Особенности учета шин
Учитывают автошины в зависимости от условий их приобретения:
- вместе с автомобилем (и тогда их стоимость включена в цену ОС);
- или отдельно от него (в этом случае они выступают самостоятельными объектами учета ТМЦ).
Автошины – самые изнашивающиеся комплектующие ТС. Их замена необходима при износе, повреждении и смене сезона. В процессе работы автомобиля компания меняет покрышки, а при необходимости осуществляет полную замену изношенных шин. Нормы эксплуатационного пробега для шин устанавливает завод-изготовитель (письмо Минтранса РФ от 24.08.2012 № 03-01/10-2830ш).
Опираясь на параметры (марка, модель, размер), выстраивают раздельный учет шин в бухгалтерском учете: новых, сезонных, восстановленных.
Для обобщения сведений по ним применяют счет 10 субсчет «Запчасти», где генерируется складская информация о наличии и движении резервных и эксплуатируемых шин. Переданные под отчет ответственному лицу (обычно механику гаража) шины, учитываются также на сч. 10, но отдельно от складского наличия, а как актив, за который отвечает ответственный сотрудник.
Налоговый учет автошин
EPS система в современном автомобиле.Правила эксплуатации
При покупке машины цена установленных и запасных шин объединяется с начальной стоимостью автотранспорта (НК РФ, ст. 257). Как отдельные объекты эти запчасти на бухгалтерских счетах не значатся. Купленные отдельно шины не входят в состав приобретенного авто и не присоединяются к его стоимости. Здесь налоговый учет запчастей регламентирует Налоговый кодекс РФ:
- ст. 254 (траты плательщика на производственные и хозяйственные нужды);
- ст. 260 (реставрация основных средств);
- ст. 264 (содержание и использование служебного транспорта).
Так, к примеру, согласно налоговому законодательству отдельно купленные запчасти, можно учитывать как материальные траты на покупку материалов, необходимых для содержания основных средств. То есть, автошины в таких случаях считаются запчастями к автомобилю, учет которых ведется по их себестоимости в числе материально-производственных запасов. Траты по их ремонту можно отнести к прочим.
Расходы рассматривают для целей налогообложения в действительном на это время налоговом периоде. Все траты при методе начисления признаются на момент сборки автошин на авто. Снятые запчасти с автотранспорта не причисляют к возвратным отходам или остаточным запасам.
Категория условий эксплуатации | За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) | В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне | В больших юродах (более 100 тыс. жителей) | Народнохозяйственное и административное значение автомобильной дороги |
I | Д1 -P1, P2, P3 | — | — | I a — магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения, в том числе для международного сообщения |
I б — автомобильные дороги общегосударственного (не отнесенные к категорииI a), республиканского, областного (краевого) значения | ||||
II | Д1-Р4;Д2 -P1, P2, P3, P4Д3-Р1, Р2, Р3 | Д1 -P1, P2, P3, P4Д2-P1 | — | Автомобильные дороги общегосударственного (не отнесенные к категории I a, Iб), республиканского, областного (краевого) значения |
III | Д1-P5Д2-Р5Д3-Р4, Р5Д4-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д1 -P5Д2 -P2, P3, P4, P5Д3 — Р1 , Р2 , Р3 , P4, P5 Д4-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д1-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д2 — Р1 , P2, P3, P4Д3-Р1, Р2, Р3Д4-Р1 | Автомобильные дороги общегосударственного, республиканского (краевого) (не отнесенные к категории I a и II), дороги местного значения |
IV | Д5-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д5-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д2-Р5Д3-Р4, Р5Д4 -P1, P2, P3, P4, P5Д5 -P1, P2, P3, P4, P5 | Автомобильные дороги республиканского областного (краевого) и местного значения (не отнесенные к категориям I б, II, III) |
V | Д6 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Автомобильные дороги местного значения (кроме отнесенных к категориям III, IV) |
Правила учета и хранения дизельного топлива и моторных масел при эксплуатации дизельных электростанций Новый учет ГСМ нормы расхода топлив и смазочных материалов, нормы естественной убыли нефтепродуктов.Автор Старостин С.Н. Издательство МЦФЭР
Как оприходовать шины автомобильные в бухгалтерском учете
Предприятие вправе разработать собственные формы учетной «первички» по приему и отпуску шин, а также установить порядок их заполнения. Руководством компании устанавливается список сотрудников, отвечающих за прием и передачу шин в эксплуатацию, и утверждается порядок контролирования использования этих активов.
На каждую шину, устанавливаемую на ТС (новую, б/у, восстановленную), необходимо завести карточку учета работы, использовав типовую форму № 424-АПК, карточку № М-17 по учету ТМЦ, или разработав иную приемлемую для компании форму. Изначально в нее заносят сведения о шине, имеющихся дефектах, а затем ежемесячно заполняют значения о пробеге. По завершении эксплуатации в ней указывают причины и дату демонтажа, пробег, дальнейшее направление покрышки — на восстановление, ремонт, в утиль и т.д. Зачастую карточка заменяет акт на списание покрышки и подтверждает необходимость ввода в работу другой шины.
Акт о списании автошин образец заполнения
В учете бюджетного учреждения, при замене изношенных или поврежденных шин делают проводки:
Дебет 0.401.20.272 (0.109.60.272, 0.109.70.272…) Кредит 0.105.26.440 (0.105.36.440) – списаны с балансового учета шины, установленные взамен изношенных или поврежденных; Дебет 09– учтены за балансом шины, установленные взамен изношенных или поврежденных (при условии, что шины включены в перечень, установленный учетной политикой). Такой порядок установлен пунктом 37 Инструкции №174н, Инструкцией № 157н (счета 105.00, 109.00, 401.20, забалансовый счет 09).
При сезонной замене шин, в учете бюджетного учреждения делают проводку:
Дебет 0.105.36.340 Кредит 0.105.36.340 – выданы в эксплуатацию (возвращены на склад) шины для летнего (зимнего) сезона (на основании требования-накладной по форме № М-11 (ф. 0315006))(п 35 Инструкции № 174н).
Автомобильные шины относятся к изделиям с ограниченным ресурсом пробега. После эксплуатации в течение определенного времени старые покрышки следует списать и заменить на новые. Если рядовой автовладелец может просто сменить шины в автосервисе и сдать их по программе утилизации, то бюджетным организациям приходится вести документацию, которая отразит соответствие всех операций требованиям безопасности дорожного движения и экономического законодательства.
Списанию подлежат шины, которые нельзя эксплуатировать в силу износа или повреждений:
- если стерт протектор и его рисунок возвышается менее чем на 1,6 мм (для легковых авто), 1 мм (для грузовиков), 2 мм (для автобусов);
- если прошел установленный срок использования или шины прошли предельно возможное количество километров;
- если на покрышке обнаружены повреждения, обнажающие корд;
- если повреждены диски и ободья колес (нарушена форма, есть видимые повреждения в виде трещин, наличествуют дефекты крепления).
Операции по списанию непригодных к использованию шин должны быть отражены в документах бухгалтерского учета. На сегодняшний день нет законодательства, в полной мере регламентирующего процесс вывода покрышек из эксплуатации, и большинство организаций либо руководствуются рекомендациями временных норм, либо самостоятельно устанавливают срок службы данных изделий.
Важно понимать, что использование изношенных или поврежденных шин опасно
Как учитывать шины в бухгалтерском учете
Покупка, передача в работу и другие операции, проводимые с этим имуществом, отражаются в учете следующими записями:
Операции | Д/т | К/т |
Покупка автошин (оплата) | 60 | 51 |
Приходование на склад | 10/Запчасти на складе | 60 |
НДС по приобретенным шинам | 19 | 60 |
НДС к вычету | 68 | 19 |
Передача в эксплуатацию (под отчет) | 10/Запчасти в обороте | 10/Запчасти на складе |
Списание шин | 20,25,26,44,91 | 10/Запчасти в обороте |
Смена сезонных шин (прием на хранение) | 10/Запчасти в обороте | 20,23,25,26,44 |
Для контроля движения автошин может быть организован их учет на забалансовом счете | 012 | — |
Классификация условий эксплуатации
Категория условий эксплуатации | За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) | В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне | В больших юродах (более 100 тыс. жителей) | Народнохозяйственное и административное значение автомобильной дороги |
I | Д1-P1, P2, P3 | — | — | Ia — магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения, в том числе для международного сообщения |
Iб — автомобильные дороги общегосударственного (не отнесенные к категории Ia), республиканского, областного (краевого) значения | ||||
II | Д1-Р4; Д2-P1, P2, P3, P4 Д3-Р1, Р2, Р3 | Д1-P1, P2, P3, P4 Д2-P1 | — | Автомобильные дороги общегосударственного (не отнесенные к категории Ia, Iб), республиканского, областного (краевого) значения |
III | Д1-P5 Д2-Р5 Д3-Р4, Р5 Д4-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д1-P5 Д2-P2, P3, P4, P5 Д3—Р1, Р2, Р3, P4, P5 Д4-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д1-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д2—Р1, P2, P3, P4 Д3-Р1, Р2, Р3 Д4-Р1 | Автомобильные дороги общегосударственного, республиканского (краевого) (не отнесенные к категории Ia и II), дороги местного значения |
IV | Д5-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д5-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д2-Р5 Д3-Р4, Р5 Д4-P1, P2, P3, P4, P5 Д5-P1, P2, P3, P4, P5 | Автомобильные дороги республиканского областного (краевого) и местного значения (не отнесенные к категориям Iб, II, III) |
V | Д6 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Автомобильные дороги местного значения (кроме отнесенных к категориям III, IV) |
Учет зимних шин в бухгалтерском учете
Смену сезонных шин рассматривают как мероприятие для поддержания нормальных рабочих характеристик ТС. Снятые с авто сезонные шины приходуют на склад. Они не являются ни бездействующими активами, поскольку периодически эксплуатируются, ни возвратными отходами, так как потребительских качеств не утратили.
Зимние шины приходуют на сч. 10, а учитывая, что в процессе работы они возвращаются на склад частично изношенными, то компания вправе восстановить не полную цену, а уменьшенную на долю износа. Обычно степень износа определяют в пропорции к имеющемуся пробегу, значения которого зафиксированы в учетной карточке. Стоимость возвращаемой сезонной шины (Свш) устанавливается по формуле:
Свш = (Нпр — Фпр) / Нпр х Сш,
где Нпр – норма пробега шины;
Фпр – фактический пробег;
Сш – стоимость шины.
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Автотранспортные средства (АТС) разделяются на пассажирские, грузовые и специальные.
К пассажирским автотранспортным средствам относятся легковые автомобили и автобусы, к грузовым — грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в т.ч. специализированные, к специальным относятся автотранспортные средства, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ. Автотранспортные средства подразделяются на категории, приведенные в таблице.
Категория АТС | Разрешенная максимальная масса, т | Характеристика АТС |
М1 | Не регламентируется | Предназначены для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя (легковые автомобили) |
М2 М3 | До 5,0 Свыше 5,0 | Те же, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя (автобусы, для М2, в т.ч сочлененные) |
N1, N2, N3 | До 3,5 Свыше 3,5 до 12,0 Свыше 12,0 | Предназначены для перевозки грузов (грузовые автомобили) |
О1 | До 0,75 | Прицепы |
О2 | Свыше 0,75 до 3,5 | Прицепы и полуприцепы |
О3, О4 | От 3,5 до 10 Свыше 10,0 | Прицепы и полуприцепы |
Учетная документация по работе автошин
Специализированная учетная форма карточки заводится технической службой соответствующего подразделения организации по форме № 424-АПК отдельно на каждую шину автотранспорта (новую, бывшую в пользовании либо восстановленную).
Указанные типовые учетные формы заполняются полностью и хранятся по номерам автотранспорта, а закрываются при отправлении запчасти на утилизацию.
Причиной списания либо замены шины не является ее пробег, если ее техническое состояние удовлетворительно и предполагает модернизацию, реконструкцию, ремонт, либо дальнейшую эксплуатацию. После реставрации на запчасти автотранспорта заводятся другие карточки. В единичных случаях, когда подобных карточек нет, получить некоторую информацию можно из путевого листа, который выписывается на автотранспортное средство.
ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ПРОБЕГА ШИН АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Руководящий документ РД 3112199-1085-02
Срок действия до 01.01.2007г.
(Установлен Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 05.01.2004 № АК-1-Р)
Москва 2002 г.
237
1. Введение
Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств предназначены для планирования потребности транспортных предприятий в шинах, осуществления режима экономии и рационального использования материальных ресурсов, определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий.
Нормы эксплуатационного пробега шин разработаны с учетом статистического анализа фактических данных о средних пробегах и основных причинах выхода из строя около 420 тыс. шин, снятых с эксплуатации на автотранспортных предприятиях Российской Федерации.
2. Область применения
Настоящие нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств установлены для шин, предназначенных для использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах и троллейбусах, прицепах и полуприцепах (категорий Ml, М2, М3, N1, N2, N3, 01, 02, 03 и 04) (Приложение 1), которые не подвергались восстановительному ремонту и были сняты с эксплуатации по следующим причинам;
— износ рисунка протектора ( при условии пригодности шины к восстановительному ремонту);
— разрушения производственного или эксплуатационного характера, исключающие возможность проведения восстановительного ремонта.
Нормы обязательны для использования организациями и индивидуальными предпринимателями, независимо от организационно-правовой формы.
3. Расчет норм
эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств
3.1. Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин снятых с эксплуатации.
Продолжение тябл.2 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
13. | MA3-5337,-53373 (автомобильные шасси для комплектация специализированных кузовов и установок), МАВ-53371,- 53368, -53363* -53366, -53362, -6303, -63035, -63038, -63035-100,-63171, -509А, -5434,64255, -6303-26 | I1.00R20 | Й-ШАМ | 100 |
И-68А | 80 | |||
12,00R20 | И-109Б | 90 | ||
КЦИ-150А | 90 | |||
ИД-304 | 80 | |||
И-332 | 75 | |||
БИ-368 | 85 | |||
12,00-20 | ИЯБ-12Б | 80 | ||
ВИ-243-1, ВИ-243 А,Б,М | 80 | |||
14. | MA3-5433, -54331, -54323- 54328,-54329, -54326, -54327, -543268-020,-64221, -64229, -64224 (седельные тягачи) | 11,00R20 | И-111АМ | 90 |
И-68А | 75 | |||
12.00R20 | И-Ш9Б | 85 | ||
БЦИ-150А | 85 | |||
ИД-304 | 75 | |||
И-332 | 70 | |||
БИ-368 | 80 | |||
15, | МАЗ-5549, -5551, -55516,-55513,-55514, -5552, -5516, 551603-023, -55165 (самосвалы) | 12,00-20 | ИЯВ-12Б | 80 |
ВИ-243 | 80 | |||
12,00R20 | И-109Б | 85 | ||
ИД-304 | 85 | |||
11.00R20 | И-68А | 75 | ||
16. | Урал-4320,-4320-10, 4320-0611,-5323-20, в т.ч. специальные и специализированные на базе нх шасси н модификации | 14,00-20 | ОИ-25 | 65 |
17. | Урал — 4320-0911, -43206.-6361-01 | 1200×500-508 | ИД-П284 | 60 |
18. | Урал-4420-01, -44202-10, 63614-01 (седельные тягачи) | 1100×400-533 | 0-47А | 50 |
1200×500-508 | ИД-П284 | 55 | ||
19. | УРАЛ-5960-10, -5960-10-04,5960-10-02, -6902-10 (лесовозы) | 1200×500-508 | ИД-П284 | 55 |
20. | Урал -5557-10/31, -55571-30,-63615-01 (самосвалы) | 1200×500-508 | ИД-П284 | 55 |
21. | Урал- IVECO — 63291, -632920 (седельные тягачи) | 12,00R20 | 0-75 | 80 |
247
Окончание табл.2 | ||||
• 1 21 з | >: г .5 1 | ||||
Грузовые автомобили зарубежного производства | ||||
Грузовые автомобили полной массой (категория Nr | до 3,5 т включительно | |||
L | Mercedes-Benz 208D «Спринтер» | 195R15 | шины зарубежного производства | 60 |
2. | Mercedes-Benz 308 D «Спринтер» | 225R15 | пшвы зарубежного производства | 60 |
3, | Ford Tranzit | 185R14 | шяяы зарубежного производства | 70 |
Я-538 | 60 | |||
Грузовые автомобили полной массой свыше 12 т (категория N3) | ||||
1. | Автомобили Tatra, LIAZ, Magirus | 12,00-20 | ВИ-243 | 80 |
H.0OR20 | И-ША.М | 95 | ||
12.00R20 11,00R20 | 90 | |||
«Ватт» | 95 | |||
«Taurus» | 130 | |||
«Bridgstone» | 130 | |||
«Pirelli» | 130 | |||
«Firestone» | 140 | |||
«Semperit» | 140 | |||
«Hankook» | 150 | |||
«Continental» | 150 | |||
«Mishelin» | 170 | |||
2. | Седельные тягачи Volvo, LIAZ, Mercedes-Benz, Iveco, Scania, Tatra, Renault и полуприцепы | 11.00R20, 12.00R20, 29S/80R22.5, 315/80R22.5, 365/80R22»5 385/65R22.5 | 90 | |
«Вагит» | 100 | |||
«Taurus» | 120 | |||
«Bridgstone» | 140 | |||
«Pirelli» | 140 | |||
«Firestone» | 150 | |||
«Semperit» | 150 | |||
«Hankook» | 160 | |||
«Continental» | 160 | |||
«Mishelin» | 180 | |||
11,00-20 | 90 | |||
И-303 | 100 |
Первичная документация
Учет производится на основании межотраслевой формы первички по МПЗ, утвержденной Постановлением Госкомстата №71а от 30 октября 1997 года. Это приходный ордер, составляемый по форме №М-4, специальная карта, составляемая по форме №М-8. Фирма может разрабатывать собственные формы. Однако они должны соответствовать положениям статьи 9 Закона о бухучете №402. Если фирма разработала свои формы, это должно быть отражено в учетной политике.
Вопрос: Как отразить в учете приобретение и установку комплекта новых шин на автомобиль взамен изношенных шин? По причине износа шин автомобиля (объекта основных средств (ОС)) организация приобрела для установки на автомобиль комплект новых шин стоимостью 24 000 руб., в том числе НДС 4 000 руб. Установка шин произведена в автосервисе, стоимость услуг которого составила 3 600 руб. (в том числе НДС 600 руб.). Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления, резерв на ремонт ОС не создается. Посмотреть ответ
Потребуется карточка учета. В ней прописывается состояние шины: основные характеристики, дефекты, описание повреждений. Если элементы уже были в эксплуатации, нужно указать имеющийся пробег. Нужно также прописать заводской номер, дату замены, дату демонтажа.
При утилизации комплектующих необходимо оформить карточку учета и акт на списание. Последняя бумага оформляется на основании решения комиссии. В акте нужно указать дефект, который не подлежит ремонту. К примеру, это может быть разрыв.
Вопрос: Как отразить в учете стоимость шин, снятых с автомобиля в связи с заменой на новые? Снятые шины пригодны к эксплуатации. Спустя три месяца принято решение об их продаже сторонней организации… Затраты на снятие шин, осуществленное собственной автомастерской, составили 2 000 руб. Рыночная стоимость шин (цена приобретения аналогичных шин) по акту об их замене равна 8 000 руб. Шины проданы сторонней организации по цене 9 600 руб. (в том числе НДС 1 600 руб.). Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления. Посмотреть ответ
Наиболее существенные значения для учета:
Учет элементов разного типа (летние, зимние) осуществляется раздельно. Рекомендуется раздельно учитывать также новые и б/у шины.
Используемые проводки
ВАЖНО! Положение об эксплуатации и учете автошин от КонсультантПлюс доступно по ссылке
Приобретение шин, их направление в эксплуатацию и другие операции должны фиксироваться при помощи проводок. Используются эти записи:
Стоимость элементов, взятых для замены изношенных шин, фиксируется на счете 10. На этом же счете нужно фиксировать уже используемые и резервные шины. Для раздельного учета нужно сформировать дополнительные счета к субсчету «Запаска».
Фиксация износа и других операций
Замена изношенных элементов может считаться составляющей ремонта. Списание выполняется на производственные издержки и расходы на ремонт ОС. Ремонтные траты нужно фиксировать по дебету учета расходов на производство, по кредиту учета затрат. Изношенные элементы ремонтируются и восстанавливаются. Учитываются они на субсчете «Запчасти, подлежащие восстановлению».
Замена сезонных шин входит в содержание ОС. Сопутствующие траты считаются расходами по основной деятельности. При замене стоимость относится на уменьшение расходов по текущей деятельности.
Рассмотрим используемые проводки:
Бухгалтеру нужно обязательно создать субсчета. Нужны они для раздельного учета.