Новые федеральные стандарты. ФСБУ в 2021 году
Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора (далее Стандарты) были утверждены приказами Минфина РФ:
- № 274н от 30.12.2017 — «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
- № 275н от 30.12.2017 — «События после отчетной даты».
- № 278н от 30.12.2017 — «Отчет о движении денежных средств».
- № 32н от 27.02.2018 — «Доходы».
- № 122н от 30.05.2018 — «Влияние изменений курсов иностранных валют».
Проект еще одного Стандарта «Выплаты персоналу» был размещен на официальном сайте 13 декабря 2021 и до настоящего времени приказом Минфина не утвержден.
На «Клерке» есть справочник со всеми ФСБУ для госсектора: там уже вступившие в силу в 2021 году, 2019 году и те, которые предстоит применять с 2021 года.
Влияние изменений курсов иностранных валют
Действующие нормы по ведению бухучета устанавливают, что любая операция хозяйственной жизнедеятельности субъекта отражается в учете в рублевом эквиваленте. То есть если операцию совершили в иностранной валюте, то сумму необходимо пересчитать. Порядок и правила пересчета закрепляют ФСБУ.
Новый стандарт устанавливает методы и порядок пересчета стоимости активов и обязательств, предусмотренные для заграничных российских учреждений. Также положения закрепляют правила отражения данных сведений в отчетности организаций бюджетной сферы.
ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»
Рассматриваемый Стандарт устанавливает единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок.
Стандарт раскрывает такие понятия, как перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, оценочное значение, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Учетную политику, как и сейчас, учреждения будут составлять самостоятельно, исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. При этом учреждения смогут также следовать учетной политике учредителя. Состав учетной политики должен соответствовать требованиям п. 9 Стандарта. Указанный пункт имеет сходства с п.6 Инструкции № 157, в связи с чем состав разделов учетной политики пересматривать нет необходимости.
Оценочное значение — это рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухучета и отражаемого в бухгалтерской отчетности, когда отсутствует точный способ его определения.
К оценочным значениям относятся:
1. Сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов.
2. Величины оценочных резервов.
3. Величины амортизационных отчислений.
4. Величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.
5. Иные значения показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа его определения.
Изменение оценочного значения нельзя признать изменением учетной политики, а также исправлением ошибки. Оно отражается в бухгалтерской отчетности перспективно. Однако изменение метода определения оценочного значения — это уже изменение учетной политики. Его следует раскрывать в отчетности.
Что изменилось в правилах отнесения активов к запасам
Запасы — это активы, которые «оборачиваются» в течение среднего операционного цикла компании, либо используются за период меньше 12 месяцев. Критерий, связанный со временем — новый, в прежних правилах работы с запасами (ПБУ 5/01) его не было.
Как и раньше, к запасам относятся товары, готовая продукция, сырье, материалы, топливо, инструменты.
Кроме того, теперь в запасы включены несколько новых категорий (п. 3 ФСБУ 5/2019):
- Незавершенное производство (НЗП), т.е. затраты на изготовление продукции, произведенные до окончания всех технологических процессов или до приемки изделия. Также к НЗП относятся затраты на работы и услуги до их завершения и подписания заказчиками актов.
- Объекты недвижимости, которые организация купила, построила (или строит) для перепродажи.
- Объекты интеллектуальной собственности, которые организация создала (или создает) для перепродажи. Это могут быть, например, компьютерные программы или произведения искусства.
Чтобы к запасам можно было отнести активы из п. 2 и 3, торговля недвижимостью или интеллектуальной собственностью должна относиться к обычным видам деятельности компании.
Кроме того, из запасов исключена одна «специфическая» категория — малоценные основные средства (ОС). Речь идет об основных средствах, которые стоят меньше определенного лимита, установленного в организации. Так как одна из характеристик основного средства — срок использования свыше 12 месяцев, то их теперь в принципе нельзя отнести к запасам, вне зависимости от стоимости.
По «старому» ПБУ 6/01 «Основные средства», которое еще действует в 2021 году этот лимит может составлять до 40 тыс. руб. Новые правила бухучета ОС (ФСБУ 6/2020) позволяют компаниям определить любой «порог» для отнесения актива к основным средствам.
ФСБУ 6/2020 будет обязательным к применению с 2022 года, но добровольно его можно использовать и в 2021 году. Однако в любом случае, основные средства, стоимость которых ниже установленного компанией лимита, с 2021 года нельзя относить к запасам. Стоимость приобретения таких объектов нужно сразу списать на затраты (п. 5 ФСБУ 6/2020 или п. 3 ФСБУ 5/2019).
Отражение исправлений ошибок в бухгалтерской отчетности
В учетной политике учреждению необходимо указать допустимые способы исправления ошибок, чтобы у проверяющих не возникало по ним вопросов.
Корректировать уже утвержденную и сданную отчетность нельзя. Все исправления необходимо вносить в отчет за тот период, в котором была выявлена ошибка. Например, если в III квартале 2021 г. вы обнаружите, что неправильно отразили обороты по счетам в I квартале того же года, то отчетность с исправлениями нужно будет представить за III квартал.
Таблица 1 «Порядок исправления ошибки в бухгалтерской отчетности»
Период обнаружения ошибки | Правила исправления ошибки |
Выявлена в ходе осуществления внутреннего контроля после даты подписания отчетности, но до предельной даты ее представления. | 1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на последнюю отчетную дату отчетного периода. 2. Уточнить отчетность. |
Выявлена в ходе камеральной проверки отчетности после предельной даты представления отчетности, но до даты принятия уполномоченным органом | 1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на конец отчетного периода. 2. Исправить отчетность. Основанием исправления указать: решение уполномоченного органа. |
Выявлена в ходе внутреннего и внешнего контроля, аудита после даты принятия отчетности, но до даты ее утверждения. | 1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на конец отчетного периода. 2. Исправить отчетность. Основанием исправления указать: решение уполномоченного органа. |
Если ошибка, допущенная при отражении операций в учете, обнаружена в текущем году, то ее исправить несложно, необходимо руководствоваться действующими правилами.
Старые ошибки исправить сложнее. Если год закончился и отчетность утверждена, то счета, финансового результата текущего года (401.10 и 401.20), уже сведены на счет 401.30. В течение года счет 401.30 применять для создания корректирующих проводок, относящихся к прошлым отчетным периодам, нельзя.
В зависимости от характера и периода ошибки исправления нужно вносить с использованием специальных новых счетов.
Таблица 2 «Исправление старых ошибок»
Период ошибки | Исправляем | ||
Финансовый результат | Консолидируемые расчеты | Иное | |
Год, предшествующий отчетному | 401.18 401.28 | 304.84 | 304.86 |
Более ранние годы | 401.19 401.29 | 304.94 | 304.96 |
В пояснениях к годовой отчетности необходимо раскрыть:
- информацию в отношении изменения учетной политики;
- сведения об изменении оценочного значения;
- информацию об ошибках предшествующих годов.
Затраты по заимствованиям
Принятые бухгалтерские изменения на 2021 год устанавливают единые правила признания затрат по государственным и муниципальным долгам публично-правовых образований и заимствованиям бюджетных и автономных учреждений. Определены общие требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской отчетности.
Затраты по долговым обязательствам бюджетных и автономных учреждений по новому ФСБУ делятся так:
- процентные расходы по долгосрочным обязательствам;
- прочие затраты по долговым обязательствам.
Расходы учитывают обособленно по каждой категории. Изначально прочие затраты признаются в составе расходов будущих периодов — по счету 0 401 50 000. Затем их включают в состав капитальных вложений или относят к расходам текущего периода.
ФСБУ «События после отчетной даты»
Событиями после отчетной даты признаются факты хозяйственной жизни учреждения, которые:
- оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения;
- произошли в период между отчетной датой и датой подписания отчетности.
Поступление после отчетной даты первичных учетных документов по уже возникшим в отчетном периоде фактам хозяйственной жизни не является событием после отчетной даты. Факты хозяйственной жизни признают в бухучете в момент их возникновения. Если эти документы поступили до даты подписания отчетности, зарегистрировать их в отчетном периоде — обязанность учреждения.
Стандарт «События после отчетной даты» устанавливает:
- классификацию фактов хозяйственной жизни — событий после отчетной даты;
- правила отражения в бухучете указанных фактов хозяйственной жизни;
- правила раскрытия информации о событиях после отчетной даты при составлении и представлении отчетности.
События после отчетной даты, информация о которых является существенной, учреждение определяет самостоятельно.
События после отчетной даты делятся на два вида:
События, подтверждающие условия деятельности:
- выявление документов, подтверждающих наличие у дебиторской задолженности признаков безнадежности к взысканию, если на отчетную дату в ее отношении уже принимались меры по взысканию (смерть физлица-должника или ликвидация организации-должника);
- завершение после отчетной даты гос. регистрации права собственности, инициированной в отчетном периоде;
- изменение после отчетной даты кадастровой оценки нефинансового актива.
События, указывающие на условия деятельности, признают:
- принятие решения о реорганизации или ликвидации учреждения, о котором не было известно по состоянию на отчетную дату;
- существенное поступление или выбытие активов по операциям, инициированным в отчетном периоде.
События в зависимости от вида отражаются в учете по-разному.
Событие, подтверждающее условия деятельности, показывают последним днем года по правилам отражения исправлений ошибок.
Событие, свидетельствующее об условиях деятельности, — путем выполнения записей в периоде, следующем за отчетным.
Если отчетность сдана, но еще не утверждена, то по решению учредителя обнаруженная ошибка может быть исправлена последним днем отчетного периода.
Что изменилось в порядке списания запасов
Порядок списания стоимости запасов в новом стандарте принципиально не изменился. Компании так же, как и ранее, могут выбирать один из трех методов:
- Оценивать себестоимость каждой единицы запаса отдельно.
- Списывать запасы по средней себестоимости.
- Использовать метод ФИФО, т.е. начинать списывать запасы по ценам активов, приобретенных ранее всего. В этом случае условно предполагают, что для производства и иных целей в первую очередь используют запасы, купленные раньше других.
Появилось новое условие для списания запасов. Теперь их можно списывать не только при продаже или ином выбытии, но и в случае, когда организация решит, что от конкретного вида активов в будущем нельзя ожидать экономической выгоды (пп. «в» п. 41 ФСБУ 5/2019).
ФСБУ «Отчет о движении денежных средств»
Стандарт устанавливает общие требования, термины и методические основы формирования данного отчета.
Форма отчета и порядок ее заполнения для казенных учреждений (ф.0503123) закреплены в Инструкции № 191н, для бюджетных и автономных учреждений (ф. 0503723) и порядок заполнения — в Инструкции № 33н.
Как и сейчас, отчет необходимо будет составлять в разрезе кодов КОСГУ на основании аналитики по видам поступлений и выбытий, которые отражены в бухучете.
Поступления и выбытия денег и их эквивалентов разделены на денежные потоки от операций:
- текущих;
- инвестиционных;
- финансовых.
Текущие операции — это операции, связанные с реализацией учреждением возложенных на него полномочий или функций.
Например, денежными потоками учреждения от текущих операций признают:
- по поступлению — доходы от использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, доходы от оказания платных услуг, в том числе субсидии на выполнение государственного или муниципального задания;
- по оплате — расходы на оплату труда, на приобретение товаров (работ, услуг) и материальных запасов, на уплату налогов, сборов, взносов.
Денежные потоки учреждения от инвестиционных операций:
- по поступлению — реализация основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, возврат предоставленных займов;
- по выбытию — приобретение основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, предоставление займов.
Финансовые операции — это операции, которые приводят к изменению размера и состава заемных средств учреждения.
Денежные потоки, которые не могут быть однозначно классифицированы, следует признавать денежными потоками от текущих операций.
Денежные потоки от различных типов операций в отчете нужно показывать отдельно друг от друга. Причем, если платеж или поступление от одной хозяйственной операции состоит из денежных потоков от разных типов операций, их тоже надо разделять. Например, если возврат займа и уплата процентов проходят одной суммой, то погашение основного долга отражают в составе денежных потоков от финансовых операций, а процентов — в составе текущих операций.
При формировании отчета необходимо учитывать также следующие особенности:
- денежные потоки необходимо отражать как чистые поступления или выбытия денежных средств, то есть с учетом возвратов, произведенных в отчетном периоде;
- величину денежных потоков в инвалюте следует пересчитывать в рубли на дату осуществления или поступления платежа.
Что изменилось в оценке запасов, созданных самой организацией
В новом стандарте подробно расписан порядок оценки запасов, которые организация создала сама (п. 23 — 27 ФСБУ 5/2019). Речь идет о готовой продукции (ГП) и незавершенном производстве (НЗП).
При оценке ГП и НЗП следует учитывать, как прямые затраты, которые можно отнести на конкретные изделия, так и косвенные, которые распределяются по выбранному организацией способу.
В массовом и серийном производстве допускается использовать упрощенные способы оценки ГП и НЗП:
- Только по прямым затратам без учета косвенных.
- На основе плановых затрат.
При единичном производстве НЗП следует оценивать только по фактическим затратам.
В новом стандарте отдельно регламентирован порядок оценки запасов, которые могут «появиться» у организации в результате демонтажа или ремонта основных средств (п. 16 ФСБУ 5/2019). В этом случае в качестве себестоимости полученных запасов нужно принять наименьшую из двух величин:
- Стоимость таких же запасов, которые организация покупает или создает в рамках обычной деятельности.
- Сумма балансовой стоимости списанных ОС и затрат на демонтаж и извлечение материальных ценностей, пригодных для дальнейшего использования.
Аренда
Если учреждение арендует имущество или сдает основные средства в аренду, такие операции следует проводить в соответствии с новым федеральным стандартом. Чтобы правильно отразить операции в учете, необходимо определить, к какой категории относится аренда: к операционной (нефинансовой) или к неоперационной (финансовой).
Имущество, полученное по неоперационной сделке, учитывают в составе основных средств бюджетного учреждения. Одновременно к учету принимают и денежное обязательство в сумме кредиторской задолженности по арендной плате.
Не применять эти правила учреждение вправе, если государственной организации предоставляют активы во временное владение или пользование. Например, биологические или нематериальные активы во временном пользовании.