Учетная политика (УП) представляет собой «особо важный» документ, в котором собрана совокупная информация о ведении способов бухгалтерского и налогового учета на предприятии (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущая группировка и обобщение результатов фактов хозяйственной деятельности).
Целью создания УП, является обеспечение возможности объединения всей бухгалтерской информации о ситуации дел в компании. УП содержит финансово-экономические показатели компании, порядок их формирования и, что данные показатели отражают.
В торговле, как, впрочем, и для других отраслей, учетная политика, является важным элементом системы внутреннего контроля за деятельностью.
В нормативных актах законодательства РФ закреплено, то что УП формирует главный бухгалтер, либо лицо, ответственное за данный участок работы.
Каждый отдельный субъект экономической деятельности самостоятельно формирует свою УП, в основу которой входят факты/условия ведения хозяйственной деятельности.
При составлении УП необходимо применять следующие нормативные акты:
• закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ; • ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н; • НК РФ (ст. 313); • иные нормативные акты (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, письма и разъяснения Минфина и др.); |
В данных нормативных актах изложены основные принципы и требования по составлению учетной политики необходимые для осуществления деятельности.
На основе чего формируется учетная политика организации?
Учетная политика организации формируется на основании правил, изложенных в:
- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (для целей бухгалтерского учета);
- Налоговом кодексе (для целей налогообложения прибыли).
Поэтому учетная политика включает в себя как минимум два понятия – бухгалтерская учетная политика и налоговая. Посмотрим, какие определения дают ей нормативные документы:
«Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности» (п.2 ПБУ 1/2008).
«Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика» (ст.11 НК).
Как видим, принципиальных различий нет, и суть одна и та же. Что бухгалтерская, что налоговая учетная политика – это перечень выбранных организацией способов ведения учета (бухгалтерского и налогового), когда такое право выбора у нее есть.
Создание учетной политики в организации
В этой статье мы подробнее остановимся на учетной политике для целей бухгалтерского учета. ПБУ 1/2008 не содержит детальных инструкций, как ее составить и не дает готовых формулировок. Мы можем найти только перечень необходимой для раскрытия информации (п.4 раздела II) и принципы формирования (п.5 раздела II).
Что входит в учетную политику:
- рабочий план счетов;
- формы первичных учетных документов, документов для внутренней отчетности;
- формы регистров бухгалтерского учета;
- порядок проведения инвентаризации;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Как именно будет описана вся эта информация – личное дело организации.
При составлении учетной политики включайте в нее только правила по тем операциям, которые на данный момент встречаются в организации. Например, если у вас нет нематериальных активов или финансовых вложений, и в ближайшем будущем это тоже не запланировано, то и писать об этом ни к чему.
Почему? Возможно, что к тому моменту, когда в организации появятся наконец-то эти операции, правила учета поменяются. Или вообще – выбранный заранее вариант не подойдет. А вот если вы заранее методы не выбрали, то при появлении новых операций описать правила их отражения можно в момент появления. И это не будет считаться изменением учетной политики (п.10 ПБУ 1/2008).
ГЛАВБУХ-ИНФО
Целью учетной политики является обеспечение возможности пользователям бухгалтерской информации объективно судить о состоянии дел в организации.
Под учетной политикой организации понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы:
- группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;
- погашения стоимости активов;
- организации документооборота;
- инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
- применения счетов бухгалтерского учета;
- обработки информации и иные соответствующие способы.
Все перечисленные выше способы ведения бухгалтерского учета подробно раскрыты в предыдущих главах настоящего пособия.
Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета должна формироваться главным бухгалтером (бухгалтером) организации в виде отдельного документа, утверждаемого приказом или распоряжением руководителя организации. Сама форма приказа или распоряжения по учетной политике организации нормативными документами не регламентируется.
Учетная политика организации является важным документом, в котором должны быть раскрыты все особенности ведения бухгалтерского учета в организации. В действующей системе нормативного регулирования бухгалтерского учета учетная политика организации является документом IV уровня и относится к рабочим документам организации.
Принятая организацией учетная политика должна применяться с 1 января года, следующего за годом утверждения приказа или распоряжения по учетной политике организации. Например, приказ по учетной политике организации на 2008 г. должен быть датирован не позднее 31 декабря 2007 г.
Учетная политика организации должна включать следующие основные составляющие организации и ведения бухгалтерского учета:
- организационно-техническую, предусматривающую выбор способа организации учетной работы, выбор техники и формы ведения бухгалтерского учета;
- методическую, предусматривающую выбор способов ведения бухгалтерского учета применительно к специфике деятельности организации.
Помимо специфики деятельности организации на выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:
- организационно-правовая форма;
- виды и масштабы деятельности организации;
- стратегия финансово-хозяйственного развития (долгосрочные перспективы развития организации, инвестиционные перспективы и т. п.);
- уровень материальной базы и информационного обеспечения (наличие и уровень компьютерной техники и оргтехники, программного обеспечения, баз данных и т. п.);
- масштабы управленческой структуры организации (в целом) и бухгалтерии (в частности);
- уровень квалификации руководства организации, бухгалтерских и экономических кадров.
Основным моментом при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета является обоснованный выбор одного способа из нескольких способов организации и ведения бухгалтерского учета, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.
Методологические основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08.
ПБУ 1/08 распространяется:
- в части формирования учетной политики — на все организации, независимо от организационно-правовых форм;
- в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация оформляет свою учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица.
При формировании и раскрытии учетной политики должны соблюдаться основные требования и допущения, установленные нормами ПБУ 1/98.
В частности, при формировании учетной политики должны обеспечиваться требования полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, рациональности, а также должны предусматриваться допущения имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
Одновременно с утверждением учетной политики организация должна разрабатывать и утверждать в виде приложений к приказу по учетной политике следующие рабочие документы:
- рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями.
Требования к составлению рабочего Плана счетов как элемента учетной политики организации рассмотрены в п. 3 данной главы.
Здесь же кратко отметим, что к учету должны приниматься первичные учетные документы, составленные по формам, содержащимся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации.
Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности разрабатываются организацией самостоятельно и утверждаются в виде приложений к приказу по учетной политике организации.
При утверждении организацией форм первичных учетных документов, по которым не предусмотрены унифицированные формы, следует руководствоваться нормой, согласно которой такие документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа (формы), код формы;
- дату составления;
- наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).
ПБУ 1/98 требует отражения в учетной политике принятого порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации. Как правило, данный порядок определяет формы и сроки проведения плановых и. внеплановых инвентаризаций, а также перечень имущества и финансовых обязательств организации, подлежащих инвентаризации.
Организация определяет указанный порядок в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 № 49.
Правила документооборота, утверждаемые главным бухгалтером, служат основой организации первичного учета документов организации.
Эти правила устанавливают график прохождения документов от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов* указывается порядок и время прохождения документ тов с момента составления до сдачи в архив.
Принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно от одного отчетного года к другому, т. е. должна соблюдаться неизменность учетной политики как в течение отчетного года, так и в течение нескольких последующих отчетных периодов. Это позволяет создать определенную стабильность в ведении бухгалтерского учета.
Изменение учетной политики организации должно быть обоснованным и может производиться в случаях:
- изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией организации, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. п.
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникших впервые в деятельности организации.
Изменение учетной политики также подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами или распоряжениями руководителя организации).
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении.
Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законом или нормативным актом.
Если соответствующий закон или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в следующем порядке.
Последствия изменения учетной политики, способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года. Исключение составляют случаи, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному периоду, не может быть произведена с достаточной надежностью.
При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному периоду. Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.
В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному периоду, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.
Информация об изменениях учетной политики организации на год, следующий за отчетным годом, должна быть отражена в виде отдельного раздела в пояснительной записке.
Информация об изменениях учетной политики должна включать:
- причину изменения учетной политики;
- оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
- указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному периоду, скорректированы.
Следующая > |
Формы первичных учетных документов
Как видно из списка выше, одной из составляющих учетной политики является утверждение форм первичных учетных документов. Законом №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации предоставлено право использовать по желанию – типовые формы, утвержденные Госкомстатом, или собственные формы.
Можно использовать и формы, рекомендованные ФНС – УПД (универсальный передаточный документ) и УКД (универсальный корректировочный документ). Но и те, и другие, и третьи утвердить в учетной политике. Все используемые вами бланки нужно распечатать и приложить. Как это выглядит на практике?
Учет расходов в торговой компании
Перечень расходов для торговых компаний значителен, чем для предприятий производства. Учет расходов следует прописать в учетной политике. Например, расходы на доставку товара покупателям, признаются расходами относящиеся к продажам. Расходы на продажу списываются, как правило ежемесячно: 1.По накопленной сумме за соответствующий период в полном объеме; 2.Распеределением накопившейся суммы, к фактически проданным товарам. Остальные расходы формируются на «44-счете», соответственному остатку товара на складе. |
Рабочий план счетов в учетной политике организации
План счетов и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, содержат счета, которые используются для ведения бухгалтерского учета. Синтетические счета из Плана изменению не подлежат, а субсчета можно использовать свои.
Чем может отличаться рабочий план счетов в учетной политике организации от Плана счетов:
- В Рабочем плане счетов должна быть детализация по субсчетам, в зависимости от особенностей деятельности. Причем субсчета могут быть не только первого, но и второго, третьего и сотого порядка. Все зависит от ваших потребностей в детализации учета и возможностей их осуществления.
- В Рабочем плане счетов может не быть счетов, которыми организация не пользуется, например, 15, 16, 23, 29, 40 и т.д.
- Кроме того, если бухгалтерии нужно составлять какие-либо внутренние отчеты, например, для принятия управленческих решений, то это также нужно учитывать в рабочем плане счетов.
Рабочий план счетов обычно имеет вид таблицы, например, такой:
Номер и наименование счета | Номер и наименование субсчета |
20 «Основное производство» | 20-1 «Выпуск продукции А» |
20-2 «Выпуск продукции Б» |
Структура учетной политики торговой компании
Торговля бывает оптовой и розничной, независимо от этого при формировании учетной политики необходимо учитывать следующие важные моменты:
- Применение системы для налогообложения;
- Способы ведения (организации) бухучета и налогового учета;
- Отдельные аспекты (например, ведение упрощенного учета для субъекта малого предпринимательства, корректировка ошибок и т.д.)
- Применение рабочего плана счетов, ведение налоговых регистров для налогового учета;
- Другие важные моменты для правильности ведения налогового и бухгалтерского учета.
Нюансами, при формировании учетной политики торговой компании будет следующее:
-порядок учета товаров;
-порядок расчета торговой наценки;
-порядок учета транспортных расходов и другое.
Многие компании учетную политику формируют в отдельности, т.е. по налоговому учету и бухгалтерскому учету, но законодательством не запрещено формировать единую УП, поэтому можно сформировать одну политику с разделами налогового и бухгалтерского учета.
Правила документооборота
Правила документооборота – это документ, в котором прописано, кто и какие первичные документы составляет, в скольких экземплярах, как они оформляются, когда, кто и кому их передает, кто их подписывает и т.д. И если в крошечной организации отсутствие данных правил еще можно попытаться оправдать, ссылаясь на ненужность и бюрократию, то в крупной компании без утвержденного порядка концов не найти.
Все-таки ведение бухучета основано на документах, и составляться они должны своевременно, при совершении хозяйственной операции или сразу после нее. Правила документооборота не позволят кому-то «забыть» про документы.
Правила документооборота оформляются как приложение к учетной политике или как отдельное положение, на которое дается ссылка.
Как выглядят правила документооборота? Это объемная таблица, форму которой можно подсмотреть в «Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденном Министерством финансов СССР от 29.07.1983 г. №105 (не отменено и действует в части, не противоречащей действующему законодательству).
В Положении дан просто пример формы, который вы можете отредактировать под свои нужды. Вот как это может выглядеть.
Порядок контроля, технология обработки информации и инвентаризация в учетной политике
Еще три вопроса, которые не обходит стороной создание учетной политики в организации, но обсуждать которые мы подробно не будем:
- Порядок контроля за хозяйственными операциями: зависит от оргструктуры компании и ее размеров:
В крупной организации создается, например, служба внутреннего аудита, которая функционирует согласно Положению о внутреннем контроле.
«Правила внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни установлены в Положении о правилах внутреннего контроля от 10 декабря 2021 года №10, а также в Положении о службе внутреннего контроля от 10 декабря 2021года №11».
На малом предприятии контроль осуществляет сам руководитель или его заместитель, а конкретные обязанности и мероприятия по контролю прописываются в должностной инструкции. В учетной политике же достаточно указать, на кого возлагаются обязанности по контролю.
- Технология обработки учетной документации: в учетной политике нужно указать, ведется бухгалтерский и налоговый учет вручную, с помощью специальной программы или комбинированно (программа + дополнительные регистры, составляемые вручную).
Именно выбранная технология обусловливает, какие регистры будут считаться утвержденными для применения – составляемые вручную или формируемые бухгалтерской программой, или и те, и другие. Кроме того, перечень регистров и их образцы приводятся в отдельном положении или приложении к учетной политике.
«В качестве регистров бухгалтерского учета использовать регистры, формируемые бухгалтерской компьютерной программой «1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0». Формы указанных регистров приведены в приложении №3 к настоящему приказу».
- Порядок проведения инвентаризации. В учетной политике по инвентаризации должны найти отражение частота и сроки проведения инвентаризации.
Итак, общие вопросы мы с вами осветили.
Теперь более подробно пройдемся по некоторым способам оценки активов и обязательств в бухгалтерском учете.
Нюансы по учету НДС
В части НДС в УП торгового предприятия следует закрепить как минимум:
1. Применение (или неприменение) освобождения от НДС по перечню товаров в соответствии со ст. 149 НК РФ. А также порядок ведения раздельного учета по группам товаров с разным налогообложением НДС.
2. При наличии операций, облагаемых по ставке 0% (в частности, экспорта) — порядок ведения раздельного учета по товарам, облагаемым по ставке 0% и облагаемым по обычным ставкам.
3. Основные аспекты документооборота, например:
• принцип нумерации счетов-фактур;
• порядок ведения учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж (например, способ внесения данных по подразделениям).
Отдельные вопросы по инвентаризации
Нюансы, которые потребуется внести в УП, будут зависеть от специфики торговой деятельности. Например,
• Тем, кто торгует продуктами питания, нужно закрепить в УП периодичность проведения инвентаризаций более частую, чем для торгующих непродовольственными товарами. Следует предусмотреть нюансы, связанные с такими специфическими моментами, как нормы естественной убыли. Кроме того, необходимо установить порядок оперативного выявления и списания товаров с истекшим сроком годности, утративших потребительские свойства.
• Для аптечных организаций необходимо предусмотреть в УП как порядок выявления и списания медпродукции по сроку годности, так и соблюдение определенных условий хранения и отпуска некоторых товаров.
Учет основных средств в учетной политике
Как ни одна компания не обходится без основных средств, так и создание учетной политики в организации не обходится без соответствующего раздела. Что именно в него вносить, нам подскажет ПБУ 6/01.
1) Определяем, что будет учитываться в качестве основных средств, т.е. устанавливаем стоимостной лимит признания объекта основным средством.
В п.5 ПБУ 6/01 есть оговорка – если объект можно считать основным средством, но он стоит меньше предела, предусмотренного ПБУ (сейчас 40 тыс. руб.), то его можно учитывать как материально-производственные запасы. Независимо от срока службы.
2) Заводится или нет инвентарная карточка на арендованный объект и присваивается ли инвентарный номер (п.14 Методических указаний по учету основных средств, написано «рекомендуется»).
3) Из чего формируется первоначальная стоимость ОС (фактические затраты или закупка+монтаж)
4) Порог существенности для учета основных средств, состоящих из нескольких частей. Например, если вы устанавливаете в бухгалтерском учете сроки полезного использования основных средств по Классификатору, то критерием существенности может быть попадание частей объекта в разные амортизационные группы (например, лифтовое оборудование и инженерные сети в многоэтажном здании).
5) Проводится ли в организации переоценка. Если да, то когда (ежегодно или раз в сколько-то лет), что (какие именно группы основных средств, например, здания) и как переоценивается (путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам).
6) Способы начисления амортизации основных средств. Обычно выбирается один способ для всех основных средств, но любители «изюминки» могут установить разные способы для групп однородных объектов. Частота начисления амортизации (ежемесячно, раз в год или другой период).
7) Определение срока полезного использования основных средств. Обычно устанавливают, что срок будет определяться на основании Постановления Правительства от 01.01.2002 №1, которое используется в налоговом учете.
Учет выбытия недвижимости. Недвижимость выбывает из состава основных средств в момент подписания акта приема-передачи, а доходы и расходы от продажи надо признавать на дату перехода к покупателю права собственности (дата государственной регистрации). До момента перехода права собственности недвижимость может учитываться на счете 01 «Выбытие ОС» или 45 «Товары отгруженные».
Учет транспортных затрат
Порядок учета и распределения ТЗР для бухгалтерских целей определяется в приказе Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н. В нем для учета ТЗР также предусмотрены несколько возможных вариантов: • с использованием отдельного калькуляционно-распределительного счета 15 «Заготовление МПЗ» для ТЗР; • с применением субсчета на счетах учета поступающих МПЗ (например, на счете 41); • с включением ТЗР в себестоимость товаров. Метод учета торговая фирма выбирает сама и обязательно отражает его в УП. |
В налоговом учете порядок учета транспортных затрат осуществляется в соответствии со ст.320 НК РФ.
Учет материалов в учетной политике
Материалы – еще один вид активов, которые встретятся в любой организации. Особенно вдумчиво должен прописываться учет материалов в учетной политике, если сфера деятельности – производство. Итак, какие моменты должно предусматривать создание учетной политики в организации:
1) Является ли единой методология учета материалов и товаров, или они отличаются.
2) Формирование стоимости МПЗ по фактической себестоимости – на счете 10 (41 для товаров) или 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Или формирование себестоимости по цене поставки.
3) Учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). Первый момент – отражение затрат по содержанию заготовительно-складского аппарата. Они могут включаться в состав ТЗР или списываться в состав текущих расходов. Второй момент – порядок списания самих ТЗР. Например, при их небольшом удельном весе, сразу в состав текущих расходов.
4) Оценка МПЗ при отпуске в производство или на сторону. Первый момент – выбранный способ списания будет применяться ко всем группам МПЗ или для каждой из групп будет установлен свой метод. Второе – выбор собственно самого метода списания (себестоимость единицы, средняя – взвешенная или скользящая, ФИФО). Или МПЗ сразу списываются на текущие расходы.
5) По какой цене учитывать тару: по фактической себестоимости или по учетным ценам (виды учетных цен — по договорным ценам, фактической себестоимости прошлых периодов, планово-расчетным ценам, средней цене группы). Многооборотная залоговая тара – будет она у вас учитываться на счете 10/4 (или 41/3 для торговли) или 002 за балансом.
6) Формирование стоимости товаров для торговых организаций: затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов до момента передачи их в продажу – учитываются как расходы на продажу или включаются в фактическую себестоимость товаров.
7) Учет товаров в организациях розничной торговли – по покупной цене или по продажной (с учетом наценки).
По какому принципу учитывается товар – по видам (сортам) (подходит для способов списания по средней) или по партиям (подходит для способов списания по стоимости единицы и ФИФО).
9) Порядок формирования и восстановления резерва под снижение стоимости материальных ценностей: когда создается (на каждую отчетную дату, если формируется промежуточная отчетность, или на конец отчетного года), в каком разрезе (под конкретный вид материалов или группу), куда восстановить (отнести в состав доходов или уменьшить величину расходов). Или резерв не создается.
Определение порядка учета товаров и торговой наценки
Товары в торговых компаниях учитываются:
- По себестоимости (фактической);
- По ценам, для продажи.
В бухучете учет товаров формируется на «счете-41-«Товары». Компании (организации), осуществляющие торговую деятельность и применяющие «Счет-41», учитывают покупную тару.
К счету «41-Товары» могут быть открыты следующие субсчета:
«41-1-«Товары на складах»;
«41-2-«Товары в розничной торговле»;
«41-3-«Тара под товаром и порожняя»;
«41-4-«Покупные изделия» и т.д.
По методу «себестоимости» на счете «41» учитываются товары по закупочной стоимости, по методу «по ценам продажи» соответственно по «продажной» стоимости. Торговая наценка на товары, принятые к учету, отражается проводкой «Д-т-41, К-т-42.
При оптовой продаже товаров, имеются отдельные моменты, например в случае отгрузки товара со склада, но еще не доставлены покупателю, т.е. они находятся в пути у транспортной компании, осуществляющие перевозку данного товара, то в этом случае учет товаров происходит на счете 45 «Товары отгруженные». Проводка при факте отпуска товара со склада отражается проводкой «Д-т -45, К-т- 41».
Списание со счета 45 происходит аналогично списания со счета 41 «Д-т-90, К-т-45».
Списание себестоимости реализованных товаров, происходит следующими методами::
- «по-ФИФО»;
- «по-средней с/с;
- «по-стоимости каждой единицы товара.
Общество (компания) в зависимости от специфики продаваемых товаров, может применять любой, из методов, данный метод подлежит отражению в учетной политике.
Учетная политика затрат на производство
Это один из самых важных разделов учетной политики, который мы также рассмотрим. Здесь важно разграничить расходы по основной деятельности и прочие расходы, перечислить, какие расходы являются прямыми, и каким образом будут списываться общехозяйственные расходы. Итак, продолжаем создание учетной политики в организации, формируется учетная политика затрат на производство:
1) Распределение расходов между основной и прочей деятельностью (это обычно прописывается в разделе, посвященном доходам). Если деятельность по предоставлению имущества во временное пользование, предоставлению прав за пользование объектами интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций является основной, то это нужно отметить.
2) Методы учета затрат – распределяются ли расходы между конкретными видами продукции. Какие счета для учета затрат используются -20, 21, 25, 26. Если расходы распределяются, то что выбрано в качестве базы для распределения расходов – пропорционально прямым статьям затрат, зарплате основного производственного персонала, стоимости отпущенных в производство материалов, нормативным расходам или ваш вариант. Как списываются общехозяйственные расходы — распределяются между видами продукции или в полном объеме списываются на счет 90 «Продажи».
3) Оценка незавершенного производства: по прямым статьям затрат, по фактической себестоимости (проводится инвентаризация), по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, по нормативной себестоимости.
4) Если есть вспомогательное производство, то необходимо определиться – учитываются затраты по нему на счете 23 (обычно если есть отдельные подразделения) или на счете 25 (вспомогательные производства отдельно не выделены). Если затраты собираются по счету 23, то указать метод, с помощью которого они распределяются по видам продукции (желательно аналогичный для распределения общепроизводственных расходов).
Готовая и отгруженная продукция в учетной политике
И последний раздел учетной политики, который мы рассмотрим в статье – учетная политика готовой и отгруженной продукции. Предусмотрите следующие вопросы:
1) На каком счете учитывается выпущенная продукция – 43 или 40 «Выпуск продукции», и каким образом она оценивается – по плановой или фактической себестоимости. Сохраняйте преемственность, выбирайте тот же способ, что при оценке незавершенного производства.
2) Порядок создания резерва под снижение стоимости готовой продукции: периодичность создания и корректировки, принцип создания (по группам или в разрезе учетных единиц), порядок восстановления. Этот пункт в целом аналогичен тому, который мы выше рассмотрели для материалов и товаров, и желательно, чтобы правила по ним совпадали.
3) Методика списания коммерческих расходов: распределяются между реализованной и нереализованной продукцией или полностью списываются в состав расходов.
Кто должен занимать созданием учетной политики?
Создание учетной политики в организации – процесс кропотливый и крайне ответственный. Лучше всего, чтобы занимался этим опытный профессионал.
Мы предлагаем обращаться за услугами по бухгалтерскому и налоговому учету к нам, в !
Почему мы надежнее, чем штатные бухгалтера?
- На вас работает целая команда, а не один человек. Что означает дополнительную проверку от опытных дипломированных специалистов.
- У нас есть не только бухгалтера, но и юристы, поэтому мы знаем все особенности составления документов.
- Благодаря большому опыту нашей команды и каждого сотрудника в отдельности, мы можем заранее предугадать возможные ошибки заполнения 2 НДФЛ и оперативно исправить их до подачи отчетности.
Заполните форму обратной связи или позвоните нам по указанному телефону, чтобы узнать о стоимости и порядке работ. Помните, проще предотвратить ошибки, чем исправлять их!