Деятельность любой организации связана с расходами не только на изготовление продукции, предоставление услуг или реализацию товаров, но и с затратами на организационно-производственные и общехозяйственные нужды. Учёт этих расходов необходим, так как часть из них закладывается в ценообразование конечного продукта. Для аккумуляции сведений о расходах по содержанию и эксплуатации основных производственных единиц, а также дополнительных структурных подразделений организации, в бухгалтерском учёте используется счёт 25 «Общепроизводственные расходы».
Использование счета 25 в бухгалтерском учете
Так как на счёте 25 собирается информация о расходах организации, его относят к категории активных. Главная особенность счета – отсутствие остатков как в начале отчётного периода, так и в конце. Нулевое сальдо обусловлено распределительным характером счёта. Это означает, что накопленные в течение отчётного месяца обороты перераспределяются на другие счета путём списания, а в начале следующего периода, при нулевом остатке, проводится учёт вновь затраченных средств.
Формирование затрат необходимо производить по каждому структурному подразделению предприятия.
Из-за отсутствия информации о начальных и конечных остатках, счёт 25 не подлежит отображению в бухгалтерском балансе предприятия.
Счёт 25 – необходимая статья бухучёта, которая помогает рассчитать и проанализировать все виды затрат, включенные в производство продукции. Это особенно актуально в случае, когда предприятие производит большой номенклатурный объем товарных единиц, а учесть все косвенные затраты при формировании себестоимости выпущенной единицы не представляется возможным.
Если же ассортимент продукции небольшой и сводится к одному десятку номенклатурных наименований, целесообразно отнести все косвенные затраты к основным расходам и включить их в счета или .
Проводки по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Вводите указанные проводки в Тренажер по проводкам и обязательно проговаривайте «информацию» — что отражает проводка, какую «информацию» (смотрите описание — я даю описание для каждой проводки), запоминаемость 100%, обязательно проговариваем «вслух».
ПОСТУПИЛ объект капитальных вложений от поставщика
Проводка: Д. 08 «Вложения во внеоборотные активы» — К. 60 «Расчеты с поставщиками».
Описание: проводкой мы зафиксировали «информацию» о расходах на объект капитальных вложение (счет 08) и проводкой мы зафиксировали «информацию» о задолженности перед поставщиком оборудования (счет 60).
Сумма: сумма БЕЗ НДС, указана в накладной или акте приемки-передачи. Дата проводки: дата накладной или акта приемки-передачи.
Документ 1С 8.2 создающий проводку Д.08 — К.60:
док.»Поступление товаров и услуг»- поступление «объекта» основных средств
— выставляем тип операции -«оборудование» — закладка.Оборудование, выставляем «счет учета» для каждого объекта ОС = счет 08.04 — закладка.Счета расчетов, выставляем «счет учета расчетов» с контрагентом = счет 60.01/ 60.02
док.»Поступление товаров и услуг» — поступление «услуг», по доведению объекта до готовности
— выставляем тип операции -«оборудование» — закладка. и объект = счет 08.04 + объект — выставляем «счет учета расчетов» с контрагентом = счет 60.01 и счет 60.02
Объектом капитальных вложений может быть расход в 100 руб. (например купили мешочек гвоздей). В варианте с мешочком гвоздей поступила часть объекта, который еще нужно будет собрать в единое целое. Если не собирать расходы на данный мешочек гвоздей на счете 08 сразу, то можно по итогу пропустить миллон таких мешочков, а это уже объект стоимостью 100 мил.рублей. Главное, Вы должны из всего потока расходов выделять те расходы, которые необходимо отдельно собирать на счете 08, расходы, которые связанны на прямую с созданием нашего будущего объекта основных средств.
В своей деятельности я сразу предупреждаю руководителей о том, что они должны меня информировать о решении создавать объекты ОС, а так были случаи, когда я узнавал о строящемся объекте примерно на половине срока его строительства, и конечно я не верно отражал расходы по данному объекту, так как мой бухгалтер списывал расходы на создание объекта просто в расходы периода, что НЕ верно (искажение бухгалтерской отчетности, налога на прибыль, налога на имущество).
ПРИНИМАЕМ объект в состав основных средств
Проводка: Д. 01 «Основные средства» — К. 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Описание: проводкой мы зафиксировали «информацию» о «первоначальной стоимости» объекта ОС (счет 01) и проводкой мы зафиксировали «информацию» о завершении формирования «первоначальной» стоимости объекта ОС (счет 08) и списание всех расходов на счет 01.
Сумма: сумма накопленных расходов, которая числится на счете 08 в момент введения в эксплуатацию основного средства. Дата проводки: Дата ввода в эксплуатацию основного средства, обычно указывается в акте ввода в эксплуатацию. Примечание: перед формированием проводки проверяем «лимит отнесения к ОС».
Документ 1С 8.2 создающий проводку Д.01 — К.08:
док.»Принятие к учету ОС»
— выставляем тип операции -«оборудование» — закладка.Основные средства, выставляем «счет учета» для объекта кап.вложения= счет 08.04 — закладка.Бух.учет, выставляем «счет учета» объекта ОС = счет 01.01 — закладка.Бух.учет, выставляем «счет учета амортизации» объекта ОС = счет 02.01
Что относится к общепроизводственным расходам
Счёт 25 служит собирательно-распределительным реестром затрат, поэтому здесь необходимо учитывать следующие ОПР:
- амортизация основного оборудования и имущества, занятого в производстве;
- ремонт и техническое обслуживание основных средств;
- оплата коммунальных услуг и траты на содержание, обслуживание и текущий ремонт недвижимого имущества;
- расходы на транспортное обслуживание;
- затраты на дополнительные услуги, полученные от сторонних поставщиков и контрагентов;
- оплата страховки оборудования, помещений;
- заработная плата работников основного производства, инженерно-технического и обслуживающего персонала (с отчислениями страховых и прочих взносов);
- другие затраты общепроизводственного значения.
Что именно включить в число общепроизводственных расходов – решает руководство предприятия. При этом нужно иметь в виду, что косвенные расходы при учёте налога на прибыль принимать в качестве вычетов довольно проблематично. Поэтому целесообразно увеличить перечень затрат, относящихся к прямым расходам.
Учёт поступления, выбытия основных средств и порядок проведения их инвентаризации
Д 08 — К 60 — отражены затраты по принятым от подрядных организаций строительно-монтажным работам;
Д 19 — К 60 — отражён НДС, предъявленный подрядчиком к оплате заказчику;
Д 01 — К 08.3 — основные средства введены в эксплуатацию.
При выполнении организацией строительно-монтажных работ хозяйственным способом в бухгалтерском учёте делают следующие записи:
Д 10 — К 60 — приобретены материалы для выполнения работ по сооружению объекта;
Д 19 — К 60 — отражён НДС по приобретенным материалам.
Отражены затраты по возведению зданий, сооружений, монтажу и другие расходы на капитальное строительство за минусом НДС:
Д 08 — К 07 — отражены затраты по монтажу оборудования;
Д 08 — К 10 — отражены затраты по использованным материалам;
Д 08 — К 70 — заработная плата работникам;
Д 08 — К 69 — сумма страховых взносов с заработной платы работников;
Д 08 — К 19 — не возмещаемый НДС списан на увеличение фактических затрат на сооружение и изготовление;
Д 08 — К 68 — начислен НДС на объем выполненных работ;
Д 60 — К 51 — перечислены денежные средства;
Д 68 — К 19 — отражён НДС по приобретенным материалам, выполненным работам, оказанным услугам;
Д 01 — К 08.3 — объект основных средств введен в эксплуатацию.
Приёмку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений, оформляют актом приёмки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3). Передача оборудования в монтаж оформляется актом о приёме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15). На дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля, составляется акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16) [1, с. 128].
Одним из способов поступления основных средств является получение объектов в счёт вклада в уставный капитал вновь образуемой или увеличивающей уставный капитал организации. Внося вклады в уставный капитал организации, учредители действуют на основании учредительного договора, и при их внесении в бухгалтерском учёте организации первоначальной стоимостью признается их денежная оценка, согласованная учредителями организации. При принятии к учёту объектов основных средств, внесённых учредителями в счёт их вклада в уставный капитал организации, делают следующие бухгалтерские записи:
Д 75 — К 80 — на сумму задолженности учредителей в денежной оценке по вкладам в уставный капитал при создании организации;
Д 08 — К 60 — отражение расходов по доставке;
Д 08.4 — К 75.1 — поступление вкладов в виде основных средств от учредителей;
Д 19 — К 83 — НДС по вкладу в уставный капитал;
Д 01 — К 08.4 — принятие объектов основных средств в эксплуатацию;
Д 68 — К 19 — НДС по вкладу в уставный капитал принят к вычету.
Согласно договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом [17]. Объекты основных средств, поступивших по договору дарения, принимаются к бухгалтерскому учёту по рыночной стоимости. Рыночная стоимость имущества устанавливается документальным или экспертным путем. Расходы по установлению и подтверждению рыночной цены включаются в первоначальную стоимость объектов основных средств. Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» активы, полученные безвозмездно, включаются в состав прочих доходов организации [21].
Принятие к учёту объектов основных средств, поступивших от других юридических и физических лиц по договору дарения, а также в иных случаях их безвозмездного получения, отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Д 08 — К 98 субсчёт 2 «Безвозмездное поступление» — поступление объектов основных средств по договору дарения;
Д 08 — К 60 — отражение расходов, связанных с транспортировкой объектов основных средств;
Перейти на страницу: 2
Другие статьи
Хозяйственная деятельность ООО Алексеево-Лозовское Местом прохождения производственной практики является Общество с ограниченной ответственностью «Алексеево-Лозовское». Создано на основании Распоряжения председателя Совета Чертковского райпо №3 от 21 августа 2007 года. Учредителем (участником) Общества является — юридическое лицо — …
Как распределяются общепроизводственные расходы
При выборе методики распределения ОПР необходимо учитывать специфику производства и нормы, закрепленные в налоговой политике организации. Существует общая формула распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов:
К (ОПР) = ОПР/Б
К – искомый коэффициент, ОПР – величина общих расходов, Б– база, на которую распределяются все учтённые затраты.
Расчёт по этой формуле дает четкое представление о том, сколько рублей ОПР ложится на 1 рубль базы распределения. При этом выбор базы должен происходить с учётом отражения взаимосвязи общепроизводственных затрат и конечной себестоимостью товара, услуги или продукта производства.
Для чего предназначен счет 08?
По Плану счетов, введенному приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» аккумулируются произведенные организацией затраты в объекты, которые планируется использовать в качестве:
- амортизируемых и неамортизируемых основных средств (далее — ОС);
- нематериальных активов (далее — НМА);
- взрослых животных, относящихся к категории продуктивного (рабочего) скота.
С ключевыми аспектами учета вложений во внеоборотные активы ознакомьтесь в статье «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».
Об отражении данных по счету 08 в отчетности читайте в статье «По какой строке отразить в бухгалтерском балансе сальдо счета 08?».
Субсчета
Для наиболее структурированного учёта общепроизводственных расходов к счёту 25 целесообразно открыть два вспомогательных субсчёта:
- содержание и эксплуатация производственных линий и основного оборудования;
- общецеховые расходы.
Однако этих субсчетов может оказаться недостаточно. Счёт 25 включает учёт общепроизводственных и общехозяйственных затрат различного характера, и для более удобного ведения и формирования расходов рекомендуется открывать дополнительные субсчета по виду ОПР: заработная плата, амортизация ОС, выплаты в соцфонды, комуслуги, сырьё, ГСМ и т.п.