Порядок списания ГСМ по путевым листам на примере

Зная приходы, расходы топлива, горючих материалов, нужно вести первичную документацию. Это упростит задачу отслеживания сырья, а также облегчит проведение проверок на факт прямого использования материалов.


Первичная документация

К горючим материалам относятся: бензин, дизельное топливо (ДТ), газ любых фракций (сжиженный, сжатый, нефтяной). Также, отслеживанию первичной документации подвергаются: моторное масло, смазки, незамерзайка.

Обычно, организации и учреждения, транспортные средства которых выполняют транспортировочную деятельность: грузы, перевозки пассажиров и тд., используют для расчётной системы первичную документацию. Выезжая из точки А, бак машины заполняется определённым количеством топлива, расчёт которого производится в зависимости от марки транспортного средства и нормы организации. Выделенные литры горючего заносятся в протокол или путёвку. Проверяется количество топлива и пробег на момент выезда. По окончании маршрута, происходит проверка остатка топлива и километраж. Всё это представляет документацию, контролирующую потоки сырья внутри организации.

Что такое ГСМ

ГСМ — это общепринятое сокращенное название группы горюче-смазочных материалов. К ним принадлежат:

  • различные виды топлива (дизель, бензин, газ);
  • спецжидкости для автотранспортных средств (тормозные, охлаждающие);
  • масла и смазки (масла для мотора, трансмиссий, различные смазки и т. д.).

ГСМ могут использоваться как специализированными транспортными предприятиями, так и обычными компаниями, у которых имеются автотранспортные средства, используемые для различных нужд.

В каких случаях путевой лист не нужен

Топливо, горюче- смазочные материалы могут использоваться для организаций, занимающихся перевозкой или торговой деятельностью подобными материалами. Например, организации, использующей газонокосилку для ухода за территорией, не требуется путевой документ, это лишний документ учёта расходов сырья. В подобных случаях пользуются технической документацией на агрегат, где указаны нормы расхода бензина за час работы.

Организации, не занимающиеся перевозками, имеющие служебный, производственный транспорт, могут обходиться в учетной работе без путевых листов, согласно (Минфин, документ №03-03-06/1/354 от 16/06/11):

  1. При использовании системы ГЛОНАСС, позволяющей делать копии чеков и другой первичной документации – отчетов, отслеживающих все передвижения машины.
  2. Если маршрут движения не меняется, автомобиль предназначен для ежедневного развоза работников. Число поездок, километраж, расход бензина постоянно, следовательно, применение списания по утвержденным нормам расхода ГСМ- логично.

Как списывать ГСМ по путевым листам

Путевой лист (ПЛ) — это документ первичного учета, который отражает пробег автотранспорта. С его помощью можно рассчитать расход топливных материалов.

Специализированные транспортные организации, которые используют автотранспорт для осуществления основных видов деятельности, обязаны использовать ПЛ с теми реквизитами, которые прописаны в приказе Минтранса России «О порядке заполнения ПЛ» от 18.09.2008 № 152.

Внимание! В приказ №152 внесены изменения и с 01 марта 2019 путевые листы заполняйте по новому. Подробнее мы рассказывали здесь.

Предприятия, для которых применение автотранспорта не является главным видом деятельности, могут самостоятельно разработать форму ПЛ и закрепить его в своей учетной политике. Однако при этом важно не забывать о нормах закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. И все же чаще всего предприятия предпочитают использовать бланк ПЛ из постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Образец заполнения путевого листа см. здесь.

Каждый ПЛ обязательно должен быть отмечен в специальном регистрационном журнале. На практике нередко возникает вопрос, с какой регулярностью нужно оформлять ПЛ. В п. 10 приказа 152 указано, что ПЛ может быть составлен на 1 день либо на срок не более 1 месяца.

Специализированным транспортным предприятиям рекомендуется составлять ПЛ ежедневно с целью подтверждения своих расходов и учета отработанного водителями времени. Исключением является тот случай, когда водитель был отправлен в командировку на срок, превышающий 1 день (смену).

Компании, которые применяют автотранспорт для своих нужд и не являются специализированными, могут оформлять ПЛ по мере необходимости, например 1 раз в 2 недели или 1 раз в месяц (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 № А56-10236/2007).

Минфин отмечает, что ПЛ должны оформляться с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было с уверенностью судить о необходимости затраченных ГСМ и учете отработанного водителями времени (письма Минфина РФ от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, от 16.03.2009 № 03-03-04/2/77).

Правила списания ГСМ по путевым листам

Порядок списания ГСМ по путевым листам предполагает 2 метода списания: по нормативу либо по факту. Для того чтобы разобраться, когда и какой способ использовать, обратимся к самой форме ПЛ.

Предположим, что предприятие пользуется ПЛ из постановления 78. Бланки данного документа содержат графу для указания расхода топлива. Колонки этой графы отражают, сколько топлива было в баке при выезде машины, сколько выдано и сколько осталось в баке при возвращении автотранспорта. В этом случае можно рассчитать фактический расход горючего по ПЛ. Неспециализированные транспортные предприятия при самостоятельной разработке своего ПЛ тоже могут включить в документ эти графы. Тогда при фактическом расчете затраченного ГСМ не возникнет трудностей.

Во II разделе приказа 152 в качестве обязательных реквизитов не указано отражение оборотов по движению топливных ресурсов. При этом в п. 6 данного документа можно увидеть требование об указании показаний одометра при выезде и въезде обратно транспортного средства, то есть пробег в километрах.

Как списывать ГСМ по путевым листам в случаях, когда в ПЛ не указаны обороты по топливу? Можно воспользоваться списанием ГСМ по нормативу — правила такого списания приведены в распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Документ содержит нормативные затраты топлива для различных марок авто и порядок расчета затрат топлива согласно пройденному автотранспортом расстоянию.

Получившиеся данные являются основанием для отражения затраченных ГСМ в бухучете. Для целей налогового учета можно использовать как тот, так и другой способ. В НК РФ напрямую не прописано, что расходы ГСМ принимаются к налоговому учету только по фактически произведенным затратам.

Рассчитать расход ГСМ по нормам поможет готовое решение от «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ, чтобы изучить материал.

Расчет путевых листов по списанию ГСМ

Рассмотрим практический пример расчета путевых листов по списанию ГСМ.

Пример

В августе 2021 года ООО «Зарница плюс» приобретено 200 л бензина на общую сумму 8000 руб. с учетом НДС. При этом по состоянию на 01.08.2019 в остатках числилось 80 л бензина по цене 38 руб. за литр. Бензином был заправлен автомобиль ВАЗ-21214-20 «Шевроле-Нива». Данный автомобиль применяется для служебных поездок сотрудников бухгалтерии «Зарница плюс». Учетной политикой на предприятии принят способ учета ГСМ по средней стоимости.

Предприятие ведет деятельность на территории Челябинской области.

Определим среднюю стоимость списания ГСМ в марте и рассчитаем расход топлива в текущем месяце двумя способами: по факту и по нормативу.

Дт Кт ∑, руб. Содержание
10 60 6 666,67 Поступление бензина от поставщика
19 60 1 333,33 НДС

Рассчитаем среднюю стоимость бензина в августе 2021 года:

Подпишитесь на рассылку

Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram

(80 л × 38 руб. + 6 666,67 руб.) / (80 л + 200 л) = 34,67 руб.

  1. Списание бензина по факту.

В августе 2021 года был сделан 1 выезд машины по служебным целям. В ПЛ указано, что при выезде в баке «Нивы» было 40 л бензина, выдано 20 л и при возвращении обратно на предприятие остаток в баке составил 30 л.

Определим фактический расход топлива:

40 л + 20 л − 30 л = 30 л.

Сумма списания бензина в марте составит:

30 л × 34,67 руб. = 1040,10 руб.

Дт Кт ∑, руб. Содержание
26 10 1 040,10 Списан бензин на общехозяйственные нужды
  1. Списание бензина по нормативу.

Предположим, что ПЛ не отражает обороты топлива. Компания использует ПЛ с отражением показаний одометра.

В ПЛ произведены о: на начало поездки 5000 км, после возвращения на предприятие — 5070 км. Обратимся к распоряжению № АМ-23-р.

В п. 7 документа можно увидеть формулу для расчета расхода топлива:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где:

Qн — нормативный расход топлив, л;

Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

В подп. 7.1 документа находим Нs для нашего автомобиля — 10,9 л.

Коэффициент D находим в приложении № 2 к документу — 10% (для Челябинской области).

Определим расход бензина в марте:

0,01 × 10,9 л × 70 км × (1 + 0,01 × 10 %) = 8,4 л.

Сумма списания бензина в марте составит:

8,4 л × 34,67 руб. = 291,23 руб.

Дт Кт ∑, руб. Содержание
26 10 291,23 Списан бензин на общехозяйственные нужды

Порядок действий бухгалтера

Материалы организации учитываются бухгалтером и рассчитываются исходя из их стоимости. Эти расходы и приходы являются элементами системы ПБУ 5/01. Принятие любого сырья в учётную систему осуществляется с учётом следующих документов:

  • Если топливо приобретается по наличному расчёту, то это чеки автозаправочной станции;
  • Талоны на топливо, если сырьё приобретено по безналичному расчёту, с учётом договора поставщика сырья с фирмой приёмщиком.

Бывают ситуации, когда водитель в пути пополняет бак, используя специальную карту. После, бухгалтеру необходимо списать не только залитый в точке А бензин, но и рассчитать количество дополнительного затраченного, зная его себестоимость и объёмы по карте.

Но, в основном, заливание дополнительного топлива происходит редко, и бухгалтеры работают исключительно с путевыми листами и списывают конкретные объёмы. Суммируются остатки с поступлением и делятся на общий остаток в день оформления учёта.

Бухучет

Вся система бухгалтерского учёта заключается в двух важных разделах:

  1. Дебет — это приход;
  2. Кредит — Списание (расход).

В чём же заключается расчёт. Для начала рассчитать количество сырья путём умножения этого показателя на стоимость единицы топлива из запасов. Результат списывается по рассчитанным значениям каждого из видов сырья.

Налоговый учет

Формирование путевых листов не простая задача. Необходимо определить разновидность расходов и материальных затрат. К товарно- материальным ценностям, регулируемым основными документами относятся: топливо, смазки, масла, антифризы. Остальные, передвижение транспортных средств- относятся к прочим расходам и регулируются иными документами.

Нужно ли учитывать расходы в налоговом учёте? В законодательстве не говорится о том, что 100 % признаются обязательными и использование их фактическое. Министерство Финансов подтверждает, что количество сырья рассчитывается, основываясь на математические формулы согласно распоряжению №AM-23-р.

Всё поступающее сырьё вместе с расходными материалами рассчитываются по нормативному и фактическому значениям показателей потребления. Распоряжение, указанное выше, допускает субъектам, организациям самостоятельно устанавливать нормы расхода сырья и расчётную систему. Например, организация, самостоятельно разработавшая нормы расхода, и грамотно оформившая их по документам, не вызовет вопросов у налоговых служб и вторые не будут считать эти значения расходами отчётного периода.

***

Учет списания ГСМ должен быть организован на каждом предприятии, где применяются автотранспортные средства и расходуется ГСМ. При этом неважно, является ли организация специализированной транспортной компанией.

Топливные ресурсы списываются на основании главного первичного документа — ПЛ. Существуют определенные правила списания ГСМ по путевым листам. Затраты ГСМ могут быть определены по факту либо по нормативу. Себестоимость списания ГСМ в бухучете рассчитывается методом ФИФО либо методом средней стоимости. Для целей налогового учета можно использовать как тот, так и другой способ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Типичные ошибки бухгалтеров

Технические ошибки часто встречаются при работе с документацией. Это описки, пропуски, арифметические ошибки, числовые ошибки. Допустив подобную ошибку, выявить её можно, составляя итоговую отчётность, когда приход и расходы не сойдутся со значением остатка.

Редко обнаруживаются ошибки- методологические. Это связано с грамотной формой составления и оформления документов. Обычно, формы списания ГСМ, путевые листы достаточно просты, работники экономических отделов организации не испытывают проблем с их оформлением. Достаточно знать приход, расход и себестоимость топлива. Путевые листы помогут определиться с пробегом и вывести точный остаток.

Списание ГСМ, сейчас, основная часть деятельности любого предприятия. Важно грамотно и чётко вести первичную документацию, правильно обосновывать расходы предприятия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]