Аудиоверсия статьи, прослушать
91 счет в бухгалтерском учете закрывается в зависимости от периода:
- разницу между кредитом и дебетом отражают на 91.09;
- на синтетическом уровне ежемесячно на 99;
- аналитические уровни субсчетов обнуляются в конце года;
- в 1С закрытие автоматизировано;
- по окончании года проводится реформация баланса.
Закрытие месяца – это, по сути, обнуление остатков на некоторых синтетических счетах. Закон предполагает, что не должно быть сальдо на счетах, отвечающих за сбор затрат, доходов и расходов от основной и прочей деятельности.
Что такое прочие расходы?
Понятие «прочие расходы» прописано в той же главе ПБУ, но в разделе 10/99. Здесь приведен незакрытый список расходов – это означает, что бухгалтер может отнести к прочим тратам все, что посчитает нужным. Однако сделать это можно, если нет противоречий действующему законодательству и учетной политике предприятия.
Чаще всего к данному виду расходов относят:
- потери от продажи собственных средств;
- траты, связанные с банковским счетом предприятия;
- фонд по сомнительным долгам, формирование которого вменено в обязанности каждой организации, независимо от размеров;
- различные штрафы, налагаемые на компанию.
Применение Дт 91 и Кт 01 при реализации активов
При продаже ОС продавец оформляет учетные записи:
- Дт 62 Кт 91/1 — фиксируем доход от продажи ОС;
- Дт 91 Кт 68 — отражаем НДС;
- Дт 02 Кт 01 — списываем накопленные амортизационные начисления;
- Дт 91/1 Кт 01/выбытие — списываем остаточную стоимость ОС.
При закрытии месяца выявляется финрезультат по операции. Остатки по субсчетам 91/1 и 91/2 списываются на субсчет 91/9. Если сальдо дебетовое, то по операции признают получение убытка, если кредитовое — прибыли.
Субсчета к счету 91
Чтобы грамотно провести аналитический учет, к счету 91 могут быть открыты дополнительные субсчета:
- 91.1. Наименование субсчета – прочие доходы. Такую прибыль предприятие получает не от основного направления, а от дополнительной деятельности.
- 91.2. Наименование субсчета – прочие расходы. В этом случае учитываются все дополнительные траты, которые никак не связаны с главным направлением деятельности предприятия.
- 91.9. Наименование субсчета – сальдо прочих доходов/расходов. Это разница между прибылью и расходами по основному счету 91. Эту сумму списывают в счет 99. Процедуру выполняют каждый месяц.
Перечисленные субсчета в некоторых программах бухгалтерского учета имеют обозначение 91.01, 91.02 и 91.09 соответственно.
Особенности годового закрытия
Согласно правилам ведения учета, каждый месяц надо закрывать исключительно синтетический уровень счета, без учета субсчетов. На них весь год копятся аналитические данные:
- По видам доходов/расходов.
- По статьям затрат.
- По подразделениям.
По окончании года бухгалтерия должна провести реформацию баланса. Это означает, что при закрытии 91 счета проводки должны обнулить все аналитические субсчета, которые подлежат такой операции:
- Дт 91.01 Кт 91.09 – обнуляется накопленное сальдо по субсчету;
- Дт 91.09 Кт 91.2 – закрываются накопленные расходы.
Полученный итог на 91.09 закрывается 99 «Прибыли и убытки» в зависимости от финансового результата работы компании.
Отражение прочей прибыли и трат в отчетах
Прочую прибыль и траты нужно также отображать в отчетах, как доходы и расходы от основной деятельности предприятия. Их указывают:
- В отчетах по бухгалтерии. Иная прибыль обозначается по строке 2340 ОФР. Что касается прочих трат, то они указываются по строке 2350 ОФР. Их отображают и в балансе. Прибыль и траты включают в дебиторскую или кредитную задолженность, если в конце срока формирования отчетов такая образовалась.
- В отчетах по налогам. В этом случае нужно ориентироваться на строку 100 приложения 1 к листу 02. Здесь указывают прочую прибыль. Ориентируются также на строку 200 приложения 2 к листу 02. Здесь показывают прочие траты.
Зачастую цифры, приведенные в бухгалтерской отчетности, отличаются от данных из налоговой декларации. Это связано с начислением процентов. В отчетах по бухгалтерии они указываются отдельно, а в документах в налоговую инспекцию их включают в общую сумму.
Помимо этого, расхождение появляется, если был уплачен налог на имущество и бухгалтер включил его в строку прочих трат. В отчете налоговой инспекции этот платеж входит в число косвенных расходов.
Применение проводок при ликвидации ОС
При ликвидации в день подписания акта о списании ОС составляются записи:
- Дт 02 и Кт 01/выбытие — списываем накопленную амортизацию;
- Дт 91 и Кт 01 (Дт 91/1 и Кт 01/выбытие) — списываем остаточную стоимость ОС.
Подробнее о списании ОС читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-4 — акт о списании объекта ОС».
Если ОС ликвидируется до истечения срока использования, то оно не успевает до конца самортизироваться. Таким образом, в конце месяца образуется дебетовое сальдо по этой хозоперации, сумма которого относится в дальнейшем на уменьшение финрезультата.
Характеристика счета
Для учета сведений о наличии и движении материалов применяется в бухучете счет 10.
Это активный счет, который имеет дебетовый остаток, характеризующий наличие материалов на определенные даты.
Поступление материалов отражается по дебету счета на основании поступивших в организацию первичных документов, а выбытие их, в том числе и списание в производство по кредиту счета. При этом на выбытие оформляются компанией первичные расходные документы.
Конечный остаток по счету определяется путем сложения начального сальдо с оборотом по дебету счета 10, и вычитанием из полученного результата по кредиту счета 10.
Внимание! В бухгалтерском балансе информация по счету 10 отражается в строке 1210.
Вам будет интересно:
Счет 20 в бухгалтерском учете «основное производства»: для чего применяется, характеристика, субсчета, проводки
Для чего применяется счет 10 в бухгалтерском учете “материалы”
План счетов бухгалтерского учета устанавливает, что на счете 10 учитываются объекты, которые определены в бухучете согласно ПБУ 5 как материалы.
К материалам относятся материальные ценности, которые используются в виде производственных запасов, сырья для производства готовых изделий, оказания услуг, выполнения работ, для перепродажи при необходимости, для осуществления процесса управления хозяйствующим субъектом.
Если материальные ценности приобретаются с целью перепродажи на постоянной основе, то они являются товаром и для учета их применяется другой счет.
Материалы учитываются на счете 10 по фактически произведенным затратам на их приобретение или по учетным ценам в зависимости от выбранных в учетной политике организации методов.
Учет на счете может вестись по каждой единице материалов, партии, группе. Компания самостоятельно определяет каким образом осуществлять их учет исходя из особенностей деятельности, а также с целью обеспечения контроля за их наличием и движением.
Внимание! Материалы, находящиеся в компании, могут не принадлежать ей на праве собственности, тогда их учет ведется на забалансовых счетах (002 и 003).
Как вести учет мебели в бухучете
Офисную мебель можно учитывать через счет 01 «Основные средства» в составе ОС либо в составе материально-производственных запасов (МПЗ) на счете 10 «Материалы». Это зависит от:
- Стоимости покупаемого предмета мебели.
- Срока его полезного использования (далее – СПИ).
В разных вариантах учета порядок списания мебели отличается.
В настоящее время все еще применяют в учете ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01. Но начиная с отчетности за 2021 год, место ПБУ 5/01 необходимо использовать ФСБУ 5/2019 “Запасы”. Данный стандарт можно начать использовать и ранее, как указано в п. 2 приказа Минфина от 15.11.2019 № 180н.
Также см. “Как применять новый стандарт бухучёта «Запасы» с 2020 года“.
Далее рассмотрим учет мебели в составе ОС и МПЗ.
С какими счетами корреспондирует счет 10
Счет 10 может корреспондировать со следующими счетами:
По дебету счета 10 в кредит счетов:
- Сч. 10 — при передаче материалов между складами;
- Сч. 15 — при приобретении материалов с использованием в учете счетов 15, 16;
- Сч. 20 — при оприходовании материалов от основного производства;
- Сч. 23 — при оприходовании материалов от вспомогательного производства;
- Сч. 25 — при оприходовании материалов, возникших при осуществлении общепроизводственных расходов;
- Сч. 26 — при оприходовании материалов, возникших при осуществлении общехозяйственных расходов;
- Cч. 28 – при оприходовании в качестве материалов неисправимого брака;
- сч. 29 — при оприходовании материалов от обслуживающих хозяйств;
- сч. 40 — при корректировке фактической себестоимости;
- сч. 41 — при переводе приобретенных для перепродажи товаров в материалы;
- сч. 43 — при переводе готовой продукции в материалы;
- сч. 44 — при оприходовании материала, возникшего при осуществлении расходов на продажу;
- сч. 60 — при поступлении материалов от поставщиков;
- сч. 66 — при поступлении материалов в виде краткосрочных товарных кредитов или займов;
- сч. 67 — при поступлении материалов в виде долгосрочных товарных кредитов или займов;
- сч. 68 — в части сборов или налогов, относимых на стоимость материалов;
- сч. 71 — при поступлении материалов от подотчетных лиц;
- сч. 75 — при внесении долей учредителями материалами;
- сч. 76 — при поступлении материалов от прочих поставщиков, включения стоимости услуг в цену материалов и т. д.
- сч. 79 — при поступлении материалов из филиалов или головных подразделений;
- сч. 80 — при внесении вкладов участников товарищества материалами;
- сч. 86 — при поступлении материалов в качестве целевого финансирования;
- сч. 91 — при поступлении материалов при разборе объектов ОС;
- сч. 97 — корректировка стоимости материалов, отнесенных на расходы будущих периодов;
- сч. 99 — при оприходовании материалов, возникших по причине чрезвычайных обстоятельств.
Вам будет интересно:
Счет 28 в бухгалтерском учете: как учитывается брак в производстве, характеристика счета, проводки
По кредиту счета он корреспондирует с дебетом следующих счетов:
- сч. 08 — при списании материалов на подготовку к эксплуатации внеоборотных активов, капитальном строительстве и т.д;
- сч. 10 – при передаче материалов между складами;
- сч. 20 — при отпуске материалов на основное производство;
- сч. 23 – при отпуске материалов на вспомогательное производство;
- сч. 25 – при отпуске материалов на общепроизводственные нужды;
- сч. 26 – при отпуске материалов на общехозяйственные нужды;
- сч. 28 — при отпуске материалов на исправление брака;
- сч. 29 – при отпуске материалов в подсобные хозяйства;
- сч. 44 — при отпуске материалов на расходы на продажу;
- сч. 45 — на сумму отгруженных материалов, выручка за которые еще не признана в бухучете;
- сч. 76 — при выбытии материалов прочему контрагенту;
- сч. 79 — при передаче материалов в филиалы или головные подразделения;
- сч. 80 — при погашении доли товарища материалами;
- сч. 91 — при списании стоимости материалов при их выбытии;
- сч. 94 — при обнаружении недостачи материалов;
- сч. 97 — при отнесении стоимости материалов на будущие расходы;
- сч. 99 — при списании материалов на чрезвычайные обстоятельства.
Примеры операций и проводок по 14 счету
Пример 1. Уценка товаров
Допустим, ООО «Примъ» была приобретена группа товаров, стоимостью 23 000 руб. По итогам 3 квартала 2021 года была произведена их уценка, в связи с потерей товарного вида до 18 000 руб. В марте 2021 года было реализовано 8 шт. за 14 400 руб.
Таблица проводок по 14 счету при уценке товаров в ООО «Примъ»:
Дт | Кт | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
60 | 41.01 | 23 000 | Товары приняты к учёту | Товарная накладная |
91.02 | 14.01 | 5 000 | Резерв под снижение стоимости создан | Приказ руководителя, Бухгалтерская справка |
99 | 68.04.2 | 1 000 | Постоянное налоговое обязательство | Бухгалтерская справка |
62.01 | 90.01.1 | 14 400 | Отражена выручка по реализации товаров | Товарная накладная |
90.03 | 68 НДС | 2 197 | Начисление НДС с реализации | Счёт-фактура |
90.02.1 | 41.01 | 18 400 | Отражено списание себестоимости | Товарная накладная |
14 | 91.02 | 4 000 | Списание суммы резерва | Бухгалтерская справка |
68.04.2 | 99 | 800 | Постоянный налоговый актив | Бухгалтерская справка |
Счет 02 Амортизация основных средств
Амортизацию ОС можно начислить следующими способами:
- линейным способом;
- способом уменьшаемого остатка;
- способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Выбранный способ закрепляется в учетной политике. Можноиспользовать разные способы амортизации к различным группам однородных основныхсредств.
Амортизация начисляется ежемесячно начиная с месяца,следующего за тем, в котором имущество было принято к учету в качествеосновного средства.
Суммы начисленной амортизации списываются на расходы пообычным видам деятельности, это:
Дебет 20,23,25,26,29 — Кредит 02.
Либо включаются в состав прочих расходов (если объектнепроизводственного характера или предназначен для сдачи в аренду, если арендане является обычным видом деятельности):
Дебет 91-2 — Кредит 02.
Если основное средство используется, для создания,модернизации или реконструкции другого внеоборотного актива, то:
Дебет 08 — Кредит 02.