Можно ли учесть прошлогодние расходы в текущем году: анализируем риски


Расходы, относящиеся к прошлым налоговым периодам

Допустим, что в текущем году организацией были установлены расходы, которые не были приняты во внимание в прошлом 2021 году. У должностного лица в этом случае есть два варианта:

  1. Необходимо подать в налоговую инспекцию уточнённую декларацию по налогу на прибыль за прошлый год с внесением информации о недостающих расходах.
  2. Учесть обнаруженные расходы в налоговой базе при определении размера налога за 2021 год.

Второй вариант допускается к исполнению, только если окажется, что в прошлом году налога было уплачено больше чем нужно. Это следует из п. 1 ст. 54 НК РФ.

В исследуемом случае имеет место переплата налога, поскольку налоговая база за 2021 год была завышена, следовательно, организация имеет право принять расходы прошлого года при расчёте налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в текущем 2020 году.

Однако, инспекторы налоговой инспекции неоднозначны в этом вопросе. По их мнению, если организация планирует учесть расходы прошлых периодов в этом году, то ей необходимо выполнить три условия, которые прямо не описываются в Налоговом Кодексе РФ.

«Ложка дегтя»

Вместе с тем нельзя не отметить наличие у рассмотренного выше варианта отражения расходов одного существенного недостатка. Дело в том, что подача уточненной декларации с меньшей суммой налога к уплате в бюджет, помимо камеральной проверки (проводимой в порядке, установленном ст. 88 НК РФ), может спровоцировать выездную.
Справедливость подобного утверждения подтверждают рекомендации специалистов ФНС по проведению выездных проверок (п. 1.3.2 Письма от 25.07.2013 №АС-4-2/13622). Из указанного документа следует, что налоговый орган в рамках выездной проверки вправе проверить период, за который представлена уточненная декларация (даже если этот период превышает три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация). Исключением является случай, когда соответствующий период ранее был охвачен выездной проверкой (см. также Письмо ФНС России от 29.05.2012 №АС-4-2/8792).

Таким образом, подавая уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога на прибыль к уплате в бюджет, налогоплательщик рискует тем, что в отношении него может быть назначена внеплановая выездная налоговая проверка. Добавим, риск этот возрастает в случае неоднократного уточнения сведений за один и тот же период.

Вместе с тем (как упоминалось выше) корректировка налоговой базы прошлого периода – далеко не единственный способ отразить в учете ранее не признанные расходы.

В декларации за 2021 год должен стоять налог «к уплате»

При сдаче декларации за прошлый год должен быть налог «к уплате», т.е. имело место фактическое перечисление средств на счёт ФНС по итогам года.

Здесь вроде бы логично, если было исчислено налога больше, чем нужно, значит, имела место переплата. Если же по итогам прошлого года значился убыток, то ни о какой излишне перечисленной сумме налога речи быть не может.

Стоит также отметить, что величина налога к уплате за 2021 год значения не имеет, главное, что чтобы она фактически была.

Своевременное отражение расходов не привело бы к убыткам в прошлом периоде

Предположим, что расходы изначально были отражены в декларации по налогу на прибыль по итогам 2021 года, тогда это не должно было бы привести к убыткам по итогу года.

Рассмотрим на примере. В прошлом году налогооблагаемая база была рассчитана в сумме 200 000 рублей. В текущем году были обнаружены неучтённые ранее расходы в сумме 230 000 рублей. Соответственно, если представить, что организацией в прошлом году данная сумма была учтена своевременно по итогам года, то имел бы место убыток в размере 30 000 рублей. (200 000 – 230 000).

Инспекторы придерживаются мнения, что в таком случае принять в текущем году расходы 2021 года нельзя. В соответствии со ст. 283 НК РФ существует установленная система переноса убытков прошлых лет. Так по 2021 год включительно при расчёте текущего налога на прибыль убытки прошлых лет могут быть списаны с налогооблагаемой базы в размере, не превышающем 50 % от исчисленной суммы.

Предположим, что по итогам 2021 года налогооблагаемая база составила 190 000 рублей, то в соответствии со п. 2.1 ст. 283 НК РФ, организация вправе уменьшить базу лишь на 95 000 рублей (190 000 х 50%). Если же расходы прошлого года будут применены в этом году в полном объёме, то в декларации придётся показать убыток, что приведёт к ущербу бюджета:

190 000 – 230 000 = — 40 000 рублей – убыток.

Как учесть расходы прошлых лет организации на упрощенной системе налогообложения

Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, признаются затраты после их фактической оплаты. При этом оплатой товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается прекращение обязательства налогоплательщика — приобретателя товаров (работ, услуг, имущественных прав) перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Таким образом, для признания расходов должны выполняться два условия:

— товары получены (результаты выполненных работ, оказанных услуг приняты; имущественные права переданы);

— товары (работы, услуги, имущественные права) оплачены.

Факт получения материалов подтверждается накладной, полученной от продавца, а также приходным ордером (форма № М-4) или иным аналогичным документом, который покупатель оформляет при оприходовании материалов (п.п. 44, 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, далее – Методические указания).

В случаях, когда материальные ценности поступают в организацию без документов, поставка называется неотфактурованной. Согласно п. 37 Методических указаний неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов. Акт о приемке материалов составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику. Таким образом, материалы, полученные от продавца без сопроводительных документов, принимаются к учету (приходуются) покупателем в общеустановленном порядке на основании акта.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы по приобретению сырья и материалов признаются для целей налогообложения в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения.

Как следует из вопроса, материалы были получены и оплачены в 2012 году. Соответственно, в 2012 г. они должны быть приняты на учет путем составления акта и приходного ордера (форма № М-4). Поскольку условия для признания расходов (материалы получены и оплачены) были выполнены, то признать расходы, связанные с приобретением материалов, следовало в 2012 г.

Факт того, что услуги оказаны и приняты заказчиком, подтверждается актом об оказанных услугах. Порядок признания расходов в данном случае зависит от условий договора и даты составления и (или) подписания акта.

Например, условиями договора может быть предусмотрено, что услуги считаются оказанными после подписания акта заказчиком. В этом случае датой признания расходов налогоплательщиком-заказчиком является дата подписания им акта.

Если же договором определено, что датой оказания услуг является дата составления акта, то датой признания расходов для заказчика является именно эта дата.

Соответственно, если дата оказания услуг приходится на 2012 год, то расходы на их оплату для целей налогообложения также следует признать в 2012 году.

Исходя из вышеизложенного, рекомендуем внести исправления в книгу учета доходов и расходов и представить уточненную налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2012 год.

В текущем налоговом периоде необходимо показать прибыль

Заключительное условие было выдвинуто Министерством финансов РФ в письме от 6 апреля 2021 года № 03-03-06/2/27064.

В письме ещё раз подчёркивалась важность наличия в прошлом отчётном году факта переплаты налога. Помимо этого, чиновники заявили, что для того чтобы учесть расходы прошлого года в текущем, в 2021 году по итогам 12 месяцев должна быть исчислена прибыль.

В своём мнении чиновники не посчитали нужным сослаться на какой-либо законодательный акт.

Внереализационные расходы

Если речь идет об «опоздавших» документах по внереализационным или прочим расходам (как правило – это затраты, связанные с оплатой сторонним организациям работ или услуг непроизводственного характера), то применению подлежит специальная норма, установленная в пп. 3 п. 7ст. 272 НК РФ. Напомним, данная норма предусматривает право налогоплательщика выбрать самому конкретный способ учета расходов (в том числе подтвержденных «опоздавшими» документами). Это может быть (если иное не установлено ст. 261, 262, 266, 267 НК РФ):

  • дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
  • дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
  • последний день отчетного (налогового) периода – для расходов в виде сумм комиссионных сборов, затрат на оплату сторонним организациям выполненных ими работ (предоставленных услуг), арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество, а также иных подобных расходов.

Справедливость подобного подхода подтверждают выводы арбитров, сделанные в постановлениях ФАС СЗО от 05.06.2012 №А44-3816/2011, ФАС СКО от 22.02.2012 №А53-11894/2011. А ФАС МО в Постановлении от 15.03.2013 №А40-54227/12-90-293 уточнил: в налоговом законодательстве отсутствует обязанность налогоплательщика фиксировать свой выбор даты осуществления внереализационных и прочих расходов в виде затрат на оплату сторонним организациям предоставленных ими услуг в учетной политике для целей налогообложения. Если налогоплательщик признает затраты на оплату таких работ не в момент подписания акта, а в период осуществления расчетов за оказанную услугу, данные действия полностью соответствуют требованиям пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.
Существенный момент.В подпункте 3 п. 7 ст. 272 говорится о предъявлении документов. Понятие «предъявить» в толковых словарях русского языка обозначает «показать в подтверждение». Другими словами, использование понятия «предъявление» применительно к документам указывает на то, что эти документы можно увидеть воочию. То есть речь идет о дате, когда документы фактически поступили налогоплательщику. Именно так упомянутое понятие трактуется в правоприменительной практике (см., например, постановления ФАС МО от 14.08.2013 №А40-110013/12-20-566, ФАС СЗО от 31.01.2011 №А56-10165/2010).

Чиновники Минфина, в свою очередь, нередко производят замену понятий в указанной норме. Например, в Письме от 13.12.2010 № 03-03-06/1/774 финансисты указали, что под датой предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, следует понимать дату составления указанных документов. Согласитесь, между составлением и представлением документов есть разница, и немалая.

Судебные разбирательства

В Верховном Суде РФ не раз рассматривались подобного рода дела. Судьи в своих решениях всегда придерживались мнения, что подавать уточнённую декларацию нет необходимости, а обнаруженные расходы нужно списать текущем году.

Судьи считают, что у организации есть все основания требовать возврата или зачёта излишне уплаченной суммы. Единственным условием является то, что должно пройти не более трёх лет, об этом свидетельствует ст. 78 НК РФ.

Однако, ситуация, когда предприятие обнаруживает неучтённые расходы прошлого года, по сей день остаётся спорной. Если у организации не получится урегулировать вопрос с налоговой инспекцией на начальном этапе, то разбирательство, скорее всего, дойдёт до суда. Поэтому во избежание судебной волокиты и споров с инспекцией, лучше тщательнее подходить к вопросу первоначального заполнения деклараций.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]