С 01.01.2021 года налоговый спецрежим ЕНВД прекращает свое существование (Федеральный закон от 02.06.2016 №178-ФЗ), и власти не планируют продлевать его применение. В связи с этим до конца текущего года организации и ИП на ЕНВД должны будут сменить налоговый режим. Рассказываем, как это правильно сделать.
Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) сравнить режимы налогообложения
Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) сравнить режимы налогообложения с учетом региональных особенностей
Прекращение деятельности на ЕНВД. Отказ от ЕНВД
Система налогообложения «Единый налог на вмененный доход» (ЕНВД) отменена с 01.01.2021 г. Все, что рассказано в настоящей статье, применялось только в период действия ЕНВД. В настоящее время бизнес может либо перейти с ЕНВД на другую специальную систему, либо автоматически будет переведен на ОСНО. Какой специальной системой налогообложения можно заменить ЕНВД, читайте в статье «Куда перейти с ЕНВД».
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — это определенный спецрежим, при котором подлежит оплате в бюджет сумма налога с вмененного (установленного) государством размера дохода.
Сферы деятельности, при которых разрешено его использование, перечислены в п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщик, то есть лицо, использующее этот режим налогообложения, может отказаться от его применения как в добровольном, так и в принудительном порядке.
Снятие с учета ЕНВД по собственной инициативе обычно вызывается:
- прекращением определенного вида деятельности, в связи с которым планировалось использование специального режима налогообложения;
- закрытием или ликвидацией предприятия (фирмы, ИП);
- принятием решения о реорганизации бизнеса, в связи с чем право использовать указанный спецрежим недопустимо.
В принудительном порядке предприниматель или фирма могут быть автоматически переведены налоговым органом на общую систему налогообложения по следующим причинам (п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ):
- если количество сотрудников такой фирмы за последний год превышает 100 человек;
- если доля участия в таком предприятии иной компании составляет более 25%.
Налоговый орган вправе по итогам проверки за определенный налоговый период произвести снятие с учета ЕНВД для такого налогоплательщика. При этом в порядке, установленном п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ, указанный субъект будет считаться перешедшим на общий режим налогообложения с даты начала того периода, в котором были выявлены указанные нарушения.
Можно ли совмещать ЕНВД и другие налоговые режимы в 2021 году
Многие розничные продавцы торгуют разными видами товаров. Например, в магазине может быть не только меховая, но и другие виды одежды. Вместе с обувью часто продаются средства по уходу за ней и другие сопутствующие товары. В аптеках после 1 июля 2021 года могут одновременно продаваться как ранее выпущенные немаркированные лекарства, так и новые препараты с маркировкой.
Закон не запрещает совмещать ЕНВД с другими налоговыми режимами. Для бизнесменов, которые одновременно торгуют в розницу маркированными и немаркированным товарами, самым выгодным вариантом в 2021 году будет совмещение ЕНВД и УСН.
Переходить на ПСН в 2021 году таким продавцам смысла нет: запрет на торговлю маркированными товарами распространяется не только на ЕНВД, но и на патентную систему. При НПД можно торговать только товарами собственного производства. Кроме того, ПСН и НПД подходят только для предпринимателей. А ОСНО невыгодно для большинства бизнесменов из-за высокой налоговой нагрузки и сложного учета.
Ранее специалисты Минфина считали, что использовать два налоговых режима для одного вида деятельности можно, только если объекты расположены в разных муниципальных образованиях (письмо от 17.02.2017 № 03-11-11/9389).
Однако в последних разъяснениях нет таких ограничений. Использовать разные налоговые режимы для различных товарных групп можно и в одном магазине или аптеке. Бизнесмен в этом случае должен организовать раздельный учет имущества, доходов и расходов (письмо Минфина России от 20.12.2019 № 03-11-09/100308).
О том, как вести раздельный учет, мы писали в статье «Совмещение спецрежимов: особенности сочетания УСН и ЕНВД».
Уведомление об отказе от ЕНВД: образец заполнения
Лицо, применяющее ЕНВД, обладает также правом отказа от использования указанного режима налогообложения. Для этого необходимо подать заявление соответствующего образца.
Приказом ФНС России от 11.12.2012 № ММВ-7-6/[email protected] утверждены формы подачи заявлений о постановке, снятии с учета ЕНВД, а также порядке их заполнения.
На сегодняшний день утверждены 2 формы:
- Приложение 3 (форма 3) указанного приказа содержит в себе форму для организаций, планирующих мероприятия по снятию с учета ЕНВД.
- Приложение 4 (форма 4) указанного приказа содержит в себе образец заявления, на основании которого предприниматель может информировать о снятии с учета ЕНВД.
Допускается заполнение указанных форм как с использованием печатного текста, так и вручную при помощи шариковой ручки черного или синего цвета.
Для каждого символа в заявлениях предусмотрено 1 окно. Пустые окна необходимо заполнять прочерками.
При заполнении указанных форм при помощи печатных средств необходимо использование заглавных букв шрифта Courier New высотой 18 пунктов.
заявления о снятии с учета ЕНВД для фирмы можно, пройдя по ссылке: Заявление о снятии с ЕНВД.
заявления о снятии с учета ЕНВД для ИП можно, пройдя по ссылке: Заявление о снятии с учета ЕНВД для ИП.
Суть перемен:
Споры о том, нужно или нет отменять ЕНВД, не утихают. При принятии законов, отменяющих ЕНВД к 2021 году и заменяющих его патентной системой налогообложения для индивидуальных предпринимателей, законодатель преследовал понятную цель: “увеличение количества налогоплательщиков общего режима налогообложения и упрощенной системы налогообложения для увеличения налоговых поступлений в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации”.
Вроде бы идея эта правильная и направлена на то, что бы всем было хорошо: предприниматели не прятали доходы, а государство получало налоги. Поэтому протесты предпринимателей также становятся ясными, а желания и стремления государственных служащих понятными.
Мы понимаем, что в случае отмены ЕНВД пострадают в основном юридические лица (микропредприятия), так как у них не будет альтернативы в виде УСН на основе патента и увеличатся расходы на учетный процесс и налогообложение. Индивидуальные предприниматели лишь изменят форму отчетности и уплаты налога.
Сроки снятия с учета ЕНВД и момент перехода на другую систему налогообложения
На основании п. 3 ст. 326.48 НК РФ заявление о прекращении ЕНВД необходимо подать в соответствующий орган в течение 5 дней с момента окончания осуществления такой деятельности, при которой возможно было использование указанного спецрежима.
Датой снятия с указанного спецрежима налогообложения будет считаться:
- Прописанная в самом заявлении дата окончания осуществления определенного вида деятельности.
- Дата, с которой осуществлен переход на другой режим налогообложения.
- Дата, с которой субъект обязан перейти на общий режим налогообложения в связи с выявившимися у него нарушениями (п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ), а именно: дата начала налогового периода, который, в свою очередь, равен 1 кварталу (ст. 346.30 НК РФ).
Отказаться от уплаты ЕНВД налогоплательщик может по собственному желанию, представив при этом заявление по установленной форме в налоговый орган. Однако возможны и случаи принудительного лишения права использования указанного спецрежима налогообложения в виде уплаты ЕНВД.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Причины ликвидации ЕНВД
Этот вид налогообложения был введен более 15 лет назад для вывода «из тени» предпринимательской деятельности, которая тогда не могла хорошо контролироваться фискальными органами. В нынешних условиях ЕНВД сам стал использоваться для сокрытия реальных доходов и уклонения от уплаты налогов большими компаниями. По подсчетам налоговиков, ущерб из-за таких неправомерных действий составил примерно 4,5 трлн рублей.
Сроки отмены ЕНВД
Для некоторых предпринимателей запрет на деятельность на ЕНВД вступает в силу с 1 января 2021 года. Закон № 325-ФЗ от 29.09.2019 г. об этом уже подписан. Он коснется малого бизнеса в сфере розничной торговли:
- одеждой и другими изделиями из натурального меха;
- лекарственными препаратами;
- любой обувью.
Все предприниматели, задействованные в таких отраслях, должны будут подобрать себе новый режим налогообложения. Для остальных бизнесменов правительство обещало убрать ЕНВД еще в 2021 году, но законом № 178-ФЗ от 02.06.2016 г. решение было отложено до 2021 года. Хотя новый закон о полной ликвидации «вмененки» еще не принят, намерения на этот счет как у министерства финансов, так и у законодателей, очень серьезные. Поэтому стоит заранее обдумать, на какую оптимальную систему можно будет перейти предпринимателю с конкретным видом деятельности.
А есть ли третий заинтересованный?
В пылу сражений за этот налог мы слышим только две стороны: предпринимателей и законодателей. А все ли это заинтересованные стороны? Кому еще важно защитить этот налог?
Что бы ответить на этот вопрос, стоит уточнить, много ли налогов могут управляться на муниципальным уровне. Ответ простой — это земельный налог, налог на имущество физических лиц и ЕНВД. Согласно ст. 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса РФ, они являются полностью доходом муниципального бюджета.
В тоже время, исходя из экономического содержания перечисленных выше налогов можно сделать следующий вывод: ЕНВД противопоставлен налогу на имущество физических лиц и налогу на землю: чем больше сумма ЕНВД, тем меньше налога в долгосрочной перспективе получит муниципальный бюджет от приобретенного физическими лицами имущества.
Так, с помощью ЕНВД мы можем занять население, создав ему благоприятные условия для получения дохода, который впоследствии будет использован на приобретение земли и имущества этими физическими лицами. Кроме того, согласно ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ, увеличение зарплаты работников этих ИП также повлияет на увеличение доходов бюджета (10% от собранного НФДЛ ).
Таким образом, можно представить себе следующую идеализированную картину в обычном городе России:
- муниципалитет определяет, какие виды деятельности важны и поддерживает низкие цены на определенные типы продуктов (хлебные, продуктовые, книжные, швейные магазины получают низкие ставки коэффициента К2);
- делается упор на то, чтобы предпринимателям было комфортно работать на всей территории города и магазины были в шаговой доступности (величина К2 регулируется в зависимости от местонахождения торговой точки);
- власти ограничивают широкую продажу некоторых видов товаров (магазины продающие пиво, алкоголь, сигареты, получают максимальные значения коэффициентов К2);
- власти стараются обеспечить население бытовыми услугами (ставка К2 по бытовым услугам установлена максимально низкая и она дифференцировала в зависимости от вида оказываемой услуги);
- власти озадачены оказанием медицинских и ветеринарных услуг (медицинские и ветеринарные услуги получают символические значения К2),
- муниципальные власти хотят организовывать вещевые ярмарки продавцов из других регионов (устанавливают коэффициент для разъездной торговли вещами так же символичными);
- и т.д.
Этот список можно продолжить бесконечно, так как целей и способов их достижения с помощью коэффициента К2 может быть множество.
Последствия этой идеализированной картины: рост доходов, снижение занятости и, как следствие, рост потребления. Люди начинают приобретать недвижимое имущество, землю, что приводит к росту жилищного строительства. В результате всего этого — повышение собираемости налогов, как следствие — рост города и налоговых поступлений, возможность дальнейшего влияния на развитие муниципального образования.
Если нарушить эту идеализированную картину, то, соответственно, можно понять, какой результат получат муниципальные власти на своей территории.
Таким образом, муниципальные власти — это третья заинтересованная сторона, которая в настоящее время не высказала своего мнения по поводу грядущих изменений в ЕНВД.