Е. А. Юрова автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву
Обеспечение реализации положений Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» нашло свою реализацию в значительных изменениях регулировании труда водителей транспортных средств.
В частности, были актуализированы:
- Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей транспортных средств.
- Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
- Документы перевозок и движения транспортного средства.
- Правила по охране труда водителей транспортных средств.
- Периодические медосмотры.
- Требования к квалификации водителей транспортного средства.
Утратил силу Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств».
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей
Начнем с Приказа Минтранса России от 16.10.2020 N 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей».
Документ большой и касается только водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями, управляющими транспортным средством самостоятельно.
Приказом определено существенное количество измеряемых сведений о рабочем и нерабочем времени. Особую ценность представляет определение занятости и ее продолжительности, включаемую в рабочее время:
- время управления автомобилем,
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем,
- время работы, не связанной с управлением автомобиля.
Кроме рабочего времени в Приказе отражено время отдыха и перерывов, не включающее время специальных перерывов:
- перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены),
- ежедневный (междусменный) непрерывный отдых,
- еженедельный отдых.
Новшества определили изменения в процедуре учета рабочего времени, в том числе и с использованием суммированного учета рабочего времени.
С 1 января Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1733 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» изменились нормы времени вождения и отдыха водителей автобусов или грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 т. Соблюдение новых норм будет контролироваться тахографом.
Запись водителя автобуса в трудовой книжке
Информация, указанная в документе о рабочем стаже человека, должна быть верной и правильно оформленной. Но случаются ситуации, когда в него вносятся ошибочные сведения. Расскажем о том, как внести запись об отмене записи в трудовой книжке.
Серия трудовых книжек по годам выпуска появилась не сразу. В 1939 г. книжки имели фиолетовую обложку и не имели никаких степеней защиты. Такими документами советские люди пользовались в период с 1939 по 1974 гг. С 1974 они стали защищаться от подделок, в том числе путем присвоения им индивидуальных номеров. С каждым годом способы защиты становились более надежными. Как проверить трудовую книжку по серии и номеру, можно узнать из специальных таблиц.
Рекомендуем прочесть: Как рассчитать среднедушевой доход на семью из 4 человек
Новые правила перевозок грузов и новые документы
Изменения перевозок грузов автомобильным транспортом и регулирования труда водителей, управляющих грузовым транспортом, определены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации».
Требования Правил устанавливают порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок. Особого внимания требуют вводимые Постановлением виды документов, например, транспортная накладная, позволяющая закрепить выполнение обязанностей экспедитора и внести иные сведения обо всех участниках перевозки.
Также актуализирован порядок заполнения путевых листов, установленный Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Новый порядок определяет обязательность реквизита и возможность внесения нужных работодателю сведений.
Важно, что в сведениях о транспортном средстве отражают его тип, марку, модель, информацию о прицепе при его наличии, пробег, дату и время обязательного контроля техсостояния, дату и время выпуска на линию и время возвращения, а сам документ оформляется на каждый автомобиль. Эти сведения нужны для учета расходов на содержание транспортного средства и для иных целей финансового и иного учета.
Изменения в правилах по охране труда водителей
Новации в режиме рабочего времени водителей и в документировании перевозок сопровождались изменениями в охране труда на автомобильном транспорте (Приказ Минтруда России от 09.12.2020 N 871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте»).
Изменения в охране труда коснулись работодателей — юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и физических лиц (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Их необходимо применять при организации и осуществлении работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом и проверкой технического состояния транспортных средств.
На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя транспортных средств работодатель разрабатывает и утверждает инструкции по охране труда для работников и видов выполняемых работ (при наличии таковых на предприятии).
Утверждение происходит локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
Изменение правил охраны труда обязывает работодателя провести обучение и инструктаж по охране труда, для чего необходимо:
- Провести внеплановое обучение по охране труда руководителей организации и членов комиссии по охране труда.
- Провести внеочередную проверку знаний в объеме новых правил по охране труда при выполнении работником его трудовой функции, при выполнении работ на оборудовании с оформлением соответствующих документов.
Оформляем на работу водителя
7. Идентификационный номер налогоплательщика
(ИНН) (не обязательно, при наличии). В соответствии со ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории РФ по всем видам налогов и сборов идентификационный номер.
Рекомендуем прочесть: Личные качества и профессиональные навыки операционной медсестры
Если организация допустит к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами, то должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, будет оштрафовано на 50 000 руб. (ст. 12.32.1 КоАП РФ).
Периодические медосмотры
В продолжение изменений в охране труда 01.04.2021 вступает в силу Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».
Изменяется порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, не только занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, но и трудящихся на работах, связанных с движением транспорта и проч. В этом приказе сложно выделить ключевые нормы, ибо изменений много и все они определяют действие одного или другого работодателя.
Требования к квалификации водителей
Помимо внеочередного обучения по охране труда Приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения внесены изменения в профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к следующим работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- водитель легкового автомобиля;
- водитель грузового автомобиля;
- водитель автобуса;
- водитель троллейбуса;
- водитель трамвая;
- контролер технического состояния транспортных средств;
- контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта;
- специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
- консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
Актуализация и восполнение недостающих профессиональных квалификационных требований осуществляется образовательной организацией, реализующей основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Обучение проходит счет средств работодателя, т.к счет средств работодателя, т.к. это обучение обеспечивает безопасность дорожного движения и проводится для целей хозяйственной деятельности юридического лица (ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ).
В рамках «регуляторной гильотины» утрачивает силу Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств». В настоящее время разработан проект аналогичного приказа Минтранса России.
Согласно проекту предполагается, что контроль будет проводиться во время подготовки транспортного средства к выполнению водителем или группой водителей одного или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа. Как и прежде, предусматривается фиксация результатов контроля в журнале регистрации. При этом из обязательных реквизитов журнала планируется исключить фамилию, имя и отчество водителя (Постановление Правительства РФ от 26.10.2020 N 1742). А значит, действие регуляторной гильотины облегчает работодателю исполнение законодательных требований.
Требования к должностным лицам. Приказ Минтранса № 287
Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
(Утверждено Приказом Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. № 287)
Извлечения
14. К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
14.1. Контролер технического состояния автотранспортных средств должен знать:
- нормативные акты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта;
- нормативные акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
- устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств;
- технические требования, предъявляемые к транспортным средствам;
- основы транспортного и трудового законодательства;
- правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.
14.2. Контролер технического состояния автотранспортных средств должен уметь:
- контролировать техническое состояние автотранспортных средств.
14.3. К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:
- наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
16. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
Смотрите также: Изменения в законе об ОСАГО с 25 сентября 2017 года
16.1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать:
- нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;
- назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
- правила технической эксплуатации транспортных средств;
- методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
- организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
- порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
16.2. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь:
- разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;
- анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению;
- осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России;
- разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;
- организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе;
- информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;
- устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
- контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
- контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров;
- организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях;
- контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей;
- организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;
- организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Смотрите также: Категории и подкатегории водительских удостоверений
16.3. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
- наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
- наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
16.4. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
______________________________________________
На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.
Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим