Общие правила предоставления НКО отчетности в Минюст
Отчеты в Минюст должны сдавать практически все некоммерческие организации. Исключение – потребительские кооперативы, а также товарищества садоводов, огородников и собственников жилья (п. 3 ст. 1 закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Документы отправляются письмом с описью вложения, или путем размещения на информационных ресурсах, доступ к которым возможен через сайт ведомства (приказ Минюста от 07.10.2010 № 252). Если отчет отправлен в бумажном виде, дублировать его в электронном формате необязательно, а датой предоставления будет считаться дата отправки.
Отчетность НКО «на бумаге» нужно предоставлять в территориальное подразделение Минюста. Формы отчетов утверждены приказом Минюста от 16.08.2018 №170. Документы, не соответствующие формам, принимать не будут.
Представлять отчеты Минюст можно и в электронном формате, если у руководителя и главбуха НКО есть цифровые подписи.
Способы предоставления отчетов
- Личная передача отчета.
- Отправка по почте.
- Отправка по электронной почте. Возможна при наличии электронной цифровой подписи руководителя НКО и бухгалтера.
- Публикация отчетов и результатов деятельности на официальном сайте Минюста России.
- Публикация отчетов в СМИ или на собственном сайте в интернете (за исключением персональной информации об участниках и руководителях НКО).
Упрощенная форма отчетности НКО в Минюст
Упрощенный порядок предусмотрен п. 3.1 ст. 32 закона № 7-ФЗ. Он подразумевает предоставление заявления и информации о продолжении деятельности вместо стандартных отчетов.
Упрощенный отчет можно сдавать, если НКО одновременно соответствует нескольким условиям:
- Среди учредителей, участников, членов НКО нет граждан с гражданством другого государства или лиц без гражданства.
- В течение года не было поступления денег от иностранных источников.
- Объем поступлений за год не превышает 3 млн руб.
Заявление предоставляется ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным. Подтверждение продолжения работы размещается на портале Минюста в произвольной форме.
В рамках реализации социально значимого проекта «Правовая защита граждан и информационная, методическая поддержка НКО» продолжаем проводить правовой ликбез для руководителей общественных и некоммерческих организаций.
Помогая людям, не забывайте о том, что в соответствии с п.1 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании пунктов 3, 3.1, 3.2. ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, — ежеквартально, аудиторское заключение — ежегодно.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В п.3.2. ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, — один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Формы отчетов утверждены Приказом Минюста РФ от 29.03.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.04.2010 N 16857). Именно в этом приказе содержатся формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Регулирование вопросов размещения в сети Интернет отчетов некоммерческих организаций о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Минюст России или его территориальный орган, и сообщений некоммерческих организаций о продолжении своей деятельности, осуществляется в соответствии с Приказом Минюста РФ от 07.10.2010 №252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2010 №18742).
В соответствии с указанным выше Порядком размещения отчетов в сети Интернет отчет и сообщение о продолжении своей деятельности некоммерческая организация обязана ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, размещать в сети Интернет (п.2 Порядка).
Отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет. Отчеты и сообщения дополнительно могут быть размещены в сети Интернет на сайте некоммерческой организации и на иных сайтах в сети Интернет. Срок размещения отчетов и сообщений в сети Интернет не может составлять менее 1 года (п.3 Порядка).
Руководителю некоммерческой организации следует помнить о том, что законом предусмотрена административная ответственность за непредставление сведений (информации). Так, в соответствии с ч.1 ст.19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Размещайте ежегодный отчет о деятельности некоммерческой организации на информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций (официальный сайт в сети Интернет https://unro.minjust.ru/) и дополнительно на своем сайте. Размещение отчета в открытом доступе обеспечивает необходимое соблюдение закона, открытость деятельности вашей некоммерческой организации и повышает уровень доверия к ней.
Информация подготовлена в рамках реализации социально значимого проекта «Правовая защита граждан и информационная, методическая поддержка НКО» (правовая, консультационная и информационная помощь и поддержка социально незащищённых категорий граждан и система взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления и социально ориентированными некоммерческими организациями, чья деятельность направлена на оказание помощи представителям целевой группы), в рамках договора о предоставлении гранта № 9/2015/1 от 03 августа 2015 года, заключенного между Свердловской региональной социально ориентированной общественной организацией «Право на защиту и помощь» и ОБЩЕРОССИЙСКИМ ОБЩЕСТВЕННЫМ ДВИЖЕНИЕМ «ГРАЖДАНСКОЕ ДОСТОИНСТВО».
Стандартная отчетность НКО перед Минюстом
Любые НКО, получившие имущество или деньги от российских источников, должны сдавать стандартные отчеты:
- Форма №ОН0001: отчет о деятельности НКО и составе ее руководящих органов.
- Форма №ОН0002: отчет о целях расходования НКО имущества и финансов, в том числе и полученных от иностранных источников.
Если НКО получила деньги или имущество от зарубежного источника, нужно дополнительно сдать форму №ОН0003.
Кроме того, НКО должны ежегодно предоставлять отчет о своей деятельности для СМИ в объеме сведений, представленных в Минюст. Всю информацию нужно разместить на портале ведомства до 15 апреля.
II. Проверить, соответствует ли устав действующему законодательству
Самые распространенные нарушения в уставе НКО:
- положения устава устарели и не соответствуют (противоречат) действующему закону и требованиям Минюста (напомним, что с 1 сентября 2014 года законодательство в сфере НКО претерпело существенные изменения);
- наименование не отражает характер деятельности организации;
- на основании действующего законодательства в сфере НКО не указаны вопросы, относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления, плюс порядок голосования по таким вопросам;
- цели НКО не соответствуют своему названию, а также указан открытый перечень направлений деятельности;
- расхождения с ЕГРЮЛ в сведениях об адресе или наименовании должности руководителя;
- устав фонда содержит положения о реорганизации, тогда как законом реорганизация фондов запрещена;
- устав предусматривает ведение реестра членов (для корпоративных НКО), тогда как по факту данный реестр не ведется вовсе либо ведется с нарушениями.
Отчетность в Минюст для различных видов НКО
Состав и сроки сдачи отчетных документов зависят от того, чем занимается организация. Рассмотрим особенности для разных НКО:
Форма деятельности | Состав отчетов | Особенности предоставления | Сроки |
Общественные объединения, организации, движения | Форма №ОН0003 | Размещается на портале Минюста, предоставляется лично или почтой | Ежегодно до 15 апреля |
Письмо, подтверждающее продолжение работы | Представляется лично или почтой | Срок не определен, подается ежегодно обычно вместе с формой №ОН0003 | |
Все НКО, кроме общественных объединений и тех, кто имеет право на упрощенную отчетность | Форма № ОН0001 Форма № ОН0002, при необходимости – форма № ОН0003 | Размещается на портале Минюста | Ежегодно до 15 апреля |
НКО, имеющие право на упрощенную отчетность | Заявление и информация о продолжении деятельности | ||
Благотворительные организации | Информация о финансово-хозяйственной деятельности, содержании и составе благотворительных программ, результатах работы. Форма не утверждена | Лично или по почте | Ежегодно до 30 марта |
Казачьи общества | Форма ГРК003 о численности членов общества | Размещается на сайте Минюста | Ежегодно |
Государственные учреждения | Отчет о выполнении стратегии деятельности | Публикуется на сайте компании | Ежегодно до 1 мая |
Политические партии | Заявление о продолжении деятельности | Отправляется через сайт Минюста или в бумажном виде | Раз в 3 года |
Религиозные организации | Форма ОР001 | Размещается на сайте Минюста | Ежегодно до 15 апреля |
Отдельно рассмотрим отчетность НКО, выполняющих функции иностранных агентов. К иноагентам относятся НКО, которые одновременно соответствуют следующим условиям (п. 6 ст. 2 закона № 7-ФЗ):
- Получают финансирование из-за границы, как напрямую, так и через посредников.
- Занимаются политической деятельностью.
Иноагенты должны отчитываться перед Минюстом с учетом следующих особенностей (приказ от 16.04.2013 № 50):
- Отчеты о деятельности и о составе руководящих органов нужно предоставлять каждые полгода, не позднее 15 января и 15 июля.
- Отчет о целях расходования денег и имущества необходимо сдавать ежеквартально не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября.
- Аудиторское заключение нужно сдавать ежегодно до 15 апреля.
- НКО-иноагенты обязаны каждые полгода размещать на портале Минюста сведения о своей деятельности для СМИ.
Бухгалтерская отчетность
НКО обязаны представлять в налоговые органы бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании денежных средств в срок не позднее 30 марта года следующего за отчетным. НКО, выполняющие функции иностранного агента, не вправе применять упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Фонды; НКО, владеющие крупным целевым капиталом; НКО, выполняющие функции иностранного агента, и структурные подразделения иностранных некоммерческих организаций обязаны предоставить аудиторское заключение в региональные органы статистики не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем заключения, но не позднее 31 декабря 2021 года.
Также, с 2021 года организации обязаны в течение трех рабочих дней с даты получения аудиторского заключения разместить сведения о результатах аудита в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Ответственность за нарушение порядка сдачи отчетности НКО в Минюст
НКО, нарушившую порядок предоставления отчетности в Минюст, привлекут к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Штраф для должностных лиц составит от 300 до 500 руб., для юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб. Но при первом нарушении суд может вынести предупреждение.
НКО за систематическое нарушение сроков предоставления отчетности могут ликвидировать через суд по инициативе Минюста (п. 10 ст. 32 закона №7-ФЗ). На казенные и бюджетные учреждения эта мера не распространяется.
Перед тем, как обратиться в суд, Минюст направит организации письменное требование об устранении нарушений с указанием сроков.
Конкретная длительность и частота просрочки законом не установлены. Суд примет решение о ликвидации, если сочтет, что организация действительно допустила серьезные нарушения, после которых продолжать работать нельзя. Если же нарушения малозначительны или их последствия устранены, суд, скорее всего, откажет в закрытии НКО.
Нулевые декларации НКО по НДС
НКО являются плательщиками НДС (за исключением НКО, применяющих спецрежимы). Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ). При этом полученные НКО целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).
Нулевая отчетность по НДС предполагает сдачу декларации в электронном виде (через оператора электронной отчетности).
В состав нулевой декларации по НДС включаются следующие листы (абз.2 п.3 Порядка, утв. приказом ФНС РФ от 29.10.2014 г. №ММВ-7-3/558):
- титульный лист;
- раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика».
В строках, предполагающих заполнение цифровых показателей нулевой декларации НКО, проставляются прочерки.
Сроки сдачи нулевой отчетности по НДС — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п.5 ст.174 НК РФ).
Вывод
Почти все НКО, кроме потребительских кооперативов и объединений, связанных с управлением жилыми домами и садоводствами, должны отчитываться перед Минюстом.
Состав отчетности и порядок ее предоставления зависит от вида организации, а также объема и источников финансирования. Наиболее часто и подробно должны отчитываться НКО, признанные иностранными агентами.
За нарушение порядка сдачи отчетов в Минюст предусмотрены административные штрафы. При систематическом нарушении возможна принудительная ликвидация НКО через суд.
Статистическая отчетность
Состав статистических форм, подлежащих предоставлению в органы государственной статистики, зависит от:
- видов экономической деятельности НКО;
- информации о категории организации из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России;
- иных критериев отбора, установленных указаниями по заполнению конкретных форм.
Сформировать перечень форм для конкретной НКО со сроками их подачи можно на сайте Федеральной службы государственной статистики. Нужно только ввести ИНН, ОГРН или ОКПО этой НКО в соответствующие поля формы.
НКО — это самые человечные хозяйствующие субъекты в российской экономике.
III. Привести в порядок свою внутреннюю документацию
Обычно Минюст запрашивает договоры, акты, отчеты, штатное расписание, протоколы, приказы, учетную политику компании.
На практике чаще сталкиваемся с ситуацией, когда НКО вообще не проводят обязательные ежегодные заседания органов управления, не переизбирают (избирают), в установленные уставом сроки, органы управления. Если же протокол оформляется, то чаще всего с грубыми нарушениями, а именно:
- нет указания на время, место проведения собрания;
- не избраны председатель, секретарь собрания и лицо, осуществляющее подсчет голосов (счетная комиссия);
- не проведено голосование или проведено с нарушениями по каждому вопросу повестки дня;
- нет подписи председателя, секретаря собрания и (или) печати компании;
- не указано общее число учредителей (или членов) НКО и количество присутствующих на собрании;
- нет необходимого кворума;
- орган управления рассматривает вопросы в повестке дня, которые не уполномочен рассматривать по уставу.
Формы некоммерческих организаций
В ГК РФ указаны несколько организационно-правовых форм предприятий, которые создаются на некоммерческой основе:
- Потребительские кооперативы (союзы, общества). Принято считать, что такие предприятия образуются только с коммерческой целью. Однако в некоммерческой сфере они могут быть организованы с целью объединения физических и юридических лиц для удовлетворения нужд их участников и решения общих проблем. Например, жилищные кооперативы, кредитные общества граждан, садоводческие и дачные объединения, сельскохозяйственные союзы и др. Финансирование таких организаций осуществляется за счет участников путем внесения паев.
- Фонды. Они существуют за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц. Фонды преследуют цели, полезные для всего общества: образовательные, социальные, культурные. Часто в виде фондов ведут деятельность благотворительные организации.
- Общественные и религиозные организации. Это добровольные союзы и объединения граждан с общими интересами и нематериальными (например, духовными) потребностями. Такие объединения могут также функционировать в форме учреждения, общественного движения, фонда. Учредителями могут быть как физические, юридические лица, так и их объединения.
- Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы). Создаются для координирования предприятий коммерческой сферы и защиты их, а также общих интересов. В качестве учредительной документации выступает учредительный договор, подписанный всеми участниками объединения, и устав. При вступлении в такое объединение самостоятельность каждого члена сохраняется.
- Учреждения. К ним относятся организации, созданные учредителем (учредителями) для осуществления образовательных, социальных, культурных и управленческих функций. При этом учреждения могут быть как на полном финансировании учредителями, так и на частичном. Для ведения деятельности учреждения могут привлекать благотворительные взносы юридических и физических лиц.
Что такое НКО
НКО, или некоммерческие организации, которые осуществляют свою деятельность не преследуя цели материальной наживы. В российской практике некоммерческие организации чаще всего имеют альтруистические мотивы: материальная и психологическая помощь гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Также НКО могут вести научную, политическую или просветительскую работы.
Спонсировать деятельность некоммерческих мероприятий могут как отечественные, так и зарубежные представители бизнеса и власти, что ставит под вопрос дальнейшее существование НКО в условиях жестокого тоталитарного режима РФ.