Особенности учета в компаниях, имеющих обособленные подразделения


Санаторий как непрофильный актив

У современных крупных производственных предприятий, родом из Советского Союза, в составе имущественного комплекса, как правило, есть непрофильные активы, доставшиеся им с «тех времен»: детские сады, санатории, базы отдыха, дома культуры и т.п.

Подобные активы в свое время создавались с целью социальной поддержки работников предприятия, а не с целью получения прибыли. Поэтому теперь в условиях рыночной экономики управление такими активами стало проблемой для руководителей предприятий. С одной стороны, это убытки, которые приносит предприятию деятельность данного актива, с другой— это имущество, избавление от которого также ухудшит показатели устойчивости, а с третьей — профсоюз, который требует детских садов и санаториев для сотрудников.

Решения, принимаемые в отношении такого имущества, в разное время могут быть обусловлены различными обстоятельствами. В связи с этим непрофильные активы находятся в постоянном движении по отношению к своим родительским предприятиям.

Постановка на учёт обособленного подразделения

Появление в распоряжениях руководства таких понятий, как «обособленное подразделение» «выделение на отдельный баланс», «внутрихозяйственные расчеты» всегда вызывает немалую озабоченность у бухгалтеров предприятия. Именно в такой ситуации оказалось одно из крупнейших авиапроизводственных предприятий России — филиал ПАО « «Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова» (далее — НАЗ). В 2015 году было принято решение о возвращении из аренды непрофильного актива обратно на предприятие с целью создания обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс— санаторно-оздоровительного лагеря «Чкаловец». Соответственно бухгалтерия НАЗ столкнулась с рядом проблем.

  1. Постановка учета в обособленном подразделении на базе учетной политики авиапроизводственного холдинга.
  2. Организация внутрихозяйственных расчетов санатория и НАЗ.
  3. Выбор учетной системы для обособленного подразделения.
  4. Подготовка и консолидация регламентированной отчетности.

Учет на НАЗ построен на существенно доработанной конфигурации «1С:Управление производственным предприятием» и характеризуется позаказным формированием затрат, выпуском готовой продукции по плановой себестоимости с использованием счета 40 «Выпуск продукции», раздельным учетом НДС, множеством регламентированных регистров бухгалтерского и налогового учета. Учет в санатории был организован на базе связки типовых конфигураций «1С:Бухгалтерия предприятия», «1С: Общепит» и «1С: Зарплата и управление персоналом», и ограничивался максимально простыми для общей системы налогообложения, методами и способами ведения учета: валовый учет затрат, минимально необходимый набор отчетов и пр.

Выводы

Анализируя положения ст. 48 ГК, можно заключить, что в норме приводится 3 обязательных признака хозяйствующего субъекта:

  • Экономический. Он предполагает, что у компании есть обособленное имущество. Это, в свою очередь, означает, что на предприятии создана материальная база для ведения деятельности, погашения обязательств.
  • Материально-правовой. Он указывает на способность экономических субъектов нести обязанности, приобретать имущественные и неимущественные личные права.
  • Юридический. Этот признак свидетельствует о способности компании выступать в качестве ответчика/истца при рассмотрении споров в суде.

Пути решения

В качестве решений проблемы с выбором учетной системы было предложено три варианта:

а) организовать ведение учета обособленного подразделения в той же информационной базе, в которой ведется учет НАЗ с разработкой дополнений для реализации особенностей учета в санатории;

б) организовать ведение учета обособленного подразделения на прежней связке «1С:Бухгалтерия предприятия», «1С:Общепит», «1С:Зарплата и управление персоналом» с доработками конфигураций для реализации требований учетной политики ПАО «;

в) организовать ведение учета обособленного подразделения в отдельной информационной базе, но на основе конфигурации, аналогичной конфигурации учетной системы НАЗ.

От первого варианта бухгалтерия НАЗ отказалась сразу, так как и без того сложная структура нормативно-справочной информации авиапроизводственного предприятия пополнилась бы продуктами питания, блюдами, медицинским оборудованием, а выпуск самолетов соседствовал бы с выпуском борщей.

Для оставшихся вариантов была проведена оценка трудозатрат на доработки и дальнейшее сопровождение. В связи со стремлением ПАО « к совершенствованию своей учетной системы, постоянного обновления и дополнения регистров бухгалтерского и налогового учета, а также из-за возросшей активности в области регламентированной отчетности со стороны законодателей, было принято решение реализовывать третий вариант как менее затратный в разработке и дальнейшем сопровождении.

Обособленное подразделение: ведение учета в санатории

После выбора учетной системы встал вопрос о том, как организовать учет санаторно-курортных услуг и производства комбината питания в обособленном подразделении на базе конфигурации авиапроизводственного предприятия. Санаторий, выделенный на отдельный баланс, обязан вести учет в рамках способов, указанных в учетной политике головного предприятия, то есть в описываемом случае это учетная политика ПАО «.

Если рассматривать деятельность санатория с точки зрения производства, то можно разложить ее на две составляющие:

  • основное производство — это производство и выпуск конечного объекта реализации санатория, то есть самих санаторно-курортных услуг;
  • вспомогательное производство — это производство и выпуск продукции комбината питания.

На основании такого подхода к деятельности санатория учет удалось реализовать на текущей конфигурации авиапроизводственного предприятия, практически не дорабатывая ее. Основные доработки были связаны с реализацией особенностей деятельности комбината питания: спецификации деталей заменены на рецептуры блюд, внесены изменения в подбор аналогов сырья и учтена сезонность расхода продуктов питания.

Итоги

Имущество предприятия и источники его формирования — две важнейшие категории бухучета. К имуществу относятся ОС, НМА, МПЗ, наличные и безналичные деньги фирмы, дебиторка, финвложения и ряд других активов. Источники формирования имущества — капитал и резервы, займы, кредиты, кредиторская задолженность, прибыль. Активы и пассивы компании должны быть равны между собой.

О чем эта статья

В статье «Контроль обеспечения (резервирования) по заказам» мы уже рассмотрели основные изменения в контроле обеспечения (резервирования) по заказам в новом релизе УТ 11.1.4.1. Но в программе еще присутствует полезный функционал под названием обособленное обеспечение заказов.

Обособленное обеспечение заказов появилось в более ранних релизах УТ 11 (т.е. до релиза УТ 11.1.4.1), но все равно хотелось бы обратить внимание на данный функционал и более подробно его рассмотреть на новом релизе программы.

Применимость

Статья написана для редакции УТ 11.1. Если вы используете эту редакцию, отлично – прочтите статью и внедряйте рассмотренный функционал.

Если Вы работаете со старшими версиями УТ 11, то данный функционал является актуальным. Наиболее заметным отличием УТ 11.3/11.4 от редакции 11.1 является интерфейс Такси. Поэтому, чтобы освоить материал статьи – воспроизведите представленный пример на своей базе УТ 11. Таким образом, Вы закрепите материал практикой

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]