Все что нужно знать об уплате экологического сбора

Людям становится тяжелее, а власть придумывает новые налоги? Скоро в Налоговый кодекс введут дополнительный сбор для автовладельцев – экологический. Теперь хозяева подержанных машин заплатят больше, так как их транспортные средства не соответствуют мировым экологическим параметрам.

Что такое экологический налог

Автомобили с пробегом покупают от безысходности. Было бы больше денег, залы автосалонов не выдержали бы потока клиентов. Покупая машину, люди не обращают внимание на экологический класс двигателя. Их больше заботит ее стоимость, доступность запчастей и расход топлива на 100 километров.

Теперь при покупке придется учитывать наносимый природе вред. Чтобы платить меньше про 10-летние автомобили лучше позабыть. Удовлетворяющий мировым стандартам транспорт изрядно потреплет кошельки россиян. В подобных машинах применены инновационные технологии, намного повышающие конечную стоимость.

Кто заплатит налог в 2021 году?

Платить придётся всем, кто соответствует следующим критериям:

  • работа в РФ
  • выполнение работ, предполагающих негативное влияние на окружающую среду, то есть получение отходов. От уплаты экологического налога будут освобождены предприятия, отнесенные к 4-ой категории, то есть, оказывающие минимальное воздействие, а также те предприятия и лица, в процессе и результате своей деятельности образуют твёрдые бытовые (коммунальные) отходы

Новый налог за образование ТКО станут платить региональные операторы, работающие с отходами (с ТКО).

Предприятия и физ.лица, которые по новым правилам должны уплачивать налог, будут поставлены на специальный учёт в регионе, где зарегистрировано предприятие.

Уже сейчас известна фиксированная ставка налога на производство веществ, однозначно являющихся опасными, и негативно воздействующими на природу.

  • так при производстве аммиака налог составит 138,8 руб. за 1 т
  • сероводорода – 686, 2 руб. за 1 т
  • метана – 108 руб. за 1 т
  • оксида азота — 138,8 руб. за 1 т
  • ртуть и свинец – 18 тыс. руб. за 1 т. произведённой продукции

Однако есть и очень дорогостоящие в плане экологических сборов вещества. Так за 1 т выбросов бензапирена, если такой факт будет установлен, предприятию придётся заплатить почти 5,5 млн., руб., а за тонну анилина – почти 6 млн. руб.

Если предприятие располагается в регионе с усиленной охраной ОС, оно будет уплачивать налог с повышающим коэффициентом.

Расчет современного транспортного налога

Современный транспортный налог

Собираемый с автолюбителей налог находится в ведении муниципальной власти. В общероссийском масштабе размер транспортного сбора вычисляют по следующему принципу:

  • 2,5 рубля за лошадиную силу – при мощности мотора, не превышающей 100 л.с.;
  • 3,5 рубля – с двигателей до 150 л.с.;
  • 5 рублей – за машины до 200 л.с.;
  • 7,5 рублей – за транспорт до 250 л.с.;
  • 15 рублей стоят оставшиеся автомобили.

Указанные значения меняются по постановлениям власти в регионе. Благодаря этому в зависимости от места регистрации транспорта размер налога на равнозначные машины отличается в 3 раза. Если местных установок нет, применяются обозначенные в списке федеральные расценки.

За физических лиц налог рассчитывает ФНС и отправляет им соответствующие уведомления. Происходит это раз в год. Часть граждан подсчитывают сбор самостоятельно, воспользовавшись специальным калькулятором на сайте Налоговой службы.

Нет сомнений – введение экологического налога ударит по автолюбителям. Их вынуждают покупать новые машины, стоящие намного дороже подержанных. Остается только копить деньги или платить долгосрочный кредит государству в виде повышенного сбора за личный автомобиль.

Как планируется налоговая база?

В механизме определения базы заключается основное отличие разрабатываемого налога от взимаемых сегодня налоговых сборов.

Она будет рассчитываться по результатам экологического контроля отдельно для каждого имеющегося постоянного источника отходов, и отдельно для всех выделяемых в ОС веществ, в соответствии с его заранее выявленным классом опасности.

Что должно учитываться:

  • объём загрязняющих веществ, укладывающийся в обозначенные нормативы
  • объём ЗВ в пределах, установленных в данном регионе лимитов на выбросы в воздух, сбросы. В эту же категорию входит и объём попадающих в ОС микроорганизмов
  • выбросы, превышающие установленные нормативы

Дальнейший рост экологического налога

Предусматривается, что в дальнейшем налоговые ставки будут привязываться к инфляции, и умножаться на соответствующий коэффициент изменения потребительских цен на товары и услуги.

Экологический налог в 2021 г., что требуется доработать

Пока новый налог нуждается в доработке. По мнению экспертов, потребуется дополнительно разработать каналы, по которым финансы будут поступать на утилизационные предприятия.

Но и существующая система неэффективна, по крайней мере, так утверждают в Минфине. Например, сегодня взыскание задолженности по неуплаченным экологическим сборам возможно сегодня только по суду. А если имеются неуплаты обязательных экологических сборов, на нарушающие законодательство предприятия могут налагаться только административные взыскания.

При вступлении в действие экологического налога задолженности будут взыскиваться в безальтернативном порядке, так же, как страховые взносы. А наличие задолженностей будет расцениваться уже как преступление.

Разработчики налоговых нововведений утверждают, что введение налога не сильно увеличит нагрузку на налогоплательщиков, а вот доходы в бюджет существенно возрастут, из-за того, что возрастёт качество администрирования, то есть скорость взыскания задолженностей и привлечение неплательщиков к ответственности, вплоть до уголовной.

Сборы налога окажутся, опять-таки, по мнению тех чиновников, которые разрабатывают реформу, намного больше, чем платится сегодня за загрязнение ОС. Это даст дополнительную прибыль ещё и потому, что сократятся выплаты в экологические программы из всех бюджетов, включая федеральный и региональный.

Эксперты же пока высказывают неоднозначные прогнозы. Так Анатолий Симонов, глава ассоциации бухгалтеров малого бизнеса, сомневается, что бизнесу такой налог пойдёт на пользу, так как, по его мнению, значительно возрастёт объём отчётности.

Минфин сообщает, что в 2021 году за неблагоприятное воздействие на ОС, было собрано 14.2 млрд. руб. Когда будут сделаны расчёты за 2018 год, предполагается, что общая сумма выплат составит 11.6 млрд. руб. А с налогом в 2021 и последующих годах — 10,3 млрд. руб.

Сегодня многие предприятия платят экологический сбор, потому что не могут утилизировать самостоятельно отходы своего производства. Чаще всего это технологически невозможно, так как сама процедура утилизации очень дорогая, а за продукцию, уже выведенную на рынок, производственное предприятие и вообще не может отвечать.

Также с большинства предприятий сегодня берётся плата за выбросы (и сбросы), приносящие вред ОС, а также сбор за размещение отходов. Иногда суммы приходится платить весьма внушительные, поэтому о систематизации платежей просили и сами бизнесмены.

Замена сборов налогом повысит платежную дисциплину, так как за неуплату налогов предусмотрена более высокая ответственность. А те сбор, которые должны быть уплачены сегодня, и так имеют очевидные признаки налога.

Предполагается, что налоговая база будет определяться налогоплательщиком самостоятельно, а помогать ему в этом будет контроль экологического состояния на производстве.

В пояснительной записке к новому налоговому документу сказано, что сегодня у предприятий нет весомых стимулов к совершению платежей. Соответственно, часто они просто не платятся. Если сборы станут налогом, это позволит значительно поднять собираемость.

Кто освобожден от уплаты экосбора и сдачи отчетности

  1. Производители упаковки, реализующие ее для упаковки продукции другим производителям. Например, завод, который продал бумажные пакеты кондитерской.
  2. Производители и импортеры упаковки, которая впоследствии используется для собственных нужд. Например, завод, который производит или импортирует коробки, чтобы транспортировать в них детали из одного цеха в другой.
  3. Экспортеры товаров и упаковки.
  4. Компании, которые самостоятельно утилизируют свои товары и упаковку в объемах не менее предусмотренных на отчетный год, освобождены только от уплаты экосбора, однако не освобождаются от сдачи отчетности по экосбору!

В чём плюсы и минусы нового законодательного документа

Обсуждение возможности перевести экологический сбор в разряд налогов идёт уже два года, и уже с конца 2021 года согласовано в двух министерствах, а вот с Минприроды имеются серьёзные разногласия. В документе говорится о делении платежей на две категории, и о включении их в соответствующие реестры. Однако в нём в его нынешней редакции не прописано финансирование деятельности компаний, занимающихся утилизацией. То есть, новый налог предусматривает поступление денег, но непонятно, как их смогут получать профильные предприятия – пока такой механизм не создан.

Большим плюсом нового законопроекта можно назвать его полную прозрачность и большую предсказуемость, так как введение налогов и контроль над ними – прерогатива парламента.

А минус документа, как уже было сказано выше – более жёсткий контроль с повышением фискальной нагрузки.

Помощь специалистов «Экобезопасность»

Специалисты предлагают профессиональные услуги по расчету суммы экологического сбора и составлению необходимых документов для подачи в органы Росприроднадзора.

Профессиональные экологи также подскажут, как можно снизить сумму экологического сбора или выгодно и быстро перейти на самостоятельную утилизацию отходов. Специалисты нашей компании присутствуют при проверках государственных органов надзора, комментируют и поясняют расчеты в составленной отчетности, участвуют в разрешении спорных ситуаций.

История экологических сборов и налогов в России

То, что экологические проблемы выделяются в отдельный налог, показывает, что эта проблема стала в последнее время исключительно значимой. Государство выполняет свою экологическую функцию не только в современном обществе, но и на всех этапах развития цивилизации, с учётом, конечно, разного уровня задач. Ранее такая функция называлась «природоохранительной».

Первые законодательные акты о разумном использовании природных ресурсов в России были приняты в 1917 – 1922 годах, и продолжали развиваться в последующие годы. В 1957- 1962 году во всех союзных республиках был принят закон «Об охране природы»,

а после этого в течение 20 лет выполнялась кодификация законодательства о недрах воде, земле.

В 1985 г. были созданы специальные органы, целенаправленно занимающиеся охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

Сегодня же назрело создание оптимальной модели экологического управления.

Сегодня экономические методы решения этой проблемы развиты недостаточно хорошо. Так как порядок финансирования тех предприятий, которые занимаются воспроизводством ресурсов, является до сегодняшнего дня бесконтрольным, и даже не имеется надлежащей экономической оценки. На природное сырьё и продукты его прямой переработки директивно устанавливать заниженные цены, что приводило раньше и продолжает приводить сегодня к нерациональному – слишком расточительному его использованию. Большинство предприятий не несёт экономической ответственности даже за значительное загрязнение ОС.

К отраслям и предприятиям, которые предположительно будут платить налоги, относятся, например, все добывающие, химические и металлургические предприятия, весь агропромышленный комплекс, пищевые производства, и полигоны для складирования и хранения ТБО.

Штрафные санкции

Налоговым периодом, как и для остальных видов налогов, будет выбран календарный год.

За просроченные выплаты будут взиматься пени. Если сегодня пеня составляет 1/300 часть от ставки рефинансирования при задолженности сроком до месяца, и увеличивается до 1/150 части при просрочке выплат более чем на 1 месяц.

Штрафы придётся платить и в случае предоставления недостоверных или неправильных расчётов. После принятия положения о новом налоге штраф будет составлять 20% разницы между уплаченной и предварительно рассчитанной суммой.

Предполагается, что налог будет уплачиваться при помощи авансовых платежей в течение одного года. Тогда малый и средний бизнес должны будут предоставлять только годовые расчёты.

Если предприятие малого или среднего бизнеса, а также ИП или физическое лицо будут заниматься только офисной деятельностью. Платить налог они не будут, но при этом будут платить стандартный сбор за вывоз ТКО. Размер платы значительно вырастет, и будет рассчитываться, исходя из стоимости вывоза одного кубометра. Какие при этом будут точные размеры ставок, пока ещё не определено. В случае нарушения налогового законодательства планируется применение штрафных санкций с повышающими коэффициентами на налоговую ставку. Они могут достигать 100. Так налогоплательщики должны разрабатывать и составлять программу экологической эффективности предприятия. Если при проверке окажется, что пункты программы в течение полугода не были выполнены, налоговый коэффициент для предприятия повышается в 100 раз.

Чтобы снизить величину будущего налога, предприятия смогут проводить эффективные мероприятия по снижению загрязнений ОС. Новое в законодательстве об экологическом налоге — это значительный штраф в случае не постановки на учёт в контролирующих органах. Сегодня штраф за такое нарушение составляет от 30 до 100 тыс. руб.

После того как поправки к налогообложению вступят в силу, минимальный штраф будет составлять 40 тыс. руб.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: