Является ли автопогрузчик основным средством?
Согласно п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ имущество признается амортизируемым объектом основных средств, если:
- находится у налогоплательщика на праве собственности;
- используется для извлечения дохода в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией;
- его стоимость погашается путем начисления амортизации;
- срок его полезного использования составляет более 12 месяцев, а первоначальная стоимость — более 40 000 руб.
Автопогрузчик вполне соответствует перечисленным критериям. Возможность его отнесения к основным средствам подтверждается и тем фактом, что автопогрузчики являются объектом классификации в ОКОФ <1>. Они включены в подраздел «Машины и оборудование» (код 14 0000000) под кодом 14 2915540. Кроме того, в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы <2>, с учетом которой налогоплательщики определяют срок полезного использования объектов основных средств, автопогрузчики отнесены к четвертой амортизационной группе. В указанную группу включается имущество со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.
<1> Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. <2> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Обратите внимание! Автопогрузчики не относятся к транспортным средствам, которые в ОКОФ выделены в отдельный подраздел «Средства транспортные» (код 15 0000000).
До 2021 г.
Код ОКОФ 14 2915070 Средства подъемно-транспортные прочие (автопогрузчики). В этот класс основных средств включаются следующие виды:
14 2915070 Оборудование подъемно — транспортное прочее
14 2915540 Автопогрузчики
14 2915541 Автопогрузчики для погрузочно — разгрузочных работ и штабелирования длинномерных грузов
14 2915542 Автопогрузчики специальные
14 2915549 Автопогрузчики прочие
Пример из судебной практики
Автопогрузчик сельскохозяйственный Manitou Maniscopic MLT-X 735 T LSU относится к 4-й амортизационной группе (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.08.2017 N Ф04-2570/2017 по делу N А70-12797/2016, Определением Верховного Суда РФ от 25.10.2017 N 304-КГ17-15109 отказано в передаче в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ)
Рубрики:
С какого момента начисляется амортизация?
Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ в соответствии с установленными сроками полезного использования амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам. При этом срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию соответствующего объекта. Таким образом, автопогрузчик включается в четвертую амортизационную группу на дату его ввода в эксплуатацию. С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию (включен в соответствующую амортизационную группу), начинается начисление амортизации (п. 4 ст. 259 НК РФ).
Отметим, что в отношении автопогрузчика не действует п. 11 ст. 258 НК РФ, согласно которому основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации по законодательству РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Речь идет о государственной регистрации прав на имущество. В силу ст. 131 ГК РФ госрегистрации подлежат права на недвижимое имущество. Что касается прав на движимое имущество, их регистрировать не надо, за исключением случаев, указанных в законе. Регистрировать сделку с автопогрузчиком закон не требует. В то же время необходимо помнить: сам автопогрузчик (рабочий объем двигателя внутреннего сгорания которого составляет более 50 куб. см (0,05 л)), несмотря на то что он не предназначен для движения по автомобильным дорогам общего пользования, подлежит государственной регистрации в органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, требующих внесения изменений в регистрационные данные. Это требование установлено Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
Работа компании Техника Для Склада в апреле 2021 года
Увеличиваем вместимость Вашего склада на 50% Вышки LEMA со скидкой 10%!
Самоходные штабелеры LemaZowell дешевле на 15%!
Скидка до 50% на колеса для тележек
Паллетные стеллажи от 1037р. за паллетоместо
Согласно ст. 258 Налогового Кодекса Российской Федерации, дополнительно учитывая классификацию основных средств (классификация утверждена Правительственным Постановлением № 1 от 01.01.2002г.) при введении объектов основных средств (ОС) в пользование, налогоплательщик устанавливает срок их полезного использования самостоятельно. Амортизационная группа основных средств определяется в соответствии с полезным сроком использования.
Полезный срок использования амортизационной группы
Устанавливая полезный срок использования для различных видов складского оборудования можно применять соответствующие коды:
для штабелеров может быть использован код ОКОФ 14 2921030 /3/, — «погрузочно-разгрузочное оборудование и машины, оборудование для лабораторий, транспортное и сельскохозяйственное оборудование», который соответствует коду 14 2921030 классификации основных средств раздела «Машины и оборудование», это третья амортизационная группа (имущество, имеющее срок полезного использования более 3 — 5 лет, включая этот срок);
для электропогрузчиков – может быть использован ОКОФ 15 3599030 /9/ — «транспортные внутриобъектовые средства, имеющие в основе электрическую тягу (электрокары, электротележки, электропогрузчики и др.), которые соответствуют коду 15 3599301 «электропогрузчики» классификации основных средств раздела «Транспортные Средства», это третья амортизационная группа (имущество, имеющее полезные сроки использования 3 — 5 лет включая этот срок).
Внимание! Последовательность операций при определении полезного срока использования, как правило, закрепляется в учетной политике организации, так как является ее неотъемлемой составляющей.
Автопогрузчик: как учесть расходы?
264 НК РФ расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) относятся к учитываемым в целях налогообложения прибыли прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Однако автопогрузчик не является транспортом, поэтому эта норма в нашем случае не применяется. В то же время в п. 1 ст. 264 приведен открытый перечень затрат. Кроме того, согласно пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ в состав материальных расходов включаются затраты на приобретение материалов, используемых на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели). По мнению чиновников, расходы на приобретение ГСМ также могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе материальных расходов в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ как затраты на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, затраты на трансформацию и передачу энергии (Письма Минфина России от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61, ФНС России от 16.07.2010 N ШС-37-3/6848). Поэтому расходы на топливо для автопогрузчика вполне можно учесть в целях исчисления налога на прибыль, но только при условии соблюдения требований п. 1 ст. 252 НК РФ.
Напомним, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением указанных в ст. 270 НК РФ. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. К обоснованным относятся экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (другими словами, экономически оправдан должен быть размер расходов), а к документально подтвержденным — затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы. Также документальным подтверждением признаются документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы (в том числе таможенная декларация, приказ о командировке, проездные документы, отчет о выполненной в соответствии с договором работе).
Определение амортизационной группы по коду ОКОФ
Как по коду ОКОФ определить амортизационную группу?
Структура кода ОКОФ (ОК 013-2014) такая – XXX.XX.XX.XX.XXX. Чтобы по коду ОКОФ определить амортизационную группу, к которой относится основное средство, необходимо поступить следующим образом:
Определите по ОКОФ код вида имущества, к которому относится ваше ОС. Код указан в первой графе таблицы ОКОФ. Например, прицеп, технически допустимая максимальная масса которого свыше 0,75 т, но не более 3,5 т, согласно ОКОФ, имеет код 310.29.20.23.112.
Проверьте, есть ли код, который вы нашли, в первой графе Классификации ОС.
Если он там есть, то посмотрите, к какой амортизационной группе он относится.
Если в Классификации ОС этого кода нет, то амортизационную группу ОС надо определять по коду группировки, в которую включено имущество. Заменив последний знак кода нулем, вы получите код группировки более высокого уровня. Если это не помогло, уберите последние три знака. И так далее, пока не обнаружите код группировки более высокого уровня в Классификации.
Пример. Определение амортизационной группы по коду ОКОФ
В Классификации ОС такой код не указан. Нет в ней и кода группировки 310.29.20.23.110 «Прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадрициклам». Однако в Классификации есть код группировки 310.29.20.23 «Прицепы и полуприцепы прочие». Он относится к пятой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше семи лет до десяти лет включительно).
Значит, прицеп надо включить в пятую амортизационную группу.
Обращайте внимание на примечания к наименованиям ОС (они даны в третьей графе Классификации ОС) – там может быть перечислено имущество, исключаемое из соответствующей амортизационной группы или дополнительно включаемое в нее. Например, автопогрузчик с вилочным захватом, согласно ОКОФ, имеет код 330.28.22.15.110. В классификации ОС такого кода нет. Однако в ней есть подъемники, не включенные в другие группировки, с кодом ОКОФ 330.28.22.11.190. Они включены в четвертую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно). В примечании к ним указаны автопогрузчики. Получается, автопогрузчик с вилочным захватом включается в четвертую амортизационную группу.
Документальное подтверждение расходов
Что означает фраза «документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ»? В ст. 313 НК РФ сказано: налоговым учетом является система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. В качестве подтверждения данных налогового учета выступают в том числе первичные учетные документы. В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Отсюда Минфин сделал вывод: одни и те же первичные учетные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета (Письмо от 16.11.2010 N 03-03-06/1/726). Также финансисты напомнили, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а если соответствующая форма документа в альбоме не предусмотрена, документ должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 вышеуказанного Закона.
В то же время, например, ФАС ДВО с таким подходом не согласен. Налоговый кодекс не содержит перечня первичных документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных хозяйственных операций, и не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению (заполнению). Следовательно, налоговый учет расходов на приобретение ГСМ может осуществляться на основании как унифицированных, так и иных форм первичных документов (Постановление от 16.06.2010 N Ф03-3840/2010). Такой подход не чужд и чиновникам.
Как правило, для документального подтверждения расходов на приобретение топлива используются путевые листы. Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, они применяются юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, то есть в специализированных организациях. В то же время Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Этим документом, разработанным во исполнение требований п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», обязаны руководствоваться юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, а также автобусы, троллейбусы и трамваи. Без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство перевозки пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми и грузовыми автомобилями запрещены. Финансисты признали: путевой лист, самостоятельно разработанный организацией, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ, при наличии в нем Обязательных реквизитов, утвержденных Приказом Минтранса России N 152 (Письмо от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161). В то же время, по их мнению, организации, на которые положения данного Приказа не распространяются, могут использовать путевой лист в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения. Однако налогоплательщик вправе подтверждать произведенные расходы и другими документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (Письмо от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354).
Получается, предприятие пищевой промышленности, сотрудники которого работают на автопогрузчиках, не обязано использовать унифицированные формы, утвержденные Постановлением Госкомстата России N 78, а также соблюдать требования Приказа Минтранса России N 152. Поэтому в качестве документального подтверждения оно может использовать форму путевого листа, приведенную в Приложении 6 к Межотраслевым правилам по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), утвержденным Постановлением Минтруда России от 07.07.1999 N 18, включая в нее при необходимости дополнительные реквизиты. Указанные Правила распространяются на работников, эксплуатирующих или обеспечивающих эксплуатацию промышленного напольного безрельсового колесного транспорта (автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств, включая грузовые тележки), используемых в технологических транспортных операциях внутри организации (между корпусами, цехами, участками, отделениями, службами, складами, торговыми залами и другими объектами).
Например, путевой лист для автопогрузчика можно дополнить такими реквизитами, как:
- дата составления документа;
- показания счетчика моточасов при выезде автопогрузчика из «гаража» и его возвращении, другими словами, в путевом листе появятся сведения о времени работы автопогрузчика (данные о пробеге не фиксируются, поскольку автопогрузчик не оборудован одометром);
- данные о движении топлива.
ОКОФ 330.28.22.15.120 — Погрузчики прочие
ОКОФ 330.28.22.15.120 — Погрузчики прочие
- ОКОФ — Общероссийский классификатор основных фондов
- 300.00.00.00.000 — Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
- 330.00.00.00.000 — Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
- 330.28 — Машины и оборудование, не включенные в другие группировки
- 330.28.2 — Машины и оборудование общего назначения прочие
- 330.28.22.1 — Оборудование подъемно-транспортное
- 330.28.22.15 — Автопогрузчики с вилочным захватом, прочие погрузчики; тягачи, используемые на платформах железнодорожных станций
- 330.28.22.15.120 — Погрузчики прочие
330.28.22.15.120 — Погрузчики прочие
Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014 Код: 330.28.22.15.120 Наименование: Погрузчики прочие Дочерних элементов: 0 Амортизационных групп: 1 Прямых переходных ключей: 8
Группировка 330.28.22.15.120 в ОКОФ является конечной и не содержит подгруппировок.
Амортизационная группа экскаватора-погрузчика
Mar 5, 2012 — Заметила что погрузчик стоит у бывшего бухгалтера в группе Машины… средств, включаемых в амортизационные группы погрузчиков не нашла. … имущество относится к группе «Машины и оборудование» (часть… Налог на движимое имущество, приобретенное после 01.01 …
В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.
Автотранспортные средства в соответствии с Классификацией основных средств отнесены к III-V амортизационным группам. Напомним, что СПИ для них устанавливается следующий:
- III — свыше 3 до 5 лет включительно;
- IV — свыше 5 до 7 лет включительно;
- V — свыше 7 до 10 лет включительно.
Амортизационная группа | Наименование автотранспортного средства |
III | Автомобили легковые (с рабочим объемом двигателя не более 3,5л); Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5м включительно; Автомобили грузовые с дизельным или бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5т |
IV | Автомобили легковые малого класса для инвалидов; Автобусы городские особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно; Автобусы дальнего следования; Автобусы средние и большие длиной до 12м включительно; Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы); Автокатафалки; Автобетоновозы; Автолесовозы; Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог |
V | Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л) и высшего класса; Автобусы прочие особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно; Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5т; Автомобили-тягачи седельные; Автогидроподъемники; Мусоровозы |
Если автотранспортное средство попадает в одну из указанных групп, то организация определяет СПИ в пределах срока, предусмотренного для соответствующей группы. Например, для легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л СПИ может быть установлен от 85 месяцев до 120 месяцев включительно.
А, к примеру, по крану автомобильному амортизационная группа какая?
В автокран расположен в разделе «Транспортные средства» с кодом 310.29.10.51. По налоговой Классификации средства автотранспортные специального назначения с кодом по ОКОФ 310.29.10.5 отнесены к IV и V амортизационным группам. Поэтому организация может самостоятельно отнести автокран к любой из указанных групп.
Обращаем внимание, что кроме автокранов Классификация содержит упоминание и иных кранов, не отнесенных к транспортным средствам. Так, краны грузоподъемные в общем случае отнесены к VII амортизационной группе (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно). Также в отдельных группах Классификации можно встретить и иные упоминания кранов.