счетам.

Одновременно с вынесением решения о взыскании налоговый орган вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика в банке.

Не подлежат приостановлению операции по специальным избирательным счетам, специальным счетам фондов референдума.

Решения о приостановлении (об отмене) приостановления заполняются по формам, утвержденным приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected] (приложение №№ 14,15).

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, либо в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций.

Если общая сумма денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

Предлагаем ознакомиться: Куда платить земельный налог 2019

При наличии решения о приостановлении, банки не вправе открывать налогоплательщику счета, вклады, депозиты и предоставлять право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, за исключением специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума (пункт 12 статьи 76 НК РФ).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]