Износ фондов и его виды. Показатели технического состояния и движения основных фондов

Основные средства – это активы компании, служащие долгое время и заменяемые на другие лишь по мере износа. Износом основных средств считают постепенную утрату имуществом собственной потребительской стоимости. В процессе работы или же, наоборот, простоя любой объект производственных фондов последовательно изнашивается – разрушаются здания, снашиваются запчасти и детали, выходят из строя станки, автомобили и оборудование. Об износе ОС, его разновидностях и расчетах, позволяющих установить процент изношенности объекта, пойдет речь в нашей статье.

Износ основных фондов: физический и моральный

Итак, износ ОС – это потеря стоимости при эксплуатации или бездействии. Он бывает физическим или моральным. Физический проявляется, как утрата технических качеств и характеристик под действием времени и производственных процессов. Физический износ разделяют на продуктивный (при котором потеря стоимости произошла в процессе эксплуатации) и непродуктивный (когда объект изнашивается, находясь длительное время на консервации).

Моральным же является износ, при котором стоимость объекта снижается в результате появления на рынке его усовершенствованных аналогов с более высокой производительностью и меньшей стоимостью.

Исследованиями логичности физического и морального износа устанавливается продолжительность изнашивания определенного объекта ОС. Эти изыскания и лежат в основе рассчитанных нормативных сроков службы (СПИ) имущества и норм амортизации.

Износ фондов и его виды. Показатели технического состояния и движения основных фондов

Поговорим про показатели технического состояния и движения основных фондов. Для начала, что такое износ в принципе?

Износ – это снижение производственного ресурса фондов, постепенная потеря ими стоимости, естественное старение под воздействием времени и окружающей среды.

Различают физический и моральный износ основных фондов.

Под физическим износом основных фондов понимается ухудшение физического состояния, эксплуатационных свойств и уменьшение стоимости, вызванное естественным изнашиванием фондов.

Физический износ характеризуется нормативным сроком службы (сроком полезного использования), то есть средней продолжительностью возможной эксплуатации в годах. Срок полезного использования устанавливается в зависимости от воздействия таких факторов, как интенсивность нагрузки, атмосферно-климатические условия, долговечность конструкции, периодичность проведения планового ремонта.

Моральный износ основных фондов характеризуется уменьшением стоимости действующих основных средств под влиянием научно-технического прогресса (НТП).

Моральный износ имеет две формы.

  • Сущность первой формы сводится к постепенному уменьшению стоимости основных фондов в современных условиях при сохранении такой же их потребительской стоимости.

Досрочной замены основных средств при этом не требуется, так как технические характеристики этих средств пока удовлетворяют требованиям рынка. Эта форма учитывается при переоценке по восстановительной стоимости.

  • Вторая форма морального износа состоит в уменьшении потребительной стоимости действующих основных средств вследствие появления на рынке более совершенных и эффективных.

Например, с появлением цифровых станций теряют свою значимость координатные. Волоконно-оптические кабели приходят на смену традиционным кабелям, компьютерное оборудование заменило телеграфные аппараты, мобильная радиотелефонная связь становится все более популярной и постепенно встает в один ряд с проводной телефонной связью. Компьютеризация является принципиально новым и перспективным направлением НТП. В результате внедрения новой техники морально устаревшие фонды выбывают до истечения нормативного срока службы, несмотря на физическую пригодность к эксплуатации. Они становятся просто ненужными.

Как определить степень износа и пригодности фондов (формулы)

Степень износа и пригодности к эксплуатации характеризуются показателями технического состояния ОПФ: коэффициентами износа и годности.

Коэффициент износа характеризует степень износа и определяется по формуле:

Коэффициент годности характеризует степень пригодности фондов к эксплуатации и определяется по формуле:

Коэффициенты износа и годности рассчитываются на какую-либо дату: на начало года, на конец года. Поэтому все значения в формулах берутся соответственно на эту дату.

Данные коэффициенты можно рассчитывать по однотипным группам фондов, в целом по предприятию. Принято считать, что если степень износа более 60%, а степень технической пригодности менее 40%, основные производственные фонды мало пригодны к эксплуатации, и следует их обновлять более интенсивно.

Пример 4.4 Полная первоначальная (либо восстановительная) стоимость группы однотипного оборудования на конец отчетного года составляет 5300 млн. руб., а остаточная стоимость – 1900 млн. руб.

Тогда коэффициент годности определяется по формуле (4.6):

Кг = 1900 / 5300*100 = 36%.

Коэффициент износа определяется по формуле (4.5):

Ки = (5300-1900) / 5300*100 = 64%

Так как степень износа более 60%, а степень годности менее 40%, оборудование считается малопригодным к эксплуатации.

Как определить степень обновления и выбытия фондов (формулы)

Для уменьшения степени износа и улучшения технического состояния ОПФ производится их постоянное обновление и выбытие. Степень обновления и выбытия характеризуется соответствующими коэффициентами.

Коэффициент обновления рассчитывается по формуле

Коэффициент выбытия рассчитывается по формуле

Если предприятие расширяет производство, вводит в действие дополнительные цехи, участки, то коэффициент обновления будет значительно выше коэффициента выбытия.

Если предприятие ничего не строит, а только обновляет основные фонды путем замены, модернизации, оно должно стремиться к тому, чтобы коэффициенты были примерно равны. Их равенство означает, что предприятие занимается не накоплением оборудования, а его своевременной заменой, стремится к более эффективному его использованию.

  • Значительное превышение степени обновления над степенью выбытия приведет к излишнему объему основных фондов, что ухудшит эффективность его использования.
  • Значительное превышение степени выбытия приведет к нехватке оборудования, что также ухудшит эффективность его использования.

Пример 4.5 На начало года стоимость ОПФ – 2500 млн. руб. В течение года введено в эксплуатацию новое оборудование стоимостью 200 млн. руб. и выведено из эксплуатации изношенное оборудование стоимостью 150 млн. руб. Рассчитать показатели движения ОПФ.

Решение:

1) определяем стоимость ОПФ на конец года:
Фк г = 2500 + 200 – 150 = 2550 млн.руб.
2) определяем коэффициент обновления по формуле (4.7):

Кобн = 200 / 2500 * 100 = 7,8%.

3) определяем коэффициент выбытия по формуле (4.8):

Квыб = 150 / 2500 * 100 = 6,0 %

На данном предприятии обновление и выбытие фондов осуществляется примерно в равной степени, что способствует более эффективному использованию ОПФ.

Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте гарантированные скидки на обучение, включая бизнес-курсы! C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект

Износ и амортизация основных фондов

Для того чтобы вовремя заменить основные фонды с выношенным ресурсом без ущерба для деятельности фирмы, необходимо обеспечить механизм перенесения стоимости выбывающих фондов на выпущенную продукцию. Так пополняется амортизационный фонд, средства которого впоследствии будут направлены на приобретение новых объектов ОС. Лишь при таком условии возможно воспроизводство ОФ.

Таким образом, износ и воспроизводство основных фондов – категории неразделимые, а процесс последовательного перенесения стоимости ОС на произведенную продукцию в целях накапливания средств для воспроизводства ОС называется амортизацией. Амортизационный фонд – это специальный резерв, являющийся финансовым ресурсом для капвложений.

Расчет физического износа объектов основных средств

Этот вид износа проявляется вследствие изменения различных свойств объектов основного фонда, которые появляются по причине использования их в процессе труда, а также воздействия на них природных и других факторов. В экономическом смысле физический износ – это снижение первоначальной потребительской ценности основных средств. Он становится результатом изнашивания, обветшания и устаревания. Этот тип износа можно определить двумя способами:

1. На основе объема работ: используется сравнение фактического объема выполненных работ с нормативными. Такой способ расчета можно использовать только в случаях, когда основное средство имеет определенную производительность. Иными словами, он может применяться по отношению к таким объектам, как машины и станки. В этом случае износ рассчитывается по формуле:

  • Тфакт – фактически отработанное оборудованием время (измеряется в годах);
  • Пфакт – средний объем продукции, вырабатываемый ежегодно (в натуральном выражении);
  • Тнорм – нормативный срок эксплуатации основного средства (в годах);
  • Пнорм – производственная мощность либо производительность по нормативам (в натуральных единицах).

2. По сроку эксплуатации. Определяется сравнением фактического и нормативного времени эксплуатации. Такой способ применим для любого основного средства.

Расчет износа

Перенос стоимости ОФ на продукцию компании осуществляется начислением износа основных средств. В его основе лежит расчет амортизации, основанный на принципе постепенности. Амортизационными расходами считаются суммы, формирующие часть стоимости ОС, а затем перенесенные в цену продукта. Они образуют в себестоимости продукта статью затрат «амортизация». Их размер устанавливается в процентах по нормам, рассчитываемым на основе утвержденных классификаторов ОС.

Все ОС разделяются на 10 амортизационных групп, а главным критерием разделения является срок службы объекта. К примеру, к 1-й группе относятся ОС, сроком службы не более 2-х лет, а в 10-ю включены объекты, эксплуатация которых предполагается свыше 30-ти лет. Налоговый учет руководствуется определением амортизационной группы объекта на основании классификатора, бухгалтерский – устанавливает ее из соображений ожидаемой эксплуатации.

Нормой амортизации называют процент износа основных средств, формула расчета которого представляет собой отношение единицы к числу месяцев эффективной эксплуатации объекта. Можно считать, что амортизация — это расходы, исчисленные в процентах от стоимости ОС, отнесенные на затраты производства и включенные в себестоимость продукта.

32. ФИЗИЧЕСКИЙ И МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ

Основные производственные фонды предприятия

– это та часть активов, которая рассчитана на использование их предприятием в течение длительного периода времени (более одного года) и постепенно (по частям) утрачивает свою стоимость.

В процессе эксплуатации основные фонды подвергаются износу. Различают физический и моральный износ.

Физический износ

означает потерю потребительной стоимости основных фондов. Сюда относят механический износ, усталостный износ металла и других конструкционных материалов, деформация отдельных конструкций в результате осадочных явлений и т. п. Степень физического износа зависит от ряда факторов, прежде всего – интенсивности использования основных фондов, времени фактического использования, квалификации обслуживающего персонала, конструктивных особенностей и условий работы оборудования.

Существует два метода определения степени физического износа:

– по техническому состоянию исходя из экспертной оценки объекта;

– по срокам службы или по объемам работы. Физический износ происходит неравномерно даже по одинаковым элементам основных средств.

Различают полный и частичный износ средств.

При полном износе действующие объекты основных средств заменяются новыми, например капитальное строительство или текущая замена.

Частичный износ возмещается путем ремонта.

Моральный износ

выражается в относительном обесценивании основных фондов в связи с появлением новых образцов техники до окончания сроков службы находящихся в эксплуатации основных фондов. Различают моральный износ первого и второго рода.

Моральный износ первого рода вызывается повышением производительности труда в отраслях, производящих основные фонды, в результате чего аналогичные виды машин, оборудования и др. становятся дешевле ранее выпускавшихся и более конкурентоспособными в результате меньшей цены.

Моральный износ второго рода является результатом создания более совершенных и экономически более эффективных машин, оборудования и других видов основных фондов.

Учет морального износа имеет большое значение в условиях быстрого внедрения достижений научно-технического прогресса, в результате которого появляются новые (а иногда и принципиально новые) виды машин и оборудования, имеющие более высокую производительность, лучшие условия эксплуатации. При нормальном (бескризисном) функционировании экономики замена морально устаревших образцов машин, оборудования, передаточных устройств и других основных фондов необходима для выпуска конкурентоспособной продукции с меньшими, чем до замены устаревших морально основных фондов, издержками производства.

Основным источником покрытия затрат, связанных с обновлением основных средств, являются собственные средства предприятия. Они накапливаются в течение всего срока службы объектов основных средств в виде амортизационных отчислений.

Оглавление

Степень износа основных фондов

Для определения степени износа используют такой показатель, как коэффициент износа. Он показывает, насколько изношен объект, т.е. пользователь узнает, в какой мере профинансирована предстоящая замена объекта по мере износа. Рассчитывают его отношением суммы начисленной амортизации к первоначальной стоимости объекта.

К примеру, в компании эксплуатируется станок с износом, т. е. амортизационными отчислениями, в размере 20 000 руб. Первоначальная стоимость станка составляет 100 000 руб. Рассчитаем степень износа основных средств – это можно сделать с помощью формулы:

К = АО / ПС х 100, где АО – сумма начисленного износа, а ПС – первоначальная стоимость.

К = 20 000 / 100 000 х 100 = 20%

Это означает, что объект изношен на 20%, т.е. накопление амортизационного фонда на приобретение нового станка составляет 20%. Таким образом, износ основных фондов предприятия равен сумме, накопленной на их же воспроизводство.

Виды износа основных средств

Утрата основными средствами их стоимости вызывается различными факторами. В зависимости от них выделяют несколько видов износа. Для простоты восприятия они представлены в таблице.

Вид износаВызывающие факторыПример
ФизическийУтрата стоимости обусловлена физическими, биологическими, химическими и иными подобными характеристиками основных средствРазрушение рельсового полотна в результате эксплуатации Коррозийное разрушение трубопровода
Моральный износ I родаПоявление аналогов основных фондов, которые стоят значительно дешевлеВ оборудовании для резки используются новейшие искусственные алмазы, что удешевляет их
Моральный износ II родаПоявление аналогичного оборудования с большей производительностью.

Коэффициент износа основных фондов: формула расчета по балансу

Найти данные о начисленном износе основных производственных фондов можно в пояснениях к бухгалтерскому балансу. Они имеют форму приложения № 5 к балансу, которая входила в состав финансовой отчетности до 2011 года. Несмотря на то, что обязательность этой формы отменена, ее используют для разъяснений динамики ОС в рассматриваемом периоде. Используемая для расчета суммы износа основных средств формула, применительно к пояснениям, выглядит так:

К = гр.5 строки 5200 ф.5 / гр. 4 строки 5200 ф.5 х 100

Коэффициент износа основного средства аналитики рассматривают вместе с коэффициентом годности ОС, рассчитываемый как отношение остаточной стоимости к первоначальной. Эти показатели характеризуют состояние ОС и имеют аналитическое значение, чаще условное, поскольку большую роль играет метод начисления амортизации.

Коллегия адвокатов»Правовая Защита»

  1. Главная
  2. Статьи
  3. Амортизационный износ

– допустимы ли расчеты при выплате страхового возмещения? Судебная практика, обобщенная на уровне Верховного Суда РФ единодушно отмечает, что включение в договоры страхования условий о возмещении ущерба с учетом износа частей, узлов и агрегатов транспортных средств не основано на законе. Юридические консультации и помощь в ведении разного рода дел правового характера Вы можете получить в Коллегии адвокатов «Правовая защита». Телефоны:(495) 790-54-47. Возмещению подлежат вред и причиненные убытки, под которыми следует понимать расходы, которые страхователь произвел или должен будет произвести для восстановления поврежденного транспортного средства. При таких условиях, выплата страхового возмещения с учетом амортизационного износа, равно как определение его с учетом износа частей, узлов и агрегатов автомобиля не может подобным образом оговариваться в договоре, так как в противном случае возмещение вреда было бы произведено в меньшем объеме, чем причинен вред, и имущество, принадлежащее потерпевшему, было бы приведено в худшее состояние, чем до причинения вреда.
Однако, несмотря на многочисленные замечания, подобная практика, сложившаяся повсеместно по-прежнему не пришла к единому началу. Особенно часто этот вопрос возникает при производстве страховой выплаты на условиях полной гибели застрахованного имущества, когда страховые компании рассчитывают амортизационный износ, снижая тем самым размер выплаты в свою пользу. Также стоит обратить внимание, что определение амортизационного (физического) износа автотранспортного средства рекомендовано при проведении его технической экспертизы. При этом не имеет принципиального значения, о каком виде страхования идет речь – добровольном или обязательном. На амортизационный износ списывается относительная потеря стоимости транспортного средства из-за изменения его технического состояния в процессе эксплуатации, приводящего к ухудшению функциональных, конструктивных и эксплуатационных характеристик транспортных средств. Основными причинами амортизационного износа транспортных средств являются изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, изменение физико-химических свойств конструктивных материалов. Именно на этих доводах страховщики и основывают свои возражения. С другой стороны, обращаясь, в первую очередь, к здравому смыслу, отметим, что целью страхования является восстановление потерь страхователя до того состояния, в котором его имущество находилось на момент заключения договора. Данное обстоятельство установить достаточно просто, ориентируясь на страховую сумму. Соответственно страхуя автомобиль, ранее бывший в употреблении, страховая компания снижает его покупную стоимость от первоначальной с момента его приобретения от изготовителя, применяя для этих целей специально разработанные методики и формируя на этой основе страховые тарифы. Следовательно, амортизационный износ транспортного средства уже учтен при его страховании. Таким образом, если придерживаться положений, указанных в пунктах правил страхования, регламентирующих вычет естественного износа автотранспортного средства, то следует, что страховую премию страхователь внес с учетом состояния автотранспортного средства, его действительной стоимости на момент заключения договора страхования, которая легла в основу определения страховой суммы, а страховое возмещение страхователю будет выплачиваться, исходя из действительной стоимости имущества на момент страхового случая с учетом его амортизационного износа. Здесь сразу следует оговориться, что в большинстве своем споры относительно правомерности начисления амортизационного износа на сумму страховой выплаты, ведутся вокруг выплат связанных с добровольным страхованием транспортных средств (КАСКО). При получении выплаты по ОСАГО ситуации обстоит несколько иначе. Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость. В случае иного имущества потерпевшего — в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая. Размер расходов на запасные части определяется с учетом амортизационного износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости. Адвокаты «Правовой защиты» имеют большой опыт ведения в суде дел. Вы можете записаться на консультацию по телефонам: (495) 790-54-47. Петров Михаил Игоревич © МОКА «Правовая защита»

Рассуждения по поводу износа

Так как данная тема волнует многих и не только страховщиков, постараюсь рассмотреть подробно со всех сторон, как со стороны противников так и со стороны сторонников применения износа.

Много, я бы даже сказал, слишком много споров вызвано износом, законно или незаконно его применение при возмещении ущерба? У каждой спорящей стороны имеются свои веские доводы и очень веские основания.

Попробую разобраться в данном вопросе, исключив судебную практику как выразителя судейского мнения и буду основываться исключительно на основании закона и немного на чувстве справедливости. Кстати, справедливость должна быть не только в отношении потерпевшего, но и в отношении виновника, который как ни странно, тоже имеет некоторые права.

Итак начнем пожалуй. Если кто то не знает, износ — это уменьшение стоимости имущества ввиду его устаревания — потертости, побитости, ржавления, наличия царапин и т.д. Антиквариат не рассматриваю, что бы не усложнять проблему. Остановлюсь на самом распространенном применении износа – который возникает при расчете стоимости ремонта транспортного средства после его повреждения.

Износ распространяется лишь на заменяемые детали, на сами ремонтные работы износ не распространяется. Стандартная ситуация, когда после ДТП на ремонт автомобиля не хватает денег выплаченных страховщиком, потому что износ автомобиля составил, допустим 50 процентов и страхового возмещения на ремонт автомобиля не хватает. Потерпевшему кажется что его обманули, что он теперь должен либо выплачивать часть расходов из своего кармана или взыскать недостающую сумму с виновника.

Возникает вопрос, кто должен возмещать износ, страховщик или виновник? А может никто не должен?

Один наиболее часто употребляемых доводов в пользу возмещения ущерба без учета износа, это довод о том, что в продаже отсутствуют детали с износом и соответственно купить их невозможно, так как на бывшие в употреблении детали отсутствуют сертификаты подтверждающие качество изношенных деталей. И это верно. Так как на многочисленных разборках, хоть и продают бывшие в употреблении детали по стоимости деталей с износом, а иногда и дешевле, но никто не даст никакой гарантии качества и что по причине их поломки не случится какого либо ДТП.

Отчасти все правильно, никто не обязывает устанавливать старые несертифицированные детали на ремонтируемый автомобиль. Однако, устанавливая на свой автомобиль новые детали вместо старых, потерпевший улучшает свой автомобиль. Напрашивается вопрос, если кто то вынудил Вас улучшить Ваш же автомобиль, будут ли эти расходы являться для Вас убытком? По моим соображениям, не будет.

Другим самым распространенным доводом, в пользу сторонников возмещения без износа является ссылка на ст. 15 ГК РФ: «1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков… 2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права…»

Казалось бы все правильно, все необходимые расходы должны быть возмещены. Однако постоянно упускается из виду один неудобный вопрос, который является ключевым моментом в споре об износе: а каков, собственно, объем нарушенного права? Другими словами, всегда ли понесенные расходы равны причиненному ущербу?

Для начала немного правового обоснования. Рассмотрим ст. 1082 ГК РФ «Способы возмещения вреда». «Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15)». В соответствии с данной статьей, возможны два способа возмещения вреда, деньгами и в натуре.

Что такое возмещение деньгами, все знают. При возмещении вреда в натуре, предоставляется вещь того же рода и качества. Значит ли это, что от этого размер ущерба изменится? Можно ли натурой возместить дороже или дешевле чем деньгами?

Что бы ответить на этот вопрос, рассмотрим что такое деньги. Согласно Википедии, да собственно и любого учебника экономики, деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Ключевое слово – эквивалент. Согласно той же Википедии — эквивалент (от позднелатинского equivalent «равнозначный», «равноценный»). Соответственно, деньги — это эквивалент товара или в нашем случае – эквивалент натуры. То есть, согласно Закона, а именно ст. 1082 ГК РФ, возмещение в натуре должно быть равно возмещению деньгами. Ведь логично предположить, что размер ущерба не может и не должен меняться от способа его возмещения.

Оппоненты возразят, что исходя из дословного прочтения статьи 1082 ГК РФ, допустима замена только вещи на вещь того же рода и того же качества, а автомобиль это вещь неделимая (ст. 133 ГК), и соответственно на нее на эту вещь, не распространяется условие о замене части вещи (детали) того же рода и того же качества, то есть, ремонт неделимой вещи должен быть произведен без учета износа. Однако, данный вывод легко опровергается доводом, что любая технически сложная вещь (например автомобиль), считается неделимой вещью только лишь с точки зрения ее эксплуатации, а с точки зрения ремонта, она вполне делима и на нее распространяется условие о замене вещи в натуре. Если предположить что возмещение ущерба без учета износа законно, то мы сразу получим перекос в сторону потерпевших. В этом случае виновники ДТП станут дойными коровами, с которых можно будет взыскивать столько сколько захочется, главное подтвердить расходы и неважно, что расходы на ремонт будут превышать стоимость самого автомобиля.

Соответственно вывод: Возмещение ущерба без учета износа, всегда будет являться обогащением потерпевшего.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]