Действующее налоговое законодательство предусматривает обязанность собственников земельных участков уплачивать земельный налог. Плательщиками данного налога признаются физические и юридические лица, которые владеют земельным участком на праве собственности, праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Кроме того, обязанность по уплате данного налога возникает у арендаторов земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности.
Кто должен платить
Платить в бюджет рассматриваемый вид отчисления должны все частные лица и организации, владеющие участками земли. Периодичность поступления средств в бюджет от физлиц – 1 раз в год.
По общему правилу оплата по установленной налоговой ставке земельного налога происходит при соблюдении 3-х условий:
- Недвижимость признана Земельным кодексом РФ.
- Владелец имеет правоустанавливающие документы.
- Земля числится в кадастре.
Разумеется, плательщики должны соблюдать сроки внесения платежей, которые:
- прописаны в законе (юрлица);
- указаны в документе из ИФНС (физлица).
Платить налог на землю должен только владелец этого имущества. За временное пользование денежные средства в бюджет отчислять не нужно.
Финансовые обязательства перед казной наступают с момента регистрации земельной недвижимости.
Позиция налогового органа
Инспекция указывает, что пониженная ставка налога 0,3 процента применяется лишь в отношении земельных участков, сведения о разрешенном использовании которых в качестве земель сельскохозяйственного назначения содержатся в государственном кадастре недвижимости. Поскольку в 2013 году, за который налогоплательщиком предоставлена налоговая декларация, земельный участок имел разрешенное использование для производственных целей, и вид разрешенного использования этого земельного участка был изменен лишь в 2014 году, то в спорном налоговом периоде для исчисления налога должна была быть использована ставка налогообложения 1,5 процента, предусмотренная для прочих земельных участков.
Кто устанавливает
Теперь о том, кто устанавливает ставки земельного налога. Регулировать их величину вправе местная власть. Размер может быть минимальным, средним и максимально допустимым Налоговым кодексом РФ. При этом чиновники всегда учитывают особенности местности.
Базовые ставки земельного налога устанавливаются Налоговым кодексом. И на его основе – законодательством г. Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, а также представительными органами муниципальных образований. Правила и сроки оплаты регулируют тоже местные администрации и власти городов федерального назначения.
ТОЧКА ОТЧЕТА
Здоровенко А. О. консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению ООО «Азъ-Консультант», член Палаты налоговых консультантов
Земельный налог за 2013 год
У плательщика земельного налога могут возникнуть сложности с налоговой базой, если в течение налогового периода произошла смена разрешенного вида использования земельного участка, что привело к изменению его кадастровой стоимости.
Для признания организации плательщиком земельного налога в отношении нее должно соблюдаться выполнение двух критериев: во-первых, земельный участок должен являться объектом налогообложения данным налогом, а во-вторых, он должен находиться у организации на праве собственности (п. 1 ст. 388 НК РФ).
ВАЖНО В РАБОТЕ
Применение УСН не является основанием для освобождения организации от уплаты земельного налога. Соответственно, организации, применяющие УСН, уплачивают земельный налог и отчитываются по нему на общих основаниях.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могли до 01 июля 2012 года иметь земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаваясь плательщиками земельного налога в отношении таких участков. Но теперь данное право должно быть переоформлено на право аренды участков либо земля должна быть приобретена в собственность до указанной даты (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ). Если этого не было сделано в утвержденный срок, такая организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 7.34 КоАП РФ. При этом нарушение норм Земельного кодекса РФ не освободит организацию от обязанности уплаты земельного налога.
Компания не будет платить земельный налог, если она пользуется участком на праве аренды или безвозмездного срочного пользования (п. 2 ст. 388 НК РФ), а также если участок не является объектом обложения земельным налогом. Таковыми являются участки, изъятые или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, а также изъятые из состава земель лесного фонда (п. 2 ст. 389 НК РФ, п.п. 4, 5 ст. 27, и ст. 101, ст. 102 Земельного кодекса РФ).
Уплата земельного налога не ставится в зависимость от порядка учета участка, то есть независимо от того, учитывается он в составе основных средств или товарно-материальных ценностей, например, как это предусмотрено для налога на имущество организаций. Даже если участок приобретен для перепродажи, пока организация владеет им на праве собственности, она будет обязана уплачивать в отношении него земельный налог.
ПЕРВОИСТОЧНИК
Земельный налог относится к числу таких налогов, при исчислении которых необходимо руководствоваться не только Налоговым кодексом РФ, но и нормативными правовыми актами (законами) представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). На местном уровне определяются конкретные налоговые ставки в установленных пределах, порядок и сроки уплаты земельного налога, а также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Порядок расчета земельного налога
Налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость участка (п. 1 ст. 390 НК РФ). Кадастровая стоимость утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом она зависит не только от фактического месторасположения земельного участка, но и от вида разрешенного использования.
Для определения налоговой базы за соответствующий налоговый период берется кадастровая стоимость участка по состоянию на 01 января этого года (п. 1 ст. 391 НК РФ). Таким образом, для расчета земельного налога за 2013 год необходимо брать в расчет кадастровую оценку на 01 января 2013 года. Исключением является только образование земельного участка в течение текущего налогового периода. В данном случае берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на кадастровый учет.
Если кадастровая стоимость земельного участка на 01 января текущего налогового периода не установлена, на основании ст. 65 ЗК РФ и п. 13 ст. 3 Закона № 137-ФЗ для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (п. 7 постановления Пленума ВАС России от 23.07.2009 № 54, письмо Минфина РФ от 15.08.2012 № 03-05-05-02/85).
У налогоплательщика могут возникнуть сложности с налоговой базой, если в течение налогового периода произошло изменение разрешенного вида использования земельного участка, что привело к изменению его кадастровой стоимости. Как известно, кадастровая стоимость определяется в том числе с учетом вида его использования.
Контролирующие органы (см. письмо Минфина РФ от 13.03.2013 № 03-05-04-02/7507) с подачи арбитров (см. постановление Президиума ВАС России от 06.11.2012 № 7701/12) признали, что при изменении вида разрешенного использования земельных участков земельный налог должен исчисляться с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования. То есть с месяца, в котором произошло изменение вида разрешенного использования земельного участка, организация рассчитывает налог за оставшуюся часть года, взяв кадастровую стоимость по новому виду разрешенного использования участка. При этом стоит обратить внимание, что кадастровую стоимость надо брать по состоянию на 01 января налогового периода, а не на дату произошедших изменений.
ПЕРВОИСТОЧНИК
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата.
Исчислять земельный налог в отношении участка, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка, целесообразно с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в п. 7 ст. 396 НК РФ.
Статьей 394 НК РФ установлены предельные величины налоговых ставок. При этом для подавляющего большинства земельных участков она не может превышать 1,5%. Пониженная ставка в размере, не превышающем 0,3%, применяется в отношении участков сельскохозяйственного назначения, а также занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Если согласно действующему законодательству о налогах и сборах организация признается плательщиком земельного налога, расходы, понесенные ею в связи с его уплатой, учитываются при формировании налоговой базы по налогу, уплачиваемому при УСН с учетом положений гл. 26.2 НК РФ.
Конкретные налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом они могут устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории земель и разрешенного вида их использования (п. 2 ст. 394 НК РФ). Однако если налоговые ставки не определены на местном уровне, налогообложение производится по предельным налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 394 НК РФ.
У налогоплательщика также могут возникнуть сложности с определением налоговой ставки, если фактический вид использования земельного участка не соответствует виду, указанному в сведениях государственного земельного кадастра.
В этом случае ФНС настаивает на уплате земельного налога по ставке, которая соответствует установленному виду использования участка. В то же время плательщик может платить налог исходя из фактического использования земельного участка, если ему это выгодно. Так, в соответствии с правовой позицией, отраженной в постановлении Президиума ВАС России от 28.10.2010 № 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Если фактический вид использования земельного участка соответствует видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для этой территориальной зоны (п. 3 ст. 85 ЗК РФ), у налогоплательщика имеются документы, которые свидетельствуют об изменении целевого использования земельного участка. Причем это можно сделать не только в отношении всего земельного участка, но и если произошло изменение использования определенных частей земельного участка (постановление Президиума ВАС России от 20.11.2012 № 7943/12, решение Арбитражного суда Красноярского края от 22.08.2013 № А33-5297/2012).
ПЕРВОИСТОЧНИК
Сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему устанавливаются местными властями, и если в отношении срока уплаты авансовых платежей ограничений нет, то срок уплаты налога не может быть ранее срока представления налоговой декларации.
Порядок уплаты земельного налога
Для налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей в общем случае установлены отчетные периоды, по окончании которых необходимо уплачивать авансовые платежи (ст. 393, п. 1 ст. 397 НК РФ). Стоит обратить внимание на то, что отчетными периодами являются отдельные кварталы календарного года, а не период с начала года до окончания соответствующего квартала. Впрочем, на местном уровне для отдельных категорий налогоплательщиков может быть установлено право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи в течение налогового периода (п. 9 ст. 396 НК РФ).
Если плательщик владеет участком не весь налоговый период, то расчет земельного налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев владения земельным участком к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, то есть, например, 12 или 3.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Налоговая декларация по земельному налогу представляется только по итогам налогового периода. Налоговая декларация представляется не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При этом если возникновение права произошло до 15-го числа, этот месяц принимается за полный, если позже – данный месяц в расчетах не участвует. Противоположная ситуация возникает при прекращении прав владения земельным участком: если право прекращается до 15-го числа, то месяц не учитывается, если после, то месяц прекращения прав принимается за полный месяц (п. 7 ст. 396 НК РФ).
Налоговая декларация
Налоговая декларация подается по месту нахождения земельных участков, т.е. если участки находятся на территории муниципальных образований, подведомственных разным налоговым органам, в каждый из них должна быть подана декларация в отношении соответствующих земельных участков. При наличии у налогоплательщика нескольких участков, находящихся на территории одного муниципального образования, на каждый из них заполняется отдельный лист Раздела 2 налоговой декларации. Если земельные участки находятся на территориях нескольких муниципальных образований и в ведении одного налогового органа, представляется одна декларация с заполнением разделов декларации по соответствующим кодам ОКТМО (п. 2.11 Порядка, письмо ФНС России от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18585).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/[email protected]
Полное освобождение налогоплательщика от уплаты земельного налога в связи с применением льгот не освобождает его от представления декларации по земельному налогу (п. 2.13 Порядка заполнения).
Есть и еще ряд моментов, на которые стоит обратить внимание при заполнении налоговой декларации. Строка 060 заполняется только в том случае, если участок находится в общей долевой или совместной собственности, то есть долю, равную единице, указывать не следует (п. 5.8 Порядка).
Код льготы состоит из двух частей, но вторая часть заполняется только в случае, если первая содержит определенное значение. Так, вторая часть кода по строке 070 заполняется, если в первой части показателя указан код льготы 3022100; по строке 110 – 3022300; по строке 200 – 3022400; по строке 240 – 3022200; по строке 260 – 3022500 (п.п. 5.9, 5.13, 5.22, 5.26, 5.28 Порядка).
ПЕРВОИСТОЧНИК
Обязанность по исчислению и уплате земельного налога связана с наличием у организации документа, подтверждающего право собственности на земельный участок. При этом данная обязанность возникает с момента регистрации права собственности на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Во второй части показателя кода льготы по указанным строкам последовательно указываются номер, пункт, подпункт статьи нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, в соответствии с которым предоставляется соответствующая льгота (для каждой из указанных позиций отведено 4 знакоместа. При этом заполнение второй части показателя осуществляется слева направо, и если реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями).
По строке 160 указывается коэффициент Кв, который приводится в десятичных дробях с точностью до десятитысячных долей. Но если земельный участок находился в собственности в течение всего налогового периода, то «0» указывается только в третьей ячейке, т.е. строка будет заполнена так: «1,0—» (п. 5.18 Порядка).
Особенно внимательным надо быть при заполнении строк 180 и 190. Так, если в строке 180 указывается количество полных месяцев использования налогоплательщиком налоговой льготы, коэффициент Кл в строке 190 рассчитывается от количест-ва полных месяцев, в течение которых налоговая льгота отсутствует, т.е. данный коэффициент будет показывать долю налогового периода, когда льгота не применяется. Соответственно, если льготы нет, то Кл будет равен 1. В этом случае по строке 180 указывается «—», а по строке 190 – «1,0—».
ВАЖНО В РАБОТЕ
Исчисление суммы земельного налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Пример расчета земельного налога и заполнения налоговой декларации
ООО «Трубник» является небольшим производственным предприятием. В 2013 году владело на праве собственности тремя участками:
— № 1 кадастровый номер 63:01:0114008:555 кадастровой стоимостью 15 млн руб. На данном участке располагаются производственные цеха;
— № 2 кадастровый номер 63:01:0115001:505 кадастровой стоимостью 2,5 млн руб. Здесь располагалось офисное здание, которое находилось в общей собственности, в связи с чем ООО «Трубник» принадлежало 12/67 долей земельного участка. Данный участок был продан, регистрация перехода права собственности была осуществлена 06.09.2013;
— № 3 кадастровый номер 63:01:0114008:004 кадастровой стоимостью 3,5 млн руб. Участок был приобретен 12.07.2011. Здесь расположены новые производственные площади и офис компании.
ПЕРВОИСТОЧНИК
Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Все участки находятся на территории одного муниципального образования (в границах городского округа), подведомственной одному налоговому органу. В отношении земель, занимаемых в этом муниципальном образовании организациями производственного и непроизводственного назначения, налоговая ставка установлена в размере 1,3%. Код по ОКТМО муниципального образования, где расположены земельные участки, – 36701000001. Для всех предприятий промышленного назначения в отношении земель, отнесенных к производственным территориальным зонам, орган данного муниципального образования утвердил налоговые льготы в виде уменьшения исчисленной суммы налога в размере 10%. Под эту льготу подпадают участки №№ 1 и 3. Льгота установлена пп. 3.6 п. 4 ст. 5 нормативного правового акта представительного органа муниципального образования.
При указании КБК следует не ошибиться в его выборе, так как КБК, по которому следует уплатить земельный налог, зависит от ставки (пп.пп. 1 или 2 п. 1 ст. 394 НК РФ) и от типа муниципального образования. В рассматриваемом случае ставка установлена пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, а населенный пункт является городским округом, поэтому КБК 182 1 0600 110.
ПОЗИЦИЯ МИНФИНА
Если права на земельный участок перешли во второй половине месяца – после 15-го числа, то уплата земельного налога за этот месяц возлагается на прежнего собственника.
Участок № 2 был продан 06 сентября, т.е. до 15-го числа, следовательно, сентябрь не включается в расчет полных месяцев владения – компания владела им восемь месяцев. Также необходимо не забыть, что этот участок находится в общей собственности, поэтому при расчете налоговой базы учитывается только в отношении долей, принадлежащих компании.
Участок № 3 приобретен до 15-го числа, следовательно, июль будет считаться полным месяцем, таким образом, компания им владела полгода.
Земли участков №№ 1 и 3 принадлежат к категории земель в пределах населенных пунктов, отнесенных к производственным территориальным зонам. Код данной категории 003002000090. Участок № 2 не относится ни к одной из специальных категорий, выделенных в приложении № 5 к Порядку, поэтому он относится к прочим землям – код 003002000100.
Коды льгот содержатся в приложении № 6 к Порядку. При выборе строки налоговой декларации стоит строго придерживаться Порядка, т.к. разные виды льгот указываются в разных строках налоговой декларации. Указание льготы в строке, не предназначенной для нее, скорее всего, вызовет несоответствие сведениям, имеющимся у налоговых органов, что может повлечь необходимость представления пояснений в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ.
Используя исходные данные, заполним Раздел 2 для участка № 1. При этом расчетные показатели будут получены следующим образом.
Строка 130 = строке 050, т.к. участок принадлежит налогоплательщику полностью, а льготы отсутствуют.
Строка 170 = строка 130 х строка 140 х строка 160 = 15000000 руб. х 1,3% х 1 = 195000 руб.
Строка 250 = строка 170 х процент льготы = 195000 руб. х 10% = 19500 руб.
Строка 280 = строка 170 – строка 250 = 195000 руб. – 19500 руб. = 175500 руб.
Несколько иначе будет рассчитана налоговая база по строке 130 для участка № 2. В этом случае строку 050 необходимо умножить на строку 060, т.к. налогоплательщик владеет только долей земельного участка.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
С 01 января 2011 года организациям и ИП – плательщикам земельного налога не нужно представлять расчеты по авансовым платежам в течение налогового периода. Декларация по земельному налогу подается один раз в год не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим.
Учитывая, что декларация по земельному налогу представляется только по итогам налогового периода, а авансовые платежи уплачиваются каждый отчетный период, в Разделе 1 указываются не только суммы исчисленного (строка 021) и подлежащего уплате налога по итогам налогового периода (строка 030), но и суммы авансовых платежей за каждый отчетный период (строки 023, 025, 027).
Какие параметры влияют на налоговые ставки по земельному налогу
Рассматриваемый показатель зависит от разных факторов:
- категории земли;
- целевого назначения участка;
- расположения;
- общей площади (указывается в техпаспорте);
- разрешения на пользование имуществом;
- наличия/отсутствия льгот и др.
Если местные власти не утверждают точный размер налога для своей территории, то следует держать ориентир на конкретные ставки налога на землю. Устанавливаются они статьёй 394 НК РФ.
Налог за участок для жилищного строительства, но временно не осваиваемый владельцем (например, проводятся подготовительные или ремонтные работы), может оплачиваться по сниженному тарифу. Такое право предоставляет ст. 394 НК РФ и п. 8 постановления Пленума ВАС РФ 2009 года № 54.
Максимальные ставки земельного налога на 2017 год по НК РФ
Федеральное законодательство устанавливает лимиты, которые недопустимо превышать при определении процентной ставки налога. Так, допустимые размеры регулирует статья 394 НК РФ. Они зависят от рассмотренных выше параметров, а также отчасти – категории плательщика. Рассмотрим их более детально.
Базовые ставки налога на землю в 2017 году | |
Размер | Пояснение |
По НК РФ процентная ставка на земельный налог не может превышать 0,3% его кадастровой стоимости | Площадка обычно используется для: · возведения жилой недвижимости; · ведения сельского хозяйства; · выращивания растений или животных и др. К землям, предназначенным для таможенных целей, защиты государства и его безопасности, применяют аналогичные ставки земельного налога в 2021 году. |
Максимальная для физических и для юридических лиц ставка земельного налога в 2021 году – 1,5% | Приобретаемая земельная площадь может использоваться для: · производства; · возведения торговых площадок; · офисов. Важно понимать, что оплата налога происходит только за собственное имущество. Когда предприятие заключило договор аренды земли, налоговые отчисления продолжает совершать её владелец. Аналогичное значение ставки налога актуально во всех остальных случаях. |
При занятии сельскохозяйственной деятельностью величина налога на землю не может быть больше 0,3%.
Местные органы власти должны ориентироваться на представленные выше в таблице показатели, так как они не вправе превышать установленные Налоговым кодексом ставки земельного налога.
Недостатки нового принципа налогообложения
Недостатки эти напрямую относятся к определению кадастровой стоимости. Три года назад их было огромное множество. Оценщики с независимым должностным статусом, определяли цену, которая не имела определенных оснований: в учет не принимались даже такие важные факторы, как месторасположение участков и их отдаленность от местных инфраструктур. Такой подход взывал массу недовольства со стороны налогоплательщиков, так как расширял поле для недобросовестных манипуляций оценщиков. По сравнению с предыдущими годами, в 2016-ом владельцев участков наделят всеми необходимыми полномочиями, при помощи которых они будут способны доказать свою правоту (в том числе, путём обращения в суд).
Поправки, внесённые в законодательство о налогообложении земельных участков, вступают в свою законную силу уже этой весной. Льготы, установленные для налогоплательщиков, останутся прежними, но будут учитываться параметры имеющихся на участке построек.
На этом этапе большую роль играют полномочия и действия местных чиновников: они в праве снизить ставку, но никак не могут ее превысить, в связи с действием ограничения максимальной планки налога.
Не смотря на отдельные недостатки внесённых правок (возможность манипуляции местных властей и «оплатного» снижения ставки), новое законодательство более соответствует реалиям современного рынка земли и отвечает международным стандартам налогообложения.
Процентная ставка земельного налога в Москве
Рассматриваемый вид обязательного платежа регламентирует Законом № 74, который также устанавливает льготы и сроки оплаты.
Так, организации должны перечислить итоговый налог не позднее 01 февраля следующего года. В остальном порядок и требования совпадают с НК РФ.
Проценты по платежам для резидентов столицы представлены в таблице:
Налог на землю 2021 для физических лиц также предусматривает категории льготников:
- Пенсионеры
- Герои Советского Союза или России, или лица с орденом Славы 3х степеней.
- Лица с инвалидностью 1 или 2 группы или граждане, которые имеют инвалидность с детства.
- Участники Великой Отечественной Войны и прочие участники войны, имеющие соответствующий документ.
- Военные на пенсии по выслуге лет.
- Члены семей военных, имеющие льготы по потере кормильца.
- Граждане с лучевым заболеванием, получившие дозу радиации при ликвидации аварий техногенного характера.
Но льготник может получить вычет только на один объект, таким образом, закрывается лазейка для тех граждан, которые переоформляли недвижимость на своих родственников, которые имеют право на льготы, и подобным образом освобождали свою, зачастую дорогую недвижимость, от выплат.
Какие ставки земельного налога в Санкт-Петербурге
Как было сказано, выплачиваемую сумму налога, порядок и сроки регулирует местное законодательство. В питерском Законе № 617-105 отмечен перечень лиц, для которых предусмотрены различные привилегии. Например:
- пенсионеры, владеющие участком с площадью до 2,5 тыс. м2;
- чернобыльцы;
- некоторые виды экономических субъектов.
Размещённая ниже таблица показывает, какая налоговая ставка по земельному налогу действует в рассматриваемом регионе (выдержка из закона).
Как рассчитывать размер налоговых отчислений в 2021 году
Физическим лицам размер платежа определяют местные налоговые органы. Начисление они производят по итогам прошедшего года. Обычно действует такой способ расчета:
НАЛОГ ЗА ЗЕМЛЮ = СТАВКА × ЦЕНА ПО КАДАСТРУ × ПОЛНЫЕ МЕСЯЦЫ ВЛАДЕНИЯ В ГОДУ |
Что касается юрлиц, то они определяют размер авансовых платежей так:
АВАНС = СТАВКА × ЦЕНА ПО КАДАСТРУ × 1/4 |
Подробнее об этом см. «Авансовые платежи по земельному налогу: сроки уплаты в 2017 году».
Физическим лицам проще: ведь их не должно заботить, как определить налоговую ставку по земельному налогу. Они автоматом получают соответствующее уведомление из ИФНС. Хотя всегда не будет лишним перепроверить все исходные данные и расчеты налоговиков.
Кадастровую стоимость можно узнать в ЕГРН. Плательщику достаточно войти на соответствующий сайт и заполнить форму поиска. После сообщения кадастрового номера и идентификации объекта недвижимости предоставляется искомая информация. Остальные параметры участка указываются в технических документах.
Позиция налогоплательщика
Налогоплательщик ссылается на то, что спорный земельный участок находится в зоне, в которой разрешено использовать территории как хранилище фруктов, овощей, картофеля, зерна. А так как предприниматель использовал земельный надел как сельскохозяйственные угодья, а также хранил собранный урожай в построенных на земельном участке сооружениях, то при исчислении земельного налога можно использовать пониженную ставку.
Предприниматель указал, что занимается овощеводством, выращиванием зерновых и прочих сельскохозяйственных культур, а также выращиванием картофеля. Таким образом, его хозяйственная деятельность подтверждает, что спорный земельный участок использовался для сельскохозяйственных нужд. Это подтверждается тем фактом, что результаты финансово-хозяйственной деятельности были сформированы за счет реализации картофеля, это отражено в налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и книге учета доходов и расходов. Таким образом, спорный земельный участок использовался налогоплательщиком для ведения сельскохозяйственной деятельности, поэтому он правомерно применил пониженную налоговую ставку 0,3 процента вместо 1,5 процента, по которой налоговый орган доначислил ему налог.
Базовая величина
Многих, конечно, интересует, кем утверждается базовая ставка земельного налога, которая потом появляется в НК РФ. Так вот: рассматриваемая величина появляется с подачи Правительства РФ, а также профильных министерств и ведомств. Она зависит от:
- кадастровой характеристики участка;
- его площади;
- других особенностей земли.
Обычно базовая ставка действует:
- для земель, расположенных вне населенных пунктов;
- когда местная администрация не утверждает свою ставку.
Как узнать
Каждый плательщик может выяснить, какой процент ставки актуален для его населенного пункта. Есть 2 основных способа, как узнать ставку земельного налога:
- Лично посетить местную администрацию («земельный» отдел).
- Через официальный сайт Налоговой службы России www.nalog.ru.
Также см. «Электронные сервисы для бухгалтера на сайте ФНС: используем с умом».
Для определения ставки земельного налога в 2021 году необходимо знать категорию участка. Её указывают:
- кадастровом паспорте;
- правоустанавливающем документе на землю.
Также плательщик может сделать запрос в Росреестр для получения соответствующей выписки. Иногда так можно добиться и перерасчета ставки налога на землю в 2021 году в конкретном случае.
Если физлица узнают о размере налога на землю из уведомления от ИФНС, то ставка земельного налога для юридических лиц должна быть определена ими самостоятельно. Причём желательно не допустить ошибки, чтобы потом не пустить насмарку все расчеты авансов и итогового налога.
Логика изменения принципа расчёта размера налогообложения
Сумма оплаты в текущем году ориентирована на кадастровую имущественную стоимость, которая имеет максимальную приближенность к рыночной. Разница существенна: до этого был налоговый расчет относительно балансовой стоимости земли. У россиян была возможность платить довольно небольшую сумму, что не вызывало особых проблем.
Сумма налога, начиная с 2021 года, для рядового налогоплательщика ориентирована на кадастровую имущественную стоимость, которая имеет максимальную приближенность к рыночной.
На практике разница существенно заметна – ранее налоговый расчет производился, отталкиваясь от балансовой стоимости земли. Балансовая стоимость земельного участка может кардинально отличаться от стоимости рыночной. При этом такая разница обычно свидетельствует об уменьшенной стоимости земельного участка.
В соответствии с новым порядком налогоплательщики, имеющие земельные участки, примут непосредственное участие в развитии и наполнении местных бюджетов. Указанные средства запланированы на развитие инфраструктуры региона (при этом регионом, который получает средства из государственного бюджета, будет определён регион места регистрации налогоплательщика, а не местонахождения земельного участка).
Размер ставки налога ежегодно будет повышаться на 20 процентов и достигнет своего завершенного объема только через четыре года (в 2020 году). Изначально проект охватывает около 30 регионов Российской Федерации (наиболее готовых к изменениям и имеющих развитый аппарат местного самоуправления).
Повышенные коэффициенты
В некоторых ситуациях используют удвоенные тарифы налога. К ним относится покупка участка в собственность с целью построить жилой объект (не ИЖС). Тогда плательщик делает взносы по удвоенной ставке в течение 3 лет до момента регистрации прав.
В то же время на юридическое лицо, получившее площадку для возведения каких-либо конструкций на правах постоянной/бессрочной эксплуатации, кратность ставки земельного налога на коэффициент не распространяется.
Также см. «Декларация по земельному налогу за 2021 год: образцы заполнения».