Бухгалтерский и налоговый учет в организации
Наверно, любой бухгалтер знает, что существует несколько видов учета, самые распространенные (и, наверно, значимые) из которых – бухгалтерский и налоговый.
Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс
Бухгалтерский учет – это отражение всей хозяйственной жизни организации посредством первичных документов. При ведении бухгалтерского учета принимаются во внимание все события, которые происходят в жизни компании. Целью и итогом проведения операций в сфере бухгалтерского учета является составления годовой отчетности. Финансовый отчет по итогам года составляется для:
- Внутренних пользователей. В их роли выступают собственники или топ – менеджеры компании. На основе данных отчета они делают выводы об успешности работы организации в течение года и принимают необходимые решения
- Внешних пользователей. К таким относятся в первую очередь кредиторы и налоговые органы
На основе бухгалтерского отчета оценивается состояние организации, перспективы ее развития. Отчетность помогает принимать важные управленческие решения.
Основными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, являются закон «О бухгалтерском учете» и положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Налоговый учет – это система, которая строится на основе первичных документов и обобщает информацию, которая используется для подсчета величины налогов.
Львиная доля всего налогового учета – расчет налога на прибыль. Основным актом, который регулирует данный вид учета, является Налоговый кодекс.
Главная особенность налогового учета в том, что не все операции, отраженные в бухучете принимаются для подсчета суммы налоговых обязательств. Некоторые расходы не принимаются вообще, а некоторые нормируются.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Виды разниц, которые могут возникать в процессе работы
В связи с тем, что в целях бухгалтерского учета принимаются все суммы доходов и расходов, а в налоговом – только выборочно, возникают разницы при подсчете налога на прибыль. Эти разницы могут приводить как к уменьшению налога, так и к его увеличению. Причем в обоих случаях изменение налога может быть как постоянное, так и временное. Если в компании возникают такие разницы, то в учете формируются проводки:
- Начисление налога на прибыль, отражается долг организации перед бюджетом Д99 К68.04
- При наличии разниц, увеличивающих налог:
– постоянно Д99 К68
– временно Д09 К68
- При наличии разниц, уменьшающих налог:
– постоянно Д68 К99
– временно Д68 К77
Нужно учитывать, что счета 09 и 77 впоследствии закрываются обратными проводками.
ВАЖНО! Временные разницы не влияют на чистую прибыль компании |
Рассмотрим, как выглядят разницы на примере. Исходные данные:
выручка 150 тыс. руб., себестоимость 50 тыс. руб., фонд оплаты труда 20 тыс. руб., искусственный фонтан в кабинет директора 30 тыс. руб., безвозмездное поступление от учредителя 50 тыс. руб., штрафы и пени по налогам 30 тыс. руб.
Показатель | Бухгалтерский учет | Налоговый учет |
Выручка | +150 | +150 |
Себестоимость | -50 | -50 |
Фонд оплаты труда | -20 | -20 |
Фонтан | -30 | – |
Поступление от учредителей | +50 | – |
Штрафы, пени | -30 | |
Прибыль до налогообложения | +70 | +80 |
Получается, что по данным бухгалтерского учета нужно было бы заплатить налог меньше, чем того требует налоговый учет. С учетом разниц данные по бухучету нужно довести до данных налогового учета.
Нужно иметь в виду, что величина налога на прибыль для перечисления в бюджет рассчитывается как условный доход (то есть та прибыль до налогообложения, которая получена по данным бухучета), скорректированный на все получившиеся разницы. Если все сделано правильно, то налог, полученный таким расчетным путем, совпадет с суммой налога по декларации.
Выводы о том, что означает изменение показателя
Если показатель выше нормы
Не нормируется
Если показатель ниже нормы
Не нормируется
Если показатель увеличивается
Обычно позитивный фактор
Если показатель уменьшается
Обычно негативный фактор
Примечания
Показатель в статье рассматривается с точки зрения не бухучёта, а финансового менеджмента. Поэтому иногда он может определяться по-разному. Это зависит от авторского подхода.
В большинстве случаев в вузах принимают любой вариант определения, поскольку отклонения по разным подходам и формулам обычно находятся в пределах максимум нескольких процентов.
Показатель рассматривается в основном бесплатном сервисе финансовый анализ онлайн и некоторых других сервисах
Если после расчёта показателей вам нужны выводы, посмотрите, пожалуйста, эту статью: выводы по финансовому анализу
Если вы увидели какую-то неточность, опечатку — также, пожалуйста, укажите это в комментарии. Я стараюсь писать максимально просто, но если всё же что-то не понятно — вопросы и уточнения можно писать в комментарии к любой статье сайта.
С уважением, Александр Крылов,
Финансовый анализ:
- I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Внеоборотные активы – имущество, используемое в деятельности предприятия более года, Его стоимость частями переносится на стоимость готовой продукции Признак активов — способность приносить организации доходы.…
- Актив бухгалтерского баланса Актив баланса – это часть бухгалтерского баланса, содержащая данные об активах предприятия, то есть об его имуществе. Актив баланса отражает имущество, имущественные права и денежные средства,…
- IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Раздел IV. Долгосрочные обязательства — это четвёртый раздел баланса. При этом он же — второй раздел пассива баланса, в котором показывают источники финансирования имущества. И…
- Основные показатели деятельности предприятия Основные показатели деятельности предприятия — это показатели, позволяющие судить о нескольких вещах: О размере предприятия и масштабах его деятельности Об уровне доходов и расходов Об…
- Абсолютные экономические показатели деятельности предприятия Абсолютные экономические показатели деятельности предприятия — это показатели, позволяющие судить о нескольких вещах: О размере предприятия и масштабах его деятельности Об уровне доходов и расходов…
- Пассив бухгалтерского баланса Пассив бухгалтерского баланса — это вторая часть бухгалтерского баланса. Она содержит список тех финансовых ресурсов, которые были использованы для приобретения имущества, то есть активов, которые…
- Относительные экономические показатели деятельности предприятия Относительные показатели деятельности предприятия — это показатели, позволяющие судить об эффективности работы Исходные данные для подготовки таких показателей можно взять из баланса и отчёта о…
- II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Оборотные активы – имущество, используемое в деятельности предприятия менее года либо используется в одном производственном цикле, который также не превышает одного года. Его стоимость целиком…
- III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Раздел III «Капитал и резервы» — это третий раздел баланса. Но что важней — это первый раздел финансовых источников, то есть пассива баланса. Этим он…
- V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Раздел V. Краткосрочные обязательства — это пятый раздел баланса. При этом он же — третий раздел пассива баланса, в котором показывают источники финансирования имущества. И…
Понятие отложенных налоговых активов (ОНА)
Отложенные налоговые активы формируются из – за отличия величины показателей в налоговом и бухучете. При возникновении таких активов происходит временное увеличение налога, а это означает, что вычет по налогу будет осуществлен позже.
Часто отложенные налоговые активы формируются при начислении амортизации. Однако после того как объект будет полностью самортизирован, исчезнет разница, а, значит, и отложенный актив.
Еще один интересный случай – расходы на рекламу. Они нормируются за исключением случаев, если реклама размещается в СМИ, на выставках или ярмарках. При этом в налоговом учете расходы на рекламу можно учесть в размере 1% от выручки. То есть, если на рекламу 100 тыс. руб., а 1% составляет 80 тыс. руб., то разница между двумя видами учета в компании составит 20 тыс. руб., налог с нее 4 тыс. руб. и на эту сумму необходимо сформировать отложенный налоговый актив.
Также очень важно помнить, что если по итогам периода получился убыток, то можно сдать декларацию с нулевой прибылью, а на сумму убытка сформировать отложенный налоговый актив.
Счета учета отложенных налоговых активов
Выше уже были приведены бухгалтерские записи, касающиеся отложенных налоговых активов.
Как видим, при возникновении таких активов фигурируют два счета:
- Счет 68 с соответствующим субсчетом. По кредиту счета отражается наш долг по налогу на прибыль перед бюджетом и создание отложенного налогового актива
- Счет 09, который так и называется «Отложенные налоговые активы». По дебету счета отражается создание актива, по кредиту – его закрытие
В пояснении к бухгалтерской отчетности первых двух форм необходимо отразить информацию об условном расходе, разницах и начисленных отложенных активах.
Отражение ОНА в балансе организации
В балансе такие активы отражаются по строке актива баланса 1180.
Нужно иметь в виду, что информацию по этой строке можно указать без детализации. Причем в свернутом виде сумма отложенного налогового актива указывается только если они учитываются при расчете налога на прибыль.
Величиной отложенного налогового обязательства является сальдо по дебету счета 09.
Для того чтобы найти сумму такого актива расчетным путем, нужно временную разницу по расходам умножить на утвержденную ставку по налогу на прибыль.
Кроме отражения в балансе, отложенные налоговые активы указываются в форме №2. Для этого высчитывается изменение отложенного актива как разница между кредитовым и дебетовым конечным сальдо счета 09. При этом знак результата вычисления не меняется.
Что относят к ОНА
Согласно ПБУ 18/02, к ОНА следует относить ту часть отложенного налога на прибыль, которая в будущем приведет к уменьшению суммы фискального обязательства к уплате в государственный бюджет. Например, в следующем отчетном периоде или же в последующих периодах времени.
Если говорить простыми словами, то ОНА — это часть расходов предприятия, которые могут быть учтены в составе затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, но в данном отчетном периоде их принять в полном объеме нельзя. Следовательно, такие расходы принимаются частично в этом отчетном периоде, а остаток переносится на последующие.
Также в состав ОНА можно отнести некоторые виды доходов компании, которые в НУ были приняты раньше, чем в бухучете. Такие доходы подлежат списанию при их принятии в БУ.
Пример расчета и отражения суммы отложенных налоговых активов в балансе
Приведем небольшой пример расчета отложенных активов и возьмем самые распространенные случаи – расходы на рекламу и амортизацию.
Операция | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | Разница | Ставка налога 20% | Проводка |
Расходы на рекламу | -200 | -150 | 50 | 10 | Д09 К68 |
Амортизация | -2667 | -2000 | 667 | 133 | Д09 К68 |
Значения показателей показываем с минусом, так это понесенные расходы. Проводками начисляем сумму отложенного налогового актива, который будет учтен в следующих периодах. Соответственно, по рекламе величина отложенного актива составляет 10, а по амортизации 133.
Бухгалтерский «самолет» по счету 09 будет представлять из себя следующую схему:
Дебет | Кредит |
10 | |
133 | |
Оборот 143 | |
Сальдо конечное 143 |
Величина конечного сальдо является предоплатой организации на будущее. Эта сумма подлежит отражению в балансе.
В то же время величина этих активов, наряду с другими показателями, отражается по кредиту счета 68.
Отражение в отчетности
Если по сч. 09 на 31 декабря отчетного года числится остаток, то его придется отразить в финансовой отчетности. Причем компания должна самостоятельно определить способ отражения информации в бухгалтерских отчетах.
В настоящее время допустимо применение двух способов: развернутый и сокращенный. Решение о том, какой из способов решила применять компания, необходимо указать в пояснительной записке к финансовой отчетности (бухбалансу и отчету о финансовых результатах). Рассмотрим, как отражать ОНА в балансе при каждом варианте.
Вариант № 1. Развернутый
Если компания приняла решение отражать информацию развернутом способом, то дебетовое сальдо по бухсчету 09 отразите в строке 1180.