Вынужденный отпуск по инициативе работодателя: что это и как правильно оформлять

Автор: Максим Поташев

Пока российская экономика пробивает одно дно за другим, положение трудящихся становится особенно угрожающим. К угрозе быть уволенным добавляется простой по вине работодателя. Как оплачивается время пребывания в отпуске по принуждению, знают не все. Чем и пользуются недобросовестные коммерсанты.

Что такое вынужденный простой?

Под термином понимается временная приостановка деятельности предприятия.

Простой может возникнуть по вине работодателя, работника или из-за факторов, независящих от сторон. Если виноват наниматель, то он обязан в короткий срок устранить проблему и минимизировать финансовые потери подчиненных.

Согласно ст. 72.2 ТК РФ, существует четыре фактора, вызывающих вынужденную остановку трудового процесса. Причины простоя по вине работодателя делятся на:

  1. Организационные. Связаны с неправильными или несвоевременными решениями со стороны руководства. Например, вовремя не проведенная оплата сырья для производства привела к задержке доставки.
  2. Экономические. Резкое ухудшение финансового состояния фирмы из-за сложившихся ситуаций на рынке: кризис экономики, резкое падение спроса на продукцию, усиление конкуренции.
  3. Технологические. Фирма обновляет оборудование, перестраивает или перепрофилирует технологический процесс.
  4. Технические. Это может быть поломка оборудования из-за отсутствия должного обслуживания, приостановка подачи коммунальных ресурсов за долги (электричество, вода) и др.

Список не является окончательным. Определить виновника простоя – обязанность работодателя. Если он не согласен признавать вину, то должен доказать свою невиновность.

При обнаружении неисправности или нарушения процесса производства сотрудником, он обязан незамедлительно устно или письменно доложить об этом начальству.

Приостановка работы бизнеса

Согласно 22 и 56 статьям ТК, работодатель должен предоставлять служащим работу, которая описана в трудовом договоре. При отсутствии таковой возникает ситуация, называемая простоем

.

Причины его могут быть различными:

  • Технологические
    . При резкой перемене процесса изготовления продукции нужен определенный период на освоение новых знаний. Переобучение отдыхом не считается и должно соответствующим образом оплачиваться;
  • Технические
    . Эта категория включает в себя все многообразие перерывов, связанных с неполадками и обновлением средств производства;
  • Организационные
    . Задержка производственных процессов может произойти в результате объединения или разделения департаментов фирмы;
  • Экономические
    . Деятельность предпринимателя сопряжена со значительными рисками. Нерадивый бизнесмен может довести свое детище до финансового краха.

Существуют и другие классификации причин: по источнику возникновения (внешние и внутренние), по виновному субъекту (работодатель, работник, чрезвычайные).

Правила оформления

Пошаговая инструкция как оформить простой:

  1. Руководство принимает решение о простое, если таковой вводится по его вине. В иных случаях начальству только остается признать факт вынужденного простоя.
  2. Издается приказ, уведомляются сотрудники.
  3. Отправляются данные о простое в службу занятости населения.

Если деятельность приостанавливается по инициативе работодателя, то обязательно издается приказ или распоряжение о дате начала простоя и его продолжительности.

Определить окончание простоя не всегда удается заранее, поэтому об его окончании сообщается отдельным документом.

В приказе должны быть следующие сведения:

  • дата начала и окончания временной приостановки деятельности (если она известна);
  • причины остановки трудового процесса и виновное лицо;
  • список сотрудников, на которых распространяется простой;
  • порядок расчета зарплаты за этот период;
  • необходимость выхода или разрешение отсутствовать на рабочем месте.

Документ подписывается руководителем организации или его доверенным лицом. Отсутствие подписи может быть поводом для признания простоя незаконным.

Образец приказа о приостановке:

При полной остановке трудового процесса помимо приказа в течение 3-х дней со дня остановки необходимо уведомить об этом службу занятости населения. Установленной формы сообщения нет, оно составляется произвольно.

В этой статье можно почитать о том, как документы передаются в службу занятости.

Что запрещено делать во время карантина по коронавирусу

Персонал, который, несмотря на введенный в стране режим рекомендуемой самоизоляции, вынужден продолжать работать, подлежит максимальной защите работодателями от возможного заражения. Работодателям не следует подвергать граждан необоснованному риску:

  • обязывать контактировать с большим количеством людей: если работа организации связана с приемом посетителей, такие приемы необходимо максимально сократить или отменить. Так, во многих субъектах на уровне распоряжений региональных властей запрещено оказание услуг, связанных с непосредственным контактом с клиентами. Если исключить контакты с посетителями нельзя, например, если речь идет о работе магазина или аптеки, сотрудника следует максимально обезопасить: обеспечить достаточным количеством масок, перчаток, антисептика, поставить механические ограждения;
  • создавать столпотворения в офисных помещениях: работу следует организовать таким образом, чтобы в одном закрытом помещении не могло одновременно оказаться много людей. У сотрудников должна иметься возможность держать социальную дистанцию не менее полутора метров;
  • пренебрегать чистотой помещений — в офисе следует ежедневно дважды проводить влажную уборку с применением чистящих средств. Обязательны регулярные проветривания;
  • препятствовать соблюдению работниками правил личной гигиены: работодатель обязан обеспечить наличие в туалетных комнатах жидкого мыла в контейнере с дозатором и одноразовых бумажных полотенец;
  • обязывать работников использовать общественный транспорт в час пик — рациональным шагом является установление гибкого графика прибытия на рабочее место, так работники смогут выбрать время поездки, когда транспорт наименее загружен и возможность контакта с другими людьми минимальна.

ВАЖНО!

И самый основной запрет, о котором необходимо помнить: ни в коем случае нельзя допускать присутствие на работе сотрудника с явными проявлениями острой респираторной инфекции.

Если сотрудник сообщает о таких проявлениях, его нельзя вызывать на работу принудительно. Если симптомы проявились уже на работе, следует незамедлительно направить больного на лечение домой, а при особо серьезных проявления, таких как затруднение дыхания, сильная лихорадка, вызвать скорую и отправить в больницу.

Учет рабочего времени в период простоя

Если неработающих сотрудников несколько, используют листки учета простоев, для целого подразделения или всей фирмы заполняют акты о простое. Документ создается в произвольной форме.

В нем, как и в приказе, указываются период, причина, виновник остановки и лица, которые временно не могут продолжить свои трудовые обязанности. Документы заверяются подписью руководителя.

Пример акта о простое:

На основании документа составляется табель рабочего времени по утвержденным формам Т-12 и Т-13. При остановке по вине нанимателя в нем ставится код РП или 31. Согласно данным табеля будет начисляться оплата труда.

Что делать работнику?

Данный период, согласно ст. 107 ТК РФ, не относится к отдыху и считается рабочим временем. Поэтому невыход сотрудника на работу без разрешения работодателя может расцениваться как нарушение трудового режима. Работнику грозит дисциплинарное наказание в соответствии с нормами закона.

Если разрешение дано в устной форме, необходимо настоять на его документальном оформлении.

Также работодатель с согласия сотрудника может временно перевести его на другую должность в соответствии с его квалификацией с сохранением прежнего уровня зарплаты.

Итог

Учитывая все вышеизложенное, можно резюмировать следующее. Если сотрудник по собственной инициативе подал письменное заявление с просьбой предоставить ему отпуск без сохранения зарплаты на любой период, в том числе и на время приостановки деятельности организации, то предоставление такого отдыха будет правомерным. Никаких проблем у администрации предприятия с контролирующими органами возникнуть не должно.

Если же сотрудник хочет, чтобы время вынужденного простоя у него было оплачено хотя бы на 2/3 от его основного заработка, значит, каждую трудовую смену он должен находиться на своем рабочем месте.

Оплата

Время простоя по вине работодателя, согласно ст. 157 ТК РФ, оплачивается из расчета 2/3 от среднего заработка. Расчет среднедневной зарплаты производится в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса.

При ее исчислении исключают периоды остановки производства за прошлый год и их оплату. Полученная сумма умножается на дни (часы) простоя, а затем на две трети.

Внутренними нормативными актами или коллективным договором может быть установлен иной размер оплаты простоя за счет работодателя. Однако методика расчета не должна противоречить действующим нормам Трудового кодекса.

Рассчитать сумму оплаты простоя можно по формуле:

СОП = СДЗ*2/3*Рабочие дни приостановки производства

Где СОП – сумма оплаты простоя, СДЗ – средний заработок за один день.

Пример:

  • Работница Степанова за год работы получила 158 тысяч рублей зарплаты и 95 тысяч премиальных, отработав при этом 236 дней.
  • Простой на предприятии составил 7 рабочих дней.
  • Высчитываем средний заработок (СДЗ): (158.000+95.000)/236=1072 рубля.
  • Сумма оплаты простоя: 1072*2/3*7=5002 рубля.

Правовые аспекты

При рассмотрении споров, связанных с отстранением гражданина от рабочих обязанностей, во внимание принимаются следующие нормативно-правовые документы:

  • Трудовой кодекс РФ (фиксирует порядок привлечения физических лиц к работе, условия перевода между должностями, а также законные основания прекращения действия контракта);
  • Постановление Пленума Верховного Суда от 17 марта 2004 года № 2 (предусматривает подробные пояснения касательно вопросов применения на практике норм трудового законодательства);
  • 24 декабря 2007 года было принято Постановление Правительства № 922 «О правилах начисления заработной платы».

Также предстоит принимать во внимание внутренние нормативно-правовые акты компании, в которых фиксируются индивидуальные особенности осуществления трудовой деятельности.

Расчёт больничного

Здесь возможны два варианта:

  1. Первый – если сотрудник заболел уже во время вынужденной остановки. В этом случае пособие по временной нетрудоспособности ему не назначат, на основании пп. 5 п. 1 ст. 9 ФЗ No 255 от 29.06.2006, а выплатят только сумму, положенную за это время, а именно две трети от средней зарплаты.
  2. Второй вариант – сотрудник заболел до временного прекращения деятельности. Данный случай регламентируется п. 7 ст. 7 того же федерального закона. Чтобы определить объем начислений необходимо посчитать и сравнить два показателя: сумму пособия по больничному листку, рассчитанную по общим правилам, и размер оплаты простоя.

Сотруднику выплатят наименьший из показателей. Если оплата по листу нетрудоспособности во время остановки превысит 2/3 средней оплаты труда, то выплатят последнюю. Если меньше – начислят именно ее.

Дни нетрудоспособности, не приходящиеся на время остановки, оплачиваются в установленном порядке.

Сокращение штата

Если кризисная ситуация затянулась, работодатель может попытаться принять решение сократить штат сотрудников. В этом случае он должен соблюсти все установленные законом правила:

  • предупредить подчиненных за два месяца до сокращения;
  • сразу выплатить все положенные доходы и компенсации;
  • передать информацию в службу занятости.

Правда, заметим, что законодательство и судебная практика не дают однозначного ответа на вопрос, насколько правомерно «подрезать» штат именно в период простоя. Это, конечно, удобно для работодателя, но может вызвать судебные споры. Поэтому безопаснее дождаться окончания этого сложного времени и сразу заняться оптимизацией штатного расписания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]