Перечисление налогов. Как оформлять расчетные документы
Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2004 г. № 106н, зарегистрирован в Минюсте РФ 14 декабря 2004 г. № 6187
С 1 января 2005 года
вступают в силу:
– Правила указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств
, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
– Правила указания информации, идентифицирующей платеж
, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации,
администрируемых налоговыми органами
;
– Правила указания информации, идентифицирующей платеж
, в расчетных документах
на перечисление таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности
;
– Правила указания информации, идентифицирующей платеж
, в расчетных документах на перечисление
иных платежей
в бюджетную систему Российской Федерации;
– Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ
на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, сборщики налогов или плательщики иных платежей — юридические лица, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и иные физические лица оформляют расчетные документы в соответствии с правилами, установленными для данных категорий плательщиков
.
Правила
указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, и
Правила
указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, по сравнению с действовавшими в 2004 году
практически не изменились
.
Изменения
, в основном, касаются
физических лиц
.
Так, в поле «Плательщик» проставляются:
– для индивидуальных предпринимателей
– фамилия, имя, отчество и в скобках — ИП;
– для частных нотариусов
– фамилия, имя, отчество и в скобках – нотариус;
– для адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты
, – фамилия, имя, отчество и в скобках – адвокат;
– для глав крестьянских (фермерских) хозяйств
– фамилия, имя, отчество и в скобках – КФХ;
– для иных физических лиц
– фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица.
Место жительства физического лица в поле «Плательщик» не заполняется
при указании
в поле 108
значения реквизита
«Индекс документа»
из извещения физического лица утвержденной формы, заполненного за налогоплательщика налоговым органом.
Юридические лица указывают наименование юридического ли-ца — организации, ее филиала или обособленного подразделения.
В поле 106
указывается показатель основания платежа, который имеет 2 знака.
Установлено, что значение «БФ»
– текущие платежи физических лиц — клиентов банка (владельцев счета), уплачиваемые со своего банковского счета.
Как и ранее, в поле 108 указывается показатель номера документа
, который в зависимости от значения показателя основания платежа может принимать следующий вид, если показатель основания платежа имеет значение:
«ТР»
– номер требования налогового органа об уплате налогов (сборов);
«РС»
– номер решения о рассрочке;
«ОТ»
– номер решения об отсрочке;
«РТ»
– номер решения о реструктуризации;
«ПР»
– номер решения о приостановлении взыскания;
«ВУ»
– номер дела или материала, рассмотренного арбитражным судом;
«АП»
– номер акта проверки;
«АР»
– номер исполнительного документа и возбужденного на основании его исполнительного производства.
Установлено, что при заполнении налогоплательщиком — физическим лицом — клиентом банка (владельцем счета) расчетного документа на уплату налоговых платежей в поле 108
указывается значение реквизита «Индекс документа» из извещения физического лица утвержденной формы, заполненного за налогоплательщика налоговым органом, а при его отсутствии указывается номер иного документа, указанного в настоящем пункте, на основании которого производится заполнение расчетного документа.
При заполнении налогоплательщиком — физическим лицом — клиентом банка (владельцем счета) расчетного документа на уплату налоговых платежей на основании налоговой декларации в поле 108 проставляется ноль («0»)
.
В поле 109
указывается показатель даты документа.
При заполнении налогоплательщиком — физическим лицом — клиентом банка (владельцем счета) расчетного документа на уплату налоговых платежей на основании налоговой декларации в поле 109
указывается дата представления данной декларации в налоговый орган либо при отправке налоговой декларации по почте дата отправки почтового отправления.
В поле 110 указывается показатель типа платежа, который имеет два знака.
Установлены дополнительные новые значения типа платежа
:
«ПЛ»
– уплата платежа;
«ГП»
– уплата пошлины;
«ВЗ»
– уплата взноса.
Уточнено, что наличие в расчетном документе незаполненных полей не допускается
.
Расчет и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом по окончании налогового периода, а также при осуществлении им выплаты денежных средств или вывода ценных бумаг (выплата дохода в натуральной форме) налогоплательщику до истечения очередного налогового периода.
Под выплатой денежных средств, в целях настоящего пункта, понимается выплата наличных денежных средств, перечисление денежных средств на банковский счет физического лица или на счет третьего лица по требованию физического лица кроме перечислений денежных средств Клиента со счетов Компании на покупку ценных бумаг или финансовых инструментов, а также возвратов займов, предоставленных Компанией с целью переноса длинных позиций.
При осуществлении выплаты денежных средств или дохода в натуральной форме налоговым агентом до истечения очередного налогового периода налог исчисляется с налоговой базы, определяемой следующим образом:
При выплате дохода в натуральной форме сумма выплаты определяется в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение передаваемых налогоплательщику ценных бумаг.
Компания производит расчет финансового результата на дату выплаты дохода. При этом, если сумма выплачиваемых налогоплательщику денежных средств не превышает рассчитанную для него сумму в размере финансового результата по операциям, по которым Компания выступает налоговым агентом, налог уплачивается с суммы выплаты.
Если сумма выплачиваемых налогоплательщику денежных средств превышает рассчитанную для него сумму финансового результата, налог уплачивается со всей суммы, соответствующей рассчитанной для данного налогоплательщика сумме финансового результата.
При выплате налогоплательщику налоговым агентом денежных средств (дохода в натуральной форме) более одного раза в течение налогового периода исчисление суммы налога производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога.
Уплата налога за счет средств Компании не допускается.
Удержание налога производится в дату выплаты дохода клиента. Расчет, на основании которого Компания производит удержание налога, высылается в адрес клиента по электронной почте. Перечисление налога в бюджет производится Компанией не позднее 14-00 следующего банковского дня.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога Компания в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производится в соответствии со статьей 228 НК.
Пример расчета НДФЛ:.
У г-на Иванова Петра Семеновича (код клиента №555) заключен договор с Компанией на брокерское обслуживание. При выплате ему денежных средств Компания удерживает налог на доходы следующим образом:
1. 10.02.2010 от клиента № 555 поступило заявление на отзыв денежных средств в сумме 50.000 рублей. На 10.02.2010 финансовый результат по операциям с ценными бумагами (доходы минус расходы) составил 100 000 рублей.
Расчет: 50 000 < 100 000, значит налоговой базой для расчета НДФЛ является сумма выплаты, а сумма налога составляет :
50 000 * 13% = 6 500 руб., к удержанию 6 500руб.
2. 10.03.2010 клиент № 555 отзывает 100 000. На 10.03.2010 финансовый результат изменился и составил 160 000 рублей.
Расчет: сумма выводимых денежных средств нарастающим итогом 150 000 рублей (50 000 + 100 000) < 160 000, значит налоговой базой для расчета НДФЛ является сумма выплаты, а сумма налога с учетом предыдущего вывода денежных средств составляет :
150 000 * 13% = 19 500 руб.
Но 10.02.2010 сумма налога в размере 6 500рублей уже была удержана, поэтому сумма к удержанию равна 13 000 рублей (19 500 – 6 500).
3. 10.04.2010 клиент № 555 отзывает 100 000. На 10.04.2010 финансовый результат не изменился и остался равен 160 000 руб.
Расчет: сумма выводимых денежных средств нарастающим итогом 250 000 рублей (50 000 + 100 000 + 100 000) > 160 000, значит налоговой базой для расчета НДФЛ является финансовый результат, а сумма налога составляет :
160 000 * 13% = 20 800 руб.
По состоянию на 10.04.2010 сумма налога в размере 19 500 руб.(6 500 – 10.02.10 и 13 000 – 10.03.10) уже была удержана, поэтому сумма к удержанию равна 1 300 рублей (20 800 – 19 500).
Платежные реквизиты
Платежное поручение формируется с актуальными платежными реквизитами. Данные из интернет-сервисов ФНС России представляют собой:
- уникальный индекс документа;
- реквизиты получателя платежей физических лиц, администрируемых налоговыми органами;
- сумму платежа;
- реквизиты плательщика в случае оплаты сумм задолженности по налогам и сборам.
Информация с уникальным идентификатором начислений (УИН) передается в электронном виде в кредитные организации в порядке, установленном Соглашением об информационном взаимодействии ФНС России и кредитной организации при осуществлении платежей физических лиц, администрируемых налоговыми органами.
ГЛАВБУХ-ИНФО
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ;
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
К федеральным налогам и сборам, в частности, относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- налог на прибыль организаций;
- государственная пошлина и др.
К региональным налогам и сборам, в частности, относятся:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог.
К местным налогам и сборам, в частности, относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Налог считается установленным тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Как правило, налоги определяются (исчисляются) путем умножения законодательно установленных процентных ставок налога на некоторую сумму, называемую налоговой базой.
Операции по начислению и уплате налогов в бюджет подлежат отражению в бухгалтерском учете.
Информация о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работников данной организации учитывается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» по соответствующим субсчетам, открываемым по каждому виду налогов и сборов.
Начисление налогов сборов отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по соответствующим субсчетам) и дебету различных счетов (в зависимости от Источников возмещения налогов и сборов).
Начисленные налоги и сборы могут:
- включаться в себестоимость материалов, товаров, продукции (работ, услуг) и капитальных вложений (кредит счета 68 — дебет счетов 08, 10, 20, 23, 25, 26, 29, 41, 44) — например, единый социальный налог;
- относиться на счета по учету продаж и прочих доходов и расходов (кредит счета 68 — | дебет счетов 90, 91) — например, налог на добавленную стоимость и налог на имущество организаций;
- относиться на счет учета прибылей и убытков (кредит счета 68 — дебет счета 99) — например, налог на прибыль;
- удерживаться из доходов физических лиц. работников организации, учредителей и т. д. (кредит счета 68 — дебет счетов 70, 75) — например, налог на доходы физических лиц.
Перечисление налогов и сборов в бюджеты различных уровней отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счетов учета денежных средств.
Помимо сумм налогов и сборов, фактически перечисленных в бюджеты различных уровней, по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются также суммы налога на добавленную стоимость и акцизов, списываемые со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (соответствующие субсчета) и предъявляемые к вычету при расчетах с бюджетом.
Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов и сборов.
В настоящем разделе рассматриваются основные налоги, уплачиваемые организациями. При этом необходимо напомнить, что учет налогов, связанных с оплатой труда работников, организации (налог на доходы физических лиц и единый социальный налог), подробно изложен отдельно.
Следующая > |