Акт приёма-передачи товара: в каких случаях и как составлять

Целью данного акта является подтверждение события передачи определенного товара от одного человека или организации другому. Чаще всего основой для акта является заключенный договор комиссии или ответственного хранения.

Продажа товара, как правило, сопровождается только товарной накладной под номером ТОРГ-12, в том случае, если условия не предписывают необходимости подписания акта.

Файлы для скачивания:

В 2021 году составить акт приема передачи нужно, чтобы зафиксировать передачу ценностей от одной стороны к другой. Унифицированного бланка акта нет, компании вправе разработать его самостоятельно. В статье вы найдете образец акта приёма-передачи товара в 2021 году. Ниже читайте подробнее как это сделать.

Индивидуальные условия заключения акта

В отдельных случаях организации или лица, составляющие акт, могут изменять условия по собственному усмотрению. Все условия призваны для исключения претензий обеих сторон, поэтому в акт могут вноситься дополнительные пункты, позволяющие сохранить товар в первоначальном виде, и не допустить убытка. С этими условиями должны ознакомиться и согласиться все участники, подписывающие акт.

Еще один случай, когда составление акта по приему-передаче товара неминуемо – его отправка на ответственное хранение. Здесь акт создается для того, чтобы зафиксировать внешний вид, состояние, технические характеристики передаваемых материальных ценностей, а также обозначить условия их хранения и назначить сотрудника, ответственного за сохранность.

В каких случаях необходим акт приёма-передачи

Приём товара только по накладной формы ТОРГ-12 предполагает, что перечисленная в ней продукция поставлена и соответствует указанному в документах количеству. Однако нередки ситуации, когда фактический объём товара отличается от заявленного, пришёл не тот груз, который требуется, или партия оказалась бракованной. Чтобы предъявить претензии поставщику, эти факты необходимо зафиксировать надлежащим образом, а именно, оформив акт приёма-передачи с констатацией всех обнаруженных несоответствий.

Некоторые виды продукции (например, оборудование) всегда передаются по акту, поскольку этого требует сам процесс их приёмки: осмотр, проверка работоспособности и т.д. Если товар отправляется на ответственное хранение, акт составляется с целью описать состояние сдаваемых ценностей, определить условия их содержания и назначить материально-ответственное лицо.

Заключая контракт на поставку, стороны могут сами включить в него пункт об обязательном подписании документа о приёмке товара в момент его передачи заказчику.

Документы вместо акта: есть ли альтернативные варианты

Если договор купли-продажи – это обязательный документ, который удостоверяет соглашение сторон, определяет их права, обязанности, порядок возможного досудебного урегулирования разногласия и другие важные моменты, то вместо акта можно составить товарную накладную. По сути, документ должен содержать те же самые сведения:

  • сведения о сторонах;
  • сведения о товаре;
  • даты, ФИО, наименования организаций, подписи.

Таким образом, факт передачи товарных ценностей от одной стороны другой может подтверждаться одним из двух документов (на выбор самих сторон) – либо актом, либо накладной. В юридическом смысле они выполняют сходные роли.

Нередко полагается, что акт можно составить и вместо основного договора купли-продажи, что является заблуждением. На самом деле договор – это основная бумага, подтверждающая условия соглашения, предмет, права и обязанности и т.п. Акт является только приложением к договору, т.е. неотъемлемой его частью, но никак не может заменить базовое соглашение.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. В некоторых случаях составление акта обязательно, поскольку в документе крайне важно отразить описание конкретных претензий или отсутствие таковых. Например, когда приобретается сложное оборудование, механизмы и другие технические устройства, альтернативы акту нет.

Таким образом, составление акта при приеме-передаче товаров – это гарантия того, что стороны действительно согласовали свои действия и осуществили приемку в полном соответствии с договором, без претензий друг к другу.

Как составить акт передачи товара

Акт приёма-передачи товара обычно прилагается к договору поставки как его неотъемлемая часть. Типовая форма акта содержит следующие данные:

  • название документа;
  • дата и место оформления;
  • информация о сторонах сделки с реквизитами, адресами и контактами;
  • ФИО ответственных лиц, их паспортные данные, на каком основании представляют стороны;
  • номер и дата договора, по которому осуществляется поставка;
  • перечень передаваемых ценностей с указанием ассортимента и количества;
  • качественные характеристики товара;
  • итоговая сумма по стоимости;
  • наличие/отсутствие дефектов продукции;
  • подробный список обнаруженных недостатков;
  • претензии по результатам процедуры приёмки.

По согласованию сторон в акте могут быть отражены и другие вопросы:

  • условия оплаты поставленной партии товара (полная или частичная предоплата, расчёты после получения груза);
  • сроки окончательных расчётов, номера и даты платёжных документов по авансам;
  • вынесение определённых товарных групп, конкретных позиций в отдельные акты.

По какой форме его составлять

Унифицированная форма акта приема-передачи материальных ценностей не утверждена, в организации ее разрабатывают самостоятельно. Принятый в организации бланк следует утвердить в учетной политике для целей бухгалтерского учета на основании рекомендаций Минфина, изложенных в Информации №ПЗ-10/2012. Бланк может являться неотъемлемой частью договора, приложением к нему, в этом случае он обязателен для каждой из сторон, вне зависимости от утвержденного в ее учетной политике бланка.

Как правильно оформить акт приёма-передачи

Поскольку акт – документ двусторонний, на нём должны присутствовать подписи представителей и поставщика, и получателя груза. Прежде чем начинать приёмку товара, необходимо убедиться, что лица, присутствующие от каждой из сторон, имеют полномочия визировать передаточный акт. Подтверждением могут служить:

  • доверенность, выданная работнику фирмы руководителем;
  • приказ о назначении на должность с правом действовать от имени организации;
  • нотариально заверенное поручение для физического лица, представляющего сторону сделки.

Чтобы документально оформить факт получения продукции по договору, необходимо:

  1. и привести его в соответствие с условиями поставки: убрать ненужную информацию, внести пункты, предусмотренные договором.
  2. Как правило, приёмка товара происходит в складских условиях, поэтому подготовленный бланк для ручного заполнения лучше заранее распечатать в 2 экземплярах.
  3. Провести необходимые мероприятия: внешний осмотр, пересчет, взвешивание, сверку позиций и т.д., в зависимости от вида продукции и особенностей установленной процедуры приёма-передачи.
  4. Зафиксировать все обнаруженные дефекты в присутствии представителя поставщика, внести их перечень в акт.
  5. Сформулировать суть претензий, если их нет – подтвердить это письменно: «претензий не имеем».
  6. Согласовать содержание документа, проверить корректность его заполнения.
  7. Скрепить акт подписями и печатями сторон.

Неточности, помарки и ошибки в передаточных документах недопустимы. Если в акте обнаружена ошибка, его нужно переделать до момента подписания.

Акт приёма-передачи, констатирующий, что товар доставлен с нарушениями, с нареканиями по качеству – основание для составления претензионного письма в адрес продавца с требованием замены партии, денежной компенсации. Отправка бракованной продукции поставщику осуществляется по акту возврата (форма ТОРГ-2) с указанием причины обратной отгрузки и детальным описанием всех изъянов.

Если груз был утерян или повреждён во время транспортировки, вопрос с возмещением убытков решается на основании контракта – предусмотрено ли в нем возмещение убытков в таких случаях.

Чтобы правильно составить документ, скачайте образец акта приема-передачи товара .

Юридические тонкости

Существует ряд моментов, на которые следует обратить внимание перед составлением АПП на товары:

  1. Акт – это дополнение к договору, а не самостоятельный документ (с отсылкой). Если нет договора, то и акт утрачивает юридическую силу.
  2. Подписи сторон – обязательны. Иначе АПП нельзя считать заключенным. А вот печать организаций обязательной не является, можно обойтись и без неё.
  3. Акт приема-передачи составляется в 2-х экземплярах – по одному для каждой из заинтересованных сторон сделки.
  4. Дополнением к АПП могут быть разные приложения (условия хранения, сроки поставки).
  5. Взаимозачеты должны быть в рублях – но, если с одной стороны иностранная организация не на территории РФ, валюта может быть другой. Правда, в таком случае лучше прописать обе национальные денежные единицы.
  6. Срок хранения акта приема-передачи составляет 5 лет после года отчетности.

Итак, передаточный акт не всегда обязателен, но никто не запрещает его оформить. Он позволяет зафиксировать момент передачи товара от поставщика (производителю) к получателю (заказчику), а также служит доказательством на случай судебных разбирательств

Особенности оформления акта приёма-передачи в нетипичных случаях

Мы рассмотрели составление передаточного акта в случае прямой отгрузки от продавца покупателю на территории одной из сторон. Если в процессе доставки задействовано третье лицо, оно также становится заинтересованной стороной.

Документы на передачу товара, хранящегося на складе сторонней организации, заполняются в тройном экземпляре: для поставщика, заказчика и собственника складского помещения. Дополнительные копии актов могут потребоваться фирме-перевозчику, охранному предприятию, нанятому для сопровождения транспортировки, и т.д.

Отдельный вопрос – сдача продукции на ответственное хранение. В этом случае в качестве акта приёма-передачи товара оформляется документ на унифицированном бланке МХ-1, который подписывается двумя сторонами: собственником груза и принимающей организацией. Основанием для помещения товара на сторонний склад является договор ответственного хранения, определяющий количество и стоимость передаваемой продукции, число поставок и прочие условия.

Законодательство не предъявляет требований к наличию передаточного акта, если есть подписанная сторонами накладная на товар, однако этот документ при возникновении спорных ситуаций имеет юридическую силу в суде.

Общие правила, касающиеся приемки товаров


При получении заказанной продукции на предприятии или в магазине проводится ее приемка. Это процесс, который состоит из таких этапов:

  • проверка качества, количества и комплектности полученных изделий;
  • оформление необходимых подтверждающих документов;
  • принятие продукции на учет.

Все действия по проверке поставки проводятся опытными сотрудниками, на которых возлагается материальная ответственность. Они должны владеть нормативной базой относительно сроков и правил принятия изделия, разбираться в показателях качества и количественной оценке продукта, уметь правильно составлять требуемую документацию. Если процедура приемки по качеству и комплектности проведена небрежно или с нарушениями, то шансы предъявить обоснованные претензии транспортным компаниям или изготовителям резко уменьшаются.

Получая груз, ответственное лицо обязано удостовериться, что характеристики изделия (цена, количество, наименование), указанные в сопроводительных документах, соответствуют реальному положению вещей. К грузу по договору поставки могут прилагаться такие бумаги:

  • Накладная товарная. Используется для оформления реализации продукции сторонним организациям. Один ее экземпляр остается у поставщика, другой – передается покупателю для принятия на учет.
  • Накладная товарно-транспортная. Как правило, применяется при доставке с помощью автомобильного транспорта и составляется в 4 экземплярах. Включает в себя два раздела: товарный (регламентирующий взаимоотношения между получателем и отправителем) и транспортный (определяет отношения транспортного предприятия с грузоотправителем). Одна копия нужна для оприходования груза в магазине или на складе.
  • Счет. Выдается фирмой, поставившей изделие, и является основанием для перечисления денег, поскольку удостоверяет цену и факт поставки продукции.
  • Счет-фактура. Отличается от обычного счета тем, что содержит детальную информацию о каждом виде продукции (название, цену каждого вида продуктов, номера транспортных документов, общая сумма к оплате). Со счетом-фактурой удобно работать, если перечень наименований поставляемой продукции обширен.

Кроме того, нужно изучать содержимое и других бумаг, в частности, о сертификации (для тех видов изделий, которые должны сертифицироваться) и сроках годности (если он обязательно должен присутствовать).

Если никаких проблем не возникло, представитель получателя подписывает сопроводительные документы и ставит на них круглую печать.

Иногда приходится слышать дискуссии о том, приемка и оприходование – это одно и то же или нет. Существуют разные мнения на этот счет. Одни специалисты утверждают, что это тождественные понятия, поскольку результатом их проведения становится увеличение количества остатка продукции на складах. Другие говорят, что когда товар принимается, то это подтверждается приходной накладной, свидетельствующей о том, что это изделие или материал куплено у конкретного продавца. По результатам либо происходит перечисление денег на счет поставщика, либо изделия возвращаются. Оприходование – это составная часть инвентаризации, когда неучтенные, но имеющиеся в наличии товары ставятся на приход. Поэтому делается вывод, что приемка товара на склад подтверждает приобретение продукта, а оприходование проводится лишь в случае выявления неучтенного груза на складе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]