План счетов. Счет 91 «Прочие доходы и расходы»


Аудиоверсия статьи, прослушать

91 счет в бухгалтерском учете закрывается в зависимости от периода:

  • разницу между кредитом и дебетом отражают на 91.09;
  • на синтетическом уровне ежемесячно на 99;
  • аналитические уровни субсчетов обнуляются в конце года;
  • в 1С закрытие автоматизировано;
  • по окончании года проводится реформация баланса.

Закрытие месяца – это, по сути, обнуление остатков на некоторых синтетических счетах. Закон предполагает, что не должно быть сальдо на счетах, отвечающих за сбор затрат, доходов и расходов от основной и прочей деятельности.

Что такое прочие расходы?

Понятие «прочие расходы» прописано в той же главе ПБУ, но в разделе 10/99. Здесь приведен незакрытый список расходов – это означает, что бухгалтер может отнести к прочим тратам все, что посчитает нужным. Однако сделать это можно, если нет противоречий действующему законодательству и учетной политике предприятия.

Чаще всего к данному виду расходов относят:

  • потери от продажи собственных средств;
  • траты, связанные с банковским счетом предприятия;
  • фонд по сомнительным долгам, формирование которого вменено в обязанности каждой организации, независимо от размеров;
  • различные штрафы, налагаемые на компанию.

Применение Дт 91 и Кт 01 при реализации активов

При продаже ОС продавец оформляет учетные записи:

  • Дт 62 Кт 91/1 — фиксируем доход от продажи ОС;
  • Дт 91 Кт 68 — отражаем НДС;
  • Дт 02 Кт 01 — списываем накопленные амортизационные начисления;
  • Дт 91/1 Кт 01/выбытие — списываем остаточную стоимость ОС.

При закрытии месяца выявляется финрезультат по операции. Остатки по субсчетам 91/1 и 91/2 списываются на субсчет 91/9. Если сальдо дебетовое, то по операции признают получение убытка, если кредитовое — прибыли.

Субсчета к счету 91

Чтобы грамотно провести аналитический учет, к счету 91 могут быть открыты дополнительные субсчета:

  • 91.1. Наименование субсчета – прочие доходы. Такую прибыль предприятие получает не от основного направления, а от дополнительной деятельности.
  • 91.2. Наименование субсчета – прочие расходы. В этом случае учитываются все дополнительные траты, которые никак не связаны с главным направлением деятельности предприятия.
  • 91.9. Наименование субсчета – сальдо прочих доходов/расходов. Это разница между прибылью и расходами по основному счету 91. Эту сумму списывают в счет 99. Процедуру выполняют каждый месяц.

Перечисленные субсчета в некоторых программах бухгалтерского учета имеют обозначение 91.01, 91.02 и 91.09 соответственно.

Особенности годового закрытия

Согласно правилам ведения учета, каждый месяц надо закрывать исключительно синтетический уровень счета, без учета субсчетов. На них весь год копятся аналитические данные:

  • По видам доходов/расходов.
  • По статьям затрат.
  • По подразделениям.

По окончании года бухгалтерия должна провести реформацию баланса. Это означает, что при закрытии 91 счета проводки должны обнулить все аналитические субсчета, которые подлежат такой операции:

  • Дт 91.01 Кт 91.09 – обнуляется накопленное сальдо по субсчету;
  • Дт 91.09 Кт 91.2 – закрываются накопленные расходы.

Полученный итог на 91.09 закрывается 99 «Прибыли и убытки» в зависимости от финансового результата работы компании.

Отражение прочей прибыли и трат в отчетах

Прочую прибыль и траты нужно также отображать в отчетах, как доходы и расходы от основной деятельности предприятия. Их указывают:

  • В отчетах по бухгалтерии. Иная прибыль обозначается по строке 2340 ОФР. Что касается прочих трат, то они указываются по строке 2350 ОФР. Их отображают и в балансе. Прибыль и траты включают в дебиторскую или кредитную задолженность, если в конце срока формирования отчетов такая образовалась.
  • В отчетах по налогам. В этом случае нужно ориентироваться на строку 100 приложения 1 к листу 02. Здесь указывают прочую прибыль. Ориентируются также на строку 200 приложения 2 к листу 02. Здесь показывают прочие траты.

Зачастую цифры, приведенные в бухгалтерской отчетности, отличаются от данных из налоговой декларации. Это связано с начислением процентов. В отчетах по бухгалтерии они указываются отдельно, а в документах в налоговую инспекцию их включают в общую сумму.

Помимо этого, расхождение появляется, если был уплачен налог на имущество и бухгалтер включил его в строку прочих трат. В отчете налоговой инспекции этот платеж входит в число косвенных расходов.

Применение проводок при ликвидации ОС

При ликвидации в день подписания акта о списании ОС составляются записи:

  • Дт 02 и Кт 01/выбытие — списываем накопленную амортизацию;
  • Дт 91 и Кт 01 (Дт 91/1 и Кт 01/выбытие) — списываем остаточную стоимость ОС.

Подробнее о списании ОС читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-4 — акт о списании объекта ОС».

Если ОС ликвидируется до истечения срока использования, то оно не успевает до конца самортизироваться. Таким образом, в конце месяца образуется дебетовое сальдо по этой хозоперации, сумма которого относится в дальнейшем на уменьшение финрезультата.

Характеристика счета

Для учета сведений о наличии и движении материалов применяется в бухучете счет 10.

Это активный счет, который имеет дебетовый остаток, характеризующий наличие материалов на определенные даты.

Поступление материалов отражается по дебету счета на основании поступивших в организацию первичных документов, а выбытие их, в том числе и списание в производство по кредиту счета. При этом на выбытие оформляются компанией первичные расходные документы.

Конечный остаток по счету определяется путем сложения начального сальдо с оборотом по дебету счета 10, и вычитанием из полученного результата по кредиту счета 10.

Внимание! В бухгалтерском балансе информация по счету 10 отражается в строке 1210.

Вам будет интересно:

Счет 20 в бухгалтерском учете «основное производства»: для чего применяется, характеристика, субсчета, проводки

Для чего применяется счет 10 в бухгалтерском учете “материалы”

Счет 10 в бухгалтерском учете: для чего применяется, характеристики, субсчета, проводки
План счетов бухгалтерского учета устанавливает, что на счете 10 учитываются объекты, которые определены в бухучете согласно ПБУ 5 как материалы.
К материалам относятся материальные ценности, которые используются в виде производственных запасов, сырья для производства готовых изделий, оказания услуг, выполнения работ, для перепродажи при необходимости, для осуществления процесса управления хозяйствующим субъектом.

Если материальные ценности приобретаются с целью перепродажи на постоянной основе, то они являются товаром и для учета их применяется другой счет.

Материалы учитываются на счете 10 по фактически произведенным затратам на их приобретение или по учетным ценам в зависимости от выбранных в учетной политике организации методов.

Учет на счете может вестись по каждой единице материалов, партии, группе. Компания самостоятельно определяет каким образом осуществлять их учет исходя из особенностей деятельности, а также с целью обеспечения контроля за их наличием и движением.

Внимание! Материалы, находящиеся в компании, могут не принадлежать ей на праве собственности, тогда их учет ведется на забалансовых счетах (002 и 003).

Как вести учет мебели в бухучете

Офисную мебель можно учитывать через счет 01 «Основные средства» в составе ОС либо в составе материально-производственных запасов (МПЗ) на счете 10 «Материалы». Это зависит от:

  1. Стоимости покупаемого предмета мебели.
  2. Срока его полезного использования (далее – СПИ).

В разных вариантах учета порядок списания мебели отличается.

В настоящее время все еще применяют в учете ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01. Но начиная с отчетности за 2021 год, место ПБУ 5/01 необходимо использовать ФСБУ 5/2019 “Запасы”. Данный стандарт можно начать использовать и ранее, как указано в п. 2 приказа Минфина от 15.11.2019 № 180н.

Также см. “Как применять новый стандарт бухучёта «Запасы» с 2020 года“.

Далее рассмотрим учет мебели в составе ОС и МПЗ.

С какими счетами корреспондирует счет 10

Счет 10 может корреспондировать со следующими счетами:

По дебету счета 10 в кредит счетов:

  • Сч. 10 — при передаче материалов между складами;
  • Сч. 15 — при приобретении материалов с использованием в учете счетов 15, 16;
  • Сч. 20 — при оприходовании материалов от основного производства;
  • Сч. 23 — при оприходовании материалов от вспомогательного производства;
  • Сч. 25 — при оприходовании материалов, возникших при осуществлении общепроизводственных расходов;
  • Сч. 26 — при оприходовании материалов, возникших при осуществлении общехозяйственных расходов;
  • Cч. 28 – при оприходовании в качестве материалов неисправимого брака;
  • сч. 29 — при оприходовании материалов от обслуживающих хозяйств;
  • сч. 40 — при корректировке фактической себестоимости;
  • сч. 41 — при переводе приобретенных для перепродажи товаров в материалы;
  • сч. 43 — при переводе готовой продукции в материалы;
  • сч. 44 — при оприходовании материала, возникшего при осуществлении расходов на продажу;
  • сч. 60 — при поступлении материалов от поставщиков;
  • сч. 66 — при поступлении материалов в виде краткосрочных товарных кредитов или займов;
  • сч. 67 — при поступлении материалов в виде долгосрочных товарных кредитов или займов;
  • сч. 68 — в части сборов или налогов, относимых на стоимость материалов;
  • сч. 71 — при поступлении материалов от подотчетных лиц;
  • сч. 75 — при внесении долей учредителями материалами;
  • сч. 76 — при поступлении материалов от прочих поставщиков, включения стоимости услуг в цену материалов и т. д.
  • сч. 79 — при поступлении материалов из филиалов или головных подразделений;
  • сч. 80 — при внесении вкладов участников товарищества материалами;
  • сч. 86 — при поступлении материалов в качестве целевого финансирования;
  • сч. 91 — при поступлении материалов при разборе объектов ОС;
  • сч. 97 — корректировка стоимости материалов, отнесенных на расходы будущих периодов;
  • сч. 99 — при оприходовании материалов, возникших по причине чрезвычайных обстоятельств.

Вам будет интересно:

Счет 28 в бухгалтерском учете: как учитывается брак в производстве, характеристика счета, проводки

По кредиту счета он корреспондирует с дебетом следующих счетов:

  • сч. 08 — при списании материалов на подготовку к эксплуатации внеоборотных активов, капитальном строительстве и т.д;
  • сч. 10 – при передаче материалов между складами;
  • сч. 20 — при отпуске материалов на основное производство;
  • сч. 23 – при отпуске материалов на вспомогательное производство;
  • сч. 25 – при отпуске материалов на общепроизводственные нужды;
  • сч. 26 – при отпуске материалов на общехозяйственные нужды;
  • сч. 28 — при отпуске материалов на исправление брака;
  • сч. 29 – при отпуске материалов в подсобные хозяйства;
  • сч. 44 — при отпуске материалов на расходы на продажу;
  • сч. 45 — на сумму отгруженных материалов, выручка за которые еще не признана в бухучете;
  • сч. 76 — при выбытии материалов прочему контрагенту;
  • сч. 79 — при передаче материалов в филиалы или головные подразделения;
  • сч. 80 — при погашении доли товарища материалами;
  • сч. 91 — при списании стоимости материалов при их выбытии;
  • сч. 94 — при обнаружении недостачи материалов;
  • сч. 97 — при отнесении стоимости материалов на будущие расходы;
  • сч. 99 — при списании материалов на чрезвычайные обстоятельства.

Примеры операций и проводок по 14 счету

Пример 1. Уценка товаров

Допустим, ООО «Примъ» была приобретена группа товаров, стоимостью 23 000 руб. По итогам 3 квартала 2021 года была произведена их уценка, в связи с потерей товарного вида до 18 000 руб. В марте 2021 года было реализовано 8 шт. за 14 400 руб.

Таблица проводок по 14 счету при уценке товаров в ООО «Примъ»:

ДтКтСумма проводки, руб.Описание проводкиДокумент-основание
6041.0123 000Товары приняты к учётуТоварная накладная
91.0214.015 000Резерв под снижение стоимости созданПриказ руководителя, Бухгалтерская справка
9968.04.21 000Постоянное налоговое обязательствоБухгалтерская справка
62.0190.01.114 400Отражена выручка по реализации товаровТоварная накладная
90.0368 НДС2 197Начисление НДС с реализацииСчёт-фактура
90.02.141.0118 400Отражено списание себестоимостиТоварная накладная
1491.024 000Списание суммы резерваБухгалтерская справка
68.04.299800Постоянный налоговый активБухгалтерская справка

Счет 02 Амортизация основных средств

Амортизацию ОС можно начислить следующими способами:

  • линейным способом;
  • способом уменьшаемого остатка;
  • способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбранный способ закрепляется в учетной политике. Можноиспользовать разные способы амортизации к различным группам однородных основныхсредств.

Амортизация начисляется ежемесячно начиная с месяца,следующего за тем, в котором имущество было принято к учету в качествеосновного средства.

Суммы начисленной амортизации списываются на расходы пообычным видам деятельности, это:

Дебет 20,23,25,26,29 — Кредит 02.

Либо включаются в состав прочих расходов (если объектнепроизводственного характера или предназначен для сдачи в аренду, если арендане является обычным видом деятельности):

Дебет 91-2 — Кредит 02.

Если основное средство используется, для создания,модернизации или реконструкции другого внеоборотного актива, то:

Дебет 08 — Кредит 02.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: