Проветривание помещений: как правильно выполнять, существующие нормативы


Почему важно выполнять проветривание

Вдыхаемая смесь оказывает непосредственное воздействие на сердце, мозг и другие внутренние органы. Свежий воздух в квартире препятствует дальнейшему размножению микробов и аллергенов. Среди них особую опасность представляет:

  • Плесень.
  • Клещи.
  • Пыль.
  • Другие вредные вещества.

Для положительного воздействия потребуется узнать, как правильно проветривать квартиру. Дополнительно потребуется организовать профилактическую чистку вытяжки и вентиляционных труб. Благодаря этому удастся устранить более 20% вредных компонентов. На фоне их негативного воздействия у жителей квартиры может наблюдаться мигрень или периодическое возникновение других болей.

Ученым удалось установить, что ребенок засыпает после проветривания в 2-3 раза быстрее.

При этом заметно уменьшается содержание углекислого газа в окружающей среде. Нехватка кислорода приводит к истощению внутренних органов, поэтому они начинают работать на пределе своих возможностей, вызывает упадок сил и чувство тошноты.

Аммиак, метан и альдегиды могут стать причиной многих заболеваний органов дыхательной системы. Проветривание оказывает положительное воздействие на микроклимат в помещении:

  • Необходимое движение воздуха внутри пространства.
  • Устранение неприятных запахов.
  • Обновление и поступление нового кислорода.
  • Устранение углекислого газа.
  • Сведение к минимуму вероятности образования вредоносных микроорганизмов: плесени и грибка на стенах.

Проветривание естественным способом

Естественное вентилирование не включает таких изменений ОС, как влажность, температура, а также давление. Оно подразумевает самопроизвольный воздухообмен по причине разной температуры внутри и снаружи помещения.

Происходит естественное вентилирование разными способами:

  • Сквозь поры самого здания, то есть сквозь материал его стен.
  • Сквозь отверстия, которые имеются в конструкциях самого здания.
  • Сквозь фрамуги или форточки.
  • Сквозь щели в дверных рамах и оконных конструкциях.

Рекомендуем: СанПиН 2790 10 по медицинским отходам: основные положения

Норма проветривания помещения

Воздушный поток через стены будет зависеть от материалов, из которых они выполнены. Стены из дерева сосны и кирпича считаются воздухопроницаемыми. Но стоит учитывать, что проницаемость любого материала снижается, если помещение внутри отделать обоями либо краской.

Потоки воздуха, которые поступают через оконные просветы и дверные зазоры, незначительны. Поэтому для естественной вентиляции главным источником воздуха являются форточки, а также фрамуги.

Поток воздуха и его движение зависят от таких причин, как сила ветра и разность температурных показателей в помещении и снаружи. Понятно, что чем ветер будет сильнее, тем лучше проветривание. Если же на улице штиль и температурная разница минимальна, то воздухообмен будет осуществляться только за счёт процесса диффузии. Он пропорционален площади всех форточек и времени, которое затрачивается на проветривание.
По правилам, для нормального микроклимата в заведениях учебного характера форточки обязаны составлять минимум 2% от общей площади пола. По статистике данная площадь форточек равна одному квадратному метру и должна отворяться не меньше, чем на 45 градусов.

Иногда фрамуги предпочитают форточкам. Фрамуги — это глухие или открывающиеся части окон. Служат для плавного проветривания и имеют свои преимущества:

  1. Более высокая теплоизоляция, что дольше сохраняет тепловой показатель в помещении.
  2. Нет необходимости в её закрытии, когда в классе присутствуют дети.
  3. В холодное время (осень и зима) проветривать классы надо лишь в отсутствие детей.

Одного ребёнок в школе потребляет не менее 4 кубических метров воздуха — в том случае, когда проветривание проводится по инструкции.

Проветривание в детском саду

Для правильного роста и развития ребенка необходимо создать оптимальные условия его пребывания в ДДУ. Одним из обязательных требований являются правила проветривания в дошкольном учреждении. В противном случае повышается риск распространения вирусных болезней или их перерастание в эпидемию. Процедура регламентируется сводом государственных норм и правил — СанПиН2.4.1.3049-13.

Образец подложки для графика проветривания в ДДУ

Длительность проветривания зависит от специфики и объема комнаты, а также температуры внешней среды:

  • Младшие группы – процедура проводится суммарно до 3 часа в день, с периодичностью 1,5-2 часа и должна быть завершена за полчаса до прихода детей в соответствующее помещение. Выполняется по утвержденному графику(пример ниже).
  • При неблагоприятной погоде проветривание не производится.
  • В теплое время года период процедур может быть увеличен.

При осуществлении санитарного проветривания в детском саду важно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Характеристики помещений и обустройство системы вентиляции. К примеру, через туалетные комнаты происходит наибольшее удаление объема загрязненного воздуха при открытых окнах. Вентканалы туалетов и сушилок не должны объединяться в общую систему с каналами из спален и игровых комнат и при этом должны быть в исправном техническом состоянии.
  2. Подержание оптимальной температуры. Теплый воздух с улицы летом не может навредить, однако холода следует опасаться. Сквозняки могут спровоцировать развитие простудных заболеваний.
  3. Погода и другие внешние факторы.

Для осуществления процедуры проветривания составляется санитарный график(таблица) совместно с медицинским работником и утверждается руководителем садика. Пример такого расписания ниже:

График проветривания в ДДУ
График проветривания в ДДУ

Искусственная вентиляция

Школьные кабинеты обустраивают системами искусственной вентиляции. С её помощью можно изменять влажность воздуха и температуру в помещении. Правда, такие механические системы в организациях используют крайне редко.
Рекомендуем: Образец заполнения формы 2-ТП отходы

Чтобы создать необходимый микроклимат, в проекте вентиляции используют приточные системы. В них приток воздуха осуществляется сквозь решётку, с её помощью происходит и защита воздуховода от осадков. Затем воздух проходит очистку от мусора и пыли через фильтр и поступает в классы.

Калорифер и вентилятор — неотъемлемые части данной системы. С их помощью можно увеличить либо понизить температуру воздуха. Вытяжная вентиляция очищает воздух от СО2.

Как приточные, так и выводные системы вентиляции снижают потребность в постоянном проветривании, потому что они обеспечивают вспомогательное движение потоков воздуха.

Периодичность и продолжительность проветривания в школе

СанПин 2.4.2.2821-10 устанавливает нормы и правила, которые позволяют создать комфортные условия времяпрепровождения для детей в школе. В нем указано время, необходимое для поступления достаточного количества кислорода в помещение:

  • Даже в холодное время года перед началом занятий класс должен проветриваться не менее 20 минут.
  • В последующем каждый час окна должны открываться минимум на пять минут(во время перемены, например).

Следует учесть, что классный руководитель или дежурный должен прийти заранее в школу и выполнить необходимые манипуляции до начала занятий. Стандартный урок длиться не более 45 минут, а во время перемены всем ученикам рекомендуется выйти из класса и открыть окна для проветривания.

В правилах также отмечено, что манипуляции могут осуществляться в помещении, из которого предварительно вышли все дети. В противном случае повышается риск развития простудных заболеваний.

В школе после окончания первой смены необходимо проветривать помещения на протяжении от 20 до 35 минут. Период может быть увеличен при чрезмерной насыщенности воздуха углекислым газом, которое напрямую зависит от количества учащихся в классе.

Представители учебного заведения должны правильно составить график занятий. В таком случае удастся организовать дополнительные мероприятия, от которых зависит комфорт в помещениях. Правила проветривания кабинета в школе по СанПин регламентируют следующую периодичность:

Нормы проветривания для ДДУ

Зачастую, длительность проветривания зависит от протяженности перерыва между уроками. В связи с этим рекомендуется добавлять в график удлиненные перерывы через каждые 3-4 академических часа.

Законодательная основа в школах по Санпин.

Режим проветривания кабинетов в школе по СанПин законодательно прописан в приложении (СанПиН 2.4.2.2821-10), принятом 01.09.2011 г и отредактированном 25.12.2013 г.

По нему любое образовательное учреждение должно опираться на принятые санитарно-гигиенические правила.

В главе VI указано, какие нормы к каждому классу, кабинету в школе предъявляются.

Основные из них гласят:

  • Пп. 6.6 – классы проветривают на переменах. Сквозное проветривание проводят до начало уроков и после их окончания. Рекреационные допустимо проветривать во время проведения урока. Время определяется в зависимости от климата, погоды и работы отопительной системы.

Сквозное проветривание классов.

Таблица № 1. Сквозное проветривание по СанПин

проветривание в школе

  • Пп. 6.7 – уроки физкультуры проводят в специально оборудованных залах с хорошим воздушным объемом и аэрацией.
  • При наружной температуре воздуха выше + 5 С разрешено открывать окна с подветренной стороны.
  • Скорость ветра при этом не должна быть выше 2 м\с. Если ветер сильнее, а температура ниже, открывают 1-3 фрамуги.
  • Сквозное проветривание разрешено только на 1-1.5 мин., если на улице – 10 С и ветер дует со скоростью более 7 м\с.
  • На перемене и при отсутствии учеников – 5-10 мин.

Важно! Нельзя допускать, чтобы температура воздуха внутри помещения при проветривании опустилась ниже + 14 С.

  • Пп.6.8 – окна в классах, кабинетах должны иметь форточки. Как вариант — откидные фрамуги, которые должны функционировать в любое время года.
  • Пп. 6.9 – площадь остекления сохраняется или увеличивается, если оконный блок меняется.
  • Пп. 6.11 – собственные системы вентиляции в школе должны быть в следующих кабинетах: актовый зал, классы, столовая, бассейн, медпункт, санузлы и в кабинетах, где хранится инвентарь для уборки.
  • Если при школе есть столярные, слесарные мастерские или кабинеты, в которых установлены плиты, для них оборудуют механическую вытяжку-вентиляцию.
  • Пп. 6.12 – в школе концентрация вредных веществ не должна быть выше гигиенических нормативов, установленных в населенном пункте.

Скачать Санпин для школы 2020-2021.

Loading…

Taking too long?

Reload document

| Open in new tab

Виды проветривания

Система проветривания подбирается в зависимости от времени года. От данного параметра напрямую зависит длительность и качество воздухообмена. в СанПиН упоминается два вида для проветривания:

  • Сквозное. В данном случае открываются все доступные окна и тем самым осуществляется максимальная циркуляция воздушных масс за короткий промежуток времени.
  • Угловое(одностороннее). Данный тип используется преимущественно в теплый сезон.
  • Через шахту систем вентиляции. Это самый распространенный вид непрерывного воздухообмена, который усиливается при открывании окон или приточных устройств.

Различные схемы проветриваний

Устройства для проветривания

Вентиляция может производиться также за счет специальных устройств. Они подразделяются на группы в зависимости от направления движения воздуха внутри. В практике чаще всего используется следующая классификация:

  1. Приточные.
  2. Вытяжные.

От выбранного вида напрямую зависит спецификация монтажа. Дополнительно следует учесть требования и характеристики системы. Например, клапан проветривания устанавливается непосредственно в саму стену. Именно поэтому ключевое значение здесь играет планировка здания и отводных путей.

Настенные проветриватели помогают устранить неприятный запах в служебных помещениях. Их также монтируют в кухню, туалет или ванную комнату. При необходимости приток свежего воздуха может быть организован в помещениях другого типа.

Проветриватели для окон ПВХ
Проветриватели для окон ПВХ

Оконные проветриватели также помогают организовать необходимую циркуляцию воздушных масс. Наиболее распространенные способ монтажа — отверстие в оконном проеме или специальная решетка в пластиковых окнах. На практике применяется также другая классификация всех используемых устройств:

  • В зависимости от спецификации способа проникновения воздуха внутрь помещения: механические или естественные.
  • Немаловажное значение играет обслуживающее пространство: местного или общеобменного назначения.

Современные приточно-вытяжные системы помогают организовывать приток свежего воздуха в любое время года за счет применения очистителей и фильтров. При этом не оказывают негативного воздействия на температуру в помещении, так как в них используются рекуператоры. Их выбор является также предпочтительным для учреждений.

Температура, влажность, режим проветривания в школе

Требования к воздушно-тепловому режиму

6.1. Здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

Паровое отопление в учреждениях не используется. При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.

Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

6.3. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 С.

6.4. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 — 60 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

6.5. При наличии печного отопления в существующих зданиях общеобразовательных учреждений топка устраивается в коридоре. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.

Для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений печное отопление не допускается.

6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.

Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от темпрературынаружного воздуха

Наружная температура С0 Длительность проветривания помещения(мин)
В малые перемены В большиеперемены и междусменами
От + 10 до +6 4-10 25-35
От +5 до 0 3-7 20-30
От 0 до -5 2-5 15-25
От -5 до -10 1-3 10-15
Ниже — 10 1-1,5 5-10

6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной — трех фрамугах. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 — 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами — 5 — 10 минут.

При достижении температуры воздуха плюс 14 С проветривание в спортивном зале следует прекращать.

6.8. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

6.9. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена.

Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания.

6.10. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

6.11. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медицинского пункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря, столярных и слесарных мастерских.

Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

6.12. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений общеобразовательных учреждений не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.

Источник: www.rg.ru

Свежий воздух в прочих помещениях

Для каждого человека важно знать, чем грозит спертый воздух. Он ухудшает работоспособности и повышает усталость. Существуют требования к аэроионному составу окружающей среды. Чистого и свежего воздуха должно быть достаточно не только в жилых помещениях. На его количество также следует обратить внимание в следующих комнатах:

  • Герметично закрытые пространства, внутри которых была создана искусственная среда обитания.
  • Параметры воздушной среды нуждаются в принудительной вентиляции, если для проведения ремонтных работ использовался синтетический материал. Он в своей структуре имеет свойство накапливать электростатику.
  • В цехах важно поддерживать баланс влажности и температуры, особенно в тех, где эксплуатируется большое количество электрического оборудования. Некоторые виды оргтехники(например, ламинатор) потребляют кислород и при активном его использовании не дают возможность комфортно работать людям.
  • Помещения, в которых активно эксплуатируются аэроионизаторы и другие специальные устройства. В результате процесса ионизации кислород насыщается ионами и этот процесс обязательно должен сопровождаться притоком свежего воздуха.
  • Закрытые пространства, внутри которых выполняются сварочные работы. Процесс производится с выработкой большого количества вредных для организма человека элементов, таких как окислы азота, окись углерода и другие. При недостаточном оттоке вредных газов с годами у сварщиков выявляются профессиональные заболевания органов дыхания.

Не следует забывать о том, что большое количество углекислого газа может нанести непоправимый вред организму человека. Лояльный работодатель должен беспокоиться о своем персонале и придерживаться ряда обязательных правил.

Наглядный график снижения уровня углекислого газа при проветривании
Наглядный график снижения уровня углекислого газа при проветривании

Нормы офисных помещений предполагают обязательное наличие продуманной системы вентиляции или кондиционирования. Дополнительная очистка должна совершаться в момент прохода воздушных масс по воздуховоду. Благодаря этому удается препятствовать развитию серьезных болезней и сохранять свежесть в течение долгого периода времени. В больницах проветривание палат сочетается с дополнительным кварцеванием. Ультрафиолет, вырабатываемый кварцем, не только обеззараживает воздушное пространство, но и положительно влияет на здоровье, убивая вредные бактерии и микробы.

Контролировать чистоту воздуха необходимо с целью создания здоровой атмосферы. Она должна быть как дома, таки в офисе, ведь именно в этих помещениях человек проводит больше всего времени своей жизни. Борьба должна вестись сразу в нескольких направлениях:

  • Устранение неприятного запаха, который может образоваться из-за негативного воздействия химических компонентов или размножения бактерий. Для их устранения используется метод озонирования. Существуют специальные устройства, которые выполняют процедуру в автоматическом режиме. Она помогает убить вредные вирусы, бактерии и грибки.
  • Пыль имеет свойство накапливаться. Избавиться от нее быстро помогает устройство, снабженное фильтром НЕРА. Часто такие приборы дополнительно снабжаются электростатическими барьерами и используют эффект мойки воздуха методом его прогона через воду.
  • В холодное время года в помещении потребуется регулярно увлажнять воздух. В жаркое время года процедура помогает ликвидировать негативное воздействие работы кондиционера. Для домашнего применения подходят бытовые увлажнители воздуха.
  • В воздухе содержатся положительно и отрицательно заряженные частицы. Они также оказывают непосредственное воздействие на ощущение свежести. Для поддержания данного показателя на оптимальной отметке рекомендуется использовать биполярный ионизатор.

Атмосфера в доме или офисе может пострадать от запаха сигарет или испорченных продуктов. Они имеют свойство накапливаться в обивках мебели или на обоях. Чтобы этого не происходило, соблюдайте простые правила проветривания. В холодное время года воздухообмен можно организовать посредством устройств принудительной вентиляции. При систематическом отсутствии проветривания у взрослого человека и особенно у ребенка повышается риск развития аллергии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: